Ожидания и притязания в чем разница

Обновлено: 19.05.2024

Цит. по: Волкова А. Н. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990.

Цели методики

1. Уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2. Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Таким образом, результаты данной методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а также сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье.

Инструкция. Перед вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагаются четыре варианта ответа, выражающих ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно:

Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать ваше личное мнение, а не то, что принято среди ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке.

Женский вариант опросника

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.

2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке — чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Муж — это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Муж — это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота мужа — обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.

8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.

9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.

10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.

11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.

12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.

13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.

14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченным своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.

16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.

17. Для меня главное — чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.

18. Муж — это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.

20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.

21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.

22. Самая главная забота женщины, чтобы все в семье были обихожены.

23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.

24. Я собираю полезные советы для хозяек: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.

25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.

26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.

28. Я стремлюсь занять свое место в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом в своем деле.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.

36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.

Мужской вариант опросника

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.

2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке — чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Жена — это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Жена — это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота жены — чтобы в семье были накормлены и ухожены.

8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.

9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка в своем доме.

10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.

11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.

12. Для меня главное в женщине — чтобы она была хорошей матерью моим детям.

13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.

14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.

16. Жена должна прежде всего создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу.

17. Для меня главное — чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.

18. Жена — это прежде всего друг, внимательный к моим переживаниям, настроению, состоянию, заботливый.

19. Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета.

20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.

21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.

22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.

23. Я люблю заниматься домашними делами.

24. Я могу сделать ремонт и отделать квартиру, починить бытовую технику.

25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.

26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.

27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.

28. Я стремлюсь занять свое место в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом в своем деле.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.

36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

Ф. И. О.______________________

Стаж супружеской жизни________

Количество и возраст детей______

Таблица 1 . Консультационное исследование семейных ценностей супругов

Таким образом, минимальный суммарный балл по шкале составляет 0 баллов, максимальный итоговый балл по шкале — 9 баллов. Низкие оценки по шкале — 0–3 балла; средние оценки по шкале — 4–6 баллов; высокие оценки по шкале — 7–9 баллов.

Интерпретация шкал семейных ценностей

Интимно-сексуальная шкала (утверждения № 1–3) — шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки по шкале означают, что супруг (супруга) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге (супругу) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки по шкале интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.

Шкала личностной идентификации с супругом (супругой) (утверждения № 4–6) — шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения. Низкие оценки по шкале предполагают установку на личную автономию.

Родительско-воспитательская шкала позволяет судить об отношении супругов к своим родительским обязанностям. Подшкала ролевых ожиданий (утверждения № 10–12) показывает выраженность установки супруга (супруги) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала ролевых притязаний (утверждения № 25–27) отражает ориентации мужа (жены) на собственные обязанности в воспитании детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга (супруги) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.

Обработка и анализ результатов предполагает три этапа.

? характеризующие представление мужа (жены) об иерархии семейных ценностей; чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга (супруги) данная среда жизнедеятельности семьи;

? отражающие ориентацию жены (мужа) на активное ролевое поведение брачного партнера (ролевые ожидания) и на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций (ролевые притязания).

2. Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены. Для этого необходимо составить таблицу, с помощью которой определяется степень согласованности семейных ценностей супругов (табл. 2).

Таблица 2. Согласованность семейных ценностей супругов

Примечание: ШСЦм и ШСЦж — показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно; ССЦ — согласованность семейных ценностей супругов.

Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью показателей шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностей жены. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов не будет вызывать проблемных взаимоотношений, а более 3 баллов свидетельствует о достаточно высокой степени конфликтности супругов.

3. Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье (3–7 ШСЦ). Для этого необходимо составить таблицу, в которой ролевая адекватность мужа будет равна разности баллов оценок ролевых притязаний жены и ролевых ожиданий мужа; соответственно ролевая адекватность жены будет равна разности баллов, характеризующих ролевые притязания мужа и ролевые ожидания жены (табл. 3). Чем меньше разность, тем больше ролевая адекватность супруга (супруги), и, следовательно, ориентации жены (мужа) на личное выполнение определенной функции соответствуют установкам мужа (жены) на активную роль брачного партнера в семье.

Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, необходимо акцентировать внимание на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре. Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.

Пример. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок супружеской пары (молодые супруги, второй и третий этапы анализа).

Таблица 3. Ролевая адекватность супружеской пары

Примечание: РАм — ролевая адекватность мужа; РАж — ролевая адекватность жены; Пм и Пж — оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно; Ом и Ож — оценки ролевых ожиданий мужа и жены соответственно.

Таблица 4. Согласованность семейных ценностей супругов

Индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены позволяют сделать следующее заключение: для данной супружеской пары характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы (допустимая величина разности — не более 3 баллов). Молодые супруги обоюдно считают наиболее значимой в семейной жизни общность интересов, потребностей, представлений, жизненных целей мужа и жены. Можно предположить, что молодожены ориентируются на так называемый супружеский тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров.

По мнению молодых супругов, в семейной жизни также важны родительские обязанности; внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения; привлекательный и модный внешний облик (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что в большей степени выражено у молодой женщины); готовность решать бытовые проблемы семьи.

С точки зрения молодоженов, сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни. Это достаточно характерно для молодых супругов, так как понимание супругами ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе совместной жизни по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены.

Анализируя специфику представлений супружеской пары о значимости семейных ценностей, необходимо исходить из того, что установки мужа и жены относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи могут иметь идеальный характер, но не соответствовать реальному ролевому поведению супругов. Адекватность ролевого поведения мужа и жены зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супругов.

Таблица 5. Ролевая адекватность супружеской пары

Для данной супружеской пары характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию. Так, молодожены, выделяя значимость для совместной жизни общности интересов, потребностей, взглядов и представлений (личностная идентификация), ориентируются на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в семье, что является серьезным конфликтогенным фактором.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

16. Ролевые конфликты

16. Ролевые конфликты Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Кмеж-ролевым относят конфликты, вызываемые

6. Ролевые теории личности

6. Ролевые теории личности Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее

6.2. Ролевые игры

6.2. Ролевые игры Некоторые дети не станут говорить о том, что с ними произошло. Но они могут воспроизвести самое важное из случившегося в ролевых играх – вместе с другими детьми, с помощью кукол, фигурок или мягких игрушек.Эти ролевые игры могут помочь интегрировать как

Ролевые отношения

Ролевые отношения Человек может вступать в межличностные отношения, сознательно выполняя ту или иную функцию, ощущая себя тем или иным лицом, а также сущностно. Три указанные позиции исчерпывают весь спектр межличностных отношений: я-неотождествленные,

Ролевые модели

Ролевые модели У близкого родственника может оказаться такая же биологическая предрасположенность к тревожному типу поведения. Более того, он будет наглядно демонстрировать, как она проявляется. К примеру, один из родителей:• передает ребенку образ мира как

Ролевые игры

Ролевые границы

Ролевые границы В жизни каждый из нас одновременно имеет нескольких жизненных статусов: любовник и друг, родитель и ребенок, учитель и ученик, начальник и подчиненный, супруг, сослуживец, однокашник, пациент, клиент, предоставляющий услуги, сосед и так далее. Все эти

Ролевые игры

Ролевые игры Я давно заметил, что девушки любят ролевые игры, потому что это весело и заставляет их представлять красочные эмоциональные картинки. В которых, например, вы вдвоем занимаетесь чем-то классным. Большинство девушек будут отвечать тебе, уже включившись в

Когда не сбываются ожидания, это просто не сбываются ожидания, но никак ни стресс

Когда не сбываются ожидания, это просто не сбываются ожидания, но никак ни стресс Спад – это когда приходится затягивать туже пояс. Кризис – когда нет уже и штанов.Чтобы в вас поверили, нужно самому поверить в себя. Несчастными люди становятся тогда, когда они признают

Притязания

Притязания Перед тем как интересы одной стороны сталкиваются с интересами другой, эти интересы должны перейти в притязания, то есть выражающиеся в формах поведения каждой стороны стремления что-то получить.В свою очередь, притязания имеют разные источники, в число

Ролевые архетипы

Женские ролевые архетипы

Женские ролевые архетипы В этой книге мы выделяем восемь женских ролевых архетипов:Деметра — мать милостивая, щедрая или ужасная; Кора-Персефона — юная дева, жертва, хозяйка Подземного царства; Афина — неприступная дева, стратег и тактик; Артемида — вечная дева,

Ролевые игры

Ролевые игры Сюжеты большинства сексуальных игр выглядят давно затасканным клише – но все равно работают! Дизайн долларовых купюр тоже не первой свежести – но владельцам нравится.Учительница, медсестра, госпожа, стюардесса, школьница – набор этих образов одинаково

тест РОП с ответами

Тест РОП необходим для изучения отношения супругов к основным сферам семейной жизни: осознанию общности интересов - чувству “мы”, эмоциональной поддержке, внешней привлекательности партнера, родительским обязанностям, профессиональным интересам каждого из супругов, хозяйственно-бытовым обязанностям. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). Методика “Ролевые ожидания и притязания в браке” содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7 шкал.

Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за выполнение тех или иных обязанностей. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (ожидание мужа или жены от партнера активного выполнения тех или иных семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).

Подходим ли мы друг другу? Методика ролевые ожидания и притязания в браке А.Н. Волкова (Тест РОП):

Инструкция.

Перед вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: “Полностью согласен” - 3 балла, “В общем это верно” - 2 балла, “Это не совсем так” - 1 балл, “Это неверно” - 0 баллов. Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать ваше личное мнение, а не то, что принято среди ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в правой колонке бланка с вопросами.

Вопросы теста РОП, Женский вариант

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его потребностей в постели.

2. Счастье в браке зависит от гармонии супругов в межполовых отношениях.

3. Межполовые отношения – главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Муж – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.

8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.

9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.

10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.

11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.

12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.

13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.

14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.

16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.

17. Для меня главное–чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.

18. Муж – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.

20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.

21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно посмотреть.

22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обихожены.

23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.

24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.

25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.

26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.

28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, употребляю косметику.

36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.

Вопросы теста РОП, Мужской вариант

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его потребностей в постели.

2. Счастье в браке зависит от гармонии супругов в межполовых отношениях.

3. Межполовые отношения – главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Жена – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота жены – чтобы в семье все были накормлены и ухожены.

8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.

9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.

10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.

11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.

12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.

13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.

14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.

16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу в семье.

17. Для меня главное – чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.

18. Жена – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

19. Мне очень нравится, когда моя жена красиво и модно одета.

20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.

21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.

22. Я всегда знаю, что нужно купить для нашего дома.

23. Я люблю заниматься домашними делами.

24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.

25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.

26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.

27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.

28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.

36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

Ключ к тесту РОП, расчет показателей:

№1. Межполовые отношения

№2. Личностная идентификация

№5. Социальная активность

№7. Внешняя привлекательность

Примечание. ШСЦМ и ШСЦЖ — показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно, ССЦ — согласованность семейных ценностей супругов.

Общий показатель семейных ценностей из 1 и 2 пункта равен сумме баллов по вопросам, характеризующим ценности в личной жизни и личностную идентификацию соответственно каждого из супругов.

Для расчета общего показателя (опМ и опЖ) для семейных ценностей с 3 по 7 пункт используется формула:

Где оМ, пМ – ожидания и притязания мужа, оЖ, пЖ – ожидания и притязания жены.

Для всех пунктов согласованность семейных ценностей вычисляется по формуле:

ССЦ= (ШСЦМ - ШСЦЖ) – если получается со знаком минус, то берется по модулю.

Примечание. РАм — ролевая адекватность мужа, РАж — ролевая адекватность жены. Пм и Пж — сумма баллов (см. в предыдущей таблице ∑= по пунктам с 3 по 7) ролевых притязаний по каждой семейной ценности мужа и жены соответственно; Ом и Ож — сумма баллов (см. в предыдущей таблице ∑= по пунктам с 3 по 7) ролевых ожиданий по каждой семейной ценности мужа и жены соответственно.

∑Рам и ∑Раж берется по модулю.

Интерпретация шкал семейных ценностей и пояснение к полученным значениям:

Критерии автоматической интерпретации:

низкие средние высокие

1. Шкала семейных ценностей 0-3 4-6 7-9

2. Ролевые ожидания/притязания 0-3 4-6 7-9

3. Согласованность семейных ценностей 4-9 2-3 0-1

3. Ролевая адекватность 7-9 4-6 0-3

Интерпретация шкал семейных ценностей.

1. Шкала значимости межполовых отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, что супруг/супруга считает гармонию в постели важным условием супружеского счастья, отношение к супруге/супругу существенно зависит от оценки ее/его как партнера-"любовника". Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка межполовых отношений в браке.

2. Шкала, отражающая установку мужа/жены на личностью идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов) предполагают установку на личную автономию.

Пояснение к полученным значениям:

– Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга/супруги данная сфера жизнедеятельности семьи;

Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью баллов показателей шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностей жены. Чем меньше разность (различия), тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов не будет вызывать проблемных взаимоотношений, а более 3 баллов свидетельствует о достаточно высокой степени конфликтности супругов по причине разногласий в данной сфере.

Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, необходимо акцентировать внимание на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является причиной конфликтов в супружеской паре. Причем зачинщиком конфликта будет тот, чьи ожидания выше, чем готовность супруга выполнять обязанности в соответствующей сфере семейных ценностей.

Подходим ли мы друг другу? Методика ролевые ожидания и притязания в браке А.Н. Волкова (Тест РОП)

Под данным понятием понимают желание и стремление личности получить то, что она желает возможным и достойным себя. При этом у одних притязания вполне скромные и адекватные, а у других они явно завышенные и мало связаны с реальной жизнью.

Притязание в психологии считается личным правом каждого человека получить определенные жизненные блага, например:

  • успех в карьере;
  • удачная личная жизнь;
  • путешествия;
  • успеваемость в обучении и многое другое.

Различия в уровнях

В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные, а у остальных — нереалистичные.

Притязания — это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании. Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний. До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот — притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.

Уровень притязаний характеризуется:

  • уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
  • выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий — притязания в настоящий момент;
  • желаемый уровень своей самооценки — собственное я.

Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах.

Самооценка личности и притязания



В поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы, достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.

В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.

Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.

При повышении либо снижении уровня ожиданий человек получает возможность управлять своей самооценкой, которую некоторые, к несчастью, не всегда могут адекватно применять. В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.

Что такое уровень притязаний?

В зависимости от ожидания человека, его притязания бывают разными. Так, различают разные уровни данного понятия. Высокий чаще всего характерен для тех, кто имеет неадекватную самооценку. Однако, психологи до сих пор не могут прийти к выводу, что именно на что влияет – притязания на самооценку человека или же наоборот. Но, несомненно, связь между самооценкой и уровнями притязаний существует.

Согласно психологии, уровень притязаний – это стремление человека к достижению той цели, которую он считает для себя достойной. В основе того или иного уровня лежит оценка своих возможностей, потребностью человека является необходимость ее сохранения.

. Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности, и относительно независимых от конкретных ситуаций

Направленность личности является социально обусловленной и формируется путем воспитания. Она включает иерархически связанные между собой формы:

— поезд — простейшая биологическая форма направленности;

— желание — осознанная потребность и влечение к чему-то определенному;

— стремление — это желание при включении волевого компонента;

— интерес — познавательная форма направленности на определенный предмет;

— склонность — это интерес при включении волевого компонента;

— идеал — предметная цель, конкретизирована в образе или представлении;

— мировоззрение — это система философских, этических, эстетических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

— убеждение — высшая форма направленности, которая понимается как система мотивов личности, побуждающих ее поступать своих взглядов, принципов, мировоззрения

Как отмечалось выше, мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. В направленности личности ведущая роль принадлежит осознаваемым мотивам потребностно-мотивационная сфера частично характер ктеризуе направленность личности, является фундаментом, на котором формируются жизненные цели личноститі.

67 Самооценка и уровень притязаний

Важными характеристиками личности является ее самооценка и уровень притязаний

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей

Заниженная самооценка характеризуется неуверенностью в себе, в своих возможностях, равнодушии, повышенном уровне тревожности, отказе от инициативы, приводит к недооценке личностью самой себя и а к формированию комплекса неполноценности. Адекватная, или нормальная самооценка свидетельствует об оптимальном соотношении возможностей и способностей человека и адекватного осознания окружающей действительностиі.

Как завышенная, так и заниженная самооценка могут быть результатом внутреннего конфликта личности, который проявляется во внутренних (ориентированных на самого себя) и внешних (ориентированных на окружение) форма.

Формирование уровня притязаний порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны — стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудач в случае ку успеха уровень притязаний, как правило, повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, в случае неуспеха, соответственно, снижаетсяя.

Классификация уровня притязаний

Уровень притязаний может быть частным или общим.

Частный уровень относится к стремлениям в разных видах деятельности или же отношениях, например:

  • достижения в спорте или музыке;
  • отношения с родителями, детьми или противоположным полом.

В основе таких уровней лежит та или иная самооценка личности в конкретной области.

Если говорить об общем уровне, то тут он относится к разным сферам деятельности и жизни человека, где он проявляет свои нравственные и умственные способности. В его основе лежит целостная оценка собственной личности человека.

Данное понятие ввел в обиход К. Левин и его ученики с целью объяснения стремления личности к цели, имеющую сложность в соответствии со способностями человека. Здесь важно выявить соответствия способностей и возможностей человека тому, к чему он стремится.

Исследования показали, что данный показатель формируется под влиянием успехов или поражений, но при этом ни успехи, ни поражения не являются решающим фактором в его формировании, им скорее является переживание личностью своих достижений как успешных, так и провальных.

Уровни притязаний также подразделяются на адекватные возможностям человека и неадекватные. Если они слишком завышены, то могут быть источником аффекта неадекватности. При воспитании детей родители должны их непременно учитывать, чтобы они соответствовали их возможностям, это будет способствовать гармоничному развитию ребенка.

Что характеризует уровень притязаний человека?

Такой показатель характеризует следующее:

  • уровень трудности, преодолев которые человек будет преследовать свою идеальную будущую цель;
  • выбор цели следующего действия, которая формируется на фоне переживания успеха или провала в будущем и является текущим уровнем притязаний;
  • желаемая самооценка человека.

Такая категория взаимосвязана с самооценкой человека и формируется на фоне субъективных переживаний побед и поражений. Однако если человек хочет повысить свою самооценку тогда, когда он может выбрать степень трудности последующих действий, то это может привести к конфликту таких стремлений:

  • повышения притязания с целью получения успеха;
  • снизить их, чтобы избежать опасности.

Когда человек переживает успех и поражение после достижения или недостижения того или иного уровня притязаний, то может произойти смещение его в плоскость более трудных или легких целей. Так, если желаемая цель снижается и происходит антипичное изменение уровня притязаний, то это говорит о неадекватной самооценке или же том, что его стремления не совсем реалистичны.

А если они реалистичны, то человек уверен в своих силах, настойчивости, он продуктивен и критично относится к достигнутому. А если самооценка неадекватна, то цели завышены, занижены или нереальны. Поведение при этом становится таким:

  • выбираются слишком трудные или очень легкие цели;
  • повышенная тревожность;
  • неуверенность в своих силах;
  • избегание соревновательных ситуаций;
  • некритичность отношения к достижениям;
  • ошибки в прогнозах.

Самооценка и уровень притязаний личности.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 22Следующая ⇒

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора; Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Заниженная. Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер.Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.

завышенная. Горды́ня; Высокоме́рие — желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя, непомерная гордость.

Самооценка — оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний — степень трудности задач, которые человек ставит перед собой. Очевидно, что это вещи разные, хотя и взаимосвязанные. А если они взаимосвязаны, то как?

Как самооценка зависит от уровня притязаний.От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий — опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или не соответствия своему уровню притязаний.

Если девушка из провинции тяжело переживает, что на ее открытку с признанием в любви не откликнулся известный столичный актер, это говорит о ее завышенных, то есть неадекватных притязаниях: она предполагала, что известный столичный актер заинтересуется ею только по одной ее открытке. С другой стороны, если автор этих строк займет последнее место в соревновании тяжелоатлетов на Олимпиаде, его самооценка сильно поднимется. Не потому, что он проиграл все состязания, а потому что просто оказаться с олимпийской сборной — уже честь и гордость. Наверное, такие притязания можно считать адекватными.

Как самооценка влияет на уровень притязаний

Уровень притязаний определенно зависит от (не)адекватности самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Зависит ли уровень притязаний от уровня самооценки? Зависит, но весьма сложным образом. Снижение уровня самооценки от высокого к среднему обычно снижает притязания человека, однако дальнейшее снижение самооценки может уровень притязаний неожиданно, парадоксальным образом поднять: возможно, человек ставит на самую высокую цель, чтобы то ли отыграть свои неудачи, то ли снизить разочарование от уже ожидаемой неудачи. Проиграть в равному бою бывает обидно, а хотя бы поучаствовать в битве с Титаном — неплохое развлечение при любом исходе. Поэтому после череды неудач, возможно перед последним проигрышем, действительно иногда хочется вызвать на бой самого Титана!

Теории личности.

Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех современных браков оказывается нежизнеспособной. В связи с этим особое внимание следует уделить согласованности ролевых ожиданий, т.к. их несоответствие чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества. Каждый человек черпает свои представления о ролевых обязанностях на основании того, что предстает перед ним в его семье и в других известных ему семьях. Все эти представления глубоко индивидуальны, и нет ничего странного в том, что у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять себе свою семейную жизнь.

Главный аспект семейно-ролевой совместимости - согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Ролевое несоответствие выражается в недовольстве мерой и активностью участия супруга в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, инициативности при организации семейного досуга.

Семейно-ролевые представления также формируются под влиянием образцов родительской семьи, но испытывают влияние со стороны ближайшего значимого окружения, рода занятий, режима работы, личных склонностей человека. Наиболее часты ролевые конфликты в семье работающих женщин, особенно при творческом и неофициальном характере их труда; так же ролевые конфликты характерны в первый период рождения детей.

При проведения нашего исследования в качестве испытуемых выступали 25 супружеских пар со стажем семейной жизни до 20 лет. Выбор таких временных границ обусловлен тем, что в этот период осуществляется рождение и воспитание детей и явно прослеживаются дефекты в выполнении этих важных социальных функций.

Использовалась методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" разработанная А.Н. Волковой для изучения ролевых функций в семье. При помощи данной методики можно определить, в какой степени супруг берет на себя ответственность и инициативу в реализации каждой из функций (ролевые притязания), а в какой - адресует их партнеру (ролевые ожидания).

Изучение ролевых установок в сфере семейных отношений с помощью методики "Ролевые ожидания и притязания в браке" позволило выявить типичные для мужчин и женщин исследуемых групп семей ролевые установки, а также обнаружить неадекватные ролевые установки, препятствующие развитию нормальных отношений в семье.

Сравнительный анализ ролевых ожиданий и притязаний супругов выявил различия в соотношении оценок различных сфер семейной жизни мужьями и женами. На первом месте по значимости в ролевых ожиданиях как у мужей, так и у жен идет шкала "воспитание детей". Т.е. мужья и жены предъявляют друг другу одинаково высокие требования в сфере воспитания детей, их оценки превышают 7 баллов при максимально возможной оценке 9 баллов. Ролевые притязания же по этой шкале у мужей выше, т.е. мужья в большей степени, чем их жены берут на себя функцию воспитания детей. На втором месте по степени значимости для супругов идет шкала "эмоциональная и моральная поддержка". Причем жены ждут от мужей такой поддержки в большей степени, чем мужья от жен. Тогда как мужья в меньшей степени приписывают себе выполнение данной роли. На третьем месте - шкала "хозяйство и быт". Мужья и жены оценили ее в одинаковой степени. По результатам шкалы "поддержка внесемейной деловой активности" мнения супругов разошлись. Жены придают этой сфере большое значение, они ожидают от мужей больше поддержки. При этом мужья в большей степени ориентированы на профессиональную деятельность. И, наконец, на последнем месте для супругов шкала "внешняя привлекательность". Мужья ждут большей привлекательности от жен, а жены - от мужей. Интересно, что мужья предъявляют больше требований к своей внешности, чем жены.

Таким образом, различия по полу касаются таких сфер семейной жизни, как внесемейная деловая активность (мужья в большей степени, чем жены, ориентированы на профессиональную деятельность); эмоциональная и моральная поддержка (жены ждут от мужей такой поддержки в большей степени, чем мужья от жен); внешняя привлекательность (мужья ждут больше от жен, чем жены от мужей).

Перечисленные различия соответствуют распространенным культурным стереотипам мужских и женских семейных ролей.

Читайте также: