Относится ли неэффективное расходование организационных ресурсов к коррупции

Обновлено: 02.07.2024

Одним из главных сдерживающих факторов проявления коррупции является риск разоблачения и наказания.

Применительно к сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) практике в отношении руководителей коммерческих и некоммерческих организаций чаще всего применяется дисциплинарная и административная ответственность.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ дисциплинарными взысканиями являются: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При этом мера взыскания должна применяется в зависимости от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он совершён.

Нарушение требований, установленных законодательством о противодействии коррупции, не может расцениваться, как малозначительный несущественный проступок. В связи с чем, наиболее действенным и эффективным методом в борьбе с такими проявлениями, подменяющими интересы общественного блага более узким групповым интересом, является институт увольнения в связи с утратой доверия, применяемый согласно требованиям п. 4 ч. 1 ст. 77, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием тому являются: непринятие руководителями государственных (муниципальных) учреждений мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; непредставление или представление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

В соответствии с указанными нормами закона руководителям государственных (муниципальных) унитарных предприятий запрещено:

- быть учредителем (участником) юридического лица, занимать предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, принимать участие в управлении коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

- совершать сделки в условиях заинтересованности в отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Несоблюдение указанных положений закона в силу ст. 278 Трудового кодекса РФ позволяет уполномоченному лицу расторгнуть трудовой договор с руководителем организации.

Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации является одним из важнейших элементов в механизме противодействия коррупции, реализации политики государства, основанной на принципе неотвратимости наказания за их совершение.

Одной из ключевых мер противодействия фактам коррупции явилось введение нормы, предусматривающей административную ответственность работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ.

Данная норма устанавливает административную ответственность за несоблюдение установленных законом ограничений, направленных на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определённых категорий, а также лиц замещавших названные должности.

В качестве должностного лица по данной статье привлечению подлежат лица, занимающие должность руководителя организации или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя.

Особую значимость в применении административной нормы играет размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи 19.29 Ко АП РФ - до 50 тысяч рублей для должностных лиц, до 500 тысяч рублей - для юридических лиц, а также отсутствие законодательной возможности заменить административный штраф предупреждением.

Характер нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих выразился в не направлении уведомления о принятии на работу либо представление такой информации с нарушением установленного законом 10-дневного срока.

Также предусмотрена административная ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

Санкция названной статьи предусматривает возможность применения к юридическому лицу штрафа в размере до 100 кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

У стойчивость работы государственного аппарата Российской Федерации, его независимость от внешних воздействий гарантирует развитие государства и качество жизни граждан. Если государственный служащий оказался в ситуации, когда на него оказывается воздействие с целью вовлечения в коррупционные преступления, он должен иметь механизм борьбы с этим влиянием. Принятые на настоящий момент нормативно-правовые акты должны обеспечить защиту общества от коррупции.

Нормативно-правовое регулирование

Также в зоне регулирования федерального закона оказались вопросы конфликта интересов, который иногда становится основой для противоречащего целям государства поведения госслужащего, даже без наличия явной коррупционной составляющей.

В интересах каждого государственного органа в Российской Федерации оказалось создание в рамках предлагаемой законом правовой реальности собственной системы мер, которая помогла бы предотвратить коррупцию. Эти меры могут реализовываться как организационно, принятием документов, так и технически, путем использования аппаратных и программных методов недопущения действий, совершение которых могло бы стать частью коррупционного правонарушения.

Закон не полностью смог отрегулировать сложную ситуацию со взяточничеством в Российской Федерации. Так, он оказался в достаточной степени рамочным, но дал возможность развернуть в погоне за показателями широкую кампанию по привлечению к ответственности врачей, учителей, постовых полицейских – лиц, которые не имеют возможности причинить серьезный вред своими действиями, но традиционно получают взятки-подкуп или взятки-благодарность . Меры по декларированию доходов, ставшие одним из способов контроля, не спасают от оформления имущества на доверенных лиц. Нормы о конфликте интересов оказались в достаточной степени формальными, они не подкреплены механизмом действий при возникновении конфликта интересов, механизмом его урегулирования.

Понятие коррупции и противодействия коррупции

Общего понятия коррупции в законе, в отличие от общественного восприятия, не существует. Предложен перечень действий, каждое из которых, с одной стороны, носит характер противоправного, с другой, характеризуется неким общим признаком – должностное лицо использует свое служебное положение для получения выгод, совершая при этом действия, идущие вразрез с интересами общества и государства. Выгода может достигаться любыми путями, включая получение денежных средств или имущества от третьих лиц, заинтересованных в том или ином действии государственного служащего Российской Федерации. Таким образом, закон о противодействии коррупции в ст. 1 подводит под это понятие такие составы уголовных преступлений, как:

  • злоупотребление служебным положением;
  • дача или получение взятки благодаря служебному положению;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Далее закон вводит самостоятельное определение, которое нельзя соотнести с определенным составом: использование служебного положения вопреки интересам общества или государства для получения выгоды себе или каким-то третьим лицам. Очевидно, что это определение может быть разложено на составы, указанные ранее. Также необходимо отметить, что в законе о противодействии коррупции не рассмотрено получение выгоды неимущественного характера, например, устройство ребенка на высокооплачиваемую работу или протекция по службе. Это резко сужает возможности контроля над коррупционными проявлениями в Российской Федерации.

Особенности борьбы с коррупцией

Специфика субъекта преступления – лица, обладающего служебным положением и разветвленными связями в силовых структурах, – часто приводит к тому, что на уровне отдельно взятого муниципального района или субъекта Российской Федерации противодействие коррупции превращается в борьбу с конкурентами на государственной службе или на рынке коррупционных услуг. Именно поэтому полностью опираться на работу государственного аппарата при организации работы по противодействию коррупции достаточно сложно, ведомственная борьба иногда полностью сможет превозмочь цель очищения рядов государственных служащих от лиц, склонных к коррупции.

В то же время борьба с коррупцией невозможна без согласованных действий общества и служб экономической безопасности силовых ведомств. Каждый бизнесмен, каждое лицо в Российской Федерации, которые могли стать жертвой коррупционного преступления, совершенного в целях, выгодных конкурентам, должны иметь возможность прямого взаимодействия со службами внутреннего контроля над правоохранителями и на региональном, и на федеральном уровне. Организационной основой противодействия коррупции в этом случае станет возможность создания на правовой основе постоянной защищенной коммуникации между бизнесом и управлениями внутреннего контроля.

Второй особенностью стало создание особого правового статуса для имущества госслужащего Российской Федерации и членов его семьи. Оно по широкому перечню должно быть внесено в декларацию, которая становится доступной для изучения широкой общественности. Также декларируется имущество супругов госслужащих РФ и их несовершеннолетних детей. Фактически декларирование стало мерой ограничения правоспособности гражданина, состоящего на государственной службе. Вместе с декларированием закон о противодействии коррупции ввел норму о необходимости передачи в доверительное управление долей и акций, принадлежащих служащему. Норма призвана создать ситуацию, когда чиновник не может принимать оперативные или стратегические решения по принадлежащей ему компании, но если он владеет одним или менее процентом акций, норма не кажется целесообразной, при том, что чиновник несет расходы на оплату услуг доверительного управляющего.

Организационные меры

В основу противодействия коррупции должна лечь прозрачность всех действий власти. Чем больше света проливается на те сферы жизни РФ, где вращаются большие деньги, которые, как известно, любят тишину, тем больше шансов избежать прямого сговора или коммерческого подкупа.

Закон о противодействии коррупции предполагает введение системы мер по контролю над деятельностью государственных служащих Российской Федерации. Основными среди них стали:

  • обязанность подачи декларации о своих доходах;
  • обязанность уведомлять соответствующие службы обо всех случаях склонения государственного служащего к совершению деяния, имеющего признаки коррупции;
  • создание реестра лиц, уволенных по основаниям, связанным с утратой доверия;
  • ограничение при поступлении на работу в течение двух лет после того, как чиновник или лицо, замещавшее должность в госаппарате РФ, покинул свое место работы. Если оплата труда на новом месте работы превышает 100 000 рублей, то он должен получить разрешение на трудоустройство в специальной комиссии.

Но в РФ невозможно бороться с таким многоплановым явлением, как коррупция, только методом нажима на государственный аппарат. Необходимо так выстраивать систему общественных связей, чтобы она стала или закономерно отмирающим рудиментом постперестроечной системы отношений, или порицаемым на уровне гражданского общества явлением. В этих целях закон предлагает:

  • устранить все запреты или ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, которые любят плодить государственные служащие. В этом аспекте особенно актуальна работа АСИ (Агентства стратегических инициатив), которое за время своей деятельности смогло отработать несколько способов устранения барьеров на пути бизнеса в различных вопросах – от упрощения регистрации компаний до сокращения числа согласований при начале строительства;
  • разумно повысить доходы сотрудников органов государственной власти и управления, доведя их до такой планки, при которой лишиться зарплаты из-за подозрений в коррупции было бы нелогично. Здесь же располагается группа мер, связанных с недопущением в дальнейшем к государственной службе тех лиц, на которых остался отпечаток коррупционной деятельности;
  • создать работающий механизм общественного контроля над работой государственных служащих, позволяющий высветить все ситуации, имеющие признаки коррупционного деяния. В рамках этого механизма работают общественные палаты, общественные советы при министерствах и ведомствах, системы предварительной правовой экспертизы нормативно-правовых актов, петиции и общественные обращения, иные механизмы прямого вовлечения гражданского общества в систему контроля над чистотой осуществления полномочий госорганами;
  • повышение роли независимых антикоррупционных СМИ, в том числе путем быстрой и четкой реакции на их публикации сотрудников ведомств, отвечающих за контроль над коррупционными преступлениями.

Каждое ведомство, в свою очередь, должно помнить, что основой для совершения преступления становятся недоработки в сфере информационной безопасности. Часто целью коррупционного деяния становится получение конфиденциальной информации о:

  • планируемых решениях государственных органов;
  • рассмотрении каких-либо вопросов, связанных с инвестиционными проектами или предоставлением льгот;
  • рассмотрении уголовного дела;
  • планах и программах приватизации;
  • кадровых назначениях.

Понятно, что предотвратить совершение такого преступления можно, используя современные системы защиты информации, например, DLP-системы, которые позволят предотвратить утечку данных. Помимо этого, необходимо проводить регулярные проверки состояния защиты тех информационных блоков, которые представляют наибольший интерес. Создание работающего механизма контроля над деятельностью чиновников, который позволял бы проводить проверки их личных контактов, ограничение возможности использования мессенджеров и наложение запрета на контакты с лицами, ранее замешанными в коррупционных преступлениях, при его реализации на уровне закона также могло бы стать эффективным.

Информирование госслужащих об опасности коррупционного поведения

Уголовно-правовая практика применения законодательства о коррупции

Основным инструментом борьбы с коррупцией становится уголовное преследование. Несмотря на широкую сеть охвата, крайне редко информация о привлечении государственного служащего к ответственности за коррупционные деяния становится достоянием прессы. Широко известный случай с министром экономического развития Улюкаевым не является показателем применения к нему мер этого характера, так как ситуация, которая стала причиной обвинения (вымогательство взятки за согласование приватизационной сделки), могла бы стать и основой для обвинений в мошенничестве или иных схожих по составу экономических преступлениях.

Более позднюю практику пока не обобщили, но при анализе находящихся в открытых источниках решений дел по коррупционным статьям УК видно, что тенденция не меняется, только в поле зрения закона оказывается больше лиц из верхних эшелонов власти.

Верховный суд обратил внимание, что коррупционные преступления не только мешают развитию государства, но и создают негативный образ России в глазах международного сообщества, и призвал усилить применение организационных мер по противодействию коррупции.

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

- злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ)

- дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ)

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

- получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

- получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

- получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

- получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

- проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

- уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

- в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

- не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

- в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

- никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

- в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

- настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

У стойчивость работы государственного аппарата Российской Федерации, его независимость от внешних воздействий гарантирует развитие государства и качество жизни граждан. Если государственный служащий оказался в ситуации, когда на него оказывается воздействие с целью вовлечения в коррупционные преступления, он должен иметь механизм борьбы с этим влиянием. Принятые на настоящий момент нормативно-правовые акты должны обеспечить защиту общества от коррупции.

Нормативно-правовое регулирование

Также в зоне регулирования федерального закона оказались вопросы конфликта интересов, который иногда становится основой для противоречащего целям государства поведения госслужащего, даже без наличия явной коррупционной составляющей.

В интересах каждого государственного органа в Российской Федерации оказалось создание в рамках предлагаемой законом правовой реальности собственной системы мер, которая помогла бы предотвратить коррупцию. Эти меры могут реализовываться как организационно, принятием документов, так и технически, путем использования аппаратных и программных методов недопущения действий, совершение которых могло бы стать частью коррупционного правонарушения.

Закон не полностью смог отрегулировать сложную ситуацию со взяточничеством в Российской Федерации. Так, он оказался в достаточной степени рамочным, но дал возможность развернуть в погоне за показателями широкую кампанию по привлечению к ответственности врачей, учителей, постовых полицейских – лиц, которые не имеют возможности причинить серьезный вред своими действиями, но традиционно получают взятки-подкуп или взятки-благодарность . Меры по декларированию доходов, ставшие одним из способов контроля, не спасают от оформления имущества на доверенных лиц. Нормы о конфликте интересов оказались в достаточной степени формальными, они не подкреплены механизмом действий при возникновении конфликта интересов, механизмом его урегулирования.

Понятие коррупции и противодействия коррупции

Общего понятия коррупции в законе, в отличие от общественного восприятия, не существует. Предложен перечень действий, каждое из которых, с одной стороны, носит характер противоправного, с другой, характеризуется неким общим признаком – должностное лицо использует свое служебное положение для получения выгод, совершая при этом действия, идущие вразрез с интересами общества и государства. Выгода может достигаться любыми путями, включая получение денежных средств или имущества от третьих лиц, заинтересованных в том или ином действии государственного служащего Российской Федерации. Таким образом, закон о противодействии коррупции в ст. 1 подводит под это понятие такие составы уголовных преступлений, как:

  • злоупотребление служебным положением;
  • дача или получение взятки благодаря служебному положению;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Далее закон вводит самостоятельное определение, которое нельзя соотнести с определенным составом: использование служебного положения вопреки интересам общества или государства для получения выгоды себе или каким-то третьим лицам. Очевидно, что это определение может быть разложено на составы, указанные ранее. Также необходимо отметить, что в законе о противодействии коррупции не рассмотрено получение выгоды неимущественного характера, например, устройство ребенка на высокооплачиваемую работу или протекция по службе. Это резко сужает возможности контроля над коррупционными проявлениями в Российской Федерации.

Особенности борьбы с коррупцией

Специфика субъекта преступления – лица, обладающего служебным положением и разветвленными связями в силовых структурах, – часто приводит к тому, что на уровне отдельно взятого муниципального района или субъекта Российской Федерации противодействие коррупции превращается в борьбу с конкурентами на государственной службе или на рынке коррупционных услуг. Именно поэтому полностью опираться на работу государственного аппарата при организации работы по противодействию коррупции достаточно сложно, ведомственная борьба иногда полностью сможет превозмочь цель очищения рядов государственных служащих от лиц, склонных к коррупции.

В то же время борьба с коррупцией невозможна без согласованных действий общества и служб экономической безопасности силовых ведомств. Каждый бизнесмен, каждое лицо в Российской Федерации, которые могли стать жертвой коррупционного преступления, совершенного в целях, выгодных конкурентам, должны иметь возможность прямого взаимодействия со службами внутреннего контроля над правоохранителями и на региональном, и на федеральном уровне. Организационной основой противодействия коррупции в этом случае станет возможность создания на правовой основе постоянной защищенной коммуникации между бизнесом и управлениями внутреннего контроля.

Второй особенностью стало создание особого правового статуса для имущества госслужащего Российской Федерации и членов его семьи. Оно по широкому перечню должно быть внесено в декларацию, которая становится доступной для изучения широкой общественности. Также декларируется имущество супругов госслужащих РФ и их несовершеннолетних детей. Фактически декларирование стало мерой ограничения правоспособности гражданина, состоящего на государственной службе. Вместе с декларированием закон о противодействии коррупции ввел норму о необходимости передачи в доверительное управление долей и акций, принадлежащих служащему. Норма призвана создать ситуацию, когда чиновник не может принимать оперативные или стратегические решения по принадлежащей ему компании, но если он владеет одним или менее процентом акций, норма не кажется целесообразной, при том, что чиновник несет расходы на оплату услуг доверительного управляющего.

Организационные меры

В основу противодействия коррупции должна лечь прозрачность всех действий власти. Чем больше света проливается на те сферы жизни РФ, где вращаются большие деньги, которые, как известно, любят тишину, тем больше шансов избежать прямого сговора или коммерческого подкупа.

Закон о противодействии коррупции предполагает введение системы мер по контролю над деятельностью государственных служащих Российской Федерации. Основными среди них стали:

  • обязанность подачи декларации о своих доходах;
  • обязанность уведомлять соответствующие службы обо всех случаях склонения государственного служащего к совершению деяния, имеющего признаки коррупции;
  • создание реестра лиц, уволенных по основаниям, связанным с утратой доверия;
  • ограничение при поступлении на работу в течение двух лет после того, как чиновник или лицо, замещавшее должность в госаппарате РФ, покинул свое место работы. Если оплата труда на новом месте работы превышает 100 000 рублей, то он должен получить разрешение на трудоустройство в специальной комиссии.

Но в РФ невозможно бороться с таким многоплановым явлением, как коррупция, только методом нажима на государственный аппарат. Необходимо так выстраивать систему общественных связей, чтобы она стала или закономерно отмирающим рудиментом постперестроечной системы отношений, или порицаемым на уровне гражданского общества явлением. В этих целях закон предлагает:

  • устранить все запреты или ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, которые любят плодить государственные служащие. В этом аспекте особенно актуальна работа АСИ (Агентства стратегических инициатив), которое за время своей деятельности смогло отработать несколько способов устранения барьеров на пути бизнеса в различных вопросах – от упрощения регистрации компаний до сокращения числа согласований при начале строительства;
  • разумно повысить доходы сотрудников органов государственной власти и управления, доведя их до такой планки, при которой лишиться зарплаты из-за подозрений в коррупции было бы нелогично. Здесь же располагается группа мер, связанных с недопущением в дальнейшем к государственной службе тех лиц, на которых остался отпечаток коррупционной деятельности;
  • создать работающий механизм общественного контроля над работой государственных служащих, позволяющий высветить все ситуации, имеющие признаки коррупционного деяния. В рамках этого механизма работают общественные палаты, общественные советы при министерствах и ведомствах, системы предварительной правовой экспертизы нормативно-правовых актов, петиции и общественные обращения, иные механизмы прямого вовлечения гражданского общества в систему контроля над чистотой осуществления полномочий госорганами;
  • повышение роли независимых антикоррупционных СМИ, в том числе путем быстрой и четкой реакции на их публикации сотрудников ведомств, отвечающих за контроль над коррупционными преступлениями.

Каждое ведомство, в свою очередь, должно помнить, что основой для совершения преступления становятся недоработки в сфере информационной безопасности. Часто целью коррупционного деяния становится получение конфиденциальной информации о:

  • планируемых решениях государственных органов;
  • рассмотрении каких-либо вопросов, связанных с инвестиционными проектами или предоставлением льгот;
  • рассмотрении уголовного дела;
  • планах и программах приватизации;
  • кадровых назначениях.

Понятно, что предотвратить совершение такого преступления можно, используя современные системы защиты информации, например, DLP-системы, которые позволят предотвратить утечку данных. Помимо этого, необходимо проводить регулярные проверки состояния защиты тех информационных блоков, которые представляют наибольший интерес. Создание работающего механизма контроля над деятельностью чиновников, который позволял бы проводить проверки их личных контактов, ограничение возможности использования мессенджеров и наложение запрета на контакты с лицами, ранее замешанными в коррупционных преступлениях, при его реализации на уровне закона также могло бы стать эффективным.

Информирование госслужащих об опасности коррупционного поведения

Уголовно-правовая практика применения законодательства о коррупции

Основным инструментом борьбы с коррупцией становится уголовное преследование. Несмотря на широкую сеть охвата, крайне редко информация о привлечении государственного служащего к ответственности за коррупционные деяния становится достоянием прессы. Широко известный случай с министром экономического развития Улюкаевым не является показателем применения к нему мер этого характера, так как ситуация, которая стала причиной обвинения (вымогательство взятки за согласование приватизационной сделки), могла бы стать и основой для обвинений в мошенничестве или иных схожих по составу экономических преступлениях.

Более позднюю практику пока не обобщили, но при анализе находящихся в открытых источниках решений дел по коррупционным статьям УК видно, что тенденция не меняется, только в поле зрения закона оказывается больше лиц из верхних эшелонов власти.

Верховный суд обратил внимание, что коррупционные преступления не только мешают развитию государства, но и создают негативный образ России в глазах международного сообщества, и призвал усилить применение организационных мер по противодействию коррупции.

Читайте также: