Как ликвидировать нко через госуслуги

Обновлено: 30.06.2024

Возможность регистрации НКО через портал Госуслуг позволяет направлять документы удаленно из любой точки страны, где есть интернет. Это особенно удобно в условиях отмены личного приема граждан в госорганах, связанного с режимом ограничительных мер в период пандемии коронавируса. Кроме того это еще и экономически выгодно: не нужно тратить бумагу и картридж на распечатывание нескольких экземпляров многостраничных документов в бумажном виде, а также оплачивать госпошлину в размере 4000 рублей. Подробнее о плюсах и минусах дистанционной регистрации организаций в нашем алгоритме.

Есть и спорные моменты, которые нужно учитывать при выборе такого способа регистрации.

  • Для получения услуги гражданину — учредителю НКО — необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, стоимость которой в разных регионах составляет от 1300 до 2500 рублей.
  • Для сканирования документов нужен сканер (или приложение для сканирования на мобильных устройствах);
  • Отказ в регистрации возможен как и при очной подаче документов. И в этом случае всю процедуру на портале придется пройти повторно. Госпошлину в этом случае платить также не нужно.

2

Кто предоставляет услугу?

Услугу предоставляет Министерство юстиции Российской Федерации в специальном разделе.

Куда зайти для получения услуги?

4

Какие документы необходимы для регистрации НКО дистанционно?

  1. Заявление о государственной регистрации юридического лица. При его создании по форме Р11001 заполняется таблица в формате Excel (необходимый шаблон можно скачать на самом сайте).
  2. Протокол (решение) о создании НКО. Его необходимо сканировать и приложить в формате PDF.
  3. Устав НКО. Тоже в отсканированном виде в формат TIF (возможен и формат PDF).

Важно! Документы, содержащие несколько листов, сканируются в один файл.

Сканирование образов документов осуществляется с учетом следующих требований:

  • формат изображения — BW;
  • разрешение — 300 * 300 dpi;
  • глубина цвета — 1 бит;
  • формат готового файла — многостраничный TIF.

5

Что нужно делать после подготовки документов в электронном виде?

Вы подписываете файлы своей усиленной квалифицированной электронной подписью. На каждый электронный документ при его подписании формируется файл с содержимым такой электронной подписи.

Направляете электронные документы в раздел портала Госуслуги, который предусмотрен для их переадресации в соответствующий орган власти. Для этого вы выполняете следующие шаги:

Срок регистрации заявления о предоставлении услуги: 1 рабочий день.

Сроки выполнения услуги: 33 календарных дня — регистрация общественного объединения, иных НКО — 17 рабочих дней.

Результат оказания услуги:

— государственная регистрация НКО;

— внесение сведений о НКО в ведомственный реестр Минюста России.

6

Какие документы я получу после успешной регистрации НКО дистанционно?

После того, как организация прошла регистрацию, вам направляют в электронной форме на указанный e-mail:

  • документ, подтверждающий факт внесения записи о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц — ЕГРЮЛ (Лист записи);
  • свидетельство о государственной регистрации НКО.

Оригиналы указанных документов в бумажном виде выдаются по вашему запросу.

  • устав с отметкой о регистрации ТО Минюста России;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о государственной регистрации НКО по форме, утвержденной Минюстом России.

7

Каков размер госпошлины?

Госпошлину при регистрации юридического лица через портал Госуслуг вы не платите (подпункт 32 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ).

Вместе мы делаем мир справедливее.

Обязательная информация.

Процедура открытия НКО — это алгоритм действий, которые нужно совершить для создания особого экономического субъекта. Правовые основы деятельности некоммерческих организаций существенно отличаются от бизнес-структур. Поэтому регистрация проходит в специальном порядке.

Понятие и суть НКО

НКО — это некоммерческая организация. То есть это экономический субъект, который создан не для извлечения прибыли от осуществления основной деятельности (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ). Ключевая цель создания некоммерческого предприятия — это выполнение социально значимых задач или иных вопросов. Обычно деятельность НКО осуществляется в таких сферах:

  • образование;
  • культура;
  • медицина;
  • социальное обслуживание;
  • благотворительность;
  • решение конфликтов и споров;
  • юридические консультации и сопровождение граждан;
  • спорт;
  • духовное развитие;
  • и так далее.

Обратите внимание, что НКО вправе получать доходы от отдельных видов деятельности. Но распределить прибыль между участниками нельзя. Средства могут быть направлены на хозяйственные нужды организации.

Виды и формы НКО

Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:

  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • государственные корпорации и компании;
  • ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • нотариальные палаты;
  • ТСЖ;
  • фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • государственные, бюджетные и частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации.

Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:

Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:

  1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.

В пункте 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017) перечислены все документы для открытия некоммерческой организации.

Кто может учредить НКО

Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:

  1. При создании общественной организации участников должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. При учреждении союза — закрепляется 2 участника и более (ст. 123.9 ГК РФ).

Создание некоммерческой организации возможно только в трех случаях (ст. 13 закона № 7-ФЗ):

Учреждение нового субъекта

Создание совершенно нового юридического лица

Реорганизация субъекта, имеющего аналогичный вид организационно-правовой формы

На базе действовавшего субъекта с конкретным ОПФ создается новое юридическое лицо. О рганизационно-правовая форма остается неизменной

Реорганизация субъекта, имеющего иную ОПФ

Создание нового юридического лица осуществляется путем преобразования старой НКО с изменением организационно-правовой формы на иную

Этапы создания некоммерческой организации

Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2020 состоит всего из четырех этапов.

Этап № 1. Подготовка.

На подготовительном этапе учредителям некоммерческой организации придется выполнить следующие действия:

  1. Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
  2. Определить порядок функционирования предприятия.
  3. Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
  4. Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.

Этап № 2. Обсуждения.

Второй этап предполагает организованную встречу участников, создателей и учредителей будущего юридического лица. Собрание или заседание участников проводится с целью решения следующих вопросов:

  • принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
  • утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
  • закрепить органы управления (дирекцию) компании;
  • утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
  • оформить протокол собрания в установленном порядке.

На третьем этапе пошаговая инструкция открытия НКО предусматривает регистрацию юридического лица в государственных ведомствах. Для этого необходимо:

  • заполнить заявление по установленному образцу (форма Р11001);
  • уплатить государственную пошлину (ст. 333.33 НК РФ);
  • подать заявление в Министерство юстиции РФ по месту нахождения создаваемого юрлица.

Затем придется дождаться официального решения государственного ведомства.

Этап № 4. Начало деятельности.

Получив документы о регистрации в Минюсте, необходимо встать на учет в Росстате, ФСС и ПФР. Затем следует открыть расчетный счет в банковской организации. При необходимости изготовить печать или штамп. Теперь организация может приступать к осуществлению деятельности.

Какие документы нужны для открытия

Для создания некоммерческого субъекта требуется оформить целый пакет документов. В таблице собрали документы для открытия НКО 2020: формы и правила оформления.

Форма документа и бланк для скачивания

Рекомендации по оформлению

Решение о создании НКО

Решение об образовании юридического лица оформляется протоколом заседания учредителей. Обязательные реквизиты документа:

  1. Обозначьте членов совета, то есть учредителей.
  2. Закрепите повестку дня — основной вопрос, ради решения которого было созвано собрание.
  3. Принятое решение — результат рассмотрения поставленного вопроса.

Унифицированной формы протокола не предусмотрено. Правила принятия решения о создании НКО закреплены в ст. 13 закона № 7-ФЗ.

Заявление по форме 11001

Для регистрации юрлица потребуется заполнить унифицированный формуляр Р11001. Бланк и правила заполнения закреплены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Квитанция об оплате госпошлины

Заплатить за регистрацию НКО придется в любом случае. Сумма госпошлины определена в статье 333.33 НК РФ:

  • регистрируем НКО — 4000 рублей;
  • создаем политическую партию или ее региональное отделение — 3500 рублей;
  • общероссийская организация инвалидов — 1400 рублей.

Заполнить квитанцию можно на официальном сайте ФНС. Оплатить госпошлину можно в любом отделении банка, через платежный терминал или интернет-банк.

Заявление для регистрации в Минюсте

Один из обязательных документов к предоставлению при регистрации — это заявление установленного образца. Обычные компании и фирмы регистрируются через налоговую инспекцию. Некоммерческие организации — через Министерство юстиции РФ.

Бланк заявления един для всех юридических лиц. Формуляр закреплен Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Структура документа довольно сложная. Учитывайте важные требования по оформлению:

  1. Отразите в форме полное наименование юридического лица, регистрируемого в Министерстве юстиции. Этот реквизит должен полностью соответствовать уставу НКО.
  2. Если компанию создают сразу несколько учредителей, то придется оформить сведения по каждому в отдельности.
  3. Заявителем при регистрации должен быть указан конкретный гражданин. Это может быть физическое лицо — учредитель, директор организации, выступившей учредителем, либо иное уполномоченное лицо. Если заявителей несколько, то придется оформить листы отдельно на каждого.
  4. Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальной конторе. Подпись в готовой форме следует ставить только в присутствии нотариуса.
  5. К заявлению придется приложить полный пакет документов, обозначенных в п. 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017).

Срок подачи документов на регистрацию в Минюст — три месяца с момента утверждения протокола о создании НКО.

А вот период рассмотрения заявления зависит от категории регистрируемого экономического субъекта:

  • 17 дней — в общих случаях;
  • 33 дня — для общественных организаций;
  • 30 дней — для политических партий;
  • 33 дня — для религиозных компаний, либо 6 месяцев и 3 дня — при необходимости проведения госэкспертизы.

Образец заполнения заявления


Если в регистрации отказано

Причин для отказа в регистрации НКО достаточно. Все основания закреплены в п. 1 ст. 23.1 закона № 7-ФЗ. Обозначим основные проблемы:

Отказ в регистрации — не повод опускать руки. Если отрицательное решение принято безосновательно, его допустимо оспорить в судебном порядке. При наличии обоснованных причин в отказе рекомендуется устранить ошибки и недочеты и подать документы повторно.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к законам, которые повлияли на работу НКО. А с 3 октября 2021 года законы вновь меняются. Разбираем все последние изменения: сначала расскажем, что ждет НКО осенью, а после вспомним январские обновления.

Как было. Иностранными агентами признавались НКО, которые занимались политической деятельностью и получали деньги от иностранных компаний или от российских компаний с иностранными источниками финансирования.

НКО в реестре иностранных агентов

Чтобы узнать, есть ли НКО в реестре, нужно воспользоваться поиском

По новым правилам к иностранным агентам также относятся НКО, которые получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Бенефициар — это физическое лицо, которое:

  • владеет компанией или 25% и более ее капитала;
  • имеет право контролировать ее действия.

При этом владеть компанией можно прямо или косвенно — через третьих лиц.

Получается, что с 3 октября 2021 года иностранными агентами будут признаны НКО, которые:

  1. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от иностранных организаций или граждан.
  2. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Такие НКО обязаны подать в Минюст уведомление о включении их в реестр иностранных агентов. А затем дважды в год нужно будет подавать отчет о своей работе и о тратах зарубежных денег.

Если этого не делать, можно получить штраф.

Штрафы по новому закону об НКО в 2021 году

С 3 октября: появляется еще один повод, которого Минюст может провести внеплановую проверку НКО — иностранного агента

Как было. Раньше основания для внеплановой проверки были такими:

  1. Минюст проверил НКО, выявил нарушения, дал время на их устранение. Этот срок истек, а НКО ничего не исправила.
  2. В Минюст поступила информация, что организация нарушила российские законы или в ее деятельности есть признаки экстремизма.
  3. НКО участвует в выборах как наблюдатель. Избирательная комиссия нашла нарушения в финансировании выборов и сообщила об этом в Минюст.
  4. Президент, правительство или прокурор поручили Минюсту проверить НКО.

Как стало. С 3 октября к уже существующим добавляется еще одно основание. Теперь внеплановую проверку могут провести, если НКО участвует в мероприятиях неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ.

С 3 октября: добавляется еще одно основание для ликвидации НКО — иностранных агентов

Как было. НКО можно было ликвидировать, если:

  • организация несколько раз нарушала закон. Например, несколько раз не сдавала отчет о своей деятельности;
  • нарушения НКО нельзя было устранить;
  • деятельность НКО не соответствовала целям и задачам, описанным в ее уставе;
  • организацию заподозрили в экстремизме.

Как стало. Вдобавок к существующим, появилось еще одно основание. С 3 октября 2021 Минюст может ликвидировать НКО — иностранного агента, если она нарушит запрет Минюста на проведение мероприятий.

Это работает так. НКО обязана отправлять в Минюст информацию обо всех программах и мероприятиях, которые планирует проводить. Минюст может полностью запретить мероприятие или его часть. Если организация проигнорирует этот запрет, Минюст может обратиться в суд и потребовать ликвидировать НКО.

Дальше рассмотрим изменения, которые уже вступили в силу с 1 января 2021 года. Проверьте, обо всех ли нововведениях вам известно.

С января 2021 года: некоторые фонды могут не проводить обязательный аудит

Как было. До 2021 года все НКО-фонды были обязаны проводить аудит, независимо от их годового оборота и состояния баланса. А для небольших фондов расходы на аудит — существенная трата.

Как стало. С 1 января 2021 изменили критерии проведения обязательного аудита. Теперь НКО-фондам станет чуть проще работать.

По новым правилам, аудит не обязаны проводить фонды с небольшими доходами. Еще в отдельную категорию выделили специализированные фонды управления целевым капиталом.

Каким фондам не нужен аудит по закону об НКО в 2021 году

Если же фонд до 1 января уже заключил договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год, проводить его придется в любом случае, даже с доходами до 3 млн рублей.

С января 2021 года: можно заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры

Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.

Но для НКО договор ГПХ — это риск, что трудовая инспекция переквалифицирует его в трудовой договор и оштрафует организацию. К тому же сотрудники не всегда согласны на отсутствие отпуска, больничного и фиксированного рабочего времени.

Как стало. Теперь НКО может заключить с любым сотрудником срочный трудовой договор без привязки ко времени выполнения проекта.

Когда срочный договор закончится, сотрудника можно уволить, даже если он отлично справлялся с работой. Для сотрудника выгода в том, что на время работы он получает все социальные гарантии, как по бессрочному трудовому договору: отпуска, больничные, фиксированное рабочее время.

Заключать срочные договоры могут только организации, у которых не более 35 сотрудников. Это упростило работу многих компаний и снизило риск штрафов за нарушение трудового законодательства.

С января 2021 года: не нужно платить налоги за арендуемое помещение

Как было. компания бесплатно предоставила НКО нежилое помещение, например для офиса организации. Такая экономия на плате за аренду аналогичного имущества считалась внереализационным доходом НКО и облагалась налогом на прибыль.

Как стало. Теперь, если компания предоставила помещение некоммерческой организации, НКО не должна платить за него налоги. Главное, чтобы помещение использовалось для уставной деятельности: например, там может находиться офис НКО.

С апреля 2021 года: небольшие НКО могут не составлять локальные нормативные акты по кадрам

Как было. Все НКО должны были составлять локальные нормативные акты по кадрам, как и коммерческие компании: например, правила внутреннего трудового распорядка.

Как стало. Теперь НКО может не составлять эти документы, если она соответствует таким критериям:

  • среднесписочная численность сотрудников не больше 15 человек за предыдущий год;
  • доходы НКО не больше 120 млн рублей за предыдущий год.

Но тогда организация обязана включить в трудовые договоры с сотрудниками условия, которые регулируются локальными актами.

Трудовой договор небольшой НКО

Порядок выплаты премий прописали в договоре. Значит, можно не составлять положение о премировании

Это удобно, если у НКО, например, до пяти сотрудников. Если их больше, проще вести правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, чем каждый раз менять и заново подписывать договор при обновлении его условий.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Если вы юридическое лицо, которое решило зарегистрировать НКО через госуслуги, тогда вам следует знать, что пакет документов в ЦА Мин. Юстиции РФ необходимо подать любым из нижеприведённых способов:

Какие документы нужны для регистрации?

  • Заявление, в котором указываются личные и контактные данные уполномоченного лица, скреплённое его подписью;
  • Три экземпляра устава НКО (в случае, когда происходит изменение оквэд нко через госуслуги, порядок подачи документов будет схожим или уточняется для каждого конкретного случая);
  • Два экземпляра протокола создания (или решения о создании) и утверждённых учредительных документов с отметками о составе (назначенных или выборных) органов;
  • Два экземпляра сведений о составе учредителей вашей организации;
  • Квитанция уплаты госпошлины;
  • Документ о регистрации территориального места расположения органа НКО;
  • Если в наименовании используется символика, которая подлежит защите на законодательном уровне в нашей стране или же используется имя гражданина, тогда регистрация ано через госуслуги с целью защиты авторских прав или интеллектуальной собственности происходит только после предоставления документов, согласно которым подтверждается правомочия и законность их использования;
  • Когда учредителем выступает иностранец регистрация или внесение изменений в егрюл через госуслуги происходит после подачи выписки из реестра юридических лиц того, государства, чьим гражданином он является;
  • Дополнительное заявление для иностранных юридических лиц для включения в реестр. Это касается также заявителей, которые получают имущество или денежные средства от иностранных источников и в то же время ведут политическую деятельность на территории нашей страны.

Обратите внимание, что документы для регистрации НКО или других организаций следует подавать не позже, чем через 3 месяца с момента их создания (для профсоюзов этот срок составляет 1 месяц).

Результат предоставления услуги

По истечении 30-ти календарных дней после сбора и подачи пакета документов, юридическое лицо получает результат, коим является регистрация: общественной организации через госуслуги, НКО, потребительского кооператива, союза или ассоциации, а также прочих корпоративных или унитарных некоммерческих организаций.

В ходе деятельности организации также может возникнуть необходимость внесения изменений в устав госуслуги в виде корректировок названия компании, смены руководства или состава учредителей, изменения размера уставного капитала, смены юридического адреса и прочего. Об изменениях в уставе следует сообщить в органы Налоговой по месту регистрации фирмы, и далее последует процесс перерегистрации.

Пошаговая инструкция по постановке НКО на учёт

Шаг 1. Авторизация на портале государственных услуг

Один из учредителей НКО входит в свою учётную запись на сайте Госуслуг.

вход на госуслуги для регистрации некомерческой организации

переход в раздел услуги

категоия услуг для бизнеса и НКО

государственная регистрация нко - услуга

регистрировать нко

Шаг 2. Подача заявления

подача заявления в Минюст

Сначала заявители предлагается выбрать орган Минюста.

описание

Следует обратить внимание на то, что ЦА Министерства юстиции России регистрирует такие формы НКО:

  • международные и общероссийские общественные объединения;
  • политические партии;
  • отделения международных организаций
  • иностранные неправительственные НКО;
  • торгово-промышленные палаты;
  • религиозные организации, которые имеют местные религиозные организации на территории двух и более субъектов России.

Территориальные управления Минюста принимают решение о государственной регистрации в отношении всех остальных НКО.

информация о заявителе на регистрацию нко

Данные о заявителе подставятся автоматически, нужно только ввести наименование организации.

отправка документов через интернет в Минюст

На данном этапе регистрации нового НКО на портале Госуслуг система направит заявителя на страницу, где расположена ссылка на программу для формирования комплекта документов. Скачивание производится непосредственно с сайта ФНС. Пройдя по ссылке, пользователь найдёт не только файл программы, но также инструкции по её установке и использованию.

Шаг 3. Получение решения о регистрации НКО

По закону Минюст должен зарегистрировать после получения полного комплекта документов в срок:

  • Не позднее, чем через 29 дней религиозную или общественную организацию;
  • 21 день отводится на государственную регистрацию, для политической партии или ее региональных отделений;
  • 13 рабочих дней - для остальных видов некоммерческих организаций.

Принятие решения о государственной регистрации НКО в связи с ее ликвидацией не может превышать 3 рабочих дней с даты поступления документов.

Если пришло решение об отказе в регистрации, значит, что-то было сделано неверно. Причина отказа должна быть указана в решении.

Полезная информация по теме

Стоимость регистрации некоммерческих организаций Автономная некоммерческая.

Читайте также: