Субкультура как фактор возникновения конфликтов осужденных

Обновлено: 16.05.2024

Проблема конфликтов достаточно освещена в психологической литературе. В пенитенциарной психологии конфликты исследовали В.Ф.Пирожков, А.Д. Глоточкин, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.Н. Сухов, А.В.Усс. концептуальный подход к конфликтам и групповым эксцессам представлен в работах А.Н. Сухова. Менее освещенной является проблема эксцессов ( В.А. Кваша, Л.Б. Филонов, Г.Г. Романович, В.В. Юстицкий, А.Н.Сухов и др.).

Понимание конфликта и группового эксцесса как результата противоречия целей и средств их достижения в условиях общения и деятельности позволяет объяснить их социально-психологическую структуру как многомерного социально-психологического явления. Для возникновения конфликтов необходимо осознание людьми противоречивости существующих мотивов, интересов, установок.

Конфликты в общностях осужденных - столкновение противоположных взглядов, мнений, интересов и стремлений, в основе которых лежит обострение противоречий между ними, характеризующиеся противоборством, чаще всего открытыми действиями друг против друга.

Как правило, конфликт – это психологически яркое проявление в поведении отдельной личности осужденного или общности (И.Б. Пономарев, А.Н. Сухов, 1985).

Однако такое определение конфликта не учитывает особенностей группового эксцесса в среде осужденного.

Конфликты в среде осужденных – это противоречие между ними, которые часто разрешаются с помощью психологического и физического насилия в целях занятия лидирующего положения, извлечение нетрудовых доходов, обладание запрещенными предметами, насильственного удовлетворения потребностей, месть за отклонение преступных традиций и норм, за становление на пути исправления или уход от расплаты путем совершения преступлений или заключение компромиссов.

Таким образом, общее понятие конфликта и группового эксцесса в среде осужденных можно определить следующим образом:

Конфликты и групповые эксцессы – это вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, но в различной степени осознанные противоречия в целях общающихся личностей, с попытками их разрешения на фоне эмоциональных состояний.

Обострение противоречий между осужденными и группами характеризуется противоборством и открытым столкновением, разрешающимся с помощью индивидуального или группового, физического или психологического насилия.

Конфликты и групповые эксцессы классифицируются по разным основаниям:

· по содержанию противоречий, лежащих в их основе (позитивные и негативные конфликты);

· сторонам, или участникам, конфликта или группового эксцесса (внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты);

· характеру отношений, в которых возник конфликт или групповой эксцесс (официальные или неофициальные отношения, по вертикали или горизонтали);

· сфере их возникновения (трудовая, учебная, бытовая, режимная);

· пространственно-временным характеристикам (месту и времени возникновения, частоте, продолжительности);

· формам проявления (открытие, скрытие);

· средствам разрешения, к которым прибегают участники для достижения своих целей (компромиссные, бескомпромиссные).

Конфликты и групповые эксцессы могут выполнять как негативные, так и позитивные функции. Основными функциями конфликта являются: созидательная, разрушительная и диагностическая.

Разрушительная (деструктивная) функция конфликтов и групповых эксцессов проявляются в негативных факторах как личностного, так и группового характера. Первые связаны с психическими и физическими травмами, вторые – с групповыми. И те и другие негативно отражаются на жизнедеятельности осужденных в пенитенциарных учреждениях (драки, побеги, поджоги, убийство, захваты заложников и т.п.).

Созидательная (конструктивная) функция состоит в позитивном влиянии последствий конфликтов и групповых эксцессов: ослаблении влияния отрицательных группировок.

Диагностическая функция связана с выявлением мотивов, причин и условий, способствующих возникновению конфликтов и групповых эксцессов в среде осужденных. Это позволяет психологически правильно их разрешить и проводить социально-психологические профилактические мероприятия.

Выделяют пять основных групп причин конфликтов и групповых эксцессов (И.В. Каретников, 1978; И.Б. Пономарев, А.Н. Сухов, 1985).

Первая группа причин связана с недостатками в деятельности администрации по организации жизнедеятельности исправительного учреждения, а также сложившегося у осужденных стойкого предубеждения в том, что сотрудники, обеспечивающие исполнение уголовных наказаний, делают все, чтобы осужденным было плохо. Таким образом, справедливые требования персонала учреждения часто негативно воспринимаются осужденными, особенно их отрицательной частью, что нередко приводит к конфликтам, групповым эксцесса и массовым беспорядкам.

Вторая группа причин конфликтов и групповых эксцессов связана с неправильным, с точки зрения психологии, комплектовании отрядов и бригад осужденных, размещением в жилой зоне, на производстве и других местах, а также ошибками в подборе и расстановке актива, отсутствием противодействия их неправомерному поведению. Все это определяет повышенную конфликтность, присущую деятельности бригадиров, старших дневальных, членов самодеятельных организаций, которые чаще всего оказываются вовлеченными в конфликты и групповые эксцессы.

Третья причина связана с особенностями эксцессов вызваных существованием негативных социально-психологических явлений: воровской (тюремной) субкультуры, стратификации, тюремных традиций и обычаев, криминогенного общения и др.

Конфликты могут возникать: между группами (группировками) осужденных (межгрупповые конфликты), отдельными осужденными (межличностные конфликты), администрацией и отдельными осужденными, группами, группировками (групповые эксцессы). Конфликты чаще всего происходят в жилой и производственных зонах, слабо контролируемых на территории исправительного учреждения.

Конфликты имеют свои особенности в зависимости от вида режима. Так, в исправительных учреждениях строгого режима возникают конфликты и групповые эксцессы среди отрицательной части осужденных, в колониях общего режима – между осужденными положительной и отрицательной направленности. В результате исследований, проведенных И.П. Башкатовым и А.И. Ушатиковым, выявлено, что в 60 % отрядов общения между малыми положительными и отрицательными группами носит конфликтный характер, в 28,7 % - нейтральный и в 11, 3 % - доброжелательный.

Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней [54] [55] .

Криминальная среда, как и социальная среда, ориентированная на право, для регулирования поведения и отношений, поддержания дисциплины в своих кругах издавна создавала и обеспечивала систему собственных норм, обычаев и правил поведения. Данная система постоянно развивается и различается в разных государствах, регионах, криминальных средах лиц, ориентированных на различные варианты преступного поведения [56] .

В своем исследовании И.И. Карпец и А.Р. Ратинов отмечали: «Антиобщественной установкой в ее общепринятом понимании нельзя объяснить, почему дефекты нравственного сознания приводят к совершению преступлений, а не просто к безнравственным поступкам. Правда, попытка такого объяснения имеется. Полагают, что здесь все зависит от интенсивности установки, ее глубины и стойкости. Иначе говоря, менее активная установка порождает аморальные поступки, более активная - правонарушения, наиболее глубокая и стойкая - преступления, а самая интенсивная - особо тяжкие и

Таким образом, объединяющим началом такого поведения выступает нарушение каких-либо социальных запретов [59] [60] .

Безусловно, распад личности преступника является следствием противоправной деятельности, чреват ростом количества судимостей, ослаблением и распадом социально полезных связей [62] .

По мнению Ю.М. Антоняна, влияние на личность преступника со стороны других преступников в условиях лишения свободы очень своеобразно, так как представляет собой концентрированное отрицательное

М.М. Бабаев писал о негативном влиянии преступной деятельности на личность преступника: «. преступная деятельность оказывает негативное воздействие на самих преступников, углубляя и умножая отрицательные черты их личности и тем самым создавая дополнительные предпосылки для рецидива, который в данном случае можно обоснованно считать проявлением процесса

Характеризуя механизм воздействия на осужденного среды его нахождения, Н.Г. Шурухнов подчеркивает, что в процессе взаимообщения происходит обмен личностными свойствами, усвоение неофициальных норм поведения, традиций, в результате чего осужденный теряет своеобразие и становится подобен большинству, пребывающему там продолжительный промежуток времени [65] .

Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что осужденный, помещенный в условия изоляции, усваивает нравы, традиции, привычки конкретного исправительного учреждения, ценностно-нормативные установки различных по криминальной характеристике категорий осужденных, то есть происходит процесс распада, десоциализации, криминализации личности [66] .

Как отмечает известный немецкий ученый Г.Й. Шнайдер, при исполнении наказания, связанного с лишением свободы, наблюдается деградация личности, стигматизация преступника, что сильно ослабляет чувство собственного достоинства заключенного и затягивает его еще глубже в преступную карьеру. Заключенные превращают друг друга (с помощью насилия) в жертву в социальном, психическом, половом и телесном отношении [67] .

По результатам, полученным в ходе нашего исследования, было установлено, что многие осужденные, отбывавшие наказание в пенитенциарных учреждениях неоднократно, заметно деградируют. Жизнь от преступления к преступлению, антиобщественный образ жизни, постоянная боязнь разоблачения, отсутствие позитивных социальных контактов постоянно и неуклонно снижает уровень личности, чему столь же активно способствует многократное и длительное пребывание в местах лишения свободы. Чем больше судимостей и лет, проведенных в местах лишения свободы, тем больше лиц, страдающих психическими расстройствами. Наиболее высокий уровень психически аномальных преступников наблюдается среди осужденных в местах лишения свободы особого режима. Большая часть рецидивистов выглядит намного старше своих лет, иногда - глубокими стариками, страдает хроническими соматическими болезнями. Они нуждаются в постоянном медицинском обслуживании и уходе, вряд ли кто-нибудь из них способен постоянно трудиться [68] . Более того, отдельные из них не только не исправляются, но и наоборот, становятся более опасными для общества.

Приведем составленную по результатам исследования таблицу, которая отражает эволюцию поведенческих характеристик 200 осужденных (табл. 1).

Приведенные данные наглядно показывают усвоение отрицательных установок в поведенческом плане, стремление противопоставить себя другим категориям граждан в обществе. Бесспорно, на такое поведение оказывает

большое влияние и ближайшее социальное окружение в виде отдельных

Конечно, формирование форм поведения, отношение к тем или иным ценностям в обществе зависит от множества факторов . Поэтому социальные корни данной проблемы разнообразны. Так, Ю.М. Антонян оставлял приоритет за образом жизни . Я.И. Гилинский считал, что субстратом антиобщественного

поведения является социальная несправедливость .

Позднее исследователями , занимавшимися криминальной субкультурой, был отдан приоритет совокупности ценностей, идей, правил и норм поведения, принятых в криминальной среде как в малой группе, а не нравственным дефектам в сознании отдельных личностей, но отсутствие единого понятийного аппарата порождало противоречия.

В 2012 году преступления были допущены в исправительных колониях 27 территориальных органов. На фоне активизации противоправных действий осужденных, направленных на дестабилизацию деятельности ИК, количество случаев применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности возросло на 18,1 % (со 127 до 150), причинен вред здоровью 48 сотрудников (2011 г. - 43, +11,6 %) .

В 2013 году преступления допущены в исправительных колониях 35 территориальных органов. Также сохраняется тенденция роста противоправных действий осужденных, направленных на дестабилизацию деятельности учреждений, противодействие администрации. Количество случаев применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности выросло на 14,7 % (со 150 до 172), причинен вред здоровью 58

Весьма важно отметить, что большая часть нападений совершена в помещениях строгой изоляции (ШИЗО, ПКТ, СУС, ЕПКТ) осужденными, характеризующимися отрицательно, имеющими множественные нарушения установленного порядка отбывания наказания, психически неуравновешенными, в основном при изъятии у них запрещенных предметов либо из хулиганских побуждений, при этом в 8 случаях осужденные находились в состоянии алкогольного опьянения, в 7 случаях нападения совершались с использованием колюще-режущих предметов. По всем случаям нападений, хулиганских действий в отношении персонала, оскорблений материалы направлялись в следственные органы, которыми возбуждено

131 уголовное дело по статьям 318, 319 и 321 УК Российской Федерации .

В помещениях строгой изоляции в 2013 году совершены 44 нападения, при этом в 8 случаях осужденные находились в состоянии алкогольного опьянения, также в 8 случаях нападения совершались с использованием колюще-режущих предметов. По фактам нападений на сотрудников, хулиганских действий в отношении персонала, оскорблений возбуждено 191 уголовное дело, в том числе за дезорганизацию деятельности учреждения - 134 [77] [78] [79] .

Количество дезорганизаций деятельности исправительных учреждений в 2015 году по сравнению с показателями 2014 года увеличилось на 9,4 % и составило 175 случаев (2014 год - 160) .

Так, например, по данным С.Я. Лебедева, необходимо рассматривать

криминальную субкультуру как антиобщественные традиции и обычаи .

О.В. Старков в своей работе рассматривает криминальную субкультуру как обработанную преступным миром под себя систему человеческих [80] [81] [82] ценностей, духовных, интеллектуальных, материальных, эстетических, противопоставляемую общечеловеческим сокровищам и оценкам .

Н.П. Барабанов в своем исследовании под субкультурой уголовного мира понимает совокупность исторически сложившихся и неофициально

узаконенных стереотипов поведения криминальных личностей .

Исходя из изложенного и обобщая имеющиеся точки зрения ученых, на наш взгляд, криминальную субкультуру можно определить как систему групповых ценностей, интересов, обычаев, традиций, норм и правил поведения, обусловливающих регулирование неформальных отношений в среде преступников, включая и среду осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.

Из приведенного определения, можно сделать вывод, что криминальная субкультура не возникает из ничего, она подпитывается и культивируется, прежде всего, из противоречий, возникающих в системе общей культуры. Поэтому криминальная субкультура - это своеобразные отходы общественной культуры, не приемлющей жестокость, насилие, агрессию и т.д. В связи с этим, рассуждая о криминальной субкультуре, необходимо иметь в виду, прежде всего, не только уголовную направленность осужденного, но и условия, в которых он самоутверждается и обеспечивает свое сосуществование в среде и среди подобных.

Самоутверждение представляет собой мощный субъективный стимул для поведения индивида, человек стремится к приобретению или сохранению определенного социального или биологического статуса любым путем, в том

Исследование причин, порождающих криминальную субкультуру среди осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и особенно условий, способствующих ее проявлению и развитию, в настоящее [83] [84] [85] время представляется актуальным как с точки зрения дальнейшего совершенствования деятельности исправительных учреждений по предотвращению негативного влияния криминальной субкультуры, так и в целях дальнейшего совершенствования организации борьбы с преступностью в стране в целом [86] [87] .

При осуществлении предупредительной деятельности большое значение имеет учет механизма преступного поведения как результат взаимосвязи внешних факторов и личностных криминологических характеристик, психических состояний осужденного, криминализирующих его поведение. Вместе с тем, в местах лишения свободы личность каждого конкретного осужденного изучается недостаточно предметно и глубоко. Законодательные и иные нормативные основы их исправления далеко не в полной мере учитывают их личностные особенности, они вообще слабо ориентированы на личность преступника. Тоже самое можно сказать о различных методических рекомендациях, которые разработаны для их применения в исправительных

Как внешние факторы, так и личностные особенности осужденного имеют динамику, обладают свойством движения, которое либо усиливает сферу криминогенности, либо нейтрализует, декриминализирует ее. В уголовно-исполнительной деятельности не всегда анализируется процесс криминализации личности осужденного в зависимости от обстановки, взаимосвязи внешних факторов и личностных качеств, а также влияния внешних факторов на личность, среду осужденных и, наоборот, среды осужденных и внешних факторов на конкретную личность. Однако следует заметить, что при наличии внешних факторов, которые по своему составу, содержанию являются криминогенными, поведение не всех осужденных приобретает характер криминогенности или криминальности. Если за основу брать фиксированные отклонения в поведении осужденных, то криминогенность в среде осужденных (в отдельно взятом исправительном учреждении) является массовой .

Деление причин и условий криминальной субкультуры на внутренние и внешние применяется относительно мест лишения свободы и имеет практический характер. Те факторы, которые действуют внутри системы изоляции, являются внутренними причинами, если они порождают, питают [88] [89] [90] криминальную субкультуру, или внутренними условиями, если они создают благоприятную почву или, наоборот, препятствуют действию внутренних причин; внешние причины относятся к факторам, функционирующим вне мест лишения свободы и на них влияющим, причем порождающим, подпитывающим криминальную субкультуру, являющимся ее источниками, а те обстоятельства, которые извне им содействуют или замедляют, снижают эффективность, относятся к внешним условиям [91] [92] .

Внутренние причины проявления криминальной субкультуры:

1) самоорганизация преступников в противовес обществу, общепринятым правилам поведения людей в обществе;

3) «угнетавшей их системе исполнения наказаний осужденные были вынуждены противопоставить свою систему, сдерживающую силу этого

4) насаждение обычаев и традиций вследствие судимости.

Внутренние условия криминальной субкультуры обусловлены, прежде

всего, изоляцией лиц от общества с определением их как преступников, т. е. лиц, противопоставивших себя обществу и опасных для него, а значит, их необходимо охранять от общества, контролировать их поведение:

1) потребность в общении, в оценке их социальных установок и взглядов, самоутверждении в системе межличностных отношений;

2) неизбежное взаимное криминальное заражение путем общения, передачи необходимой информации, в которой в условии изоляции испытывается потребность, недостаток. Особенно остро такие проявления у осужденных проявляются в условиях ограниченного от человеческого окружения в условиях содержания (в тюрьмах, в одиночных камерах и т.п.);

3) технические средства наблюдения за поведением осужденных, обеспечивающие постоянный контроль за их поведением и тем самым исключающие возможность уединится, побыть наедине с собой, со своими мыслями и т.п.;

4) попустительство, безразличие должностных лиц ИУ к сложившейся системе субкультуры в учреждении.

Внешние причины проявления криминальной субкультуры -

отторжение от общества, наиболее значимых для них ценностей, родных, семьи, работы, друзей, дома и т.д. Иначе говоря, основа криминальной субкультуры - изоляция от общества, лишение социальных значимых истоков обитателей мест лишения свободы. Естественно, усвоив элементы такой субкультуры, освобожденные лица очень трудно поддаются реабилитации после освобождения, поскольку утратили многие социальные связи, в том числе образующие культуру общества, ее ценность.

Внешние условия криминальной субкультуры:

1) экономико-политическая ситуация в стране;

2) криминализация социальных отношений;

3) проникновение во власть и экономику некоторых лиц из числа уголовных авторитетов с их преступными установками и, соответственно, способами управления, включая направление своих людей в вузы силовых министерств и ведомств для получения юридического и иного специального образования, изучения спецтехники, приемов и методов борьбы с преступностью для проникновения в систему силовых министерств и ведомств с целью усиления своего влияния, контроля, развала уголовноисполнительной системы;

4) дискредитация авторитета сотрудников силовых министерств и ведомств, прежде всего органов внутренних дел, уголовно-исполнительной

системы, судей, прокуратуры, включая и посредством использования средств массовой информации;

5) влияние на средства массовой информации для распространения отдельных элементов криминальной субкультуры.

Подводя итог изложенному, необходимо констатировать, что криминальная субкультура рассматривается как некая система определенных ценностей, интересов, обычаев, традиций, норм и правил поведения, составляющих основу поведения и взаимоотношений лиц, совершивших или склонных к совершению преступлений, включая и осужденных в местах лишения свободы. Криминальная субкультура, как и любое явление, порождается определенными причинами и условиями, которые, применительно к местам лишения свободы, на наш взгляд, их необходимо классифицировать на внутренние и внешние. Они действуют внутри системы изоляции, являются внутренними детерминантами, порождают, питают криминальную субкультуру осужденных. Внутренние условия создают благоприятную почву для возникновения и культивирования тех или иных элементов субкультуры. Внешние причины относятся к факторам, функционирующим вне мест лишения свободы. Однако они существенно влияют не только на криминальную субкультуру, подпитывают ее, но и оказывают влияние на состояние субкультуры осужденных в условиях изоляции.


ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конфликт как явление, внутренне присущее любому социальному организму. Одной из самых опасных тенденций современного развития общества стало заметное увеличение количества, остроты и деструктивности социальных конфликтов на самых различных его уровнях.

Конфликты в среде осужденных являются криминально опасным явлением, так как дестабилизируют оперативную обстановку, способствуют совершению агрессивных криминальных деяний.

А.П.Слепов отмечает, что по своей психологической сущности конфликт - это эмоционально окрашенное столкновение противоречивых взглядов, мнений, интересов, стремлений людей и их общностей, носящее характер противоборства.

Знание причин конфликтов в среде осужденных, предвидение хода развития конкретных противоречий, профессионально грамотное использование способов разрешения или локализации конфликтов, а также средств их предупреждения оказывают влияние на организацию управления исправительной колонией.

Все это ставит нас перед необходимостью изучения конфликтов в среде осужденных, проведения психологического исследования при помощи комплекса диагностических методик, направленных на изучение особенностей конфликтов среди лиц, осужденных к лишению свободы, поиска новых форм и методов их предупреждения и конструктивного разрешения.

В своей исследовательской работе и практической деятельности мы исходили из того, что конфликты среди лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях, представляет собой важную психологическую проблему, имеющую ярко выраженное практическое значение, поскольку воздействие на личностную сферу осужденных лиц направлено на переориентацию их противоправного поведения и выработку стойкого правопослушного поведения.

В исследовании принимали участие 40 мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, отбывающих наказание в ИК-4 УФСИН России по Ивановской области.

В ходе анализа реальных конфликтных ситуаций было выявлено, что объективной основой конфликтов является неудовлетворенность значительной части осужденных материальными, бытовыми условиями, содержанием в конкретных отрядах, а также совокупность социальных и психологических различий среди осужденных, и структурные проблемы организации лишения свободы. Субъективные предпосылки конфликтов - недостаточная управленческая подготовка части руководителей, начальников отрядов с точки зрения эффективного управления в повседневных условиях, несоблюдение прав осужденных, нарушения справедливости при организации трудовой деятельности осужденных, слабый учет начальниками отрядов социальных характеристик осужденных.

Как показало исследование, наиболее конфликтной сферой взаимоотношений у осужденных, является сфера отношений подчиненности. Например, наибольшую частоту возникновения конфликтов вызывают следующие инциденты: оскорбление, унижение личного достоинства - 23,5%; несправедливая оценка деятельности, предвзятость - 15,8%.

Характер и динамика конфликтов у осужденных опосредованы спецификой их среды, особенностями их социального взаимодействия. Наиболее частыми во взаимоотношениях у осужденных являются следующие виды конфликтов: организационно-управленческие; социально - деятельностные, значительно в меньшей степени - структурно-иерархические и ценностные.

Особенностью поведения осужденных в конфликте является относительно частое применение сторонами физического насилия (21,3% ситуаций).

В ходе изучения динамики конфликтов среди осужденных мы обнаружили,что наиболее часто конфликтные взаимоотношения у осужденных отмечаются в осенне-зимний период. На него приходится 70,7% ситуаций.

Выявляя основные способы разрешения конфликтов, в среде осужденных, обнаружили, что 63,2% конфликтных ситуаций разрешаются, самостоятельно, без вмешательства в него третьих лиц. В остальных 36,8% случаев они урегулировались руководителями, в том числе: начальником отряда - 9,1%; смотрящим по отряду - 18,2%; зам. начальника исправительного учреждения по воспитательной работе - 8,1%, начальником исправительного учреждения – 1,4%.

Однако, как оказалось, саморазрешение, как способ урегулирования противоречий, возникающих во взаимодействии осужденных со своими оппонентами, не является высокоэффективным способом.

Результаты исследования показали так же, что вмешательство в конфликт начальников отряда, по мнению осужденных, положительно сказывается на его результатах примерно в 28,4% конфликтов. Однако, в достаточно большом количестве случаев, в среднем в 51,2% ситуаций, вмешательство в него не приносит никаких результатов, а в 20,4% конфликтов, вызывает негативные последствия.

Опираясь на полученные результаты, в зависимости от типов конфликтов, характерных для мест лишения свободы, можно выделить следующие методы их регулирования: организационные, экономические, правовые, социокультурные, психологические, силовые.

Особое значение для успешного регулирования конфликтов приобретает конфликтная компетентность руководящего состава как совокупность способностей, знаний, умений и навыков выявления, управления и регулирования конфликтов с их удержанием в конструктивной фазе, а также владение способами и методами недопущения деструктивных конфликтов в среде осужденных.

Повышение конфликтной компетентности и культуры делового общения начальника отряда, обучение их методам диагностики предконфликтных состояний и способам поведения в таких ситуациях, способствует снижению использования ими стратегий открытого соперничества в 2,1 раза, при одновременном увеличении использования стратегий компромисса и избегания конфликта примерно в 1,2 раза.

При этом социально-психологический тренинг в виде ситуационно - ролевой игры, позволял выработать у начальников отрядов первоначальные навыки конструктивного поведения в конфликте, уменьшить частоту применения ими стратегии соперничества при одновременном увеличении частоты использования стратегий сотрудничества и избегания конфликта.

Мы понимаем, что полностью исключить возникновение конфликтных ситуаций в исправительных учреждениях, думается, невозможно, однако предупреждать конфликты в среде осужденных и минимизировать их негативные последствия, необходимо.

В настоящее время большой проблемой пенитенциарных учреждений является проблема межличностных конфликтов в среде осужденных, выражающихся в ссорах, драках, а порой и насильственных преступлениях, вплоть до убийств, поскольку, попадая в жесткие условия исправительного учреждения, для которых характерна ограниченность удовлетворения основных потребностей и психологическая напряженность, люди, совершившие преступления приобретают еще большую склонность к конфликтному поведению.

Похожие материалы

Актуальность темы исследования

Обращение к анализу межличностных конфликтов осужденных имеет важное прикладное и теоретическое значение. В первую очередь, это обусловлено тем, что определение природы возникновения и развития межличностных конфликтов осужденных позволяет составить более четкое представление об источниках негативного влияния на личность в условиях отбывания наказания. Во-вторых, знание и учет особенностей протекания тех или иных межличностных конфликтов среди осужденных имеет огромное значение для профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, и будет способствовать разработке эффективной стратегии их профилактики и разрешения. В-третьих, межличностные конфликты выступают в качестве информативных показателей состояния воспитательной и психопрофилактической работы с осужденными, а также социально-психологического климата в местах лишения свободы.

Поэтому проблема межличностных конфликтов осужденных всегда остра и актуальна, особенно с учетом того, что межличностные конфликты в ИУ нередко может привести к возникновению чрезвычайных происшествий. В связи с этим вопросы коррекции и профилактики межличностных конфликтов осужденных приобретают серьезное практическое значение, особенно в современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, одной из задач которых является снижение характера конфликтного взаимодействия среди осужденных в исправительных учреждениях.

Эмпирическое исследование межличностных конфликтов осужденных в исправительных учреждениях проводилось в несколько этапов:

  1. Анализ научных источников по теме исследования, в результате чего были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, обобщены материалы по проблеме исследования, представленные в отечественной и зарубежной психологии;
  2. Подбор стандартизированных психодиагностических методик, адекватных задачам исследования;
  3. Диагностика межличностных конфликтов осужденных;
  4. Обработка полученных эмпирических данных;
  5. Анализ, интерпретация и описание полученных эмпирических данных.

Исследование межличностных конфликтов осужденных проводилось на базе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области в г. Димитровграде. В состав экспериментальной группы вошли 50 осужденных мужского пола, состоящих на учете у психолога, как склонных к конфликтному поведению и в состав сравнительной группы — 50 осужденных не состоящих на учете и не имеющих взысканий за межличностные конфликты и создание конфликтных ситуаций.

При помощи методов экспертного опроса и анализа документов, было установлено, что у осужденных, стоящих на учете у психолога, как склонных к конфликтам, межличностные конфликты фиксируется в несколько раз чаще, чем у осужденных, не стоящих на учете. Данные показатели свидетельствуют дают основания полагать, что между представителями данных групп осужденных, имеются индивидуально-психологические различия.

В целом по результатам методики можно отметить, что осужденные, склонные к конфликтам имеют меньший арсенал средств для их разрешения и эти средства, чаще всего экстремальны, в их арсенале практически отсутствуют средства конструктивного разрешения конфликта.

При этом, как мы выяснили из бесед с осужденными стоящими на учете у психолога как склонные к конфликтам, межличностные конфликты у них случаются как с сотрудниками, так и с другими осужденными (в большинстве с активом осужденных), при этом основными причинами межличностных конфликтов для осужденных, являются:

  1. В конфликтах с представителями администрации:
    • ущемления их личного достоинства и прав;
    • несправедливые, по их мнению, действия по отношению к ним или другим осужденным представителей администрации;
    • угрозы и грубость со стороны представителей администрации;
    • по поводу положенных материальных благ.
  2. В конфликтах с другими осужденными:
    • ущемления их личного достоинства и оскорблений;
    • по поводу спорных материальных благ;
    • невыполнения обещаний и обязательств;
    • утверждение своего положения в криминальной стратификации.

Таким образом, можно сделать вывод, что межличностные конфликты данной группы осужденных обусловлено не только внутренними факторами их личности, но и внешними условиями среды исправительного учреждения: условиями изоляции, ограничением их прав и свобод, наличие криминальной субкультуры, действиями администрации ИУ.

Сравнительный анализ данных, полученных в результате применения опросника Р. Кеттела показали, что в рассматриваемых группах осужденных имеются различия по шкалам С (эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность), F (сдержанность — экспрессивность), N (прямолинейность — проницательность), Q2 (конформизм — нонконформизм), Q 3 — (импульсивность — самоконтроль), Q 4 — (расслабленность — фрустрированность) (Рис. 2).

Средние показатели в группах осужденных по методике Р. Кеттела

Рисунок 2. Средние показатели в группах осужденных по методике Р. Кеттела

Что свидетельствует о таких личностных особенностях осужденных склонных к конфликтному поведению как эмоциональная неустойчивость, импульсивность, переменчивость в настроениях, неустойчивость в интересах, низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, экспрессивность, экспансивность, прямолинейность, бестактность, естественность, независимость, ориентация на собственные решения, склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать, низкая дисциплинированность, неумение контролировать свои эмоции и поведение. Данные качества личности непосредственно влияют на формирование конфликтной модели поведения.

По результатам теста Шмишека, осужденные, склонные к конфликтному поведению отличаются от сравнительной группы осужденных: повышенной тревожностью, застреванием, возбудимостью и демонстративностью (Рис. 3).

Данные полученные по методике Леонгарда-Шмишека свидетельствуют о таких акцентуированных чертах характера осужденных склонных к конфликтам как: потребность и постоянное стремление произвести впечатление, быть в центре внимания, повышенная тревожность, в области социального взаимодействия, в общении для них характерна крайне низкая терпимость, выраженная импульсивность поведения, высокая устойчивость аффекта, длительность эмоционального отклика, переживаний, оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. Результаты по методикам Леонгарда-Шмишека и Кеттела взаимодополняют и взаимоподтверждают друг друга, что дает нам основание судить об их объективности и достоверности в рамках личностной детерминации межличностных конфликтов.

Полученные данные свидетельствуют о таких особенностях проявления агрессии (как ситуативной, так и мотивационной) у осужденных склонных к конфликтному поведению, как способность к использованию физической силы против другого, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред, для них характерна оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

На основании результатов исследования напрашивается вывод о том, что на формирование конфликтной модели поведения непосредственно влияют как факторы социальной среды исправительного учреждения, так и личностные черты осужденных в сочетании со стилевыми особенностями деятельности (стратегиями поведения), что непосредственно подтверждает гипотезу нашего исследования.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Список литературы

  1. Аксененко С.Е. Осознание конфликтной ситуации и общение//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 2011.
  2. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы уголовно-исполнительной системы./ Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: НИИ МВД РФ., 1996.
  3. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. — Домодедово: РИПК МВД РФ, 2008.

В настоящее время большой проблемой пенитенциарных учреждений является проблема межличностных конфликтов в среде осужденных, выражающихся в ссорах, драках, а порой и насильственных преступлениях, вплоть до убийств, поскольку, попадая в жесткие условия исправительного учреждения, для которых характерна ограниченность удовлетворения основных потребностей и психологическая напряженность, люди, совершившие преступления приобретают еще большую склонность к конфликтному поведению.

Похожие материалы

Актуальность темы исследования

Обращение к анализу межличностных конфликтов осужденных имеет важное прикладное и теоретическое значение. В первую очередь, это обусловлено тем, что определение природы возникновения и развития межличностных конфликтов осужденных позволяет составить более четкое представление об источниках негативного влияния на личность в условиях отбывания наказания. Во-вторых, знание и учет особенностей протекания тех или иных межличностных конфликтов среди осужденных имеет огромное значение для профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, и будет способствовать разработке эффективной стратегии их профилактики и разрешения. В-третьих, межличностные конфликты выступают в качестве информативных показателей состояния воспитательной и психопрофилактической работы с осужденными, а также социально-психологического климата в местах лишения свободы.

Поэтому проблема межличностных конфликтов осужденных всегда остра и актуальна, особенно с учетом того, что межличностные конфликты в ИУ нередко может привести к возникновению чрезвычайных происшествий. В связи с этим вопросы коррекции и профилактики межличностных конфликтов осужденных приобретают серьезное практическое значение, особенно в современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, одной из задач которых является снижение характера конфликтного взаимодействия среди осужденных в исправительных учреждениях.

Эмпирическое исследование межличностных конфликтов осужденных в исправительных учреждениях проводилось в несколько этапов:

  1. Анализ научных источников по теме исследования, в результате чего были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, обобщены материалы по проблеме исследования, представленные в отечественной и зарубежной психологии;
  2. Подбор стандартизированных психодиагностических методик, адекватных задачам исследования;
  3. Диагностика межличностных конфликтов осужденных;
  4. Обработка полученных эмпирических данных;
  5. Анализ, интерпретация и описание полученных эмпирических данных.

Исследование межличностных конфликтов осужденных проводилось на базе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области в г. Димитровграде. В состав экспериментальной группы вошли 50 осужденных мужского пола, состоящих на учете у психолога, как склонных к конфликтному поведению и в состав сравнительной группы — 50 осужденных не состоящих на учете и не имеющих взысканий за межличностные конфликты и создание конфликтных ситуаций.

При помощи методов экспертного опроса и анализа документов, было установлено, что у осужденных, стоящих на учете у психолога, как склонных к конфликтам, межличностные конфликты фиксируется в несколько раз чаще, чем у осужденных, не стоящих на учете. Данные показатели свидетельствуют дают основания полагать, что между представителями данных групп осужденных, имеются индивидуально-психологические различия.

В целом по результатам методики можно отметить, что осужденные, склонные к конфликтам имеют меньший арсенал средств для их разрешения и эти средства, чаще всего экстремальны, в их арсенале практически отсутствуют средства конструктивного разрешения конфликта.

При этом, как мы выяснили из бесед с осужденными стоящими на учете у психолога как склонные к конфликтам, межличностные конфликты у них случаются как с сотрудниками, так и с другими осужденными (в большинстве с активом осужденных), при этом основными причинами межличностных конфликтов для осужденных, являются:

  1. В конфликтах с представителями администрации:
    • ущемления их личного достоинства и прав;
    • несправедливые, по их мнению, действия по отношению к ним или другим осужденным представителей администрации;
    • угрозы и грубость со стороны представителей администрации;
    • по поводу положенных материальных благ.
  2. В конфликтах с другими осужденными:
    • ущемления их личного достоинства и оскорблений;
    • по поводу спорных материальных благ;
    • невыполнения обещаний и обязательств;
    • утверждение своего положения в криминальной стратификации.

Таким образом, можно сделать вывод, что межличностные конфликты данной группы осужденных обусловлено не только внутренними факторами их личности, но и внешними условиями среды исправительного учреждения: условиями изоляции, ограничением их прав и свобод, наличие криминальной субкультуры, действиями администрации ИУ.

Сравнительный анализ данных, полученных в результате применения опросника Р. Кеттела показали, что в рассматриваемых группах осужденных имеются различия по шкалам С (эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность), F (сдержанность — экспрессивность), N (прямолинейность — проницательность), Q2 (конформизм — нонконформизм), Q 3 — (импульсивность — самоконтроль), Q 4 — (расслабленность — фрустрированность) (Рис. 2).

Средние показатели в группах осужденных по методике Р. Кеттела

Рисунок 2. Средние показатели в группах осужденных по методике Р. Кеттела

Что свидетельствует о таких личностных особенностях осужденных склонных к конфликтному поведению как эмоциональная неустойчивость, импульсивность, переменчивость в настроениях, неустойчивость в интересах, низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, экспрессивность, экспансивность, прямолинейность, бестактность, естественность, независимость, ориентация на собственные решения, склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать, низкая дисциплинированность, неумение контролировать свои эмоции и поведение. Данные качества личности непосредственно влияют на формирование конфликтной модели поведения.

По результатам теста Шмишека, осужденные, склонные к конфликтному поведению отличаются от сравнительной группы осужденных: повышенной тревожностью, застреванием, возбудимостью и демонстративностью (Рис. 3).

Данные полученные по методике Леонгарда-Шмишека свидетельствуют о таких акцентуированных чертах характера осужденных склонных к конфликтам как: потребность и постоянное стремление произвести впечатление, быть в центре внимания, повышенная тревожность, в области социального взаимодействия, в общении для них характерна крайне низкая терпимость, выраженная импульсивность поведения, высокая устойчивость аффекта, длительность эмоционального отклика, переживаний, оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. Результаты по методикам Леонгарда-Шмишека и Кеттела взаимодополняют и взаимоподтверждают друг друга, что дает нам основание судить об их объективности и достоверности в рамках личностной детерминации межличностных конфликтов.

Полученные данные свидетельствуют о таких особенностях проявления агрессии (как ситуативной, так и мотивационной) у осужденных склонных к конфликтному поведению, как способность к использованию физической силы против другого, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред, для них характерна оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

На основании результатов исследования напрашивается вывод о том, что на формирование конфликтной модели поведения непосредственно влияют как факторы социальной среды исправительного учреждения, так и личностные черты осужденных в сочетании со стилевыми особенностями деятельности (стратегиями поведения), что непосредственно подтверждает гипотезу нашего исследования.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Список литературы

  1. Аксененко С.Е. Осознание конфликтной ситуации и общение//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 2011.
  2. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы уголовно-исполнительной системы./ Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: НИИ МВД РФ., 1996.
  3. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. — Домодедово: РИПК МВД РФ, 2008.

Читайте также: