От чего зависит многообразие форм политического участия граждан

Обновлено: 30.06.2024

Политическое участие - это действие граждан с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Политическое поведение

Политическая психология – отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций).

Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).

Чем политическое поведение отличается от политического участия?

1) если многообразные формы политического поведения представляют собой проявление активности всех субъектов политики, то, говоря о политическом участии, мы имеем в виду только политическое поведение личности.

2) политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы.

Политическое поведение представляет собой совокупность политического участия и абсентеизма.

Абсентеизм

Абсентеизм (от лат. absens, absentis – отсутствующий) – уклонение от участия в политической жизни.

Виды политического участия

Виды политического участия:

1) представительное, опосредованное (участие осуществляется через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений; например, вести переговоры), и непосредственное, прямое (волеизъявление граждан выражается непосредственно через голосование на выборах и референдумах, посещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками);

2) групповое, массовое, индивидуальное;

3) автономное (свободная добровольная активность) и мобилизованное, имеющее принудительный характер;

4) постоянное (членство в партии), периодическое (участие в выборах), разовое (обращение в органы власти);

5) с точки зрения соответствия господствующим нормам: нормативное и отклоняющееся.

Отклоняющееся поведение: 1) патологическое (маниакальные политические предубеждения); 2) протестное; 3) экстремальное; 4) аффективное (поведение толпы).

Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение преступающее правовые и моральные нормы.

Экстремальные (крайние) формы политического поведения: публичное самосожжение с целью привлечь внимание к своим требованиям, захват заложников.

Терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (либо его угрозы) для запугивания правительства и населения.

От уголовных преступлений терроризм отличает проведение таких насильственных акций, которые способны вызвать в обществе шок, получить широкий резонанс, повлиять на ход политических событий и принятие решений (похищение и убийство Альдо Моро).

Причины терроризма:

1) неравномерное распределение ресурсов, доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами;

2) обострение проблемы бедности;

3) концентрация населения в городах, создающая опасность их перенаселения и деградации;

4) усиление конфронтации между этническими группами и культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта;

5) сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной) самобытности.

Сочетания форм политического участия (приемлемые и неприемлемые) и степеней активности (активное и пассивное) позволяют получить четыре типа политического участия:

1) активное приемлемое (участие в предвыборных кампаниях, в выборных органах; лоббистская деятельность; участие в политических партиях и организациях, участие в политических демонстрациях и других акциях);

2) активное неприемлемое (насилие; подкуп должностных лиц; дезорганизация; терроризм);

3) пассивное приемлемое (участие в голосовании; повиновение закону);

4) пассивное неприемлемое (пренебрежение к закону; нарушение закона).

Формы политического участия

Формы политического участия:

1) участие в деятельности политических партий, общественных движения;

2) участие в собраниях, митингах, демонстрациях, пикетах;

3) обращение в органы государственной власти;

4) участие в выборах и референдумах;

Типы личности в зависимости от степени участия в политике

Типы личности в зависимости от степени участия в политике:

1) личность активиста;

2) личность, принимающая эпизодическое участие в политике;

3) личность наблюдателя;

4) пассивная личность (нейтральное, безразличное отношение к политике);

5) аполитичная личность с негативным отношением к политике.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Политическое участие — влияние граждан на принятие, реализацию государственных решений и выбор представителей в институты власти.

2. Виды политического участия:

а) опосредованное (представительное);

б) непосредственное (прямое).

3. Формы прямого политического участия:

а) участие в деятельности политических партий, организаций, движений;

б) участие в собраниях, митингах, демонстрациях, пикетах;

в) обращение в органы государственной власти;

г) участие в выборах и референдумах;

д) деятельность политических лидеров.

4. Классификации политического участия:

а) по количеству участников (индивидуальное, групповое, массовое);

в) по свободе участия (автономное, мобилизованное).

5. Абсентеизм и его причины.

6. Повышение политической культуры и активности граждан — одно из важнейших условий развития современной демократии.

Степень эффективности развития политической системы, сущность общества в значительной мере зависит от уровня политической активности граждан, от того, насколько глубоко они осознают собственные интересы, а также от их желания реализовать возможности, обеспечиваемые различными вариантами политического участия.

Политическое участие

Степень потенциального участия может быть определена существующими политическими правами, реализация которых способствует разделению граждан на две группы:

  1. Политическая элита — та часть общества, которая сделала политику своим основным занятием, профессией;
  2. Рядовые граждане — часть общества, которая добровольно включается в политическую жизнь, проявив при этом активность, стремясь оказать влияние на государственную власть.

Учёные расходятся во мнениях, считать политическое участие деятельностью обеих упомянутых групп или только одной (рядовых граждан).

Среди основных функций политического участия следует выделить включение личности в систему властных отношений. Кроме того, посредством политического участия реализуется стремление индивида стать частью разнообразных форм, которые могут обеспечить жизнедеятельность и повлиять на индивидуальное развитие.

Политическое участие может быть непосредственным (или прямым) и опосредованным (или представительным). Основные формы проявления прямого участия:

  • голосование на выборах и референдумах;
  • встречи с политиками;
  • работа в политических партиях.

Реализация опосредованного участия осуществляется с помощью выбранных представителей (от партий либо от любых заинтересованных групп), которые получают определённые полномочия для принятия конкретных решений.

Упомянутым видам (формам) политического участия во многом соответствуют и некоторые политические роли: члена партии, избирателя и т. д. Как правило, политическое участие подразумевает конкретное действие. Причём участие должно основываться исключительно на добровольных началах и не может превращаться в обязанность (как, например, служба в армии или плата налогов). Не менее важным является действительность участия — наличие реальной альтернативы, выбора.

Существует несколько типов политического участия граждан. Участие граждан, которое является добровольным и свободным и преследует собственные личные или же групповые интересы, называется автономным. Участие, имеющее принудительный характер, называется мобилизованным. Мобилизованное участие не исключает возможности использования морального или финансового стимулирования. Основными формами подобного стимулирования можно считать премии или же предоставление отгулов. Мобилизованное участие характерно для тоталитарных и авторитарных политических режимов, в то время как автономное — для демократических режимов.

Кардинально противоположным политическому участию действием можно назвать безразличие и полное отсутствие интереса к политике, даже демонстративное неучастие — абсентеизм.

Какие же причины провоцируют подобное явление? В первую очередь — полнейшая апатия к проявлениям политической жизни. Зачастую основным мотивом является нежелание отвлекаться от собственных дел в пользу государства. Это характерно для развитых демократических стран, поскольку их граждане полностью уверены в своём будущем за счёт сохранения определённой стабильности.

Не менее важной причиной выступает разочарование граждан вследствие потери доверия к претендующим на власть политическим организациям и кандидатам. Подобная ситуация происходит при понижении уровня жизни, в ситуациях, когда проводимые реформы не обеспечивают быстрых результатов. Существенным элементом, обеспечивающим потерю доверия, следует назвать коррупцию во власти, чрезмерные злоупотребления чиновников. Проводимые в стране выборы приводят лишь к смене персоналий во властных структурах и не дают качественных изменений.

Ещё одной существенной причиной абсентеизма является неспособность граждан сделать качественный выбор. Это порождает неуверенность и желание избежать политического участия. Для преодоления абсентеизма такого рода необходимо обладание конкретными знаниями и умениями, которые связаны с избирательным процессом.

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлечённость членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Политическое участие

Осуществляется через избранных представителей

Воздействие гражданина на власть без посредников

Формы политического участия

  • Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы
  • Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений
  • Прямые действия граждан (участие в собраниях, демонстрациях, шествиях, митингах, пикетированиях и т. д.)
  • Обращения и письма, различные проекты и предложения к власти, встречи с политическими деятелями
  • Участие в выборах, референдумах (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для них вопросу
  • Деятельность политических лидеров

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:

  • Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур
  • Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики

Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

Человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом

Человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности

Человек делает политическую деятельность своей профессией

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Критерии политического развития личности

  • Наличие системы политических ценностей, норм.
  • Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.
  • Степень активности участия в политической жизни.
  • Стабильность политических мотивов.
  • Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.
  • Умение включить других в политическую деятельность.
  • Общий уровень политической культуры (знания о политической системе общества и её разновидностях; критерии, при помощи которых личность вырабатывает оценку политическим событиям; эмоциональное отношение человека к ним; действия, которые совершает индивид как участник политической жизни).
  • Уважение к другим взглядам и позициям

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическое безразличие и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.

Абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Причины абсентеизма

  • Падение уровня жизни, коррупция властей, злоупотребления чиновничества → утрата доверия граждан к претендентам на власть и политическим партиям.
  • Неспособность граждан повлиять на власть; удовлетворённость своим стабильным и благополучным положением; стремление решать личные вопросы → полное равнодушие граждан к политической жизни.
  • Неумение граждан делать компетентный выбор → неудовлетворённость в правильности выбора

Таким образом, можно выделить следующие типы политической деятельности.

Основные типы политической деятельности

  • Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. д.
  • Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы
  • Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы

Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит своё отражение в следующих функциях.

Функции политического участия

  • Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений.
  • Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависит от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Неотъемлемым признаком развитого правового общества является право на участие граждан в политической жизни (политическое участие). Оно гарантирует каждому человеку возможность выражать свое мнение, влиять на процесс принятия важных государственных решений.

О специфике политического участия в демократическом государстве


Такое участие в демократическом обществе является свободным и представляет собой средство:

  • выражения гражданами чувства долга перед государством;
  • достижения собственных целей;
  • реализации потребности самовыражения.

Участие граждан в общественно-политической жизни обеспечивается государством. Оно предоставляет населению различные правовые нормы и процедуры, равномерно распределяет ресурсы (денежные средства, доступ к СМИ, образование и т. д.). В демократическом обществе допускаются (в определенных рамках) такие формы выражения протеста, как демонстрации, петиции, митинги, забастовки и т. д.


Чем отличается политическое участие при тоталитарном строе

В тоталитарном государстве жизнь людей полностью подчинена его контролю. Власти мобилизуют население для участия в политической жизни для создания видимости его активности. Но мнение и желание граждан при этом совершенно не учитываются.

При тоталитарном режиме влияние общества на власть ограничено до минимума. Нередко оно является просто номинальным. Участие граждан в жизни страны обусловлено потребностями государственной власти. Оно является, в первую очередь, одним из средств контроля государства над массой.

Тоталитарный режим, в котором жестко подавляется любое несогласие, нередко приводит к таким мощным формам гражданского протеста, как бунт и революция.

Тоталитарный строй представляет собой один из пережитков прошлого. Чаще тоталитарными бывают малоразвитые государства. В качестве исключения можно назвать Японию – страну с азиатским типом правления и высокоразвитой культурой.

Благодаря сложившимся многовековым традициям большую часть граждан в этой стране все устраивает. Тоталитарный режим для них настолько привычен, что практически не отличается от демократического и ни в чем не вызывает нареканий.

Почему демократию считают признаком прогрессивного общества

Демократический строй является более устойчивым, чем тоталитарный. Сдерживаемое недовольство в обществе, характерное для тоталитарного строя, опасно тем, что оно в определенный момент может вылиться в революцию.

В демократическом государстве властью поддерживается образ дружественного отношения к гражданам, предоставляется равномерное для всех распределение средств к существованию, возможности для саморазвития и самореализации, свобода самовыражения и т. д.

Помимо того, власть выражает внимание к проблемам граждан и заботится об их здоровье. Этим преодолевается недоверие к власти, обеспечивается максимальный учет интересов населения, а также участие большого количества граждан в общественно-политической жизни общества.

Преимущества непосредственной демократии

Участием граждан в политике обеспечивается также эффективность контроля за должностными лицами и предотвращение злоупотреблений с их стороны.

Характерные черты деятельности

Политологами Милбрэтом и Гоэлем на основе анализа политического участия выделены три типа граждан, которые, будучи вовлеченными в этот процесс, отличаются по характеру своей деятельности. Так, ученые назвали:

Политологами Вербой и Наем в последнюю категорию включены также участники голосования на выборах, общественники, те кто работает в предвыборных штабах и контактирует с политическими лидерами.

Немецким социологом Максом Вебером создана собственная классификация участников политической деятельности. Он назвал:

Польским ученым Е. Вятром составлена классификация участников общественной жизни, основанная на таких характеристиках, как заинтересованность в политике, осведомленность и степень вовлеченности. Участников процесса он разделил на 5 категорий:


Бьорн М. Олсен принципиально по-иному разделил участников политического процесса. Исландский ученый считал главным в их деятельности отношение к власти. Роли участников им распределены между:

  • лидерами, обладающими доступом к широкой власти;
  • активистами, обладающими ею в отдельных узких сегментах;
  • большинством граждан, использующих власть коллективно, посредством участия в выборах;
  • маргиналами, не принимающими участия в распределении доступа к власти.

Основные формы участия

В соответствии с характером действий выделяются такие виды участия:

  1. Традиционные – действия, обусловленные существующими политическими институтами (участие в референдумах, выборах, демонстрациях, митингах и т. п., обращения граждан к органам власти и др.).
  2. Нетрадиционные – нетипичные и необычные действия (организованное молчание, сидячие забастовки, политическое граффити и т. д.).
  3. Автономные. Свободная добровольная деятельность индивида, вызванную его желанием принять участие в жизни страны.
  4. Мобилизационные. Действия принудительного характера. Как правило, инициируются правящей группировкой с целью поддержки существующей системы. В таком участии не предусмотрено выражение личного мнения индивидов или групп. Создается ложное представление о положении дел в стране, необходимое власти.
  5. Активные.
  6. Пассивные.

Активное участие предполагает вовлеченность в следующие мероприятия:

  1. Выборы президента.
  2. Массовые акции (митинги, демонстрации, забастовки, координация масс, недовольных действиями правительства). В качестве примера можно привести парижскую забастовку работников завода Continental, требующих пересмотра решения о его закрытии.
  3. Одиночные акции, достаточно заметные и имеющие вес Интересной формой политического участия стал поступок иракского журналиста, кинувшего ботинком в Дж. Буша. Так журналист выразил свое несогласие с проводимой США политикой по отношению к его стране.
  4. Управление государством, формирование законодательства.
  5. Опросы граждан.
  6. Составление обращений и жалоб в вышестоящие структуры от имени отдельных граждан или групп.
  7. Лоббистскую деятельность – продвижение объекта (закона или депутата). Предусматривает личную (денежную) заинтересованность, используются законные и незаконные способы достижения цели.
  8. Сетевое продвижение – использование блогов, электронных газет и других интернет-ресурсов. Например, в ходе украинско-российского конфликта, вопреки официальным утверждениям, низы не высказывали в сетях однозначно отрицательного отношения к противной стороне, а, напротив, преимущественно призывали к дружбе и взаимопониманию между народами, независимо от распрей между правительствами обеих стран.

Пассивный вид предполагает:

  • социальную апатию (недоверие граждан к властям, неучастие в выборах);
  • отказ от участия в социальных мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях);
  • отказ от совершения каких-либо поступков как демонстрацию недовольства определенными действиями властей (например, отказ получать зарплату, размер которой кажется индивиду слишком незначительным).

Виды и формы участия граждан в политической жизни

О формах участия граждан в политической жизни РФ

В части 1 ст. 1 Конституции Российская Федерация определена в качестве демократического федеративного правового государства. Право граждан РФ на участие в политической жизни страны закреплено Конституцией (ст. 32). В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции, высшей формой непосредственного выражения власти народа являются свободные выборы и референдум.

Дееспособные граждане (совершеннолетние) вправе самостоятельно или через посредников (представителей) участвовать в выборах, внося свой вклад в решение важных для страны вопросов (активное избирательное право).

При этом исключается любая дискриминация (по расовому, национальному, половому, возрастному, общественному и другим признакам). Избирательное право в РФ – всеобщее, равное и тайное (одному избирателю дается право тайной подачи только одного голоса).

Быть избранным (пассивное избирательное право) граждане могут:

  • c 18 лет – на должность депутата городского совета;
  • с 21 года – депутатом Госдумы, а также городского головы;
  • с 30 лет – в качестве высшего должностного лица субъекта РФ (ч. 1, ч. 4 ст.4 ФЗ 67-ФЗ);
  • с 35 лет – Президентом РФ (ч. 2 ст. 3 ФЗ № 19-ФЗ от 10.01.2003).


Кроме того, граждане могут участвовать:

  1. В референдуме – голосовании по наиболее важным государственным и общественным вопросам (общефедеральном, региональном и местном). По закону РФ, правом такого участия наделяются лица с 18 лет.
  2. В общественном контроле (ч. 1 ст. 3 ФЗ № 212-ФЗ) – деятельности, осуществляемой с целью наблюдения за органами государственной власти, местного самоуправления, наделенными определенными публичными полномочиями. Целью контроля является также общественная проверка, анализ и общественная оценка принимаемых ими решений.
  3. В публичных мероприятиях (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ) открытых, мирных, доступных каждому (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях) с целью свободного выражения, формирования мнений, выдвижения требований по различным политическим, экономическим и др. вопросам. Такие мероприятия могут проводиться депутатами (встречи с избирателями) с целью информирования их о своей деятельности. По закону в роли организатора пикетирований, шествий, демонстраций могут вступать граждане РФ, достигшие 18 лет, собраний и митингов – 16 лет.
  4. В публичных слушаниях, сходах с целью формирования и выражения правотворческих инициатив (ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ).
  5. В митингах и демонстрациях, с целью выражения протеста или призыва к чему-либо (ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ). При этом закон запрещает проведение выступлений, носящих экстремистский, противоправный характер, нарушающих общественный порядок.

Помимо этого, граждане вправе вмешиваться в политическую жизнь страны следующим образом:

  1. Создавать политические партии и участвовать в их деятельности (право регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ). Членами партии могут быть люди, достигшие 18 лет (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ). Лишены такого права иностранцы, лица, не имеющие гражданства, а также недееспособные.
  2. Создавать общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей (ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ).
  3. Занимать должности на государственной службе.
  4. Обращаться с заявлениями в органы власти.

О факторах, стимулирующих политическую активность

Степень вовлеченности граждан в политику и общественную жизнь зависит от различных факторов:

  1. Социально-экономического статуса (наиболее эффективного). Определяется профессией, уровнем образования, дохода. Чем ниже социальный статус, тем вероятнее негативный настрой граждан по отношению к системе.
  2. Возраста. По данным социологических исследований, пик гражданской активности приходится на середину жизни, затем она идет к затуханию.
  3. Пола. Женщинам свойственна меньшая склонность участию в делах страны, нежели мужчинам. Это обусловлено создавшимися патриархальными представлениями о ролях в обществе: мужчина – лидер, женщина – жена, мать, большую часть жизни посвящающая не собственным интересам, а заботам о семье и детях, практически лишенная возможности раскрыть свой личностный потенциал.
  4. Мотивации граждан.

Участие граждан в политической жизни

Какие факторы снижают активность граждан

По ряду причин политическая активность населения может снижаться. К важнейшим из них социологи относят демократизацию общества, способствующую усилению прозрачности жизни и деятельности представителей элиты.

Негативизм в оценке открытой для народа жизни политиков высокого ранга переходит на всю политическую сферу и заставляет граждан дистанцироваться от нее.

Еще одна причина – излишняя бюрократизация аппарата власти. Многоуровневой системой сдержек политических инициатив, регуляцией чиновниками общественной жизни формируется ее инертность, участие в ней граждан лишается смысла.

О мотивах

К наиболее распространенным мотивам гражданского участия в политической жизни относят:

  1. Интерес к политике как сфере деятельности.
  2. Стремление к познанию мира вокруг себя, при котором политическую систему рассматривают как одно из средств.
  3. Стремление повысить собственный статус.
  4. Желание добиться власти над людьми.
  5. Желание повысить свой материальный уровень.
  6. Соответствие традиционным семейным установкам.
  7. Совпадение жизненных ценностей с идеологией системы.
  8. Ложные мотивы (пропаганда).

В ходе развития общества значение участия граждан в его жизни возрастает. Государства, партии и политические движения не жалеют средств на спонсирование выборов, демонстраций, акций протеста. При правильном подходе государство использует политическую активность граждан в качестве рычага своей деятельности, а граждане, принимая активное участие в общественно-политической жизни, получают определенные выгоды от властей.

Доводилось ли вам принимать участие в политической жизни – выборах, референдуме, демонстрациях и т. д.? К какому типу граждан вы себя относите? Какой вид политического участия считаете самым эффективным? Оставьте ваши комментарии, поделитесь статьей с друзьями, сохраните ее в закладках.

Также рекомендуем посмотреть подборку видео, которые закрепят знания и ответят на оставшиеся вопросы.

Читайте также: