Отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту реализует принцип

Обновлено: 04.07.2024

Принципы воспитания представляют собой начальные установки, основные ориентиры, которые организуют и упорядочивают систему воспитательной работы. Принципы дают возможность предъявить общие требования к различным областям воспитательной деятельности и придать им единый, целостный характер.

Принципы воспитания тесно связаны с принципами обучения. Но при этом есть определенные различия, своя специфика у каждой категории, вытекающая из своеобразия процессов воспитания и обучения.

Основываясь на современных представлениях о воспитании можно выделить следующие основные принципы:

  • единство и взаимосвязь компонентов воспитательной системы;
  • ведущая роль педагога;
  • активная деятельность воспитанников;
  • связь воспитания с реальной жизнью;
  • опора на коллектив;
  • гуманизм;
  • самовоспитание.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип единства

Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.

Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса, а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.

Принцип ведущей роли педагога

Педагог является воплощением единства и целостности воспитательного процесса. Он обеспечивает согласованность его частей, последовательное применение принципов воспитания. Личный пример педагога - это самое эффективное средство воспитательного воздействия. Безусловно, воспитательный процесс предполагает активность самих обучаемых, но организатором данной активности и всего процесса воспитания, его субъектом всегда остается педагог. Поэтому к воспитателю, педагогу предъявляются очень высокие профессиональные требования.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одна функция этого принципа заключается в недопустимости отступлений педагога от принципов воспитания. Недопустимо побуждение воспитанников к оказанию каких-либо личных услуг, поощрение угодничества, лести, подхалимства, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение к другим воспитанникам. Такие нарушения безвозвратно подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной деятельности.

Принцип активной деятельности

Принцип организации активной деятельности воспитанников подразумевает сочетание активного руководства педагога с активной деятельностью самих воспитанников.

Данный принцип основывается на том, что эффективное развитие индивида происходит только в результате его активной собственной деятельности.

Взаимосвязь воспитания и жизни

Сегодня принцип взаимосвязи воспитания и реальной жизни истолковывается как оказание помощи индивиду в его всестороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.

Реализации этого принципа способствует создание не только системы государственных учебных заведений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут реализовывать свои интересы, не обязательно совпадающие с государственными.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма в процессе воспитания основывается, прежде всего, на вере в возможное достижение положительных результатов для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа лишается своих основных ориентиров.

Этот принцип основывается на положительных задатках, которые в определенной степени присутствуют у любого человека. Следует выявлять и развивать положительные черты в человеке и с опорой на них решать задачи нравственного, эстетического и умственного воспитания. Опытный педагог, руководствуясь данным принципом, не скупится на добрые слова, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает воспитаннику уверенность в себе и в своем будущем, создает атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

Гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитании. Только при сочетании уважения, доверия и требовательности возможно эффективное решение задач воспитания.

Принцип опоры на коллектив

Эффект воспитания в значительной степени обусловлен воздействием групп в которых проходит процесс воспитания личности. Психологический климат таких групп является существенным фактором процесса воспитания. Этот принцип требует от педагога определять характер группы, регулировать социально-психологический климат в ней.

Принцип самовоспитания

Самовоспитание — это целенаправленная, полностью самостоятельная деятельность, которая ведет к наиболее эффективному развитию, совершенствованию личности.

Данный принцип овладения воспитанниками основных приемов самовоспитания, в частности: самоанализом, саморегуляцией, самооценкой и самоконтролем.

Все перечисленные принципы взаимосвязаны между собой, они определяют целостность и единство воспитания, помогают искать пути повышения эффективности воспитательного процесса.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ДЕ № 3. Теория воспитания

Тема 11. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

Вопрос № 1. Воспитание – это…

процесс, который носит общественный характер

процесс, имеющий пространственно-временные границы

Вопрос № 2. Всесторонне гармоничное развитие личности является _______________ целью воспитания.

Вопрос № 3. Воспитание определяется как.

целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями

целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки к трудовой жизни

процесс количественных и качественных изменений в организме и личности человека под воздействием разнообразных факторов

целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевых качеств, норм и правил поведения в обществе, мировоззрения

Вопрос № 4. К общим целям воспитания относятся …

выявление природных задатков каждого человека

сохранение неповторимости каждой личности

всестороннее и гармоничное развитие личности

эмоциональное развитие личности

Вопрос № 5. Составными частями целей воспитания являются ____________ воспитания

приемы и средства

Вопрос № 6. Принцип гуманизма требует и провозглашает в воспитании…

отказаться от возможности самоутверждаться за счет ребенка

опираться на естественное, природное развитие ребенка

проявлять педагогический оптимизм

учитывать условия места и времени, в которых родился ребенок

Вопрос № 7. Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование ______________ качеств

Вопрос № 8. К принципам воспитания относятся…

материальное поощрение воспитанников

опора на положительные качества личности

признание личности ребёнка как ценности

стимулирование активности личности.

Вопрос № 9. Отношение педагога к воспитанию как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития реализует на практике принцип________________ педагогического процесса

Вопрос № 10. Установите соответствие направления воспитания и характерных форм, методов воспитания:

дискуссия, акции милосердия, волонтерская деятельность

экскурсия, художественная самодеятельность

самообслуживание, дежурство, работы на пришкольном участке

соревнование, эстафета, зарядка

ДЕ № 3. Теория воспитания

Тема 12. Средства и методы педагогического воздействия на личность

Вопрос № 1. Просьба, совет, намек относятся к…

прямым педагогическим требованиям

косвенным педагогическим требованиям

Вопрос № 2. Формирует определенный тип поведения, привлекая к активной деятельности:

Вопрос № 3. Установите соответствие между названием метода и характеристикой метода

1.воздействие на чувства и поведение воспитанников впечатляющим образом: дает конкретные образцы для подражания
А) убеждение
2.словесное воздействие на воспитанников, направленное на формирование нравственных понятий личности
Б) пример
3.интенсивное выполнение упражнения, применяемое для формирования нужного качества
В) поощрение
4.выражение одобрения поступка воспитанника, направленное на переживание положительных эмоций
Г) приучение

Вопрос № 4. Установите соответствие возраста и метода воспитания:

1. Дошкольный возраст
А) Поручение, беседа, соревнование
2. Младший школьный возраст
Б) Дискуссия, моделирование жизненных ситуаций
3. Подростковый возраст
В) Лекция, диспут, социальный проект
4. Юношеский возраст
Г) Игра, рассказ

Вопрос № 5. Установите соответствие между требованием к применению метода и его названием:

1. требует наличия противоречивых точек зрения участников по обсуждаемой проблеме, культуры организации
А. Рассказ
2. должен соответствовать социальному опыту детей, должен быть эмоциональным способствовать сопереживанию
Б. Диспут
3. должен стимулировать инициативу и самостоятельность, учитывать индивидуальные особенности воспитанника и быть посильным для выполнения
В. Наказание
4. должен быть понятным воспитанником и справедливым, требует большого педагогического такта.
Г. Поручение

Вопрос № 6. Сопоставьте вид наказания и его характеристику

1. Лишение доверия, отстранение от важного дела

А. Словесные осуждения

Б. Ограничение в правах

В. Изменение отношения к детям

Вопрос № 7. К видам поощрения относятся…

отстранение от важного дела

Вопрос № 8. К видам наказания относятся…

прощение за проступок

Вопрос № 9. К методам воспитания относят…

ДЕ № 3. Теория воспитания

Тема 13. Коллектив как объект и субъект воспитания

Вопрос № 1. Положение человека в коллективе, определяющее его права и обязанности, называется…

Вопрос № 2. Укажите последовательность развития группы по предложенным определениям:


Определение
1.
А. Группа единомышленников, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся результатов на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, ценностей
2.
Б. Группа людей, объединенных совместной деятельностью, вырабатываются элементарные групповые нормы поведения, происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий
3.
В. Группа активно взаимодействующих людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей. Происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов
4.
Г. Группа незнакомых людей, у которой отсутствует совместная деятельность. Общение кратковременно, поверхностно, ситуативно

Вопрос № 3. Проявление несдержанности, завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость педагога являются основой для ________ в педагогическом коллективе.

конфликта личностной несовместимости

конфликта ролевого характера

Вопрос № 4. Установите соответствие между характеристикой типа стратегии поведения сотрудников и типом стратегии поведения сотрудников коллектива:

Вопрос № 5. Референтная группа – это…

группа, ценностей которой придерживается человек

группа, в которой нет совместной деятельности

Вопрос № 6. Расставьте последовательно виды внутригрупповых процессов, задающих и отражающих динамику группы


Определение
5
А. эмоциональная идентификация
1
Б. консолидация
4
В. принятие решения
3
Г. конкуренция
2
Д. лидерство

Вопрос № 7. Установите логическую последовательность этапов организации коллективно творческой деятельности:



2
А. коллективная организация дела
1
Б. коллективное планирование дела
4
В. ближайшие последствия коллективной деятельности
5
Г. коллективное подведение итогов дела
3
Д. коллективное проведение творческого дела

Вопрос № 8. Группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым характером деятельности – это…

Вопрос № 9. Расположите от низшего к высшему этапы развития коллектива, предложенные А.Н. Лутошкиным:


Определение
3
А. Мерцающий маяк
4
Б. Алый парус
5
В. Горящий факел
1
Г. Песчаная россыпь
2
Д. Мягкая глина

Вопрос № 10. Теория воспитательного детского коллектива была разработана…

ДЕ № 3. Теория воспитания

Тема 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

Вопрос № 1. Семья, включающая родителей и трёх детей, называется…

нуклеарной (если дети на иждевении)

Вопрос № 2. Основным фактором, определяющим тип семейного воспитания, выступает…

заработная плата родителей

стиль взаимоотношения между родителями и детьми

учебная успеваемость ребенка

Вопрос № 3. Система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими называется _______________ семейного воспитания

Вопрос № 4. Структурная деформация семьи связана с.

отсутствием одного из родителей

авторитарным стилем воспитания

низким уровнем образования родителей

нарушением системы межличностных отношений

Вопрос № 5. Семья, включающая родителей и одного ребенка, называется…

Вопрос № 6. Система приемов и характер взаимодействия старших членов семьи с младшими называется ____________семейного воспитания.

Вопрос № 7. Функция семьи, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, называется…

Вопрос № 8. Документом, регулирующим семейные отношения через правовые нормы, является…

уголовный кодекс РФ

семейный кодекс РФ

конвенция ООН о правах ребенка

Вопрос № 9. Психологическая деформация семьи связана с…

нарушением системы межличностных отношений и асоциальными установками ее членов

Нормой общения педагогов и воспитанников являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании воспитанниками авторитета педагога и его лидерства, что должно проявляться в стремлении воспитанников учиться у педагога, общаться с ним и подражать ему.

ВложениеРазмер
etika.docx 25.14 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ.

«Если уважение к человеку будет заложено

в сердцах людей, они неизбежно придут

к созданию такой социальной, экономической,

политической системы, которая сделает

Антуан де Сент-Экзюпери

Этика — это философская дисциплина, изучающая явления морали и

Нормой общения педагогов и воспитанников являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании воспитанниками авторитета педагога и его лидерства, что должно проявляться в стремлении воспитанников учиться у педагога, общаться с ним и подражать ему.

Приступая к какой-либо деятельности, педагог выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит успех. Но педагогическое требование - это не единственный метод, с помощью которого устанавливаются отношения с воспитанниками. Более того, не подкрепленное заманчивой перспективой, пробуждающей интерес к общему делу, требование легко может стать помехой на пути установления отношений. Важную роль в их создании играют опора на мнение коллектива и имеющиеся в нем микрогруппы, объективная оценка знаний и поведения воспитанников. Ошибки педагогов в такой оценке чреваты особо тяжелыми последствиями для их отношений с воспитанниками. Большое влияние на становление взаимоотношений педагогов и воспитанников оказывает и личный пример первых, их убеждения, личные моральные качества и поступки. Рассмотрим отдельные ступеньки построения конструктивных взаимоотношений.

Педагогический такт и авторитет педагога

Из всей совокупности взаимоотношений педагога с воспитанниками, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт. Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к воспитанникам, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.

Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий педагога, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогом и воспитанниками, зарождается и крепнет дружба.

Личность педагога как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений

С первого дня пребывания ребенка в школе педагог становится для него непререкаемым авторитетом. Это положение сохраняется вплоть до перехода в старшие классы.

Известно, что на детей оказывают влияние не только знания педагога, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль педагога как источника информации снижается из года в год. Влияние же личности не только не снижается, а, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности педагога наибольшее значение приобретают его ценностные ориентации. Являются ли интересы, склонности, способности, судьба воспитанников значимыми для педагога; является ли для него ценностью наука, основы которой преподает; профессия, средствами которой он служит обществу, и возможность совершенствоваться в ней. Исследования показывают, что возраст и опыт педагога сами по себе не имеют значимости для воспитанников. Педагог должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе уважительное отношение. Младшие подростки считают, что педагог должен знать все и обо всем. Они более чем критически отзываются о тех своих педагогах, кому довелось признать, что они чего-то не знают. Поскольку младшие подростки в силу недостаточного жизненного опыта еще не могут отделить существенное от несущественного в работе педагога, то вполне возможно, а в отдельных случаях даже желательно, уделять внимание показным, рассчитанным на эффект действиям.

Уважение к личности воспитанника.

Уважение к личности воспитанника предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство — несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т.д. Препятствием для установления такого партнерства является объективно существующая зависимость воспитанника от педагога - одна из профессиональных особенностей их взаимодействия. Тем более важным и одновременно сложным выступает требование педагогической этики отказаться от ощущения, привычки, сознания этой зависимости или суметь переступить через нее. Другая сложность состоит в том, что каждый современный педагог и не думает отрицать роль и необходимость уважения к личности воспитанника - как само собой разумеющийся признак демократизма мышления и поведения. В чем же конкретно должно проявляться уважение к личности воспитанника?

Доверие сопряжено с интересом к личности воспитанника, выступающим другим проявлением уважения к ней, причем в данном случае речь идет о личности еще не сформировавшейся, находящейся в процессе становления, что особенно сложно.

Еще одним проявлением уважения к личности воспитанника выступает недопустимость унижения его личного достоинства.

- Требовательность должна быть доброжелательной и выражаться, скорее, в форме полу-вопроса, полу-совета, а не однозначного приказа!

- Требования должны быть понятными и потому воспитаннику всегда необходимо разъяснять, почему и для чего он должен выполнить именно это задание и как лучше его сделать.

- Требования должны быть реально выполнимы - нельзя забывать, что слишком большой объем или слишком сложное содержание работы вызывает обратную реакцию, и воспитанник, зная, что он все равно не справится с заданием, просто откажется его выполнять.

1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

6) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

7) Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

8) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

9) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

10) Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

11) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

14) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

15) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

16) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

17) Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

18) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

Общение педагога с воспитанниками

- Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

- В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

- Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

- При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию развития.

- Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.

- При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успешности развития детей.

- Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

- Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

- Педагог не злоупотребляет своим служебным положением.

- Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать воспитанникам свои взгляды.

Принципы воспитания представляют собой начальные установки, основные ориентиры, которые организуют и упорядочивают систему воспитательной работы. Принципы дают возможность предъявить общие требования к различным областям воспитательной деятельности и придать им единый, целостный характер.

Принципы воспитания тесно связаны с принципами обучения. Но при этом есть определенные различия, своя специфика у каждой категории, вытекающая из своеобразия процессов воспитания и обучения.

Основываясь на современных представлениях о воспитании можно выделить следующие основные принципы:

  • единство и взаимосвязь компонентов воспитательной системы;
  • ведущая роль педагога;
  • активная деятельность воспитанников;
  • связь воспитания с реальной жизнью;
  • опора на коллектив;
  • гуманизм;
  • самовоспитание.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип единства

Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.

Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса, а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.

Принцип ведущей роли педагога

Педагог является воплощением единства и целостности воспитательного процесса. Он обеспечивает согласованность его частей, последовательное применение принципов воспитания. Личный пример педагога - это самое эффективное средство воспитательного воздействия. Безусловно, воспитательный процесс предполагает активность самих обучаемых, но организатором данной активности и всего процесса воспитания, его субъектом всегда остается педагог. Поэтому к воспитателю, педагогу предъявляются очень высокие профессиональные требования.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одна функция этого принципа заключается в недопустимости отступлений педагога от принципов воспитания. Недопустимо побуждение воспитанников к оказанию каких-либо личных услуг, поощрение угодничества, лести, подхалимства, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение к другим воспитанникам. Такие нарушения безвозвратно подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной деятельности.

Принцип активной деятельности

Принцип организации активной деятельности воспитанников подразумевает сочетание активного руководства педагога с активной деятельностью самих воспитанников.

Данный принцип основывается на том, что эффективное развитие индивида происходит только в результате его активной собственной деятельности.

Взаимосвязь воспитания и жизни

Сегодня принцип взаимосвязи воспитания и реальной жизни истолковывается как оказание помощи индивиду в его всестороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.

Реализации этого принципа способствует создание не только системы государственных учебных заведений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут реализовывать свои интересы, не обязательно совпадающие с государственными.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма в процессе воспитания основывается, прежде всего, на вере в возможное достижение положительных результатов для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа лишается своих основных ориентиров.

Этот принцип основывается на положительных задатках, которые в определенной степени присутствуют у любого человека. Следует выявлять и развивать положительные черты в человеке и с опорой на них решать задачи нравственного, эстетического и умственного воспитания. Опытный педагог, руководствуясь данным принципом, не скупится на добрые слова, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает воспитаннику уверенность в себе и в своем будущем, создает атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

Гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитании. Только при сочетании уважения, доверия и требовательности возможно эффективное решение задач воспитания.

Принцип опоры на коллектив

Эффект воспитания в значительной степени обусловлен воздействием групп в которых проходит процесс воспитания личности. Психологический климат таких групп является существенным фактором процесса воспитания. Этот принцип требует от педагога определять характер группы, регулировать социально-психологический климат в ней.

Принцип самовоспитания

Самовоспитание — это целенаправленная, полностью самостоятельная деятельность, которая ведет к наиболее эффективному развитию, совершенствованию личности.

Данный принцип овладения воспитанниками основных приемов самовоспитания, в частности: самоанализом, саморегуляцией, самооценкой и самоконтролем.

Все перечисленные принципы взаимосвязаны между собой, они определяют целостность и единство воспитания, помогают искать пути повышения эффективности воспитательного процесса.

Нормой общения педагогов и воспитанников являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании воспитанниками авторитета педагога и его лидерства, что должно проявляться в стремлении воспитанников учиться у педагога, общаться с ним и подражать ему.

ВложениеРазмер
etika.docx 25.14 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ.

«Если уважение к человеку будет заложено

в сердцах людей, они неизбежно придут

к созданию такой социальной, экономической,

политической системы, которая сделает

Антуан де Сент-Экзюпери

Этика — это философская дисциплина, изучающая явления морали и

Нормой общения педагогов и воспитанников являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании воспитанниками авторитета педагога и его лидерства, что должно проявляться в стремлении воспитанников учиться у педагога, общаться с ним и подражать ему.

Приступая к какой-либо деятельности, педагог выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит успех. Но педагогическое требование - это не единственный метод, с помощью которого устанавливаются отношения с воспитанниками. Более того, не подкрепленное заманчивой перспективой, пробуждающей интерес к общему делу, требование легко может стать помехой на пути установления отношений. Важную роль в их создании играют опора на мнение коллектива и имеющиеся в нем микрогруппы, объективная оценка знаний и поведения воспитанников. Ошибки педагогов в такой оценке чреваты особо тяжелыми последствиями для их отношений с воспитанниками. Большое влияние на становление взаимоотношений педагогов и воспитанников оказывает и личный пример первых, их убеждения, личные моральные качества и поступки. Рассмотрим отдельные ступеньки построения конструктивных взаимоотношений.

Педагогический такт и авторитет педагога

Из всей совокупности взаимоотношений педагога с воспитанниками, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт. Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к воспитанникам, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.

Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий педагога, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогом и воспитанниками, зарождается и крепнет дружба.

Личность педагога как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений

С первого дня пребывания ребенка в школе педагог становится для него непререкаемым авторитетом. Это положение сохраняется вплоть до перехода в старшие классы.

Известно, что на детей оказывают влияние не только знания педагога, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль педагога как источника информации снижается из года в год. Влияние же личности не только не снижается, а, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности педагога наибольшее значение приобретают его ценностные ориентации. Являются ли интересы, склонности, способности, судьба воспитанников значимыми для педагога; является ли для него ценностью наука, основы которой преподает; профессия, средствами которой он служит обществу, и возможность совершенствоваться в ней. Исследования показывают, что возраст и опыт педагога сами по себе не имеют значимости для воспитанников. Педагог должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе уважительное отношение. Младшие подростки считают, что педагог должен знать все и обо всем. Они более чем критически отзываются о тех своих педагогах, кому довелось признать, что они чего-то не знают. Поскольку младшие подростки в силу недостаточного жизненного опыта еще не могут отделить существенное от несущественного в работе педагога, то вполне возможно, а в отдельных случаях даже желательно, уделять внимание показным, рассчитанным на эффект действиям.

Уважение к личности воспитанника.

Уважение к личности воспитанника предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство — несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т.д. Препятствием для установления такого партнерства является объективно существующая зависимость воспитанника от педагога - одна из профессиональных особенностей их взаимодействия. Тем более важным и одновременно сложным выступает требование педагогической этики отказаться от ощущения, привычки, сознания этой зависимости или суметь переступить через нее. Другая сложность состоит в том, что каждый современный педагог и не думает отрицать роль и необходимость уважения к личности воспитанника - как само собой разумеющийся признак демократизма мышления и поведения. В чем же конкретно должно проявляться уважение к личности воспитанника?

Доверие сопряжено с интересом к личности воспитанника, выступающим другим проявлением уважения к ней, причем в данном случае речь идет о личности еще не сформировавшейся, находящейся в процессе становления, что особенно сложно.

Еще одним проявлением уважения к личности воспитанника выступает недопустимость унижения его личного достоинства.

- Требовательность должна быть доброжелательной и выражаться, скорее, в форме полу-вопроса, полу-совета, а не однозначного приказа!

- Требования должны быть понятными и потому воспитаннику всегда необходимо разъяснять, почему и для чего он должен выполнить именно это задание и как лучше его сделать.

- Требования должны быть реально выполнимы - нельзя забывать, что слишком большой объем или слишком сложное содержание работы вызывает обратную реакцию, и воспитанник, зная, что он все равно не справится с заданием, просто откажется его выполнять.

1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

6) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

7) Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

8) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

9) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

10) Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

11) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

14) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

15) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

16) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

17) Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

18) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

Общение педагога с воспитанниками

- Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

- В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

- Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

- При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию развития.

- Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.

- При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успешности развития детей.

- Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

- Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

- Педагог не злоупотребляет своим служебным положением.

- Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать воспитанникам свои взгляды.

Читайте также: