Отчуждение на эмоциональном уровне трактуется как

Обновлено: 04.07.2024

1. Цель методики: определениестепени, в которой человек испытывает отчуждение – утрату смысла, ценностей – в той или иной сфере своей жизни.

2. Описание методики: методика состоит из утверждений, которые описывают различные стороны нашей жизни. Для каждого утверждения необходимо обвести цифру, соответствующую степени согласия испытуемого с этим утверждением:

не согласен

не согласен

не согласен

не согласен

В современном обществе нет

по-настоящему достойных целей

Вся моя жизнь подчинена

общественным требованиям и нормам

Как искренне ни стремятся люди

преобразовать общество, к лучшему

оно всё равно не меняется

Жить, никогда не нарушая

никаких законов и правил, слишком скучно

Наши законы настолько

несправедливы, что я не хочу

иметь с ними дела

Один человек ничего не может

изменить в общественных устоях.

3. Обработка результатов.

Отчуждение от общества:

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 15;

Отчуждение от учёбы:

все с 17 по 32 включительно;

Отчуждение в межличностных отношениях:

все с 33 по 48 включительно;

Отчуждение в семье:

49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 64;

Отчуждение от собственной личности:

все с 65 по 80 включительно;

Общий уровень отчуждения:

сумма показателей по 5 предыдущим шкалам.

Переведите полученные баллы в стены (нормы получены на выборке московских школьников 10-11 классов и студентов 2 курса – всего 112 человек). Для этого найдите, в какой интервал попадает Ваш балл по каждой шкале и запишите номер полученного интервала (стена) справа от соответствующей суммы.

Стен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Отч. от общества: = 43
Отч. от учёбы: = 65
Отч. в межличн. отн.: = 60
Отч. в семье: = 53
Отч. от собств. личн.: = 63
Общий уровень отч. = 267

Интерпретация результатов

Для того, чтобы проинтерпретировать полученное значение в стенах по каждой шкале, воспользуйтесь таблицей:

Стен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Уровень отчуждения: низкий несколько ниже среднего средний несколько выше среднего высокий

5. Анализ результатов и их обсуждение

В нашем исследовании участвовало 6 испытуемых.

Сведения об испытуемых

Испытуемый Пол Возраст Образование
1 Лиля женский 18 среднее
2 Замира женский 20 среднее
3 Ирана женский 25 среднее
4 Азиза женский 53 высшее
5 Юля женский 33 среднее-специальное
6 Таня женский 58 высшее

Проведенная методика выявила следующие данные:

Отчуждение в межличностных отношениях

Переведем полученные баллы в стены.

Отчуждение в межличностных отношениях

При этом для получения более достоверных результатов нами были придуманы различные контрольные вопросы и заданы испытуемым в ходе беседы.

Контрольные вопросы

2) Хотели бы Вы стать политическим деятелем? Почему?

3) Как Вы думаете, отличники стараются получить высокую оценку для того, чтобы избежать плохую, или потому, что им интересен сам предмет?

4) Учеба: необходимая ступень на пути получения высшего образования или интересный и увлекательный процесс?

5) Друзья остаются друзьями, пока их объединяют общие интересы. Считаете ли Вы это утверждение верным?

6) Как вы думаете, несчастен ли тот человек, у которого нет друзей?

7) Является ли семья гарантом безопасности и уюта?

8) Устаете ли Вы от проведения времени в семье?

9) Часто ли Вы находите время для себя?

10) Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время?

Переходим к анализу и обсуждению полученных результатов

Мы проанализировали результаты и ответы испытуемых на контрольные вопросы по 5 субшкалам, суммируя соответствующие пункты опросника по таблице №5 и обсуждая результаты по таблице№6.

1) Проанализировав результаты испытуемых по субшкале Отчуждение от общества , мы подразделили наших испытуемых на 3 группы.

А) Ирана и Таня

Б) Лиля, Замира и Юля

2) По результатам испытуемых по субшкале Отчуждение от учебы наши испытуемые разделились на 3 группы.

У данной испытуемой низкий уровень отчуждения от учебы. Из этого мы заключаем, что данная испытуемая всегда стремится учиться, т.е. ее интересует сам процесс получения знаний. Она переживает смысл и ценность в процессе учебы. Ответы на вопросы подтвердили полученные результаты.

Б) Лиля и Таня

В) Замира, Азиза и Юля

3) По результатам субшкалы Отчуждение в межличностных отношениях наши испытуемые разделились на 4 группы.

У данной испытуемой низкий уровень отчуждения в межличностных отношениях. Это может означать, что Ирана не избегает общения со сверстниками и близкими ей людьми, а наоборот уделяет этому большое внимание. Ответы на контрольные вопросы подтвердили полученные результаты.

Б) Лиля и Таня

У испытуемой Юли уровень отчуждения в межличностных отношения выражен несколько сильнее, чем в норме. Проанализировав ответы Юли на вопросы, мы заключили, что, действительно, у испытуемой данный вид отчуждения проявляется в значительно большей мере, чем в норме, что полностью подтверждает полученные результаты.

Г) Азиза и Замира

У данных испытуемых, согласно результатам тестирования, наблюдается высокий уровень отчуждения в межличностных отношениях. Для проверки достоверности результатов, мы задали испытуемым контрольные вопросы. На вопрос №5 обе испытуемые полностью согласились с утверждением. А на вопрос №6 они дали отрицательный ответ. Таким образом, мы делаем вывод, что для этих испытуемых дружба не имеет столь важного значения и и они всегда стараются избегать дружеских отношений и относятся к ним скептически. Вследствие этого данные испытуемые ощущают отчужденность, хотя и не признают этого.

4) Подсчитав результаты наших испытуемых по субшкале Отчуждение в семье , мы подразделили их на 3 группы.

А) Лиля, Ирана и Таня

Б) Азиза и Юля

5) По результатам субшкалы Отчуждение от собственной личности наши испытуемые подразделились на 4 группы.

У этой испытуемой данный вид отчуждения находится на уровне несколько ниже среднего. Т.е. отчуждение от собственной личности у Ираны почти что отсутствует, что означает, что она живет в гармонии с самой собой, не противореча собственным мотивам и желаниям. Ответы на контрольные вопросы подтвердили нашу гипотезу.

Б) Лиля и Таня

У этих испытуемых отчужденность от собственной личности проявляется на среднем уровне. На вопрос №9 испытуемые ответили, что они не очень часто находят время на себя. А на вопрос №10 мы получили ответ, что они в свободное время чаще всего отдыхают. Из этого мы заключаем, что не прислушиваются к собственным мотивам.

Г) Замира и Азиза

Лиля. Эта испытуемая стремится достичь всего, чего от нее требует общество и старается не отделяться от него. Лиля всегда получает удовольствие от процесса учебы, но преследует при этом также материальные ценности. Лиля очень ценит дружеские отношения и чувствует себя плохо при их отсутствии. Этой испытуемой не всегда нравится проводить время в семье, чаще она избегает этого. Лиля в большинстве ситуаций прислушивается к своему внутреннему голосу.

Ирана. Испытуемая предпочитает жить, не противореча нормам, установленным в обществе. Она всегда интересуется самим процессом учебы, а результаты ее не очень беспокоят. Испытуемая не старается избегать новых знакомств, а, наоборот, с радостью общается со сверстниками. Когда у испытуемой плохое настроение, она предпочитает быть одна, даже избегает контакта с членами своей семьи. Кроме того, Ирана живет в согласии со своими внутренними мотивами, часто прислушиваясь интуиции.

Азиза. Эта испытуемая никогда не участвует в общественных мероприятиях, часто избегает их. Для этой испытуемой учеба лишь условие на пути получения высшего образования, т.е. ей совершенно не интересен сам процесс приобретения знаний. В большинстве случаев испытуемая избегает дружеских отношений и редко прислушивается к своему внутреннему голосу.

Юля. Данная испытуемая редко принимает участие в общественных мероприятиях. В тех редких случаях она делает это для того, чтобы развеять скуку. Человека также не интересует процесс учебы. Она считает это лишь необходимостью. Вследствие того, что у испытуемой очень мало друзей, она переживает сильную отчужденность в межличностных отношениях. Человек не всегда может рассчитывать на поддержку со стороны своих близких. Из-за того, что интуиция часто подводит Юлю, она всегда находится в состоянии конфликта с собственной личностью.

Таня. Эта испытуемая всегда находит контакт с обществом, но она участвует в жизни общества лишь с целью удовольствия. Испытуемая как интересуется процессом учебы, так и старается получить из этого выгоду для себя, например, получить высшее образование. Испытуемая очень высоко ценит дружеские отношения и считает жизнь человека при их отсутствии лишь существованием. Но, в отличие от этого, испытуемая редко проводит время в семье. Таня очень редко находит время для себя, что иногда отражается на ее эмоциональном состоянии.

Наше мнение о методике

По нашему мнению, эта методика позволяет выявить, в какой степени человек испытывает отчуждение, т.е. утрату смысла жизни. Она может быть полезна при выявлении у человека скрытых форм тревожности.

1. Цель методики: определение степени, в которой человек испытывает отчуждение утрату смысла, ценностей в той или иной сфере своей жизни.

2. Описание методики: методика состоит из утверждений, которые описывают различные стороны нашей жизни. Для каждого утверждения необходимо обвести цифру, соответствующую степени согласия испытуемого с этим утверждением:

12345совершенно

не согласенскорее

не согласеннечто

среднеескорее

согласенсовершенно

№ВОПРОСЫсовершенно

не согласенскорее

не согласеннечто

среднеескорее

согласенсовершенно

согласен1 В современном обществе нет

по-настоящему достойных целей

и ценностей123452Жизнь людей полностью зависит от решений политиков123453Люди занимаются общественной работой только ради получения власти123454Меня восхищают акции протеста, полные опасности и драматизма123455В нашей стране невозможно чего-либо добиться123456 Вся моя жизнь подчинена

общественным требованиям и нормам123457 Как искренне ни стремятся люди

преобразовать общество, к лучшему

оно всё равно не меняется123458 Жить, никогда не нарушая

никаких законов и правил, слишком скучно123459 Наши законы настолько

несправедливы, что я не хочу

иметь с ними дела1234510 Один человек ничего не может

изменить в общественных устоях.12345

3. Обработка результатов.

ШкалаСуммаСтенОтчуждение от общества:

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 15;Отчуждение от учёбы:

все с 17 по 32 включительно;Отчуждение в межличностных отношениях:

все с 33 по 48 включительно;Отчуждение в семье:

49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 64;Отчуждение от собственной личности:

все с 65 по 80 включительно;Общий уровень отчуждения:

сумма показателей по 5 предыдущим шкалам.

Переведите полученные баллы в стены (нормы получены на выборке московских школьников 10-11 классов и студентов 2 курса всего 112 человек). Для этого найдите, в какой интервал попадает Ваш балл по каждой шкале и запишите номер полученного интервала (стена) справа от соответствующей суммы.

Стен12345678910Отч. от общества: = 43Отч. от учёбы: = 65Отч. в межличн. отн.: = 60Отч. в семье: = 53Отч. от собств. личн.: = 63Общий уровень отч. = 267

Интерпретация результатов

Для того, чтобы проинтерпретировать полученное значение в стенах по каждой шкале, воспользуйтесь таблицей:

Стен12345678910Уровень отчуждения:низкийнесколько ниже среднегосреднийнесколько выше среднеговысокий

5. Анализ результатов и их обсуждение

В нашем исследовании участвовало 6 испытуемых.

Сведения об испытуемых

№ИспытуемыйПолВозрастОбразование1Лиля женский18среднее2Замираженский20среднее3Иранаженский25среднее4Азизаженский53высшее5Юляженский33среднее-специальное6Таняженский58высшееПроведенная методика выявила следующие данные:

Отчуждение от обществаОтчуждение от учебыОтчуждение в межличностных отношениях

Отчуждение в семьеОтчуждение от собственной личностиОбщий уровень отчуждения1Лиля31313531431712Замира31466558592593Ирана20242533291314Азиза42486245682655Юля26405143542146Таня253835323969

Переведем полученные баллы в стены.

Отчуждение от обществаОтчуждение от учебыОтчуждение в межличностных отношениях

Отчуждение в семьеОтчуждение от собственной личностиОбщий уровень отчуждения1Лиля6345642Замира661010993Ирана3215324Азиза961081095Юля5577776Таня444554

При этом для получения более достоверных результатов нами были придуманы различные контрольные вопросы и заданы испытуемым в ходе беседы.

Контрольные вопросы

2) Хотели бы Вы стать политическим деятелем? Почему?

3) Как Вы думаете, отличники стараются получить высокую оценку для того, чтобы избежать плохую, или потому, что им интересен сам предмет?

4) Учеба: необходимая ступень на пути получения высшего образования или интересный и увлекательный процесс?

5) Друзья остаются друзьями, пока их объединяют общие интересы. Считаете ли Вы это утверждение верным?

6) Как вы думаете, несчастен ли тот человек, у которого нет друзей?

7) Является ли семья гарантом безопасности и уюта?

8) Устаете ли Вы от проведения времени в семье?

9) Часто ли Вы находите время для себя?

10) Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время?

Переходим к анализу и обсуждению полученных результатов

Мы проанализировали результаты и ответы испытуемых на контрольные вопросы по 5 субшкалам, суммируя соответствующие пункты опросника по таблице №5 и обсуждая результаты по таблице№6.

1) Проанализировав результаты испытуемых по субшкале Отчуждение от общества, мы подразделили наших испытуемых на 3 группы.

А) Ирана и Таня

Б) Лиля, Замира и Юля

2) По результатам испытуемых по субшкале Отчуждение от учебы наши испытуемые разделились на 3 группы.

У данной испытуемой низкий уровень отчуждения от учебы. Из этого мы заключаем, что данная испытуемая всегда стремится учиться, т.е. ее интересует сам процесс получения знаний. Она переживает смысл и ценность в процессе учебы. Ответы на вопросы подтвердили полученные результаты.

Б) Лиля и Таня

ВЕБИНАР: Организация деятельности служб школьной медиации

Скоро

Автор

/module/item/name

Дети с синдромом отчуждения ведут себя жестоко по отношению ко второму родителю и не испытывают вины за это. Такие дети не заинтересованы в том, чтобы услышать точку зрения родителя-жертвы. Никакие логические доводы на детей не действуют. Поразительно, но все это может развиваться на фоне прекрасных отношений с родителем до момента появления синдрома.

Открыл данный феномен детский психиатр и судебный эксперт Ричард Гарднер, который много работал с семейными конфликтами на протяжении нескольких десятков лет. Суть феномена заключается в том, что один родитель программирует ребенка ненавистью к другому родителю. Как правило, инициатор ненависти — опекающий родитель. Благодаря его действиям любовь ребенка к другому родителю заменяется презрением, ненавистью и жестокостью. Цель действий — полностью уничтожить эмоциональную связь ребенка со вторым родителем.

Если говорить клиническими терминами, синдром отчуждения родителя — это вариант патологической адаптации к осознанному (или неосознанному) манипулированию родителя-индуктора. И когда психолог сталкивается с подобной ситуацией, ему необходимо изучить личностные особенности не только самого ребенка, но и каждого родителя, что технически возможно только при проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы участников судебного процесса.

У ребенка, который живет с родителем-провокатором, часто наблюдаются невротические симптомы, тревожные состояния, страхи, проблемы поведения, депрессия, соматические симптомы, может развиваться краевая психопатия.

Исследования выросших детей, оторванных от одного из родителей по причине отчуждения, показали, что у них навсегда остались личностные качества:

  • склонность к депрессии и депрессия как таковая;
  • низкая самооценка;
  • чувство вины;
  • недоверие к себе и окружающим, неуверенность;
  • проблемы с партнерами во взрослой жизни.

Делается это с целью получения психологических и материальных благ. Родителю-провокатору легко и приятно чувствовать, что он может на свое усмотрение воспитывать ребенка, как ему вздумается, не затрудняться необходимостью компромиссов по поводу графика, режима и в целом времяпрепровождения ребенка. Родитель-провокатор получает моральное удовольствие от втаптывания в грязь бывшего партнера и от ощущения собственной власти.

В этом случае ребенок не боится санкций от родителя-манипулятора, поскольку встречи со вторым родителем были организованы якобы под давлением. На самом деле отчужденный ребенок хочет видеть второго родителя (за исключением ситуаций тяжелой формы отчуждения), но скрывает это желание даже от себя. Родитель-манипулятор прекрасно знает, что лучшее лекарство от его манипуляций — это хорошее общение второго родителя с ребенком. По этой причине родитель-провокатор максимально препятствует любому общению с унижаемым родителем и его родственниками. В моей практике был случай, когда родитель-индуктор запретил дочери дружить с давней подругой (отношения с которой продолжались несколько лет подряд) только из-за того, что увидел, как родитель-жертва поздоровался с мамой подруги ребенка. Цель — отрезать все возможные точки доступа.

Психолог, работающий с подобной семьей, должен понимать, что синдром отчуждения от родителя — это форма жестокого обращения с ребенком, где простыми терапевтическими методами решить вопрос не удастся. Нужны судебные санкции и дифференцированная система наказания за неисполнение решений суда о порядке общения с ребенком. Синдром отчуждения — это внушенное психическое расстройство у ребенка. Сегодня в МКБ-11 (международный классификатор болезней последнего пересмотра) внесли этот феномен в перечень психических отклонений, кодовый раздел QE.52.00.

Т.е. синдром отчуждения — это не лирическое выражение, это реальное психическое нарушение у ребенка, созданное руками родителя-манипулятора. Внесение этого феномена в МКБ-11 является серьезной победой в результате длительной и сложной кампании по защите прав родителей.


Эмоциональный интеллект в два раза важнее hard skills и IQ для успеха в карьере. Вместе с доктором психологии Викторией Шиманской рассказываем, откуда берутся эмоции, как ими управлять и лучше понимать других людей

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.


Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Фото:Unsplash

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Фото:Timothy Fadek / Bloomberg

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.



Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

Фото:You X Ventures / Unsplash

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.

В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем.

В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать.

Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?

Осознаете свои чувства и эмоции.

Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.

Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.

Используете критику как возможность что-то улучшить.

Придерживаетесь своих ценностей и принципов.

Хвалите и вдохновляете других.

Даете полезную обратную связь.

Извиняетесь и признаете ошибки.

Прощаете и забываете.

Выполняете свои обязательства.

Защищаете себя от эмоционального саботажа.

Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.

Фото:Fauxels / Pexels

Самое трудное в развитии эмоционального интеллекта — начать. Непонятно, в какой момент появляется опыт, который позволяет дальше развивать EQ-навыки. Начинайте внимательно прислушиваться к себе и отлавливать эмоцию: называть, осознавать, размышлять, вслушиваться в свои ощущения. Без этого упражнения никакие книги не приблизят вас к ощущению счастья, преодолению страхов, обузданию гнева и другим задачам, которые мы хотим решить с помощью управления эмоциями.

Эмоциональный интеллект живет на стыке смыслов и тела. Только связав знания с физическими ощущениями, можно его включить и настроить свой эмоциональный аппарат. Значит, наш путь — отрабатывать связку тела и сознания. Делать — фиксировать, ощущать — осмыслять.

Читайте также: