Отказываются принимать паспорт в банке на что ссылаться если имеются потертости

Обновлено: 18.05.2024

Возбуждение исполнительного производства по долгам означает, что ФССП начнет проводить розыск имущества и доходов человека. В частности, сотрудники госоргана направляют запросы в банки. Если ваша зарплата или накопления будут обнаружены, пристав-исполнитель начнет взыскивать деньги в пользу кредитора с возможной блокировкой счетов и карт. И тут возникает вопрос — какие карты не блокируют приставы и есть ли такие карты вообще? Разберемся в этой статье!

Какие банки не арестовывают карты?

Ответить на этот вопрос легко — те, которые желают рискнуть лицензией ЦБ.

В России работает ст. 81 № 229-ФЗ, и именно эта статья предписывает каждому финансовому учреждению беспрекословно подчиняться требованиям постановлений судебных приставов.

То есть банков, которые бы отказали в исполнении предписания пристава, в РФ нет.

Банк не вправе игнорировать такие документы — если он не заблокирует счет по требованию из ФССП, на организацию немедленно обрушится проверка со всеми вытекающими.

И это касается всех банков, которые работают на территории РФ. Даже псевдо-иностранные банки с основным офисом в другой стране, работают, подчиняясь требованиям российского законодательства. Иностранного в них — только название, капитал и иногда — высшее руководство, да и то не всегда. А РФ работают не филиалы иностранных банков, а их дочерние структуры.

Иногда карты блокируются и по требования Росфинмониторинга — во исполнение антиотмывочного, 115 закона.

Среди перечня легально действующих банков РФ вы не найдете организацию, которая на 100% не станет блокировать ваш счет. Даже не стоит начинать поиски. Никто не станет навлекать санкции и провоцировать отзыв лицензии по глупости.

  • спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
  • коллекторы и банки перестанут названивать вам
  • все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты

Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге

Как приставы находят карты должника?

В процессе розыска имущества пристав-исполнитель направляет различные запросы:

  • в ФНС;
  • в службу мониторинга Банка России;
  • по месту работы, чтобы узнать, где открыта зарплатная карта;
  • в банки, где предположительно находятся счета должника.

Разослать запросы сразу во все банки невозможно, поэтому пристав направляет документ только в выбранные организации. Выбор банков проводится на основании:

  • опыта пристава: обычно ФССП рассылает запросы в самые популярные розничные банки;
  • участия взыскателя: если он знает, где у должника хранятся деньги, он подсказывает эту информацию приставу.
  • ответа из службы мониторинга ЦБ и инспекции ФНС по месту регистрации должника.

В какие банки приставы направляют запросы в первую очередь? Среди популярных финансовых учреждений у ФССП следует выделить:

Некоторые должники пытаются перехитрить приставов. Они покорно воспринимают блокировку счетов, а через 2-3 недели открывают счет в другом банке. На выходе мы имеем ситуацию: исполнительное производство открыто, судебный пристав уже проверил данные и принял меры. Но должник по-прежнему пользуется картой.

Тут возможны два варианта развития событий:

  1. Пристав-исполнитель периодически снова направляет запросы по банкам, и из них узнает о карте.
  2. О ситуации узнает взыскатель и обращается к приставу с целью заблокировать конкретную карту, открытую должником в ходе исполнительного производства.

В реальной жизни приставы редко перепроверяют карты после открытия исполнительного производства. Но если взыскатель достаточно заинтересован в возврате задолженности, то проверок не избежать.

Не забывайте — чаще всего людей губит хвастовство. Сумели обмануть банк и пользуетесь картой — не трубите от этой на страницах своих социальных сетей. Приставы чужие соцсети точно не читают, а вот взыскатель, особенно если он — физ. лицо — вполне может отслеживать события ваше жизни.

Вам нужна помощь в конфликте
с ФССП? Звоните, мы консультируем
бесплатно!

Мифы о картах, которые не могут арестовать судебные приставы

Ниже представлены популярные в среде должников мифы — на тематических форумах можно увидеть рассказы о том, карты каких банков не арестовывают приставы и как вообще защитить деньги от ФССП. Но, к сожалению, эти мифы не работают в реальности.

Перечислим популярные, но, увы, не работающие советы:

1. Надо открыть дебетовую карту в маленьком банке

На самом деле утверждение ложное. Все российские банки обязаны следовать нормам регулятора и закона о ФССП. Соответственно, если в такой банк поступит запрос по исполнительному производству, он обязан немедленно заблокировать счет.

Наверняка вы думаете, что маленький банк будет храбро бороться за каждого клиента. Увы. Такая война дорого обойдется — санкции, проверки, штрафы и другие меры. Размер штрафных санкций в подобных случаях может достигать 1 миллиона рублей.

Проверка ЦБ будет инициирована на основании нарушения требований положения о комплаенс-контроле. В таком случае будет организована внеплановая проверка.

2. Нужно положить деньги на счет мобильного оператора

Почему-то бытует миф, что у приставов нет возможности списывать деньги, которые привязаны к балансам мобильного оператора. Якобы можно взять карту, которая привязана к оператору, и совершать из нее покупки без опасений.

Но ведь и эти карты выдают банки. И есть счет, который, как и сим-карта телефона, регистрируется непосредственно на паспортные данные должника. Деньги нельзя спрятать таким образом — если пристав направит запрос в нужный банк, карта будет заблокирована. Поэтому глупо надеяться, что приставы не блокируют карты подобного типа.

3. Спрятать деньги на электронном кошельке

Миф заключается в том, что приставы не вправе арестовывать электронные деньги. Но на самом деле это лишь заблуждение: НКО тоже вполне себе регулируются законодательно. Если вы откроете соглашение электронной системы, то увидите, что аресты и блокировка таких кошельков осуществляется по запросу государственных органов.

Можно использовать анонимные кошельки. Но в отношении таких кошельков введена масса ограничений: нельзя свободно переводить деньги, а размеры допустимых сумм к перечислению — лишь в пределах 15 тыс. рублей.

Снять деньги нельзя, можно только рассчитаться ими за онлайн-покупки. При упрощенной идентификации можно снимать до 40 тыс. рублей ежемесячно. Минус электронных денег заключается в комиссиях, которые снимаются за переводы.

4. Можно хранить средства в криптовалюте

Это тоже ошибка. Если вы думаете, что ваши криптовалютные деньги не найдут приставы, вы заблуждаетесь. Этот способ работал приблизительно до 2017 года, когда криптовалютные биржи почти не требовали авторизации и идентификации клиентов.

В 2022 году каждая биржа обязана требовать от клиента верификации. Соответственно, проверяют и карты, через которые заводят деньги. Увы, но кроме как на биржах вы криптовалюту нигде не купите. Схема такая: карта-биржа-кошелек. Напрямую пополнить кошелек не получится. А некоторые кошельки и вовсе требуют верификации.

Соответственно, при желании судебные приставы быстро получат сведения о количестве и курсе криптовалюты, которую вы держите на верифицированных счетах.

Нужна помощь в защите криптовалюты?
Обращайтесь, наши эксперты
помогут разобраться!

Какую карту завести, чтобы приставы не арестовали?

Если вы решили, что риск — дело благородное, то пора разобраться, как защитить карту от приставов. Если взыскатель не слишком заинтересован в возврате задолженности, можно попробовать.

Но нужно учитывать несколько обстоятельств:

  1. Усерднее всего судебные приставы работают со следующими банками: Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ. Поэтому заводить зарплатную карту при проблемах с приставами лучше в других организациях.
  2. Обратите внимание на небольшие частные банки из регионов. Желательно, чтобы география присутствия банка распространялась только на 1-3 региона, и эти регионы были далеко от места вашей прописки. А уставной капитал был на минимальных отметках. Но при этом учтите, что у таких банков ЦБ чаще всего отзывает лицензии.
  3. Даже если вы заведете карту в самом отдаленном банке, это не гарантирует спасения от возможной блокировки.

Банки не блокируют по исполнительным производствам только карты с пособиями, алиментами и компенсациями

Если на вас открыто исполнительное производство, нет смысла прятать деньги от приставов на счетах в банках. Все финансовые организации в России обязаны соблюдать нормы постановлений ФССП. Банк не станет скрывать ваши счета, потому что рискует подвернуться штрафам и проверкам. Но не должны блокировать и арестовывать карты, на которые человек получает пособия, алименты и компенсации.

На какие карты не накладывают арест: альтернативные меры защиты

Приставы не вправе снимать у вас все доходы без разбора.

  • отделами социального обеспечения;
  • ПФР.

Речь идет не о пенсии по старости или инвалидность, а о пособиях. К ним относятся выплаты на детей, военные компенсации, командировочные, алименты и другие соцвыплаты.

Но если вы на нее получаете защищенные законом выплаты, то ее приставы не имеют права арестовать и заблокировать. В целом нужно разобраться, что блокируют, а что — нет.

Арестовывают ли приставы кредитные
карты? Закажите звонок юриста

Каждый перевод на карту должника маркируется кодами:

  • код 1 — это доход или пенсия, из которых судебные приставы имеют право списывать 50-70% ежемесячно;
  • код 2 — это неприкосновенные средства. Приставы не снимают деньги из переводов, отмеченных этим кодом;
  • код 3 — такие деньги приставам можно снимать без ограничений.

Арестовывают ли карты Тинькофф банка? Да. Этот банк достаточно популярный, причем он — чисто карточный (банк-монолайнер), и он тоже включается в список запросов УФССП.

В качестве подтверждения представим 2 случая:

  1. Клиент Тинькофф банка жалуется, что с его карты были списаны деньги в счет исполнительного производства. Но никакого уведомления об этом не поступало. Также осталось открытым исполнительное производство.
  2. Сам банк на официальном портале дает инструкцию. На случай, если карта была арестована или с нее взыскали средства.

Поэтому заказывать Тинькофф блэк или другую карту нужно с осторожностью. Но в некоторых случаях деньги с карт этого банка не списываются. Почему не арестовывают карты Тинькофф? Это связано с характером выплат: если вы получаете на карту алименты, компенсации и пособия, судебные приставы не вправе выдавать постановления на их взыскание.

Списывают ли приставы деньги с карты с кредитным лимитом?

В отношении кредиток сформировалось особое отношение. Дело в том, что кредитные карты с использованным лимитом (полностью или частично) — это категория средств, которые лично должнику не принадлежат.

Есть кредитный договор, по которому заемщик вправе пользоваться кредитным лимитом. Он ежемесячно уплачивает определенный процент, но в целом это кредитные деньги, любезно предоставленные банком клиенту в размере кредитного лимита.

Другие банки сообщают о кредитных картах, и сталкиваются с проблемой: приставы арестовывают счет. В результате:

  • банк отказывается принимать платежи на арестованную кредитную карту;
  • по кредитному лимиту начинается просрочка.
  • выписку по кредитной карте;
  • справку о долге по кредитному договору.

Затем с этими документами и кредитным договором по карте необходимо прийти на прием в ФССП, чтобы написать на имя пристава-исполнителя заявление о снятии ареста. Если пристав откажет в снятии ареста, необходимо жаловаться в адрес старшего судебного пристава.

Куда эффективнее всего
пожаловаться на пристава? Спросите
совета юриста

Если же аргументы не действуют, попробуйте:

  • вносить оплату по кредитному лимиту через кассы банка. Хотя такая услуга часто бывает платной;
  • попросить об открытии отдельного счета для погашения лимита.

В крайнем случае обжаловать постановление пристава можно через суд. Отметим, что должники и взыскатели часто обжалуют действия судебных приставов, но не менее часто они сталкиваются и с отказами. Поэтому, если суде первой инстанции вам откажут, попробуйте отменить это решение в Апелляции.

Спасет ли переход на неименные карты?

Оформление неименной карты проходит в разы проще, чем выпуск именных банковских карт. Вам прямо в отделении банка при первом же обращении выдадут карту. Но стоит ли игра свеч? Как показывает практика — нет, не стоит.

И именные, и неименные карты оформляются через банк. И банк прекрасно понимает, кому он выдал карту. Кроме того, осуществлять переводы между неверифицированными лицами в России запрещено. Если оба участника денежных отношений окажутся анонимами — банк, скорее всего, заблокирует эту операцию как подозрительную.

Вам нужна консультация на тему, почему приставы не блокируют одни карты, но арестовывают другие? Возможно, ваши банковские счета тоже оказались под арестом? Позвоните нам. Мы ответим на ваши вопросы, и поможем избавиться от ограничений.

Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.

В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.

Какие операции подлежат обязательному контролю?

Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):

Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.

Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации. Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений — подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

К общим признакам необычного характера сделки, в частности, относятся:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
  • отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия отмыванию денежных средств / финансированию терроризма;
  • излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам;
  • наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента);
  • внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
  • сложности, возникающие у кредитной организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;
  • совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента);
  • совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить и др.

Для отдельных типов операций (например, операций в наличной форме, операций по кредитам/займам, при международных расчетах, расчетах по банковским картам) существует ряд специальных признаков, свидетельствующих о возможной легализации преступных доходов.

В данном случае банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности ваших операций.

Замораживание (блокирование) средств – это уже экстраординарная ситуация, связанная с применением ключевых положений Закона № 115-ФЗ. Оно заключается в запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Банк обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.

Чем руководствуются банки?

Банк не имеет целью доказать факт отмывания денежных средств своими клиентами. Однако банки связаны большим количеством требований закона и банковского регулятора. В частности, на банки возложена функция по осуществлению контроля на основе оценки уровня риска клиентов, в том числе по выявлению операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание денег или финансирование терроризма, информированию Росфинмониторинга об этих операциях, применению мер по их пресечению.

В реальности же нередки случаи, когда банки своими собственными действиями (без решения суда и вне рамок деятельности правоохранительных или налоговых органов) могут легко парализовать бизнес (особенно малый), который, в отсутствие возможности расчетов с контрагентами, часто вообще прекращает свое существование. Именно к таким последствиям подчас приводит существующее регулирование в сфере банковской деятельности и ПОД/ФТ и формальный подход к его исполнению.

В этой связи очевидна необходимость внесения изменений в соответствующие законы и акты ЦБ РФ, которые обеспечили бы баланс между соблюдением интересов клиентов и требований противолегализационного законодательства, ограничивали бы дискрецию банков при решении вопроса об отказе в проведении операций либо об отказе в обслуживании, ускоряли бы процедуру обжалования таких решений и т.п. Несмотря на имеющиеся поручения Правительству РФ подготовить поправки в законодательство, призванные исключить необоснованные отказы в операциях и блокировки счетов, данный вопрос по-прежнему не решен.

Что может сделать банк при выявлении признаков сомнительных операций?

Градация ограничительных мер, которые может применить банк, руководствуясь Законом № 115-ФЗ и внутренними правилами банка, выглядит следующим образом:

  1. ограничение использования ДБО или расчетов по картам;
  2. приостановление операции (то есть невыполнение банком распоряжения клиента продолжительностью до 5 рабочих дней);
  3. отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении конкретной операции (пункт 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  4. (для потенциальных клиентов) отказ от заключения договора банковского счета (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  5. блокирование (замораживание) денежных средств (то есть запрет на операции по счету, предусмотренный Законом № 115-ФЗ).

Прежде всего, банк может запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения бизнеса и т.д.), использовать иные источники информации. Если ранее предоставленная информация оказалась недостаточной, банк вправе запрашивать дополнительную информацию.

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Кроме того, банк может пригласить клиента на рабочую встречу для получения устных объяснений.

По результатам анализа полученной информации банк может:

Если банк присвоил конкретному клиенту повышенный уровень риска, банк вправе:

  • ограничивать (лимитировать) для такого клиента использование интернет-банка (ДБО) и использование банковских карт;
  • проводить в отношении такого клиента усиленный финансовый мониторинг, в том числе запрашивать документы и информацию по каждой проводимой операции.

Что касается ограничения использования ДБО, оно может быть не связано с решением банка по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ (признание операций клиентов подозрительными/сомнительными). Формально отключение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой лишь ограничение способа совершения операций, что конечно не умаляет его негативного эффекта.

При этом, банки часто применяют ограничения использования ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и/или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений, в частности, отличий таких ограничений от отказа в совершении операции. К сожалению, такие меры воздействия на сегодняшний день носят системный характер, что признает и сам ЦБ РФ (см. Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).

Получив информацию о причинах отказа, клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для отказа в проведении операции. Банк, рассмотрев такие документы/сведения не позднее 10 рабочих дней, обязан сообщить клиенту либо об устранении оснований для отказа либо о невозможности их устранения.

Как осуществляется реабилитация клиента?

К заявлению в МВК следует приложить:

После получения банком решения МВК об отсутствии оснований для отказа в проведении операции банк, в случае обращения заявителя, не вправе отказать заявителю в проведении операции. В то же время, решение МВК по одному случаю отказа в проведении операции не будет распространяться на другие случаи, возникшие у того же клиента, по каждому из которых потребуется отдельное разбирательство.

Общие рекомендации

Чтобы минимизировать риск отказа в проведении операции или блокировки счета рекомендуется:

Чтобы восстановить паспорт, нужно подготовить пакет документов и оплатить госпошлину. Если у вас его украли, первым делом идите в полицию, чтоб вашим документом не воспользовались мошенники!

Содержание

Паспорт – основной документ, удостоверяющий личность. Если он потерян, украден или испорчен, нужно как можно быстрее оформить новый. Как восстановить паспорт при утере максимально легко и быстро? Рассказываем алгоритм действий в такой ситуации.

Можно ли жить без паспорта?

При этом обязанности у человека без паспорта точно такие же, как у того, кто имеет на руках действующий документ. То есть ответственность за любые правонарушения он будет нести в соответствии с действующим законодательством.

Куда обращаться при потере паспорта?

Что делать, если потерял паспорт? Порядок ваших действий зависит от того, украли ваш паспорт, потеряли вы его или просто испортили.

В первых двух случаях требуется сначала обратиться в полицию для оформления заявления о хищении. Это важно, потому что украденным или найденным документом могут воспользоваться злоумышленники.

Если паспорт просто пришел в негодность, можно сразу обращаться в отделение МВД по вашему месту жительства. Далее мы подробно расскажем, какую подготовительную работу перед этим провести и почему желательно нести документы именно в то отделение, к которому относится адрес вашей регистрации.

Алгоритм восстановления паспорта при утере или краже

Чтобы получить новый паспорт взамен утерянного (похищенного), необходимо действовать по следующей системе.

1. Обращение в полицию с заявлением о хищении паспорта (если его украли).

Когда вы отдадите заявление, вам оформят талон. Он состоит из талона-корешка и талона-уведомления. Второй останется у вас.

2. Подготовка документов, которые нужны для получения нового паспорта.

Чтобы данные в новом паспорте были корректными, соберите все документы, которые нужны для проставления соответствующих отметок.

Документы, необходимые для восстановления паспорта

Какие документы нужны для восстановления паспорта в связи с утратой (похищением):

  • Заявление об утрате (похищении) паспорта.
  • Заявление о выдаче паспорта.
  • Две фотографии.

Они могут быть цветные или черно-белые, размер – 35×45 мм. На фотографии должны помещаться голова и верхняя часть плеч, при этом человек должен быть строго анфас и смотрящим прямо с нейтральным выражением и закрытым ртом, без головного убора. Если религиозные убеждения того, кто получает паспорт, предполагают наличие головного убора, можно не снимать его для фотографии, но лицо при этом должно быть строго открыто. Если человек постоянно носит очки, на фото он должен быть в очках без тонированных стекол.

  • Документы, подтверждающие семейный статус и наличие детей (при наличии), – для проставления отметок в новом паспорте.

Чтобы на соответствующих страницах поставили корректные отметки, предоставьте свидетельство о браке (или иной документ, подтверждающий семейное положение) и свидетельства о рождении детей. Если актуально, документы, необходимые для постановки штампа о воинской обязанности.

– Талон-уведомление – в том случае, если паспорт был украден.

– Свидетельство о рождении.

– Квитанция об уплате госпошлины.

Штраф за утерю паспорта в 2021 году платить не нужно, но требуется оплатить госпошлину, которая составляет 1500 рублей. Ее необходимо оплатить заранее, то есть до выдачи паспорта.

Для замены паспорта в связи с его негодностью необходимы следующие документы:

  • Заявление о выдаче (замене) паспорта.
  • Паспорт, подлежащий замене.
  • Две фотографии.
  • Документы, подтверждающие семейный статус, отношение к воинской обязанности и наличие детей (при наличии), – для проставления отметок в новом паспорте.
  • Оплатить госпошлину – также 1500 рублей.

3. Передача документов на обработку.

Куда обращаться, если потерял паспорт, – вопрос, который многих беспокоит. Мы не так часто совершаем подобные действия, поэтому может показаться, что с этим возникнут сложности.

Передать документы можно в отделение МВД (по месту жительства, регистрации или пребывания), МФЦ. Также можно воспользоваться порталом Госуслуг, но в этом случае все же придется наведаться в свое отделение МВД и передать документы, а потом делать онлайн-запрос на оформление нового паспорта.

Оформление паспорта занимает 10 дней, если вы подали документы в отделение по месту жительства. Если вы отдали документы не в то отделение МВД, которое выдавало предыдущий паспорт, срок изготовления нового может составлять до 30 дней.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Банки, паспорта, справки

С 29 марта 2014 года вступило в силу Указание Банка России от 21 января 2014 г. № 3179-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П". Оно установило обязанность кредитных организаций (в частности банков) осуществлять проверку действительности паспортов клиентов – физических лиц исключительно с использованием информационного сервиса "Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ" на официальном сайте ФМС России.

Ранее в Письме Банка России от 4 апреля 2011 г. № 12-5-2/526 "О проверке действительности паспортов" разъяснялось, что информация с сайта ФМС России может быть использована банками исключительно в качестве справочной информации и только на основании этой информации банк не имел право отказать в обслуживании лицу. Для этого требовалось официальное подтверждение ФМС России – была установлена "презумпция действительности" паспорта, пока не доказано обратное. Указание Банка России от 21 января 2014 г. № 3179-У изменило ситуацию на прямо противоположную – теперь при малейших сомнениях паспорт считается недействительным.

О том, что недопустимо возлагать на банки обязанность по проверке действительности паспортов с использованием такой неустойчивой системы, говорится в упомянутом письме НСФР. Они подсчитали, что количество запросов для среднего банка, имеющего примерно 100 отделений, будет составлять около 10 тыс. в день, а в целом по банковской системе этот показатель составляет 10 млн запросов в день и 2 млрд запросов в год. В условиях отсутствия возможности использовать указанный сервис, сайт ФМС России предлагает воспользоваться сервисом "Список о недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина РФ, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортах граждан РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ" или скачать этот список для самостоятельного изучения.

При проведенной нами проверке сервис выдал ответ "По Вашему запросу о действительности паспорта РФ **** № ****** получен ответ о том, что данный паспорт "В списке недействительных паспортов отсутствует". Но можно ли сделать из этого вывод, что паспорт действителен? Многие банки, опасаясь санкций в виде штрафов, не получив 100% ответ, что паспорт действителен, отказывают в предоставлении услуг.

НАША СПРАВКА

С требованием разъяснить схему поведения в такой ситуации НСФР обратились также и в Банк России, где им дали ответ [документ есть в распоряжении редакции. – Ред.], что если у банка нет возможности воспользоваться сайтом ФМС, то запрос можно сделать через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Эта система создана в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая предоставляет возможность получения государственных услуг и взаимодействия информационных систем органов государственной власти и организаций. По информации Банка России, к ней подключено 90% банков и ФМС.

Является ли законным отказ банков предоставлении какой-либо услуги, даже если информация о действительности паспорта отсутствует?

Например, для открытия клиенту банковского счета или вклада, банк обязан идентифицировать его личность, получив реквизиты документа, удостоверяющего его личность. К таким относятся:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина – для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет;
  • общегражданский заграничный паспорт;
  • паспорт моряка;
  • удостоверение личности военнослужащего или военный билет;
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта;
  • иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность (Приложение 1 к Положению Банка России от 19 августа 2004 г. № 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

КРАТКО

Реквизиты решения: Апелляционное определение Орловского областного суда от 15 апреля 2014 г. по делу № 33-817.

Суть дела: Заявитель обратилась с иском к ФМС России, так как в связи с информацией на сайте о недействительности ее паспорта ей было отказано банком в совершении сделки купли-продажи акций.

Суд решил: Сведения о недействительности паспорта истца, полученные на сайте ответчика (ФМС России) посредством сервиса проверки действительности паспортов, носят справочный характер, при этом доказательства размещения на сайте сведений о недействительности паспорта истца отсутствуют. Более того, доказательств, свидетельствующих об официальном отказе истцу в заключении сделки купли-продажи акций по основаниям, связанным именно с получением информации о недействительности его паспорта, истцом не представлено.

Справка или иной документ, подтверждающий действительность паспорта, в этом списке отсутствует. Отказать в заключении договора банковского счета или вклада, совершении иных операций банк имеет право только в случаях, прямо предусмотренных законом. Так, основания для отказа в заключении договора банковского счета предусмотрены в п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

НАША СПРАВКА

Чем же вызвана такая необходимость подтверждать действительность паспортов?

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность, его обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14 лет. Сам паспорт, как документ, снабжен специальными средствами защиты от подделки.

Сотрудники банка имеют специальное оборудование для проверки паспортов и проверка действительности паспорта через сайт ФМС радикально не изменит ситуацию. При такой проверке забивается только серия и номер паспорта, и на основании этой информации выдается результат – действителен. Сами паспортные данные – Ф.И.О. лица, дата и место его рождения, фотография, недоступны и не должны быть таковыми. Однако зачастую в банки приходят мошенники с чужими паспортами и переклеенными фотографиями. По номеру паспорта он может быть действительным – гражданин еще не заявил об утрате или умер, но его паспорт не был сдан в органы ЗАГСа. А по факту берет кредит или совершает иные операции мошенник.

Каринэ Ганюшкина, заместитель начальника отдела открытия счетов СБ Банка:

"На сегодняшний день проверка паспортов – необходимая процедура. Следует отметить, что нашим банком при открытии счетов и раньше проверялись паспорта клиентов, особенно если паспорт вызывал подозрение у сотрудников отдела открытия счетов. Сейчас это закреплено законодательно как обязанность для кредитных организаций, что в еще большей степени уменьшает степень риска совершения мошеннических операций по поддельным паспортам. Что касается визуальной проверки паспорта, то сотрудники вышеназванного отдела всегда обращают внимание на дату рождения, так как по достижении 20-летнего и 45-летнего возраста гражданин обязан поменять паспорт. Причем, паспорт после наступления этого возраста считается недействительным. Соответственно, никакие операции с таким паспортом произвести невозможно".

ВАЖНО!

Паспорт недействителен в тех случаях, когда невозможно выполнить главное его предназначение – достоверно установить личность гражданина, а именно:

НАША СПРАВКА

2. если истек срок действия паспорта (срок действия паспорта гражданина: от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет – бессрочно);

3. в случаях непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

4. в связи с изменением гражданином фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате и / или месте рождения или изменении пола;

Следует отметить, что документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления указанных обстоятельств.

Прекращение работы информационного сервиса "Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ" фактически отменяет действие Указания Банка России от 21 января 2014 г. № 3179-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П". А проверка паспортов с использованием СМЭВ официально не закреплена. Налицо необходимость изменения рассмотренных нормативно-правовых актов. Как далее будут развиваться события, пока неизвестно.

Заем не брал, а долг имеется: как бороться с кредитами на чужое имя

Человек указал на одном сайте свои паспортные данные, а потом обнаружил, что должен незнакомой микрокредитной организации несколько десятков тысяч рублей. Оказалось, что на сайте произошла утечка данных. Сведения попали мошенникам, которые смастерили копию паспорта и взяли заем в МФО. Такие истории не редкость. Как обезопасить себя от кредитов из ниоткуда и что делать, если они уже есть, рассказали эксперты. Если дело дойдет до суда, истцу придется доказывать, что он не брал кредит. Это можно сделать, даже если заем взяли онлайн.


Срочно получить деньги с минимальными проверками – это не проблема.

По словам Бычкова, займы, которые выдают в результате таких схем, чаще всего небольшие. Ведь сами МФО могут идентифицировать клиента только если сумма кредита не превышает 15 000 руб. Если она больше, то проводить проверку должна уже кредитная организация, с которой у МФО заключен договор или соглашение о сотрудничестве. Но это ограничение не всегда может защитить от крупных долгов, потому что преступники могут взять на имя гражданина сразу несколько небольших кредитов (до 15 000 руб.). В таком случае все они, как правило, оформляются в один день, чтобы данные о выдаче не успевали дойти до бюро кредитных историй (БКИ), замечает Бычков.

Чаще всего данные попадают к мошенникам не из-за взлома системы, а из-за недобросовестных сотрудников.

Чаще всего паспортные данные оказываются у злоумышленников в результате различных утечек из банков, салонов связи, МФО, билетных агентств и других организаций, которые массово работают с такими сведениями. Причем, как правило, не из-за взлома системы, а из-за недобросовестных сотрудников, которые крадут и продают эту информацию, обращает внимание Ашот Оганесян, основатель и технический директор SmartLine Inc – разработчика программных средств защиты от утечек. Полностью защитить свои данные от этого вряд ли возможно.

Жертвой такого рода мошенничества может стать каждый.

Но особенно стоит опасаться активным интернет-пользователям, чьи данные могли уйти с различных онлайн-площадок, а также тем, кто недавно остался без паспорта (документ украли или он потерялся), предупреждает Дмитрий Жданухин, председатель комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров.

Как себя обезопасить?

  • Не позволяйте фотографировать свой паспорт в салонах связи, банках и МФО;
  • Если делается копия или фото документа, то нужно четко понимать, для чего. Когда необходимость в них отпадет, подавайте заявление о прекращении обработки персональных данных и уничтожении ранее снятых копий;
  • Не держите документ открытым в общественных местах;
  • Не отправляйте сканы документов по электронной почте;
  • Не контактируйте с сомнительными магазинами и другими компаниями, которые требуют от вас копии документов.

Никто также не застрахован от потери или кражи паспорта. Если это произошло, надо сразу же обратиться в полицию и написать заявление об утере или хищении. Чем быстрее это сделать, тем лучше, поскольку сведения о старом паспорте вносятся в реестр недействительных паспортов, поясняет Бычков. Но даже если мошенники успеют получить кредит на утерянный или украденный паспорт, то со справкой из полиции будет проще доказать свою непричастность, добавляет Александр Васанов из юрфирмы Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Частный капитал группа Уголовное право × .

О кредите важно вовремя узнать. Чем раньше, тем больше способов защиты.

Чтобы выяснить, не брали ли преступники кредит на ваше имя, нужно проверить:

  • Кредитную историю;
  • Наличие исковых производств;
  • Наличие исполнительных производств.

Что делать, если на ваше имя взяли кредит?

Что делать, если вы обнаружили за собой кредит, который не брали? Ответ во многом зависит от стадии взыскания.


Надо максимально подробно все выяснить: кто кредитор, реквизиты договора, сумма долга, стадия взыскания (досудебная, судебное или исполнительное производство). При возможности следует получить информацию в письменном виде – хотя бы в каком-нибудь мессенджере.

Дмитрий Жданухин, председатель комитета МТПП по вопросам разрешения долговых споров


Если все это не помогло, придется обращаться в суд. Практики много, недействительными признают сделки, которые заключены как в офисе МФО, так и через онлайн-сервисы, делится Васанов. Он рассказывает, что нужно потребовать в иске к МФО:

  • Признать договор займа незаключенным. В практике есть случаи, когда суд признает договор недействительным, а не незаключенным (дело № 33-0003/2020), но это не совсем корректно. Если лицо не участвовало в заключении сделки, то ее, по сути, вообще нет, поясняет Васанов;
  • Обязать ответчика исключить запись о займе из БКИ;
  • Обязать ответчика прекратить обработку персональных данных, исключить их из системы и письменно уведомить об этом гражданина;
  • Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда и расходы на представителя.

В суде: как доказать, что ты не заемщик

По общему правилу, каждый должен доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается. Но первоначально такая обязанность лежит на истце, потому что он инициировал спор, замечает Васанов. То есть, если гражданин обращается с иском о признании договора незаключенным, то ему придется доказать, что он не брал заем. Он может, например, указать, что физически не мог этого сделать: был в другом городе (в качестве доказательств подойдут билеты и даже свидетельские показания), за границей (билеты, загранпаспорт со штампом, свидетельские показания), потерял паспорт (это подтвердит справка из полиции).

Если подобных обстоятельств нет, то на помощь может прийти почерковедческая экспертиза, которая докажет, что подпись в договоре принадлежит не истцу. Конечно, все эти аргументы (за исключением утраты паспорта) не сработают, если заем взяли дистанционно. Но на такой случай есть другие доводы.

Все упомянутые доводы могут помочь и в случае, если спор инициирует МФО, потребовав вернуть долг. В таком случае гражданину как минимум придется возражать против ее аргументов, а как максимум доказывать обоснованность встречного иска о признании договора незаключенным (если он его заявит).


Но чаще всего о наличии кредита человек узнает, когда приставы уже списывают у него деньги, говорит Васанов.

На этот случай у нас тоже есть советы.



Читайте также: