Ознакомиться со статьей к бальмонта русский язык как основа творчества основные положения выписать

Обновлено: 16.05.2024

Урок по литературному чтению в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века".

Тема урока: К.Д. Бальмонт "Русский язык"

- продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;

- учить различать стихи поэта по темам;

- вспомнить изученные сказки, былины, легенды о героях, о героях которых

говорится в стихотворении;

отрабатывать навык выразительного чтения.

- развивать речевые умения учащихся, образное и логическое мышление,

творческие способности, умения анализировать, обобщать;

- формировать читательскую самостоятельность.

-воспитание патриотического отношения к родному языку, к Родине;

-воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, взаимоуважения.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx 31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Шкапо Надежда Валерьевна

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная с углублённым

Конспект урока по литературному чтению.

- продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;

- учить различать стихи поэта по темам;

- вспомнить изученные сказки, былины, легенды о героях, о героях которых

говорится в стихотворении;

отрабатывать навык выразительного чтения.

- развивать речевые умения учащихся, образное и логическое мышление,

творческие способности, умения анализировать, обобщать;

- формировать читательскую самостоятельность.

-воспитание патриотического отношения к родному языку, к Родине;

-воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, взаимоуважения.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

-Мы с вами сейчас выполним несколько упражнений, которые помогут настроиться на

(эти упражнения являются кинезиологическими, они и ряд других систематически используются на уроках)

II. Повторение изученного материала (актуализация знаний)

-Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.

-Кто автор? (Константин Дмитриевич Бальмонт)

-Вспомним, на какие темы писал Бальмонт. Возьмите карточки. Напишите тему и название произведения.

(Дети работают самостоятельно. Приложение 1.)

-Проверим, о чём писал поэт в своих стихотворениях? (фронтальная проверка, учащиеся отвечают, учитель прикрепляет карточки с соответствующим ответом на доску или можно использовать программу Microsoft Office Power Point).

-Посмотрите, на какие разнообразные темы писал автор. А можно ли по названию произведения определить тему? (да)

-Да, как правило тема выносится в заголовок.

-Но прежде, чем начнём читать стихотворение, объясним трудные, не всегда понятные слова. Это слова: вертеп, зарница, жалейка, доезжачий, ярит, савраска, рысак, ладан.

-Значение этих слов посмотрели в словарях некоторые ребята (4 учащихся читают значения слов – по 2 значения каждый).

-Посмотрите, здесь краткое значение этих слов. (Учитель показывает на доску, где есть на карточках значения слов. Можно опять использовать программу Microsoft Office Power Point).

III. Первичное восприятие текста.

-Откройте учебники на стр.213.

-Как вам стихотворение? (ответы детей)

IV. Работа с текстом произведения.

-Обратимся к тексту произведения, попробуем выяснить, что такое русский язык в понимании поэта.

-Попытаемся выразительно прочитать.

1 ученик 1 и 2 строфы

2 ученик 3 и 4 строфы

3 ученик 5 и 6 строфы

-Назовите произведение, в котором один из главных героев Соловей-разбойник. ( Илья Муромец и Соловей-разбойник)

-Для поэта русский язык – это язык русских былин.

4 ученик 7 и 8 строфы

-Вам ничего не напоминают строчки:

Баю-баю. Мой милый. Ты уснул? (колыбельная песня)

-Родной язык колыбельных песен, только он может передать всю любовь и нежность матери к своему ребёнку. Для автора нашего стихотворения русский язык становится языком колыбельных песен.

5 ученик 9 и 10 строфы

-О каком Олеге идёт речь в этих строках?

-Прочитайте строчку, которая отправит нас в сказочный мир. («…Не звал ли в полночь нас полёт Жар-птицы?)

- Так в стихотворении утверждается мысль о том, что русский язык – это и язык русских легенд.

6 ученик 11 и 12 строфы

7 ученик 13 и 14 строфы

8 ученик 15 и 16 строфы

-Чьё имя вы услышали в этих строках? (имя Петра I)

-И Пётр I, и Семён Дежнёв, и Ерофей Хабаров, и многие другие замечательные люди посвятили свою жизнь служению России, её величию, её процветанию, её независимости. И поэтому Бальмонт не мог не сказать в своём стихотворении об этом. И русский язык, в понимании поэта, - это язык великих исторических событий и выдающихся исторических деятелей.

-Я вам прочитаю строки, попробуйте догадаться, о чём идёт речь?

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

(поэт говорит о природе, о небе, о земле и т.д.)

-Совершенно верно. Поэт описывает здесь природу России, неповторимую её красоту. Русский язык стал для него языком родной природы.

-И ещё мне хочется обратить ваше внимание на следующие строки:

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

-Русский язык для него – язык Родины, родного дома. России.

-Теперь немного отдохнём. Встали и выполним упражнения:

-Давайте посмотрим, как такое удивительно тонко восприятие языка удалось передать поэту. Какие художественные средства использовал автор?

-Вспомните и назовите известные вам художественные приёмы. (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет)

-А теперь найдём их в тексте и назовём.

-Что такое логическое ударение?

-Почему это так важно?

-Дома, готовя это стихотворение для выразительного чтения, обращайте внимание на логические ударения, паузы, темп и ритм чтения.

-Так что же такое русский язык в понимании Константина Дмитриевича Бальмонта?

-Русский язык – это язык…Вместе (хором прочитывают получившуюся схему)

-Как вы думаете, почему такое необычное стихотворение могло появиться в творчестве поэта. Может быть, вам поможет его биография? (поэт много путешествовал, вынужден был жить за границей, тосковал по Родине)

-Я с вами согласна. Действительно, Бальмонт много путешествовал и побывал во многих странах. И где бы он не был, всегда тосковал по России. Поэт знал более 30 языков, и когда он сравнивал их, понимал, что такого многообразия художественных средств нет ни в одном языке.

-Я выбрала его не случайно. Мне показалось. Что слова писателя очень созвучны с замыслом Константина Дмитриевича Бальмонта.

VI. Ваше домашнее задание будет подготовиться к выразительному чтению (запись домашнего задания).

-Спасибо за урок.

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев и звон и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий по дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей - в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном - бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,

Про Соловья-разбойника былины.

В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска смирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там - смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.

Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?

Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.

Из тесноты идут вразброд дороги.

Как хорошо в чужих краях вздохнуть

О нем - там, в синем - о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К Царьграду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

Гремучим сновиденьем наяву

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,

Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,

Свой говор златозвонкий, среброкрылый -

До той черты, где Тихий океан

Заворожил подсолнечные силы.

Как радуга над нашим водоемом.

Ты в черный час вместишься в малый вздох.

Но Завтра - встанет! С молнией и громом!

К.Д. Бальмонт писал стихи

Константин Дмитриевич Бальмонт

Вертеп - кукольный театр для уличных представлений

Жалейка – музыкальный инструмент

Русский язык – это язык…

Ярит – приводит в ярость

Ладан – ароматическая смола

Савраска – лошадь красно-рыжего цвета

Рысак – породистая лошадь, которая бежит рысью

Доезжий – надсмотрщик над охотничьими собаками

Зарница – отблеск дальних границ

Список использованных источников

1. Ефросинина Л.А. Учебная хрестоматия. Литературное чтение. Ч.II.-М.:Вента-Граф,2009.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь.-М.:Оникс, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по литературному чтению на тему:"А.Барто "В театре""(УМК "Школа России")

Представляю Вашему вниманию конспект по литературному чтению.Надеюсь, он будет Вам полезен.


Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока литературному чтению.


Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчест­вом писателя М.М. Зощенко; формирование умения анализировать юмори­стический текст, делить его на части; формирование навыков.


Читайте также: