Отчуждение как феномен детско родительских отношений

Обновлено: 30.06.2024


1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. ‒ 1990. ‒ № 1. ‒ С. 5–12.

2. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: автореф. … дис. канд. психол. наук. ‒ Ленинград, 1984. ‒ 17 с.

3. Беляева П.И. Учет педагогом психологической безопасности младшего школьника в образовательном процессе // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию, психологической науки и образования в Герценовском Университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета). ‒ СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. ‒ С. 197–202.

5. Бондарева О.В., Ктениду М.Д., Хозяинова Т.К. Аспекты приватности в отношениях родителей с подростками // Человек. Сообщество. Управление. ‒ 2014. ‒ № 2. ‒ С. 73–85.

6. Бороздина Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. ‒ 1990. ‒ № 1. ‒ С. 25–27.

7. Гегель Г.В. Сочинения в 14 тт. Т. 3. Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Философия духа. ‒ М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. ‒ 372 с.

8. Горбушин А.Е. Преодоление социально-психологической отчужденности воспитанников школы-интерната: авт. … дис. канд. пед. наук. ‒ М., 1993. ‒ 15 с.

9. Гребенникова Е.А. Внутренний мир подростков-сирот, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию, психологической науки и образования в Герценовском Университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета). ‒ СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. ‒ С. 441–446.

10. Донцов А., Зеленев И. Человек публичный: оценивающий и оцениваемый // Развитие личности. ‒ 2009. ‒ № 4. ‒ С. 40–55.

11. Зацепина М.В. Семантическая структура ключевых слов концептов отчуждение и entfremdung в сопоставительном аспекте // Политическая лингвистика. ‒ 2005. ‒ Выпуск № 16. ‒ С. 152.

12. Иванова С.П. Формирование устойчивости к негативным влияниям социальной среды как фактор личностной безопасности молодежи // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию, психологической науки и образования в Герценовском Университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета). ‒ СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. ‒ С. 213–216.

13. Колесников И.А. Невротические депрессивные расстройства и семейное функционирование у беременных женщин (в связи с задачами психотерапии): автореф. дис. … канд. мед. наук. ‒ СПб., 2010. ‒ 27 с.

15. Константинова Н.И. Роль семьи в развитии мотивации младших школьников // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию, психологической науки и образования в Герценовском Университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета). ‒ СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. ‒ С. 404–407.

16. Косова О.А. Многоаспектность феномена отчуждения // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. ‒ 2013. ‒ Выпуск № 1 (21). ‒ С. 53.

19. Марьяненко Д.А. Черты личности и особенности актуальной самооценки: автореф. дис. … канд. психол. наук. ‒ Краснодар, 2006. ‒ 25 с.

20. Махмутова Р.К. Особенности родительских установок матерей с разным уровнем личностной зрелости // Психология. Журнал Высшей школы экономики. ‒ 2013. ‒ Т. 10. ‒ № 2. ‒ С. 165–172.

21. Метелина А.А. Установки родителей на воспитание подростка в кадетской школе // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию, психологической науки и образования в Герценовском Университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета). ‒ СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. ‒ С. 412–416.

23. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. ‒ М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. ‒ 496 с.

24. Опевалова Е.В. Психологическая безопасность в отражении воспитанников детского дома // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию, психологической науки и образования в Герценовском Университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета). ‒ СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. ‒ С. 232–236.

25. Пантилев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система (спецкурс). ‒ М.: Изд-во МГУ, 1991. ‒ 108 с.

26. Пежемская Ю.С. Психолого-правовые основания общения подростков как критерий их межличностной толерантности // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию, психологической науки и образования в Герценовском Университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета). ‒ СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. ‒ С. 220–225.

27. Петошина С.И. Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа: автореф. дис. … канд. филос. наук. ‒ Архангельск, 2010. ‒ 20 с.

28. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. ‒ 2001. – № 1. ‒ С. 19‒26.

29. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е.Н. Волковой. ‒ СПб.: Питер, 2008. ‒ 240 с.

30. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. ‒ Тбилиси: Мецниереба, 1989. ‒ 204 с.

34. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. ‒ М.: РБФ НАН, 2007. ‒ 272 с.

35. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерниманация личности // Проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. ‒ М.: Наука, 1982. ‒ С. 121–126.

36. Шайдакова Н.В. Социально-психологические аспекты демонстративного потребления старшеклассников и студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. ‒ М., 2014. ‒ 26 с.

Отношение родителей к ребенку определяется составом семьи и ее материальным уровнем, состоянием здоровья родителей, их личными и характерологическими чертами, эмоциональной дистанцией между членами семьи, особенностями поведения детей, памятью родителей о своем детстве, определяющем экспектации, связанные с собственным ребенком [29, 34].

Работа деструктивного жизненного сценария, заложенного в родительской семье, получила многочисленные подтверждения в эмпирических исследованиях. Согласно выводам И.А. Колесникова, генезис невротических депрессивных расстройств женщины в период беременности сопряжен с психотравмирующими отношениями с собственными родителями, поскольку отношения с отцом оценивались как неудовлетворительные, с матерью – как конфликтные или неудовлетворительные. Трудности в адаптации проявляются у женщин в замкнутости, самокритичности, экстернальности, неготовности к принятию себя в роли матери, тревожно-депрессивном отношении к себе, супругу, близким [13].

Р.К. Махмутова исследовала связь родительских установок матери с личностной зрелостью. Оказалось, что низкий уровень личностной зрелости соотносится с низкой самооценкой, негативным самоотношением и повышенной критичностью. Женщины не принимают других и собственную социальную роль, не умеют устанавливать доверительные отношения с окружающими, не пытаются изменить не устраивающую их ситуацию. Они не поощряют ребенка к активности, но стремятся оградить его от забот и трудностей, жертвуют собой ради счастья ребенка. Последнее обстоятельство автор объясняет двояко: желанием матери манипулировать судьбой ребенка или стремлением ощутить собственную значимость [20].

Когда родители занимают в детско-родительских отношениях доминирующую роль, излишне вмешиваются в мир ребенка, то эмоционально дистанцируются от него [23]. Используя сверхопеку, родители подавляют инициативу и волю ребенка, формируя инфантильного человека. Деспотическое воспитание стимулирует пассивно-защитный тип поведения, связанный с заторможенностью, неуверенностью, зависимостью. Противоречивое и унижающее воспитание приводит к формированию агрессивно-защитного поведения, сопровождающегося повышенной возбудимостью и неустойчивостью.

На здоровую роль отчуждения, необходимую для развития личности, указали Г.В. Гегель, Л. Фейербах, В.В. Абраменкова, С.И. Петошина, А.Е. Горбушин. В данном контексте отчуждение является источником самопознания, рефлексии. Являясь антиподом идентификации, отчуждение определяет жизненные отношения субъекта с миром.

С обретением статуса школьника, ребенок экстраполирует школьную успеваемость на целостную оценку своей личности, привыкает к дистанцированному обращению по фамилии. Одной из характерных черт традиционной школы является направленность на репродуктивный уровень знаний, что, с одной стороны, облегчает проверку усвоения знаний, но с другой – способствует развитию шаблонного индивида, имеющего готовые ответы на вопросы. Отсутствие собственной позиции и неумение думать самостоятельно – основные составляющие для манипулятивного воздействия извне.

Появление новых признаков отчуждения или их сглаживание можно оценить по составляющим психологической безопасности: отношениям ребенка к классу в целом и к отдельным сверстникам, отношению к себе и учителям, самочувствию ребенка и его поведению. О наличии проблем можно судить по чувству дискомфорта, низкому социальному статусу в группе, отрицанию или негативной оценке собственных качеств, восприятию учителя как объекта негативных эмоций, ощущению незащищенности, проявлению школьной тревожности, уровню мотивации к учению, неуверенному или агрессивному поведению. Дополнительно ситуацию могут осложнить завышенные ожидания родителей, которые приведут лишь к снижению успеваемости ребенка, боязни неудач, учебной тревожности [3, 15].

Младшие подростки отмечают, что их права взрослые нарушают чаще, чем сверстники, но при этом поведение родителей оценили как толерантное. Старшие подростки жалуются чаще на нарушение своих прав, одновременно осознавая, что в реальном поведении действуют сходным образом. Личностное притеснение подростки связывают с оскорблениями, несправедливыми оценками учителей, запретами и ограничениями. Ю.С. Пежемская выявила существенные особенности в ценностных ориентациях подростков: дети 11–12 лет в поведении и межличностных отношениях ориентированы на социальное признание, обладание материальными благами, достижение целей, потребности в безопасности и самоопределении. Старшие подростки стремятся к удовлетворению желаний, развлекательному образу жизни, управлению другими. К ценностям зрелости, социальной культуры и духовности подростки остались безучастны. Знание своих прав они связывают с осмыслением границ дозволенного и ощущением защищенности [26].

С формированием ситуативной и личностной тревожности, подростки утрачивают потребность в успехе и достижении высокого результата. А.А. Метелина предполагает, что нарушение личностного развития связано с переживанием дефицита позитивного воздействия и отсутствием внешней поддержки со стороны близких взрослых [21].

Учебные учреждения стимулируют динамику самоуважения обучаемых через сравнение собственных результатов с успехами других людей. Согласно данным экспериментальных исследований, полученных на юношеской выборке, низкое самоуважение связано с устойчивым чувством неполноценности, ущербности, проявляется в нечестности, членстве в асоциальных группах, совершении правонарушений, попытках испробовать на себе действие алкоголя и наркотиков. Агрессивные действия индивид адресует не только другим, но и себе, о чем можно судить по попыткам совершения суицида, проявлениям пограничных нервно-психических расстройств [12].

Неразрывная связь самооценки и самоотношения проявляется в идентичных структурных компонентах [14, 19, 25, 31, 32]. Представляет интерес исследование А.М. Колышко, выполненное на выборке учителей. Автор обнаружил, что с преобладанием в самоотношении оценочной составляющей, индивид формально воспринимает ситуации, стереотипно отражает реальность, категорично оценивает себя и других; его личная позиция отождествлена со статусной. При доминировании эмоционально-ценностной подсистемы, человек обладает субъектностью, рефлексивностью, устанавливает доверительные отношения с другими людьми [14].

О.М. Анисимова полагает, что положительным фоном для адекватной самооценки является эмоциональная стабильность. Е.Т. Соколова, Е.О. Федотова установили, что недифференцированность когнитивной сферы приводит к лабильности самооценки под влиянием внешних условий. Высокая и нестабильная самооценка инициирует высокую враждебность и реакции гнева [22]. Согласно данным Д.А. Марьяненко, испытуемые с заниженной самооценкой более рефлексивны в сравнении с теми, кто имеет завышенную самооценку, но при этом склонны к излишней самокритике. Неадекватно завышенная самооценка позволяет человеку приписывать себе позитивные черты ввиду их высокой оценки окружающими, но в реальной действительности люди добиваются желаемого манипулятивными стратегиями [19].

Выводы

1. Отчуждение рождается в социальных контактах, обуславливая объектное восприятие себя и других.

3. Отчуждение от других проявляется в речевом обезличивании, манипулировании, отсутствии сходства в мировоззрении, когда другие воспринимаются как странные, чуждые, враждебные.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Целью исследования являлось изучение восприятия подростками внутрисемейных отношений.

Объектом исследованияявилисьподростки в возрасте 14-17 лет, проживающие в полных и неполных семьях. Всего обследовано 82 подростка в возрасте 14-17 лет (60 подростков из полных семей, 22 подростка из неполных), 35 мальчиков и 47 девочек.

Предметом исследования явилисьхарактер воспитательных воздействий родителей; характеристики эмоционального реагирования детей (ситуативная и личностная тревожность); параметры семейного поведения (семейная сплочённость и адаптация); система отношений подростка; межличностные отношения и характер коммуникаций в семье.

В результате выявлены следующие особенности восприятия подростками внутрисемейных отношений:

Подростки из полных и неполных семей характеризуют свои отношения с родителями как дисгармоничные и амбивалентные.

Выявлены следующие различия между подростками из полных и неполных семей:

1.Подростки из полных семей отмечают со стороны обоих родителей сочетание позитивного интереса и непоследовательности, преобладание автономности над директивностью. Причём позитивное отношение матери подростки связывают с формальным отношением матери к воспитанию, отсутствием интереса к их проблемам, ослаблением контроля, непоследовательностью требований. Отношение к ним отца меняется в зависимости от того, насколько поведение подростка соответствует ожиданиям отца. То есть, если поведение подростка соответствует ожиданиям отца, то со стороны отца он наблюдает позитивный интерес и внимание, но если поведение подростка не соответствует ожиданиям отца, то со стороны отца присутствует эмоциональное отчуждение и равнодушие.

В полных семьях выявлены следующие различия между девочками и мальчикамив восприятии стилей воспитательного воздействия матери.

У мальчиков в большей мере выражена враждебность со стороны матери, имеет место безразличие и негативные высказывания в адрес подростка, им мало интересуются, избегают общения с ним. Со стороны матери в отношении девочек присутствует опека с одной стороны и ослабление контроля в сочетании с непоследовательностью требований с другой, что способствует развитию инфантильности у девочек.

Девочки из полных семей в отношении отцаотмечают позитивное принятие в сочетании с резкой сменой воспитательного воздействия и непоследовательностью требований. Мальчики отмечают со стороны отцапозитивный интерес, враждебность и автономность.

Во всех полных семьях мальчиков семейная сплочённость выше. Но мальчики из полных семей, в отличие от девочек из полных семей, стремятся быстрее добиться самостоятельности и освободиться от излишней родительской опеки, и считают сплочённость (дистанцию между членами семьи) чрезмерной. Адаптация мальчиков в полных семьях затруднена из-за излишнего контроля со стороны матери и непредсказуемости родительских реакций на поведение подростка со стороны обоих родителей. Девочки из полных семей считают такую сплочённость адаптивной.

Самооценкамальчиков из полных семей ниже, чем у девочек из полных семей. Формированию адекватной самооценки у девочек из полных семей способствует позитивное отношение и последовательный стиль воспитания со стороны матери.

2.Подростки из неполных семейсо стороны отца отмечают непоследовательность и отстраненность от воспитания. Дисгармония в отношениях с отцом или его отсутствие могут привести к нарушению адаптации подростка в социальной среде.

Отношения с матерью у мальчиков более конфликтные, чем у девочек из неполных семей. Матери в отношении сыновей более строги и агрессивны, подозрительны и критичны. Директивность матерей проявляется в чрезмерном контроле, большом количестве ограничений и запретов, подавлении самостоятельности.Такой стиль воспитательного воздействия матери может привести к чрезмерной зависимости мальчика от матери или наоборот, вызвать реакцию протеста в различных формах её проявления.

У девочек наблюдается противоположная картина – преобладание автономности над позитивным интересом, то есть имеет место удовлетворение любых желаний дочери, потакание её желаниям с одной стороны, ослабление контроля и отсутствие поощрений и наказаний, с другой. Девочки воспринимают такой стиль воспитательного воздействия как адаптивный.

Девочки из неполных семей оценивают свою семью как более сплочённую.

Для всех девочек из полных и неполных семей характерна большая эмоциональная зависимость от матери в отличие от мальчиков.

Восприятие мальчиками воспитательного воздействия матери как непоследовательного и враждебного, отсутствие влияния воспитательного воздействия отца, снижает самооценку мальчиков, лишает его социальной стабильности, усиливает его страхи и опасения за своё будущее.

3.Анализ личностной тревожности показы­вает, что уровень тревожности у всех девочек несколько выше, чем у мальчи­ков.Более высокая личностная тревожность девочек может быть связана с личностными характеристиками девочек, их чрезмерной обидчивостью и ранимостью, страхами быть непривлекательной в глазах не только родителей, но и других окружающих.

Низкая тревожность мальчиков, по сравнению с девочками в данном исследовании позволяет предположить, что мальчики испытывают трудности с идентификацией, так как в исследованиях восприятия стилей воспитательного воздействия отца в отношении мальчиков выявлены непоследовательность, отстранённость от воспитания, амбивалентность позиций. Это дезорганизует подростка - мальчика и мешает идентификации его с родителем (отцом).

С другой стороны такое отношение матери к мальчикам может также быть связано с материнской неуверенностью в воспитании мальчика - подростка или же не желанием матери лишиться любви мальчика.

Подтверждение также получили выводы, что существует взаимосвязь между полом подростков и оценкой сплочённости семьи, девочки склонны считать свои семьи более сплочёнными.

Недостаточное участие отца в воспитании подростков также нашло отражение в результатах исследования.

Подростки обеих полов воспринимают стиль отца как непоследовательный и отстранённый, что ещё раз подтверждает проблему отцовства.

Результаты данного исследования ещё раз подтвердили, что проблема взаимоотношений родителей и детей это не только проблема одной семьи, это проблема социальная и постоянно актуальная. Система льгот в связи с рождением ребёнка, уходом за детьми, их воспитанием предоставляется только матерям, и в редких случаях – отцам. Поэтому многие отцы считают, что проблема воспитания детей - женская проблема и самоустраняются от воспитания, считая, что от их участия в воспитании нечего не зависит.

В целом проведённое исследование показало амбивалентность, непоследовательность и дисгармоничность воспитательных воздействий со стороны обоих родителей, а также выявило различие в восприятии подростками внутрисемейных отношений в зависимости от пола родителей и пола самого ребёнка.

Полученная информация позволила получить представление об особенностях восприятия подростком внутрисемейных отношений, выявить основные нарушения взаимоотношений подростков и родителей и определить основные направления психологической помощи родителям.

Нарушения семейных отношений могут быть использованы в качестве основных критериев при разработке программы психологической помощи родителям подростков.

Родители, зная, как их воспринимают подростки, могут оказывать помощь себе и своему ребёнку на его трудном пути к взрослости. Это будет способствовать психическому оздоровлению ребёнка, улучшению взаимопонимания в семье, снятию напряжённости между родителями и детьми.

Читайте также: