Ознакомление детей с природой родного края как фактор экологического воспитания дошкольников

Обновлено: 04.07.2024

Содержимое публикации

Вид проекта: познавательно-творческий

Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации проекта: ноябрь 2020 года

Участники проекта: дети, воспитатели, родители 1 подготовительной группы

Актуальность.

Приобщение детей к миру родной природы начинается с дошкольного возраста, именно тогда закладываются основы отношения к миру, развивается система ценностной ориентации, происходит активное познание окружающего. В этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают.

Актуальность данной темы заключается в том, что ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, экологические знания, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, дети открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важный аспект этого – развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.

Ознакомление детей с природой родного края , формирование бережного отношения к природе, вовлечение детей и родителей в творческую деятельность.

Знакомство детей с живой и неживой природой Кольского полуострова;

Развивать познавательный интерес;

Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;

Формировать у детей бережное, ответственное отношение к миру природы.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Этапы реализации проекта

1 этап. Сбор информации, материала, определение проблемы, постановка цели, задач.

2 этап. Разработка и составление плана, оформление наглядной информации.

3 этап. Работа над реализацией проекта согласно разработанному плану.

4 этап. Подведение итогов реализации проекта.

Перспективный план проекта

Тема и содержание мероприятия

1Неделя

Цель. Развивать интерес к изучению природы родного края.

Цель. Расширить кругозор детей о своем родном крае, о его прошлом и настоящем.

2 Неделя

Цель. Уточнять, расширять и обобщать знания о животных Крайнего Севера.

Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире. Закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей).

Цель. Учить видеть и понимать красоту живой

природы родного края.

Разгадывание загадок о животных и птицах родного края

3Неделя

Цель. Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.

Цель. Способствовать обобщению имеющихся представлений у детей о птицах, обитающих на Кольском п-ве.

Составление рассказов по опорным схемам:

4Неделя

Цель. Расширить представления детей, о том, как и

для чего человек сохраняет природу.

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Цель. Учить детей логически мыслить, высказывать свои мысли; развивать сообразительность, быстроту; воспитывать нравственные качества на примере бережного отношения к родной природе.

Взаимодействие с родителями.

Подводя итог хочется сказать, что работа над проектом дала положительный результат:

Дети стали хорошо ориентироваться в мире животных, птиц и растениях, которые встречаются на Кольском полуострове;

Проявляют познавательный интерес к объектам природы, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так;

Отражают свои впечатления в творческой деятельности;

Знают правила поведения в лесу.

Работа над проектом нашла отклик со стороны родителей. Вместе с детьми они расширяли и уточняли свои знания о природе Мурманской области, участвовали в выставках. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями, детьми и воспитателями установились прочные партнерские отношения.

Дидактические игры к проекту

Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, рябина, береза, пальма, шиповник, смородина, сосна и т. д.

Цель: Формирование представлений о различных видах деревьев, их особенностях и о пользе для

Дидактический материал: игровое поле с изображением дерева, карточки с изображением плодов, листьев

Игровые правила: называть и закрывать на игровом поле пустое окошко, подходящими карточками

Учить описывать растение и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); маленький кустарник с черными ягодами (черника) и т. д.

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Дидактический материал: Картинки с силуэтами птиц.

Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Цель: Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды.

1. Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду.

2. Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.

3. Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли, о Красной книге.

4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Придумано кем – то

при встрече здороваться! - Доброе утро!

Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу и нашим гостям. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. Вы все будите юными знатоками природы.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Про какой дом говорится в этом стихотворении? (Природа)

Что такое природа? (Это солнце и море, деревья и цветы, птицы и звери и т.д.)

Полный сказок и чудес!

Ты, о чем шумишь листвою

ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, – мы свои! (Погореловский Сергей)

Для чего мы с лесом дружим

И зачем он людям нужен?

Ребята, для чего нам нужен лес?

(Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)

- Для кого еще лес является домом? (Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.)

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

3) боровик, опенок, поганка, лисичка

4) пчела, воробей, ласточка, утка;

5) кузнечик, божья коровка, воробей, комар

6) береза, тополь, сосна, дуб

7) роза, георгин, астра, василек

Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)

За природой наблюдали. (Повороты головой влево-вправо)

Вверх на солнце посмотрели, (Встать на носки)

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете, Присесть, руки на поясе.

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали, (Встать на носочках, руки на поясе)

Великанами мы стали.

Бабочки летали, (Бег на месте, плавно машем руками)

Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)

Ногами топаем. (Притопы на месте)

Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)

И нисколько не устали.

Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения.

Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильно это или неправильно.

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,

Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.

И не сразу, и не вдруг,

Мы узнали: ЛЕС – наш друг.

Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,

Без него дышать не сможем

И никто нам не поможет.

Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!

Обмелеют наши реки,

Высохнут они навеки,

Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.

Нет без ЛЕСА нам лекарств,

На столах не будет яств.

Пропадёт тогда планета,

Горько мне читать про это.

А поэтому, друзья,

Призываю всех вас я:

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая – ЛЕС,

IMG_1309__4_.JPG

Пусть растет он до небес! (Н. Филимоненко )

2. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

3. Ученые о проблеме

Введение
экологического
воспитания
в
деятельность ДОУ стало возможным благодаря научным
исследованиям многих теоретиков и практиков
дошкольного воспитания. В наше время этой проблемой
занимаются П.Г. Саморукова, С.А. Веретенникова, Н.Н.
Поддьяков, В.Г. Фокина, Л.Г. Нисканен, С.Н. Николаева,
Н.Н. Кондратьева, Е.И. Казакова, Е.Ф. Терентьева и др.
Ознакомление дошкольников с родной природой –
первые шаги в познании родного края, воспитании
любви к Родине, т.е. с тем, что ребёнку дорого и близко
– с любовью к родителям, своему дому и природе его
окружающей.

4. Актуальность

Природа по праву является кладовой нашего развития –
физического, интеллектуального, духовного и т.д. Общение с
природой обогащает духовный мир человека, делает людей
мягче, добрее, расширяет его кругозор. Поэтому, одной из
самых
актуальных
проблем
современности
является
взаимодействие человека с природой.
Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения
природных ресурсов Земли является образование людей в
области окружающей среды, экологическое воспитание всего
населения и особенно молодого подрастающего поколения.
Чем больше ребёнок знает о родных местах, тем ответственнее
и бережнее он относится к своей земле.
Дошкольное детство – это этап жизни, когда закладываются
основы, фундамент личности, его ценностные ориентации.

Цель
Создать условия для успешного формирования основ
экологического воспитания дошкольников при ознакомлении с
природой родного края.
Задачи
1. Сформировать у воспитанника реалистические знания об
объектах и явлениях природы.
2. Ввести ребёнка в мир природы родного края, учить
наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать
3. Воспитывать защитников природы, умеющими активно
общаться с ней, применяя знания, умения и навыки.

Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
Принцип гуманизации, позволяет встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрении,
не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера;
Принцип индивидуального подхода - учитываются особенности каждого ребенка;
Принцип доступности заключается в необходимости соответствии содержания, методов и
форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития;
Принцип систематичности и последовательности, требует постоянного повторения
изученного материала с рассматриванием его с новых позиций, увязыванием со своим личным
опытом, с личными наблюдениями;
Принцип наглядности, выражает необходимость формирования у воспитанников
представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений;
Принцип
дифференцированного
подхода
учет
психологический
особенностей,
возможностей и интересов каждого ребенка;
Принцип интегративности сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества,
школой, а так же сочетание всех видов деятельности с историко-культурными
особенностями края;
Принцип учета региональных условий в развитии патриотических идей означающих
пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного,
характеризующегося любовью к семье, краю.

Внутренняя природная зона
• Экологический уголок
• Уголок природы в каждой группе
• Живой уголок
• Огород на окне
• Уголок экспериментирования
Внешняя природная зона
• Огород
• Цветники, альпийская горка
• Грядки с лекарственными травами
• Мини-питомник с хвойными деревьями
• Уголок леса

Совместная
деятельность
педагога и детей
• Интегрированные занятия
• Наблюдения
• Беседы
• Проектная деятельность
• Познавательная игротека
• Экспериментирование
• Коллекционирование
Режимные моменты
• Наблюдение на прогулке
• Наблюдение в уголке природы
• Труд в уголке природы
• Игры –экспериментирования
• Проблемные ситуации
Самостоятельная
деятельность детей
• Игры с природным материалом
• Дидактические игры
• Наблюдения
• Опыты и эксперименты
• Интегрированная детская
деятельность

Клумбы
Аптекарская грядка
Миниметиостанция
Альпийская горка
Огород
Питомник по выращиванию
саженцев хвойных деревьев

Выращивание
цветочной рассады
Посадка деревьев с
родителями
Миниклумба
Большая клумба
Питомник
Наблюдение за
высаженной
рассадой

14. Большая экологическая тропа

Задачи проекта:
Профилактика плоскостопия;
Улучшение координации
движения;
Улучшение функций
сердечнососудистой и
дыхательной систем;
Повышение
сопротивляемости
инфекционным заболеваниям;
Улучшение эмоциональнопсихического состояния детей;
Приобщение детей к здоровому
образу жизни.

Коллективные
• Родительские собрания
• Конференции
• Круглые столы
Индивидуальные
• Беседы
• Консультации
• Анкетирование
Досуговые
• Совместные досуги, праздники
• Участие детей и родителей в выставках, конкурсах
Познавательные
• Игры с педагогическим содержанием
• Наглядная информация
Устные журналы
• Педагогическая библиотека
Наглядно-информационные
Выставки
Стенды
Папки-передвижки
Открытые просмотры занятий по экологии
Выпуск газет, буклетов

80
о мире
животных
о мире растений
70
60
50
о неживой
природе
о временах года
40
30
20
отношение к
миру природы
10
0
начало года в %
2013
конец года в %
2014

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Автор: Коробкова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья на тему:
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Публикация на официальном сайте Всероссийского издания «Слово

Воспитатель: Коробкова Галина Александровна

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема

современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком

уж великий урон нанесён живой природе.

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на

сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её

охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного

поведения в природе, необходимо воспитывать с ранних лет.

Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к

природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой

природе и заботиться о природных объектах? Как развивать у детей любовь

к природе и стремление защищать её?

В своей работе, для решения вопросов экологического воспитания

детей старшего дошкольного возраста, я использую традиционные подходы и

современные технические средства обучения. В период дошкольного детства

происходит становление человеческой личности, формирование начала

экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к

живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Целью моей работы в вопросе экологического воспитания детей

старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой

родного края, является знакомство с разнообразием флоры и фауны.

Формирование у детей осознанно правильное отношение к представителям

живой природы. Убеждение, что красота природы родного края – бесценна,

поэтому её надо охранять.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

- систематизировать знания детей об окружающем мире;

-формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;

-воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и

-развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;

-расширять и систематизировать знания о растительном и животном

мире Орловской области;

-развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира

через чтение стихов о родной природе поэтов и писателей Орловской

области, через практическую деятельность;

-развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и

вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;

-развивать художественное творчество, организуя выставки рисунков на

темы бережного отношения к природе родного края.

Результатами моей работы является следующее:

-проявляется стойкий интерес у детей к общению с природой родного

края, Орловской области, стремление к исследованию объектов природы,

умение проводить опыты и делать выводы, устанавливать причинно-

следственные связи, отражать свои впечатления в разных видах

деятельности, занятия поисковой деятельностью, участие в конкурсах

-пополняются знания о различиях живой и неживой природы,

значении и свойствах воздуха, воды, почвы в жизни живых объектов

природы, особенностях природы Орловской области, умение отличать и

называть характерные признаки времён года, объясняя причины их смены;

-формирование знаний о жизни растений, условий необходимых для их

роста, навыков правильного ухода за растениями в уголке природы, на

участке детского сада;

-закрепление представления о разнообразии животных родного края,

Орловской области, их детёнышах, условиях их жизни, способах ухода за

-бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению

по отношению к миру природы, желание сохранить и приумножить

-овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.

Знакомство с профессиями эколог, биолог, зоолог и включение этих

профессий в игровую деятельность;

-вовлечение родителей и детей в проектную деятельность;

-пополнение предметно-развивающей среды в группе по изучению

природы родного края, создание экологической тропы на участке, увеличение

количества объектов живой природы: деревьев, цветов, кустов на участке.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

- формирование системы экологических знаний и представлений

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту

природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и

животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего,

как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к

окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е.

осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и

сберечь природу и т.д.

Критериями сформированного, осознанного и активного гуманного

отношения к природе являются следующие:

- понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе,

основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в

практической деятельности и в быту;

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной

заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из

следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа

взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его

будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,

следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех

нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся

впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание,

сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого

собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное

отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о

тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в

беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция,

как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за

комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и

т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно

вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и

боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они

занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей

покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь

замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им

соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей

противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и

жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них

необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания

происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных

дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых

живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,

приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом

сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят,

исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое

равновесие). В то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и

все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей

гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для

их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и

полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание

положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной

работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок,

выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств

сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и

укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности

объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему

воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий

экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить

и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание

детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и

поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту

жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным

подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное,

всегда помнить, что прежде чем научить детей видеть красоту и понимать

суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их

эмоциональную сферу, так как чувства дошкольников еще недостаточно

устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного

непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это,

является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная

группа должна иметь свой уголок природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие

природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный

материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи,

пословицы, поговорки, загадки, особое внимание, обращая на народные

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того,

что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и

каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

В процессе моей работы по данному направлению стараюсь

воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость,

любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о

Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных

задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей

здесь очень много.

1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений

4. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского

5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей

детсада. – М.: Просвещение, 1982.

6. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд.3-е. М., 1976.

7. Макаровская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

8. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. –

Читайте также: