Ознакомление детей с художественной литературой как средство обогащения речи детей
Обновлено: 30.06.2024
Актуальность исследования:
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь детей дошкольного возраста явление редкое. В речи
детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь
из простых предложений речь; неспособность грамматически
правильно построить распространенное предложение; бедная
диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
неспособность построить монолог; отсутствие логического обоснования
своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и
темп речи.
Дошкольный возраст - период наивысших возможностей для
формирования словаря. А художественная литература дает
прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают
лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность,
ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность. Из
книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь
обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Цель исследования:
определение методов эффективного
использования художественной
литературы в развитии словаря детей
старшего дошкольного возраста
Предмет исследования:
развитие словаря у детей старшего
дошкольного возраста через
художественную литературу
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Раскрыть значение художественной литературы в
развитии словаря детей старшего дошкольного
возраста.
3. Обозначить критерии и показатели развития словаря у
детей старшего дошкольного возраста.
4. Экспериментально апробировать приемы
эффективного развития словаря у дошкольников в
процессе ознакомления с художественной литературой.
7. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной
Значение художественной литературы в воспитании детей
определяется ее общественной, а также воспитательнообразовательной ролью.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев,
заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и
горести героев. У старших дошкольников появляется способность
мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы
становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки
дети испытывают чувство страха в напряженные драматические
моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе
справедливости.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать
идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать
прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее
знакомство с огромным литературным наследием будет опираться
на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Чтение обогащает не только интеллект, словарный
состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует
образы, позволяет фантазировать, развивает личность
многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в
первую очередь, взрослые, родители и педагоги,
которые занимаются воспитанием ребенка, и привить
ему любовь к художественной литературе
Одним из средств общения взрослых и детей
является книга. Она помогает ребенку в
обогащении словаря и речи, сообщая образцы
выразительной народной речи в виде фольклора,
правильной литературной прозы и эмоциональнокрасивой речи поэзии. Она служит могучим,
действенным
средством
умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей
и оказывает огромное влияние на развитие и
обогащение речи ребенка
В рассказах дети познают:
• лаконичность и точность слова;
• в стихах улавливают музыкальность, напевность,
ритмичность русской речи;
• народные сказки раскрывают перед ними:
• меткость и выразительность языка, показывают, как
богата
родная
речь
живыми
образными
выражениями, сравнениями.
Регулярное чтение с дошкольником художественной
литературы является залогом того,
• что ребенок будет иметь большой словарный запас,
• грамотно строить предложения;
• выразительно и красиво говорить.
Итак, сопровождая человека с самых первых лет
его жизни, художественная литература оказывает
большое влияние на развитие и обогащение речи
ребенка: она воспитывает воображение, дает
прекрасные образцы русского литературного
языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение,
ребенок переживает, волнуется вместе с героями.
Так он учится понимать литературные
произведения и посредством этого формируется
как личность.
Опытно-экспериментальная работа
проводилась в три этапа:
На констатирующем этапе эксперимента был
определен уровень развития словаря у детей
старшего дошкольного возраста.
На
формирующем
этапе
эксперимента
разработана
и
апробирована
программа
использования художественной литературы в
процессе развития словаря детей старшего
дошкольного возраста на занятиях и иных видах
деятельности.
На контрольном этапе эксперимента проведена
повторная диагностика уровня развития словаря у
детей старшего дошкольного возраста.
14
14
12
12
10
8
6
5
6
4
3
2
0
0
Нет ошибок
Допустили 3-4 ошибки
Констатирующий эксперимент
Допустили 5 и более ошибок
Контрольный эксперимент
Сравнительные результаты выполнения задания на умение употреблять обобщения в речи
18
16
16
14
12
10
9
9
8
6
4
2
4
2
0
0
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Контрольный эксперимент выявил
эффективность и качество проведенной нами
работы с детьми старшего дошкольного
возраста, а также результативность
используемых приемов по обогащению
активного словаря детей. По результатам
контрольного эксперимента можно сделать
вывод о том, что при систематической работе по
развитию словаря детей в процессе
использования произведений художественной
литературы можно добиться ощутимых
результатов
Выводы: в дошкольном возрасте
художественная литература знакомит с
богатством, многообразием и силой
русского языка, расширяет словарный запас
дошкольника, развивает умение тонко
чувствовать образность и ритм родной
речи, помогает владеть речевыми
формулами, воздействует на личность
ребенка, его эмоциональные качества,
расширяет знания ребенка об окружающем
мире
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
- Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
- Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
- Расширение словаря, формирование грамматически правильной, осмысленной связной речи.
- Формирование умений драматизировать и инсценировать художественные произведения, развитие словесного творчества.
Ребенок самостоятельно не пристрастится к книге. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый. Основной задачей взрослого является привитие любви к художественному слову, уважения к книге: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленького слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Таким образом, процесс выразительного чтения и обсуждения книг является определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении читающего человека.
Каждый литературный жанр, с которым мы знакомим детей, по своему влияет на развитие дошкольников.
В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам ребёнка, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.
Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основными методами работы с художественной литературой в дошкольном образовательном учреждении являются следующие:
Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей.
Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей.
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Мы останавливаем ребенка и возвращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают их речевые умения.
Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или современные слова и статистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный (характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).
Данные многочисленных психологических исследований свидетельствуют о том, что пересказ не является процессом механического воспроизведения словесного материала, - это творческий мыслительный акт, связанный с переработкой литературного текста. Работа мысли при пересказе заключается в анализе и обобщении фактов, в формировании наглядных образов на словесной основе.
Принципы отбора литературных текстов для пересказа.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты следует с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним:
высокую художественную ценность,
динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения,
чёткость и последовательность развёртывания действия,
Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.
Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной.
Методика ознакомления дошкольников с поэзией.
Осуществляя подготовку к занятиям, воспитатель производит отбор поэтических произведений, прочитывает их. Чтобы вдуматься в смысл стихотворения, выделить авторские интонации, точнее передать поэтичность образов. Для этого педагог должен расставить логические смысловые ударения, наметить паузы, определить ритм и темп чтения.
В работе с детьми можно использовать следующие приемы:
показ картины по теме произведения;
- прослушивание грампластинок с записью стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения;
- предварительные беседы о том, как дети понимают то или иное выражение;
Методика заучивания стихотворений
Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.
На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение,
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
- Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
- Учить детей читать стихи выразительно.
Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.
Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Уголок книги.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Научить работать с книгой. Дать понять, что это увлекательно, несёт что то новое.
У ребёнка должен быть свободный доступ к книгам.
При оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Необходимо регулярно устраивать в книжном уголке тематические выставки.
Мы всю жизнь совершенствуем свою речь, овладевая родным языком. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. Мы обязаны совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех его выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Книга была и остается основным источником формированиря правильной развитой речи.
Содержимое разработки
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Джанкойский район РКрым
Доклад на тему:
«Роль художественной литературы в развитии
Подготовила
Воспитатель старшей группы
Нестеренко А.М.
Доклад на тему:
которые хорошо пишут,
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста. Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием дошкольников с раннего возраста.
Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития дошкольника.
ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на своё усмотрение.
Дошкольный возраст – это период интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения.
Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).
Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.
Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.
Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.
Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение. Беседуйте с ребенком!
Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников
3 июня, 2018 admin
Кириллова Лидия Ивановна,
воспитатель МБДОУ № 61,
г. Апатиты Мурманской обл.
Обратите свое сердце к книгам…
«Какое богатство мудрость и доброта
В работе с детьми особое значение имеет обращение к разным по жанру произведениям, которые, наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, формирует связную речь.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обращение к художественной литературе, как к культурной ценности устного творчества, является определяющей позицией моей работы с воспитанниками.
Цель: развитие связной речи детей при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
- Сформировать интерес к художественной литературе.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
- Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
- Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
При ознакомлении с художественной литературой использовала следующие методы:
- Чтение воспитателем книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
- Рассказываниевоспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
- Инсценирование.Этот метод можно использовать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
- Заучивание наизусть.Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Разработала перспективное планирование по реализации поставленных задач. Система работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы включает:
- ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;
- образовательную деятельность по сетке;
- свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущем возрасте. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки. Поэтому решила объединить произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца. Это выглядело так:
При подборе книг для чтения в течение недели, старалась знакомить детей с произведениями одного писателя, например, со сказками А. Пушкина, рассказами М. Зощенко, стихами Д. Хармса.
Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие приемы:
– беседы по тексту,
– придумывание однокоренных слов;
– использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;
– пересказ сказки по ролям;
– чтение народных сказок;
Подготовку к восприятию нового произведения осуществляю непосредственно перед чтением или же накануне, при этом использую самые разнообразные приемы:
Непосредственно после чтения беседую с детьми. Лучшему усвоению содержания способствовали следующие приемы:
Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, предлагаю им:
Необходимость в беседе по прочитанному произведению важна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Беседуя по прочитанному произведению в процессе образовательной деятельности и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, выслушав детей, мы снова зачитывали отрывок из произведения. Очень важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось – приключилось.
Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, прибаутки, докучные сказки, небылицы.
Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома,
Это значит началась
В городе осень.
Ночью ярко светит луна.
Зимой в лесу все тропинки заросли травой.
Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.
После того как у детей уже накоплен запас пословиц, учу подбирать пословицу к соответствующей ситуации на картине, к художественному образу, к произведению. Иногда иллюстрирую ту или иную пословицу в рисунке, это помогает легче выразить её в слове. Затем учу детей по пословицам составлять рассказы, сказки. Использование детьми пословиц в речи придает ей особую яркость, меткость и образность.
При знакомстве с поэзией детей учу понимать, чувствовать и воссоздавать стихотворение. Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд.
- образец выразительного чтения;
- помощь в выборе нужной интонации;
- умение регулировать силу голоса, темп речи; правильная артикуляция звуков, правильное произношение слов;
- оценка чтения;
- в конце занятия выразительное чтение педагога.
В последствии для лучшего запоминания текста, использую другие формы повторения:
- досказывание детьми рифмующего слова;
- воспроизведение стихотворения по цепочке;
- зарисовка с помощью мнемотаблиц;
- чтение стихотворения по схеме.
В процессе совместного с детьми чтения совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии на вечерах поэзии, конкурсах чтецов. При чтении стихотворений создаю поэтическую атмосферу в группе на занятиях, праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на природе.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей, а главным ее результатом — умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.
Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:
- Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;
- Научить правильно подбирать художественную литературу;
- Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.
Подготовила и провела с родителями консультации:
- Роль книги в развитии ребёнка.
- Книжка в вашем доме.
- Как превратить чтение в удовольствие.
- Учим стихи – развиваем память.
Предлагаем родителям выучить стихотворение с ребёнком дома.
Приглашаем родителей на конкурс детских стихов.
Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.
Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми посещаем городскую детскую библиотеку, в ходе экскурсии библиотекари рассказали детям о назначении библиотеки, способах её использования, о книгах, показали детям спектакль, познакомили с новинками книжной продукции. Некоторые дети с родителями посещают детскую библиотеку и имеют возможность взять книгу домой.
В результате приобщения детей к художественной литературе анализ мониторинга позволяет отметить положительную динамику в развитии речи детей. Воспитанники с желанием слушают произведения художественной литературы; дети научились определять жанр произведения; знают и называют любимые сказки и рассказы; испытывают интерес к объемным произведениям, которые читаются по главам; драматизируют небольшие произведения; эмоционально рассказывают стихи; знают 2-3 считалки; с удовольствием загадывают и отгадывают загадки. Узнают по иллюстрациям и называют любимого детского писателя.
Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.
Консультация для воспитателей.
Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
В работах многих известных педагогов-психологов Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, и др. доказана роль исследования детской литературы как важнейшего средства умственного развития и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада.
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература.
Не стоит забывать, что книга – это прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе.
Если рассматривать особенности восприятия художественной произведений по возрастным группам, то можно заметить, что в младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки, загадки, где в основном содержатся ритмическая речь, так детей учат к красочной речи. Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения. Для лучшего запоминания произведения, необходимо выделять при чтении персонажей, а также ритмические словосочетания.. Младших дошкольников привлекают небольшим стихотворениями, которые отличаются четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому рекомендуется такие рассказы. При повторном чтении дети запоминаю, усваивают смысл, речь обогащается новыми словами и выражениями.
В средней группе дети продолжают ознакомление с художественной литературой. Дети в этом возрасте могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. В этом возрасте у детей активно обогащается, развивается словарь.
В старшей группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при сравнении или подведении итогов произведения дети могут чувствовать ее глубокое содержание и полюбились поэтические образы.
Перед педагогами в старшей группе стоят задачи привить любовь к художественной литературе, развивать поэтический слух, интонацию выразительной речи ,а так же театрализованную деятельность.
Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей через художественное произведение и элементы художественной выразительности, надо развивать и воспитывать с самого раннего детства.
Данная тема актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со своей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении, при сюжетно ролевой игре, , театрализованных играх .Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.
Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение.
Беседуйте с детьми!
Читайте также:
- Субсидия считается специфической если к пользованию субсидией допускаются
- Имеют ли право взять в армию без согласия
- Как назывались журналисты и публицисты обличавшие коррупцию в структурах государственной власти
- Кто проводит инструктаж по бдд с водителями
- Как стать богатым и знаменитым еще при собственной жизни пособие для гениев