Входит ли генеральная прокуратура рф в международную ассоциацию прокуроров мап

Обновлено: 08.07.2024

§ 1. Международная ассоциация прокуроров

Международная ассоциация прокуроров (МАП) была основана 6 июня 1995 г. в представительстве ООН в Вене, а официальная инаугурация состоялась 19 сентября 1996 г. в Будапеште. В ее состав входят на правах членов прокурорские службы и ассоциации различных государств, а также отдельные прокуроры на правах индивидуальных членов МАП.
В неправительственную Международную ассоциацию прокуроров входят представители 54 стран, включая Россию. Согласно Уставу МАП Ассоциация содействует в создании и реализации проектов правовых реформ, борьбе с транснациональной преступностью. МАП имеет свои органы управления, ее возглавляет Генеральный секретарь Ассоциации. Создается исполнительный комитет МАП, в состав которого на ежегодных конференциях избираются представители прокуратур стран, представляющих различные правовые системы. МАП не преследует целей унификации типов и деятельности прокуратур, проявляет уважение к историческим и иным различиям в типах прокуратур, объемах и характере содержания их деятельности.
В деятельности МАП большое место занимает работа по разъяснению общественности, населению, в чем заключается роль прокурора как защитника общественных интересов и граждан, и сторонника соблюдения правовых норм.
МАП добивается большей открытости в деятельности прокуроров, откровенности и приближенности к широкой общественности. В целях развития ассоциации прокуроров в различных странах МАП собирает прокуроров на ежегодные конференции, организует различные симпозиумы в целях проведения дебатов и дискуссий.
В январе 1997 г. в соответствии с совместной программой Комиссии Европейского союза и Совета Европы по укреплению федеральных структур, механизмов защиты прав человека и реформе правовой системы в Российской Федерации с участием Международной ассоциации прокуроров и Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ проведена международная конференция в Москве. В работе конференции приняли участие прокуроры многих стран, а также Генеральный секретарь МАП г-н Х.А. Маркварт-Шальц (Нидерланды). Дискуссия на этой многосторонней встрече была посвящена теме "Прокуратура в правовом государстве".
Международная ассоциация прокуроров является неправительственной и неполитической организацией. МАП ставит целью интенсификацию, международного сотрудничества на профессиональной основе путем обмена информацией, взглядами и опытом.
Ассоциация направляет свои усилия на содействие прокурорам в разработке проектов правовых реформ, на достижение эффективного и справедливого отправления правосудия, особенно по уголовным делам, на оказание консультативной помощи. Ассоциация преследует цель помогать прокурорам на международном уровне в борьбе с серьезными преступлениями. Она помогает прокурорам способствовать отправлению правосудия и защите прав человека, развивать принципы и способствовать достижению целей ООН в области уголовно-правовой борьбы с преступностью и в области руководящих принципов ООН в отношении роли прокуроров.
Согласно Уставу МАП право на организационное членство имеют: ассоциация прокуроров, организованная на уровне страны; прокурорская служба, организованная на уровне страны; организация, агентство или фонд, учрежденные для международного содействия в предотвращении преступности. Рабочими органами МАП являются:
• общее собрание членов ассоциации;
• исполнительный комитет МАП;
• президент и два вице-президента;
• Генеральный секретарь;
• бюро МАП;
• конфликтная комиссия.
Общее собрание МАП. Общее руководство Ассоциацией возлагается на общее собрание, которое в соответствии с Уставом МАП состоит из организаций-участников, индивидуальных участников и почетных членов. Для осуществления функции общего руководства общее собрание имеет полномочия:
• назначить членов исполнительного комитета;
• избирать президента, вице-президентов и генерального секретаря;
• увольнять членов исполнительного комитета, президента, вице-президентов и генерального секретаря;
• приостанавливать или прекращать членство в Ассоциации по предложению исполкома;
• избирать почетных членов;
• рассматривать и утверждать ежегодные бюджеты и финансовые отчеты Ассоциации, принятые исполкомом.
Исполнительный комитет МАП избирается в составе не менее 10 и не более 25 членов. При этом по возможности отражается географическое представительство стран — участниц МАП. Президент, вице-президенты и генеральный секретарь входят в состав исполкома по должности. Представление для назначения в состав исполнительного комитета может быть сделано от имени не менее чем десяти процентов организаций-участников или не менее чем ста индивидуальных участников.
Представление по кандидатуре в состав исполнительного комитета вносится генеральному секретарю не позднее чем за три месяца до общего собрания, на котором должно быть сделано назначение. При отсутствии представлений по кандидатуре в состав исполкома от участников МАП кандидатура (кандидатуры) называется исполнительным комитетом.
Уставом МАП исполкому предоставлено право кооптировать дополнительно членов исполкома для заполнения имеющихся вакансий, если по каким-либо причинам число его членов менее двадцати пяти. Такие лица исполняют свои обязанности до истечения срока полномочий данного состава исполнительного комитета. Если исполнительный комитет приходит к выводу о том, что продолжение работы кого-либо из состава исполкома наносит ущерб интересам МАП, исполком вправе отстранить такое лицо (юридическое или физическое) от участия в своем составе. Такое решение принимается, если за него проголосовали две трети общего состава, и действует до очередного общего собрания. Также исполком может своим решением, принятым двумя третями голосов, рекомендовать общему собранию отстранение от должности члена исполнительного комитета, если продолжение его членства в исполнительном комитете рассматривается как наносящее ущерб Ассоциации.
Исполком МАП собирается на свои заседания генеральным секретарем не реже одного раза в год, проводит иные встречи по решению президента или генерального секретаря. Встреча членов исполкома может быть организована с использованием средств телекоммуникации, если по мнению президента или генерального секретаря обстоятельства не позволяют созвать встречу или не требуют этого.
Решения исполкома принимаются простым большинством голосов. Заседание исполкома или встреча его членов посредством телекоммуникаций правомочны, если в их проведении участвует большинство его членов.
Исполком МАП принимает правила и процедуры своей собственной деятельности.
Президент МАП. Международную ассоциацию прокуроров возглавляет президент. Он избирается общим собранием членов МАП по представлению исполнительного комитета.
Кандидатуру для выборов президента могут также представлять не менее десяти процентов организаций-участников или не менее ста индивидуальных членов Ассоциации. Такое представление по кандидатуре президента должно быть подано генеральному секретарю не позднее чем за три месяца до даты начала общего собрания, на котором должны состояться выборы.
Если таких предложений не поступило, на общем собрании обсуждается только кандидатура, внесенная исполнительным комитетом. Президент избирается на свой пост на срок три года. При этом допускается переизбрание одного и того же лица на пост президента на новый срок.
Решением исполкома МАП, принятым квалифицированным большинством в две трети голосов, может быть рекомендовано общему собранию отстранение президента от должности, если будет признано, что дальнейшее нахождение его на этой должности наносит вред Ассоциации прокуроров.
В случае снятия с должности, отставки или смерти президента исполнительный комитет назначает одного из своих членов для исполнения обязанностей президента до истечения срока полномочий его предшественника.
Годовой бюджет Ассоциации предусматривает расходы на содержание персонала президента и расходы, необходимые для выполнения президентом своих полномочий.
Вице-президент МАП. Международная ассоциация прокуроров предполагает работу двух вице-президентов. Они избираются общим собранием Ассоциации по представлению исполнительного комитета сроком на три года. Допускается переизбрание на новый срок. Представление кандидатуры на должность вице-президента может быть также сделано не менее чем десятью процентами организаций — участников МАП или индивидуальными участниками в числе не менее ста человек.
Такое представление должно быть сделано генеральному секретарю не позднее чем за три месяца до общего собрания, на котором состоятся выборы. Если представления по кандидатуре не вынесены, предполагается, что будет избираться лицо, предложенное исполнительным комитетом.
Вице-президент может быть досрочно отстранен от должности общим собранием по рекомендации исполкома, принятой двумя третями голосов, если продолжение выполнения им своих обязанностей наносит ущерб Ассоциации. В случае отстранения от должности, отставки или смерти вице-президента исполком назначает одного из своих членов для выполнения полномочий вице-президента. Этот вице-президент может иметь функции президента на период его временной недееспособности или отсутствия, либо когда сам президент делегирует ему временно свои полномочия, если считает, что его личное участие в данном конкретном деле не является необходимым.
Генеральный секретарь МАП. Генеральный секретарь МАП избирается общим собранием Ассоциации по представлению исполнительного комитета на шесть лет. Допускается его переизбрание на новый срок.
Кандидатура на должность генерального секретаря может быть также внесена не менее чем десятью процентами организаций — членов МАП или индивидуальными участниками, числом не менее ста. Такое предложение должно быть представлено действующему генеральному секретарю не позднее трех месяцев до общего собрания, на котором должны состояться выборы. Если такие предложения не поступили, выборы состоятся по кандидатуре, предложенной исполкомом.
Досрочное освобождение генерального секретаря от должности возможно общим собранием МАП по рекомендации исполкома, если он считает, что продолжение функционирования данного лица на этой должности причинит вред Ассоциации.
В случае досрочного отстранения от должности, отставки, смерти или постоянной нетрудоспособности генерального секретаря исполком назначает одного из своих членов для выполнения обязанностей генерального секретаря до истечения срока полномочий исполнительного комитета.
На период временной нетрудоспособности генерального секретаря исполком может назначить одного из своих членов для выполнения обязанностей генерального секретаря.
Бюро Международной ассоциации прокуроров является рабочим повседневным аппаратом МАП. Оно оказывает помощь генеральному секретарю. Бюро формируется по месту жительства генерального секретаря или в другом месте, которое определяется исполнительным комитетом по согласованию с генеральным секретарем, который нанимает персонал бюро в соответствии с утвержденным бюджетом МАП.
Любые заявления, извещения, представления о выдвижении кандидата, направление информации или обращения в исполнительный комитет или генеральному секретарю подаются в бюро.
Конфликтная комиссия МАП образуется для разрешения и урегулирования конфликтов, возникающих в связи с применением и толкованием норм Устава МАП. Письменные заявления о разрешении конфликта вносятся любым членом МАП генеральному секретарю.
Конфликтная комиссия назначается общим собранием сроком на три года в составе из пяти членов. В случае выбытия кого-либо из членов комиссии президент вправе назначить члена Ассоциации для работы в составе конфликтной комиссии до следующего общего собрания.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого входят управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

В частности, Указами Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 и № 1800 Генеральная прокуратура Российской Федерации была назначена центральным органом, ответственным за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.), касающихся взаимной правовой помощи, и положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.), касающихся международного сотрудничества.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).

Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче (экстрадиции) лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации по запросам иностранных государств и международных уголовных трибуналов (судов).

Сотрудничество Генпрокуратуры России с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи за последние годы заметно активизировалось.

Так, в 2006 г. Генпрокуратурой России в компетентные органы иностранных государств было направлено 423 запроса о выдаче лиц, в 2007 г. – 463, а в 2008 г. – 517.

В 2006 г. удовлетворено 225 российских запросов о выдаче лиц, в 2007 г. – 283, в 2008 г. – 284, при этом более чем в 2 раза выросло число удовлетворенных запросов из государств, не входящих в СНГ.

Генпрокуратурой России приняты решения о выдаче компетентным органам иностранных государств: в 2006 г. в отношении 1064 лиц, в 2007 г. — 1101 лица, а в 2008 г. — 1173 лиц (большинство запросов о выдаче поступают из Украины, Республики Узбекистан, Республики Беларусь).

Российская прокуратура активно взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам, которая осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности.

В 2006 г. Генпрокуратурой России рассмотрено 2400 иностранных запросов о правовой помощи, в 2007 г. – около 3200, а в 2008 г. — более 2830 запросов.

Генпрокуратурой России в 2006 г. в компетентные органы иностранных государств направлено около 3600 запросов о правовой помощи, в 2007 г. – более 2700, а в 2008 г. – почти 2300.

В 2007 г. Генпрокуратурой России рассмотрено 165 ходатайств иностранных государств об осуществлении уголовного преследования российских граждан, совершивших преступления за пределами России, а в 2008 г. – 186 таких ходатайств.

К сфере деятельности Главного управления международно-правового сотрудничества относится организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнерами и по иным вопросам, осуществляемого как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате, а также координация участия органов и учреждений прокуратуры России в международном сотрудничестве.

Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации в сферах обеспечения законности, прав и свобод человека, борьбы с преступностью с партнерами из стран СНГ осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ. С момента создания 7 декабря 1995 г. КСГП его Председателем является Генеральный прокурор Российской Федерации.

Руководство Генпрокуратуры России поддерживает тесные рабочие контакты с руководителями Совета Европы и его секретариата, в первую очередь, по вопросам прокурорской деятельности в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.

Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы.

Решением Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств против коррупции (ГРЕКО), созданной в рамках Совета Европы.

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 2007 года является членом действующей в рамках Совета Европы Лиссабонской сети (Сеть по обмену информацией о подготовке прокуроров и судей).

Регулярные контакты с руководством компетентных органов Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана поддерживаются в ходе заседаний генеральных прокуроров государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Последнее, 7-е заседание этого координационного органа состоялось 13 апреля 2009 г. в Москве под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки.

Генпрокуратура России участвует во встречах генеральных прокуроров государств – участников Совета государств региона Балтийского моря.

Российские прокуроры участвуют в работе ряда международных неправительственных организаций, действующих в правовой сфере. Например, Генеральная прокуратура Российской Федерации является членом Международной ассоциации прокуроров и Международной ассоциации антикоррупционных органов.

15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают активное участие в разработке проектов договоров о выдаче и о правовой помощи по уголовным делам.

Российский прокурорский надзор - Учебное пособие (Корневский О.В.)

§ 1. международная ассоциация прокуроров

Международная ассоциация прокуроров (МАП) была осно­вана 6 июня 1995 г. в представительстве ООН в Вене, а офи­циальная инаугурация состоялась 19 сентября 1996 г. в Буда­пеште. В ее состав входят на правах членов прокурорские службы и ассоциации различных государств, а также отдель­ные прокуроры на правах индивидуальных членов МАП.

В неправительственную Международную ассоциацию про­куроров входят представители 54 стран, включая Россию. Со­гласно Уставу МАП Ассоциация содействует в создании и реализации проектов правовых реформ, борьбе с транснаци­ональной преступностью. МАП имеет свои органы управления, ее возглавляет Генеральный секретарь Ассоциации. Создает­ся исполнительный комитет МАП, в состав которого на ежегодных конференциях избираются представители прокуратур стран, представляющих различные правовые системы. МАП не преследует целей унификации типов и деятельности про­куратур, проявляет уважение к историческим и иным разли­чиям в типах прокуратур, объемах и характере содержания их деятельности.

В деятельности МАП большое место занимает работа по разъяснению общественности, населению, в чем заключается роль прокурора как защитника общественных интересов и граждан, и сторонника соблюдения правовых норм.

МАП добивается большей открытости в деятельности про­куроров, откровенности и приближенности к широкой обще­ственности. В целях развития ассоциации прокуроров в различ­ных странах МАП собирает прокуроров на ежегодные конфе­ренции, организует различные симпозиумы в целях проведе­ния дебатов и дискуссий.

В январе 1997 г. в соответствии с совместной программой Комиссии Европейского союза и Совета Европы по укреплению федеральных структур, механизмов защиты прав человека и реформе правовой системы в Российской Федерации с участи­ем Международной ассоциации прокуроров и Координационно­го совета генеральных прокуроров стран СНГ проведена меж­дународная конференция в Москве. В работе конференции приняли участие прокуроры многих стран, а также Генераль­ный секретарь МАП г-н Х.А. Маркварт-Шальц (Нидерланды). Дискуссия на этой многосторонней встрече была посвящена теме "Прокуратура в правовом государстве".

Международная ассоциация прокуроров является непра­вительственной и неполитической организацией. МАП ставит целью интенсификацию, международного сотрудничества на профессиональной основе путем обмена информацией, взгля­дами и опытом.

Ассоциация направляет свои усилия на содействие проку­рорам в разработке проектов правовых реформ, на достиже­ние эффективного и справедливого отправления правосудия, особенно по уголовным делам, на оказание консультативной помощи. Ассоциация преследует цель помогать прокурорам на международном уровне в борьбе с серьезными преступлени­ями. Она помогает прокурорам способствовать отправлению правосудия и защите прав человека, развивать принципы и способствовать достижению целей ООН в области уголовно-правовой борьбы с преступностью и в области руководящих принципов ООН в отношении роли прокуроров.

Согласно Уставу МАП право на организационное член­ство имеют: ассоциация прокуроров, организованная на уровне страны; прокурорская служба, организованная на уровне стра­ны; организация, агентство или фонд, учрежденные для меж­дународного содействия в предотвращении преступности. Рабочими органами МАП являются:

• общее собрание членов ассоциации;

• исполнительный комитет МАП;

• президент и два вице-президента;

Общее собрание МАП. Общее руководство Ассоциацией возлагается на общее собрание, которое в соответствии с Ус­тавом МАП состоит из организаций-участников, индивидуаль­ных участников и почетных членов. Для осуществления фун­кции общего руководства общее собрание имеет полномочия:

• назначить членов исполнительного комитета;

• избирать президента, вице-президентов и генерального секретаря;

• увольнять членов исполнительного комитета, президен­та, вице-президентов и генерального секретаря;

• приостанавливать или прекращать членство в Ассоциа­ции по предложению исполкома;

• избирать почетных членов;

• рассматривать и утверждать ежегодные бюджеты и фи­нансовые отчеты Ассоциации, принятые исполкомом.

Исполнительный комитет МАП избирается в составе не менее 10 и не более 25 членов. При этом по возможности от­ражается географическое представительство стран — участниц МАП. Президент, вице-президенты и генеральный секре­тарь входят в состав исполкома по должности. Представление для назначения в состав исполнительного комитета может быть сделано от имени не менее чем десяти процентов организаций-участников или не менее чем ста индивидуальных участников.

Представление по кандидатуре в состав исполнительно­го комитета вносится генеральному секретарю не позднее чем за три месяца до общего собрания, на котором должно быть сделано назначение. При отсутствии представлений по канди­датуре в состав исполкома от участников МАП кандидатура (кандидатуры) называется исполнительным комитетом.

Уставом МАП исполкому предоставлено право кооптиро­вать дополнительно членов исполкома для заполнения имею­щихся вакансий, если по каким-либо причинам число его чле­нов менее двадцати пяти. Такие лица исполняют свои обязан­ности до истечения срока полномочий данного состава исполни­тельного комитета. Если исполнительный комитет приходит к выводу о том, что продолжение работы кого-либо из состава исполкома наносит ущерб интересам МАП, исполком вправе отстранить такое лицо (юридическое или физическое) от уча­стия в своем составе. Такое решение принимается, если за него проголосовали две трети общего состава, и действует до оче­редного общего собрания. Также исполком может своим реше­нием, принятым двумя третями голосов, рекомендовать обще­му собранию отстранение от должности члена исполнительно­го комитета, если продолжение его членства в исполнительном комитете рассматривается как наносящее ущерб Ассоциации.

Исполком МАП собирается на свои заседания генеральным секретарем не реже одного раза в год, проводит иные встречи по решению президента или генерального секретаря. Встреча членов исполкома может быть организована с использованием средств телекоммуникации, если по мнению президента или генерального секретаря обстоятельства не позволяют созвать встречу или не требуют этого.

Решения исполкома принимаются простым большинством голосов. Заседание исполкома или встреча его членов посред­ством телекоммуникаций правомочны, если в их проведении участвует большинство его членов.

Исполком МАП принимает правила и процедуры своей собственной деятельности.

Президент МАП. Международную ассоциацию прокуроров возглавляет президент. Он избирается общим собранием чле­нов МАП по представлению исполнительного комитета.

Кандидатуру для выборов президента могут также пред­ставлять не менее десяти процентов организаций-участников или не менее ста индивидуальных членов Ассоциации. Такое представление по кандидатуре президента должно быть по­дано генеральному секретарю не позднее чем за три месяца до даты начала общего собрания, на котором должны состо­яться выборы.

Если таких предложений не поступило, на общем собра­нии обсуждается только кандидатура, внесенная исполнитель­ным комитетом. Президент избирается на свой пост на срок три года. При этом допускается переизбрание одного и того же лица на пост президента на новый срок.

Решением исполкома МАП, принятым квалифицирован­ным большинством в две трети голосов, может быть рекомен­довано общему собранию отстранение президента от должно­сти, если будет признано, что дальнейшее нахождение его на этой должности наносит вред Ассоциации прокуроров.

В случае снятия с должности, отставки или смерти пре­зидента исполнительный комитет назначает одного из своих членов для исполнения обязанностей президента до истечения срока полномочий его предшественника.

Годовой бюджет Ассоциации предусматривает расходы на содержание персонала президента и расходы, необходимые для выполнения президентом своих полномочий.

Вице-президент МАП. Международная ассоциация про­куроров предполагает работу двух вице-президентов. Они из­бираются общим собранием Ассоциации по представлению ис­полнительного комитета сроком на три года. Допускается пе­реизбрание на новый срок. Представление кандидатуры на должность вице-президента может быть также сделано не менее чем десятью процентами организаций — участников МАП или индивидуальными участниками в числе не менее ста человек.

Такое представление должно быть сделано генеральному секретарю не позднее чем за три месяца до общего собрания, на котором состоятся выборы. Если представления по канди­датуре не вынесены, предполагается, что будет избираться лицо, предложенное исполнительным комитетом.

Вице-президент может быть досрочно отстранен от долж­ности общим собранием по рекомендации исполкома, приня­той двумя третями голосов, если продолжение выполнения им своих обязанностей наносит ущерб Ассоциации. В случае от­странения от должности, отставки или смерти вице-президента исполком назначает одного из своих членов для выполнения полномочий вице-президента. Этот вице-президент может иметь функции президента на период его временной недееспо­собности или отсутствия, либо когда сам президент делегирует ему временно свои полномочия, если считает, что его личное участие в данном конкретном деле не является необходимым.

Генеральный секретарь МАП. Генеральный секретарь МАП избирается общим собранием Ассоциации по представ­лению исполнительного комитета на шесть лет. Допускается его переизбрание на новый срок.

Кандидатура на должность генерального секретаря может быть также внесена не менее чем десятью процентами орга­низаций — членов МАП или индивидуальными участниками, числом не менее ста. Такое предложение должно быть пред­ставлено действующему генеральному секретарю не позднее трех месяцев до общего собрания, на котором должны состо­яться выборы. Если такие предложения не поступили, выбо­ры состоятся по кандидатуре, предложенной исполкомом.

Досрочное освобождение генерального секретаря от долж­ности возможно общим собранием МАП по рекомендации ис­полкома, если он считает, что продолжение функционирова­ния данного лица на этой должности причинит вред Ассоци­ации.

В случае досрочного отстранения от должности, отстав­ки, смерти или постоянной нетрудоспособности генерального секретаря исполком назначает одного из своих членов для вы­полнения обязанностей генерального секретаря до истечения срока полномочий исполнительного комитета.

На период временной нетрудоспособности генерального секретаря исполком может назначить одного из своих членов для выполнения обязанностей генерального секретаря.

Бюро Международной ассоциации прокуроров является рабочим повседневным аппаратом МАП. Оно оказывает помощь генеральному секретарю. Бюро формируется по месту житель­ства генерального секретаря или в другом месте, которое оп­ределяется исполнительным комитетом по согласованию с ге­неральным секретарем, который нанимает персонал бюро в со­ответствии с утвержденным бюджетом МАП.

Любые заявления, извещения, представления о выдвиже­нии кандидата, направление информации или обращения в исполнительный комитет или генеральному секретарю подают­ся в бюро.

Конфликтная комиссия МАП образуется для разрешения и урегулирования конфликтов, возникающих в связи с приме­нением и толкованием норм Устава МАП. Письменные заявле­ния о разрешении конфликта вносятся любым членом МАП генеральному секретарю.

Конфликтная комиссия назначается общим собранием сро­ком на три года в составе из пяти членов. В случае выбытия кого-либо из членов комиссии президент вправе назначить члена Ассоциации для работы в составе конфликтной комис­сии до следующего общего собрания.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Глава i. предмет, система и основные понятия курса "российский прокурорский надзор"
Читать: § 1. прокуратура в государственно-правовой системе российской федерации
Читать: § 2. предмет, система курса "российский прокурорский надзор"
Читать: § 3. основные понятия курса прокурорского надзора
Читать: Глава ii. правовые основы деятельности прокуратуры российской федерации
Читать: § 1. конституционные основы деятельности прокуратуры
Читать: § 2. федеральный закон о прокуратуре российской федерации
Читать: § 3. регламентация деятельности органов прокуратуры иными федеральными законами
Читать: § 4. международно-правовые основы деятельности прокуратуры
Читать: § 5. указы президента российской федерации по вопросам деятельности прокуратуры
Читать: § 6. постановления конституционного суда российской федерации
Читать: § 7. постановления государственной думы
Читать: § 8. нормативные правовые акты генерального прокурора российской федерации
Читать: Глава iii. создание и развитие российской прокуратуры как государственного надзорного института
Читать: § 1. возникновение и становление российской прокуратуры
Читать: § 2. прокуратура советского и постсоветского периода
Читать: Глава iv. принципы организации и деятельности прокуратуры российской федерации
Читать: § 1. общие принципы организации и деятельности прокуратуры российской федерации
Читать: § 2. внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры
Читать: Глава v. функции и направления деятельности органов прокуратуры
Читать: § 1. понятие и система функций органов прокуратуры
Читать: § 2. характеристика функций и основных направлений деятельности прокуратуры
Читать: Глава vi. система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура
Читать: § 1. понятие прокурорской системы
Читать: § 2. становление организационной структуры прокурорской системы
Читать: § 3. территориальные органы прокуратуры российской федерации
Читать: § 4. специализированные органы прокуратуры российской федерации
Читать: § 5. генеральная прокуратура российской федерации
Читать: Глава vii. служба в органах и учреждениях прокуратуры
Читать: § 1. общие условия службы
Читать: § 2. условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры
Читать: § 3. аттестация прокурорских работников
Читать: § 4. присвоение классных чинов, воинских званий работникам органов и учреждений прокуратуры
Читать: § 5. поощрение, а также дисциплинарная и иная ответственность прокурорских работников
Читать: § 6. прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
Читать: § 7. обеспечение социально-материальных условий службы и правовой защиты
Читать: Глава viii. управление в органах прокуратуры
Читать: § 1. понятие, задачи и принципы управления в органах прокуратуры
Читать: § 2. функции управления в органах прокуратуры
Читать: § 3. ведомственные нормативные акты управления в прокуратуре
Читать: Глава ix. организация и деятельность органов прокуратуры в зарубежных странах
Читать: § 1. организация и деятельность органов прокуратуры стран снг и балтии
Читать: § 2. современная прокуратура в восточноевропейских странах
Читать: § 3. организация и деятельность органов прокуратуры и сходных государственно-правовых структур в других зарубежных странах
Читать: Глава x. международные организации прокуроров
Читать: § 1. международная ассоциация прокуроров
Читать: § 2. координационный совет генеральных прокуроров стран снг
Читать: Глава xi. надзор за исполнением законов
Читать: § 1. предмет и пределы надзора
Читать: § 2. полномочия прокурора
Читать: § 3. организация работы прокурора по надзору за исполнением законов
Читать: Глава xii. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Читать: § 1. предмет надзора
Читать: § 2. полномочия прокурора
Читать: § 3. организация и методика надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Читать: Глава xiii. прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Читать: § 1. предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Читать: § 2. организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Читать: § 3. полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Читать: Глава xiv. прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Читать: § 1. предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Читать: § 2. полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Читать: § 3. прокурорский надзор за законностью возбуждения и отказов в возбуждении уголовных дел
Читать: § 4. прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, задержания подозреваемых и применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу
Читать: § 5. прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших
Читать: § 6. решение прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением
Читать: Глава xv. координация деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью
Читать: Глава xvi. участие прокурора в гражданском судопроизводстве
Читать: § 1. развитие правовой регламентации взаимодействия прокуратуры и суда
Читать: § 2. участие прокурора в суде первой инстанции
Читать: § 3. участие прокурора в суде кассационной инстанции
Читать: § 4. участие прокурора в пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу
Читать: Глава xvii. участие прокурора в арбитражном судопроизводстве
Читать: § 1. характеристика правового статуса прокурора в арбитражном судопроизводстве
Читать: § 2. участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в суде первой инстанции
Читать: § 3. участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в апелляционной инстанции
Читать: § 4. участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в кассационной инстанции
Читать: § 5. участие прокурора в пересмотре судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу
Читать: Глава xviii. участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
Читать: § 1. судебная власть и прокуратура
Читать: § 2. участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
Читать: § 3. опротестование приговоров и иных судебных решений, не вступивших в законную силу. участие прокурора в кассационной инстанции
Читать: § 4. участие прокурора в пересмотре приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу
Читать: Глава xix. надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний и применении назначаемых судом мер принудительного характера
Читать: § 1. предмет, объект и задачи надзора
Читать: § 2. законодательство, регулирующее правоотношения в органах и учреждениях, исполняющих наказание
Читать: Глава xx. исторические тенденции, проблемы и перспективы развития прокурорского надзора
Читать: Приложения

Зимин В., первый заместитель начальника Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ, заслуженный юрист Российской Федерации .

Следует отметить, что это решение было вынесено в пользу России в острой конкурентной борьбе.

Прежде всего несколько слов о самой Ассоциации.

МАП - это международная неправительственная и неполитическая организация, первая и единственная всемирная организация прокуроров. В нее входят как индивидуальные члены (более 1700 чел.), так и 165 организационных членов (прокурорские службы, национальные ассоциации прокуроров и некоторые органы по борьбе с преступностью). Индивидуальным членом МАП может стать любой действующий или бывший прокурор.

МАП представляет собой свыше 250 тыс. прокуроров более чем из 168 государств и юрисдикций и имеет консультативный статус при ООН.

Под юрисдикциями имеются в виду относительно автономные территориальные образования в рамках суверенных государств. Например, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии представлено в МАП прокурорскими структурами таких юрисдикций, как Англия и Уэльс, Северная Ирландия, Шотландия и о. Мэн.

Одним из организационных членов Ассоциации является Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая стояла у истоков ее создания.

МАП учреждена в июне 1995 г. Ее официальная инаугурация состоялась в сентябре 1996 г. на первом общем собрании Ассоциации в Будапеште. Побудительным мотивом ее создания стали быстрый рост транснациональной и организованной преступности, в том числе незаконного оборота наркотиков и отмывания денежных средств, полученных преступным путем, а также необходимость организации более оперативного и эффективного международного сотрудничества между прокурорами.

К основным задачам МАП относятся:

содействие эффективному, справедливому и беспристрастному расследованию преступлений;

внедрение высоких стандартов и принципов при отправлении правосудия по уголовным делам, включая процедуры, направленные как на предупреждение ненадлежащего отправления правосудия, так и на реагирование на такие случаи в целях обеспечения верховенства закона;

развитие и укрепление стандартов и принципов, которые признаны международным сообществом в качестве необходимых для осуществления надлежащего и независимого рассмотрения уголовных дел;

защита прав человека;

оказание помощи прокурорам в международном сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью;

содействие продвижению профессиональных интересов прокуроров и признанию их ключевой роли в достижении целей правосудия по уголовным делам;

установление тесных связей между отдельными прокурорами и органами прокуратуры, обмен и распространение информации, знаний и опыта между ними и с этой целью поощрение использования информационных технологий.

Ассоциация избирает президента, восемь вице-президентов (по регионам), генерального секретаря и назначает генерального советника, которые по должности (ex officio) входят в состав руководящего органа - Исполнительного комитета.

В настоящее время в Исполком входит 31 член из 28 стран, представляющих все регионы мира. Заместитель Генерального прокурора РФ А. Звягинцев, курирующий вопросы участия прокуратуры РФ в международном сотрудничестве, является членом Исполнительного комитета МАП с сентября 2010 г. (переизбран на второй срок в апреле 2013 г.).

Сенат МАП состоит из бывших членов Исполнительного комитета. Он работает вместе с президентом и Исполнительным комитетом и выполняет рекомендательные и другие функции в целях реализации задач Ассоциации. Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка - член Сената МАП.

Возвращаясь к московской Конференции МАП, следует отметить, что она стала самым представительным мероприятием Ассоциации за всю историю ее существования.

На Конференции был представлена прокуратура России - Генеральный прокурор и его заместители, руководители подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроры субъектов Федерации и иные приравненные к ним прокуроры.

Следует также отметить, что почти 70 процентов делегаций возглавляли генеральные прокуроры (генеральные атторнеи) и директора служб государственного обвинения. Среди участников Конференции были руководители таких авторитетных международных органов и организаций, как ООН, Совет Европы, Содружество Независимых Государств и Евроюст.

На открытии собрания всемирного прокурорского сообщества в Москве 9 сентября присутствовали руководители нескольких федеральных органов законодательной, судебной и исполнительной власти России, деятельность которых тесно связана с работой прокуратуры России, а также представители ведущих московских вузов юридического профиля, видные российские юристы.

На открытии Конференции к ее участникам с приветствием от Президента РФ обратился руководитель его Администрации С. Иванов, который увидел в решении МАП о проведении ее главных мероприятий 2013 г. в Москве не только знак уважения к российской прокуратуре как к надежному партнеру по международному правоохранительному сотрудничеству, но и как признание заслуг России в развитии правового демократического государства.

Приветственные послания поступили также от председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ В. Матвиенко и С. Нарышкина, и.о. мэра Москвы С. Собянина.

Такой представительный характер московского форума свидетельствует не только о притягательности России и ее столицы - Москвы, но и об актуальности общей темы Конференции "Прокурор и верховенство закона".

Несмотря на различия национальных правовых систем, в том числе в вопросах компетенции и полномочий органов прокуратуры, эта тема предоставила широкие возможности для обсуждения роли прокуратуры в современном динамичном мире, тенденций развития прокурорских систем и проблем, решение которых должно способствовать повышению качества жизни обитателей нашей большой и прекрасной, но такой хрупкой планеты.

Эффективность действий прокуроров во многом определяет степень доверия людей к государству, укрепляет уверенность в его способности надежно защитить права, честь и достоинство каждого человека, а также веру в торжество справедливости.

Конференция была открыта выступлениями Генерального прокурора РФ Ю. Чайки и президента МАП Дж. Гамильтона (Ирландия).

При этом Ю. Чайка не ограничился приветственными словами в адрес участников Конференции, а поставил на обсуждение некоторые проблемные вопросы как концептуального, так и практического характера. В частности, предложил в качестве общего предмета детального профессионального обсуждения на Конференции тройную связь прокурора с законом, так как и в сфере уголовного преследования, и вне ее прокурор действует во имя закона, подчиняясь закону и находясь под защитой закона .

Однако прежде чем перейти к изложению проблем концептуального характера, требующих особого внимания в ходе дискуссий, Генеральный прокурор РФ предложил почтить минутой молчания память прокуроров, погибших в разных уголках планеты в связи с исполнением своих служебных обязанностей, и установить традицию объявления таких минут памяти на открытии ежегодных конференций МАП . Это предложение было поддержано.

Никто не ведет всемирного мартиролога прокуроров, но только в России за последние 5 лет в связи с исполнением своих служебных обязанностей погибли 8 прокуроров.

Говоря о международном правовом сотрудничестве, руководитель российской прокуратуры предложил заключить в рамках ООН универсальные договоры о выдаче и правовой помощи по уголовным делам, в том числе в вопросах выявления, ареста, конфискации и возврата имущества, полученного преступным путем.

Относительно современных тенденций участия прокурора в обеспечении верховенства закона Ю. Чайка отметил, что в некоторых странах прокуроры наделены правом принимать решения по уголовным делам незначительного характера, в том числе освобождать от ответственности и налагать наказания (в основном в виде штрафа). Конечно, при этом решения прокурора могут быть обжалованы в судебном порядке. Такой опыт представляет интерес, поскольку повышает оперативность реагирования общества на правонарушения и разгружает судебную систему .

На этот опыт обращено внимание и в заключении N 4 "О судьях и прокурорах в демократическом обществе" (так называемая Декларация Бордо), принятом в 2009 г. Консультативным советом европейских прокуроров совместно с Консультативным советом европейских судей.

Открытие Конференции завершилось церемониями вручения ежегодных наград МАП и гашения марки, специально выпущенной по случаю проведения мероприятий МАП в Москве.

Приятно отметить, что в числе награжденных значилась и Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура, которой была присуждена награда МАП за особые достижения . Это второй случай получения награды МАП представителями российской прокуратуры (после награждения в 2002 г. Ю. Чайки почетной грамотой МАП). Но не менее важно то, что эта награда МАП впервые присуждена за прокурорскую деятельность вне сферы уголовного правосудия.

Эта награда была вручена за деятельность по надзору за соблюдением российского законодательства, направленного на защиту озера Байкал, включенного в 1996 г. в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, и окружающей его Байкальской природной территории.

Перед пленарными заседаниями участники выслушали программное выступление заместителя Генерального секретаря ООН, исполнительного директора Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью Ю. Федотова на тему "Верховенство закона на национальном и международном уровнях".

На первом пленарном заседании рассмотрена подтема "Верховенство закона и прокурор - общие принципы и проблемы" , на втором - "Права человека и принцип равенства - важнейшие составляющие в обеспечении прокурорами верховенства закона (принятие решений и прозрачность, подотчетность, право на обжалование, инструкции и стратегии)", на третьем - "Положение прокурора в обществе и взаимоотношения с другими соответствующими действующими лицами (представителями исполнительной власти, политическими деятелями, полицией, судами, потерпевшими, гражданским обществом)" и на четвертом пленарном заседании - подтема "Положение прокурора в обществе и взаимоотношения с другими соответствующими действующими лицами (представителями исполнительной власти, политическими деятелями, полицией, судами, потерпевшими, гражданским обществом)".

На этом пленарном заседании заместитель Генерального прокурора России А. Звягинцев выступил с докладом "Защита прокурором прав и свобод человека при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам".

Следует также отметить, что по инициативе Генеральной прокуратуры РФ на московской Конференции впервые рассматривались актуальные вопросы деятельности прокуроров не только по борьбе с преступностью, но и вне системы уголовного правосудия. Этой теме был посвящен специальный семинар, на котором выступили начальник Главного управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ А. Паламарчук, Генеральный прокурор Казахстана А. Даулбаев, прокурор штата Сеара М. Фрейтас (Бразилия), вице-президент Венгерской ассоциации прокуроров А. Диофази .

Зарубежным участникам Конференции была роздана переведенная на английский язык книга о деятельности прокуратуры России вне системы уголовного правосудия.

В контексте реализации принципа верховенства закона были рассмотрены также вопросы борьбы с терроризмом, торговлей людьми, морским пиратством и военными преступлениями, а также проблемы уголовного преследования в отношении крупного бизнеса, международного правового сотрудничества, "переходного" правосудия в нестабильных и постконфликтных странах, кадровой работы и дисциплинарной практики, отношения между официальным правосудием и традиционными/племенными механизмами правосудия.

В рамках Конференции провели заседание участники созданной в МАП глобальной сети прокуроров по борьбе с компьютерными преступлениями.

По окончании своей работы Конференция приняла 7 рекомендаций, из которых 6 были инициированы российскими представителями.

На Общем собрании МАП, прошедшем 11 сентября, было решено несколько организационных вопросов деятельности Ассоциации, в том числе избран новый президент, которым стал Г. Ярош, председатель Ассоциации прокуроров Австрии.

13 сентября генеральный секретарь МАП Д. Куперс, экс-президент Дж. Гамильтон и другие участники Конференции посетили Генеральную прокуратуру РФ, ознакомились с недавно открывшимся музеем истории органов прокуратуры России.

Московский форум МАП позволил провести открытый диалог по актуальным вопросам прокурорской деятельности, обменяться опытом, обсудить пути решения общих проблем, установить новые и укрепить старые профессиональные и личные контакты.

Полученная в ходе дискуссий информация позволит участникам Конференции творчески осмыслить опыт коллег из других стран и будет содействовать развитию национальных прокурорских систем.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: