Паспорт пдв что это

Обновлено: 01.05.2024

Экологи нашей компании следят за всеми изменениями в законодательстве, и с 01.07.2021 работаем по действующей новой методике: Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581, которой установлено содержание расчетов НДВ.

Данная методика действует с 01.07.2021, и свидетельствует о том, что если ранее был утвержденный проект НДВ и получено на него санитарно-эпидемиологическое заключение, то перерабатывать проект НДВ (ПДВ) не нужно.

НО! если санитарно-эпидемиологическое заключение на проект НДВ (ПДВ) не было получено, то необходимо выполнить проект на основании новой Методикой и получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение как можно скорее, тк переходного периода не предусмотрено.

Основным моментом при разработке разрешительной документации, при котором мы определяем загрязняющие вещества, поступающие в атмосферный воздух – является проведение инвентаризации. При этом важно отметить, что инвентаризации подлежат как передвижные, так и стационарные источники выбросов (п.1 ст. 22, ФЗ № 96 от 04.05.1999).

Порядок проведения инвентаризации, корректировки ее данных, обработки и оформления утверждены Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.

Стоимость и сроки разработки проекта ПДВ (предельно допустимых выбросов) / НДВ (нормативов допустимых выбросов)

Цена разработки проекта проекта ПДВ (предельно допустимых выбросов) / НДВ (нормативов допустимых выбросов):Срок разработки проекта ПДВ (предельно допустимых выбросов) / НДВ (нормативов допустимых выбросов):
от 85 000 руб.3 недели


Генеральный директор, Таисия Андреева,
кандидат технических наук



Опыт работы с 2008 года в сфере проектирования и аутсорсинга


Штат экологов с опытом более 15 лет и профильным образованием


Отслеживаем законодательство и посещаем ведомственные конференции

Срок действия проекта ПДВ / НДВ

Нормативы ПДВ устанавливаются на 7 лет (п. 9.9 Положения о нормативах выбросов).

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдается на срок, соответствующий сроку, на который установлены нормативы ПДВ. Иными словами, разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается на 7 лет.

Досрочный пересмотр документа необходим в случаях изменения количества источников выбросов и смены технологических процессов, вызывающих выбросы ЗВ.

Дополнительная информация: с 1.01.2019 года получение Разрешения на выброс предусмотрено только для объектов 1й категории, до момента разработки и получения КЭР.

Регион оказания услуги: Москва и Московская область

В разработку проектной документации входит комплекс услуг, включая обязательный выезд специалиста на инвентаризацию, разработку проекта и согласование в государственных структурах. Мы получаем все необходимые законодательством положительные заключения, работаем со структурами г. Москвы и во всех районах Московской области.

Офис ЭП “ФлорЭко” находится в Москве, но услуги предоставляются не только ЮЛ, ведущим деятельность на территории столичного региона. К нам нередко обращаются представители бизнеса из других районов. Возможность оказания услуги в этом случае рассматривается индивидуально.

Новшества Законодательства

С 01.09.2021 вступили в силу Правила выдачи разрешений на временные выбросы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 N 828 (далее – Правила N 828).
Временно разрешенные выбросы будут устанавливаться разрешением для объектов II категории НВОС, не получающих КЭР, и для объектов III категории НВОС на 1 год (п.2, 6 Правил N 828).

Область применения проекта ПДВ

У нас есть опыт выполнения проектов для различных сфер деятельности и всех категорий объектов НВОС, в том числе для АСЗ, автомоек, очистных сооружений, КНС, мясоперерабатывающих комплексов и заводов по обезвреживанию и утилизации отходов, производств фармацевтики, торговых центров, логистических комплексов, производственных предприятий всех сфер и многих других объектов.

Штраф за отсутствие проекта ПДВ (предельно допустимых выбросов) / НДВ (нормативов допустимых выбросов)

За несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства может быть выдано предупреждение или наложен штраф в размере (ст.8.1 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.

Также выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.8.21 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Этапы проведения расчета ПДВ / НДВ

  1. Первичная консультация по телефону, в процессе которой наш сотрудник уточняет вид деятельности вашего объекта, местоположение, примерно количество источников выбросов, наличие разрешения на выброс и другой ранее разработанной документации.
  2. Оценка стоимости услуги, составление договора и оплата счета.
  3. Проведение инвентаризации (при необходимости).
  4. При необходимости осуществление лабораторных замеров выбросов (для организованных источников).
  5. Проведение расчета рассеивания.
  6. Оформление и утверждение расчета НДВ.

Процесс расчета НДВ предполагает определение предельно допустимого количества выбросов в атмосферный воздух химических продуктов, микроорганизмов и других вредных веществ промышленными стационарными источниками. Специалисты ФлорЭко составляют расчет НДВ так, что он учитывает все новые требования природоохранного законодательства и обеспечивает их выполнение.

Первое, что нужно сделать, – это провести инвентаризацию территории предприятия. Осуществляется сбор сведений о том, как происходит выброс, сколько источников загрязнения имеет организация, а также нужно зафиксировать нормативное количество выбросов. Объем работ достаточно большой, и выполнить весь спектр задач силами штатных экологов не всегда представляется возможным. Поэтому в большинстве случаев ЮЛ, муниципальные учреждения обращаются в сторонние организации.

Занимаясь разработкой содержания разделов проекта ПДВ, нужно учитывать требования ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” и ФЗ “Об охране окружающей среды”. Любой выброс так или иначе сказывается на состоянии окружающей среды. Основной задачей проекта нормативов является проработка комплекса мероприятий по защите окружающей среды, снижению концентраций вредных веществ в атмосфере. Для каждого источника нужно определить такой норматив, который позволит соблюсти санитарные нормы при выбросах.

Чтобы провести расчет нормативов предельно допустимых загрязнений, необходимо выполнить комплекс работ. В документ нужно включить:

  • предложения о порядке проведения мероприятий по сохранению ОС собственными силами предприятия;
  • характеристику объекта, из-за деятельности которого образуются вредные выбросы;
  • перечень мероприятий, которые следует провести с целью снижения негативного воздействия выброса при неблагоприятных метеорологических условиях;
  • план мероприятий, проведение которых позволит снизить допустимые выбросы;
  • общие сведения об организации, которая представила на согласование проект нормативов.

Важно, чтобы при разработке все расчеты проводились точно, вносились достоверные данные. Нет смысла искажать информацию, так как Росприроднадзор сверяет все сведения, детально изучает каждый проект. Если будет принято решение об отказе, то в этом случае потребуется повторная разработка документа. И это приведет не только к временным потерям: в период, пока предприятие будет вновь прорабатывать проект предельно допустимых выбросов, надзорные органы могут провести одну или несколько проверок и наложить штраф за несоблюдение нормативов, отсутствие проекта ПДВ. Административная ответственность наступает в любом случае, даже если образуется небольшой выброс.

Воздействие предприятий на атмосферный воздух является одной из основных причин загрязнения окружающей среды. Одним из способов ограничения такого негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) является нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ранее – проект ПДВ, предельно допустимых выбросов). В настоящее время нормирование выбросов зависит от категории объекта НВОС.

С 1 января 2019 года разработка проекта предельно допустимых выбросов в нынешнем виде может представлять собой разработку нормативов допустимых выбросов с целью последующей разработки комплекса разрешительной документации.

Кому нужно разрабатывать проект ПДВ (предельно допустимых выбросов) / НДВ (нормативов допустимых выбросов)

Проект ПДВ обязаны разработать все хозяйствующие на территории РФ субъекты, в том числе ИП, некоммерческие организации, различные учреждения, имеющие источники загрязнения.

Расчет нормативов выбросов (НДВ) осуществляется хозяйствующими субъектами, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе (п.8 Положения о нормативах выбросов):

  • проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов);
  • данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).

С 01.11.2019 г. инвентаризации выбросов должны подлежать как стационарные, так и передвижные источники выбросов (п.1 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ).

С 2019 года нормирование по выбросам осуществляется по новому порядку. Теперь разрешения на выброс загрязняющих веществ (в старом их понимании) не выдаются. Нормирование выбросов зависит от категории объекта НВОС.

Проект ПДВ / НДВ для 1 категории НВОС

Необходимо осуществить расчет технологических нормативов и разработать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности (при наличии таких веществ) в составе комплексного экологического разрешения (далее – КЭР) (п.3 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).

Согласование осуществляют органы Росприродназора в составе КЭР.

Проект ПДВ / НДВ для 2 категории НВОС

Разработать нормативы выбросов необходимо в рамках декларации о воздействии на окружающую среду (далее – ДВОС) и приложить расчеты нормативов выбросов к ДВОС (п.4 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). По собственной инициативе хозяйствующий субъект может разработать нормативы выбросов в рамках КЭР при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п.12 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Согласование осуществляют органы Росприродназора в составе Декларации о воздействии на ОС.

Проект ПДВ / НДВ для 3 категории НВОС

Разработать нормативы выбросов необходимо только для веществ I, II класса опасности (п.4 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ). Также установлено требование о представлении в уведомительном порядке отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч.11 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” (далее – Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ)).

Согласовывается при наличии в выбросах веществ 1, 2 класса опасности.

Проект ПДВ / НДВ для 4 категории НВОС

Хозяйствующие субъекты освобождены от разработки нормативов выбросов (п.5 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Согласование проекта ПДВ / НДВ в Роспотребнадзоре

После разработки проекта предприятие должно пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта ПДВ / НДВ, получить положительное экспертное заключение о соответствии указанных нормативов санитарным правилам (п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”) и согласовать его с территориальным органом Роспотребнадзора. Результатом согласования служит документ – санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ / НДВ о соответствии санитарным правилам и нормативам.

Документы утверждаются в течение 30 дней.

Проект ПДВ имеет силу только в том случае, если он утвержден в территориальном ФБУЗе и Роспотребнадзоре. Для согласования проекта нужно представить следующие документы:

  • Заполненные бланки заявлений;
  • Доверенность предприятия-заказчика, позволяющая выполнить необходимые действия и подачу проекта для согласования в государственные органы (оригинал);
  • Материалы инвентаризации всех источников выбросов с приложением справки по расходу сырья, расчетов, характеристик объекта (в 2-х экз.);
  • Проект нормативов, утвержденный природопользователем и заверенный организацией-разработчиком (в 2-х экземплярах).

Важно, чтобы проект ПДВ был составлен высококвалифицированными специалистами и экологами-инженерами. Государственные инспекторы с целью выявления нарушений имеют право в установленном законодательством РФ порядке проводить проверки и другие работы.

При предъявлении документов установленного образца представители контролирующих органов могут:

  • определять степень причиненного вреда в результате загрязнения окружающей среды;
  • проверять выполнение мероприятий и программ по охране атмосферного воздуха;
  • проверять соблюдение нормативов выбросов загрязняющих (вредных) веществ;
  • посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, имеющие источники выбросов вредных веществ, знакомиться с документами и иными материалами;
  • проверять соблюдение лицензионных требований;
  • привлекать сторонние организации (например, исследовательские лаборатории) для выполнения измерений, замеров и других работ, необходимых для контроля за выбросами.

Это не полный перечень работ, который могут и должны выполнять контролирующие органы. После проведенных исследований и проверок, в случае выявления нарушений законодательства РФ, государственные инспекторы вправе направлять в правоохранительные органы материалы, подтверждающие факт нарушения. Проверка проектов ПДВ осуществляется регулярно, в связи с чем предприятия должны проводить все необходимые мероприятия, чтобы в дальнейшем не было спорных вопросов, а у представителей государственных структур не было основания для наложения штрафа или запрета на ведение деятельности.

Мы поможем вам согласовать и разработать проект нормативов предельно допустимого выброса (ПДВ) по всей России (г. Москва, Московской области, Тюменской области, Свердловской области). Умеренные цены. Короткие сроки. Ждем вашего звонка.

Проект нормативов предельно допустимого выброса (проект ПДВ) — документ определяющий нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

ВНИМАНИЕ. 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2055 “О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух”.

Цель разработки проекта ПДВ:

1) Расчет нормативов допустимых выбросов для разработки декларации о воздействии на ОС для II категории и получения комплексного экологического разрешения.

2) Выполнения санитарно-эпидемиологических требований.

Временно согласованный выброс (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" источником выброса, является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Таким образом, сами открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов.

Стоимость: индивидуально

Срок действия: 5-7 лет*

Срок разработки и согласования: от 1 до 4 месяцев

* — Срок действия проекта зависит от срока, на который были утверждены нормативы ПДВ.

ВНИМАНИЕ. Напоминаем, что с 1 января 2019 года разрешения на выбросы не выдаются. На данный момент разрешается получение разрешения только для объектов I категории НВОС (на переходный момент).

Срок действия проекта ПДВ

Данный проект разрабатывается и согласовывается каждые 5-7 лет (пункт 3.8.4 Методических рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия), и процесс этот длительный. Есть особые условия, при которых пересмотр предельно допустимых выбросов вредных веществ проводится раньше:

изменение количества источников выбросов — появление новых или устранение существующих;

Проект временно согласованного выброса. Если предельно допустимая концентрация не выполняется (происходит превышение ПДК хоть для одного вещества) на границе санитарной защитной зоны или на границе селитебной зоны (жилья, парков), то организация может получить разрешение на срок до 1 года при условии разработки и согласовании: а) плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ с ежегодным отчетом по выполнению этого плана; б) предложения по возможным срокам поэтапного достижения ПДВ. За невыполнение утвержденного плана с графиком предусмотрены повышающие коэффициенты при платежах за негативное воздействие на ОС (вплоть до 100). Основное отличие от обычного проекта ПДВ заключается в разработке и согласовании плана график снижения выбросов, в сроке действия разрешения на выбросы и наименовании самого проекта (проект временно согласованных выбросов). Стоит отметить, что выполнение плана активно контролируется сотрудниками Росприроднадзора.

Пункт 9(10). Разрешение на временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) выдается на 1 год при условии выполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем плана и достижения запланированных показателей поэтапного уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Предложения по срокам достижения нормативов для иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не могут превышать 7 лет.

Сколько действуют старые разрешения на выбросы

Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения и представления ДВОС установлены пунктами 1, 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Какие санкции при превышении фактических значений или отсутствия разрешительного документа

Увеличение платы за размещение отходов в 25 (двадцать пять) раз

Если у вас нет ДВОС (2 категория) или КЭР (1 категория), разрешения на выбросы или не сдана отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (3 категория), то до момента утверждения в установленном порядке указанных документов необходимо платить за негативное воздействие на окружающую среду (в части выбросов) в 25-кратном размере. Данное требование установлено пунктами 11, 12, 17 и 21 "Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (утв. Постановления Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.).

11.1. При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

11.2. Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие, III категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением выбросов радиоактивных веществ), для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил, а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.

При непредставлении отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.

12. При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, технологических нормативов, комплексных экологических разрешений, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.

В пункт 21 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2020 г. (Постановления от 3 марта 2017 г. N 255)

21. Плата при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в комплексном экологическом разрешении, декларации о воздействии на окружающую среду, а также в случаях, указанных в пункте 11.2 настоящих Правил , рассчитывается по формуле:

- коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, равный 25.

Напоминаю, что если у вас есть действующее разрешение на выбросы, то повышающий коэффициент платы в отношении данного объекта не будет применяться, но в случае отсутствия превышения установленного объема или массы выбросов.

Административный штраф

Также в случае выявления государственным инспектором отсутствие проекта ПДВ (КЭР или ДВОС) будет назначен административный штраф согласно статьи 8.21. КоАП РФ в размер :

на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;

на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следует отметить, что в случае отсутствия ДВОС или КЭР вас могут оштрафовать по иной статье (смотреть вкладку "Штрафы"). Уплата штрафа не освобождает от исполнения требований гос.органов.

Этапы разработки и согласования проекта нормативов предельно допустимых выбросов

Вот основные этапы разработки и согласования проекта ПДВ предприятия (Москва, МО и РТ):

1. Разработка ПДВ начинается с выезда специалиста на объект Заказчика, на месте проводится первичная инвентаризация всех источников выбросов загрязняющих веществ имеющихся на территории предприятия. Дальнейшая работа полностью связана с замерами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определением рассеивания веществ и их приземных концентраций, а так же, составлением тома проекта, основанного на характеристиках источников выбросов (диаметр устья труб, высота устья труб над землей и т.д.), номенклатуре загрязняющих веществ и объемах выбросов, особенности климата и атмосферы, расположение источников вредных выбросов, особенности ландшафта. Замеры производятся инструментальными методами, но также применяются расчетные методики.

2. Далее начинает длительный процесс согласования Проекта.

2.2. После этого проект ПДВ направляем на согласование в Департамент Росприроднадзора по ЦФО (Управление Росприроднадхора по РТ) для получения утвержденных нормативов выбросов загрязняющих веществ.

2.3.1. Согласование плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы или в Министерстве экологии и природопользования Московской области, в зависимости от местонахождения предприятия (только для объектов I или II категории).

2.3.2. Оплата и получение справки отдела экологических расчетов и справок МосЦГМС (УГМС по РТ) о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия.

2.3.3. Согласование плана снижения выбросов в атмосферу (только при превышении ПДК).

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения, помимо непосредственной разработки проекта ПДВ, нужно получить необходимые справки и пройти достаточно много согласований в уполномоченных на то органах и организациях. Нужно понимать, что на каждом этапе может быть получен отказ, о котором будет известно только по истечении нормативного срока рассмотрения проекта. А также, что на наш взгляд, самое неприятное - корректировка проекта на последних этапах согласования, что неизменно влечет обязательность пересогласования предыдущих этапов. Весь цикл работ - начиная с инвентаризации источников выбросов и заканчивая получением санитарно-эпидемиологического заключения длится не меньше 3 месяцев.

Содержание проекта ПДВ

  1. Краткое описание деятельности предприятия;
  2. Характеристика предприятия в качестве источника загрязнения атмосферы:
    • Краткая характеристика технологического оборудования и технологических процессов;
    • Перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
    • Параметры предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу.
  3. Расчеты загрязнения атмосферного воздуха и предложения по нормативам ПДВ для источников выбросов:
    • Определение источников ПДВ и вредных веществ, подлежащих нормированию;
    • Предварительный анализ влияния ПДВ загрязняющих веществ на загрязнение приземного слоя атмосферы;
    • Детальные расчеты ПДВ при помощи сертифицированных программ по расчету ПДВ;
    • Мероприятия по снижению негативного влияния выбросов в атмосферу и оценка риска;
    • Предложения по нормативам ПДВ для атмосферного воздуха.
  4. Контроль за соблюдением утвержденных ПДВ на предприятии;
  5. Мероприятия по контролю ПДВ при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ);
  6. Приложения к проекту ПДВ.

По окончанию работ предприятие получает оригиналы следующих документов:

Протоколы количественного химического анализа атмосферного воздуха (если все источники неорганизованные, то не требуется);

Приказ об утверждении нормативов на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с приложениями;

Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора;

Проект нормативов предельно-допустимых выбросов;

Нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

План мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (при наличии).

Перечень документов для разработки проекта ПДВ

В состав документации, которая необходима для разработки проекта, входит:

  1. Краткая характеристика предприятия, включая сведения о штате и структуре предприятия, подразделениях и цехах, участках, производственных процессах;
  2. Ситуационный план в М. 1:10000 с нанесенным на него границей территории промплощадки, границей санитарно-защитной зоны предприятия, ближайшей жилой застройки;
  3. Сведения о находящемся на балансе оборудовании, его мощностях и производительности;
  4. Сведения о пылегазочистном оборудовании (ПГУ), его производительности и эффективности очистки;
  5. Схемы систем вентиляции и кондиционирования, с указанием их мощности, производительности;
  6. Сведения о среднегодовом расходе сырья и материалов на предприятии;
  7. Сведения об автотранспортных средствах и спецтехники, находящихся на балансе предприятия, с указанием их марки, типа используемого топлива, среднегодовом пробеге и расходе топлива;
  8. Сведения об арендаторах, включая перечень возможных источников выбросов загрязняющих веществ;
  9. Технический отчет о проведенной инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (если инвентаризация была проведена);;
  10. Справка по фоновым концентрациям загрязняющих веществ в атмосферу, выданная МосЦГМС-р (УГМС по РТ);
  11. Предыдущий проект ПДВ и разрешение на выброс (при наличии);
  12. Приказ о назначении ответственного лица за проведение производственного контроля на предприятии;
  13. Реквизиты предприятия.

В зависимости от вида деятельности, сложности технологических процессов, осуществляющихся на предприятии, перечень дополняется необходимыми документами.

Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).

Мы поможем вам согласовать и разработать проект нормативов ПДВ. Ждем вашего звонка.

27 июля 2017 вступили достаточно серьезные изменения, которые затронули порядок утверждения нормативов ПДВ и получения разрешения. Изменения были утверждены Постановлением Правительства РФ № 841 от 14.07.2017 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 и от 2 марта 2000 г. N 183". Но следует учесть, что изменения в административные регламенты по утверждению нормативов и получению разрешений и санитарно-эпидемиологических заключений так и не были внесены. Поэтому исполнение ПП РФ от 02.03.2000 №182 на данный момент невозможно.

Объект расположен в Москве. Подлежит региональному контролю: Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Подлежит федеральному контролю: Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Объект расположен в Московской области. Подлежит региональному контролю: Министерство экологии и природных ресурсов Московской области. Подлежит федеральному контролю: Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Объект расположен в Казани. Подлежит региональному контролю: Управление Росприроднадзора по РТ. Подлежит федеральному контролю: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа по статье 8.21 КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года:

на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;

на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;

на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей;


Основной задачей проекта ПДВ является оценка воздействия деятельности предприятия на загрязнение атмосферного воздуха, разработка оптимальных мероприятий для снижения негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека.

Разработка проекта ПДВ позволяет снизить уровень концентраций загрязняющих веществ в зоне проживания людей до величин, которые допускаются экологическими и санитарными нормами качества атмосферного воздуха.

В проекте ПДВ содержится информация об источниках загрязняющих веществ; рассчитываются выбросы загрязняющих веществ от всех источников, местах их расположения на предприятии, а также их удаленность до ближайших объектов (предприятий и жилой застройки); устанавливается нормативы выбросов; разрабатываются мероприятия по снижению выбросов в период неблагоприятных метеоусловий; составляется план-график по ежегодному ведомственному контролю (инструментальным измерениям на источниках).

Проект ПДВ и инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух требуются предприятиям, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ (п.1 ст. 30 ФЗ № 96 "Об охране атмосферного воздуха").

Стационарными источниками выбросов являются: котельные или печки (на дровах, газе, мазуте, угле), места хранения сыпучих материалов, резервуары хранения любого топлива (масел, химических веществ), станки (металлообрабатывающие, деревообрабатывающие и др.), очистные сооружения, покрасочные камеры, генераторные установки, газовое оборудование, компрессорное оборудование, полигоны размещения отходов и т.д.

Конечным результатом разработки и согласования проекта ПДВ является "Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух".

Срок действия проекта — 7 лет (Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ выдается на срок, соответствующий сроку, на который установлены нормативы предельно допустимых выбросов).


Согласующие инстанции: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", Территориальное Управление Росотребнадзора, Территориальное Управление Департамента Росприроднадзора, Министерство экологии (инстанции меняются в зависимости от территориальной принадлежности объекта);
Разработка: от 20 календарных дней;
Согласование: от 4-х месяцев;
Результат: "Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" позволяет избегать штрафов при проверках контролирующими органами, а также сокращать сумму налоговых платежей.


Штрафные санкции за отсутствие:
— по ст. 8.21. КоАП РФ (Нарушение правил охраны атмосферного воздуха):
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2.000 до 2.500 рублей;
- на должностных лиц – от 40.000 до 50.000 рублей;
- на юридических лиц – от 180.000 до 250.000 рублей; или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1.500 до 2.000 рублей;
- на должностных лиц – от 3.000 до 4.000 рублей;
- на юридических лиц – от 30.000 до 40.000 рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, не использование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1.000 до 2.000 рублей;
- на юридических лиц – от 10.000 до 20.000 рублей; или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.





ВАЖНО!




ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ПДВ:


1 этап - Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ
Сбор исходных данных, выезд на объект (при необходимости), составление перечня источников выбросов и источников выделения загрязняющих веществ, определение координат источников выбросов, систематизация полученных сведений и занесение их в сводную форму 1-воздух (первый раздел проекта ПДВ).
2 этап - Разработка проекта ПДВ
Заказ справок о фоновых концентрациях и краткой климатической характеристике места расположения объекта в Территориальном отделе ЦГМС (УГМС), заказ метео файла (в случае необходимости), проведение необходимых лабораторных исследований загрязняющих веществ от источников выбросов, составления карты — схемы распределения стационарных источников по производственной площадке, разработка и оформление проекта ПДВ.
3 этап - Согласование проекта ПДВ
Проект ПДВ проходит следующие этапы согласования:

Напоминаем, что всем предприятиям, осуществляющим производственную деятельность, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ, необходимо разработать и согласовать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.

Расчет выполняется не только для действующих, но и проектируемых объектов. Учитывается, в т. ч., линейные сооружения, временные площадки, объекты под снос и демонтаж, если они попадают под критерии I, II, III категории НВОС. В проект обязательно включается раздел НМУ по 811 Приказу Минприроды России.

Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативных выбросов — обязательная процедура по п. 10 Положения № 2055. До этого момента утвердить проект ПДВ нельзя.


Оформление проекта ПДВ по новой Методике.

Предельные выбросы считают для каждого стационарного источника загрязнения или их совокупности, по перечню в ред. распоряжения № 1316-р. При этом используют Методы расчета рассеивания выбросов в атмосферном воздухе — смотрите приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

Этапы разработки ПДВ:

  • Формируются первичные данные для расчета предельно допустимых выбросов.
  • Определяются стационарные источники и перечень загрязняющих веществ, для которых выполняется проект.
  • Проводятся расчеты в соответствии с приказом № 273.
  • Выполняют расчеты выбросов для неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), чтобы они не превысили ПДВ.

Оформление проекта.

Расчеты ПДВ выполняют в электронном виде и на бумажном носителе, по требованиям п. 11 Методики. Будет это отдельный документ, или часть КЭР, либо Декларации, зависит от категории НВОС.

Формирование данных для расчета ПДВ

Раздел II Методики подробно расписывает, какие данные нужны для проекта ПДВ, и где их взять. Есть даже перечень разделов проектной документации, в которых может найтись полезная информация.

  • Результаты анализа гигиенических и экологических нормативов. Эти показатели берем в СанПиН 1.2.3685-21.
  • Географические, климатические, метеорологические характеристики района расположения объекта. Здесь учитываем требования приказа № 273, а результаты оформляем в таблице 1 приложения 1 к Методике.
  • Данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха. Их получают в Росгидромете.
  • Сведения о расположении объекта и прилегающей территории, которые подтверждают картой-схемой и ситуационным планом. Требования к ним смотрите в п. 17 Методики.
  • Сведения об объекте, его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспектив развития. Фактически это раздел годового производственного отчета, в котором описывают виды и результаты деятельности, инвестиционные программы.
  • Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов. Оформляются по образцу таблиц 2 и 3 приложения 1 к Методике.
  • Данные о стационарных источниках и выбросах из проектной документации.

Определение стационарных источников и перечня загрязняющих веществ

Перечень стационарных источников включает:

организованные — линейные и точечные

неорганизованные — площадные, объемные

с залповыми выбросами, если есть

планируемые к строительству, вводу в эксплуатацию

источники, где идут реконструкция или ликвидация по утвержденным проектам.

Перечень загрязняющих веществ определяем по ПП № 2055: для II категории нормируем все, а для I и III выбираем высокотоксичные вещества, с канцерогенными и мутагенными свойствами.

Анализ расчетов рассеивания и расчеты ПДВ

На основе данных, полученных по результатам формирования данных для разработки предельно допустимых выбросов, для каждого стационарного источника и для совокупности стационарных источников объекта ОНВ в отношении конкретных загрязняющих веществ и смесей загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием), проводится расчет рассеивания каждого загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, определяется зона влияния выбросов данного загрязняющего вещества, выявляются особенности распределения концентраций данного загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в соответствии с Методами расчета рассеивания.

ПДВ рассчитывают на момент разработки, на последующие семь лет (с учетом перспектив развития), для каждого стационарного источника и их совокупности.

Результаты анализа включают:

- максимальные разовые значения выбросов

-усредненные значения выбросов за год

- валовые (годовые) выбросы.

Расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий

Методика закрепляет этот раздел как обязательный при подготовке проекта ПДВ. Здесь мы показываем, как изменяются выбросы при наступлении неблагоприятных климатических условий, в т. ч., при выполнении мероприятий по требованиям приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

На что необходимо обратить внимание при разработке ПДВ по новой Методике:

Расчет делаем не только для действующих, но и проектируемых объектов. Учитываем, в т. ч., линейные сооружения, временные площадки, объекты под снос и демонтаж, если они попадают под критерии I, II, III категории НВОС.

Проект ПДВ для IV категории не нужен.

В проект обязательно включаем раздел НМУ.

При оформлении расчета ПДВ учитываем требования ПП № 2055 к документации для разных категорий НВОС.

Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативных выбросов — обязательная процедура по п. 10 Положения № 2055. До этого момента утвердить ПДВ нельзя даже для III категории.

Читайте также: