Паспорт причастия по русскому языку как сделать

Обновлено: 04.07.2024

\u0413\u0440\u0430\u043c\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0438 :\u00a0
\u041f\u0440\u0438\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0430\u043c \u043f\u0440\u0438\u043b\u0430\u0433\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e. \u041e\u043d\u043e \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e \u0447\u0438\u0441\u043b\u0430\u043c, \u043f\u043e \u043f\u0430\u0434\u0435\u0436\u0430\u043c, \u043f\u043e \u0440\u043e\u0434\u0430\u043c \u0432 \u0435\u0434\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435. \u041f\u0440\u0438\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0438\u0434\u0430 \u0438 \u043d\u0435\u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0438\u0434\u0430, \u043f\u0440\u043e\u0448\u0435\u0434\u0448\u0435\u0433\u043e \u0438 \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0435\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438; \u044d\u0442\u0438 \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043a\u0438 \u043d\u0435 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f, \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u0438\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u044f \u043e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435.\u00a0

\u041f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u044b \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0438\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439 :\u00a0
\u0414\u043e\u0436\u0434\u044c, \u043f\u043e\u043b\u0438\u0432\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0437\u0435\u043c\u043b\u044e.\u00a0
\u0423\u0436\u0430\u0441, \u043b\u0435\u0442\u044f\u0449\u0438\u0439 \u043d\u0430 \u043a\u0440\u044b\u043b\u044c\u044f\u0445 \u043d\u043e\u0447\u0438.\u00a0
\u0427\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a, \u043f\u0440\u043e\u0447\u0438\u0442\u0430\u0432\u0448\u0438\u0439 \u043a\u043d\u0438\u0433\u0443.\u00a0
\u041e\u043f\u0430\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0441 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u0430 \u043b\u0438\u0441\u0442\u044c\u044f.\u00a0
\u0411\u0435\u0440\u0451\u0437\u0430, \u0441\u043a\u043b\u043e\u043d\u044f\u044e\u0449\u0430\u044f\u0441\u044f \u043d\u0430\u0434 \u043c\u043e\u043a\u0440\u044b\u043c\u0438 \u043a\u0443\u0441\u0442\u0430\u043c\u0438.\u00a0
\u041f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u044b \u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0438\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u044f\u00a0
\u0417\u0435\u043c\u043b\u044f, \u043f\u043e\u043b\u0438\u0432\u0430\u0435\u043c\u0430\u044f \u0434\u043e\u0436\u0434\u0451\u043c.\u00a0
\u0420\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0432\u044b\u0440\u0430\u0449\u0438\u0432\u0430\u0435\u043c\u043e\u0435 \u043d\u0430 \u0433\u0440\u044f\u0434\u043a\u0435.\u00a0
\u041a\u043d\u0438\u0433\u0430 , \u043f\u0440\u043e\u0447\u0438\u0442\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0432\u0441\u0435\u043c\u0438.

maks12335

Прича́стие- это самостоятельная часть речи, либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? , каков? , что делающий? , что делавший? , что сделавший?

Грамматические признаки :
Причастие изменяется по признакам прилагательного. Оно изменяется по числам, по падежам, по родам в единственном числе. Причастие может быть совершенного вида и несовершенного вида, прошедшего и настоящего времени; эти признаки не изменяются, для причастия они постоянные.

Примеры действительных причастий :
Дождь, поливающий землю.
Ужас, летящий на крыльях ночи.
Человек, прочитавший книгу.
Опавшие с дерева листья.
Берёза, склоняющаяся над мокрыми кустами.
Примеры страдательного причастия
Земля, поливаемая дождём.
Растение, выращиваемое на грядке.
Книга , прочитанная всеми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка образовательного проекта по русскому языку.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Применение технологии проектного обучения

Автор: Серкишева Гульнара Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

п.Тугтун, 2019

1.Паспорт проекта………………………………. стр. 3-4

2.Основная часть 2.1.Введение…………………………………………. … стр.5

2.2. Этапы проведения проекта ………………………. стр.6

2.3.Организация проведения проекта на уроках русского языка …………………………………………………………… . стр.7-8

4.Список литературы…………………………………. стр.10

Паспорт проекта

Название проекта - Применение технологии проектного обучения

Команда проекта - учитель русского языка и литературы, обучающиеся 7 класса.

Цель - создание условий для личностного саморазвития учащихся, формирование творческой, нестандартно мыслящей личности

1) самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают исследовательские умения

5) развивают системное мышление.

Целевая аудитория - учитель и обучающиеся 7класса.

Кадровое обеспечение проекта - учитель русского языка.

Ресурсное обеспечение – компьютер, проектор, сеть Интернет, дополнительная литература.

Характер координации проекта: со скрытой координацией - учитель выступает в роли советчика и помощника.

По характеристике контактов: внутренний - среди участников одного класса.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности проведения: среднесрочный (4 учебные недели)

Предметные области: русский язык, литература.

Ожидаемый результат: создание презентации.

2. Основная часть

2.1. Введение

На уроках метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. В ходе выполнения проекта каждый учится общаться, изобретать, проводить собственные наблюдения, сотрудничать с другими, руководить и подчиняться. Учитель является связующим звеном и между группами. В процессе работы педагог помогает обучающимся в поиске нужных источников, сам является источником информации; координирует весь процесс; поощряет обучающихся; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы обучающихся над проектом.

2.2.Этапы проведения проекта

Этапы работы

Содержание работы

Определение темы и целей проекта

Формирование творческих групп

Определение способов предоставления результатов (формы отчета)

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Осуществление накопления информации путем работы с дополнительной литературой

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

4. Защита проекта

Оценка работ согласно разработанным критериям

На втором этапе учитель организует работу групп по поставленным целям и задачам. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по заданной теме, работая с дополнительной литературой, в сети Интернет. Задача учителя на данном этапе не только дать новые знания, но пробудить интерес у школьников к изучаемой теме, используя творческие задания, которые станут материалом для составления презентации.

На третьем этапе обучающиеся накопленный материал оформляют в виде презентации. В основном это происходит во внеурочное время, так как на уроке для этого недостаточно времени. Учитель направляет работу каждой группы, дает консультации.

Четвертый этап - презентация проекта, анализ проделанной работы .

2.3.Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Проектная деятельность направлена на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и определение способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Перечисленные способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевых компетенций обучающихся по разрешению проблем.

Для того, чтобы работа была более продуктивной, перед началом проектной деятельности была проведена входная диагностика, которая выявила проблемные зоны в изучении данной темы. (Приложение 1, 2)

Анализируя полученные результаты диагностики мною, совместно с обучающимися 7 класса были сформулированы вопросы, вызывающие затруднения в освоении данной темы, которые отражены в таблице

Практическая работа по русскому языку и культуре речи

Причастие – это особая форма глагола (неспрягаемая), называющая признак предмета по его действию.

Причастию свойственны признаки глагола и имени прилагательного:

Признаки глагола у причастия

Признаки прилагательного у причастия

· Вид (совершенный – несовершенный)

· Время (настоящее, прошедшее, будущее)

· Залог (действительный –страдательный)

· Может в единственном числе изменяться по родам

· Может согласоваться с существительным в роде, числе и падеже

· В предложении выполняет роль согласованного определения

Причастия имеют два залога : действительный и страдательный.

Действительные причастия называют признак по действию , которое совершает сам предмет (потухающий вулкан, танцующая пара)

Страдательные причастия называют признак по действию , которое испытывает предмет со стороны другого предмета (обрызганный машиной)

У причастий две формы времени : настоящее и прошедшее. Форму настоящего времени имеет причастия только несовершенного вида (читающий, читаемый). Форма прошедшего времени свойственна причастиям несовершенного и совершенного вида (читавший, читанный, прочитавший, прочитанный).

Возвратные причастия образуются от возвратных глаголов и относятся только к действительным причастиям .

Все формы причастий можно образовать не от каждого глагола, так как их образование зависит от переходности и вида глагола. Действительные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов, страдательные – только от переходных.

Причастия настоящего времени , действительные и страдательные, образуются от глаголов несовершенного вида, а глаголы совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящ.вр.

Прошедш.вр.

Настоящ. Вр.

Прошедш. вр.

От основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов

1 спр.

ущ,ющ

От основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов

2 спр.

ащ,ящ

Образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов

вш ,ш

Образуются от основы настоящего времени переходных глаголов с помощью суффиксов

1 спр.

ем, ом

Образуются от основы настоящего времени переходных глаголов с помощью суффиксов

2 спр

Образуются от основы инфинитива переходных глаголов при помощи суффиксов

(если основа оканчивается на гласные а, я, е)

енн, ённ

(если основа оканчивается на и или согласный)

В отличие от действительных причастий страдательные причастия прошедшего времени имеют краткую форму. Она образуется путем отсечения окончания полной формы, при этом в краткой форме причастие имеет только одну Н(обиженный – обижен – обижена – обижено)

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

· Краткие страдательные причастия прошедшего времени (солдат ранен)

· есть приставка (поломанный, исправленный

· есть зависимые слова (исправленная мной ошибка)

· образовано от бесприставочного глагола совершенного вида(брошенный, купленный)

Практическая работа по теме:

«Причастие как особая неспрягаемая форма глагола.

1.Образуйте от данных глаголов все возможные формы причастий :

Видеть, светлеть рассказывать, брать, выйти, темнеть, вскрикнуть, войти, писать, ужинать, дочитать, портить, занести, напевать, истратить, быть, завтракать, отвезти, ныть.

2.Выделите в данных причастиях суффиксы, определи действительные или страдательные, в каком времени стоят.

Видевший, видимый, видящий, виданный, слышащий, слышимый, слышавший, слышанный, лелеющий, лелеемый, лелеявший, взлелеянный, значимый, значивший, назначаемый, назначенный, назначены, клеящий, склеенный, склеены, сеющий, сеявший, засеянный, засеяны.

3.Определите, где пишется Н, а где НН?

Жаре..ая рыба – зажаре..ая баранина, кале..ые семечки – закале..ая сталь, выжже..ая степь – жже..ый кофе, высея..ые семена – сея..ая мука,воще..ая бумага – навоще..ая нитка, вытка..ый рисунок- тка..ая скатерть, вяза..ая кофта – связа..ые руки, гаше..ая известь – погаше..ый костер, рва..ые ботинки – сорва..ое яблоко, краше..ый дом – выкраше..ый пол, уче..ый скворец – выуче..ый урок, пуга..ая ворона – испуга..ый ребенок.

4.Замените, где возможно придаточные определительные на причастный оборот. Сделайте морфологический разбор трех причастий. Выделите причастные обороты.

Горы, которые окружают Арзрум, покрыты снегом большую часть года. Недалеко от селения Казбек переехали мы через Бешеную балку, овраг, который во время сильных дождей превращается в яростный поток. Под ногами лежала Койшаурская долина, которую пересекает Арагва. Наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, которые обросли липой и чинаром. Узкая полоса света, которая виднелась сквозь лесную чащу, блестела синевой. Я проехал по широкой долине, которую окружили горы.

Сегодня мы прокатимся по Стране знаний на нашем учебном автомобиле и узнаем много интересного.

Во время нашей поездки мы узнаем, что такое причастие, научимся отличать причастия от прилагательных, а также выучим некоторые правила дорожного движения. В наше стремительное время, когда каждый четвёртый житель имеет автомобиль, это совершенно необходимо.

Поехали?

Слайд 3.

Перед нами два автомобиля: один обгоняющий, другой обгоняемый.

К какой части речи вы бы отнесли эти слова?

(Ребята рассуждают, что данные слова похожи на прилагательные и глаголы, пытаются выяснить, что общего между этими частями речи).

В ходе размышлений приходим к выводу, что данные слова являются самостоятельной частью речи - причастиями.

Слайд 4

Причастие – самостоятельная часть речи (или особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

В отличие от прилагательного, причастие имеет категорию времени.

Движущийся автомобиль – автомобиль, который движется в настоящее время

Остановившийся автомобиль – автомобиль, который остановился (прошедшее время)

Синтаксическая роль причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми

Остановленный автомобиль …

Автомобиль был остановлен.

2. Задание:

Среди данных слов найдите причастия:

Встретить, встретивший, встреча, встречающий, встреченный, встречавший,

Построенный, построить, постройки, построившие

Выращивание, выращенный, выращивать, выращивавшие

3. Действительные и страдательные причастия.

Все причастия делятся на действительные и страдательные.

Помните наши два автомобиля: обгоняющий и обгоняемый?

Как вы думаете, какое из причастий действительное, а какое страдательное? Поразмышляйте.

Слайд 5

  • обгоняющий автомобиль, который сам обгоняет;
  • ученик, выучивший правила дорожного движения – действие совершает сам ученик
  • обгоняемый – автомобиль, который обгоняют;
  • правила дорожного движения, выученные учеником

Поехали дальше?

4. Сейчас мы будем тренироваться различать действительные и страдательные причастия. В этом нам помогут дорожные знаки – суффиксы причастий.

Слайды 6,7.

Выпишите номера действительных причастий (можно по вариантам: 1 вариант – действительные, 2 – страдательные)

  1. Охлаждающий
  2. Договаривающийся
  3. Угнетаемый
  4. Остановившийся
  5. Разбившийся
  6. Изготовленный
  7. Изготовивший
  8. Наблюдающий
  9. Открытый
  10. Оштрафованный
  11. Охлаждённый
  12. Пересыпанный
  13. Покрашенный
  14. Подвозивший
  15. Буксируемый
  16. Остановленный
  17. Буксирующий
  18. Разбитый
  19. Движущийся
  20. Остановленный

Проверим себя: действительные 1, 2, 4, 5, 7, 8, 14, 17, 19.

5. Для чего же нам нужны причастия?

В устной повседневной речи они встречаются очень редко. Причастия присущи речи книжной, даже научной.

Я думаю, каждый из вас хочет в будущем уметь водить машину. Так вот чтобы разобраться в правилах дорожного движения, вам просто необходимо уметь разбираться в причастиях. Не верите? Давайте откроем сборник правил дорожного движения за 2008 г.

Читаем: «Прежде чем совершить обгон, водитель обязан выполнить 3 условия:

Слайд 10.

1) Полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим манёвром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

Слайд 11.

2) Следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортноесредство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

Слайд 12.

3) По завершении обгона водитель сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Вы разобрались, кто кому должен уступить дорогу? Водитель обгоняющего или обгоняемого автомобиля? На кем занимаемую полосу надо вернуться? Вот они наши причастия – 5 причастий для совершения только одного манёвра!

Слайд 13.

Теперь вы знаете, что нужно сделать, прежде чем совершить обгон. А разобраться в правилах дорожного движения нам помогли действительные и страдательные причастия.

Поехали дальше?

Слайд 14.

6. Что такое причастный оборот?

Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами.

Слайды 15,16.

Причастный оборот выделяется на письме запятыми. Постановка запятых при причастном обороте зависит от его месторасположения по отношению к главному слову.

Слайд 17.

Правило-светофор:

Если причастный оборот стоит перед главным словом
Не ставь запятую!
Если причастный оборот стоит перед главным словом и имеет обстоятельственное значение (причины, уступки,…), то запятая ставится!
Внимание!
Если причастный оборот стоит после главного слова
Ставь запятую!

Слайд 18.

7. Тренировочная езда.

Нам нужно определить места, где необходимо поставить дорожный знак "Запятая".

Слайд 19.

Дорожная история…

Однажды два приятеля разговаривающие о чём-то очень интересном отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель заметивший пешеходов резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход переходящий улицу должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 20.

Проверим себя:

Однажды два приятеля, разговаривающие о чём-то очень интересном, отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель, заметивший пешеходов, резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход, переходящий улицу, должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 21.

8. Подведём итоги.

Сегодня мы узнали, что такое причастие, учились различать действительные и страдательные причастия, узнали, что такое причастный оборот и как он выделяется на письме

Слайд 22.

9. Ну а теперь экзамен!

  1. Что такое причастие?
  2. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  3. Какие признаки глагола есть у причастия?
  4. Какие причастия называются действительными?
  5. Какие причастия называются страдательными
  6. Назови суффиксы действительных причастий
  7. Назови суффиксы страдательных причастий
  8. Каким членом предложения могут быть причастия?
  9. Что такое причастный оборот?
  10. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Слайд 23.

Расставь знаки препинания, подчеркни причастные обороты, вставь пропущенные буквы.

Водитель автомобиля двигающегося по правой стороне дороги решил обогнать впереди идущий грузовик. Сначала он убедился, что сзади нет машины, намеревающейся приступить к обгону. Затем посмотрел вперёд и удостоверился, что он успеет завершить манёвр до того как поравняется с автомобилем, двигающимся по встречной полосе. Выполнивший все эти действия водитель уверенно осуществил обгон и продолжил движение. Шофёр соблюдающий правила дорожного движения никогда не создаст аварийную ситуацию на дороге.

Читайте также: