Отношение к проблемам обязанностям какие проблемы волнуют обломова в начале романа

Обновлено: 10.05.2024

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы­двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са­моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из Обло­мова свою Галатею и любит будущий результат своего экспе­римента, и сердечная жертвенность чувства вдовы Пшеницыной.

Роман не исчерпывается перечисленными острыми воп­росами, интересовавшими писателя, поэтому их вневремен­ной характер рождает интерес у современного читателя.

Читать еще: Замок Бори- Замок вечной любви (Bory var, Szekesfehervar). Замок Бори — замок вечной любви

Действие основной части романа происходит в 40-е годы XIX века и продолжается около восьми лет. Содержание же всего романа охватывает огромный период времени – около 37 лет. Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии. В связи с этим можно отметить еще одну композиционную особенность романа: контрастность образов, отчетливо проведенную автором. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге – Пшеницына, Захару – Анисья.

Но что же послужило причиной такому образу жизни? Разгадку мы находим во сне Обломова, в его детстве. Он рос в мире, где отрицательно относились к образованию, где инициатива не поощрялась, и где послеобеденный сон был необходимой частью жизни. Маленький Илья никогда не одевался сам, а одевал и воспитывал его крепостной Захар, который потом стал зеркальным отражением своего барина. Захар – воплощение всех крепостных того времени. Он не мог жить без своего хозяина (и это подтверждается тем, что Захар спился после смерти барина). Так автор выражает свое отрицательное отношение к крепостному праву. Но не только Захар не может жить без своего хозяина, но и Обломов не может без Захара. Он так привык к нему и так зависит от него, что уже не представляет жизни без своего слуги. Обломов – раб своему крепостному, своему положению барина и даже самому себе.

Но не только воспитание явилось причиной такому образу жизни. По мере знакомства с гостями Обломова, читатель понимает, что, возможно, главный герой прав в своем отношении к ним. Все они – тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся противоположность ему. Они лишь создают видимость деятельности, в то время как на самом деле не делают ничего.

Читать еще: Тургенев и революционное народничество. Роман "Новь" - Тургенев - Юрий Владимирович Лебедев

Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к потере интереса к жизни. К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но и даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку или бывать в обществе. Рядом с Ильей Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги.

Обломов совершенно не похож на людей этого круга, но почему-то продолжает с ними общаться, хотя у них практически нет общих тем для разговора. На фоне этих героев, которых Гончаров позиционировал как типичных представителей столичного общества, становится отчетливо видно, что главный герой романа обладает многими положительными качествами. У него есть ум, он кроткий, добрый и правдивый. В достаточной мере в нем есть и эгоизм, который проявляется в его отношениях с Ольгой. Также Гончаров отмечает, что Обломов – человек внутренне консервативный, но, может, именно это и помогает ему почувствовать всю неестественность петербургской жизни. Он пробовал служить, но не смог объяснить тебе, зачем это нужно, пробовал всячески отлынивать от работы и в конце концов подал в отставку.

Вопрос о переезде не единственный в романе, позволяющий показать конфликт между прагматичным миром Захара и отвлеченным миром Обломова. Гончаров подчеркивает этот конфликт, используя разные способы. Например, беседа о ценах на продовольствие в очередной раз показывает приземленность крепостного и неосведомленность барина. Обломов, пребывающий в совершенном неведении относительно цен на еду, узнав, сколько денег он должен мяснику, хлебнику и зеленщику, обвиняет сначала Захара в том, что тот все съел, а затем впадает в настоящее негодование.

Но, несмотря на это, Захар и Илья Ильич неразделимы, они уже по- настоящему зависят друг от друга и очень во многом друг на друга похожи. Захару свойственна твердость: он в некотором роде воспринимает Обломова как ребенка, поэтому в узком круге вопросов обладает несомненным авторитетом над своим хозяином, например не разрешает Обломову одолжить Тарантьеву фрак, потому что тот еще не возвратил перчатки и жилет.

Влияние общества на личность

Главный герой романа Обломов Илья Ильич — мелкий помещик, он с детства не приучен к труду. Привыкнув к барскому существованию, не проявляет инициативу и желание работать. Привычка Ильи Ильича использовать труд других, не прилагая ни малейших собственных усилий, привела к возникновению нравственного рабства. Илью перестала волновать быстро меняющаяся внешняя сторона жизни, даже обычай ходить в гости его начал тяготить, он презирает всякую суетливость и целыми днями не поднимается с дивана.

Обломов Илья Ильич

В противовес образу главного героя автор представляет работящего и практичного Андрея Штольца. Он носитель новых европейских ценностей, активен, самостоятелен, готов к постоянному саморазвитию. Ему некогда мечтать, он уверенно двигается по жизни, умея своим трудом получать необходимое.

Проблема национального характера

Образ Обломова, носителя русских ценностей и менталитета, трагичен, поскольку обратной стороной душевности и чуткости является малодушие, закрытость от реальной жизни. Так, некоторые литературоведы и критики (Д. Н. Овсянико-Куликовский, Д. И. Писарев) считают обломовщину национальной болезнью. В своем романе автор поднимает важные вопросы, которые не теряют своей актуальности в современном мире:

Андрей Штольц

  1. Каков он, русский человек?
  2. К чему он должен стремиться в будущем?

Обломов — не идеал и не пример для подражания, но Штольц также неидеален. Труд ради самого труда является целью и смыслом жизни Андрея. Он изображен как подобие некоего совершенно автоматизированного механизма, для которого чужды мечты, чувства, волнения, страдания.

Философская тема любви

Любовь многогранна, способна к разрушению и созиданию. Любовные переживания героев приводят к разным последствиям. Проблематика романа Гончарова изображает три типа любви:

Романтическая влюбленность между Обломовым и Ольгой

  1. Романтическая влюбленность между Обломовым и Ольгой. Высокие вдохновенные чувства влюбленных на самом деле далеки друг от друга. Если Илья Ильич понимает любовь как отдаленное обожание и некую ирреальность, то у Ольги она связана с долгом, обязывающим ее вывести проблемного возлюбленного из болота апатии и лености.
  2. Рациональная любовь между Ольгой и Штольцем — это чувство двух зрелых людей, объединенных общим мировоззрением и воспитанием.
  3. Жертвенная любовь. В чувствах Обломова к Агафье больше сыновней любви к матери, чем мужской к женщине. Со стороны Агафьи можно заметить слепое обожание и безоговорочную материнскую любовь.

Вопрос, какой из этих типов любви истинен, остается открытым, ведь Ольга так и не смогла забыть свои чувства к Обломову. Любовь прагматичного Штольца оказалась слишком холодна для его поэтической супруги. И даже жертвенная любовь Агафьи не привела к счастливому финалу.

Поиск смысла жизни

В чем же смысл жизни? Возможно ли абсолютное счастье и как его достигнуть? К сожалению, эти вопросы так и не нашли своего ответа в романе, ведь ни один из героев не обрел настоящего счастья.

Любовь Ольги и Штольца

Любовь Ольги и Штольца, основанная на дружбе, взаимопонимании и доверии, на первый взгляд стабильна. Но в итоге Андрей и Ольга, несмотря на внешнее благополучие, продолжают искать то неуловимое, важное, что чувствовали в Обломове, но так и не могли понять.

В конце произведения Обломов вроде бы обретает то, что искал, ведь Агафья не пытается поднять его с дивана и полностью поддерживает прошлый обломовский стиль жизни. Но при этом засыпающий и деградирующий Илья уже не в силах осознать, что путь, разрушающий личность, не может привести к настоящему счастью.

Аргументы для сочинения

Отмена крепостного права

Перед современниками Гончарова остро встал вопрос о том, как изменится сам народ, как он будет смотреть на мир по-новому. Главной проблемой произведения является наличие у человека желания принести пользу своей родине, быть честным по отношению к другим и себе.

проблемы обломова в романе обломов



Проблема национального характера

Образ Обломова, носителя русских ценностей и менталитета, трагичен, поскольку обратной стороной душевности и чуткости является малодушие, закрытость от реальной жизни. Так, некоторые литературоведы и критики (Д. Н. Овсянико-Куликовский, Д. И. Писарев) считают обломовщину национальной болезнью. В своем романе автор поднимает важные вопросы, которые не теряют своей актуальности в современном мире:


  1. Каков он, русский человек?
  2. К чему он должен стремиться в будущем?

Обломов — не идеал и не пример для подражания, но Штольц также неидеален. Труд ради самого труда является целью и смыслом жизни Андрея. Он изображен как подобие некоего совершенно автоматизированного механизма, для которого чужды мечты, чувства, волнения, страдания.

Быт и образ жизни

проблемы в романе обломов

Нравственная проблематика в романе и. а. гончарова “обломов”

Смотри всегда на сердца сограждан. Если в них найдешь спокойствие и мир, тогда сказать можешь воистину: все блаженны.

Роман Гончарова “Обломов” писался на стыке двух эпох, двух исторических укладов жизни – патриархального помещичьего и буржуазного. Возможно, первоначально сюжет романа и задумывался как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере.

Но понятия “обломов” и “обломовщина” стали нарицательными. Обломовщина – это апатия, апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремлений выйти из бездействия. Она существовала в эпоху крепостничества, существует и в наше время, разве что с некоторыми вариациями.

Более того, в каждом из нас живет свой обломов, о котором мы порой даже не догадываемся.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов – барин. Живет он на Гороховой улице,

Что говорит о его принадлежности к аристократическому обществу. Мало соответствует, однако, понятию “аристократичность” внутреннее убранство его комнат: “По стенам… лепилась паутина, напитанная пылью, зеркала… могли бы служить… скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”.

Хозяин этой квартиры – Обломов – человек не первой молодости – “лет тридцати двух-трех”. В прошлом он пытался служить, но теперь не только отошел от всяких дел, но и не способен к ним вернуться. Илья Ильич целыми днями лежит на диване. Как говорит автор, “лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”.

Обломову принадлежит доставшаяся ему в наследство деревня Обломовка, которую обирает управляющий. Сам же Обломов и пальцем не шевелит, чтобы положить этому конец. Ведь для этого надо ехать в Обломовку, а для барина это труд непосильный. Вторая причина в том, что Обломов просто не верит, что его обворовывают, не может этому поверить.

У него добрая, чистая душа, которой чужды всякая фальшь, вранье и лицемерие. Не зря Штольц говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки, это перлы в толпе!”

Постепенно мы начинаем немного по-другому воспринимать Обломова, нас уже не раздражает его беспрерывное лежание. Обломов ленив? Да, но он умен, у него чистая душа и какое-то редкое спокойствие, умиротворение, безмятежность. Он никому не делает ничего дурного, как, впрочем, и хорошего. Обломов совсем нетребователен; ему вполне хватает его уголка и дивана.

Пусть вокруг разговаривают, даже спорят, только бы от него не требовали ни разговоров, ни споров. Он любит спать, любит поесть, но не терпит жадности, гостеприимен, но в гости ходить не любит. Он ничего не делает и ничего не желает делать. Его желания проявляются в форме: “а хорошо бы, вот это сделалось”. Но как может сделаться – не знает.

Обломов любит мечтать, но его пугает любое соприкосновение мечты с действительностью. Тут он старается свалить дело на кого-то или на “авось”.

Причину своей пассивности и апатии Обломов объясняет в разговоре с Захаром: “Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”.

У Обломова и в самом деле было безоблачное детство, в котором и надо искать причины его теперешней лени. Маленький Илюша вырос в дворянской семье. Родители воспитывали его как барчонка, не допускали ни к какой работе. “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги”, – вспоминает Обломов позже.

Ребенком Илюша был любознательным, но его всеми силами старались оградить отпадений, от ушибов, от простуды и вообще от жизни. Ему постоянно внушали, что делать ничего не надо, все сделают слуги. Да и как было усомниться в этой истине, если его родители и деды труд считали величайшим наказанием и старались от него избавиться.

У Обломовых была своя жизненная философия, которая сводилась к еде и сну. Гончаров очень красочно рисует этот сон, прямо не сон, а какое-то сонное царство, обязательное для всех. Так бесцельно проходят день за днем.

По вечерам няня читала Обломову об Илье-Муромце, просидевшем тридцать три года, ничего не делая, о Емеле-дурачке, который только на печи и ездил. Этот образ жизни был заложен в Обломове с детства.

Позже он дал ему идеологическое обоснование, согласно которому состояние “отдыха и покоя” вообще является “поэтическим идеалом жизни” и к нему надо стремиться при любых условиях. И все же Обломов не тупая, апатичная натура. Привычка добиваться удовлетворения своих желаний не ценой собственных усилий, а за счет других развила в нем апатию.

Обломов, вполне возможно, даровит, но никто об этом не знает, в том числе и он сам. Я думаю, его не надо обвинять, скорее стоит пожалеть. Возможно, получи он такое же воспитание, как Штольц, ему удалось бы многого достичь в жизни. Автор и сам жалеет своего героя. Это можно почувствовать в воспоминаниях о нем Штольца: “А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!” .

Трагедия Обломова в том, что он не умеет и не хочет жить иначе. Его пробовали спасти, пробудить к жизни Штольц и Ольга, но из этого ничего не получилось. Даже любовь Ольги не сумела его возродить к жизни. Сначала, когда Ольга занялась Обломовым только как порученным ее заботам больным, основное значение для нее имело. излечение Обломова.

На первый взгляд это лечение дало положительный результат. Обломов вставал в семь утра, перестал валяться на диване, ездил из города на дачу, выполнял поручения Ольги. Но уже тогда Обломов понял, что “и в любви нет покоя”. Потом эта игра превратилась в нечто большее, девушка полюбила Обломова. Здесь надо сказать несколько слов об Ольге.

Слушая рассказ Штольца об Обломове, девушка в своем воображении создала определенный идеал, которому должен был соответствовать Обломов и под который она стремилась его подогнать. Да, у Ильи Ильича были душевные качества, которые нравились Ольге, но этого было мало.

Когда Ольга полюбила Обломова и поставила его в центр своих интересов, тогда им уже вместе следовало осознать неизбежность брака и подготовиться к нему. Для этого Обломову прежде всего следовало привести в порядок свои имущественные дела. Простыми мечтами тут ничего не сделаешь, нужно работать. Но привычная пассивность оказалась в Обломове сильнее любви.

Он стал уклоняться от встреч с Ольгой, объясняя это необходимостью соблюдать приличия. Свое нежелание съездить на дачу он мотивирует невозможностью разлуки с возлюбленной и тем самым обманывает девушку. Ольга прекрасно понимает все это. Она теперь уже не надеется, что Обломов “может еще жить”, она понимает, что он “уже давно умер”.

При последней встрече с Ольгой Илья Ильич, по воле автора, сам произносит это роковое слово “обломовщина”. Теперь в него можно вложить и социальный и нравственный смысл. Обломовщина – это порок, который герой не в силах преодолеть. Теперь уже надежды на возрождение нет. Обломов обречен. Последующая его жизнь только подтверждает это.

Он поселился в мещанском домике Пшеницыной и живет под властью Тарантьева и Мухоярова. Здесь он не только возвращается к своим прежним привычкам, но и погружается в примитивный мещанский быт. Окружающие люди по-разному к нему относятся. Тарантьев и Мухояров стараются вытащить у него побольше денег, а Пшеницына видит в нем предмет своей заботы. Обломов постепенно физически и духовно угасает.

Несмотря на то что действие в романе происходит в определенный отрезок времени, сам роман надо понимать гораздо шире. Ведь обломовщина – это не только социальный уклад, это образ жизни, который в некоторой степени существует и сегодня.

(2 votes, average: 3.50 5)

Тема дружбы

гончаров обломов проблемы романа

Несмотря на явную противоположность взглядов Илья Ильич очень любит Андрея, искренне к нему привязан. Да и Штольц готов при любом случае помочь своему другу и не раз выручал его в сложных ситуациях. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба – личности, самодостаточные и искренние.

Желания Ольги

Ильинская тоже сталкивается лицом к лицу с реальностью. Начав встречаться с Обломовым, героиня уже начинает строить совместное будущее. Ольга представляет, как изменит характер мужчины и образ жизни, мечтает о его внешнем и внутреннем преображении. Женщина хочет, чтобы он отличался от других своим жизнелюбием, и желает превратить его в трудящегося человека. Она ставит перед собой эту цель и начинает действовать.

Однако, понадеявшись на свои силы и поверив, что именно она вершит судьбу главного героя, Ольга не осуществляет задуманное. Илья не желает под неё подстраиваться, что-то менять, она понимает, что проиграла эту битву, желание не сбылось. Поэтому пути двух персонажей расходятся, ведь для Ильинской он становится как пустой и ненужный балласт.

Непревзойденное чувство

проблемы произведения обломов

Философская тема любви

Любовь многогранна, способна к разрушению и созиданию. Любовные переживания героев приводят к разным последствиям. Проблематика романа Гончарова изображает три типа любви:

  1. Романтическая влюбленность между Обломовым и Ольгой. Высокие вдохновенные чувства влюбленных на самом деле далеки друг от друга. Если Илья Ильич понимает любовь как отдаленное обожание и некую ирреальность, то у Ольги она связана с долгом, обязывающим ее вывести проблемного возлюбленного из болота апатии и лености.
  2. Рациональная любовь между Ольгой и Штольцем — это чувство двух зрелых людей, объединенных общим мировоззрением и воспитанием.
  3. Жертвенная любовь. В чувствах Обломова к Агафье больше сыновней любви к матери, чем мужской к женщине. Со стороны Агафьи можно заметить слепое обожание и безоговорочную материнскую любовь.

Вопрос, какой из этих типов любви истинен, остается открытым, ведь Ольга так и не смогла забыть свои чувства к Обломову. Любовь прагматичного Штольца оказалась слишком холодна для его поэтической супруги. И даже жертвенная любовь Агафьи не привела к счастливому финалу.

Отношение к труду

проблема произведения обломова

Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.

Социальная проблематика

Поиски смысла жизни

Введение


Кому на Руси жить хорошо? — аргумент

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

Судьба — это и есть дорога, по которой человек идет к своим целям. Каждый день становится шагом к тем результатам, которых мы ждем от жизни. Кто-то стремится к славе, кто-то — к богатству, кому-то важнее построить семью или найти призвание. Все мы к чему-то стремимся, и нередко именно географические маршруты становятся ключами от ларчиков, где лежат наши мечты. Такими примерами богата литература, ведь она основана на реальных закономерностях человеческого бытия.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? — аргумент

Книга про меня — аргумент

Цель и средства — аргументы

3. Истинные цели человека – часто загадка для окружающих. Так, например, приятель Обломова по фамилии Тарантьев откровенно использует его: обедает у него дома, берёт деньги и вещи – разумеется, под прикрытием дружбы. А в конце и вовсе устраивает аферу, подсунув Обломову контракт с подставным поверенным, своим дружком, – в результате эти двое получают право бессовестно грабить имение Обломова, который остаётся ни с чем. Беда в том, что доверчивый Илья Ильич не способен распознать целей такого хитроумного человека, как Тарантьев, и до последнего верит, что тот заботится о его благополучии.

Опыт и ошибки — аргумент

Мечта и реальность — аргументы

Тема любви — аргументы

Любовь Ольги и Обломова была чувством стихийным, не зависящим от героев. Даже то, что она началась весной и окончилась осенью, указывало на быстротечность этого чувства, умирание его вместе с природой – и как на смену зиме приходит весна, так и на смену страданиям героев об утраченной, но иллюзорной любви, приходит новое, не менее важное чувство.

Значение дружбы — аргумент

Для центрального персонажа карьера больше не имеет никакого значения, а для Штольца стремление к развитию, стремление к деятельности – основополагающий двигатель жизни. И. А. Гончаров подчеркивает непохожесть образов жизни героев. Различны и их характеры: если Обломов – тихий и мягкий человек, то Штольц – очень решительный.

Илья Ильич полностью отдается своим чувствам, а Андрей Иванович живет в соответствии с правилами собственного разума. Казалось бы, мировоззрение героев и их отношение к собственной жизни совершенно противопоставлены, значит, друзьями их назвать очень сложно. Однако это не так: несмотря на различные характеры и образы жизни, Штольц и Обломов являются настоящими друзьями, которые поддерживают друг друга в нужный момент, заботятся и переживают. Образы-антиподы соединяются в единую картину. Обломов со своими добротой и мягкостью дополняет Штольца, а Штольц со своими рациональностью и деятельностью дополняет Обломова. Самые лучшие качества друг друга герои очень ценят. Это скрепляет их судьбы и делает их дружбу искренней.

Смысл жизни — аргумент

В чём смысл жизни такого человека? Обломов мечтает обрести покой, он не нуждается в кипучей энергии повседневности. Его идеал – спокойная и размеренная семейная жизнь, окружённая любимой женой и детьми. Любовь – его наивысшая ценность. Именно поэтому любовь к Ольге подняла героя с дивана. Он увидел в ней то, о чём мечтал, то, в чём видел смысл своей жизни.

Но обрёл покой он не с Ольгой, а Агафьей Пшеницыной. Именно Агафья смогла окружить Илью материнской любовью и заботой, как в детстве. Обломов смог вернуться к своему естественному бездеятельному состоянию и уделить всего себя жене и детям. Далеко не каждому понятны и приемлемы идеалы Ильи Ильича. Для кого-то он покажется ленивым и угасающим человеком. Да, Обломов прожил недолгую и незаметную для мира жизнь, но он был счастлив, прожив свои последние дни в кругу родных и близких людей. Он умер, искренне оплаканный любимой женой…

Образ жизни Андрея Ивановича Штольца резкоконтрастирует с образом жизни его друга. Андрей не представляет свои дни без постоянной работы. При этом на протяжении всего романа Гончаров не пишет о том, чем именно этот герой занимается. Смысл его жизни – деятельность, реализация себя. Как и Обломову, этот идеал привили Штольцу ещё в детстве его родители. Отец научил его самостоятельно добиваться всего и к чему-либо стремиться.

Проблема лени — аргумент

Главные качества Обломова Ильи Ильича — это лень и мечтательность. Даже имя ему придумано для того, чтобы подчеркнуть однообразие и скуку в этом человеке. Он не был плохим или злым по натуре, а просто предпочитал любому другому занятию лежание на диване и бессмысленные размышления. Автор подчеркнул, что даже халат, в который он любил спрятаться, был уже изрядно потертым.

Единственные люди, которых он хоть немного прислушивался, это друг детства Штольц и его знакомая Ольга Ильинская. Эта неординарная девушка сыграла в жизни Обломова особую роль. Уважая ее идеалы, он настолько увлекся ею, что смог отступить от своей лени и сонного состояния. В течение некоторого времени Ольга была его возлюбленной, вследствие чего герой совершенно преобразился.

Однако ей нужны были решительные действия, так как любовь для Ольги была, прежде всего, долгом. В то же время Обломов неспособен был к такой рьяной активности, оттого у них и расстроились отношения. Его лень в очередной раз сыграла с ним злую шутку. Со временем Ольга стала женой прагматичного Штольца, а Илья Ильич нашел для себе более удобную и выгодную партию Агафью Пшеницыну, которая все делала за него.

проблемы обломова в романе обломов



Проблема национального характера

Образ Обломова, носителя русских ценностей и менталитета, трагичен, поскольку обратной стороной душевности и чуткости является малодушие, закрытость от реальной жизни. Так, некоторые литературоведы и критики (Д. Н. Овсянико-Куликовский, Д. И. Писарев) считают обломовщину национальной болезнью. В своем романе автор поднимает важные вопросы, которые не теряют своей актуальности в современном мире:


  1. Каков он, русский человек?
  2. К чему он должен стремиться в будущем?

Обломов — не идеал и не пример для подражания, но Штольц также неидеален. Труд ради самого труда является целью и смыслом жизни Андрея. Он изображен как подобие некоего совершенно автоматизированного механизма, для которого чужды мечты, чувства, волнения, страдания.

Быт и образ жизни

проблемы в романе обломов

Нравственная проблематика в романе и. а. гончарова “обломов”

Смотри всегда на сердца сограждан. Если в них найдешь спокойствие и мир, тогда сказать можешь воистину: все блаженны.

Роман Гончарова “Обломов” писался на стыке двух эпох, двух исторических укладов жизни – патриархального помещичьего и буржуазного. Возможно, первоначально сюжет романа и задумывался как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере.

Но понятия “обломов” и “обломовщина” стали нарицательными. Обломовщина – это апатия, апатия покорная, мирная, улыбающаяся, без стремлений выйти из бездействия. Она существовала в эпоху крепостничества, существует и в наше время, разве что с некоторыми вариациями.

Более того, в каждом из нас живет свой обломов, о котором мы порой даже не догадываемся.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов – барин. Живет он на Гороховой улице,

Что говорит о его принадлежности к аристократическому обществу. Мало соответствует, однако, понятию “аристократичность” внутреннее убранство его комнат: “По стенам… лепилась паутина, напитанная пылью, зеркала… могли бы служить… скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”.

Хозяин этой квартиры – Обломов – человек не первой молодости – “лет тридцати двух-трех”. В прошлом он пытался служить, но теперь не только отошел от всяких дел, но и не способен к ним вернуться. Илья Ильич целыми днями лежит на диване. Как говорит автор, “лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”.

Обломову принадлежит доставшаяся ему в наследство деревня Обломовка, которую обирает управляющий. Сам же Обломов и пальцем не шевелит, чтобы положить этому конец. Ведь для этого надо ехать в Обломовку, а для барина это труд непосильный. Вторая причина в том, что Обломов просто не верит, что его обворовывают, не может этому поверить.

У него добрая, чистая душа, которой чужды всякая фальшь, вранье и лицемерие. Не зря Штольц говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки, это перлы в толпе!”

Постепенно мы начинаем немного по-другому воспринимать Обломова, нас уже не раздражает его беспрерывное лежание. Обломов ленив? Да, но он умен, у него чистая душа и какое-то редкое спокойствие, умиротворение, безмятежность. Он никому не делает ничего дурного, как, впрочем, и хорошего. Обломов совсем нетребователен; ему вполне хватает его уголка и дивана.

Пусть вокруг разговаривают, даже спорят, только бы от него не требовали ни разговоров, ни споров. Он любит спать, любит поесть, но не терпит жадности, гостеприимен, но в гости ходить не любит. Он ничего не делает и ничего не желает делать. Его желания проявляются в форме: “а хорошо бы, вот это сделалось”. Но как может сделаться – не знает.

Обломов любит мечтать, но его пугает любое соприкосновение мечты с действительностью. Тут он старается свалить дело на кого-то или на “авось”.

Причину своей пассивности и апатии Обломов объясняет в разговоре с Захаром: “Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”.

У Обломова и в самом деле было безоблачное детство, в котором и надо искать причины его теперешней лени. Маленький Илюша вырос в дворянской семье. Родители воспитывали его как барчонка, не допускали ни к какой работе. “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги”, – вспоминает Обломов позже.

Ребенком Илюша был любознательным, но его всеми силами старались оградить отпадений, от ушибов, от простуды и вообще от жизни. Ему постоянно внушали, что делать ничего не надо, все сделают слуги. Да и как было усомниться в этой истине, если его родители и деды труд считали величайшим наказанием и старались от него избавиться.

У Обломовых была своя жизненная философия, которая сводилась к еде и сну. Гончаров очень красочно рисует этот сон, прямо не сон, а какое-то сонное царство, обязательное для всех. Так бесцельно проходят день за днем.

По вечерам няня читала Обломову об Илье-Муромце, просидевшем тридцать три года, ничего не делая, о Емеле-дурачке, который только на печи и ездил. Этот образ жизни был заложен в Обломове с детства.

Позже он дал ему идеологическое обоснование, согласно которому состояние “отдыха и покоя” вообще является “поэтическим идеалом жизни” и к нему надо стремиться при любых условиях. И все же Обломов не тупая, апатичная натура. Привычка добиваться удовлетворения своих желаний не ценой собственных усилий, а за счет других развила в нем апатию.

Обломов, вполне возможно, даровит, но никто об этом не знает, в том числе и он сам. Я думаю, его не надо обвинять, скорее стоит пожалеть. Возможно, получи он такое же воспитание, как Штольц, ему удалось бы многого достичь в жизни. Автор и сам жалеет своего героя. Это можно почувствовать в воспоминаниях о нем Штольца: “А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!” .

Трагедия Обломова в том, что он не умеет и не хочет жить иначе. Его пробовали спасти, пробудить к жизни Штольц и Ольга, но из этого ничего не получилось. Даже любовь Ольги не сумела его возродить к жизни. Сначала, когда Ольга занялась Обломовым только как порученным ее заботам больным, основное значение для нее имело. излечение Обломова.

На первый взгляд это лечение дало положительный результат. Обломов вставал в семь утра, перестал валяться на диване, ездил из города на дачу, выполнял поручения Ольги. Но уже тогда Обломов понял, что “и в любви нет покоя”. Потом эта игра превратилась в нечто большее, девушка полюбила Обломова. Здесь надо сказать несколько слов об Ольге.

Слушая рассказ Штольца об Обломове, девушка в своем воображении создала определенный идеал, которому должен был соответствовать Обломов и под который она стремилась его подогнать. Да, у Ильи Ильича были душевные качества, которые нравились Ольге, но этого было мало.

Когда Ольга полюбила Обломова и поставила его в центр своих интересов, тогда им уже вместе следовало осознать неизбежность брака и подготовиться к нему. Для этого Обломову прежде всего следовало привести в порядок свои имущественные дела. Простыми мечтами тут ничего не сделаешь, нужно работать. Но привычная пассивность оказалась в Обломове сильнее любви.

Он стал уклоняться от встреч с Ольгой, объясняя это необходимостью соблюдать приличия. Свое нежелание съездить на дачу он мотивирует невозможностью разлуки с возлюбленной и тем самым обманывает девушку. Ольга прекрасно понимает все это. Она теперь уже не надеется, что Обломов “может еще жить”, она понимает, что он “уже давно умер”.

При последней встрече с Ольгой Илья Ильич, по воле автора, сам произносит это роковое слово “обломовщина”. Теперь в него можно вложить и социальный и нравственный смысл. Обломовщина – это порок, который герой не в силах преодолеть. Теперь уже надежды на возрождение нет. Обломов обречен. Последующая его жизнь только подтверждает это.

Он поселился в мещанском домике Пшеницыной и живет под властью Тарантьева и Мухоярова. Здесь он не только возвращается к своим прежним привычкам, но и погружается в примитивный мещанский быт. Окружающие люди по-разному к нему относятся. Тарантьев и Мухояров стараются вытащить у него побольше денег, а Пшеницына видит в нем предмет своей заботы. Обломов постепенно физически и духовно угасает.

Несмотря на то что действие в романе происходит в определенный отрезок времени, сам роман надо понимать гораздо шире. Ведь обломовщина – это не только социальный уклад, это образ жизни, который в некоторой степени существует и сегодня.

(2 votes, average: 3.50 5)

Тема дружбы

гончаров обломов проблемы романа

Несмотря на явную противоположность взглядов Илья Ильич очень любит Андрея, искренне к нему привязан. Да и Штольц готов при любом случае помочь своему другу и не раз выручал его в сложных ситуациях. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба – личности, самодостаточные и искренние.

Желания Ольги

Ильинская тоже сталкивается лицом к лицу с реальностью. Начав встречаться с Обломовым, героиня уже начинает строить совместное будущее. Ольга представляет, как изменит характер мужчины и образ жизни, мечтает о его внешнем и внутреннем преображении. Женщина хочет, чтобы он отличался от других своим жизнелюбием, и желает превратить его в трудящегося человека. Она ставит перед собой эту цель и начинает действовать.

Однако, понадеявшись на свои силы и поверив, что именно она вершит судьбу главного героя, Ольга не осуществляет задуманное. Илья не желает под неё подстраиваться, что-то менять, она понимает, что проиграла эту битву, желание не сбылось. Поэтому пути двух персонажей расходятся, ведь для Ильинской он становится как пустой и ненужный балласт.

Непревзойденное чувство

проблемы произведения обломов

Философская тема любви

Любовь многогранна, способна к разрушению и созиданию. Любовные переживания героев приводят к разным последствиям. Проблематика романа Гончарова изображает три типа любви:

  1. Романтическая влюбленность между Обломовым и Ольгой. Высокие вдохновенные чувства влюбленных на самом деле далеки друг от друга. Если Илья Ильич понимает любовь как отдаленное обожание и некую ирреальность, то у Ольги она связана с долгом, обязывающим ее вывести проблемного возлюбленного из болота апатии и лености.
  2. Рациональная любовь между Ольгой и Штольцем — это чувство двух зрелых людей, объединенных общим мировоззрением и воспитанием.
  3. Жертвенная любовь. В чувствах Обломова к Агафье больше сыновней любви к матери, чем мужской к женщине. Со стороны Агафьи можно заметить слепое обожание и безоговорочную материнскую любовь.

Вопрос, какой из этих типов любви истинен, остается открытым, ведь Ольга так и не смогла забыть свои чувства к Обломову. Любовь прагматичного Штольца оказалась слишком холодна для его поэтической супруги. И даже жертвенная любовь Агафьи не привела к счастливому финалу.

Отношение к труду

проблема произведения обломова

Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.

Социальная проблематика

Поиски смысла жизни

Введение

Читайте также: