Отменяя конституцию 1815 г николай 1 заявил что сейм царства польского ее нарушил

Обновлено: 07.07.2024

Уже в тринадцатом веке во главе польского государства находилось правительство, принимавшее решения и разрешавшее возникающие конфликтные ситуации. Сеймы и сеймики возникли немного позже, причем первые сосредоточили на себе всю законодательную и частично судебную власть, а вторые представляли собой собрания воеводства или шляхты на региональном уровне.

Период расцвета дворянского сословия и знати принес наделение шляхты обширными привилегированными правами, возможность выбора участников сейма и короля. С 1652 года в стране использовалось так называемое право liberum veto, позволявшее любому из депутатов одним своим голосом не пропустить принятый коллегами законопроект. Многочисленные собрания сейма проходили впустую, принятие актов откладывалось на неопределенное время или вовсе отклонялось. Более ста лет работа сейма была парализована, ведь реформировать существующую систему не представлялось возможным. Парламентариям было выгодно не пропускать в свет законы из-за представления ими интересов зарубежных стран, таких как Россия, Франция, Пруссия, поддержки местных магнатов, а также стойкого убеждения, что новые устои нанесут державе непоправимый вред. Инициаторами изменений выступали различные известные деятели того времени, однако их старания не нашли поддержки в сложившейся ситуации.

Польша на тот момент являлась одной из наиболее развитых европейских стран. Однако слабость государственного аппарата и отсутствие проведения своевременных реформ сформировали смутное время, когда для дальнейшего развития и процветания необходимо было зарегламентировать основы главенствующих систем, таких как экономическая, политическая, правовая. Введение конституции в Польше было обусловлено нахождением страны в глубочайшем упадническом состоянии из-за шляхетской демократии, внутренних разногласий, нестабильности, непрекращающихся войн.

Первая конституция Польши

Приступивший к работе в 1788 году Чрезвычайный сейм состоял из двух противоположно настроенных партий: первая из них, патриотическая, настаивала на принятии нормативных актов для поднятия страны с колен, а вторая, старошляхетская, наоборот, не поддерживала никакие новшества и придерживалась мнения, что грядущие реформы принесут сплошной вред. Через два года правления сейма срок его действия был продлен, а количество приверженцев патриотической партии увеличилось в несколько раз.

Целиком основываясь на поддержке патриотов, на одном из очередных собраний хитростью была принята Конституция Польши 1791 года. Большинство оппозиционеров в этот день отсутствовали на рабочих местах из-за каникул, поэтому не смогли участвовать в обсуждении документа и высказать возражения против его принятия. Через два дня небольшая часть депутатов подала протест, но он был отвергнут Конституционной Депутацией. Именно этот факт помог совершить грандиозный прорыв – все новшества принимались теперь большинством голосов, а свободное вето наконец-то отменено.

Конституция Польши

Принятый акт уравновесил права простых горожан и знатных дворян, провозгласил особую опеку над крестьянским народом, хоть и не отменил крепостное право. Поправки к принятому документу утверждались на внеочередных сеймах, проводимых раз в четверть века.

Взгляд на новшества с другой стороны

  • по мнению Екатерины II, установленные правовые нормы в Речи Посполитой угрожали российскому влиянию. Кроме того, при дальнейшем усилении страна будет готова потребовать возращения отторгнутых земель от Пруссии.
  • ущемленные в правах и изначально противостоящие принятию документа магнаты также неоднократно обращались за помощью к царице, после чего объединились и самостоятельно создали в городе Санкт-Петербург Тарговицкую конфедерацию, критикующую принятие конституции Польши.
  • прусский правитель расторг многолетнее соглашение с Речью Посполитой, втянув ее тем самым в неравную войну против России и Тарговицкой конфедерации.

Начало Русско-Польской войны привело к прекращению действия нормативно-правового акта, к тому моменту просуществовавшему чуть более одного года. В середине мая 1792 года польская армия в количестве тридцати семи тысяч неопытных солдат не смогла противостоять натиску и потерпела сокрушительный разгром. Король, являющийся одним из соавторов конституции, при поддержке кабинета министров выдвинул решение о капитуляции при условии сохранения территориальной целостности страны. Екатерина II вскоре после окончания войны настояла на принудительном присоединении короля к Тарговицкой конфедерации.

К большому сожалению лидеров реформаторов, не принявших сложившийся исход событий и провозглашенных предателями, страну настиг второй раздел территорий в пользу России и Пруссии. Благодаря решению Гродненского сейма, созыв которого был основан исключительно на угрозах, Речь Посполитая существенно сократилась в размерах, а ее границы и остатки армии непрерывно контролировались российскими гарнизонами. Восстания несогласных подавлялись вплоть до последнего раздела страны в 1795 году.

Дарование конституции Польше

Общеевропейская конференция, именуемая Венский конгресс, после окончания войны с наполеоновской Францией, отписала большую территорию Польши в пользу России, впоследствии названную Царство Польское. Для получения поддержки и одобрения присоединённых народов Александр 1 обнародовал правоустанавливающий документ и назначил наместника.

Конституция Польши

  1. Разрешалось свободное вероисповедание, помимо преобладающей римско-католической религии.
  2. Обеспечивалась свобода печати и личности, но ограничивались и наказывались любые методы злоупотребления ими.
  3. Языком государства, в том числе войска, суда, администрации, объявлялся польский.
  4. Свободные должности занимались и замещались поляками.
  5. Исполнительной властью наделялся король. Он и его преемники были обязаны давать присягу о целостности конституции при коронации в Варшаве.
  6. Выделялось пять основных министерств для разных сфер деятельности: военное, юстиции, народного просвещения, доходов и имущества, внутренних дел и полиции.
  7. Законодательная власть принадлежала королю и двум палатам. Раз в два года на месяц созывался сейм, который мог быть перенесен, созван чрезвычайно или даже распущен по требованию председателя.
  8. Судьи становились несменяемыми и, по долгу службы, были обязаны придерживаться независимой точки зрения от различных влияний.

Предоставление Польше конституции российским царем было принято польским народом в бо́льшей своей массе удовлетворительно. Со временем разрослись либеральные течения, революционные структуры, тайно создавались антиправительственные организации и печатные издания, публикующие статьи о критике действий российской стороны.

Отмена конституции Польши

  • накладывал ограничения на самостоятельность царства Польского, считая его неотделимой частью Российского государства;
  • упразднил отдельную армию и комиссию по военным делам;
  • запустил процесс ликвидации особенностей административной и судебной систем, в том числе заменил сеймы на специализированные департаменты и советы управления;
  • закрепил использование российской системы монет, мер, весов;
  • сократил количество действующих гимназий, институтов, обществ;
  • усилил цензуру печатных изданий местных поэтов и писателей, чем заставил эмигрировать заграницу целый ряд деятелей того времени.

Только в 1910 году к российскому правительству пришло осознание необходимости смягчения политики и либерализации административной власти. В Первую мировую войну Польша поддерживала Россию, но отделившаяся национал-демократическая партия вела подрывную деятельность, воюя на стороне Германии. В 1915 году Царство польское было оккупировано Германией, российские войска ушли с его территории, а через полгода вышла в свет декларация, по которой Польша находилась под германским протекторатом вплоть до 1918 года, пока немцы и австрийцы не потерпели поражение, оккупационное правительство не было свергнуто, и была восстановлена полная независимость польского государства.

Конституция Польши 1921 года

  • Форма государственного правления – республиканский строй.
  • Национальное собрание состояло из сейма и сената.
  • Сейм закреплялся на особой позиции из-за сложной процедуры роспуска до окончания срока действия, утверждал и имел право смены правительства и отдельных министров. Жителям, достигшим двадцати одного года, предоставлялось право быть избранным в сейм, тридцати лет – в сенат. Отсутствовал избирательный голос у военнослужащих.
  • Президент избирался сенатом национального собрания на срок до семи лет, осуществлял исполнительную власть, выдвигал на должности министров и премьера, был представителем страны в международных переговорах. Его законы подлежали обязательному заверению премьер-министра для придания им юридической силы.
  • Граждане наделялись демократическими правами: равенство всех перед законом, свобода собраний, слова, печати.
  • Римско-католическое вероисповедание оставалось главенствующим.
  • Суды делились от высшей инстанции (Верховного) до низших (городские).
  • Оговаривались отдельные аспекты охраны труда, социального обеспечения граждан в случае болезни, потери работы.

В 1926 году в документ были внесены поправки, связанные с появлением нового политического движения — Санации. Через девять лет после даты внесения изменений конституция 1921 года в Польше была заменена более современной версией.

Конституция Польши 1997 года

  • равноправие, безопасность граждан;
  • свобода прав человека, выражения взглядов, передвижения, пользования культурными благами, совести, религии, прессы и иных средств массовой информации, создания профсоюзов, политических партий;
  • защита союза мужчины и женщины, родительства, материнства, опеки ребенка;
  • забота о ветеранах и инвалидах войны;
  • охрана здоровья, права наследования и собственности;
  • равенство вероисповеданий;
  • запрет на медицинские эксперименты, пытки, телесные наказания, унизительное обращение;
  • независимый беспристрастный суд над преступниками;
  • неприкосновенность жилища;
  • право убежища для иностранных граждан;
  • избирательное право по достижению гражданами возраста восемнадцати лет;
  • определение размера минимальной оплаты труда, запрет на постоянную работу детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста;
  • социальное обеспечение в случае временной нетрудоспособности, пенсионного возраста;
  • бесплатное обучение в заведениях публичных школ;
  • возмещение вреда, в том числе незаконно лишенным свободы.

День конституции Польши

Сколько бы ни выпадало на долю польской республики войн, разделов территориальной целостности, выбранных и поставленных королей, наместников, а также утвержденных ими юридических правовых документов и введенных устоев, но местным народом сквозь века чтится особенный день – 3 мая. Дата принятия нормативно-правового документа является истинной гордостью польского народа, ведь это был первый подобный документ, утвержденный в европейских странах. В целом с годами текст акта только дополнялся новыми демократическими правами и свободами, государство приобрело тот вид, который имеет на сегодняшний день, а конституция стала символом прогресса, демократии и независимости. Конституция в Польше была принята в 1791 году, а праздник начали отмечать с 1919 года, после чего возобновили его празднование с 1990. Дата проведения мероприятия является нерабочей для всех граждан страны.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

9 кл XIX век

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СТРАНЫ

Ответы. Материал для самостоятельной работы

1. Положение в Царстве Польском

Несмотря на то что польским землям был предоставлен особый статус и широкие возможности подчинения самоуправления , представители высшего польского дворянства по-прежнему требовали мечтали возродить утраченное независимое государство. Дарование Царству Польскому конституции в 1813 г. 1815 г ., очень консервативной либеральной для своего времени, не удовлетворило польскую власть оппозицию .

Наместник Царства Польского великий князь Михаил Константин Николаевич стал всё чаще действовать в обход рады сейма , не советуясь с польским дворянством.

Угроза демобилизации мобилизации стала поводом к восстанию в Царстве Польском в 1830— 1834 1831 г г.

29 ноября 1830 г. группа горожан военных ворвалась во дворец наместника великого князя Михаила Константина в Варшаве и попыталась его наградить убить Восставшие создали свой орган власти — правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета А. А. Кочубеем А. А. Чарторыйским . Это означало не только отказ самих поляков от самодержавного правления конституционного порядка 1815 г., но и фактическое объявление войны Украине России .

Новым командующим был назначен генерал-фельдмаршал И.И.Дибич И. Ф. Паскевич . 8 сентября 1831 г. войска под его командованием заняли столицу Царства Польского Гданьск Варшаву.

После подавления восстания были закрыты Варшавский и Виленский институты университеты , лицей в Кременце. Для предотвращения новых празднеств выступлений Николай I распорядился построить около Варшавы обсерваторию цитадель (крепость), телескопы орудия которой держали бы под постоянным прицелом польскую столицу.

2. Политика по отношению к Финляндии

С 1815 1812 г. столицей Великого султаната княжества Финляндского стал город Гельсингфорс (современный Хельсинки).

В правление Николая I ригсдаг сейм практически не созывался, однако Финляндия продолжала оставаться федеративной автономной .

3. Положение в Западном крае

Из земель, вошедших в состав Российской империи в конце XVII XVIII в. по результатам разделов Речи Посполитой, был образован Западный район край — особая административная единица.

В 1832 г. на украинских губерниях края было образовано Львовское Киевское генерал-губернаторство. В 1850 г. из территорий трёх губерний Северо-Западного края ( Велижской Виленской , Ковенской, Гродненской) было создано Северо-Западное генерал-губернаторство.

Ещё в начале века были открыты залежи каменного угля и золота железной руды , что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Киева Донбасса и Криворожья. Стремительно росли обороты портов Малороссии — Одессы, Херсона, Судака , Николаева, Очакова.

На украинских землях были открыты университеты: в 1804 г. — Львовский Харьковский, в 1834 г. — Киевский (университет Святого Владимира).

С 1846 по 1847 г. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество — тайная демоническая политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех саксонских славянских народов в рамках единой саксонской славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права. Во главе организации стоял профессор истории Н. И. Соловьев Н.И. Костомаров . Одним из активных участников Кирилло-Мефодиевского общества был поэт Т. Г. Шевченко, открыто призывавший к изменению существующих порядков, развитию обучения и изданию книг на польском украинском языке.

Скандинавские Прибалтийские народы проживали на территориях Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерний Российской империи.

Как говорилось ранее, при императоре Александре I Прибалтика пережила аграрную реформу, которая освободила крестьян от барщины и оброка крепостной зависимости , но не дала им земли.

4. Положение евреев в Российской империи

При Николае I было издано Положение 1835 г., в котором регулировались вопросы быта и управления еврейского населения. Как и прежде, евреи имели многие льготы, их положение в сравнении с бесправными крепостными крестьянами России было хуже лучше.

Евреи были освобождены от подушевой рекрутской повинности, вместо неё община уплачивала денежный налог. При этом от рекрутства полностью освобождались еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имевшие церковноприходское среднее или высшее образование .

Привлечение евреев в армию неизбежно вело к постригу крещению евреев, присвоению им русских отчеств фамилий и имён , но зато давало право проживать за чертой оседлости. Николай I продолжил попытки Александра I переселить часть еврейского населения в Среднюю Азию Сибирь для приобщения его к земледелию и освоения среднеазиатских сибирских земель.

Поскольку занятие торговлей сельским хозяйством считалось занятием, недостойным иудея, инициативы правительства не имели благотворного результата.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в.

По законам Российской империи населению было разрешено пропагандировать исповедовать любую религию, с той лишь оговоркой, что её последователи признают царскую власть и существующие порядки. Поощрялся переход в католичество православие представителей других вер. С этой целью велась большая миссионерская работа среди народов Поволжья, Кавказа, Сибири, Китая.

Для православной России XIX в. было характерным почитание старцев — религиозных наставников, снискавших особый авторитет среди верующих своими проповедями и праведным образом жизни. Самой яркой фигурой среди них в первой половине XIX в. был монах Саровской пустыни Сергий Серафим, к которому за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны.

Продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов с язычниками со старообрядцами . Николай I запретил старообрядцам принимать беглых священников, подверг разгрому старообрядческие скиты монастыри в Поволжье.

На украинских землях население в основном принадлежало к униатской церкви, подразумевавшей соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве православной католической, но с сохранением многих католических православных обрядов. Униатская церковь подчинялась особым управлениям в Петербурге, а с 1837 г. её делами стал заведовать Синод.

Протестантизм в России в эти годы был представлен гугенотством лютеранством и кальвинизмом. Эту религию исповедовали большинство немцев, финнов, румын, эстонцев и латышей.

Буддисты Мусульмане, жившие в России, в основном придерживались суннизма (большинство верующих татар, башкир, а также народы, населявшие Северный Кавказ) и лишь немногие — шиизма (часть дагестанцев и азербайджанцев).

6. Политика России в Средней Азии

В XIX в. в среднеазиатский регион начала проникать Америка Англия, что не могло не обеспокоить российское правительство.

Правительство инициировало экспедиции в Среднюю Азию, имевшие как научные цели (исследование нового региона), так и практические (решение дипломатических и разведывательных вопросов). Со степями, населёнными казахами, граничили среднеазиатские государства — Хивинское и Кокандское ханства, Самаркандский улус, Бухарский эмират. Они также стремились подчинить себе казахские земли, в чём их активно поддерживала Америка Англия.

Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие под власть России. Это вынуждало Россию принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнёт к разорению завоеванию Средней Азии.

Одним из европейских государств, история которого тесно связана с Россией, является Польша. Это два соседних государства и с начала их истории в их внешней политике много места занимали взаимные отношения. При этом факты и события на протяжении всех столетий взаимных отношений являются очень разными.

Например, в годы смутного времени польский королевич претендовал на получение власти в России. А уже во второй половине XVIII века в результате трех разделов Речь Посполитая перестала существовать как политически самостоятельное государство. В 1815 году в составе Российской империи было основано царство польское.

Создание Царства Польского и первая Конституция

В формировании этой автономии в составе России большую роль сыграли наполеоновские войны. После разделов Речи Посполитой исторические земли самой Польши оказались в составе Пруссии и Австрии, Россия же присоединила территории Белоруссии, Украины и Прибалтики, которые с древних времен входили в состав Киевской Руси.

После своих побед над Пруссией и Австрией правитель Франции Наполеон отнял у них польские земли и сформировал из них политически подконтрольное ему герцогство варшавское. Его военные силы были включены в состав войска, которое Наполеон вел на Россию в 1812 году. После поражения армии Наполеона в России и затем его полного разгрома и свержения с власти на Венском конгрессе правители европейских государств обсуждали вопросы послевоенного устройства.

На конгрессе было принято решение о включении территории герцогства варшавского в состав Российской империи. Предстояло определить политическое и правовое положение новой земли в России. Именно здесь на конгрессе российский император Александр I в целом согласился на принятие отдельной конституции для Польши, которую разрабатывал его сподвижник поляк из аристократии Адам Чарторыйский.

дарование конституции царству польскому

Произошло дарование конституции царству польскому. По этому документу учреждалось царство польское из собственно исторических земель Польши без присоединения к ним находившихся ранее в Речи Посполитой земель Белоруссии, Украины, Литвы. Царство по документу соединялось с Российской империей личной унией. Это означало, что российский император короновался как царь Польши.

Поляки получали несколько больше политических прав, чем подданные России. Например, определялась деятельность законодательного органа сейма, однако в принятии новых законов решающее слово оставалось за императором. Также сейм разрабатывал бюджет, который император мог изменить. Учреждалось отдельное польское войско, то есть поляки не набирались в российскую армию. Учреждались образовательные заведения на начальном и среднем уровне, школы, университет в Варшаве, где преподавание велось на местном языке. Также на своем языке поляки вели дела в судах. Им была обещана свобода слова и печатных изданий.

Подпольная деятельность польских революционеров

Однако постепенно в польской общественности стали усиливаться оппозиционные стремления. Они исходили в основном из среды аристократии, шляхты, военных, учащихся в учебных заведениях. Основное население крестьянство не проявляло выраженного интереса к политическим вопросам.

восстание в царстве польском

Из указанных слоев населения на протяжении истории царства польского периодически формировались тайные подпольные организации, которые имели в целом цель либо добиться полной политической самостоятельности Польши, либо значительного расширения прав автономии с присоединением территорий Белоруссии, Украины, Литвы, ранее входивших в Речь Посполитую.

Эти подпольные общества возникали часто в учебных заведениях среди учащихся молодых людей, в них нередко входили представители интеллигенции, деятели науки, литературы, других видов искусства. Свои организации учреждали представители шляхты, военные в своих частях. Особенностью всех этих обществ являлось в целом отсутствие общей координированности их действий, они часто либо не вступали в отношения между собой, либо не договаривались о совместной деятельности, обнаруживая разногласия по тем или иным вопросам. В ходе восстания 1830–1831 и 1863–1864 годов это достаточно ярко проявилось, когда обозначились разные подходы к решению текущих вопросов восстаний, их конечных целей, тактики. Эти восстания вообще обнаружили отсутствие ясной отчетливой программы.

Когда на сеймах при Александре I выявились первые выступления оппозиции, то его следующие заседания стали откладываться, отменялась гласность его заседаний, на них не допускались заметные деятели оппозиции. В науке считается, что это вело к усилению подпольной деятельности. В свою очередь, это приводило к новым мерам со стороны власти. Например, вводилась цензура на периодические издания, брались под контроль учебные заведения.

После подавления восстания в царстве польском 1830–1831 годов была ликвидирована автономия, упразднена местная польская армия, ряд так называемых просветительских учреждений, проводилась конфискация имений у представителей шляхты, многих из них переселяли. При императоре Александре II сначала восстанавливались некоторые прежние учреждения автономии, но после нового восстания 1863–1864 годов это было свернуто.

Возрождение Польши

В дальнейшем в целом положение в Польше не менялось вплоть до ее занятия германскими войсками в 1915 году в ходе Первой мировой войны. Ситуация контролировалась представителями императорской администрации, были упразднены особые специальные органы власти (например, государственный совет), в учебных заведениях преподавание в основном велось на русском языке, польский преподавался факультативно. В конце XIX века стало опять усиливаться общественное движение и опять учреждаться политические общества, партии. Заметное место заняли левые, социалистические организации. Шли дискуссии о построении социализма, достижении политической самостоятельности страной.

Слабый отблеск прежнего направления сказывался во вторую половину царствования Александра в тех мерах правительства, которые касались Царства Польского и остзейских провинций.

Образованное Наполеоном герцогство Варшавское теперь переименовано было в Царство Польское с присоединением к нему некоторых частей Польского государства, по разделу доставшихся России, именно Литвы. Царство Польское отдано было России без всяких условий, но сам Александр настоял на Венском конгрессе, чтобы в международный акт конгресса внесено было постановление, обязывавшее правительства тех государств, в пределах которых находились бывшие польские провинции, дать этим провинциям конституционное устройство. Это обязательство Александр принял и на себя; по этому обязательству польские области, находившиеся в пределах России, должны были получить представительство и такие учреждения, которые русский император найдет полезным и приличным дать им. В силу этого была выработана конституция Царства Польского, утвержденная императором в 1815 г. В силу этой конституции в 1818 г. открыт был первый польский сейм. Польша управлялась под руководством наместника, которым стал брат Александра Константин; законодательная власть в Польше принадлежала сейму, распадавшемуся на две палаты — сенат и палату депутатов. Сенат состоял из представителей церковной иерархии и государственной администрации, т.е. из представителей шляхетства, городской и свободной сельской общины. Первый сейм был открыт речью императора, в которой было объявлено, что представительные учреждения были всегда предметом заботливых помыслов государя и что, примененные с добрым намерением и чистосердечностью, они могут послужить основанием истинного народного благоденствия. Так случилось, что завоеванная страна получила учреждения, более свободные, чем какими управлялась страна-завоевательница. Варшавская речь 1818 г. болезненно отозвалась в сердцах русских патриотов. Ходили слухи, что и для империи вырабатывается новое государственное устройство; проект этот был поручен будто бы бывшему сотруднику императора Новосильцеву.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления Победа советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего

Взаимодействие польского подполья с советскими партизанскими отрядами в обороне польского населения от действий отрядов украинских националистов на Волыни в 1943 году

Взаимодействие польского подполья с советскими партизанскими отрядами в обороне польского населения от действий отрядов украинских националистов на Волыни в 1943 году В польском антифашистском подполье едва ли не с первого дня Второй мировой войны существовало два

Глава 3. Восстание 1831 г. и упразднение Царства Польского

Выписка из истории с начала царства царя Феодора Иоанновича, по русскому исчислению от сотворения мира 7090, а от Христа 1582-го года, писанная в средине царства царя Алексея Михайловича, и к тому нечто из других присовокуплено

Выписка из истории с начала царства царя Феодора Иоанновича, по русскому исчислению от сотворения мира 7090, а от Христа 1582-го года, писанная в средине царства царя Алексея Михайловича, и к тому нечто из других присовокуплено Пред смертью царя Иоанна Васильевича изменили

9. Падение Ассирийского царства. Царства Ново-Вавилонское и Мидийское.

9. Падение Ассирийского царства. Царства Ново-Вавилонское и Мидийское. Ассирийское царство гигантскими шагами достигло вершины своего могущества. Сарукину наследовал сын его, могущественный Санхериб (704 г.), ему — сын его Ассаргаддон (681 г.), который именовался царем Ассура

Глава VIII. Искатели московского подданства превращаются в опустошителей Московского царства. — Паны строят на Днепре крепость Кодак; казаки ее разрушают. — Происхождение казацкого своевольства от панского. — Крымцы дважды ищут напрасно польского подданства. — Казацкий бунт под предлогом возмездия з

Глава VIII. Искатели московского подданства превращаются в опустошителей Московского царства. — Паны строят на Днепре крепость Кодак; казаки ее разрушают. — Происхождение казацкого своевольства от панского. — Крымцы дважды ищут напрасно польского подданства. — Казацкий

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

960 Образование Польского государства

960 Образование Польского государства Это произошло в результате объединения польских земель князем Мешко – владетелем княжества Великая Польша со столицей в Гнезно, основателем династии Пястов. В 966 г. последовало принятие поляками христианства, в 968 г. в Познани было

1815 Образование Царства Польского

1815 Образование Царства Польского После Венского конгресса Россия получила в свое владение часть бывшего герцогства Варшавского с населением 2,6 млн человек. Но вначале все бывшее герцогство было занято русской армией, и там установили временную администрацию. По воле

60. ФРАНКФУРТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1849 г. КОНСТИТУЦИЯ ПРУССИИ 1850 г

60. ФРАНКФУРТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1849 г. КОНСТИТУЦИЯ ПРУССИИ 1850 г В условиях революции, произошедшей в ряде европейских государств в 1848 г., во Франкфурте-наМайне собралось общегерманское Национальное собрание, принявшее в 1849 г. Конституцию Германской империи.

ВЫСОЧАЙШЕЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКО-ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ (1861)

ВЫСОЧАЙШЕЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКО-ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ (1861) По высочайшему его императорскоцарского величества повелению Царство Польское объявляется на военном положении.На основании сего положения все жители

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ 79-й царь Константин, царствовал 36 летОт начала [летосчисления] римского 5418, греческого 1469, грузинского 157, индиктиона 2, после царя Гиорги сел сын его Константин. Так как в Имерети воцарился

Венский конгресс (1814—1815) создал на развалинах наполеоновской Европы новую систему, которая определила и территориальные границы, остававшиеся практически неизменными вплоть до первой мировой войны.

Польский вопрос на конгрессе был одним из самых сложных. Польская политическая элита в 1813—1815 гг. однозначно выступала за российскую ориентацию. Александр I — единственный в антинаполеоновской коалиции — стремился объединить под своей властью польские земли и создать польское государство,


Передел польских земель по решениям Венского конгресса 1815 г. 1 — польские земли, оставшиеся под властью Пруссии и России; 2 — польские земли, оставшиеся под властью Австрии; 3 — граница Княжества Варшавского перед разделом; 4 — территории, отошедшие к Пруссии; 5 — территории, отошедшие к Австрии; 6 — территория Краковской республики; 7 — территория, отошедшая к России и составившая Царство Польское; 8 — границы государств в 1815 г.; 9 — границы современной Польши

желая таким образом вопреки позиции всей Европы укрепить российский плацдарм на Висле. К этому времени относятся многие внешние проявления симпатии российского монарха к полякам: посещение им Т. Костюшко в Париже; назначение А. Чар-торыйского своим советником в Вене; разрешение вернуться на родину входившим в состав наполеоновской армии польским частям с сохранением за ними права ношения оружия; обещания присоединить к Польше восточные земли прежней Речи Посполитой и сохранить все привилегии польской шляхты.

Конституция провозглашала, что Царство Польское навсегда присоединяется к Российской империи и связывается с нею личной унией. Исполнительная власть согласно конституции целиком принадлежала императору, который одновременно стал и польским королем. Он назначал наместника. Первым наместником был генерал Ю. Зайончек. Конституция вернула многие польские исторические традиции: деление на воеводства, коллегиальность министерств (их функции выполняли правительственные комиссии) и воеводских властей. Расширились полномочия сейма. Законодательная власть разделялась между сеймом и императором. Сейм состоял из двух палат: сената и нижней палаты, в состав которой входили послы и депутаты от гмин. Он должен был собираться раз в два года и работать в течение 30-ти дней.

Монарх обладал правом наложения вето на решения сейма, что фактически сводило на нет его самостоятельность. В качестве высшего правительственного органа выступал Государственный совет, а текущие правительственные функции исполнял Административный совет. Согласно конституции формировалось польское войско, административное и судебное делопроизводство должно было осуществляться на польском языке. Провозглашались неприкосновенность личности, свобода слова и печати. Военную службу следовало отбывать в пределах Царства Польского, то же положение распространялось и на тюремные наказания.




Конституция 1815 г. была одной из самых либеральных в Европе. Правом голоса в Царстве Польском обладали около 100 тыс. граждан, что превышало число пользовавшихся избирательным правом в бурбонской Франции. Однако чуть ли не с самого начала она нарушалась как императором и правительством, так и чиновниками, которые от имени монарха контролировали польских подданных. Фактическим наместником стал командующий польской армией великий князь Константин Павлович, а сенатор Н.Н. Новосильцев исполнял не предусмотренные конституцией функции императорского комиссара.

Вначале ситуация выглядела обнадеживающе. Польские имущие классы, опасавшиеся после поражения 1812 г. очередного конца польской государственности, получили автономное и либеральное Царство Польское. Александр I пользовался огромной симпатией поляков. В 1818 г., когда собрался первый сейм Царства Польского, Александр I намекнул на возможность расширения Царства за счет литовских и белорусских земель. Ограничения конституционных прав приняли заметные масштабы после 1820 г., когда государства Священного союза усилили репрессии против активизирующегося в Европе либерального и революционного движения.

Сейм 1820 г. ознаменовался активными действиями либерально-шляхетской оппозиции — калишской партии. Ее, как и большинство шляхты, пока удовлетворяло сложившееся положение вещей, но, опасаясь наметившегося усиления реакционных тенденций в политике властей, калишане требовали соблюдения конституционных прав. Царская бюрократия ответила на это преследованиями калишан и попыталась убедить императора в необходимости отмены конституции. Последующие события показали иллюзорность надежд поляков первых лет существования Царства Польского.

С момента возникновения Царства Польского появилась, а в 20-е гг. набрала силу нелегальная оппозиция. Тайные революционные и просветительские организации видели свою задачу в воссоздании независимой Польши, а также в проведении

антифеодальных преобразований и демократизации политического строя. Идейно-политические силы всех направлений объединяло стремление к восстановлению польских границ 1772 г. Общность цели, несмотря на расхождения в социально-политических программах различных течений, оказала влияние и на характер польского восстания 1830—1831 гг., в котором заметную роль сыграли соединения польской армии и легальные органы государственного управления.

Читайте также: