Отрицание как закономерный момент развития

Обновлено: 04.07.2024

___________________________________________________________
1 Можно оказать, что человек есть то, что он есть; чем же он станет завтра, никому неведомо и зависит от одного только человека. Давайте отдадим должное глубине мысли утверждающего, что человек есть человек, карандаш есть карандаш, рыба есть рыба и т.д. . Предоставит ему черпать пищу для ума в столь глубокомысленных философских сентенциях, сами двинувшись в нашем познании дальше, перейдя в область не случайности, но необходимости.

Вспоминание человеком своей идеи (о чем писал еще Платон), в свою очередь, возможно лишь в тотальности развития ее определений, т.е. при наличии доброй воли родителей, в противном случае, идея человека отсутствует.
Нужно ли говорить, что не то, что отдельные люди, но целые страны и континенты, все человечество, весь род людской страдает от своей неустроенности и косности, на себе ощущая несоответствие своего пути, пути, к которому он был подвигнут, постоянно чувствует неполноценность своей жизни перед той, к которой он был предназначен.
Диалектика, таким образом, есть непреодолимая сила, все сметающая на своем пути, забвение законов которой приводит к необратимым последствиям, она, следовательно, есть единственно верный ключ, предваряющий собой все события человеческой истории.
Многие ищут опору в религии и это хорошо, потому что религия лишний раз напоминает человеку о его высшем предназначении, если только она не обращена в мертвый свод незыблемых постулатов, но это уже - отдельная тема.
Внутренний мир человека очень тонок и хрупок и, воистину, западни ожидают его на каждом шагу, дьявол всюду расставил свои сети; все зависит от человека, - повторим мы вслед за своими оппонентами, правда, вкладывая в эти слова уже совершенно иной смысл, нежели они.
(2) Остается сделать только одно добавление.
"Как же", - возразят мне, - "есть множество прекрасно светски образованных людей, которым их образование не мешает оставаться редкостными подлецами". На самом деле, они перемещают свою свободу в область случайного, платя дань обстоятельствам, расставляемым на их пути дьяволом, которому они в отсутствии стремления к чему-либо высшему, несомненно, служат.
(3) Еще один пример отрицания отрицания. Рассмотрим теперь любовь, как основополагающую составляющую в человеке. Наиболее полным и всеобъемлющим понятием любви является семья, во всей сложности и многогранности ее отношений. Человечество не придумало еще другого института для сохранения гармоничности и устойчивости отношений, между людьми.
Одна голая любовь (ее еще называют любовь с первого взгляда) еще не охватывает собой всей полноты своего понятия, однажды вспыхнув, она еще не стала тем, чем призвана стать, - в этом ее отрицание. Отрицая эту ее изначальную форму, т.е. ее отрицание, люди стремятся к браку, и через брак - к созданию семьи.
Таким образом, в семье мы имеем тождество с собой любви, прошедшей через свое отрицание.

Поэтому вина за измену одного из любовников, не скрепивших свой союз узами брака, есть чисто условное понятие. Скорее всего, - это закономерный результат диалектики любовных отношений, зашедших в тупик, вследствие невозможности влиться в многосложные семейные отношения. Понятие любви олицетворяет собой с одной стороны – женщина, хранительница очага, и мужчина, носитель всего мужественного и предприимчивого в семье, - с другой.
И то, и другое начало выливается в самые уродливые свои формы в отсутствии семьи, как таковой; женщина требует от мужчины исполнения обязанностей, которых у него нет, но которые содержатся в любви, прорывая прежнюю оболочку общей косности и неустроенности отношений, мужчина требует от женщины знаков любви и верности тому, чего не существует - домашнему очагу, уюту, т.е. тому, к чему хочется еще и еще раз вернуться.
Женщина более склонна и разрывам, нежели мужчина, ибо удерживая на весу все бремя любви, никак не облегчая его себе исполнением общепринятых семейных ритуалов и традиций, ей, как более слабой, труднее.
Разврат иди свободная любовь, free love, есть, по сути, ни что иное, как любовь, рассматриваемая со стороны голых рассудочных тождеств, лишенных в себе опосредствования.
Вне диалектического закона отрицания отрицания любовь обретает рассудочный принцип: любовь есть любовь, приравниваясь, таким образом, к примитивной случке под кустом.
Следуя этому принципу, можно утверждать, что проститутка, имеющая за месяц ни один десяток клиентов, - самая любвеобильная женщина на свете, ибо делает любовь (make love) со всяким, кто ее попросит, чтобы затем, в знак благодарности (каковая на деле есть плата за ее труд), быть осыпанной небольшим золотым дождем в несколько монет, которые пошлое рассудочное мышление рассматривает как дары любви1, несущие в себе для человека все атрибуты счастья.
Таким образом, вне диалектического закона отрицания отрицания мы сводим любовь к удовлетворению одних лишь физиологических потребностей (точнее, мы допускаем, конечно, какие-то любовные порывы, некое томление души, но при этом все это совершенно выпадает из нашего рассмотрения самой любви, а значит, и переходит в область случайного, т.е. такого, чему может и не найтись места), отрицаем личность человека, необходимо подразумевающую собой под любовью нечто большее, чем простое физическое соитие.
(4) Печальное применение подобных выводов на практике небезызвестно. Оно немало способствует (поскольку потребность любить, повторим, составляет основную ипостась всякого живого существа) деградации и разрушению личности,
Почему почтенные отцы семейств изменяют своим женам? Потому что в семейной жизни любовь, помимо обычных своих благ - нежности, ласки, терпимости друг к другу - налагает на членов семьи еще и определенные обязательства. В молодости стремительное напряжение сил не в тягость, с возрастом же начинает иметь место некоторая усталость, дряблость струн души.
Хотя, если в мужчине осталась частица рыцарства, если он еще достоин называться мужчиной, чтобы сохранить свой приоритет в семье, он должен будет лгать и изворачиваться, предавая себя во власть обстоятельств самой своей природой, несовместимой с законами рыцарства, в область случайного, где всегда подкарауливает нас дьявол.

Развод, развал семьи даже после многих лет совместной жизни, делает явным ее не сущее в себе бытие; другими словами, знаменует собой торжество т.н. житейских приоритетов - материальных благ и удобств над истинным понятием любви, состоящих в выхолащивании из семейных отношений любви, как таковой.
(5) Таким образом, мы достигли истинной бесконечности гармонии человеческих отношений, заключающейся в том, что индивид, вначале отрицающий, отторгающий себя от себя через любовь своих родителей, обретает посредством этой любви основные черты своей личности, которая, в свою очередь, достигнув своей зрелости, опять-таки отрицает свою единичность, стремясь к единству с собой через создание семьи, закономерным завершением которой является появление на свет нового человека, призванного, в свою очередь, стать гармонически развитой личностью.
То же самое можно сказать и про неукротимый общечеловеческий дух, движущий вперед науки, искусства, прогресс. Самоудовлетворив свои потребности, личность снимает себя в забвении собственных интересов перед трудом созидания. Созижденное в области науки, а особенно, в сфере искусства прекрасно именно тем, что высшие идеальные образы мира, видимые лишь немногими, воплощаются через доступные каждому средства материального мира, давая возможность видеть всю конечность последнего, в стремлении мироздания через отрицание своего несовершенства, путем создания самой деятельной силы на планете, человеческого интеллекта, в конечном итоге, к единству с собой.

1. Отрицание как закономерный момент развития. Понятие диалектического отрицания.

2. Поступательный и спиралевидный характер развития.

Тема № 14. Единичное, особенное, общее.

1. Понятие единичного, особенного, общего.

2. Значение категорий единичного и общего для познания природы и общества.

Тема № 15. Причина и следствие.

1. Понятие причины и следствия. Причинность как момент всеобщей связи явлений действительности.

2. Причинность и целесообразность. Индетерминизм и телеология.

3. Причинность и развитие.

Тема № 16. Необходимость и случайность.

1. Понятие необходимости и случайности.

2. Взаимосвязь необходимости и случайности.

Тема № 17. Возможность и действительность.

1. Понятие возможности и действительности. Виды возможностей.

2. Взаимосвязь возможности и действительности.

3. Роль субъектов истории в превращении возможности в действительность.

Тема № 18. Содержание и форма.

1. Понятие содержания и формы.

2. Диалектическое единство содержания и формы.

3. Значение категорий содержания и формы для познавательной и практической деятельности человека.

Тема № 19. Сущность и явление.

1. Понятия сущности и явления, их взаимосвязь.

2. Познание как процесс движения от явления к сущности.

Тема № 20. Происхождение и сущность сознания.

1. Понятие сознания. Сознание и мозг. Происхождение сознания.

2. Сознание, язык, общение.

3. Творческая активность сознания. Сознание и самосознание.

Тема № 21. Теория познания.

1. Что значит знать?

2. Структура и процесс познания. Субъект и объект познания.

Тема № 22. Чувственное познание и его формы.

1. Чувственное познание, его роль в отражении действительности.

2. Основные формы чувственного познания.

3. Чувственная и рациональная стороны познания, их взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм.

Тема № 23. Рациональное (логическое) мышление и его формы.

1. Рациональное мышление как обобщение и опосредованное отражение действительности.

2. Основные формы рационального мышления.

3. Взаимосвязь мышления и языка.

Тема № 24. Теория истины.

1. Понятие истины. Объективная истина.

2. Абсолютная и относительная истины, их взаимосвязь.

Тема № 25. Наука и ее роль в обществе.

1. Понятие науки и ее социальные функции.

2. Взаимосвязь науки и производства.

3. Научная картина мира.

Тема № 26. Методы и формы научного познания.

1. Научное познание, его специфические признаки. Структура научного познания.

2. Эмпирический уровень научного знания: методы и формы.

3. Основные методы и формы теоретического уровня научного знания.

Тема № 27. Природа как объект философского осмысления.

1. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь.

2. Природная среда как предпосылка возникновения и развития человека.

Тема № 28. Природа и общество.

Взаимодействие человека и природы. “Естественная” и “искусственная” среды обитания (“первая” и “вторая” природа). Экологическая проблема современности.

Тема № 29. Общество как предмет философского анализа.

1. Общество как подсистема объективной реальности. Отличие законов социума от законов природы.

2. Идеальное и материальное в обществе. Общественное бытие и общественное сознание, их взаимосвязь.

Тема № 30. Общество как развивающаяся система.

1. Понятие материального производства, его структура и роль в общественном развитии.

2. Особенности формационного анализа социальной реальности.

Тема № 31. Общественное сознание и его структура.

1. Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания.

2. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.

Тема № 32. Формы общественного сознания.

1. Критерии разграничения форм общественного сознания.

2. Специфика и место различных форм общественного сознания в духовной сфере жизни общества.

Тема № 33. Проблема человека в философии.

1. Специфика философского рассмотрения человека. Природа, сущность и предназначение человека.

2. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека. 3.Биологическая и социальная продолжительность жизни и проблема выживания человечества.

Тема № 34. Личность и общество.

1. Личность как социальная характеристика человека. Роль социальной среды в формировании личности.

2. Общественный и личный интерес: проблема взаимосвязи.

Тема № 35. Историческая необходимость и свобода личности.

1. Необходимость и свобода. Фатализм и волюнтаризм.

2. Диалектика исторической необходимости, свободы и ответственности.

Тема № 36. Общественный прогресс.

1. Понятие прогресса. Критерий прогресса.

2. Противоречивость общественного прогресса.

Тема № 37. Культура.

1. Философское понятие культуры. Традиции и новаторство в культуре.

2. Групповое и общечеловеческое в культуре. Культура и нравственность.

3. Социальные функции культуры.

Тема № 38. Научно-технический прогресс: сущность и последствия.

1. Сущность и основные особенности современного научно-технического прогресса.


Настоящее издание произведений малоизвестного французского философа Леже - Мари Дешана является наиболее полным. Оно включает произведения, характеризующие философские и социально - политические взгляды мыслителя, воссоздающие его концепцию утопического коммунизма.

Если Вы заметили ошибку в тексте книги или статьи, пожалуйста, сообщите нам: .

Произведения4 911
Биографии2 004
Библиографии10 251
Словари161
Словарные статьи1 244 714

Глава шестая
Отрицание отрицания

§ 1. Два вида отрицания

Развитие явления есть процесс его развития в свою противоположность, заключенную в нем самом, т. е. есть переход в свое другое, а не вообще в другое. Явление с самого начала заключает в себе свое собственное отрицание, свою объектив ную тенденцию, свою противоположность в виде возможности. Эта внутренняя отрицательность, как отмечал Гегель, есть движущая сила развития. Развитие явления есть его развитие в эту свою противоположность. Поскольку борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно, то в определенных условиях возможность реализуется, явление переходит в свое другое. Следовательно, отрицание явления не привносится извне, не является результатом внешнего действия, а подготавливается его закономерным внутренним порождением, результатом развития и разрешения имманентных, внут ренних противоречий самого отрицаемого. Оно является самоотрицанием. Категория самоотрицания указывает на временный, преходящий характер явлений и выражает революционный дух диалектики. Диалектика в позитивное понимание существующего включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели.

Отрицание выступает прежде всего как гибель старого явления, без чего не может быть развития. Но это - одна сторона отрицания. Другая сторона его состоит в сохранении содержания старого в новом. В развитии имеет место преемственность. Преемственность в объективном мире и в познании есть проявление действия принципов диалектики. Новое явление, возникшее из старого, уничтожает старое и одновременно сберегает, сохраняет его; уничтожает в старом все то, что мешает своему становлению, развитию и сохраняет, удерживает все то, что способствует своему становлению и развитию: утверждение нового невозможно как без уничтожения старого, так и без со хранения содержания старого.

Развитие идет от содержания к содержанию путем сбрасывания отжившей формы и переделки содержания. В высшей стадии повторяются (удерживаются) положительные черты, свойства низшей, но, разумеется, не составляя в ней автономии, а сливаются с ней в высшем единстве. Такое отрицание есть снятие.

Вместе с тем в отличие от метафизической, диалектическая концепция развития главное внимание устремляет на познание внутреннего источника самодвижения. При этом она вовсе не отрицает роль внешних условий в саморазвитии предмета, а учитывает их и исходит из того, что саморазвитие невозмож но, без внешних условий. Это значит, что всякое отрицание есть условие развития . Только один вид отрицания есть внешнее условие развития (голое уничтожение), а другой (диалек тический) - внутреннее.

§ 2. Возврат якобы к исходному

Только диалектическое отрицание заключает в себе возмож ность воспроизводства, следовательно, оно и является возможно стью отрицания отрицания.

Вместе с тем принцип отрицания отрицания не тождествен с категорией отрицания. Они взаимосвязаны, составляют единство. Но единство это не абстрактное. Поскольку этот прин цип состоит из двух отрицаний, то всякие два акта отри цания, следующие друг за другом, легко выдавать за закон от рицания отрицания.

Однако не всякая цепочка перехода от одного качества к другому, где каждое из которых отрицает предыдущее, есть проявление отрицания отрицания. Последнее хотя и содержит в себе такую цепочку, но не сводится к ней. При этом следует исходить прежде всего из того, что, хотя диалектическое отри цание является обязательным компонентом отрицания отрица ния, поскольку лишь оно содержит в себе объективную возможность второго отрицания, но так как вместе с ним существует и другое, внешнее отрицание, то данная возможность в одних условиях может быть реализована, а в других - нет, ибо внешнее отрицание означает уничтожение этой возмож ности.

Кроме того, хотя все черты диалектического отрицания являются чертами, компонентами принципа отрицания отрицания, тем не -менее последний не сводится к категории отрицания. Дело здесь не только в том, что, как сказано, возможность второго отрицания не есть еще действительность и не в том, что в категории отрицания мы имеем один акт отрицания, а в принципе два, хотя это также важно, а в другом - в том, что второе отрицание качественно отличается от первого как по форме,, так и по содержанию. Первое отрицание не есть вос производство сущности отрицаемого на высшей основе. В первом отрицании есть самоотрицание, преемственность, но нет непосредственного воспроизводства исходного на новой основе. Второе отрицание, напротив, есть воспроизводство на новой основе. Если первое отрицание означает изменение движения в одном - отрицательном (в отношении исходного) направле нии, то второе отрицание означает перелом этого направления в другом, обратном, положительном (в отношении исходного) направлении: повторение в высшей стадии известных черт низшей и возврат якобы к старому.

После того, как мы выяснили, что такое диалектическое отрицание, решающее значение для уяснения сущности отрицания отрицания приобретает категория возврата якобы к исходному пункту. Природа возврата якобы к исходному пункту сложна и глубоко противоречива. Она заключается в превращении диалектических противоположностей друг в друга. Всякое явление, развиваясь до конца, - писал Г. В. Плеханов, - превращается в свою противоположность, но так как новое, противоположное первому, явление также превращается в свою противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой.

Поэтому правомерна следующая альтернатива: либо признается реальное существование возврата якобы к исходному в качестве обязательного компонента этого закона, тогда признается и реальное его существование. Либо не признается возврат, тогда тем самым не признается и этот закон. Последний не сводится ни к одному из своих компонентов, но в то же время он невозможен без того или иного своего компонента.

Высшей стадия может быть непосредственно и опосредо ванно.

§ 3. Триада

Диалектико-материалистический взгляд на триаду состоит в следующем:

Но есть авторы, которые сознательно закрывают глаза, чтобы не видеть этого. Им нет дела до того, что специфика принципа отрицания отрицания состоит в двойном отрицании, следовательно, он может протекать только в форме трех ступеней. Они не прочь сослаться и на самого Гегеля, который будто утверждал, что этот принцип протекает не только в форме трех ступеней, а и четырех. Но это просто недоразумение. Гегель никогда этого не утверждал. Он считал, что .отрицание отрицания есть третий член, который можно признать и четвертым, считая два отрицания: простое (или формальное) и абсолютное. О чем же здесь речь? О том, что Гегель второе отрицание рассматривает как простым, так и абсолютным. Под простым отрицанием он понимает непосредственное отрицание третьим членом второго, а под абсолютным - отрицание третьим и второго и первого, т. е. такое, которое удержало в себе все содержание всего цикла, как результат отрицания отрицания. Это третье не есть покоящееся третье, а именно это единство (противоположностей), которое есть опосредствующее себя с самим собой движение и деятельность.

Иными словами, Гегель говорит не о четырех ступенях, а о трех, только указывая на две характеристики одной и той же - третьей ступени. Триада есть объективная форма выражения закона, форма тройственного ритма процесса,

двойного отрицания. И подобно тому как содержание невозможно без формы и наоборот, так и закон отрицания отрицания невозможен без триады и наоборот. Тот, кто отрицает триаду и признает закон отрицания отрицания или допускает действие последнего не в форме трех ступеней, уничтожает как его, так и триаду.

Специфика рассматриваемого закона состоит в том, что он свое действие обнаруживает не на всех этапах развития, а когда развитие прошло ряд последовательных этапов, т, е. законченный цикл. И, напротив, он не обнаруживает своего действия, когда цикл развития не завершен, нет возврата якобы к исходному пункту.

Движение, развитие бывает и без возврата к исходным пунктам. Но только движение с возвратами якобы с исходным пунктом заключает в себе поступательное движение. Если же процесс развития прерывается на первом отрицании, не достигая второго отрицания, то нельзя говорить о действии закона отрицания отрицания. Поступательный процесс обеспечивается тем, что в развитии действительности явления воспроизводят свою сущность в расширенноммасштабе, возвращаются якобы к себе через второе отрицание.

Литература

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 616.
  2. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 717.
  3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 223.
  4. Гегель Г. Соч. М., Т. 6. С. 311.
  5. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 131.
  6. Маркс К. , Энгельс Ф Соч. Т. 20. С. 140.
  7. Т а м ж е. Т. 20. С. 145.
  8. Ленин В. И. Полн. собр соч. Т 29. С. 136.
  9. Т а м ж е. С. 252.
  10. Т а м же . С. 308.

Заключение

Итак, диалектика изложена как логика, теория познания. Выполнена важнейшая задача - не сводить нашу философию к сумме примеров или к принципам частных наук. Такая ситуация дискредитирует нашу философию, упраздняет ее специфику, ее особый предмет.

В учебнике впервые от начала до конца последовательно применяются богатства обеих логик, как но форме, так и по содержанию. Начало есть вычленение предмета. Оно является проявлением действия основного закона формальной логики - закона тождества (а=а). Без действия этого закона невозможно вообще научное познание, поскольку для познания необходимо вычленить предмет из остальной массы связей и отношений, строго зафиксировать его и в его исследовании в чистом виде не допускать ухода от него, а исследовать его самого. В работе излагаются принципы рассмотрения объективности и рассмотрения в чистом виде. Сами эти и все другие принцип ы нашей философии основаны на законе тождества а = а. Нару шение этого закона исключает возможность научного позна ния.

Само членение материала учебника отличается от традиционно принятого в учебниках тем, что основывается на прин ципе диалектической логики - раздвоение единого на противоположности, рассмотрения каждой из них в чистом виде, а за тем их единения, синтеза, взаимопревращения. Так, единое мышление раздваивается на учение о материи (I часть) и уче ние о сознании (II часть), их рассмотрение в чистом виде, а затем их синтез, взаимопревращение - учение о действительности (III часть).

Здесь мы видим уже действие обеих логик. Раздвоение единого и рассмотрение каждой противоположности в чистом виде (а=а). но взаимопревращение их есть уже сфера диалектической логики, поскольку она есть наука о том, как проти воположности взаимно превращаются друг в друга.

Все принципы, категории диалектики излагаются на основе этого логического закона. Вместе с тем показано, что изложение материала не просто подчиняется этому закону, но оно абсолютно невозможно без использования, применения в пол ном объеме богатств обеих логик.

Действие обеих логик, как показано, на протяжении всего изложения, не есть их внешний союз, а есть их внутреннее, существенное тождество, где имеет место их взаимопереход, их сохранение в каждой из них в снятом виде, с удержанием необходимого содержания в каждой из них.

В качестве иллюстрации возьмем категорию тождества. В формальной логике тождество абстрактно, то есть бедно со держанием, поскольку оно очищено от различия, выражает лишь одну сторону предмета, его устойчивость, его тождест венность. Предмет тождественен самому себе (а = а), вполне соз нательно отвлекаясь от его внутренних процессов, от его из менчивости. Таков уж ее предмет. Познание предмета начинается с вычленения его, с рассмотрения его вне процесса - как равное самому себе отношение. Без этого познание пред мета невозможно. Но вместе с тем познание не ограничивает ся этим, оно восходит к обнаружению изменений, процессов предмета. Поэтому тождество в диалектической логике выра жает единство устойчивости и изменчивости по формуле а = а и не = а. Из этого следует, что диалектическое тождество кон кретно, содержит в себе в снятом виде формально-логическое тождество а=а, без чего не было бы и диалектического тождест ва а =а и не=а.

Таким образом, как в научном исследовании, так и в изложении материала применяются средства и богатства обеих логик. Вместе с тем в исследовании господствует диалектическая логика, подчиняя интересам исследования средства формальной логики, а в изложении материала, наоборот, поскольку разрешенное противоречие уже не есть противоречие.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

-развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

-развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

-развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Пример-организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Таким образом, развитие скорее идет не по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Категории – общие структуры или свойства сущего – вещей, процессов, живого, идеальных предметов. Философские категории – сами общие (гранично широкие) понятия, которые выражают универсальные характеристики и отношения материального и духовного мира, в которых и через которые совершается философское мышление, которые служат исходными принципами познания и духовно-практично.

Категория единичное-общее. Это философские категории, отражающие диалектическое единство и различие между вещами и явлениями действительности Так, категория \"единичное\" отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. "Общее" - это тождество, что объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности Ни единичное, ни всеобщее не могут существовать самостоятельно Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Всякое общее является частью, элементом , стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне - то, что является тождественным в предметах Единичное по своему содержанию, проявлением богаче от общего, которое является абстрактным.

Содержание и форма. Содержание и форма - это философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Содержание – совокупность элементов, процессов, связей, которые составляют данный предмет или явление. Форма – есть способ существования, выражения и развития, содержания; есть внутренняя организация содержания. Содержание играет определяющую роль по отношению к форме. Одна и та же форма может быть использована различным и даже противоположным содержанием. В процессе развития форма, как правило, отстает в развитии от содержания. Между содержанием и формой в процессе развития возникает несоответствие .Форма обладает относительной самостоятельностью и способна влиять на развитие содержания – способствовать ему или препятствовать.

Сущность – явление.Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. Явление более богатое, чем сущность Оно имеет в себе не только выявление внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и любые случайные отношения, особенные черты этого объекта.

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов - процессов, способствующих их проявлению.

Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. Весь процесс развития — это процесс зарождения в действительности определенного спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее превращения в новую действительность.

Необходимость и случайность. Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе. Случайность же – то, что имеет основание и причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому. Случайность имеет место и тогда, когда событие вызывается огромной массой причин, связь между которыми очень отдаленна и поэтому трудно определима. Необходимость – это отражение всеобщих, закономерных, преимущественно устойчивых, отношений действительности. При определенных условиях она непременно должна произойти. Случайность выражает в основном несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Она может проявиться, а может не проявиться, может произойти так, а может иначе.

30.Осветить диалектику и метафизика как альтернативные методы постижения действительности и практического действия.

Рассматривая альтернативность метафизики и диалектики, нужно сказать, что метафизика не является чем-то нелогичным, непонятным, безрезультатным. Метафизика – исторически неминуемая философская теория развития и метод познания, которые занимают определенное место в развитии философии. Однако с развитием науки метафизика выявила свою недостаточность и уступила диалектике как наиболее современному методу познания, уведомления действительности.

Таким образом сложились две альтернативные концепции – метафизика и диалектика. Они являются противоположными по ряду важных начал : источнику развития, движения, изменения; понимания связи старого и нового; механизмом перехода от старого качества к новому; направленности развития; сути познания.

Диалектика с одной стороны оправдывает существующие порядки, состояние, вещи, однако, для определенных условий, времени. В этом состоит позитивная (утвердительная) позиция. С другой стороны, диалектика выходит из абсолютной переменности вещей, состояний, порядков, того что есть и что будет. Однако абсолютизм быть не может, так как без этого было бы невозможно развитие.

Читайте также: