Паспорт логопедического кабинета составляет завучем школы где располагается школьный логопункт

Обновлено: 25.06.2024

Логопедический кабинет создается при дошкольном образовательном учреждении.

1.2. Кабинет взаимодействует с учреждениями и организациями, осуществляющими информационно-методическое обеспечение дошкольного образования.

1.3. Логопедический кабинет ГБОУ – это:

- центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и коррекционная литература, передовой педагогически опыт и т.д.);

- центр повышения квалификации педагогов (работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства),

- центр анализа и обобщения опыта логопедической работы, накопленного в образовательном учреждении;

- научно-логопедический центр (логопедическое сопровождение педагогов, осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).

1.4. Логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно–восстановительную и психологическую помощь детям с различными нарушениями речи.

1.5. В кабинете оказывается логопедическая помощь детям с различными нарушениями речи.

1.6. Логопедический кабинет:

• Логопедический кабинет создается для оказания практической помощи детям дошкольного (4-7 лет) возраста с нарушениями речи.

• Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, методического и профессионального уровня учителя-логопеда, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-развивающего обучения.

• Логопедический кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, задачами которого являются:

* осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

* предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи;

развитие высших психических функций воспитанников.

* оказывает логопедическую помощь педагогическим работникам ГБОУ в освоении учебных программ, методических материалов, методов обучения, развития и воспитания детей; в организации и управлении образовательным процессом, его психологическом сопровождении;

* обеспечивает сбор, анализ и систематизацию опыта работы, создает банк данных об эффективных формах работы и их результатах;

* создает временные творческие группы по разработке содержания логопедической работы образовательного учреждения по определенному направлению деятельности;

* предоставляет педагогическим кадрам право повышения профессиональной компетентности через различные формы организации методической работы: семинары, консультации, открытые уроки и т.п.;

* создает условия педагогическим кадрам образовательного учреждения для ознакомления, как с опытом работы всего педагогического персонала, так и с опытом отдельных педагогов ГБОУ.

1.7. Руководство логопедическим кабинетом осуществляет непосредственно руководство администрации детского сада.

2. Цели и задачи логопедического кабинета.

2.1. Целью деятельности логопедического кабинета является своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

2.2. Задачи логопедического кабинета.

Основными задачами логопедического кабинета являются:

• консультативно-диагностическая работа и отбор детей для осуществления коррекционной работы в кабинете;

• проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;

• консультативная работа с родителями, привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье;

• Пропаганда логопедических знаний.

Обеспечение специализированной, консультативно-диагностической, коррекционно-воспитательной, психологической, социальной помощи детям дошкольного возраста с особенностями психофизического развития

Задача логопедического воздействия: предупреждение и исправление речевых дефектов через: создание соответствующих условий – системы мероприятий постепенного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи.

2.3. Чем занимаются в логопедическом кабинете:

• Развитие фонематического восприятия;

• Обогащение словарного запаса;

• Формирование умения строить грамматически правильно

• Развитие связной речи;

• Активизация и развитие психических процессов ( внимания, памяти, мышления);

• Формирование правильного дыхания, регулирования силы голоса (для детей со стёртой формой дизартрии);

• Совершенствование мелкой моторики;

• Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

2.4. Организация деятельности логопедического кабинета.

Организация коррекционного процесса обеспечивается:

- своевременным обследованием детей;

- рациональным составлением расписаний занятий;

- планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

- оснащением кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

- совместной работой учителя-логопеда с воспитателями, педагогом - психологом, мед. персоналом, музыкальным руководителем.

2.5. Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся в часы, предусмотренные графиком работы учителя – логопеда.

2.6. Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой специального образования.

2.7. Рабочее время составляет 20 (двадцать) часов в неделю.

2.8. Количество детей, посещающих индивидуальные и групповые занятия, составляет 10-12 человек на ставку.

3. Содержание и основные формы работы.

3.1. Логопедический кабинет организует постоянную логопедическую работу с детьми ГБОУ.

Логопедический кабинет в соответствии с поставленными задачами осуществляет деятельность по приоритетным направлениям:

• Совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;

• Структурирование и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;

• Систематизация учебно-методического материала.

* Выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне педагогического опыта.

* Организация обучения, проведение лекций, семинаров, курсов для работников ГБОУ по вопросам использования в учебном процессе современных аудиовизуальных средств обучения и применения информационных технологий.

* Осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих речевую работу.

* Осуществление планово-прогностической деятельности для организации функционирования ГБОУ в режиме развития (разработка концепции, комплексно-целевой программы ГБОУ).

* Адаптирование программ (вариативных, альтернативных), новых педагогических технологий и методик обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования.

* Составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения, направленных на развитие общения, развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса, формирование умения строить грамматически, правильно оформленные предложения, развитие связной речи, активизации и развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).

- Формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации.

- Обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.

- Содействие повышению квалификации педагогических работников.

- Формирование фонда обучающих киновидеофильмов и других аудиовизуальных средств обучения в образовательных областях для проведения образовательной деятельности.

- Обеспечение фондов учебно-методической литературы.

* Участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров.

* Подготовка и проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников.

* Сбор, обработка и анализ информации о результатах коррекционной работы.

* Мониторинг состояния и формирование банка данных коррекционной работы.

* Организация постоянно действующих семинаров по инновациям.

* Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования.

* Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования.

- Изучение, подбор и разработка материалов по речевой диагностике деятельности детей.

- Изучение индивидуальных особенностей ребенка в процессе его развития.

- Проведение диагностики на выявление степени готовности ребенка к обучению в школе.

- Комплексное оценивание педагогической деятельности и изучение потенциальных возможностей работников ГБОУ, выявление обобщение и распространение передового педагогического опыта.

- Осуществление контроля и анализа состояния воспитательно-образовательного процесса, его качества. Оценка результативности педагогического процесса в ГБОУ.

3.2. Логопедический кабинет ГБОУ должен иметь следующие материалы:

- основополагающие и регламентирующие документы государственной политики в области образования;

- список образовательных сайтов для работы в Интернет;

- логопедическую литературу, газетные публикации и журнальные статьи по актуальным вопросам деятельности ГБОУ;

- материалы справочного и рекомендательного характера по оформлению передового педагогического опыта, творческих проектов, грантов, конкурсных работ;

- материалы публикаций педагогов;

- материалы профессиональных конкурсов;

- материалы открытых занятий, мероприятий;

- разработки семинаров, конференций и иных форм работы с педагогическим персоналом;

- разработанные педагогами программы кружков, разработки занятий к ним;

- материалы методических бюллетеней;

- видеозаписи занятий и развлечений;

- аналитический банк данных по педагогическому персоналу;

- материалы научно-исследовательской деятельности педагогов (в электронном и печатном вариантах);

- стенды, отражающие организацию методической работы в образовательном учреждении.

3.3. Логопедический кабинет работает по плану, согласованному и утвержденному Советом педагогов.

4. Права и обязанности.

4.1. Логопедический кабинет имеет право на:

* разработку и тиражирование логопедических рекомендаций, контрольно-диагностических и дидактических материалов;

* подготовку логопедических материалов для публикации в журналах;

* помощь в сопровождении исследовательской работы педагогов.

4.2. Логопедический кабинет обязан:

* обеспечить качество оказываемых логопедических услуг;

* осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным планом работы;

* согласовывать с Советом педагогов план работы и изменения в нем;

* обеспечивать систематическое повышение уровня профессиональной компетентности своих педагогических кадров;

* регулярно анализировать свою деятельность.

5. Материальная база.

5.1. Логопедический кабинет финансируется, в соответствии с утвержденной сметой расходов ГБОУ.

5.2. Логопедический кабинет имеет помещение, компьютерную технику, необходимые для нормальной деятельности работников, для размещения методической и справочной литературы, проведения ежедневных консультаций для воспитателей.

Похожие документы:

Положение о логопедической группе Общие положения

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической группе 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность групп . 9.1 .Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольной образовательной организации Для логопедического кабинета выделяется .

Положение о логопедическом пункте Общие положения

. 29.08.2012г. Положение о логопедическом пункте 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует работу логопедического пункта МАДОУ «Мальвина . работе за год; 5.12. Паспорт логопедического кабинета.

Положение о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении общие положения

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ПРИ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. Общие положения 1. Логопедический пункт является структурным подразделени­ем . и циклограмма использования рабочего времени; паспорт логопедического кабинета

Положение о логопедической службе

. __________ В.А. Ахматова Положение о логопедической службе I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано на . (находятся у учеников). Картотека логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и .

Логопедический кабинет общей площадью – 11.0 кв.м. В кабинете предусмотрено одно рабочее место педагога, 6 рабочих мест для подгрупповой работы с детьми и 2 места для индивидуальных занятий.

В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи.

Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

График занятости логопедического кабинета

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Правила пользования логопедическим кабинетом

- ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у кладовщика)

- влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;

- ежедневно проводится проветривание кабинета;

- перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;

- кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;

- по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Логопедический кабинет предназначен для:

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

3. Консультативной работы учителя - логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).
4. Консультативной работы учителя - логопеда с педагогами.

Оборудование логопедического кабинета

Оснащение кабинета

1. Настенное зеркало (100см/50см) – 1 шт.

2. Столы для детей – 3 шт.

3. Стулья детские – 6 шт.

4.Стол для индивидуальных занятий с детьми по коррекции звукопроизношения – 1шт.

5. Стол для логопеда – 1 шт.

6. Стул для взрослых – 1 шт.

7. Доска магнитно – маркерная (120см\90 см) – 1 шт. (личная)

8. Шкафы и полки для методической работы

9. Коробки и папки для пособий

10.Часы настенные – 1шт.

11. Лампа дневного освещения над зеркалом - 1 шт.

12. Индивидуальные зеркала – 10 шт.

13. Набор зондов для постановки звуков – 7 шт.

16. Вата, бинт, ватные палочки

17. Ноутбук – 1 шт. (личный)

Документация

1. Инструкция по технике безопасности учителя – логопеда.

2. Инструкция по охране труда, должностные обязанности учителя – логопеда.

3. Речевая карта на каждого ребенка.

4. Журнал учета посещаемости.

5. Годовой план работы учителя – логопеда на учебный год.

6. Перспективный тематический план занятий по развитию речи на учебный год.

7. Календарное планирование подгрупповых занятий.

8. Логокоррекционная работа на каждого ребенка.

9. Список детей группы компенсирующей направленности с диагнозами ТПМПК.

10. Расписание занятий.

11. График работы и циклограмма деятельности учителя – логопеда.

12. Тетрадь взаимодействия с воспитателями.

13. Паспорт логопедического кабинета.

14. Индивидуальные тетради детей (на каждого ребенка).

15. Лист обследования речи детей массовых групп.

ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Формирование звукопроизношения

1. Артикуляционные упражнения (пособия)

2. Профили звуков (папка)

3. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.

4. Пособия для работы над речевым дыханием

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки

6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков

7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков

8. Логопедическое лото для автоматизации поставленных звуков

Развитие слухового внимания (неречевые звуки)

1. Звучащие игрушки: бубен, барабан, дудочка, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка.

2. Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука).

Формирование фонематического слуха и восприятия

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков

2. Предметные картинки на дифференциацию звуков

3. Тексты на дифференциацию звуков

Грамота

1. Магнитная азбука

2. Схемы для анализа предложений

3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги

5. Кассы букв и слогов

8. Фишки – символы согласных, гласных звуков

Работа над словарем

Предметные картинки на лексические темы:

Грамматический строй речи

1. Схемы предлогов

2. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами

3. Пособия на согласование частей речи

4. Деформированные тексты

Развитие связной речи

1. Серия сюжетных картинок

2. Сюжетные картинки

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов

Развитие мелкой моторики

3. Счётные палочки

5. Разноцветные прищепки

8. Трафареты для штриховки (на все лексические темы)

9. Цветные карандаши

10. Цветные камешки

12. Цветные пробки

15. Набор мелких игрушек

16. Мягкий конструктор

Развитие речевого дыхания.

1. Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.

2. Воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки, ватные шарики, теннисные мячики, перышки.

Развитие восприятия (цвет, форма, величина).

1. Парные картинки.

2. Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.

3. Счетные палочки для выкладывания фигур.

4. Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).

5. Дидактические игры

Развитие ориентировки во времени.

1. Картины-пейзажи разных времен года.

2. Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

3. Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

1. Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).

2. Разборные игрушки: матрешки, пирамидка.

6. Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

Программно-методическое обеспечение

9. Н. В. Нищева «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7) СПб: Детство – Пресс 2015г

23. Картотека индивидуальных занятий логопеда с детьми с ОНР в логопедической группе.

26. Логопедические тетради по звукам.


Паспорт рабочего пространства разработан исходя из анализа условий для организации деятельности учителя – логопеда МАДОУ Детский сад № 107 городского округа город Уфа РБ.

  1. Адрес учреждения: г. Уфа, ул. Г.Мушникова 15/4
  2. Ответственный за кабинет: учитель – логопед Григорьева Наталья Владимировна
  3. Этаж, площадь кабинетов в кв.м.: второй этаж, 9,4 кв.м. и 9,0 кв.м.
  4. Число посадочных мест:
  1. Отопление: централизованное
  2. Количество учителей, работающих в кабинете: 1
  3. Загрузка кабинета в неделю: 20 часов

1. Опись имущества кабинета

Шкаф для пособий

Стол для песочной терапии, рисование песком

Удлинитель 5 гнезд

Зеркало с подсветкой

Раковина для мытья рук и оборудования

2. Освещение

Наименование рабочих зон

Рабочее место учителя - логопеда

потолочное освещение – светильники закрытого типа 2 шт.

Естественное и искусственное

Рабочее место воспитанников

освещение настенное – 1 лампы

Естественное и искусственное

3. Техническое оснащение

4. Пространство предметной среды

Правило логопедического кабинета: сотрудничество ребенка и взрослого.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих пространств:

1.Пространство по коррекции произношения располагает настенным зеркалом, рабочими столом, освещением, и необходимым картинным материалом.

2. Пространство по преодолению заикания способствует развитию речи через рабочие материалы, содержащие индивидуальные картинки, рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме.

3.Образовательное пространство по подготовке и освоению грамоты. Это пространство оборудовано четырьмя учебными столами, четырьмя стульчиками, магнитофоном, шкафами с рабочими материалами по развитию речи.

4.пространство методического, дидактического и игрового сопровождения. Представлена книжными полками и содержит следующие разделы:

- справочная литература по логопедии,

- материалы по обследованию речи детей,

- методическая литература по коррекции звукопроизношения,

-методическая литература по преодолению заикания и ОНР,

- занимательное игровое обеспечение логопедических занятий,

-оборудование, способствующее формированию речевого дыхания,

-оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.

5.Пространство ТСО. Пространство занимает 1 компьютер, компьютерные логопедические программы, аудиотека и видеотека.

6.Рабочий стол учителя – логопеда, на котором находится логопедическая документация:

- паспорт логопедического кабинета,

- программа работы логопедического кабинета с планами работы,

- журнал взаимосвязи родителей с педагогами,

- портфолио научно – методических достижений специалиста

7. Информационное пространство для родителей (законных представителей): консультации, наглядный материал, рекомендации.

8. Пространство для релаксации воспитанников, где расположен уголок игровой психотерапии, находятся подушечки на каждого воспитанника, мягкие игрушки и большое количество игр разных видов для снятия напряжения.

5. Номенклатура дел учителя-логопеда

Индекс раздела

Заголовок дела

Срок хранения по перечню

хранятся у учителя - логопеда

Годовой план работы учителя-логопеда

приложение к годовому плану Учреждения

План фронтальных занятий с детьми

План коррекционных занятий с детьми

Документы (диагностические карты, отчет) годовых отчетов

приложение к годовому плану Учреждения

Документы (копии постановлений, приказов, методических рекомендаций) по образовательной деятельности

хранятся у учителя

Документы (примерные образовательные программы) для воспитателей

хранятся у учителя

Документы (примерные образовательные программы) для родителей

хранятся у учителя

Экран звукопроизношения детей

хранятся у учителя

хранятся у учителя

Табель посещаемости детей

хранятся у учителя

Тетрадь самообразования (примерные образовательные программы)

хранятся у учителя

6. Методическое обеспечение логопедического кабинета.

Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся.

Дидактические игры и пособия

Развитие словесно-логического, абстрактного мышления, разных видов памяти, различных видов внимания, зрительного и слухового восприятия.

Профили артикуляций звуков(альбом-схема, фото-альбом, картинки по артикуляционной гимнастике).

Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, аудиозаписи, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, перфокарты на каждый звук, кроссворды.

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Формирование лексико-грамматического строя речи

Развитие связной речи учащихся

Развитие мелкой моторики, речевого дыхания

Мозаики, кубики, медная проволока, наборы бус и пластмассовых шариков. Картинки с упражнениями по пальчиковой гимнастике. Таблицы с упражнениями по кинезотерапии.

Развитие неречевых процессов

7. Методическое оснащение

  • Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1989, 96 стр.
  • Буянов М.И. Заикание у подростков.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия.- М.: Просвещение, 1989, 147 стр.
  • Волкова Л.С., Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии.- М.: Владос, 1997, 107 стр.
  • Волина В.В. Занимательное азбуквоведение. - М.: Просвещение, 1991, 86 стр
  • Выгодская И.Г. , Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П.-Устранение заикания у школьников в игровых ситуациях.- М.: Просвещение, 1993, 65 стр.
  • Дьячков А.И.- Основы обучения и воспитания аномальных детей - М.: Просвещение, 1965, 95 стр.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991, 100 стр.
  • Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - Развитие речи.- М.: Просвещение, 1991,76 стр.
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – Воронеж: Учитель, 2001, 103 стр.
  • Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2005, 154 стр.
  • Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.: Педагогика, 1983,89 стр.
  • Ладыженская Т.А. , Никольская Р.И., Сорокина Т.И. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992, 105 стр.
  • Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Просвещение, 1988, 108 стр.
  • Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок и письиа у детей.- Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1995, 86 стр.
  • Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990, 98 стр.
  • Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1990, 105 стр.
  • Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2008, 67 стр.
  • Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Руденко В.И. Логопедия – практическое пособие.- Ростов на Дону.- Феникс, 2009, 154 стр.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1977, 67 стр
  • Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1989, 100 стр.
  • Светлова И.К. Домашний логопед.- М.: Эксмо, 2005, 67 стр.
  • Смирнова Л.С. Полный справочник логопеда.- Минск: Харвест, 2011, 86 стр.
  • Успенская Л.П. , Успенский М.Б. Учись говорить правильно. - М.: Просвещение, 1989, 100 стр.
  • Чеснокова В.Б. Учимся читать. – М.: Росмэн, 2008, 108 стр.
  • Филичева Т.Б., Чивилева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Фомичева М.Ф.- Воспитания у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1981, 56 стр.

Нормативно-правовые документы, используемые в работе:

Педагог высшей квалификационной категории.

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;

- взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия;

6) направления деятельности:

- диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса);

-коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);

- информационно-методическое:

а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции
и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;

б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

в) организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;

г) организация и систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями к его оснащению (приложение 1);

д) сбор информации о деятельности логопункта и её анализ (приложение 2);

7) общее руководство и ответственность за деятельность учите­ля-логопеда несет руководитель ДОУ.

2.Организация логопедическойработы

1) Комплектование логопункта осуществляется на основании
заключений следующего характера:

- ФНР (фонематическое недоразвитие речи);

- ФНР (фонетическое недоразвитие речи);

- ФФНР (фонетико-фонематическое-недоразвитие речи);

- ОНР (общее недоразвитие речи) I, II, III уровней у детей с различной клинической обусловленностью: дислалией, дизартри­ей, ринолалией, алалией, афазией;

2) при соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но проживающим в данном микрорайоне;

3) обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости;

4) данные об обследованных на логопункте детях вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации (приложение 3) с целью последующего распределения дошкольников по группам в зависимости от структуры речевого дефекта;

5) на каждого зачисленного на логопункт ребенка заполняется
речевая карта (приложение 4);

6) преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети, недостатки речи которых препятствуют успеш­ному усвоению образовательных программ ДОУ или вызывают появление вторичных нарушений социального характера;

7) группы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи:

- с общим недоразвитием речи (ОНР) — до 3-5 человек;

- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) — до 5-6 человек;

- с заиканием — до 5-6 человек;

8) основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, количество и про­должительность которых зависит от психофизических и возраст­ных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком); темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журна­ле логопедических занятий (приложение 5);

9) периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения;

10) периодичность занятий:

- групповое занятие с детьми, имеющими ОНР (общее недо­развитие речи) различной клинической обусловленности, прово­дятся не менее 3-х раз в неделю;

- с группой детей, имеющих ФФНР и ФНР, - не менее 2-х раз в неделю;

- с группой детей, имеющих фонетический дефект — не менее 1-го раза в неделю;

- с группой заикающихся детей — не менее 3-х раз в неделю;

11) выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи;

12) в случае длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза;

13) ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учитель-логопед;

14) распределение рабочего времени учителя-логопеда распределяется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15 % - консультативно-методическая работа, 10 % - работа с документацией;

15) для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;

16) в логопункте ведется следующая документация:

- журнал регистрации (приложение 3);

- журнал учета проведения индивидуальных и групповых ло­гопедических занятий (приложение 5):

- речевые карты (приложение 4);

- годовой план деятельности логопедов;

- календарно-тематические планы групповых занятий;

- индивидуальные рабочие тетради (приложение 6);

- тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями;

- диагностическая карта динамического наблюдения речевого развития детей (приложение 7);

- аналитическая справка по результатам деятельности за год (приложение 2);

- расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени;

- паспорт логопедического кабинета (приложение 8).

Приложение 1

Оборудование логопедического кабинета

(примерный перечень)

1. Настенное зеркало для логопедических занятий 70х 100 1

2. Зеркала для индивидуальной работы 9x12 8 – 10

3. Логопедические зонды и шпатели индивид.

4. Умывальник взрослый 1

5. Навесная доска 1

6. Шкафы для пособий 2-3

7. Стол канцелярский 1

9. Детские столы 4

10. Разрезная азбука настенная

12. Песочные часы

16. Видеодвойка (телевизор и видеомагнитофон)

17. Набор аудио- и видеокассет

18. Диапроектор или кодоскоп

19. Компьютер с набором специальных программ

21. Дидактические пособия

22. Настольные игры, игрушки

При оборудовании логопедического кабинета необходимо соблюдать требования СанПиН:

- естественное левостороннее освещение; на расстоянии 1,2 метра над зеркалом должен располагаться светильник на кронштейне;

- площадь логопедического кабинета из расчета 4 кв.м. на одного ребёнка;

- мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Приложение 2

по результатам деятельности учителя-логопеда

1. Информационная справка

Всего обследовано детей _________

Всего выявлено детей с нарушениями речи _________

Сведения о движении детей Классификация речевых нарушений Итого
ОНР ФФНР ФНР Фонемат. НР Заикание
Принято на логопункт
Выпущено
Продолжают занятия
Выбыло

2. Аналитическая информация:

- проблемы, возникшие в ходе работы;

- условия, необходимые для решения проблем;

- динамика речевого развития детей, представленная в графиках, диаграммах;

- приоритетные направления деятельности на следующий год.

Приложение 3

№ п/п Фамилия, имя ребенка Возраст ребёнка Домашний адрес, тел. Сведения о родителях Заключение ПМПК Примечание

2. Дата рождения, возраст на момент обследования

3. Домашний адрес, кем направлен

4. Дата обследования

5. Сведения о родителях:

обший (беременность по счету, характер беременности, тече­ние родов, вес, рост, перенесенные заболевания);

речевой (гуление, лепет, первые слова, фразы)

8.Заключения специалистов: психиатр, невропатолог, отола­ринголог, офтальмолог, стоматолог

9.Состояние общей моторики (двигательная память, переключаемость движений, произвольное отражение, статическая и дина­мическая координация движений и другое)

10. Состояние произвольной моторики пальцев рук (статическая и динамическая координация движений)

11. Артикуляционный аппарат:

1) строение (губы, зубы, прикус, челюсть, подъязычная уздеч­ка, маленький язычок, нёбо);

2)моторика (двигательная функция губ, челюсти, языка, мяг­кого нёба);

3) состояние мимической мускулатуры (объем и качество дви­жения мышц лба, глаз, шеи, мимических поз, характеристика сим­волического праксиса).

12.Фонетическая сторона речи:

1) звукопроизношение (изолировано, в слогах, словах, связной речи): смешение звуков, отсутствие звуков, искажение звуков, за­мена звуков;

2) состояние просодии (характеристика голоса, темпо-ритмической и мелодико-интонационной сторон речи, речевого дыха­ния).

13. Слоговая структура слова (сокращение, упрощение, уподобление, перестановка слогов, добавление звука)

14. Фонетический слух

15. Фонематическое восприятие

16. Импрессивная сторона речи (понимание номинативной, предикативной и адъективной сторон речи, пространственных наречий, предложений различной сложности, грамматических форм)

17. Словарный запас (обобщение, употребление в речи слов различных частей речи, антонимов, синонимов)

18. Грамматический строй (составление предложений, словоиз­менение, словообразование, употребление грамматических форм)

19. Связная речь (пересказ, составление рассказа: описательно­го, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из соб­ственного опыта)

20. Начальные навыки чтения (усвоение букв, чтение слогов, слов, предложений, текста, характер ошибок; дислексические, дисграфические, грамматические)

23. Индивидуальный маршрут коррекции

24. Мониторинг динамики коррекционного процесса(заполняется не реже 2 раз в месяц)

Приложение 5

Журнал учета логопедических занятий

1. Групповые списки детей

2. Календарно-тематическое планирование групповых занятий

3. Учет посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий

№ п/п Дата Фамилия, имя ребенка

Приложение 6

Индивидуальная рабочая тетрадь

1. Схему структуры речевого дефекта.

2. Индивидуальную коррекционную программу.

3. Календарные планы занятий (дата, тема занятия, задачи, продукты практической деятельности детей на занятии).

Приложение 7

динамического наблюдения речевого развития детей

1. Расшифровку кода успешности усвоения навыка:

красный квадрат – постановка звука (звук указывается внутри квадрата)

синий квадрат – автоматизация звука

зеленый квадрат – дифференциация звука

красный круг – развитие фонематического слуха

зеленый круг – формирование навыков звукового анализа

синий треугольник – развитие лексики (активизация словаря)

синий прямоугольник – коррекция грамматического строя речи

синий ромб – развитие связной речи

Заполнение цветом отражает успешность усвоения навыка ребёнком на занятии:

- условный знак, закрашенный наполовину, означает, что навык сформирован недостаточно;

- условный знак, закрашенный полностью, означает, что навык сформирован.

2. Таблица, отражающая динамику развития речи ребёнка.

Ф.И. ребёнка _________________ Дата зачисления на логопункт _______________

Дата занятия Код успешности усвоения навыка Резюме

Резюме отражает характер трудностей, испытываемых ребенком в ходе занятия, и выводы по коррекции индивидуального маршрута речевого развития ребёнка.

Приложение 8

Паспорт логопедического кабинета

1. Титульный лист:

Логопед Ф.И.О. ____________________________________________________

2. Общие сведения о кабинете

Общая площадь _____ длина______ ширина______

3. Сведения о логопеде

Образование (что закончил, специальность, квалификация)

Год окончания ____________________ .

Работа в данном учреждении:

стаж________ квалификационная категория

Работа над темой________________ __

Работа по программе_______________

4.Содержание направлений деятельности логопеда

5.Циклограмма деятельности логопеда

7.Каталог методической литературы кабинета

8. Перечень дидактических пособий и наглядного материала.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Читайте также: