Паспорта отходов кто должен иметь

Обновлено: 04.07.2024

Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:

  • приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
  • инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
  • документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.

Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).

7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Разработка паспортов опасных отходов — приказ о паспортизации, образец

процесс сопровождается множеством подводных камней. Их нужно учитывать предпринимателям, которые заинтересованы в устранении сложностей при взаимодействии с госведомствами.

Что такое паспорт отходов

Что такое паспорт отходов

Зачем нужен

для создания эффективных инструментов хранения, перевозки и обезвреживания. Также выполняются дополнительные задачи:

  • следование требованиям законодательства в сфере экологии;
  • оформление сделки на транспортировку отходов со сторонней компанией;
  • во избежание штрафов, положенных за несоблюдение требований по паспортизации, при выявлении фактов нарушения контролирующими ведомствами;
  • проведение расчетных действий по сборам в бюджет, обусловленных негативным влиянием на окружающую среду.

Кто должен делать

С учетом норм действующего законодательства паспорт опасного отхода необходим для всех субъектов предпринимательской деятельности. При одном условии: если в производстве образуется мусор I-V класса опасности. При этом не имеет значения используемые формы собственности. Различия определяются с учетом прав собственности лица к недвижимости:

  • владельцы, сдающие недвижимость третьим лицам в аренду. Собственникам придется поставить на документальный учет не только свои отходы. Они несут ответственности и за поступающие в рамках деятельности арендаторов. Если же арендодатель не принимает участие в жизни объекта, он освобождается от данной необходимости;
  • арендаторы. За ними закрепляется обязанность по постановке на учет опасного мусора, если они образуются в ходе их деятельности;
  • управляющие компании, которые обеспечивают деятельность объектов недвижимости. Для них паспортизация обязательна. Как и дальнейшее оформление договора на вывоз мусора.

Нормативные акты

  • Постановление Правительства РФ № 712 от 2013 года об утверждении нового паспорта опасного отхода;
  • Приказ Минприроды РФ № 792 от 2011 года, где прописан порядок ведения госкадастра отходов;
  • Приказ Росприроднадзора № 445 от 2014 года, утверждающий новый ФККО (каталог).

Как оформить паспорт отходов I-IV класса опасности

Можно ли сделать самостоятельно

Паспорт допускается получить самостоятельно, но нужно быть готовым к актуальным сложностям процесса оформления:

  • уточнение компонентного состава мусора. Если тип отхода отсутствует в классификаторе, организации придется обосновать в Росприроднадзоре необходимость его включения. Для этого нужно провести лабораторные исследования для уточнения состава. Это требует специфических знаний и оборудования или привлечения сторонних компаний;
  • важность уточнения свойств отработок. Паспортизация реализуется с учетом результатов анализа, что позволяет оценить степень влияния на экологию;
  • соответствие нового отхода типу, включенному в классификатор. Имеются сложности не только с сопоставлением признаков. Проблемы существуют и с правильным оформлением результативного раздела исследований.

Есть и трудности с заполнением документа в связи с отсутствием конкретной инструкции внесения сведений в типовой бланк.

Как составить документ

  1. Оформление подробного перечня мусора, для которого требуется паспорт.
  2. Уточнение применяемых способов исследований, необходимых для получения документа.
  3. Сбор образцов мусора в соответствии с утвержденными нормативными требованиями.
  4. Проведение исследований отходов в лаборатории, которая обладает соответствующей лицензией.

Обратите внимание! По новым правилам требуется зарегистрироваться на портале паспортизации опасных отходов. С помощью данного модуля можно подготовить в электронном формате заявку в Росприроднадзор. Она используется для подтверждения класса опасности. Здесь же можно обмениваться со специалистами ведомства информацией для уточнения статуса запроса.

Паспортизация отходов при обращении в стороннюю компанию

Паспортизация отходов при обращении в стороннюю компанию

Из-за множества проблем, присущих паспортизации отходов, зачастую проще и логичнее обратиться в специализированную фирму, которая занимается оформлением таких документов.

  • проведут нужные исследования в лаборатории;
  • подготовят пакет необходимых документов и отчетов;
  • передадут их на согласование в Росприроднадзор.

Стоимость обращения в специальную организацию

  • объем отходов;
  • состав мусора;
  • региона обращения;
  • списка реализованных услуг.

За разработку паспорта и его согласование по отходам, входящим в классификатор, возьмут от 3,5 тысяч до 4 тысяч рублей. Для оформления документа по мусору, не включенном в ФККО, ценник может быть увеличен в 2-3 раза.

Предоставление необходимой информации и документации

  • устав юридического лица с указанием адреса расположения, информации о руководителях и реквизитов организации;
  • заранее утвержденные лимиты отходов;
  • документальное описание технологии, в результате которой возникает остаток;
  • сведения о месте, где размещены отработанные ресурсы.

Срок действия паспорта отходов

Если документ был оформлен на отходы, которые утверждены в ФККО, то срок действия не ограничивается по времени. В случае, когда паспортизация проходит по неизвестному типу мусора, паспорт остается актуальным до даты включения данного отхода в классификатор. Впоследствии нужно повторно пройти процедуру оформления. Далее документ приобретает бессрочный характер.

Образец документа

  • происхождение отходов;
  • их состав;
  • свойства;
  • условия размещения;
  • технология применения;
  • класс опасности;
  • реквизиты организации.

Штрафные санкции за отсутствие паспорта отходов

Государственными ведомствами, которые занимаются экологическим контролем, в регламентированном порядке проверяется наличие паспортов. При его отсутствии нарушитель привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

На практике выявление факта игнорирования правил обращения с отходами осуществляется при проверке результатов работы предприятия. Если не была проведена паспортизация, юридические лица должны уплатить штраф по ст. 8.2 КоАП РФ, размер от 100 тысяч до 250 тысяч рублей.

Должностные лица также несут финансовую ответственность – в их отношении реализуются меры взыскания, предполагающие уплату суммы от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

Код ФККО, расчет и плотность несортированного офисного мусора

Школьникам Москвы подарили книги о раздельном сборе отходов

Лицензию для утилизаторов отходов в России сделают временной

Мусоросжигательные заводы предложили строить без экологической экспертизы

Если мусор представляет угрозу для окружающей среды, по закону, на него следует оформить паспорт отходов. Документ позволяет определиться со способом утилизации и выбрать максимально безвредный путь обращения с утилём.

Паспорт отходов

Что представляет собой паспорт отходов?

Паспортизация предусматривается не для каждого вида мусора. Основная масса выбрасываемого не требует оформления документации и утилизируется стандартным методом – сбор в контейнеры и отправка на полигон или мусоросжигательный завод.

Паспорта отходов – это документы, которые составляются на утиль, требующий соблюдения норм безопасности при обращении.

Паспорта служат подтверждением того, что отходы принадлежат к определённому классу из представляющих угрозу для окружающей среды.

Паспорт – сопроводительный документ, позволяющий на каждом утилизационном этапе выбирать правильную схему действий с паспортизированным мусором.

Правовая основа

Организации, производящие опасные отходы, при оформлении паспорта утилизации мусора должны опираться на такие законодательные акты:

Важно: Паспорта отходов – звенья, связующие все утилизационные этапы, начиная со сбора и заканчивая переработкой, захоронением или уничтожением.

Назначение

Паспорт отходов

Паспорт, помимо помощи в выборе направления утилизации, выполняет и другие функции. Он оказывает влияние на следующее:

  1. Выбор и организацию места для хранения мусора. В данном контексте не следует путать процессы накопления и хранения. В первом случае процедура может длиться не более 11 месяцев, во втором может превышать 11-месячный срок.
  2. Способ транспортировки утиля.
  3. Разработку администрациями предприятий внутренних инструкций по утилизации отходов.

Если рассматривать документ более глобально, цель его оформления в следующем:

  • защита природы от вредного воздействия мусора;
  • предупреждение угрозы для жизни и здоровья населения;
  • установка платежей, связанных с экологической сферой;
  • стимуляция компаний к внедрению прогрессивных утилизационных методик;
  • основание для наказания предприятий, незаботящихся об окружающей среде.

Важно: Паспорт позволяет фирмам легализовать работу с отходами. Без него государство не предоставит разрешительную документацию на работу, не одобрит проекты компании.

В каких случаях необходим?

Паспорт отходов

Разработка паспортов необходима для отработок 1-4-го классов. Всякий утиль, способный причинить вред живым организмам или среде, в которой они обитают, должен быть паспортизирован.

Предприятие должно иметь паспорт, если его мусор:

  • взрывоопасен;
  • легко возгорается;
  • токсичен;
  • содержит патогенны;
  • имеет радиационный фон, превышающий нормы.

Когда не нужен?

Паспорт на мусор не нужен, если предприятие производит только отходы 5-й группы. Это самая безопасная категория, при правильном обращении не способная причинить вред природе

ИП или юридическое лицо должны доказать, что их утиль не является опасным. Для этого следует обратиться в лабораторию, специализирующуюся на анализе отбросов. Будут взяты пробы для изучения, согласно результатам анализа лаборатория сделает заключение о наличии или отсутствии необходимости паспортизации.

Кто обязан паспортизировать мусор?

Паспорт отходов

Сделать паспорт на утиль обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие вредные отходы. Если каждая компания будет уделять внимание вопросу отходов, улучшится экологическая ситуация.

Паспортизация отходов направлена на обеспечение контроля за циркуляцией всех видов утиля. Ещё одна её цель – сокращение количества нелегальных свалок на территории РФ.

Разрешается ли оформлять документацию самостоятельно?

Руководства предприятий должны принять во внимание тот факт, что бланк паспорта унифицирован. Документ, составленный своими руками, не будет считаться юридически обоснованным. Контролирующие органы не возьмут его во внимание. Как составить паспорт, можно посмотреть в Правительственном постановлении № 712.

Из постановления можно узнать, что для всех классов опасных отходов предусмотрен единый бланк.

Как оформляются паспорта отходов?

Алгоритм паспортизации зависит от того, намерены предприниматель или юр. лицо решать вопрос самостоятельно или собираются получить паспорт с помощью компании, оказывающей такие услуги.

В первом случае схема действий такая:

  1. Анализируются свойства и состав производимого мусора.
  2. На основании ФККО и Приказов Минприроды № 536 и 541 утилю присваивают класс опасности.
  3. Оформляется паспорт.
  4. Заверенная копия документа направляется в территориальную службу природопользования.

Если на предприятии появляется новый отход, ещё до паспортизации его нужно внести в Классификатор отходов. На процедуру отводится 3 месяца с момента образования мусора.

Лабораторные экспертизы делаются лицензированными лабораториями, принимающими у физических и юридических лиц пробы мусора на анализ.

Для организаций, решивших обратиться за помощью в другие компании, алгоритм действий другой.

Составление сметы

Паспорт отходов

Первое, что следует определить, — затраты, на услуги организации, которая разрабатывает и выдает паспорт.

Общая стоимость состоит из 2-х частей:

  • траты на исследования;
  • непосредственно оформление.

Исследование в 2021 году будет стоить от 2 000.00 рублей. Цена зависит от региона и характеристик утиля. Примерно столько же будет стоить и процедура оформления, включающая:

  • сбор информации о мусоре;
  • расчёты, позволяющие причислить утиль к определённому классу;
  • заполнение бланка;
  • обращение в Росприроднадзор.

Какие сведения и документацию нужно предоставить?

Для того чтобы компания могла составить паспорт, необходимо предоставить её специалистам следующее:

  • перечень отходов;
  • индекс и адрес площадки образования мусора;
  • индекс и адрес юридического лица или ИП (юридический);
  • адрес фактического местонахождения заявителя;
  • ИНН;
  • должность и ФИО директора предприятия;
  • название компании (полностью и сокращённо);
  • телефоны, е-майл, факс;
  • ОКПО;
  • ОКВЭД;
  • ОГРН;
  • ОКАТМО.

На какой срок выдаётся паспорт?

Руководители предприятий, оформляющие паспорта на новые отходы, обязательно интересуются вопросом, как долго будет оставаться действительным документ.

Ответ на вопрос даёт правительственное Постановление № 712. В пункте 8 чётко сказано, что паспорт является бессрочным. Достаточно оформить его один раз и пользоваться на протяжении всего времени существования предприятия.

Образец документа

Те, кто намерен самостоятельно оформлять паспорт, могут скачать его образец в интернете. Там же можно найти и пример заполнения. В бланке должны быть указаны такие данные:

  • оценка степени опасности – принадлежность к классу;
  • состав отходов;
  • при каких обстоятельствах образованы;
  • дата составления;
  • данные о пожароопасности;
  • наименование компании, образовавшей мусор.

Паспорт отходов

Какой предусмотрен штраф в случае отсутствия документа?

Следует знать, какие санкции предусмотрены для предприятий и их руководителей в случае обнаружения отсутствия паспорта отходов при проверке:

  • руководителя штрафуют на сумму от 10 000.00 до 30 000.00 рублей;
  • компания штрафуется на 100 000.00 – 250 000.00 рублей;
  • индивидуальное предприятие платит за нарушение до 50 000.00 рублей.

По закону, при обнаружении нарушения контролирующий орган имеет право приостановить действие компании сроком на 3 месяца.

Заключение

Паспорт отходов – мера, призванная остановить ухудшение экологической ситуации и повернуть его вспять. На сегодняшний день как предприятия России, так и рядовые граждане участвуют в загрязнении окружающей среды.

Опасный мусор может производиться не только организациями, но и частными лицами. В ТКО (твёрдых бытовых отходах) можно найти ртутные термометры и лампы, батарейки и другие материалы, оказывающие негативное влияние на окружающую среду. От граждан не требуется составления паспорта на выбрасываемые отходы. Важно, чтобы каждый осознавал свою ответственность за будущее планеты.

Хозяйственная деятельность организации или предприятия образует отходы. Это отработанные, испорченные вещи, ненужная документация, остатки сырья, среди которых немало предметов, представляющих опасность. На такой мусор обязательно разрабатывается паспорт отходов.

Остатки электроники

Что такое паспорт отходов

Паспортом отходов называют экологический документ, содержащий подробные сведения об отдельном виде мусора. Он содержит:

  • название утиля;
  • содержание веществ;
  • в каком агрегатном состоянии находится;
  • условия образования;
  • класс токсичности;
  • кодовый номер по перечню Федерального классификационного каталога;
  • название, реквизиты, контакты организации.

По изменениям пунктов закона №89 РФ от 24.06.1998 г. “Об отходах производства и потребления”, внесенных в 2015 году, любому объекту, накапливающему мусорные остатки с I по IV классы включительно, предписано оформлять паспорт токсичности образованного отхода. Документ должен подтверждать степень их вредного воздействия.

Часто руководители ошибочно считают, что производство не оставляет мусора и разработка паспортов мелких отходов не нужна. Это не совсем так.


Справка. Испорченная бумага, отработанные предметы, сломанная мебель, ручки, сор от уборки помещения считаются мусорными накоплениями.

Что же такое паспорт опасных отходов, для каких целей оформляется. Важный документ нужен чтобы:

  1. Назначить класс опасности.
  2. Определить условия сбора, временного хранения.
  3. Проводить инвентаризации.
  4. Вести журнал передвижения мусора.
  5. Вести отчетность.
  6. Предоставить для проверки административным органам.
  7. Передать другой организации для транспортировки, обеззараживания и утилизации.

Предприятия, занимающиеся вывозом с последующей утилизацией, должны иметь представление о характере мусора. Любое обращение с ним без паспорта отходов запрещено.

Паспорт отходов

Кто должен делать

Над подготовкой документации должна задуматься любая организация (некоммерческая тоже), представители частного бизнеса, юридических офисов, образующих мусор с I по IV класс.

Паспорт отхода, экопаспорт – официальный документ для ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов размещения). Поэтому производство, арендодатели, управляющие компании, предприниматели, арендующие помещения оформляют паспорта.

Проверяющие органы особенно внимательно относятся к организациям, размещенным на нижних этажах жилого здания.

Срок действия паспорта отходов

Сроки действия подготовленных паспортов опасных отходов определены, как бессрочные. Но при изменении их содержания, реорганизации предприятия, смене реквизитов, контактов, оборудования проводится повторная процедура паспортизации.


Дополнительная информация. Каждое наименование (например, ртутьсодержащие предметы, галогенное оборудование, остатки строительного сырья) паспортизируется отдельно.

Нормативно-правовая база для паспортизации отходов

Проведение паспортизации I-IV класса отходов регламентируется нормативами правовых актов:

  • законом №89, принятым 24.06.98 г., касающимся остаточного сырья производства и потребления, где в ст. 14 содержатся сведения о базовых положениях паспортизации;
  • Федеральным постановлением Правительства России №712, внесенным 16.08.13 г. о правилах паспортизации отходов I-IV класса, содержащие инструкцию, как сделать паспорт опасных отходов.

Одним из важных этапов разработки и оформления паспорта опасных отходов считают процедуру, которая подтверждает степень токсичности. Это проводят с помощью нормативов ФККО, принятых 18.07.14 года и приказа российского Министерства природы №541 от 05.12.14г.

Каждый источник оформляет паспорт регулирующий работу с утилем, несущим угрозу экологии и человеку. На безопасные мусорные накопления паспорта не получают.

Паспортизация отходов I-IV класса опасности

Весь мусор делят на 5 классов. С I по IV класс входят токсичные, взрывоопасные, ртутные, радиоактивные, содержащие патогенные микробы остатки, требующие особых условий хранения и утилизации отходов.

Паспортизация проводится только для мусора первых четырех групп, согласно Постановлению №712 от 16.08.13г. Собранный утиль должен быть отнесен к одной из категорий, входящей в ФККО.

В отдельную группу выделены отходы ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений). Медицинский утиль собирают в непрокалываемые упаковки, что затрудняет определение класса опасности из-за невозможности вскрытия тары.

Согласно СанПин 2.1.7.2790-10 разрабатывают паспорт на хозяйственные медицинские отходы. Биологические, анатомические материалы паспортизации не подлежат.

Паспорт отходов не оформляется на мусор 5 класса опасности. К этой группе относят безопасные предметы, которые при правильном хранении и утилизации не наносят вреда.

Руководители предприятий должны обосновать безопасность веществ по перечню ФККО. Если вид отсутствует в каталоге, придется пройти процедуру определения степени угрозы. Доказательства собираются биотестированием. После анализов взятых проб, лаборатория дает заключение, нужна паспортизация отходов или нет.

Можно ли сделать самостоятельно

Паспортизацией производства можно заниматься самостоятельно. Для подготовки документа руководитель должен провести следующие действия:

Неверное оформление, ошибочное определение степени опасности, незнание законодательства ведет к потере времени и сил.

Для быстрого получения документации целесообразно доверить работу специализированным организациям. Для этого нужно узнать, кем осуществляется паспортизация образованных опасных отходов.

Паспортизация отходов

Как составить документ

Порядок паспортизации любых отходов определен Постановлением Правительства РФ №818 от 26.10.2000 г. На основании ГОСТа 30774-2001 документ содержит строго обязательные разделы:

  1. Наименование утильсырья.
  2. Название, реквизиты производителя.
  3. Точное количество мусора.
  4. Характеристика опасных свойств.
  5. Источник происхождения.
  6. Компонентный состав и класс токсичности.
  7. Способы утилизации.
  8. Риск пожара или взрыва.
  9. Возможность коррозийной активности.
  10. Меры предосторожности.
  11. Условия транспортировки.
  12. Примечания, дополнения, особые условия.

Документ заверяется подписью руководителя, печатью организации и утверждается органами Росприроднадзора.

Паспорт отходов

Стоимость паспортизации

При обращении в организации, занимающиеся оформлением паспортов на отходы, придется оплатить предоставленные услуги. Цены зависят от регионов, где проходит деятельность предприятия. Разработка занимает определенное время, вместе с заказом анализов в лицензированной лаборатории.

Таблица №1 Стоимость и сроки паспортизации

ОтходыЦена (руб.)Сроки (в днях)
Включенные в ФККОот 3 до 6 тыс.45
Не включенные в каталогот 4 до 8,5 тыс.90
Установление принадлежности к V классуот 5 до 9 тыс.до 30

Сроки паспортизации зависят от количества наименований утилизирующих веществ.

Образцы заполнения

Под каждый отдельный вид утиля составляется форма, где наименование вещества указывается на основании Федерального классификатора.

Информацию берут из протоколов, подготовленных аккредитованной лабораторией. Указывается первоначальный состав сырья, превратившегося в мусор.

Внимание! Документ обязательно должен содержать сведения о производственном процессе, в результате которого сырье стало отходами.

Собранную документацию можно подать и получить паспорт через портал паспортизации, который открылся на сайте Росприроднадзора.

Штрафные санкции в случае отсутствия документы

Контролирующие органы Росприроднадзора при проверках требуют паспорт. Грубейшим нарушением считается отсутствие документа, которое несет наказание.

По статье 8.2 КОАП РФ №195-83 от 30.12.2001 года за нарушение правил сбора, хранения, транспортировки, утилизации мусора накладывается взыскание:

  • физические лица – от 1до 2 тыс. рублей;
  • руководители предприятий – от 25 до 40 тыс.;
  • индивидуальные предприниматели – от 30 до 50 тыс. или прекращение деятельности сроком на 3 месяца;
  • юрлица – от 200 до 350 тыс. или приостанавливается работа организации сроком до 90 дней.

Чтобы избежать административного наказания или крупного штрафа перед началом работы требуется оформление паспорта будущих отходов.

Заключение

Разработка паспортов входит в обязанности всех, кто производит утильсырье в процессе производственных работ. Паспортизация требуется мусору, входящему в первые четыре класса опасности. Документ можно составить самостоятельно или доверить сторонней организации. Отсутствие паспорта грозит ограничением деятельности и крупными материальными потерями.

Читайте также: