Панова о б правовая ресоциализация несовершеннолетних осужденных как педагогическая категория

Обновлено: 05.05.2024

Стремительное увеличение числа заключенных несовершеннолетнего возраста требует пристального внимания к проблеме не только со стороны правоохранительных органов и воспитательных учреждений, но также и со стороны институтов социально-психологического профиля.

В связи с этим в последнее время все больше внимания уделяется изучению социальных причин преступного поведения (низкий уровень развития нравственного сознания молодежи, дестабилизация социальной обстановки и т.д.), одновременно с этим все более тщательно исследуется личность несовершеннолетнего правонарушителя.

Воспитательная работа является одним из основных средств исправления, которое благодаря новейшим положениям педагогики и психологии способствует в достижении наиболее значимых результатов в исправлении осужденных, изменению негативных черт личности, антисоциальных установок. Вследствие этого стремительно увеличивается спрос на различного рода профилактические и психокоррекционные программы.

Специфической и не менее острой является проблема, связанная с ресоциализацией подростков, освобождающихся из мест лишения свободы. Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ВК может иметь большое значение для решения вопроса борьбы с рецидивной преступностью, т.к. проблема адаптации молодого человека, освобожденного после отбывания наказания в ВК, к условиям нормального существования в социальной среде на свободе является основным требованием сегодняшнего времени.

Актуальность проблемы адаптации молодых людей в социуме после освобождения из ВК убеждает в необходимости проведения специальной предварительной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых для них условиях. Психологическая подготовка может выступать как начальным, так и завершающим этапом в процессе исправления (ресоциализации) осужденных.

1. Личность самого освобожденного, его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, образование, специальность, трудовые навыки и т.д.

2. Условия внешней среды, окружающей личность освобожденного (наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа и удовлетворенность ею, взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, тактика работников милиции, осуществляющих надзор).

3. Условия, в которых находился осужденный в ВК, и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных (его статус), время заключения и т.д.

В процессе теоретических и практических исследований мы смогли выделить основные факторы успешной ресоциализации подростков:

1. Установка на сотрудничество.

2. Ориентация в пространстве социальных отношений.

4. Стрессоустойчивость (она включает в себя два аспекта: 1 – отреагирование накопившихся чувств и эмоций; 2 – обучение навыкам преодоления жизненных трудностей, развитие защитных механизмов, адекватности поведения).

5. Принятие своего прошлого (принятие прошлого именно как прошлого, т.е. отрезка жизни, возврат к которому невозможен).

Таким образом, целью комплексной программы ресоциализации осужденных должно стать формирование у заключенного психологической готовности жить в новых условиях, обеспечивающей быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без избыточного травмирующего напряжения. В решении этой задачи должны участвовать все элементы системы, в которую включен подросток: воспитатели, охранники, начальники отрядов, педагоги, психологи и другие сотрудники колонии. Все это убеждает в необходимости проведения специальной психолого-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными.

Одной из эффективных форм воспитательной работы является групповая, так как развиваясь, каждый подросток вынужден решать задачи собственного взросления, и значительную роль в их оперативном и правильном решении играет фактор окружения.

Группа сверстников является источником многих, значимых для подростка, обратных связей, она дает возможность увидеть реакцию людей на собственные проявления и, возможно, изменить свое представление о себе.

Группа представляет собой особую форму взаимоотношений между ее членами, которая обеспечивает принцип развития личности, вместе с развитием группы. Возможность изменений личности подростка заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях: тренинг – это место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, позволить себе экспериментировать с собственным поведением.

В процессе межгруппового общения у подростка должно возрастать позитивное отношение к себе и другим, что служит залогом личностной реконструкции: подросток начинает объективно оценивать свои мысли, чувства конфликты; в своем поведении он отказывается от всего того, что разъединяет его с людьми, начинает развивать те стороны своей личности, которые являются притягательными для других, начинает трезво оценивать свои возможности, отказываться от необоснованных претензий.

Группа в таком случае является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения – моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение. Задача педагога состоит в создании условий для нейтрализации негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия, снижения напряжения и скрытых агрессивных реакций во взаимоотношениях участников.

Создание таких условий в группе, где познание себя становится актуальной возможностью, побуждает подростка находить в себе новые возможности преодолевать трудности.

В групповом взаимодействии выделяются следующие возможности для работы с подростками:

- взаимодействие и конфронтация с ровесниками;

- создание миниатюрной реальной жизненной ситуации для изучения и изменения поведения;

- стимуляция новых путей взаимодействия с ситуацией и получения нового опыта в человеческих отношениях;

- стимуляция новых "Я – концепций'' и новых моделей идентификации;

- формирование чувства меньшей изолированности в окружающем мире;

- наличие ощущения защищенности от взрослого мира;

- уменьшение сопротивления или подчинения, усиление независимости и идентификация с лидером;

- выявление проблем, связанных с взаимоотношениями с другими.

Самое главное здесь заключается в том, чтобы педагог обратил внимание подростков на их переживания, закрепив, таким образом, их личный, и поэтому ценный, опыт.

В условиях групповой работы возможно ознакомление подростковскачественно иными знаниями, умениями и способами взаимодействия на основе интерпретации индивидуального опыта и личностной включенности во внутригрупповые процессы.

Задача педагога состоит в отслеживании и использовании всех процессов, происходящих в группе. Чтобы взаимодействие было эффективным, чтобы онопомогло каждому решать те задачи, которые он перед собой ставит, существует несколько принципов и правил группового взаимодействия, т.е. внутренних законов функционирования группы:

Правило искренности. Говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.

Принцип личной ответственности. Все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично.

Принцип личного вклада. Чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и, следовательно, тем больше у него появится возможностей для личностного роста.

Правило конфиденциальности. Запрещается вне группы рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы.

Принцип инициативы участников. На занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная.

Эффективность проведения групповых занятий обеспечивается соблюдением определенных условий. Необходимо избегать родительской позиции; отказаться от советов, передать подросткам ответственность за свою жизнь; соблюдать равенство позиций как условие развития и обеспечить эмоциональное принятие несовершеннолетних. Соблюдение этих правил при работе с группой способствует интенсивному "развертыванию" процесса личностного роста участников и освоению ими коммуникативных навыков как существенных личностных ценностей.

С.В. Богданова – сотрудник МПЛ

УФСИН России по Удмуртской Республике

Кроме того, следует обратить внимание на характеристику когнитивной сложности. Когнитивную сложность можно определять, как способность учитывать большое количество факторов при оценке ситуации, или способность дифференцировать признаки воспринимаемого объекта. Чем больше когнитивная сложность, тем более дифференцированно испытуемый представляет исследуемую область. Однако чрезмерное количество факторов может говорить о проблемах с психикой. Нами было получено следующее количество факторов по каждому из видов преступления: осужденные за изнасилование – 9, осужденные за убийство – 7, осужденные за кражи – 9, осужденные за хранение наркотиков – 9, осужденные за хулиганство – 3.

Первый фактор является самым значимым. Он дает представление о том, что именно для этого испытуемого является самым важным в исследуемой области, то есть уже позволяет выходить на какие-то важные выводы. Анализ всей системы полученных факторов позволяет увидеть всю систему отношений человека к исследуемой области. В нашем случае факторы получили следующие названия.

Анализ семантических пространств выявил значимость образования для получения работы, карьерного роста, для хорошего заработка. Несовершеннолетние осознают, что без образования они окажутся лишены многих возможностей в жизни. Кроме того, образование необходимо, чтобы изменить свою жизнь. В то же время не осознается значимость образования для работы над собой. Несмотря на важность образования для испытуемых, для всех оно связано с отрицательными эмоциями, что свидетельствует о негативном опыте, полученном в системе школьного образования.

Кроме того, хочется отметить выявленные представления о семье у несовершеннолетних, отбывающих наказание в исправительной воспитательной колонии.

Осужденные за изнасилование: 1. Нет понимания функций отца в семье. 2. Допускается возможность создания семьи не по любви. 3. Семья может служить помехой в зарабатывании денег. 4. Сексуального партнера можно купить за деньги. 5. Сексуальный партнер и любимый человек разные понятия. Причем встреча с любимым человеком, возможность иметь семью, иметь детей вызывает страх и враждебность. 6. Встреча с сексуальным партнером возможна, если учесть прошлые ошибки. 7. Для хорошего воспитания детей нужны деньги и агрессия.

Осужденные за убийство: 1. Любимый человек и сексуальный партнер – разные понятия. 2. Семья и возможность хорошо зарабатывать – несовместимые понятия. 3. Воспитательная функция семьи не понимается. 4. Семью можно создать не обязательно с любимым человеком. Партнер в семье воспринимается в первую очередь как сексуальный партнер. Хотя детей необходимо иметь от любимого человека. 5. Чтобы иметь семью необходима агрессивность. 6. Лишь самодостаточный человек может создать семью с любимым человеком, быть верным ему и иметь от него детей. 7. Хорошего воспитания детей можно добиться обладая злопамятностью и упорством.

Осужденные за кражи: 1. Понятия: семья, любимый человек, сексуальный партнер, дети не взаимосвязаны между собой. Функции семьи не понимаются. 2. Для того, чтобы иметь семью, встретить любимого человека, иметь детей, быть хорошим семьянином нужны такие качества как человечность, душевность, искренность. Кроме этого для создания семьи с любимым человеком необходима наглость. Отношения в семье с любимым человеком можно строить с помощью агрессии. В данном случае существует явное противоречие. 3. Детей можно иметь не только от любимого человека, это может быть просто сексуальный партнер. От любимого человека иметь детей может лишь тот кто обладает активностью, имеет образование, уверен в себе. 4. Несовершеннолетние считают, что можно иметь детей и быть одновременно независимым. 5. Понятия семья и хороший заработок не связаны между собой. 6. Воспитанием детей должно заниматься государство и бабушки с сдедушками.

Осужденные за хулиганство: 1. Данной категорией несовершеннолетних понимается хозяйственно – бытовая функция семьи и семья не является помехой в заработке денег. Хотя с другой стороны, чтобы иметь семью, необходимы такие качества как изворотливость, злость и страх. 2. Иметь одного сексуального партнера значит брать ответственность на себя. 3. Хорошо воспитать своих детей можно лишь собственным примером. Для этого необходимо добиться признания окружающих. 4. Общение в семье должно строиться с позиций агрессии. Агрессивные качества необходимо проявлять и в отношении любимого человека. В отношении же сексуального партнера агрессия проявляется в меньшей степени, а в болешей степени требуется умение плести интриги. 5. Семью необходимо создавать с любимым человеком. 6. Чтобы иметь детей, встретить любимого человека необходимо избавиться от вредных привычек. 7. Чтобы добиться признания окружающих необходимо быть хорошим семьянином.

На основании изложенного нам видятся направления по которым необходимо строить работу с несовершеннолетними. Во-первых, учитывая значимость образования дать возможность несовершеннолетним получать профессию в местах лишения свободы, причем не только рабочую профессию. Необходимо построить дистантную систему получения среднего профессионального и высшего образования по специальностям, значимым в обществе. Во-вторых, необходима индивидуальная коррекционная работа, направленная на повышение самооценки несовершеннолетних, на развитие уверенности в себе. В-третьих, учитывая искаженные представления о семье, об отношениях с близкими людьми, необходимо проведение коррекционно-обучающих занятий, способствующих изменению усвоенной системы отношений. Кроме того, многие несовершеннолетние попадают в исправительные учреждения, имея большие пробелы в школьных знаниях и вынуждены обучаться в классах не по возрасту, что вызывает негативные эмоции с их стороны. На наш взгляд было бы более целесообразно разработать индивидуальные обучающие программы, дающие возможность в короткие сроки восполнить пробелы в знаниях и обучаться в классах, соответствующих возрастным данным.

И.В. Кучеренко – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Ростовской области

Разъясняет помощник Магнитогорского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мамыкин С.А.

Основная роль в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы возлагается на исправительные учреждения, в которых они отбывают наказание.

Одной из основных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Ресоциализация – это комплексные мероприятия воспитательного, психологического, нравственного, социально-экономического, правового характера, осуществляемые сотрудниками исправительного учреждения с осужденными перед их освобождением из мест лишения свободы, в целях их реитгеграции в обществе. Процесс ресоциализации осужденных направлен на их скорейшее возвращение в социум, приобретения ими новых специальностей, профессий, навыков, необходимых для жизни в обществе, соблюдение установленных законодательством норм и правил.

Подготовка осужденных к освобождению прежде всего включает в себя разностороннее изучение личности, в том числе содержание интересов, уровня развития, нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого.

Освобождение от отбывания наказания затрагивает также интересы его родственников, исправительного учреждения и общества в целом, так как от подготовки осужденного к дальнейшей жизни на свободе зависит его поведение на свободе, что в конечном итоге, в том числе, сказывается и на состояние рецидивной преступности.

Организация и осуществление мероприятий по ресоциализации осужденных возлагается на сотрудников воспитательных и психологических отделов, группы социальной защиты, сотрудников отделов специального учета и других заинтересованных служб.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы администрация исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления, федеральную службу занятости, правоохранительные органы по месту избранного жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях.

В исправительных учреждениях планируются и проводятся круглые столы с приглашением представителей правоохранительных органов и центров занятости населения, на которых обсуждаются вопросы правопослушного поведения после освобождения, предоставляется перечень организаций с указанием востребованных в регионе специальностей, наличие свободных для трудоустройства мест.

С осужденными организуются занятия в школе подготовки осужденных к освобождению, где рассматриваются вопросы формирования жизненных ценностей, трудового и бытового обустройства, планирования личной жизни, иные жизненные проблемы с которыми они могут столкнуться после освобождения. Проводятся разнообразные социальные и социально-психологические тренинги, способствующие исправлению осужденных и их дальнейшей социальной адаптации, снижению чувства тревоги, неуверенности в себе, которые они испытывают в связи с предстоящим освобождением.

Во исполнение требований статьи 181 УИК РФ администрациями исправительных учреждений освобожденные обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета, им также может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правильно и грамотно организованная работа сотрудников исправительного учреждения и иных государственных органов, по ресоциализации осужденных способствует их дальнейшей социальной адаптации после освобождения в обществе, восстановлению или созданию социально-полезных связей, трудоустройству, отречению от криминальной субкультуры и вхождению в правопослушную социальную среду.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

26 мая 2021, 09:03

Ресоциализация осужденных освобождаемых из мест лишения свободы (Магнитогорская прокуратура за соблюдением законов в исправительных учреждениях)

Разъясняет помощник Магнитогорского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мамыкин С.А.

Основная роль в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы возлагается на исправительные учреждения, в которых они отбывают наказание.

Одной из основных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Ресоциализация – это комплексные мероприятия воспитательного, психологического, нравственного, социально-экономического, правового характера, осуществляемые сотрудниками исправительного учреждения с осужденными перед их освобождением из мест лишения свободы, в целях их реитгеграции в обществе. Процесс ресоциализации осужденных направлен на их скорейшее возвращение в социум, приобретения ими новых специальностей, профессий, навыков, необходимых для жизни в обществе, соблюдение установленных законодательством норм и правил.

Подготовка осужденных к освобождению прежде всего включает в себя разностороннее изучение личности, в том числе содержание интересов, уровня развития, нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого.

Освобождение от отбывания наказания затрагивает также интересы его родственников, исправительного учреждения и общества в целом, так как от подготовки осужденного к дальнейшей жизни на свободе зависит его поведение на свободе, что в конечном итоге, в том числе, сказывается и на состояние рецидивной преступности.

Организация и осуществление мероприятий по ресоциализации осужденных возлагается на сотрудников воспитательных и психологических отделов, группы социальной защиты, сотрудников отделов специального учета и других заинтересованных служб.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы администрация исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления, федеральную службу занятости, правоохранительные органы по месту избранного жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях.

В исправительных учреждениях планируются и проводятся круглые столы с приглашением представителей правоохранительных органов и центров занятости населения, на которых обсуждаются вопросы правопослушного поведения после освобождения, предоставляется перечень организаций с указанием востребованных в регионе специальностей, наличие свободных для трудоустройства мест.

С осужденными организуются занятия в школе подготовки осужденных к освобождению, где рассматриваются вопросы формирования жизненных ценностей, трудового и бытового обустройства, планирования личной жизни, иные жизненные проблемы с которыми они могут столкнуться после освобождения. Проводятся разнообразные социальные и социально-психологические тренинги, способствующие исправлению осужденных и их дальнейшей социальной адаптации, снижению чувства тревоги, неуверенности в себе, которые они испытывают в связи с предстоящим освобождением.

Во исполнение требований статьи 181 УИК РФ администрациями исправительных учреждений освобожденные обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета, им также может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правильно и грамотно организованная работа сотрудников исправительного учреждения и иных государственных органов, по ресоциализации осужденных способствует их дальнейшей социальной адаптации после освобождения в обществе, восстановлению или созданию социально-полезных связей, трудоустройству, отречению от криминальной субкультуры и вхождению в правопослушную социальную среду.


В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представлены основные индивидуально-типологические особенности несовершеннолетних, находящихся на исправлении.

Ключевые слова: воспитательная колония, воспитанники, несовершеннолетние осужденные, ресоциализация, социальная адаптация.

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и морально-нравственные и индивидуально-типологические особенности личностного развития. Основная цель воспитательной колонии – исправление осужденных, осуществление превентивных мер по предотвращению совершения новых преступлений освободившимися, интеграция их в общество, как законопослушных гражданин, способных успешно адаптироваться к сложным жизненных ситуациям.

Задачи воспитательной колонии состоят в организации деятельности по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, находящихся в колонии; обеспечение исполнения наказания в соответствии с законом и приговором суда; предотвращение рецидивной преступности воспитанников, и повторной осужденности несовершеннолетних. Для успешного достижения целей и задач администрации колонии и ее сотрудникам необходимо создать оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности воспитанников, включающего интеллектуальный, физический, духовный, нравственный, психологический компоненты, при этом адаптация, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних на основе гуманистического подхода обеспечит эффективную их реализацию [1].

В отечественной науке вопросом противоправного поведения подростков занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы стремящиеся найти путь к совершенствованию и самосовершенствованию личности получившее раскрытие в работах В. М. Бехтерева, П. Б. Ганушкина, С. С. Корсакова, А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского и др. А так же в работе М. И. Гернета, энциклопедически изучившего нравы и традиции тюремной жизни [2].

Проблема ресоциализации осужденных и лиц, освобожденных от наказания, рассматривалась в работах В.М.Анисимкова, А.М.Яковлев, В. И. Селиверстова, Н. А. Беляева, Ю.И.Бытко, Ю.А.Алферова, А. И. Васильева и др.

Для осуществления успешной ресоциализации осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы, определения возможностей сопровождения их в реабилитационных общественных и муниципальных центров на стадии подготовки воспитанников ВК к освобождению, шире привлекать к сотрудничеству с администрацией ВК представителей общественности и религиозных организаций к устройству их дальнейшей судьбы, заранее знакомя с теми воспитанниками, которые могут оказаться в трудной жизненной ситуации: дети-сироты, бомжи и т.д. [3].

Сегодня ресоциализация воспитанников исправительных учреждений является приоритетной задачей, которая решается на уровне государственных структур. Основными задачами работы данного учреждения являются:

•формирование нравственных отношений между осужденными;

•искоренение проявлений, унижающих человеческое достоинство осужденных;

•адаптация к нормальному существованию в обществе;

•формирование позитивных ориентаций, устранение отрицательных последствий после пребывания в воспитательных колониях, оказание постпенитенциарной помощи.

Основную группу лиц, нуждающихся в помощи, составляют освободившиеся из мест лишения свободы. В первую очередь это важно и самому обществу, чтобы эти люди вновь не стали преступниками.

Несомненно важно, чтобы в воспитательных учреждениях не принижалась индивидуальность осужденного, его человеческое достоинство и не ограничивалась свобода.

Сам процесс ресоциализации не должен развивать в воспитаннике отрицательные качества и негативно влиять на психику.

В последние годы все более важным направлением в сотрудничестве администрации учреждения с общественными организациями становится социально-психологическое и духовно-нравственное воздействие на личность воспитанника. Именно в этом направлении, так важно привлечь высокопрофессиональные кадры общественности, как к воспитательному процессу внутри учреждения, так и к сопровождению воспитанника по месту жительства после освобождения.

В 2014 г. в ВК в основном отбывали наказание осужденные, совершившие преступления средней тяжести и тяжкие преступления, соответственно 62,3% и 31,9%. Как правило, несовершеннолетние осужденные не успевают завершить срок отбывания наказания в ВК до наступления совершеннолетия и их переводят для завершения срока исполнения наказания в исправительную колонию. Это негативно влияет на личность переводимого осужденного, осложняет процесс его исправления и ресоциализации.

В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы (УИС) возникает необходимость повышение эффективности функционирования психологических служб, совершенствования содержания средств, методов и технологий воздействия работы с осужденными, обеспечения их успешной социальной интеграции и адаптации в обществе в период после освобождения.

Исследования личностных особенностей воспитанников воспитательной колонии показали, что заключенные, имеют в основном заниженную самооценку, низкий уровень притязаний, высокий уровень тревожности и низкий уровень волевого самоконтроля [2]. Их отличает демонстративно-приспособительный характер и вызывающее оппозиционное поведение.

Что находит подтверждение в результате повтора преступлений, причём часто с возрастанием их тяжести. Даже после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних, которое осуществляется лишь при наличии примерного поведения осужденных, отсутствия нарушений во время отбывания наказания встало на путь исправления. Что свидетельствует о необходимости поиска новых путей, методов и технологий в решении проблемы ресоциализации воспитанников, возложенной на сотрудников воспитательных колоний: воспитателей, психологов и социальных работников

Процесс адаптации к социуму, на сегодняшний день, достаточно сложен для освободившихся из мест лишения свободы, а особенно, несовершеннолетних, имеющих психические отклонения, состояние которых еще и усугубляется под влиянием пенитенциарного стресса и является для них психотравмирующим звеном в их личностном развитии.

Психологи уголовно-исполнительной системы осуществляют целенаправленную работу с различными категориями осужденных, в том числе с группой, имеющих психические аномалии, используют различные эффективные подходы, способствующие формированию нового социального опыта, развитию навыков социально приемлемого и одобряемого поведения. В последнее время приходится актуализировать работу психолога, пересмотреть все имеющиеся в арсенале сотрудников формы, методы и технологии работы в использовании дифференцированного подхода к осужденными, имеющим психические отклонения. Одной из эффективных технологий в работе с данной группой осужденных является терапия творчеством (арт-терапия), которая помогает найти оптимально эффективный подход в решении значимых проблемных ситуаций в жизни воспитанника. Целью коррекционного воздействия является обогащение субъективного личностного опыта в различных ситуациях, проработка внутриличностных конфликтов.

Воспитанник воспитательной колонии по окончании срока наказания вновь попадает в общество, законы которого он должен знать и соблюдать, но он не всегда способен им следовать, в связи с искаженной социальной адаптацией. Именно поэтому, на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.

Данный процесс предполагает целенаправленную специально организуемую работу на заключительном этапе отбывания наказания (за полгода до окончания назначенного судом срока освобождения осужденного). Подготовка к освобождению в широком смысле охватывает все проводимые с осужденными в период их пребывания в ВК воспитательные мероприятия, а так же социальную и профилактическую работу с ними, поскольку все это должно быть ориентировано на возвращение осужденных к нормальной жизни в социуме, восстановление навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания. Следовательно, с ним проводятся процедуры по возобновлению утраченных во время отбывания уголовного наказания социального статуса и социальных функций. Осужденный усваивает социально одобряемые образцы поведения и ценностные ориентации.

В качестве основных направлений ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений можно отнести следующие направления: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного; выявление конкретных дефектов его общей социализации; разработка программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции; осуществление необходимых мер психотерапии; охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях; повышение общеобразовательного уровня осужденных; обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению.

Таким образом, ресоциализация осужденных, представляя собой элемент межкультурного взаимодействия, может рассматриваться как процесс аккультурации, предполагает целенаправленную специально организуемую работу на заключительном этапе отбывания наказания, охватывает все проводимые мероприятия, в том числе социальную и профилактическую работу, ориентированный на возвращение осужденных к жизни в социуме в постпеницитарный период, восстановление навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная колония, осужденный, место лишения свободы, освобождение, возвращение осужденных, заключительный этап отбывания наказания, личностное развитие, профилактическая работа, социальная среда, уголовно-исполнительная система.

Социально-психологическая работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя следующие направления [6, 8, 10]:

  • нравственная подготовка – работа сотрудников, направленная на приведение в готовность положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.
  • психологическая подготовка – заключается в активизации способностей осужденного, формирование у него готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Основная задача – помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни общества.
  • практическая подготовка – включает в себя приобретение осужденными профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности.

Для решения данного вопроса необходимо создание в воспитательных колониях реабилитационных центров, перевод в которые должен осуществляться за 6-9 месяц до окончания срока наказания [1, 21, 23]. Основой работы центра являются не только подготовка осужденных в профессиональном плане к адаптации в будущей жизни, но и большая психолого-педагогическая работа, которая проводится психологами, воспитателями, мастерами производства и другими сотрудниками. Осужденным должен обеспечиваться полноценный досуг, который реализован в специальных подпрограммах студий. Для более эффективной работы в данном направлении необходимо развитие в единстве и взаимосвязи социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения. Большой и действенной помощью в данном направлении должно стать психологическое обследование осужденного.

За такими участками реабилитации должны быть закреплены наиболее опытные сотрудники учреждения. Это повлечет за собой увеличение штатов психологической и социальных служб. Создание службы, которая будет сопровождать освободившегося гражданина хотя бы в первый год его жизни на свободе.

Всесторонняя подготовка к жизни на свободе позволит воспитанникам определить свое место в современном обществе, найти верные пути решения возникающих проблем. Что в свою очередь дает право надеяться на то, что воспитанники станут полноценными гражданами своей страны.

При определении степени вероятности ресоциализации несовершеннолетнего осужденного главенствующую роль играют социально-бытовые условия, в которых он окажется после освобождения.

После отбытия срока наказания, как правило, несовершеннолетний, сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. Можно выделить две основные группы таких лиц [11, 12, 14, 15]:

  • желающие, но не имеющие возможностей вернуться к нормальному образу жизни, в силу объективных причин. Таких как – затруднения с трудоустройством, а также жилищные, медицинские, семейные и иные значимые социальные проблемы, возникающие по отбытии уголовного наказания в виде лишения свободы;
  • лица со стабильными антисоциальными установками, стремящиеся в любых условиях удовлетворять свои нужды преимущественно незаконными способами. Данная категория представляет наибольшую общественную опасность. Её представители постоянно нагнетают криминальный фон, дестабилизируют нормальную жизнь законопослушных граждан, становятся катализаторами вовлечения в противоправную деятельность новых участников, формируют основу организованной преступности.

На наш взгляд, к первой группе относятся те осужденные, которые успешно прошли этап ресоциализации в местах лишения свободы и именно они нуждаются в поддержке общества, именно они могут стать полноценными его членами.

Направленность поведения лиц, отбывших уголовные наказания в виде лишения свободы, в период, последующий за освобождением, во многом предопределяется установками, которые уже сформировались в их сознании на предшествующих этапах. Эти установки предрешают, к какой из двух вышеназванных категорий данные лица будут тяготеть, а значит и отношение к ним со стороны органов власти и общества [16, 18, 19].

Тем, кто желает вернуться к нормальному образу жизни, безусловно, необходимо оказывать всестороннюю помощь. При этом в целях достижения наибольшей эффективности их ресоциализации, необходима специализированная служба, которая занималась бы правоприменительной практикой в данных сферах. Осуществление эффективного процесса ресоциализации возможно при соответствующей политике государства, создании, развитии и функционировании соответствующих институтов. Правовое обеспечение ресоциализации и внедрение службы, занимающейся ресоциализацией, является основным условием ее эффективности. Необходимость создания специализированной службы, занимающейся ресоциализацией (постпенитенциарной адаптацией, реабилитацией) очевидна.

Согласно международной практике ведомственная принадлежность и функциональные обязанности сотрудников пробации могут быть достаточно разнообразными.

Например, в Чехии, где служба пробации создана в 1994 году, её представители являются сотрудниками суда.

Созданная в 2009 году в Республике Молдова служба пробации ограничивается работой с условно осужденными и условно-досрочно освобожденными.

В Германии осужденных к освобождению, когда он еще находится в стенах исправительного учреждения. С ними проводятся индивидуальные беседы и консультации в первую очередь по приобретению профессии, поиска работы, жилья и средств на проживание после освобождения. Помимо этого. Существуют различные федеральные ведомства по труду, которые активно взаимодействуют с тюрьмами по вопросам профессионального образования и трудоустройства [3, 5, 15, 23].

На наш взгляд, для контроля за несовершеннолетними осужденными, освобожденными из ВК, необходимо создание единой службы. Данная служба должна решать следующие задачи:

  • осуществлять предварительную работу с родственниками осужденного;
  • оказывать помощь в социальной реабилитации;
  • помощь в решении бытовых вопросов;
  • оказание психологической помощи и т.д.

Таким образом, будет создана система постпенитенциарной помощи освободившимся подросткам, к работе которой должны привлекаться органы местного самоуправления и негосударственные организации (с учетом международных стандартов и зарубежного опыта).

Единой службой (службой пробации) должно стать структурное подразделение ФСИН России, как нам представляется уголовно-исполнительные инспекции.

Заблаговременная, до освобождения, совместная работа сотрудников уголовно-исполнительной системы с администраций ВК, с осужденными и их родными, несомненно даст положительный результат.

Совместная работа в данном направлении должна начинаться за 9-12 месяцев до освобождения. Сотрудник службы пробации должен обладать полной информацией об осужденном (уровень образования, полученные специальности) для возможности оказания реальной помощи после освобождении. Инспекции должны заблаговременно уведомляться о фактах освобождения из мест лишения свободы осужденных, а сами несовершеннолетние становиться на учет после освобождения.

Предварительное уведомление инспекций позволит наладить контакт с родными осужденного, а также привлекать государственные и негосударственные организации к осуществлению контроля и помощи после освобождения.

Таким образом, сотрудник службы пробации становится связующим звеном между работниками воспитательной колонии и службами призванными заниматься дальнейшим устройством освободившегося осужденного.

В соответствии с действующим законодательством социальный работник за 6 месяцев до конца срока наказания в органы местного самоуправления и федеральной службы занятости направляет письма с уведомлением об освобождении осужденного, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях. В органы внутренних дел по месту жительства осужденного направляются запросы с просьбой проверить возможность проживания несовершеннолетнего по указанному адресу [2, 3, 5].

Однако полностью выполняются требования данного закона фактически лишь одной стороной – учреждениями УИС, другая же сторона – службы занятости, органов местного самоуправления и органы внутренних дел не выполняют свои функции в полном объеме по трудовому и бытовому устройству несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы.

В своих ответах на запросы территориальные службы занятости не осуществляют индивидуального подхода, а пишут шаблонную формулировку: при обращении будут оказаны услуги в трудоустройстве.

Отсутствие концепции постпенитенциарной социальной реабилитации, государственной политики в отношении несовершеннолетних осужденных освобождаемых из мест лишения свободы и соответствующей законодательной базы увеличивает вероятность рецидивной преступности и сводит на нет работу сотрудников воспитательной колонии [4, 9, 13, 17, 22].

На наш взгляд, сопровождение осужденного задолго до конца срока даст возможность реально решить вопросы его бытового и трудового устройства. Это даст возможность подходить индивидуально к вопросу ресоциализации каждого осужденного. Например, осужденному нецелесообразно проживать с родителями, тогда необходимо решать вопрос о его дальнейшей судьбе в двух направлениях: лишение родителей родительских прав и трудоустройство осужденного, на предприятие имеющем общежитие для работников.

В любом случае должна быть служба, которая продолжит работу проводимую в учреждении по ресоциализации, которая поможет решить проблемы с которыми может столкнуться несовершеннолетний осужденный после освобождения.

Как было уже отмечено уровень ресоциализации осужденных, то есть степень их исправления, готовность вести законопослушный образ жизни должен являться основным показателем оценки деятельности воспитательных колоний.

Список литературы

Сейчас процесс исправления и ресоциализации осужденных осуществляется в одиннадцати специальных воспитательных колониях, из которых десять предназначено для содержания лиц мужского пола и одна - женского пола. Воспитательные колонии расположены в разных регионах страны от Ковеля (Волынской обл.) до Павлодара (Днепропетровской обл.). Несовершеннолетние лица женского пола отбывают наказание в Мелитопольской воспитательной колонии Запорожской обл.

Для достижения цели исправления и ресоциализации несовершеннолетних в воспитательных колониях ДКВС Украины действует комплексная система мер, которая призвана обеспечить:

  • надлежащие условия жизни осужденных, совместимые с человеческим достоинством и нормами, которые приняты в обществе;
  • развитие у осужденных чувства самоуважения к себе и окружающим путем минимизации негативных последствий лишения свободы;
  • поддержание социально полезных связей с родными и близкими для них людьми;
  • получение образования и профессиональных навыков, что поможет им включиться в общественную жизнь после освобождения

Комплексная система мероприятий, кроме того, предусматривает обязательное привлечение к этому процессу всех сотрудников воспитательной колонии, но основная нагрузка по выполнению мер исправления и ресоциализации осужденных возложена на социально-психологическую службу, педагогов и психологии.

Важная роль в исправлении ресоциализации осужденных отводиться международным стандартам и практике исполнения и отбывания наказаний несовершеннолетними в зарубежных странах. Изучение пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в Нидерландах позволяет заметить, что в Украине происходят первые положительные сдвиги в гуманизации процесса отбывания наказаний несовершеннолетними осужденными. Наряду с этим, формальное перекладывание некоторых форм и методов исправления и ресоциализации осужденных в зарубежных странах на украинский воспитательные колонии не происходят в сознании самих осужденных.

Процесс исправления и ресоциализации осужденных не может быть эффективным, если к осужденным несовершеннолетним не применять меры поощрения и взыскания соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодек КСУ Украине общий порядок поощрения осужденных предусмотрен в ст 130, а взыскания - в ст 132 УК Украины Что касается несовершеннолетних, то порядок поощрения и взыскания регламентирован ст 144,145 КВ К Украины.

Статья 6. Исправление и ресоциализация осужденных и их основные средства

1. Исправление осужденного - процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушного поведения.

2. Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества;возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.

Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.

3. Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние.

4. Средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного уголовного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.

Комментируя данную статью, следует отметить, что исправление и ресоциализации осужденных имеет давнюю историю. Эта проблема изучалась с позиции уголовного, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии в трудах многих ученых, однако единой точки зрения относительно указанных сроков не существует. Одни авторы считают их синонимами, другие - совершенно разных, не однорядными понятия. В науке уголовно-исполнительного права исправление и ресоциализация рассматривается как одно из направлений деятельности органов и учреждений исполнения наказания, способствует воспитанию у осужденных социально адекватных качеств, является внутренним процессом положительных изменений в личности осужденного и его сотрудничеством с персоналом органов и учреждений исполнения наказаний, восстановление и развития социально полезных связей и отношений как в период отбывания наказания, так и после освобождения, и охватывает три составляющие:

- Деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания;

- Процесс коррекции личности осужденного и изменений в его личности под влиянием системы воспитательных мероприятий;

- Результат работы органов и учреждений исполнения наказания.

Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе дифениций "исправления" и "ресоциализация" существенно повлияло на дискуссию по этому поводу. Исправление осужденного рассматривается законодателем как процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушному поведения позволяет реализоваться соответствующей цели уголовно-исполнительного закона.

Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества; возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.

Таким образом, исправление и ресоциализация - это ключевые категории для применения большого количества норм уголовно-исполнительного закона, под которыми следует понимать комплекс государственных и негосударственных мероприятий, определенных уголовно-исполнительным законодательством, другими нормативно-правовыми актами в сфере исполнения и отбывания наказаний, путем коррекционного воздействия на сознание лиц, осужденных за совершение преступлений, для достижения основной цели наказания - казни.

Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние. Кратко охарактеризуем каждый из этих средств.

Режим в исправительных и воспитательных колониях - это установленный законом и другими нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий: изоляцию осужденных;постоянный надзор за ними; выполнения возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных;различные условия содержания осужденных в зависимости от вида колонии; изменение условий содержания осужденных.

Режим в колониях должен сводить к минимуму разницу между условиями жизни в колонии и на свободе, что способствует повышению ответственности осужденных за свое поведение и осознанию человеческого достоинства.

К средствам обеспечения режима Уголовно-исполнительный кодекс Украины относит технические средства надзора и контроля, администрация колонии имеет право использовать (аудиовизуальные, электронные и иные технические средства для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного законодательством порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о поведении осужденных ).

Администрация колонии обязана сообщить осужденных о применении технических средств надзора и контроля.

Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования определяются нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Режим особых условий в колониях предусмотрен в случаях стихийного бедствия, эпидемий, аварий важных для жизнеобеспечения систем, массовых беспорядков, проявлений групповой неповиновения осужденных или в случае возникновения реальной угрозы вооруженного нападения на колонию, или в связи с введением чрезвычайного или военного положения в районе расположение колонии усиливается охрана, надзор за осужденными, осуществляются другие дополнительные режимные мероприятия.

Работа осужденных к лишению свободы. Осужденные к лишению свободы должны работать в местах и на работах, определяемых администрацией колонии. Осужденные привлекаются к общественно полезному труду с учетом имеющихся производственных мощностей, учитывая при этом пол, возраст, работоспособность, состояние здоровья и специальность. Осужденные привлекаются к труду, как правило, на предприятиях, в мастерских колоний, а также на государственных или других форм собственности предприятиях при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции.

Социально-воспитательная работа с осужденными организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических принципов и методов. В органах и учреждениях исполнения наказаний проводится нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое воспитание осужденных, а также другие его виды, способствующие становлению их на жизненную позицию, которая отвечает правовым нормам и требованиям общественно полезной деятельности.

Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных к лишению свободы обеспечивается в соответствии с законами Украины "Об образовании" и "Об общем среднем образовании" с целью доступности и бесплатности получения полного общего среднего образования.

Осужденным готовы повышать свой общеобразовательный уровень, независимо от возраста создаются условия для самообразования, предоставляется возможность обучения в общеобразовательных учебных заведениях колоний, создаются местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с потребностью в них и при наличии необходимой материально-технической и научно методические базы, педагогических кадров в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В воспитательных колониях образуются средние общеобразовательные школы трех степеней. Осужденные, которые учатся в них, учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями обеспечиваются бесплатно.

Для осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут быть трудоустроены в данной колонии, обязательной является подготовка на курсах профессионального обучения рабочих на производстве.

Общественный контроль как средство исправления и ресоциализации осужденных. Общественный контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также воспитательная работа с ними организуются наблюдательными комиссиями и осуществляются общественными организациями и трудовыми коллективами по месту работы или учебы и по месту жительства этих лиц.

Наблюдательные комиссии, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, а также общественные организации и трудовые коллективы могут выделять своих представителей и поручать им с их согласия систематическое проведение воспитательной работы и осуществление контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.

В соответствии с частью 4 статьи 6 коммент средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.

Статья 123 . Социально-воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

1. Социально-воспитательная работа - целенаправленная деятельность персонала органов и учреждений исполнения наказаний и других социальных институтов для достижения цели исправления и ресоциализации осужденных.

Социально-воспитательная работа направлена на формирование и закрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдение требований законов и других принятых в обществе правил поведения, повышения их общеобразовательного и культурного уровней.

2. Участие осужденных в воспитательных мероприятиях, которые проводятся в колониях, учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания.

3. Распорядком дня колоний могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно.

4. Стимулирование правопослушного поведения осужденных осуществляется при помощи программ дифференцированного воспитательного воздействия с учетом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности.

5. Программы дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных должны учитывать возможности воспитательной функции режима отбывания наказания, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, мер поощрения и взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы, самодеятельных организаций осужденных, общественных, благотворительных и религиозных организаций, а также привлечения осужденных к самовоспитанию.

Комментируемая статья определяет социально-воспитательную работу с осужденными как целенаправленную деятельность персонала органов и учреждений исполнения наказаний и других социальных институтов для достижения цели исправления и ресоциализации осужденных.

Социально-воспитательная работа направлена на формирование и закрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдение требований законов и других принятых в обществе правил поведения, повышения их общеобразовательного и культурного уровней.

Участие осужденных в воспитательных мероприятиях, которые проводятся в колониях, является долгом и учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания.

Распорядком дня колоний могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно. Стимулирование правопослушного поведения осужденных осуществляется при помощи программ дифференцированного воспитательного воздействия с учетом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности.

Программы дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных должны учитывать возможности воспитательной функции режима отбывания наказания, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, мер поощрения и взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы, самодеятельных организаций осужденных, общественных, благотворительных и религиозных организаций, а также привлечения осужденных к самовоспитания.

Читайте также: