Ознакомиться со статьей к бальмонта русский язык как основа творчества основные положения выписать
Обновлено: 16.05.2024
Урок по литературному чтению в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века".
Тема урока: К.Д. Бальмонт "Русский язык"
- продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;
- учить различать стихи поэта по темам;
- вспомнить изученные сказки, былины, легенды о героях, о героях которых
говорится в стихотворении;
отрабатывать навык выразительного чтения.
- развивать речевые умения учащихся, образное и логическое мышление,
творческие способности, умения анализировать, обобщать;
- формировать читательскую самостоятельность.
-воспитание патриотического отношения к родному языку, к Родине;
-воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, взаимоуважения.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Шкапо Надежда Валерьевна
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная с углублённым
Конспект урока по литературному чтению.
- продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;
- учить различать стихи поэта по темам;
- вспомнить изученные сказки, былины, легенды о героях, о героях которых
говорится в стихотворении;
отрабатывать навык выразительного чтения.
- развивать речевые умения учащихся, образное и логическое мышление,
творческие способности, умения анализировать, обобщать;
- формировать читательскую самостоятельность.
-воспитание патриотического отношения к родному языку, к Родине;
-воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, взаимоуважения.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
-Мы с вами сейчас выполним несколько упражнений, которые помогут настроиться на
(эти упражнения являются кинезиологическими, они и ряд других систематически используются на уроках)
II. Повторение изученного материала (актуализация знаний)
-Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.
-Кто автор? (Константин Дмитриевич Бальмонт)
-Вспомним, на какие темы писал Бальмонт. Возьмите карточки. Напишите тему и название произведения.
(Дети работают самостоятельно. Приложение 1.)
-Проверим, о чём писал поэт в своих стихотворениях? (фронтальная проверка, учащиеся отвечают, учитель прикрепляет карточки с соответствующим ответом на доску или можно использовать программу Microsoft Office Power Point).
-Посмотрите, на какие разнообразные темы писал автор. А можно ли по названию произведения определить тему? (да)
-Да, как правило тема выносится в заголовок.
-Но прежде, чем начнём читать стихотворение, объясним трудные, не всегда понятные слова. Это слова: вертеп, зарница, жалейка, доезжачий, ярит, савраска, рысак, ладан.
-Значение этих слов посмотрели в словарях некоторые ребята (4 учащихся читают значения слов – по 2 значения каждый).
-Посмотрите, здесь краткое значение этих слов. (Учитель показывает на доску, где есть на карточках значения слов. Можно опять использовать программу Microsoft Office Power Point).
III. Первичное восприятие текста.
-Откройте учебники на стр.213.
-Как вам стихотворение? (ответы детей)
IV. Работа с текстом произведения.
-Обратимся к тексту произведения, попробуем выяснить, что такое русский язык в понимании поэта.
-Попытаемся выразительно прочитать.
1 ученик 1 и 2 строфы
2 ученик 3 и 4 строфы
3 ученик 5 и 6 строфы
-Назовите произведение, в котором один из главных героев Соловей-разбойник. ( Илья Муромец и Соловей-разбойник)
-Для поэта русский язык – это язык русских былин.
4 ученик 7 и 8 строфы
-Вам ничего не напоминают строчки:
Баю-баю. Мой милый. Ты уснул? (колыбельная песня)
-Родной язык колыбельных песен, только он может передать всю любовь и нежность матери к своему ребёнку. Для автора нашего стихотворения русский язык становится языком колыбельных песен.
5 ученик 9 и 10 строфы
-О каком Олеге идёт речь в этих строках?
-Прочитайте строчку, которая отправит нас в сказочный мир. («…Не звал ли в полночь нас полёт Жар-птицы?)
- Так в стихотворении утверждается мысль о том, что русский язык – это и язык русских легенд.
6 ученик 11 и 12 строфы
7 ученик 13 и 14 строфы
8 ученик 15 и 16 строфы
-Чьё имя вы услышали в этих строках? (имя Петра I)
-И Пётр I, и Семён Дежнёв, и Ерофей Хабаров, и многие другие замечательные люди посвятили свою жизнь служению России, её величию, её процветанию, её независимости. И поэтому Бальмонт не мог не сказать в своём стихотворении об этом. И русский язык, в понимании поэта, - это язык великих исторических событий и выдающихся исторических деятелей.
-Я вам прочитаю строки, попробуйте догадаться, о чём идёт речь?
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
(поэт говорит о природе, о небе, о земле и т.д.)
-Совершенно верно. Поэт описывает здесь природу России, неповторимую её красоту. Русский язык стал для него языком родной природы.
-И ещё мне хочется обратить ваше внимание на следующие строки:
Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
-Русский язык для него – язык Родины, родного дома. России.
-Теперь немного отдохнём. Встали и выполним упражнения:
-Давайте посмотрим, как такое удивительно тонко восприятие языка удалось передать поэту. Какие художественные средства использовал автор?
-Вспомните и назовите известные вам художественные приёмы. (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет)
-А теперь найдём их в тексте и назовём.
-Что такое логическое ударение?
-Почему это так важно?
-Дома, готовя это стихотворение для выразительного чтения, обращайте внимание на логические ударения, паузы, темп и ритм чтения.
-Так что же такое русский язык в понимании Константина Дмитриевича Бальмонта?
-Русский язык – это язык…Вместе (хором прочитывают получившуюся схему)
-Как вы думаете, почему такое необычное стихотворение могло появиться в творчестве поэта. Может быть, вам поможет его биография? (поэт много путешествовал, вынужден был жить за границей, тосковал по Родине)
-Я с вами согласна. Действительно, Бальмонт много путешествовал и побывал во многих странах. И где бы он не был, всегда тосковал по России. Поэт знал более 30 языков, и когда он сравнивал их, понимал, что такого многообразия художественных средств нет ни в одном языке.
-Я выбрала его не случайно. Мне показалось. Что слова писателя очень созвучны с замыслом Константина Дмитриевича Бальмонта.
VI. Ваше домашнее задание будет подготовиться к выразительному чтению (запись домашнего задания).
-Спасибо за урок.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей - в провидящее сердце.
И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном - бег зарницы.
Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
В саду осеннем красный грозд рябины.
Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.
Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там - смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
Ярит борзых и гончих доезжачий.
Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.
Я снаряжу тебя в далекий путь.
Из тесноты идут вразброд дороги.
Как хорошо в чужих краях вздохнуть
О нем - там, в синем - о родном пороге.
Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
В размах грозы сцепляются зарницы.
К Царьграду не ходил ли наш Олег?
Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
И ты пойдешь дорогой Ермака,
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.
Ты клад найдешь, которого искал,
Зальешь и запоешь умы и страны.
Не твой ли он, колдующий Байкал,
Где в озере под дном не спят вулканы?
Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый -
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра - встанет! С молнией и громом!
К.Д. Бальмонт писал стихи
Константин Дмитриевич Бальмонт
Вертеп - кукольный театр для уличных представлений
Жалейка – музыкальный инструмент
Русский язык – это язык…
Ярит – приводит в ярость
Ладан – ароматическая смола
Савраска – лошадь красно-рыжего цвета
Рысак – породистая лошадь, которая бежит рысью
Доезжий – надсмотрщик над охотничьими собаками
Зарница – отблеск дальних границ
Список использованных источников
1. Ефросинина Л.А. Учебная хрестоматия. Литературное чтение. Ч.II.-М.:Вента-Граф,2009.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь.-М.:Оникс, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему:"А.Барто "В театре""(УМК "Школа России")
Представляю Вашему вниманию конспект по литературному чтению.Надеюсь, он будет Вам полезен.
Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока литературному чтению.
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя М.М. Зощенко; формирование умения анализировать юмористический текст, делить его на части; формирование навыков.
Читайте также: