К какой классификации цор относится электронные учебные пособия

Обновлено: 14.05.2024

- как органичный компонент традиционного учебного процесса, не заменяющий, а дополняющий и расширяющий возможности традиционных, методически целесообразные средства обучения, повышая тем самым эффективность, качество обучения;

- как объекты проектирования учебно-информационной среды в рамках педагогического дизайна с использованием инструментальных средств, что позволит повысить эффективность использования ИТС в учебном процессе.

Законченные полноценные информационные источники - конечные оцифрованные продукты, покрывающие весь учебный курс или раздел (тему), рассматриваются как содержательный компонент ИТС, что определяет их основной функционал.

Информационно-образовательные конечные оцифрованные продукты (оригинальные тексты, не повторяющие стабильные учебники) рассматриваются как дополнительные к основным.

Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям.

1) Электронные учебники:

Прототипы традиционных учебников;оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.

2) Электронные учебные пособия:

Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие – контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники, и словари; практические и лабораторные.

3) Электронные учебно-методические комплексы (УМК):

Предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.

4) Электронные издания контроля:

Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию;инструментальные средства.

Классификация ЦОР по типу информации

1) ЦОР с текстовой информацией:

Учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно – методические материалы.

2) ЦОР с визуальной информацией:

a. Коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс;

b. Модели: 2-3 –х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели.

c. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.

d. Карты для предметных областей

3) ЦОР с комбинированной информацией:

Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.

4) ЦОР с аудио информацией:

Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.

5) ЦОР с аудио и видео информацией:

Аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии.

6) Интерактивные модели:

Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.

7) ЦОР со сложной структурой:

Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.

§3. Классификация электронных учебных изданий (ЭУИ)

Виды ЭУИ по представлению содержания

Классификация № 1

- Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (электронные издания, содержащие произведения литературы, справочники и т.д.)

- Библиотека электронных наглядных пособий - пособие, в котором содержание передается при помощи набора мультимедиа компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области.

- Электронная энциклопедия – пособие, содержащее огромное количество информации по различным направлениям, охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимациями и трехмерными моделями.

- Репетиторы, тренажеры, практикумы – это учебно-методические комплексы, позволяющий самостоятельно подготовиться к занятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания.

- Мультимедийные учебники - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя усвоения учебного курса или его большого раздела с помощью компьютера.

- Виртуальные лаборатории – представляет собой обучающий комплекс, позволяет осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования либо является слишком дорогостоящим.

Классификация № 2

- Конвекционный ЦОР - соответствуют установившимся традициям и требованиям классической педагогики и имеют энциклопедический или монографический характер. Подобные информационные источники реализуют информационную функцию обучения. Это электронные учебники, виртуальные учебные кабинеты и тестовые компьютерные системы, потребность в которых возникает при необходимости осмысления, закрепления и контроля знаний:

Рисунки и фоторепродукции картин, памятников архитектуры и скульптуры; фотопортреты и фотоизображения окружающего мира; таблицы (разъяснительные, сравнительные, обобщающие) и схемы; диаграммы, графики, карты; интерактивные таблицы, рисунки, карты, схемы; тексты определения понятий, процессов, явлений; математические, химические формулы и математические, химические уравнения; текстовые комментарии к описываемому процессу, явлению; текст, дублирующий содержание учебника; текст, дополняющий содержание учебника; фрагменты из литературных произведений; критические статьи и исторические документы, анимации процессов, анимации природных явлений, событий, социальных явлений, аудио коллекция; речевые фрагменты персоналий; видеофрагменты, аудио-видеофрагменты явлений, процессов, событий.

- Инструменты учебной деятельности - это программные продукты, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, изображений, звука и видео, а также различные компьютерные лаборатории, геоинформационные системы и т.п.: геоинформационная система; лаборатория; среда Вики-Вики; рутьюб.

- Проблемный ЦОР требуются при реализации проблемного обучения и направлен на развитие у учащихся логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний: интерактивная моделируемая среда.

- Комбинированные (универсальные) ЦОР содержат отдельные элементы перечисленных видов информационных источников и могут быть эффективно использованы при реализации различных подходов к обучению.

Педагогические инструменты цифровых образовательных ресурсов:

Интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны.

Мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования.

Коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса.

"Образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала, не только за счет овладения содержанием, но и посредством обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а также, что особенно важно, способности отыскивать путь к новым знаниям"

(мнение министров образования стран "большой восьмерки", высказанное на форуме в Петербурге, в июне 2006 года.)

§1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике

Прежде чем приступить к изучению конкретных новых педагогических технологий, ознакомимся хотя бы в кратком изложении с основными тенденциями развития систем образования в мире. Это поможет лучше понять роль новых технологий в практике обучения, которую скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других.

Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
Важное достоинство ЭОР нового поколения состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

ЦОР обладает структурой, в которой выделяются следующие базовые классы:
• рубрикатор ЦОР;
• ЦОР простой структуры;
• ЦОР сложной структуры;
• метаданные ЦОР.

Рубрикатор ЦОР является формальным представлением иерархической древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению учебника, плану урока.

Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.

Примеры простых ЦОР:
• статья;
• иллюстрация вместе с сопроводительным текстом;
• книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением;
• аудиозапись;
• видеозапись;
• презентация в формате MS Power Point;
• отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.

Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы.

Примеры сложных ЦОР:
• гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы);
• электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования;
• система тестирования;
• тренажер;
• тематический каталог.
Источник: /node/630
На страницу мастер-класса

средств учебного назначения[1, с. 97-102].

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании невозможно без качественных средств обучения.

Существует большое количество терминов для обозначения образовательных электронных дидактических материалов. Среди них:

— информационные образовательные ресурсы (ИОР),

— электронные средства учебного назначения (ЭСУН),

— цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),

— электронные учебные курсы (ЭУК) и др.

В учебной литературе приводятся различные определения этих понятий. Приведем определения некоторых из них.

Информационный образовательный ресурс — наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды информационных ресурсов, используемых в образовании. Как средство обучения он представляет собой элемент информационной среды, в которой идет учебный процесс. Среди образовательных ресурсов различают учебную, методическую литературу, программные средства, в которых отражается некоторая предметная область и реализуется технология ее изучения, наглядные средства обучения и т.п.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме.

Электронный учебный курс (ЭУК) — это программное приложение, обеспечивающее возможность обучаемому самостоятельно или с помощью преподавателя приобрести знания, умения и навыки по какой-либо учебной дисциплине. ЭУК может содержать также встроенные функций оценки качества усвоения знаний, умений и навыков.

Можно выделить следующие виды информационных образовательных ресурсов.

электронные обучающие системы;

электронные тренажеры, репетиторы;

электронные лабораторные практикумы;

электронные словари, справочники, энциклопедии;

электронные системы тестирования и контроля знаний;

информационные ресурсы сети Интернет — поисковые системы, интернет-каталоги, виртуальные музеи и др.

Классификация информационных образовательных ресурсов, может быть проведена по различным основаниям.

По методическому назначению информационные образовательные ресурсы и их компоненты можно разделить следующим образом:

обучающие — удовлетворяют потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала;

тренажеры (репетиторы) — удовлетворяют потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала;

контролирующие — служат для измерения, контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом;

демонстрационные (слайд- и видеофильмы, модели) — используются для наглядного представления, визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов;

имитационные — используются для представления определенных аспектов реальности;

лабораторные — используются для проведения удаленных экспериментов на реальном оборудовании;

моделирующие — используются для моделирования объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения;

расчетные — для автоматизации различных расчетов и других рутинных операций;

учебно-игровые — используются для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме;

игровые — используются для организации досуга учащихся, развития у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств;

коммуникационные — удовлетворяют потребности системы обучения в организации общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности; доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам;

интегрированные — сочетают в себе комплекс средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения.

Как и другие, эта классификация программных средств условна, поскольку в одной и той же программе могут присутствовать контроль и обучение, демонстрация и моделирование, обучение и тренаж и т. д. Тип программы указывает лишь на то, какой функции уделяется главная роль.

По форме изложения материала информационные образовательные ресурсы могут быть разделены:

— на конвекционные, соответствующие установившимся традициям классической педагогики и реализующие, в основном, информационную функцию обучения;

программированные, имеющие форму разветвленной или линейной программы и ориентированные, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого;

проблемные, базирующиеся на теории проблемного обучения и направленные на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей овладения знаниями;

комбинированные (универсальные), содержащие отдельные элементы перечисленных видов информационных образовательных ресурсов.

Существуют и другие классификации информационных образовательных ресурсов. В настоящее время предпринимаются попытки создать единую классификацию ИОР, которая должна быть многоаспектной и многоуровневой.

Требования к информационным образовательным ресурсам[1, с. 102-110]

Требования к образовательным ресурсам можно разделить на две группы: требования, имеющие отношение ко всем образовательным ресурсам (дидактические, эргономические и эстетические требования), и специфические, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

средств учебного назначения[1, с. 97-102].

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании невозможно без качественных средств обучения.

Существует большое количество терминов для обозначения образовательных электронных дидактических материалов. Среди них:

— информационные образовательные ресурсы (ИОР),

— электронные средства учебного назначения (ЭСУН),

— цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),

— электронные учебные курсы (ЭУК) и др.

В учебной литературе приводятся различные определения этих понятий. Приведем определения некоторых из них.

Информационный образовательный ресурс — наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды информационных ресурсов, используемых в образовании. Как средство обучения он представляет собой элемент информационной среды, в которой идет учебный процесс. Среди образовательных ресурсов различают учебную, методическую литературу, программные средства, в которых отражается некоторая предметная область и реализуется технология ее изучения, наглядные средства обучения и т.п.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме.

Электронный учебный курс (ЭУК) — это программное приложение, обеспечивающее возможность обучаемому самостоятельно или с помощью преподавателя приобрести знания, умения и навыки по какой-либо учебной дисциплине. ЭУК может содержать также встроенные функций оценки качества усвоения знаний, умений и навыков.

Можно выделить следующие виды информационных образовательных ресурсов.

электронные обучающие системы;

электронные тренажеры, репетиторы;

электронные лабораторные практикумы;

электронные словари, справочники, энциклопедии;

электронные системы тестирования и контроля знаний;

информационные ресурсы сети Интернет — поисковые системы, интернет-каталоги, виртуальные музеи и др.

Классификация информационных образовательных ресурсов, может быть проведена по различным основаниям.

По методическому назначению информационные образовательные ресурсы и их компоненты можно разделить следующим образом:

обучающие — удовлетворяют потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала;

тренажеры (репетиторы) — удовлетворяют потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала;

контролирующие — служат для измерения, контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом;

демонстрационные (слайд- и видеофильмы, модели) — используются для наглядного представления, визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов;

имитационные — используются для представления определенных аспектов реальности;

лабораторные — используются для проведения удаленных экспериментов на реальном оборудовании;

моделирующие — используются для моделирования объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения;

расчетные — для автоматизации различных расчетов и других рутинных операций;

учебно-игровые — используются для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме;

игровые — используются для организации досуга учащихся, развития у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств;

коммуникационные — удовлетворяют потребности системы обучения в организации общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности; доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам;

интегрированные — сочетают в себе комплекс средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения.

Как и другие, эта классификация программных средств условна, поскольку в одной и той же программе могут присутствовать контроль и обучение, демонстрация и моделирование, обучение и тренаж и т. д. Тип программы указывает лишь на то, какой функции уделяется главная роль.

По форме изложения материала информационные образовательные ресурсы могут быть разделены:

— на конвекционные, соответствующие установившимся традициям классической педагогики и реализующие, в основном, информационную функцию обучения;

программированные, имеющие форму разветвленной или линейной программы и ориентированные, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого;

проблемные, базирующиеся на теории проблемного обучения и направленные на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей овладения знаниями;

комбинированные (универсальные), содержащие отдельные элементы перечисленных видов информационных образовательных ресурсов.

Существуют и другие классификации информационных образовательных ресурсов. В настоящее время предпринимаются попытки создать единую классификацию ИОР, которая должна быть многоаспектной и многоуровневой.

Требования к информационным образовательным ресурсам[1, с. 102-110]

Требования к образовательным ресурсам можно разделить на две группы: требования, имеющие отношение ко всем образовательным ресурсам (дидактические, эргономические и эстетические требования), и специфические, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Читайте также: