Отличается ли по содержанию всеобщая декларация 1948 г от европейской конвенции 1950 г

Обновлено: 15.05.2024

Всеобщая декларация прав человека (A / RES / 217, UN-Doc. 217 / A- (III)) или AEMR для короткого замыкания является юридически необязательным разрешением Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по правам человека . Об этом было объявлено 10 декабря 1948 года во дворце Шайо в Париже.

10 декабря, день провозглашения, с 1948 года отмечается как день прав человека .

оглавление

Основы

Декларация прав человека состоит из 30 статей. Они содержат фундаментальные взгляды на права, которыми должен обладать каждый, "без какого-либо различия, например, по расе, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим или другим убеждениям, национальному или социальному происхождению, богатству, рождению или другому статусу. . "И независимо от юридических отношений, которые он имеет со страной, в которой находится. По данным Управления Верховного комиссара по правам человека , он переведен более чем на 460 языков и является одним из самых переводимых текстов.

Легальное положение

история

предшественник

В наше время формулировка вошла в Вирджинскую декларацию прав 1776 года, которая оказала большое влияние на Декларацию независимости Соединенных Штатов в том же году:

Одной из первых попыток распространить действие прав человека и гражданина за пределы Европы и Америки было провозглашение претензий африканцев в Южной Африке, принятое Африканским национальным конгрессом (АНК) 16 декабря 1943 года .

Декларация прав человека государствами-членами Организации Объединенных Наций является прямой реакцией на ужасные события Второй мировой войны, в которой пренебрежение и неуважение к правам человека привело к актам варварства. Согласно статье 68 Устава ООН , Комиссия ООН по правам человека была основана в 1946 году как экспертная комиссия Экономического и Социального Совета ООН . Осознавая недостатки содержания Хартии в отношении прав человека, первой важной задачей недавно созданной комиссии была разработка международного кодекса прав человека (Международного билля о правах) . В конце января 1947 года начала работу комиссия из 18 экспертов под руководством Элеоноры Рузвельт .

Канадский юрист Джон Питерс Хамфри , ливанский политик и философ Чарльз Малик , французский юрист Рене Кассен , китайский философ Пэн-чун Чанг , Элеонора Рузвельт , вдова бывшего президента США Франклина Д. Рузвельта , сыграли важную роль в этом процессе. разработка проекта . и Жак Маритен , французский философ.

Показана часть содержимого старого персидского цилиндра Кира VI века до нашей эры. Хр. Именуется первой декларацией прав человека.

Переговоры

На атмосферу переговоров уже сильно повлиял конфликт между Востоком и Западом . Его размеры вскоре охватили весь земной шар и стали причиной сотен войн и конфликтов с массовыми нарушениями прав человека. Элеоноре Рузвельт вскоре пришлось отказаться от плана заключения пакта о правах человека, который был обязательным по международному праву, и ввиду постоянно усиливающихся фронтов ей пришлось принять решение действовать в несколько этапов. Изначально ей нужно было сосредоточиться только на разработке необязательной декларации прав человека. Достижение соглашения о юридически обязательной форме международного договора было отложено на более позднее время, поскольку в то время это казалось не только очень трудоемким, но и, прежде всего, небезопасным по сравнению с общей декларацией, которая в основном была бы всего лишь рекомендацией. Однако в первую очередь хотелось достичь определения объема прав человека, подлежащих защите, чтобы выразить универсальную правовую концепцию. Но и это, как вскоре стало очевидно, должно было оказаться более сложным, чем предполагалось ранее. В то время как западные государства хотели включить в декларацию только политические и гражданские свободы, Советский Союз и другие социалистические государства настаивали на том же значении экономических и социальных прав. На фоне всех этих разногласий версия Всеобщей декларации прав человека, окончательно принятая 10 декабря 1948 года, оказалась результатом трудного компромисса и была достаточно общей, чтобы допускать различные акцентные толкования прав человека. .

принятие

10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека была принята 48 голосами, 0 против и 8 воздержавшихся. Воздержавшиеся прибыли из Советского Союза , Украины , Беларуси , Польши , ЧССР , Югославии , Саудовской Аравии и Южной Африки .

Другие хартии основных прав человека

Европейская конвенция по правам человека (ЕСПЧ) от 4 ноября 1950 в значительной степени под влиянием Устава ООН. В форме Хартии основных прав Европейского Союза (GRCh, 2000/2009) она легла в основу усилий по выработке общей конституции ЕС.

В 1990 году организация Исламская Конференция приняла в Каирской декларации прав человека , содержание которых значительно отличается от Всеобщей декларации прав человека, хотя его формулировка аналогична. Это гарантирует z. Б. Нет равенства между мужчинами и женщинами и нет права на свободный выбор религии или супруга. Кроме того, все представленные права подлежат оговорке в соответствии с исламским шариатом .

Арабская хартия прав человека была принята Лигой арабских государств в 2004 году и находится ближе к Всеобщей декларации прав человека.

В июле 2010 года большинство членов Генеральной Ассамблеи ООН объявили право на воду одним из прав человека. Однако по тем же причинам, что и в случае с Хартией прав человека, эта декларация также не имеет обязательной силы в соответствии с международным правом.

Список основных прав

  • Статья 1 ( свобода, равенство, братство ) Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны встречаться друг с другом в духе братства.
  • Статья 2 ( запрещение дискриминации ) Каждый имеет право на права и свободы, провозглашенные в этой декларации, без какого-либо различия, например, в зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или другого статуса. Кроме того, не может проводиться различие на основе политического, правового или международного положения страны или территории, к которой принадлежит лицо, независимо от того, является ли это независимым, находится под опекой, не имеет самоуправления или иным образом ограничено в его суверенитет.
  • Статья 3 ( право на жизнь и свободу ) Каждый имеет право на жизнь, свободу и личную безопасность.
  • Статья 4 (Запрещение рабства и работорговли) Никто не может содержаться в рабстве или крепостном праве ; Рабство и работорговля запрещены во всех их формах.
  • Статья 5 ( запрещение пыток ) Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
  • Статья 6 (признание в качестве юридического лица) Каждый имеет право быть признанным дееспособным повсюду.
  • Статья 7 ( равенство перед законом ) Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона без каких-либо различий. Все имеют право на равную защиту от любой дискриминации в нарушение настоящей Декларации и от любого подстрекательства к такой дискриминации.
  • Статья 8 (право на правовую защиту ) Каждый имеет право на эффективное средство правовой защиты в компетентных национальных судах от действий, нарушающих его конституционные или юридические основные права.
  • Статья 9 (защита от ареста и депортации) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту , задержанию или высылке из страны .
  • Статья 10 ( право на справедливое судебное разбирательство ) Каждый имеет право на справедливое и открытое судебное разбирательство в независимом и беспристрастном суде при полном равенстве при установлении его прав и обязанностей и в случае предъявления ему уголовного обвинения .
  • Статья 11 ( презумпция невиновности )
    1. Любой обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, если его вина не была доказана в соответствии с законом в ходе открытого судебного разбирательства, в ходе которого он имел все необходимые гарантии для защиты.
    2. Никто не может быть осужден за какое-либо действие или бездействие, которое на момент совершения не каралось национальным или международным правом. Точно так же не может быть назначено более суровое наказание, чем наказание, которое грозило во время совершения уголовного преступления.
  • Статья 12 (свобода личности) Никто не должен подвергаться произвольному вмешательству в его частную жизнь , семью, дом или переписку, а также наносить ущерб его чести или репутации. Каждый имеет право на правовую защиту от такого вмешательства или вмешательства.
  • Статья 13 ( свобода передвижения и эмиграция)
    1. Каждый имеет право свободно передвигаться по государству и свободно выбирать место жительства.
    2. Каждый имеет право покинуть любую страну, в том числе свою собственную, и вернуться в свою страну.
  • Статья 14 (право убежища)
    1. Каждый имеет право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем .
    2. Это право не может быть реализовано в случае уголовного преследования, которое фактически осуществляется за преступления неполитического характера или за действия, нарушающие цели и принципы Организации Объединенных Наций.
  • Статья 15 (право на гражданство)
    1. Каждый имеет право на гражданство .
    2. Никто не может быть произвольно изъят из их гражданств, и не лишены права изменить свое гражданство.
  • Статья 16 (брак, семья)
    1. Совершенные мужчины и женщины, независимо от расы, национальности или религии, имеют право вступать в брак и создавать семью . Они имеют равные права в браке, во время брака и при его расторжении.
    2. Брак может быть заключен только в случае свободного и неограниченного согласия будущих супругов.
    3. Семья является естественной базовой ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
  • Статья 17 (право собственности)
    1. Каждый имеет право владеть собственностью единолично и совместно с другими .
    2. Никто не может быть лишен собственности без разбора.
  • Статья 18 (свобода мысли, совести и религии) Каждый имеет право на свободу мысли , совести и религии ; Это право включает свободу менять свою религию или убеждения, а также свободу исповедовать свою религию или убеждения в одиночку или совместно с другими, публично или в частном порядке, посредством обучения, практики, отправления религиозных обрядов и культовой деятельности.
  • Статья 19 (свобода слова и информации) Каждый имеет право на свободное выражение своего мнения; Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от границ.
  • Статья 20 ( свобода собраний и ассоциаций )
    1. Все люди имеют право мирно собираться и создавать ассоциации.
    2. Никто не может быть принужден к членству в ассоциации.
  • Статья 21 (всеобщее и равное избирательное право )
    1. Каждый имеет право участвовать в формировании государственных дел своей страны непосредственно или через свободно избранных представителей.
    2. Каждый имеет право на равный доступ к государственной службе в своей стране.
    3. Воля народа составляет основу авторитета государственной власти; Это желание должно быть выражено посредством регулярных, чистых, всеобщих и равных выборов с тайным голосованием или посредством эквивалентного свободного избирательного процесса.
  • Статья 22 (право на социальное обеспечение) Каждый как член общества имеет право на социальное обеспечение и право пользоваться экономическими, социальными и культурными правами, необходимыми для его или ее достоинства, посредством внутренних действий и международного сотрудничества, принимая во внимание организацию и средства свободного развития каждого государства. его личность незаменима.
  • Статья 23 (право на труд, равную оплату труда)
    1. Каждый имеет право на труд , на свободный выбор профессии, на справедливые и удовлетворительные условия труда и на защиту от безработицы.
    2. Каждый без различия имеет право на равную оплату за равный труд.
    3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, которое обеспечивает ему и его семье существование, соизмеримое с человеческим достоинством, при необходимости дополняемое другими мерами социальной защиты.
    4. Каждый имеет право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов .
  • Статья 24 (право на отдых и досуг) Каждый имеет право на отдых и досуг и, в частности, на разумные ограничения рабочего времени и регулярный оплачиваемый отпуск .
  • Статья 25 (право на благополучие)
    1. Каждый имеет право на такой уровень жизни, который гарантирует ему и его семье здоровье и благополучие, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и необходимые социальные льготы, а также право на безопасность в случае безработицы, болезни. инвалидность или вдовство в старости, а также в случае любой другой утраты средств к существованию в связи с обстоятельствами, не зависящими от него.
    2. Матери и дети имеют право на особую заботу и поддержку. Все дети, рожденные в браке или вне брака , пользуются одинаковой социальной защитой.
  • Статья 26 (право на образование)
    1. Каждый имеет право на образование . Образование бесплатное, по крайней мере, начальное и базовое образование. Начальное образование обязательно. Техническое и профессиональное образование должно быть широко доступным, а высшее образование должно быть в равной степени открыто для всех в соответствии с их способностями.
    2. Образование должно быть сосредоточено на полном развитии человеческой личности и на укреплении уважения к правам человека и основным свободам. Он должен способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами и способствовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
    3. Родители имеют преимущественное право выбирать тип образования для своих детей.
  • Статья 27 (свобода культурной жизни)
    1. Каждый имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, заниматься искусством и делиться научными достижениями и достижениями.
    2. Каждый имеет право на защиту интеллектуальных и материальных интересов, которые возникают у него как у автора произведений науки, литературы или искусства.
  • Статья 28 (общественный и международный порядок) Каждый имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, провозглашенные в этой декларации, могут быть полностью реализованы.
  • Статья 29 ( основные обязательства )
    1. У каждого есть обязанности перед обществом, только в котором возможно свободное и полное развитие его личности.
    2. При осуществлении своих прав и свобод каждый подчиняется только ограничениям, предусмотренным законом, исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других и справедливых требований морали, общественного порядка и общего блага. в одном, чтобы встретить демократическое общество.
    3. Ни в коем случае осуществление этих прав и свобод не может противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
  • Статья 30 (правило толкования) Ничто в этой декларации не может быть истолковано как предоставление какого-либо права любому государству, группе или лицу заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на устранение прав и свобод, изложенных в этой декларации.

Дальнейшая информация

Конференции и связи с общественностью

Первая всемирная конференция по правам человека прошла в Тегеране в 1968 году. Второй мир по правам человека была проведена конференция по Организации Объединенных Наций с 14 июня по 25, 1993 в Вене , спустя несколько лет после окончания холодной войны и блокового противостояния. В итоговой декларации почти все из 171 государства единодушно привержены своим обязательствам в области прав человека.

Инициатива, запущенная в 2010 году, заключалась в поиске универсального логотипа для прав человека . С июля 2011 года жюри выбрало десять лучших из более чем 15 300 предложений из более чем 190 стран. Победивший логотип принадлежит Предрагу Стакичу из Сербии и сочетает в себе силуэт руки и силуэт птицы.

Экологическая интерпретация прав человека

Цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ООН) представляют собой один из подходов к реагированию на эти вызовы , которые призваны обеспечить устойчивое развитие на экономическом, социальном и экологическом уровне. На Всемирном саммите по устойчивому развитию 2015 года было принято 17 всеобъемлющих целей, которые объясняются и обосновываются 169 подцелями.

Савельева Елена Геннадьевна, аспирант кафедры международного права Дипломатической академии Министерства иностранных дел России, ведущий специалист Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области.

В статье рассматриваются основные действующие международные акты, содержащие положения о защите права собственности, раскрывается механизм защиты права собственности на универсальном уровне. Осуществляется анализ практики Комитета ООН по правам человека, касающейся рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушение права собственности в результате нарушений прав человека, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Ключевые слова: защита права собственности, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Комитет по правам человека ООН.

The article deals with the major existing international documents containing property right protection provisions and describes the mechanism for the property right protection at the universal level. It provides an assessment of the UN Human rights committee practice concerning the consideration of individual complaints in connection with infringement of property rights resulting from violations of human rights as provided for by the International covenant on civil and political rights.

Key words: property right protection, Universal declaration of human rights, International covenant on civil and political rights, UN human rights committee.

Основные международные акты, содержащие положения о защите права собственности, и практика их применения и толкования международными органами по защите прав человека классифицируются в зависимости от сферы действия на универсальные и региональные. Сравнительное исследование аспектов регулирования и защиты права собственности на универсальном и региональном уровнях позволяют выделить некоторые их особенности и проследить эволюцию защиты права собственности в международном праве.

Особый интерес для науки международного права с точки зрения автора представляет тот факт, что право собственности, несмотря на свой комплексный характер, сочетающий публично- и частноправовые начала, является признанным в международном публичном праве и всем международным сообществом институтом отрасли международного права "Право прав человека" и подлежит защите международными органами. Об этом свидетельствуют действующие нормы международного права о защите права собственности универсального характера и нормы международных договорных органов.

Первым универсальным международным документом, содержащим отдельное положение, посвященное защите права собственности, стала Всеобщая декларация прав человека и основных свобод 1948 г. . Так, ст. 17 Декларации предусматривает:

См.: Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1997. С. 41.

"1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

  1. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества".

Следует отметить тот факт, что в первоначальном проекте Декларации, подготовленном канадским юристом Джоном Хамфри, норма о праве собственности имела совершенно иное по сравнению с современной нормой содержание. А именно: в ней признавалось, что "каждый человек имеет право владеть имуществом в соответствии с законами страны, в которой данное имущество находится" . Таким образом, в предложенном тексте нормы о праве собственности его защита подчинялась законам страны нахождения имущества, не имея, по сути, протекции со стороны международного права, что было связано, видимо, с неготовностью признать право собственности неотъемлемой частью всей системы "естественных" прав человека. Кроме того, в отличие от предшествующих проектов, окончательный текст ст. 17 Декларации не содержит какого-либо упоминания об ограничениях права собственности , но и не провозглашает право собственности в качестве абсолютного права человека, поскольку в соответствии с нормой лишение собственности допускается, за исключением произвольных случаев такого лишения.

Противоречивость подходов разработчиков проекта Декларации к содержанию нормы о собственности объясняется, по мнению автора, существовавшим в середине XX в. идеологическим расколом, вызванным холодной войной между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой. Поэтому выработанные государствами положения ст. 17 Декларации "можно рассматривать как компромисс между сторонниками частной капиталистической и коллективной социалистической собственности" , которая была завуалирована за правом каждого на владение имуществом "совместно с другими".

Мингазова И.В. Право собственности в международном праве. М., 2007. С. 61.

Следует отметить, что право собственности как право человека было предусмотрено не только общепризнанными нормами Всеобщей декларации, но и нормами международных договоров.

Так, тремя годами позже после принятия Всеобщей декларации, в 1951 г., была принята Конвенция о статусе беженцев , которая в ст. 13 провозгласила для беженцев, "возможно, более благоприятное положение и во всяком случае не менее благоприятное, чем то, каким при таких же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы в отношении приобретения движимого и недвижимого имущества". В комментариях к Конвенции о статусе беженцев, опубликованных отделом международной защиты Управления верховного комиссара по делам беженцев в 1997 г., отмечается, что "право на получение компенсации в случае экспроприации или национализации является правом, непосредственно связанным с закрепленным в Конвенции правом на приобретение движимого и недвижимого имущества" . Интересным с точки зрения защиты права собственности беженцев представляется и то, что норма ст. 13 Конвенции, основанная на "принципе наиболее благоприятствуемой нации", не оговаривает условия "приобретения движимого и недвижимого имущества" беженцами, исходя из возможного существования "принципа взаимности" в отношениях между государствами. Используя этот принцип, государство может законодательно ограничить право беженцев на приобретение имущества и предоставить это право исключительно на основе взаимности. По мнению некоторых авторов, "право беженцев на приобретение движимого и недвижимого имущества относится к минимальным стандартам прав беженцев и, поскольку оно имеет закрепление в нормах международного права, не может быть ограничено на основе принципа взаимности" .

Аналогичную норму, предоставляющую апатридам более благоприятное положение, "чем то, каким при тех же обстоятельствах пользуются иностранцы" в отношении приобретения движимого и недвижимого имущества, содержит Конвенция о статусе апатридов 1954 г. (ст. 13).

Принята 28 сентября 1954 г. Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с Резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета ООН от 26 апреля 1954 г.

Примечательно, что в свете принятых норм о защите права собственности ни Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. , ни Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. не содержат специальной нормы о собственности. Как известно, вступление в силу пактов ни в коей мере не уменьшило общепризнанного значения Всеобщей декларации, наоборот, международные пакты придали Декларации новую силу, закрепив действующий механизм для реализации провозглашенных в ней прав и свобод. Отсутствие в пактах нормы о праве собственности ни коем случае не рассматривается как отказ от этого права, а скорее всего, является следствием антагонизма между идеологией стран Запада и Востока, Севера и Юга . Кроме того, среди юристов-международников существует мнение, в соответствии с которым "невключение" нормы о праве собственности в тексты международных пактов расценивается как попытка ООН включить ее в более широкую категорию - "право наций и народов" . Изучение текстов проектов международных пактов по правам человека позволяет сделать вывод о существовавшем стремлении разработчиков пактов зафиксировать в них норму о праве собственности. Это отражено в комментариях к текстам проектов международных пактов по правам человека, подготовленных Генеральным секретарем ООН на десятой сессии Генеральной Ассамблеи в 1955 г. . В комментариях особо отмечается, что "вопрос о включении или невключении нормы о праве собственности был предметом многочисленных дискуссий. Согласие относительно текста нормы (. ) не было достигнуто". Тем не менее "право человека владеть имуществом не оспаривается", оно признается. Более того, "провозглашение права собственности во Всеобщей декларации прав человека и основных свобод является достаточным" для того, чтобы государства самостоятельно разрабатывали подробные положения о защите права собственности.

В связи с отсутствием нормы о защите права собственности в международных пактах по правам человека вполне логичным будет вопрос о том, каков механизм защиты права собственности в системе органов ООН. Международным договорным органом, осуществляющим контроль за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах, является Комитет по правам человека ООН. В практике Комитета было уже немало рассматриваемых им жалоб, в которых заявители, пытаясь защитить фактически свое право собственности, обращались в Комитет за защитой в связи с нарушением ст. 14 Пакта о праве на справедливое судебное разбирательство, ст. 26 - о недискриминации, ст. 27 - о правах меньшинств, поскольку эти статьи имеют, во-первых, прямое закрепление в Пакте, во-вторых, достаточно четкие формулировки для того, чтобы Комитет смог дать подробные рекомендации государству-нарушителю по восстановлению заявителя в его правах. Вместе с тем, как показывает практика, "Комитет по правам человека ООН неохотно рассматривает жалобы непосредственно на нарушение права собственности" .

Так, например, Комитет неоднократно рассматривал обращения и высказывал свои соображения в отношении неправомерности лишения собственности в результате дискриминации по признаку гражданства . Классическим примером является ряд рассмотренных Комитетом жалоб заявителей, которые, будучи натурализованными гражданами США, родились в Чехии и, после оставления страны своего происхождения, были лишены находящейся на территории Чехии недвижимости и другого имущества путем его конфискации в соответствии с чешским законодательством. Во всех подобных случаях Комитет признает нарушение государством ст. 26 Пакта о недискриминации, отмечая при этом, что "предусмотренное законом требование о гражданстве в качестве необходимого условия возвращения ранее конфискованной властями собственности является признаком произвольного и дискриминационного различия между лицами, которые в равной степени явились жертвами конфискации" .

Право коренных народов на владение и пользование принадлежащими им территориями и находящимися на них природными ресурсами защищается Комитетом путем расширительного толкования нормы ст. 27 Пакта. Всеобъемлющий подход Комитета к понятию "культура", которой "пользуются представители этнических, религиозных и языковых меньшинств" в соответствии со ст. 27 Пакта, подразумевает ее широкое понимание, в том числе как "особенного жизненного уклада, связанного с использованием земельных ресурсов, принадлежащих коренным народам" . В деле "Бернард Оминаяк и племя озера Лубикон против Канады" Комитет пришел к выводу, что защищаемые заявителями права относятся к правам меньшинств, и признал нарушение ст. 27 Пакта в связи с тем, что осуществляемая государством "продажа лицензий на разведку и добычу нефти и газа на территории малой народности стала причиной лишения средств к ее существованию и права на самоопределение" .

Специальная норма, предусматривающая "право коренных народов владеть землями, которые они традиционно занимают", была принята позднее, в 1989 г., получив закрепление в Конвенции МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах .

См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1957 - 1990 годы. Т. 2. Международное бюро труда. Женева, 1991.

Отдельные положения о праве собственности предусматриваются и в других международных актах по правам человека универсального характера. Статья 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. включает обязательство государств-участников "запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом" в отношении осуществления в том числе "права на владение имуществом, как единолично, так и совместно с другими", воспроизводя, по сути, норму Всеобщей декларации прав человека и основных свобод о праве собственности. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. в ст. 15 (2) и ст. 16 (1) (h) провозглашает "равные права женщин и мужчин при заключении договоров и управлении имуществом", а также "одинаковые права супругов в отношении владения, приобретения, управления, пользования и распоряжения имуществом". В ст. 15 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. делается акцент на невозможности произвольного лишения собственности и предусматривается право на "справедливую и надлежащую компенсацию" в случае экспроприации имущества. Право человека владеть имуществом провозглашено в ряде деклараций ООН, таких как Декларация социального прогресса и развития 1969 г. и Декларация о правах инвалидов 1975 г. .

См.: United Nations, Treaty Series. Vol. 660. P. 240 - 266.
См.: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН, 34-я сессия. Дополнение N 46. С. 250 - 254.
Принята Резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.
Принята Резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1969 г.
Принята Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г.

Краткий обзор положений универсальных международных актов о праве собственности позволяет сложить общее представление о механизме регулирования и защиты права собственности в системе ООН. Несмотря на кажущуюся недостаточную степень урегулированности права собственности в международных актах универсального характера, по сравнению с региональными, действующие нормы о праве собственности не только стали основой в области регулирования и защиты права собственности в международном праве, но и дали толчок развитию института права собственности на региональном уровне, стали служить фактором совершенствования соответствующих норм на национальном уровне.

Применительно к Российской Федерации трудности, связанные с защитой права собственности, тоже можно и необходимо разрешать, принимая во внимание существующую практику органов по защите прав человека системы ООН. Так, на сегодняшний день актуальным остается вопрос компенсации ущерба российским гражданам, покинувшим Абхазию во время грузино-абхазской войны и оставившим свое движимое и недвижимое имущество на территории Абхазии. Вновь созданная в связи с этим комиссия по защите имущественных прав граждан России в Абхазии, первое заседание которой состоялось в июле 2012 г., по своей сути выступает последней инстанцией на национальном уровне для защиты имущественных прав граждан России. Тот факт, что большая часть решений комиссии принимается не в пользу заявителей, свидетельствует, по мнению автора, о противостоянии абхазских властей возможности возвращения в Абхазию этнических грузин, имеющих российские паспорта. Такие причины являются, с одной стороны, политически обоснованными, но с другой - противоречат нормам Международного билля о правах человека и практике органов по защите прав человека системы ООН, поскольку раскрывают дискриминационное отношение по признаку этнической принадлежности. Рассмотренные выше соображения Комитета по правам человека ООН, в которых Комитет пришел к выводу о неправомерности лишения собственности в результате дискриминации по признаку гражданства, будучи не обязательными для исполнения, тем не менее могут быть использованы как основание для принятия адекватного решения, соответствующего нормам национального и международного права.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Содержание

Создание и принятие

Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, был необходим.

Составление


В 1946 году Джон Хамфри, канадский специалист в области международного права, был приглашён генеральным секретарем ООН на должность главы отдела по правам человека, ведущего составителя Декларации. [3] В его обязанности входило сотрудничество с Комиссией по правам человека, представленной всем спектром типичных государств мира (Австралия, Бельгия, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Великобритания, Китай, Куба, Египет, Индия, Иран, Ливия, Панама, СССР, США, Уругвай, Филиппины, Франция, Чили, Югославия), вскоре начавшей работу над подготовкой документа, который сначала предполагалось назвать Международным биллем о правах.

Принятие

Голосование за декларацию осуществлялось постепенно. 23 из 31 статей проекта декларации были приняты единогласно. По результатам обсуждения, статья 3 проекта декларации была объединена со статьёй 2. В ходе обсуждения и постатейного голосования выявилось противостояние западных стран и стран советского блока. [4] Глава советской делегации в ООН Андрей Януарьевич Вышинский отзывался о декларации следующим образом:

Несмотря на некоторые свои достоинства, этот проект имеет ряд крупных недостатков, главный из которых заключается в его формально-юридическом характере и отсутствии в этом проекте каких бы то ни было мероприятий, которые были бы способны содействовать осуществлению провозглашенных в этом проекте основных свобод и прав человека.

Всеобщая декларация прав человека в окончательной редакции была поддержана 48 странами на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Пале де Шайо (Париж) 10 декабря 1948 г. Белорусская ССР, Украинская ССР, Союз ССР, Чехословакия, Польша, Югославия, ЮАС и Саудовская Аравия воздержались при голосовании. [5]

Статус и распространение

Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными как императивная норма; в отдельных странах Декларация признается частично. [6]

Этот документ был переведен на множество языков мира (более 350 в 2009 году) [7] и является самым переводимым документом в мире. [8]

День прав человека



См. также

Примечания

Ссылки

Статья 1: Свобода, Эгалитаризм, Достоинство и Братство
Статья 2: Универсальность прав

Статья 1 и 2: Право на свободу от дискриминацииСтатья 3: Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенностьСтатья 4: Свобода от рабстваСтатья 5: Свобода от пыток и жестокого и необычного наказанияСтатья 6: Право на индивидуальностьСтатья 7: Равенство перед закономСтатья 8: Право на эффективное средство правовой защиты от законаСтатья 9: Свобода от произвольного ареста, задержания и изгнанияСтатья 10: Право на судебную защитуСтатья 11.1: Презумпция невиновностиСтатья 11.2: Запрет на обратную силу законаСтатья 12: Право на неприкосновенность частной жизни неприкосновенность частной жизниСтатья 13: Свобода передвиженияСтатья 14: Право убежищаСтатья 15: Право на гражданствоСтатья 16: Право на брак и семейную жизньСтатья 17: Право на имуществоСтатья 18: Свобода мысли, совести и вероисповеданияСтатья 19: Свобода мнений и их выраженияСтатья 20.1: Свобода собранийСтатья 20.2: Свобода ассоциацийСтатья 21.1: Право на участие в управлении государством Статья 21.2: Право на равный доступ к государственной службеСтатья 21.3: Право на всеобщее избирательное право

Статья 1 и 2: Право на свободу от дискриминацииСтатья 22: Право на социальное обеспечениеСтатья 23.1: Право на трудСтатья 23.2: Право на равную оплату за равный трудСтатья 23.3: Право на справедливое вознаграждениеСтатья 23.4: Право на вступление в профсоюзСтатья 24: Право на отдых и досугСтатья 25.1: Право на достаточный уровень жизниСтатья 25.2: Право на особое попечение и помощь матерям и детямСтатья 26.1: Право на образованиеСтатья 26.2: Обучение правам человекаСтатья 26.3: Право на выбор образованияСтатья 27.1: Право на участие в культурной жизниСтатья 27.2: Право на интеллектуальную собственность

Статья 28: Социальный и международный порядокСтатья 29.1: Социальная ответственностьСтатья 29.2: Ограничения прав человекаСтатья 29.3: Верховенство целей и принципов ООН
Статья 30: Nothing in this Declaration may be interpreted as implying for any State, group or person any right to engage in any activity or to perform any act aimed at the destruction of any of the rights and freedoms set forth herein.

  • События 10 декабря
  • Декларации
  • Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
  • Международные правозащитные документы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Всеобщая декларация прав человека" в других словарях:

Всеобщая декларация прав человека — принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. международный акт по правам человека, в котором провозглашен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Считается, что Всеобщая… … Финансовый словарь

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — (англ. Universal Declaration of Human Rights) международный акт универсального характера по правам человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в развитие Устава ООН, требующего от государств сотрудничать в «поощрении и… … Юридическая энциклопедия

Всеобщая декларация прав человека — см. Декларация прав и свобод человека и гражданина … Российская энциклопедия по охране труда

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Провозглашает приоритет достоинства личности, прав и свобод человека, закрепляет равенство всех перед законом и равную защиту закона, право каждого на личную… … Современная энциклопедия

Всеобщая декларация прав человека — ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Провозглашает приоритет достоинства личности, прав и свобод человека, закрепляет равенство всех перед законом и равную защиту закона, право каждого на личную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — первый универсальный международный акт по правам человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Состоит из преамбулы и 30 статей, в которых провозглашен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и… … Юридический словарь

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также… … Большой Энциклопедический словарь

Всеобщая декларация прав человека — принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также… … Политология. Словарь.

Всеобщая Декларация прав человека — Элеонора Рузвельт с декларацией прав человека Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) (Международный пакт о правах человека) от 10 декабря 1948 года. Декларация определяет… … Википедия

Всеобщая декларация прав человека — принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также… … Энциклопедический словарь

Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

Всеобщая декларация прав человека ( ВДПЧ ) была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций по 10 декабря 1948 г. в Париже , то Дворец Шайо , по резолюции 217 (III) A . Он определяет основные права человека . Без какого - либо реального правового значения как такового, этот текст является возвещение о правах ; следовательно, он имеет только декларативное значение.

На тот момент эту универсальную хартию приняли 48 из 58 государств-членов ООН . Ни один штат не голосовал против, но восемь воздержались и два не приняли участие в голосовании. Среди восьми воздержавшихся Южная Африка , которая затем применила апартеид , отказалась от утверждения права на равенство перед законом без различия происхождения или расы, а Саудовская Аравия оспорила равенство между мужчинами и женщинами . Польша , то Чешская Республика , то Югославия , то Советский Союз , то Украина и Белоруссия сами тем временем воздержалась из - за спора по поводу определения основополагающего принципа универсальности , изложенных в пункте 1 части статьи 2 . Наконец, два государства, которые не участвовали в голосовании, - это Йемен и Гондурас .

В тексте излагаются основные права человека, их признание и уважение законом. Он также включает преамбулу с восемью соображениями, признающую необходимость неотъемлемого уважения основных прав человека всеми странами, нациями и политическими режимами, и которая завершается объявлением об одобрении и провозглашении Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Резюме

Бытие и письмо

С 1946 по 1948 год делегаты Организации Объединенных Наций посвятили себя разработке Декларации. Созданная в 1946 году Экономическим и Социальным Советом Ядерная комиссия по правам человека определила в качестве основного мандата новой Комиссии по правам человека разработку международной хартии.

В начале 1947 года на своей первой сессии Комиссия по правам человека учредила Редакционный комитет. Редакционный комитет, первоначально состоящий из президента Элеоноры Рузвельт, вице-президента П.К. Чанга и докладчика Чарльза Малика , будет расширен на втором этапе. Он состоит из следующих членов:

  • Элеонора Рузвельт , 1884–1962, США, председатель редакционного совета;
  • П.К. Чанг , 1893–1957, Китай, заместитель председателя редакционного совета;
  • Эмиль Сен-лот , 1904–1976, Гаити, докладчик редакционной коллегии. Всеобщую декларацию прав человека впервые зачитал перед Генеральной Ассамблеей ООН ее докладчик Эмиль Сен-Лот;
  • Уильям Рой Ходжсон , 1892–1958, Австралия, член Комиссии по правам человека;
  • Эрнан Санта-Крус , 1906–1999, Чили, член Комиссии по правам человека;
  • Рене Кассен , 1887–1976, Франция, член Комиссии по правам человека;
  • Александр Богомолов , 1900-1969, СССР, член Комиссии по правам человека;
  • Чарльз Дьюкс(en) , 1880–1948, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, член Комиссии по правам человека;
  • Джон Питерс Хамфри , 1905-1980, Канада, директор Отдела по правам человека Организации Объединенных Наций.

Редакционный комитет собрался на свою первую сессию с 9 по 25 июня 1947 года, затем на вторую сессию с 3 по 21 мая 1948 года. Проект декларации, составленный Комитетом и переданный для обсуждения в Комиссию по правам человека , а затем в Экономический и Социальный Совет и, наконец, Генеральная Ассамблея . Многие поправки и предложения будут по-прежнему предлагаться государствами-членами ООН в рамках этих различных органов.

Состав

Структура, лежащая в основе Декларации, представлена ​​во второй подготовительной версии, составленной Рене Кассеном .

Эта структура также сравнивали Рене Кассин к тому , что в портике о наличии греческого храма : последовательность соображений , сравнимых с шагом , четыре колонны из отдельного человека, семьи, социальных и политических прав и фронтоном , объединяющей все в том же видении человечества, состоящий из трех последних статей текста.

Возможные предшественники


Некоторые утверждают, что самая ранняя известная декларация прав человека была записана на цилиндре Кира и написана Киром Великим , основателем Персидской империи в этом году. 539 г. до н.э. Ж.-К.

Теории социального контракта

Вторая мировая война

Когда после Второй мировой войны стало известно о зверствах, совершенных нацистской Германией, международное сообщество пришло к единому мнению, что в Уставе недостаточно определены права, о которых идет речь. Декларация, определяющая права человека, необходима для усиления положений Хартии о правах человека.

Юридическая сфера

Французский Конституционный совет не дает положительный правовой статус Декларации 1948 года, несмотря на то, что в 1789 году был включен в конституционности блок с 1971 года . С другой стороны, имея меньшее географическое распространение, Европейская конвенция по правам человека включает обязательные положения для подписавших ее государств.

Перевод Всеобщей декларации прав человека

Текст Всеобщей декларации прав человека был отмечен Книгой рекордов Гиннеса в 2009 году, что стало мировым рекордом по переводам на 370 различных языков и диалектов . В 2019 году Управление Верховного комиссара ООН по правам человека насчитало 518 переводов, доступных на его веб-сайте. Хотя УВКПЧ стремится выбирать официальные переводы или наилучшие из имеющихся переводов, а также производить новые переводы на широко используемые языки, УВКПЧ, тем не менее, оговаривает качество и точность переводов, отличных от тех, которые были выполнены на шести официальных языках страны. Организация Объединенных Наций : английский , арабский , китайский , испанский , французский (здесь - официальный язык оригинала текста Декларации и ее преамбулы), русский .

Отзывы

В отношении этой Декларации высказываются три основных критических замечания.

С одной стороны, то, что касается эффективности прав человека, и что касается позитивных правовых гарантий или их отсутствия. Такую критику, например, высказала Джин Киркпатрик , постоянный представитель США при Организации Объединенных Наций с 1981 по 1985 год, которая поставила Декларацию и письмо Деду Морозу на один уровень .

С другой стороны, еще одна критика касается предполагаемой универсальности этих прав человека. Это иногда присоединяется к этому, а также когда страны Юга осуждают заявление и интерес переменной геометрии в отношении прав человека, в зависимости от стран, держав и конфликтов. В последнем случае ставится под сомнение не принцип универсальности прав человека как таковой, как это могут сделать сторонники радикального культурного релятивизма , а скорее предполагаемое дифференцированное применение этих прав.

Наконец, в тексте игнорируется смертная казнь . В статье 5 лишь упоминается, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Кроме того, права, связанные со свободой печати и защитой источников информации журналистов, развиты там меньше, чем в других текстах, таких как Европейская конвенция о правах человека и ее знаменитая статья 10 .

Читайте также: