Ознакомление с окружающим миром как звери к зиме готовятся средняя

Обновлено: 30.06.2024

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? ( ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- Жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают

Кто здесь лишний?

- Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
( Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

- В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
( Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

- Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
( Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!


Образовательные: закрепить элементарное понятия,как звери готовятся к зиме,

Развивающие: мелкую моторику рук, память, физическую активность.

Воспитывающие: любовь к окружающему миру, отзывчивость и любовь к братьям нашим меньшим.

Словарь: дикие животные, лиса,медведь,заяц,нора,берлога

Материал и оборудование: иллюстрации животных, игрушки би ба бо (лиса, заяц и медведь), заготовки для зайчика, кисточка, краска черная и белая (для рисования ушей и мордочки зайца, хвоста,музыкальная запись на флэшки или телефоне.

Тук, тук, тук раздается громкий звук, кто стучится, кто пришел?

Воспитатель достает игрушку зайца.

Заяц- ой боюсь, боюсь, боюсь!

Воспитатель- что случилось?

Заяц - за мной лисица гонится. А бежал и ваш сад у видал, думаю забегу сюда, ребята меня в обиду не дадут.

Воспитатель- спрячем зайчика, не дадим в обиду?

Дети хором отвечают.

Воспитатель обращается к зайцу. Почему ты по лесу бегаешь один? Заяц - а мне не с кем, все делами заняты, к зиме готовятся.

Воспитатель обращается к ребятам. Ребята вы знаете как звери готовятся к зиме

Воспитатель - хорошо, тогда по играем Я буду вам называть дикое животное,а вы мне говорить,что (оно) делает готовясь к зиме. Слушайте кто это и расскажите о нем.

Вперевалку зверь идёт По малину и по мёд. Любит сладкое он очень, А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (медведь)

Что вы можете о нем рассказать.

3. Где живет, как его дом называется?

4. Чем зимой занимается?

Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Потом вдруг побежала. (Ёж)

А про этого зверька, что вы можете сказать. ?

3. К зиме он как готовится?

Заяц - ой про меня вы что знаете

Воспитатель – зайка прячься, лису вижу. (зайца прячут, появляется лиса.

Лиса- чую заяц где то здесь очень хочется мне есть. Вы его не видели?

Лиса- наверное обманываете?

Воспитатель – беги лиса своей дорогой, у тебя разве нет дел, ты не готовишься к зиме?

Лиса- нет, не готовлюсь, я всю зиму зайцев, мышей ловлю к себе в норку несу и там кушаю. Норка теплая у меня, шубка тоже.

Воспитатель – хорошо лиса мы тебя поняли, иди в лес, мы своих друзей не отдаем. Лиса уходит.

Раздается музыка громкая,медленная это идет медведь.

Медведь- что же все так шумят,я ни как не могу заснуть, мне спать пора зима вот вот совсем подступит к лесу

Воспитатель – это мы с ребятами лису проганяли,зайца спасали

Медведь- ах эта хитрая плутовка, ни как зайчишку в покое не оставит.

Воспитатель- Миша медведь чтоб тебе скорей уснуть надо с ребятами тебе по заниматься, по размяться после активного отдыха ты быстрей заснешь.

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)

Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. Движения бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)

Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,

Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу

То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)

Начинает все сначала!

Медведь- ох спасибо вам ребята (сам зевает) уморился спать пора. Медведь засыпает.

Воспитатель раздает детям заготовки – посмотрите на что похоже (на картоне приклеены два ватных диска

Дети говорят свои версии.

Воспитатель- а можем ли мы с вами из этой заготовки сделать зайку?

Воспитатель – а как?

Дети отвечают, если есть затруднения воспитатель помогает (на столе стоят две краски белая и черная), кисть, вода, салфетки зайчика дорисовываем. Перед началом работы сделаем пальчиковую разминку.

Ушки длинные у зайки, (пальчики в кулачке)

Из кустов они торчат. (выставить вверх указательный и средний палец)

Он и прыгает и скачет, (наклонять пальчики вправо-влево)

Веселит своих зайчат. (сгибать и разгибать пальчики)

Приступаем к работе,воспитатель помогает, если что то не получается. В это время звучит русская народная музыка,зайчик (ходит вместе с воспитателем приплясывает)

Вот и подошло наше занятие к концу, ребята вам понравилось? Что запомнилось? Ребята и еще такой вопрос, заяц, медведь, лиса…--- это какие животные(дикие или домашние? Их можно обижать?.

Зайчат относи на нашу выставку для родителей.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные задачи:формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособлении к зимнему периодуУпражнять детей в умении сравни­вать и описывать животных.

Развивающие задачи: развить память мышление логику стремления помочь животным,уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, еж, медведь);учить анализировать, делать выводы, развивать речь учить отвечать на поставленные вопросы;как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);

Воспитательные задачи:воспитать бережное отношение к природе и животным. Воспитывать интерес к природе.;

Раздел: Ознакомление с окружающим миром.

Цель:.Систематизировать знания детей о жизни диких животных;

Образовательные задачи:формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособлении к зимнему периодуУпражнять детей в умении сравни­вать и описывать животных.

Развивающие задачи: развить память мышление логику стремления помочь животным,уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, еж, медведь);учить анализировать, делать выводы, развивать речь учить отвечать на поставленные вопросы;как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);

Воспитательные задачи:воспитать бережное отношение к природе и животным. Воспитывать интерес к природе.;

Методические приемы:беседа, показ, вопросы, задания, игра, расматривание по картинки, расказы детей, показ кукольного театра, поощерение, ответы детей, итог и анализ занятия.

Оборудование: интерактивная доска, слайды презентации, рисунок зимнего леса:, раздаточный материал к дидактической игре, отребуты к кукольному театру,мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из поролана, влажная салфетка.

Билингвальный компонент: аю- медведь, қоян- заяц, қасқыр - волк, ақ тиін -белка, түлкі -лиса, қыс-зима.

Круг радости

Хорошо, что солнце светит?

Хорошо, что дует ветер?

Хорошо идти с друзьями?

Хорошо прижаться к маме?

Хорошо в краю родном?

Хорошо быть казахстанцем?

Вы ребята не зевайте,

Дружно руки поднимайте.

Все вниманье напрягите,

Ничего не упустите.

А теперь красиво сели.

Друг на друга посмотрели.

Глазки снова на меня

Нам урок начать пора.

-Какое время года?

Где происходит действие?

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Внимание на экран.







На какие 2 группы можно разделит данных животных?

Чем отличаются домашние животные, от диких животных?

За правильный ответ вы должны взять большой треугольник.

Ребята перед вами карточка с заданием №1. Перенесите диких животных и домашних животных в места их обитания.



А вы знаете, как домашние животные готовятся к зиме?

А дикие животные?

Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

За правильное выполнение вы должны взять из конферта средний треугольник.

Некоторые животные впадают в зимнюю спячку с осени. Почему?

Зимой становится очень холодно, животным сложно найти себе еду. Чтобы пережить это сложное время, животные готовятся к зиме заранее.Они меняют окраску. Делают запасы на зиму.готовят себе жилище. Впадают в спячку.

Перед вами лежат карточки с заданием №2.

Возьмите в руки синий карандаш и обведите кружком того , кого мы не увидим в зимнем лесу.

Почему? / медведя, потому что он спит/









За правильное выполнение задания вы должны взять маленькиий треугольник.

Медведь спит в берлоге.Спячка медведя продолжается 5 месяцев.А вы знаете, что в феврале у медведей рождаются малыши. Весом - 500 г.


У вас на парте лежат картинки . Вы мне должны показать детеныши называемых животных.

Кто детеныш у волка? /волчонок/

Кто детеныш у лося?/ лосенок/

Кто детеныш у лисы? /лисенок/

Кто детеныш у зайца? /зайченок/

Кто детеныш у белки? /белченок/

Кто детеныш у ежа? /ежонка/







За правильноый ответ вы берете 1 маленьких треугольника.

А из этих животных кто впадает в зимнюю спячку?

Ежики устраивают себе норки под корнями деревьев, в кустах, в ямах и спят дольше всех до апреля.

Каких еще животных вы знаете, которые впадают в спячку?

Ребята можем ли мы встретить в лесу лягушку, змею?


Что лягушки делают зимой?

В регионах, где преобладает холодный воздух с наступлением морозов лягушки залезают в водоемы, закапываются в ил и там остаются на протяжении всей зимы. Водоемы не замерзают целиком, даже в са­мые лютые морозы, поэтому лягушки выжывают, находясь словно в термосе.


А змея должна спать в тепле, чтобы не замерзала её холодная кровь.

Где же тепло зимой? Под землёй, если опуститься на полтора-два метра в глубину. Именно там и находили змеиные зимовки, когда корчевали лес или копали ямы для телеграфных столбов. Но ведь змее рыть нечем. Как же она могла уйти так глубоко? Когда сгниёт лесной пень, там, где были корни, остаются ходы, полузасыпанные трухой. Они и служат для змей подземными коридорами.

О каком зверьке пойдет речь?

Это животное зимой меняет рыжую шубку на более теплую серую. От мороза спасает пушистый хвост, в который она заворачивается, как в одеяло.

-А, кто знает где живет белка?


Еще за правильный ответ вы берете 1 маленький треугольник.

Музыка вой волка.

Ой , ребята, что это за звук?

Ответы детей.

А кто знает как называются дом волка?

Ответы детей.

Укладываясь на ночь спать, волк сворачивается клубком и своим хвостом укрывает нос и лапы. Волк- хищник, охотится на кабанов, лосей и зайцев.

Ребята, с кем дружет волк в сказазках?

Лиса очень красивое животное. Лапы черные, а грудь белая. Зимой шерсть животного становится гуще и теплее.Хвост у лисицы очень пушистый и красивый. Мордочка длинная и узкая. Нюх развит очень хорошо, она чувствует все запахи, и по запаху может найти, куда убежал заяц или мышка. И слух у лисы тоже очень хороший, она слышит то, что происходит в другой части леса.

Живут лисы в норах, которые роют себе сами или занимают жилище других зверей.

Перед вами лежат заработанные геометрические фигуры. Составьте из них по образцу лису. Пригласить одного ребенка к доске.







А что вы видите на экране?


А какое животное любит морковку и капусту?

Зайцы к зиме серый наряд меняет на белую теплую шубку. В белой шубке зайца на снегу очень сложно заметить. Кормятся зайцы корой деревьев. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды.

Ребята , у нас существует такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. И это место называется – Заповедник. На территории казахстана существует 10 заповедников.Это: Коргалжинский Национальный заповедник, Заповедник Аксу-Жабаглы, Западно-Алтайский заповедник, Наурзумский государственный природный заповедник, Маркакольский государственный природный заповедник, Алматинский государственный природный заповедник

Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормится, его называют егерь.

Роль каждого человека, живущего на земле, оберегает животный мир, от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить. К книге законов нашей страны есть статья, в которой говорится об охране животных. Вы , ребята, не забывайте о том, что ивы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.


1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю
2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж





3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк


4. . Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой

5. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают

- Ребята, Вы очень порадовали их и меня своими ответами. (Похвалить каждого ребенка за что-то своё, сделанное хорошо).

А вам понравилось сегодняшнее занятие?

Ребята, что особенно интересно вам было на занятии?

Если вам понравился урок вы должны показать веселый смайлик. А если вы что то не поняли или что то не понравилась вы показываете грустого смайлика с вопросами.



А сейчас дорогие дети и гости! Наши ребята приготовили вам небольшое представление из жизни диких животных леса.

Күтілетін нәтиже: Ожидаемый результат:

Нені біледі/ Знать:О жителях леса,что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;

Қандай түсініктерді игерді/ Иметь:Представление, как животные живут зимой в лесу

Меңгерген дағдылары мен іскерліктері/ Уметь: отвечать на вопросы правильно и запомнить виды животных

Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Аксайского района центр развития ребенка детский сад

Конспект НОД на тему

Воспитатель: Донцова Л.И.

Конспект НОД для детей старшей группы

Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни.

- рассматривание картин с изображением диких животных,

- Дети, скажите, пожалуйста, - какое сейчас время года?

- Да, на улице зима. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями.

Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?

Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу.

В зимнем лесу дует сильный и холодный ветер.

Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.

Белый снег пушистый в воздухе кружиться

И на землю падает, ложиться.

Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:

Ну-ка, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь.

Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.

Ребята, кого же мы можем встретить в зимнем лесу?

Послушайте: Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Правильно, это белочка.

Как белочка приготовилась к зиме?

Как вы думаете, почему белочка меняет цвет шубки?

Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреба и куницы.

Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации)

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

А вы знаете, что ещё?

Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.

Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как Вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

(Дети высказывают своё мнение)

А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.

Ребята, а вы знаете кто враги зайца?

А как заяц себе домик устраивает?(Ответы детей)

Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

А вот главные враги зайчишки.

Угадайте кто это?

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Мышек хватает? (Лиса)

Как лиса готовится к зиме? (Ответы детей)

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Ещё одна загадка:

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов, напасть. (Волк)

Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме? (Ответы детей)

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку?

А вот каких животных встретить зимой нельзя? (Ответы детей)

Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя:

Ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Физкультминутка. Мишка вылез из берлоги.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.

Разделимся на две команды, для этого дети вы должны взять со стола кружки разных цветов, у кого красный кружок идёт к столу, где красный кружок, а у кого зеленый идёт к столу, где зеленый кружок.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши. Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей в единственном и множественном числе. Ответ даёт та команда, на которую укажу. За каждый правильный ответ команда получит фишку.

Белка – бельчонок – бельчата

Заяц – зайчонок – зайчата (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок – лисята (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок – волчата (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок – медвежата (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ежонок – ежата (Как называют маму ежат?)

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Исключите из перечисленных четырёх слов то, которое считаете лишним.

1.Медведь, волк, лиса, заяц (Медведь единственный впадает в спячку)

2.Волк, лиса, лось, оленёнок (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)

3.Кошка, медведь, заяц, белка (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

Подведение итогов - подсчитываются фишки, заработанные каждой командой.

- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

- Почему плохо? Почему хорошо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.

С кем мы сегодня встречались в зимнем лесу? Почему они называются дикими? Как они готовятся к зиме? Как нужно относиться к животным?

Читайте также: