Кто проводит инструктаж по бдд с водителями

Обновлено: 14.05.2024

Инструктаж для водителей - это способ доведения информации до водительского состава о безопасных методах труда при эксплуатации транспорта. В этой статье, посвященной инструктажам по безопасности перевозок, раскрыты следующие темы:

  • Правовое основание и требование закона о проведении инструктажей
  • Кто является субъектом транспортной деятельности
  • Как обеспечивать проведение инструктажей с водителями
  • Кто должен проводить инструктажи
  • Виды обязательных инструктажей
  • Дополнительные виды инструктажей
  • Учет инструктажей

ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУКТАЖЕЙ по БДД

По требованию ст. 225 Трудового Кодекса РФ, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить для работников инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. По положению ст. 328 Трудового Кодекса РФ, работники, принимаемые на работу, связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и обучение.

Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. (ред. 30.11.2016) № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" утвержден Порядок проведения инструктажей по охране труда для всех работников, в том числе руководителей.

Приказом Минтранса от 29.07.2020 N 264 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и обучения работниками, связанными с движением транспортных средств. Приказ утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения работниками, связанными с движением транспортных средств. Соответственно, работодатель обязан организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Во исполнение закона ему следует обеспечить водителей необходимой информацией по безопасным условиям труда. Такая оперативная информация доводится до водителей путем проведения инструктажей.

Минтрудом РФ утвержден Приказ № 871н от 09.12.2020 г. "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте". Приказ обязывает работодателя обеспечить обучение работников по охране труда и проверку этих знаний, контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда. Работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда, с возможностью введения дополнительных требований безопасности, не противоречащих Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа.

Снимок экрана 2021-04-04 в 12.44.41.jpg

требования законодательства по проведению инструктажей

Статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 г "О безопасности дорожного движения", к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств, предъявляются основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Одно из таких требований - это соблюдение Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Такие Правила утверждены Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". "В целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок " (п. 7 Приказа № 145).

Кто является субъектом транспортной деятельности

К субъектам транспортной деятельности относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки пассажиров, перевозки грузов автомобильным транспортом, перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями, а так же физических лица, осуществляющие эксплуатацию автобусов и грузовых автомобилей, с массой более 3,5 тонн.

В ст. 5 "Модельного закона о транспортной деятельности", принятым Постановлением № 29-8 от 31.10.2007 МПА СНГ, субъекту транспортной деятельности дается такое определение: "юридические и физические лица, включая иностранные, лица без гражданства, выполняющие транспортные работы и/или услуги (производители транспортных работ и/или услуг), а также лица, пользующиеся этими работами и/или услугами (потребители транспортных работ и/или услуг)".


Как обеспечивать проведение инструктажей

Как указывалось выше, Приказ № 145 возлагает на субъект транспортной деятельности обязанность по проведению инструктажей с водительским составом, с основной целью - предупреждения ДТП. Для проведения инструктажей руководителем издается Приказ "О проведении инструктажей по безопасности перевозок". Приказом закрепляются виды инструктажей, индивидуальные программы проведения каждого вида инструктажа, периодичность и необходимость их проведения, способ фиксации и учета проведенных инструктажей, а так же указание на ответственное лицо, на которое возложена обязанность по проведению и учету инструктажей. Так же Приказом руководителя утверждается "Положение о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом". Положение закрепляет виды инструктажей по БДД, раскрывая темы и вопросы для каждого вида, которые инструктирующий должен осветить при проведении.

кто должен проводить инструктажи с водителями

Согласно п.8 Приказа Минтранса №145, в целях обеспечения деятельности, связанной с безопасностью перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности должен назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, аттестованного в соответствии с Порядком аттестации такого специалиста на право заниматься этой деятельностью. Порядок аттестации утвержден Приказом Минтранса России № 283 от 31.07.2020 г.

Приказом Минтранса России№282 от 31.07.2020 г "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения", предъявл яются профессиональные и кв алификационные требования к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения. По правилам п. 15.2. Приказа № 282, специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен уметь проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей.

Инструктажи по БДД проводятся лицом, на которое такая обязанность возложена Приказом руководителя предприятия "О проведении инструктажей по безопасности перевозок".

обязательные виды инструктажей

По Приказу Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", при организации и осуществлении перевозок, субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.

Таким образом, в обязательном порядке должны проводиться следующие виды инструктажей по БДД:

  • ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ - проводится при приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы;
  • ПРЕДРЕЙСОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ - проводится перед отправлением водителя в рейс, за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту;
  • С ЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ - проводится два раза в год перед весенне-летним и осенне-зимним периодами со всеми водителями;
  • СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ - проводится при необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов).

дополнительные виды инструктажей

Существует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда для всех работников, в том числе руководителей. Порядок утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. (ред. 30.11.2016) № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" и необходим для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Порядок обязателен для исполнения работодателями организаций любых форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Порядок не заменяет специальных требований к проведению инструктажей, предусмотренных Приказом Минтранса № 145 (п.1.4. Постановления №1/29), и, кроме вводного инструктажа, обязывает дополнительно проводить первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

  • Первичный инструктаж на рабочем месте - проводится до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми работниками, с работниками переведенными из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
  • Повторный инструктаж - проводится со всеми работниками не реже одного раза в шесть месяцев;
  • Внеплановый инструктаж - проводится при:
    • введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда
    • при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда
    • при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.)
    • по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля
    • при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев)
    • по решению работодателя
    • Целевой инструктаж - проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

    Вышеуказанное "Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом", кроме вышеупомянутых обязательных инструктажей, утвержденных Приказом № 145, предлагает по желанию субъекта транспортной деятельности проводить еще один вид дополнительного инструктажа по БДД:

    Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии. Проводится в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.
    Периодический инструктаж включает следующие вопросы:

    • информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);
    • осуществление противоугонных и противопожарных мер;
    • действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;
    • правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

    Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

    КАК учитывать проведение инструктажей

    Проведение (прохождение) каждого вида инструктажа должно быть зафиксировано. Согласно Правилам, утвержденным Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г., информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей.

    • дату проведения инструктажа;
    • вид инструктажа;
    • должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, его подпись;
    • фамилию и инициалы водителя, прошедшего инструктаж, его подпись.

    Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения субъекта транспортной деятельности (сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с ФЗ от 06.04.2011 г. № 63 "Об электронной подписи".
    Журнал ведется лицом, на которое такая обязанность возложена Приказом руководителя предприятия "О проведении инструктажей по безопасности перевозок".

    В соответствии с приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7, для безопасной работы водителей, руководителю организации необходимо:

    • запланировать и провести ряд обязательных мероприятий;
    • обеспечить профессиональную компетентность и профессиональную пригодность ра-ботников;
    • обеспечить соответствие транспортных средств требованиям законодательства РФ о техническом регулировании;
      • проводить анализ по результатам дорожно-транспортных происшествий;
      • обеспечить безопасные условия перевозок;

      Обязательные мероприяти для предприятий, которые используют автомобильный транспорт

      Все предприятия, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом должны ежегодно планировать и проводить мероприятия по подготовке водителей к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.

      Мероприятия по подготовке работников к безопасной работе

      Мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации

      1. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка работников, которые замещают должности, перечисленные в разделе I перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16, и иных работников, которые непосредственно связаны с движением транспортных средств.

      2. Подготовка работников в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями.

      3. Стажировка водителей при переводе на новый маршрут, новый тип (модель) транспортного средства.

      4. Инструктаж водителей по БДД.

      5. Обязательные медосмотры водителей.

      6. Мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

      7. Соблюдение режима труда и отдыха водителей и соответствующий контроль

      1. Проверка соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям.

      2. Проверка наличия действующих разрешительных документов:

      • свидетельство о регистрации транспортного средства;
      • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
      • лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
      • путевой лист;
      • иные документы.

      3. Поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства.

      4. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в порядке и объемах, соответствующих технической и эксплуатационной документации.

      5. Ежедневный технический контроль транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки с отметкой в путевом листе.

      6. Хранение транспортных средств с исключением доступа к ним посторонних лиц и самовольного использования водителями

      Как обеспечить профкомпетентность и профпригодность сотрудников

      На предприятии, которое эксплуатирует транспортные средства, необходимо назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

      Требования к квалификации ответственного за БДД:

      • диплом о высшем образовании по направлению подготовки, которая входит в группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и аттестация;
      • диплом о любом другом высшем образовании, диплом о профессиональной переподготовке по квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и аттестация.

      Стаж работы для ответственного за БДД не требуется.

      Чтобы обеспечить профпригодность и профкомпетентность водителей:

      • проводите профотбор и профподготовку;
      • контролируйте здоровье и режим работы;
      • проводите инструктажи.

      Профотбор и профподготовка

      Проверить у соискателя, который претендует на профессию водителя:

      • водительское удостоверение соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
        • справку о прохождении медосмотра (ст. 213 ТК РФ);
        • квалификацию;
        • стаж работы.

        Требования к квалификации и стажу работы см. в приказе Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287.

        После профессионального отбора в необходимых случаях провести стажировку водителей. Водители проходят стажировку:

        • при приеме на работу после окончания учебы;
        • после перерыва в работе водителем более одного года;
        • при приеме или переводе на горные маршруты;
        • при приеме или переводе на новый для водителя тип транспортного средства или новый маршрут перевозки пассажиров.

        Стажировку проводит работодатель. Он самостоятельно определяет количество часов и содержание стажировки. По возможности проводить стажировку на транспортном средстве того же типа и модели и на том же маршруте, на котором сотрудник будет в дальнейшем самостоятельно работать.

        Стажировка состоит из инструктажа и практики. Ее проводят под руководством и контролем водителя-наставника.

        В ходе инструктажа водитель получает информацию о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Ее цель – подтвердить, что умения водителя соответствуют квалификационным требованиям и он сможет самостоятельно управлять конкретным транспортным средством.

        В практику включите управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования должно включать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

        Водителя-наставника для водителя назначают из других сотрудников-водителей:

        без дорожно-транспортных происшествий по вине этого водителя;

        со стажем работы на соответствующем транспортном средстве:

        • при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле – не менее трех лет;
        • при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе – не менее пяти лет.

        По итогам стажировки необходимо оформить стажировочный лист. Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразить:

        • номер стажировочного листа;
        • Ф. И. О. водителя-стажера;
        • сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;
          • Ф. И. О. водителя-наставника;
          • дату, время прохождения и количество часов стажировки;
          • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
          • заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за БДД.

          Необходимо вести документальный учет всех стажировок каждого водителя.

          Об этом говорится в пунктах 13–22 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 11 марта 2016 г. № 59.

          Контроль здоровья и режима работы водителей

          Проводить обязательные медосмотры водителей.

          Направлять водителя на внеочередной медосмотр, если выявите признаки ухудшения здоровья водителя, которые угрожают безопасности движения.

          Обеспечить документальный учет и анализ результатов всех медосмотров водителей, чтобы выявить сотрудников, которые склоны:

          • к злоупотреблению алкоголя;
          • употреблению наркотиков;
          • хроническим заболевания, влияющим на выполнение трудовой функции.

          Обеспечить контроль соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха водителей по законодательству РФ (положение, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15).

          Это следует из пунктов 10–15 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7.

          Как обеспечить безопасность эксплуатации транспортных средств

          Чтобы обеспечить безопасность транспортных средств, которые используют для перевозок пассажиров и грузов:

          • использовать транспортные средства, которые допущены к эксплуатации;
          • обеспечить защиту от актов незаконного вмешательства (см. Порядок, утвержденный приказом Минтранса России от 11.02.2010 г. № 34, перечень, утвержденный приказом Минтранса России от 5.03.2010 г. № 52/112/134);
          • проводить предрейсовый контроль технического состояния и не допускать на линию транспортные средства, которые не прошли контроль;
            • обеспечить техобслуживание и ремонт в соответствии с предписаниями изготовителя;

            Внимание: не допускать к перевозкам пассажиров и грузов транспортное средство, которое не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями , утвержденными постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 .

            Допустить транспортное средство к перевозкам после устранения несоответствий и повторного контроля технического состояния.

            Кроме того, необходимо применять специальные правила, чтобы обеспечить безопасные условия:

            • перевозок грузов;
            • организации регулярных перевозок пассажиров;
            • организации и осуществления перевозок пассажиров по заказам;
            • организации и осуществления перевозок пассажиров легковым такси;
            • перевозок пассажиров и грузов в особых условиях.

            Как провести анализ причин и условий, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия

            В случае дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) с транспортным средством предприятия необходимо провести анализ причин и условий, которые способствовали возникновению ДТП. Результаты анализа оформить документально и хранить не менее трех лет.

            При анализе установить информацию по водителю, который попал в ДТП, по транспортному средству и по должностным лицам предприятия, ответственным за безопасную эксплуатацию транспортных средств.

            В отношении водителя:

            1. Ф. И. О., общий стаж вождения, стаж работы у работодателя и на транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях – участниках ДТП;
            2. прохождение медосвидетельствования на опьянение. Если водитель был пьян – обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
            3. соблюдение режима труда и отдыха в период, который предшествовал ДТП;
            4. соблюдение правил дорожного движения и Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
            5. наличие административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года
              1. наличие взысканий в течение года;
              2. повышение квалификации и профмастерства;
              3. соблюдение условий стажировки.

              В отношении транспортного средства:

              1. модель транспортного средства;
              2. государственный регистрационный знак;
              3. право- или леворульное управление;
              4. неисправности в момент ДТП;
              5. диагностическую карту, которая подтверждает прохождение ТО;
              6. периодичность и сроки последнего техобслуживания, лицо, ответственное за проведение;
                1. соблюдение межсервисного пробега;
                2. наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техобслуживании;
                3. письменные обращения водителя к работодателю о неисправностях транспортного средства.

                В отношении должностных лиц:

                1. Ф. И. О. лица, которое проводило предрейсовый контроль техсостояния транспортного средства, соответствие квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка предрейсового контроля;
                2. Ф. И. О. лица, который проводил инструктаж водителей, соответствие квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение правил проведения инструктажа;
                3. Ф. И. О. лица, которое проводило предрейсовый медосмотр, соответствие квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение правил проведения медосмотра;
                4. соблюдение законодательства РФ по безопасности дорожного движения и Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
                5. меры, которые применял работодатель к водителям с административными правонарушениями в области дорожного движения.

                Это следует из пункта 6 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;

                Правила которые необходимо выполнять водителю по безопасному вождению в неблагоприятных погодных условиях.

                Перед выездом на линию водителю необходимо пройти предрейсовый медосмотр и проверить, что транспортное средство прошло предрейсовый технический контроль. Убедиться в наличии исправного запасного колеса, аптечки первой помощи, домкрата, инструментов и приспособлений на случай шиномонтажных работ в полевых условиях.

                Во время движения двери транспортного средства должны быть закрыты.

                В случае снегопада, гололеда, тумана, ливня снижайте скорость до 50 км/ч. При необходимости остановить транспортное средство.

                В случаи ослепления встречной машиной светом необходимо включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

                Остановка запрещена на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги, если видимость дороги менее 100 м. в одном направлении.

                При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также при ослеплении водителя светом фар включить аварийную сигнализацию.

                Перед выходом из машины проследить, что ручной стояночный тормоз включен, под колеса установлены противооткатные упоры, выключить зажигание и замкнуть машину.

                В условиях видимости менее 100 метров запрещены :

                – движение задним ходом;

                Не допускается движение :

                – при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в условиях недостаточной видимости;

                – не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

                При невозможности определенияь наличия покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. п.), а знаков приоритета нет, необходимо применять правила дорожного движения для второстепенной дороги.

                В условиях недостаточной видимости включайте :

                – фары дальнего или ближнего света;

                – габаритные огни – на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах.

                При остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости необходимо включать габаритные огни, фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

                На скользких участках дороги :

                – применяется торможение двигателем либо комбинируется его с резкими и кратковременными, по два–три раза, нажатиями педали тормоза. Таким образом снижается скорость автомобиля, не теряя управления;

                – избегать резких маневров и поворотов руля. Это приведет к блокировке колес и потере управления автомобилем.

                Если заметили водителей, нарушающих правила дорожного движения, уступите им дорогу.

                Если произошло ДТП или поломка и необходимо остановиться в неустановленном месте, где остановка запрещена, кроме аварийной сигнализации, устанавливается аварийный знак. Если поломка произошла на трассе или в поле, расстояние от машины должно быть не менее 30 м. Если поломка произошла в населенном пункте, знак выставляется на расстояние не менее 15 м. от машины.

                Если водитель почувствовал утомление и сонливость, необходимо остановиться и отдохнуть. Если утомление и сонливость не прошли, связаться с непосредственным руководителем и сообщить ему об этом. Далее выполнить распоряжение руководителя.

                При буксировке на гибкой сцепке расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами должно быть в пределах 4–6 метров, а при буксировке на жесткой сцепке – не более 4 метров. При гололеде буксировка на гибкой сцепке запрещена !

                При устранении неисправностей в пути использовать рукавицы.

                При заправке АТС топливом брать заправочные пистолеты в рукавицах. Соблюдать осторожность, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

                При работе в зимнее время :

                – не выезжать в рейс в транспортном средстве с неисправными устройствами для обогрева салона и кабины;

                – не прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц;

                – не подогревать двигатель открытым пламенем;

                – не перевозить пассажиров в открытом кузове.

                Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей

                Компания, деятельность которой предусматривает использование транспорта, должна следить за соблюдением водителями норм ПДД и отвечать за безопасность движения своих транспортных средств. Для этого нанимают специального сотрудника — ответственного за БДД. Он имеет большой круг обязанностей, которые целесообразно прописать в должностной инструкции. Расскажем, как составить ее для ответственного за БДД.

                • Бланк и образец
                • Бесплатная загрузка
                • Онлайн просмотр
                • Проверено экспертом

                Образец должностной инструкции ответственного за БДД

                1. Общие положения

                2. Должностные обязанности

                Ответственный за БДД в организации имеет такие трудовые функции:

                1. Работа над мероприятиями по предупреждению ДТП и контроль их осуществления.
                2. Консультация водителей и других сотрудников по вопросам БДД.
                3. Учет ДТП и нарушений ПДД, совершенных водителями компании, анализ причин их возникновения.
                4. Подготовка отчетов о ДТП и принятых мерах по их профилактике.
                5. Проведение инструктажей по БДД, проверок знаний по БДД.
                6. Разработка на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложений по предотвращению ДТП и нарушений ПДД и ознакомление с ними руководства компании.
                7. Постоянная сверка информации о ДТП, в которых участвовал подвижной состав компании, с данными Госавтоинспекции.
                8. Подготовка или участие в подготовке проектов приказов, указаний и других документов компании по вопросам обеспечения БДД.
                9. Организация агитационно-массовой работы по БДД среди работников компании.
                10. Постоянное оповещение водительского состава, инженерно-технического состава, руководство компании о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП.
                11. Вместе с сотрудниками отдела кадров составление и представление руководству компании сведений о награждении отличившихся водителей.
                12. Участие в выяснении причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также в установлении нарушений утвержденных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в деятельности компании.
                13. Контроль допуска водительского состава к управлению только теми ТС, право управления которыми предоставлено согласно их водительским удостоверениям.
                14. Контроль за прохождением водительского состава предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением утвержденных сроков медицинского переосвидетельствования.
                15. Контроль за применением ТС, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.
                16. Контроль за стажированием водителей и работой водителей-наставников.
                17. Организация ежегодных курсов для водителей по 20-часовой программе.
                18. Оказание методической помощи руководству служб и подразделений компании в проведении занятий и инструктажей водительского состава по вопросам обеспечения БДД.
                19. Участие в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и ИТР компании.
                20. Информирование органов Госавтоинспекции о ДТП с подвижным составом компании, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.
                21. Представление в Госавтоинспекцию документации о сумме материального ущерба от повреждения ТС и груза при ДТП с подвижным составом компании.
                22. Обеспечение исправного состояния подвижного состава и выпуска его на линию согласно графику, а также возврата с линии.
                23. Установление причин неисправностей, из-за которых происходит простой автомобилей, и принятие мер по их ликвидации.
                24. Составление графиков обслуживания и ремонта подвижного состава и контроль за качеством и своевременностью осуществления ремонта.
                25. Обеспечение соблюдения утвержденных норм расхода ГСМ запасных частей к оборудованию.

                3. Права

                Работник на данной должности имеет следующие права:

                1. На все социальные гарантии, которые отмечены в трудовом законодательстве РФ.
                2. На повышение своей квалификации.
                3. На требование от начальства и других работников всей нужной информации и документации для выполнения своей работы.
                4. На ознакомление с проектами решений руководства компании, относящимися к сфере его деятельности.
                5. На отстранение в установленном законами порядке от работы водителей и других сотрудников ведомственного транспорта, состояние или действия которых являются угрозой безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.
                6. На запрет выпуска на линию подвижного состава компании или возврат его с линии при выявлении поломок и технических неисправностей, представляющих угрозу безопасности движения.
                7. На представление к поощрению водителей за достигнутые успехи в работе по обеспечению БДД транспорта.
                8. На предложения о привлечении к ответственности работников, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БДД.

                4. Ответственность.

                Сотрудник, ответственный за обеспечение БДД в компании, несет ответственность:

                1. За некачественное исполнение или неисполнение своих трудовых задач, указанных в настоящем документе, — в рамках положений актуального законодательства о труде в РФ.
                2. За правонарушения, которые были совершены в ходе работы, — в рамках, обозначенных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
                3. За причинение материального вреда — в границах положений актуального трудового и гражданского законодательства РФ.

                Общая информация и особенности составления документа

                Ч. 2 ст. 20 Федерального закона №196 от 10 декабря 1995 года утверждает, что организация при эксплуатации транспортных средств должна иметь в своем штате такого работника, который будет отвечать за БДД. Должности могут быть названы так: специалист по БДД, инженер по БДД.

                Обязательным условием должно быть прохождение таким работником аттестации согласно нормам приказа Минтранса №106 от 20 марта 2017 года. В результате такого мероприятия работник получает право занимать указанную должность.

                То, какими знаниями и навыками должен обладать такой специалист, прописано в ч. 16 приказа Минтранса №287 от 28 сентября 2015 года. Именно эту информацию можно использовать для составления должностной инструкции.

                Внимание! К составлению бумаги нужно подходить со всей ответственностью. Документ может быть использован в суде при решении споров между работодателем и работниками.

                Разделы должностной инструкции

                Рассмотрим, что должно быть указано в четырех базовых разделах должностной инструкции.

                Как должен выглядеть документ

                Документ распечатывают на белой бумаге формата А4. В готовом виде он должен содержать такую информацию:

                Важно! Документ создают в двух экземплярах. Один — для работника, второй — для отдела кадров. Работник подписывает каждый экземпляр. Хранить документ ответственный за БДД может на своем рабочем месте. Так будет легче при необходимости обратиться к тексту документа.

                Содержание:

                • Кто обязан исполнять новые правила безопасности
                • Обязательные инструктажи по БДД с водителями с 1 сентября 2021 года
                • Каким компаниям необходимо проводить инструктажи с водителями
                • Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД (надо ли инструктировать только водителей в штате или тех, кто оформлен по ГПХ)
                • Как оформить инструктажи с водителями

                Кто обязан исполнять новые правила безопасности

                В правилах, утвержденных Приказом Минтранса от 30 апреля 2021 года № 145 прописали требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

                Эти правила являются обязательными не только для тех ИП и юридических лиц, которые занимаются грузовыми и (или) пассажирскими перевозками автомобильным и электротранспортом, но и для компаний, использующих такой транспорт для своих нужд.

                Например, если физлицо управляет грузовым автомобилем, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, или автобусом, он также обязан следовать этим правилам.

                Обратите внимание! Есть исключения, на которых не действуют правила. К ним относятся: водители органов государственной и муниципальной власти и аварийно-спасательных служб. Также правила не распространяют свое действие на международные грузовые и пассажирские перевозки, и перевозки внутри предприятий (промышленный внутризаводской транспорт).


                Для указанных выше категорий работодателей обязательным являются следующие мероприятия:

                • наличие у персонала допуска к управлению ТС;
                • назначение ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
                • предрейсовые и послерейсовые медосмотры;
                • профилактику травматизма и анализ причин ДТП;
                • проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов;
                • исправность и безопасность транспортных средств, безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;
                • соблюдение режима рабочего времени отдыха водителей.

                Правила не распространяются на перемещение автобусов и грузовых автомобилей, в которых кроме водителя нет пассажиров. Поэтому, если водитель совмещает обязанности экспедитора, и находится в автомобиле один, правила на него не распространяются.

                Обязательные инструктажи по БДД с водителями с 1 сентября 2021 года

                ➤ Вводный инструктаж по БДД

                Вводный инструктаж по БДД проводят при приеме на работу. Включите в программу вводного инструктажа по БДД сведения о видах осуществляемых перевозок, особенностях перевозимых грузов. Расскажите, какие в вашей организации установлены требования по безопасной эксплуатации.

                Обязательным является инструктирование работника по действиям в аварийной ситуации, в том числе по оформлению ДТП и заполнению протокола, взаимодействия со страховой компанией по ОСАГО. Расскажите, что в вашей организации существует порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров.

                Если на автомобиле не перевозят пассажиров, или опасные грузы, то достаточно провести только предрейсовый медосмотр. Обязательно сообщите, что без медосмотра допуск к управлению ТС получен не будет.

                На вводном инструктаже сообщают нормы загрузки транспортных средств, основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и типичных причинах дорожно-транспортных происшествий.

                ➤ Предрейсовый инструктаж по БДД

                Предрейсовый инструктаж проводят перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту). На предрейсовом инструктаже рассказывают, какова протяженность предстоящего маршрута, насколько сложны дорожные условия с точки зрения времени года и климата, какие опасные участки требуют особого внимания.

                ➤ Сезонный инструктаж по БДД

                Сезонные инструктажи проводят минимум два раза в год — перед весенне-летним и осенне-зимним периодами. Это связано с переходом работы ТС сезоны снегопада, гололеда, распутицы и других сезонных особенностей.

                Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях. Именно на сезонных инструктажах рассказывают о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении, при заносе ТС, при передвижении по обледенелым мостам.

                ➤ Специальный инструктаж по БДД

                Специальный инструктаж проводят при необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж.

                При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.

                Обратите внимание! Специальный инструктаж можно объединить и с предрейсовым, но возникают ситуации, когда информацию до водителей необходимо довести немедленно. Например, на одном из участков дорог разлились нефтепродукты или произошла авария с газовыми баллонами. Следовательно, об этом необходимо сообщить срочно.

                Каким компаниям необходимо проводить инструктажи с водителями

                Инструктажи по БДД на предприятии являются обязательными для:

                • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
                • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
                • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
                • физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.

                Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД

                Для проведения всех видов инструктажей работодатель обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательным условием для назначения является успешная аттестация ответственного (приказ Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 283).

                Важно! Кроме требований к аттестации, ответственный за обеспечение БДД должен отвечать квалификационным требованиям. Без соблюдения этих требований работник не пройдет аттестацию в управлении государственного автодорожного надзора.


                Ответственный за обеспечение БДД является должностным лицом. Поэтому нельзя назначать ответственным за инструктажи по БДД работников рабочих профессий и других лиц, не имеющих административно-управленческого ресурса. Это следует из статьи 2.4 КоАП.

                Многие коллеги спрашивают, что делать в ситуации, если некому проводить инструктажи, и в организации нет ответственного за обеспечение БДД, отвечающего всем квалификационным требованиям. В этом случае можно заключить договор гражданско-правового характера с организацией, имеющего такого ответственного. Также можно взять в свой штат работника, который отвечает следующим требованиям:

                Как оформить инструктажи по БДД с водителями

                Вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов нужно проводить по специально разработанным и утвержденным в организации программам.

                Информация о прохождении инструктажей нужно вносить в журнал учета инструктажей водителей , который должен содержать:

                • дату проведения и вид инструктажа
                • должность (при наличии)
                • фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж
                • фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.

                Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием электронно-цифровых подписей для инструктирующего и инструктируемого.

                Обзор основных изменений в режиме работы и отдыха водителей ТС

                Приказ № 424 не распространяет свое действие на управление транспортными средствами органов государственной и муниципальной власти и аварийно-спасательных служб, на международные грузовые и пассажирские перевозки, и перевозки внутри предприятий (промышленный внутризаводской транспорт).

                Инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей (ИБДД) — важное действие, без которого практически невозможно обеспечить дорожную безопасность в организациях всех типов. Разберем, какие они бывают, когда и с какой периодичностью их стоит проводить, а также где найти образцы инструкций.

                С 1 ноября 2020 ужесточили наказание за нарушение режима труда и отдыха водителей. В соответствии с поправками в ст. 11.23 КоАП РФ (Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ) дифференцировано наказание за управление автомобилем без тахографа и введены новые санкции для должностных лиц, организаций и ИП за несоблюдение норм времени управления транспортным средством. В этих условиях особую значимость приобретает правильная организация проверки, обучения и информирования сотрудников перед выездом на линию.

                Инструктаж по охране труда на рабочем месте (ИОТ) и дорожной безопасности (ИБДД) — в чем разница

                Часто ответственные лица полагают, что раз рабочее место водителя — автомобиль, то всю необходимую информацию для безопасной эксплуатации ТС работник получит в ходе ИОТ на рабочем месте, а инструктировать его в области БДД нет необходимости. Такой подход в корне неверен, так как эти мероприятия охватывают различный круг вопросов. Проиллюстрируем разницу.


                ИОТ на рабочем месте и ИБДД дополняют друг друга, а необходимость проведения и того и другого зафиксирована законодательством.

                Конкретные темы инструктажей по БДД с водительским составом определяются инструктором на основании данных, приведенных в таблице 1, с учетом особенностей повседневной работы фирмы. Непосредственно при проведении могут включаться и другие вопросы, осветить которые представляется необходимым с учетом текущей дорожной ситуации.

                Годовая программа инструктажа по БДД для водителей, пример


                Разновидности ИБДД

                В зависимости от цели, содержания, сроков и периодичности проведения, выделяют несколько типов.

                Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения

                Проводится после заключения трудового договора, в день фактического допуска к работе со всеми сотрудниками, в обязанности которых входит управление ТС. Инструктировать водителей необходимо независимо от их стажа, классности и профессионального мастерства, даже если они используют для работы собственные машины, которые сдают работодателю в аренду.

                Программа вводного инструктажа может включать:


                Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

                Его нужно провести, когда водитель в первый раз двигается по конкретному маршруту, транспортирует необычные для него грузы, например негабарит или опасные вещества, или перевозит детей. В организациях, осуществляющих доставку школьников к месту учебы либо специализирующихся на перевозке организованных детских групп, его надо проводить всякий раз, когда едут дети, то есть в случае необходимости и ежедневно.

                В него включаются следующие сведения:


                Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

                Когда он проводится, понятно из названия — при смене сезона. Но в связи с особенностями организации движения в весенне-летний и осенне-зимний периоды целесообразнее проводить его дважды в год — в начале весны и осени.

                Программа сезонного инструктажа включает следующие вопросы:


                Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

                В отличие от ИОТ, в виды ИБДД не включается внеплановый инструктаж. Его функции выполняет специальный, который стоит проводить в таких ситуациях:

                • изменилось законодательство;
                • поменялись маршрут или условия движения;
                • произошла авария, в которой участвовали сотрудники фирмы, или нанесен ущерб имуществу;
                • существует угроза различных ЧС (теракт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и тому подобное) или они уже произошли.

                Задача инструктора в данном случае — оценить сложившуюся обстановку и дать сотрудникам, эксплуатирующим ТС, конкретный алгоритм действий с ее учетом.

                Периодический инструктаж по БДД для водителей

                Его проведение необязательно, так как информация практически полностью дублируется предрейсовым и специальным инструктажами. Тем не менее время от времени напоминать работникам о правилах безопасности не лишне, поэтому в крупных транспортных организациях целесообразно проводить такой инструктаж.

                Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения

                Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.

                Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:

                1. Общие обязанности водителей.
                2. Основы безопасности на дороге.
                3. Предупреждение ДТП.
                4. Управление автомобилем в критических ситуациях.
                5. Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
                6. Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
                7. Выбор безопасных интервалов.
                8. Обгон.
                9. Пересечение ж/д путей.
                10. Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
                11. Оказание первой помощи.
                12. Противодействие терроризму.
                13. Командировка.
                14. Заполнение извещения о ДТП.
                15. Обязанности при перевозке людей.
                16. Перевозка детей.
                17. Порядок эвакуации пассажиров.

                Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.

                Как организовать ИБДД

                Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:

                • разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
                • подготовку программы занятий с персоналом;
                • инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.

                Нормативной документацией предусмотрено, что факт проведения ИБДД следует фиксировать документально, но конкретная форма такого документа не установлена, определен лишь перечень сведений, которые необходимо вносить. Поэтому организация вправе утвердить свой порядок документального сопровождения таких мероприятий. На практике чаще всего используется журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения. В него вносятся как определенные Приказом № 7 данные, так и любые другие, которые ответственный специалист сочтет необходимым. Например, в крупных организациях с большим штатом водителей и парком техники, помимо обязательных даты и вида, нужно включить в него и краткое содержание инструктажа. Проведение занятий обязательно подтверждается подписями инструктора и инструктируемого сотрудника.

                Форма такого документа утверждается руководителем и вводится в действие так, как это предусмотрено инструкцией по делопроизводству (или другим аналогичным ЛНА).

                Бланк журнала для заполнения


                Сроки хранения таких журналов определяются на основании Перечня с учетом требований иных НПА и сложившейся на предприятии практики архивирования и уничтожения. Обычно их хранят 10 лет, но в некоторых случаях — до 50 лет.

                Другие документы по БДД (положения, правила, регламенты, приказы, инструкции и прочее) регулярно обновляются, поэтому устаревшие экземпляры можно уничтожать.

                При утверждении новых ЛНА взамен потерявших актуальность важно не забывать знакомить с ними сотрудников, как вновь прибывших, так и давно работающих.

                Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД

                Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного

                Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД. А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.

                Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.

                Читайте также: