Конвенциональная теория истины определяет истину как результат соглашения

Обновлено: 19.05.2024

Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть.

Истый, истный, истинный, точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий. Истота - естество, сущность, самая суть, существо предмета. Истота человеческая не в плоте, а в духе его. Истовый, истинный, истый, должный, надлежащий, настоящий.

Истина в науке - это характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющая считать его познанием или знанием. Истиной также может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Противоположными истине понятиями являются понятия лжи и заблуждения. Обычно истиной считается соответствие высказывания или представления некоторому критерию проверки на истинность. Истина используется как общая категория, в частности, как религиозное, философское, научное логическое понятие. В науках и философии используются самые разнообразные критерии истины. В логике, для которой истина является одним из преимущественных предметов изучения, таким критерием считается непротиворечивость и логическая правильность. В некоторых религиях таким критерием зачастую является божественное откровение.

Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считается правильным большинством.

Значение слова Конвенция по Ефремовой: Конвенция - Международный договор, соглашение в какой-л. специальной области.

Значение слова Конвенция по Ожегову: Конвенция - Международный договор по какому-нибудь определенному вопросу

Значение слова Конвенция по Бизнес словарю: Конвенция - англ. convention договор между различными компаниями, фирмами, учреждениями и государствами, в котором определены решения вопросов сбыта, производства, распределения и т.п.

Значение слова Конвенция по Финансовому словарю: Конвенция - конвенция, соглашение в письменном виде.

Значение слова Конвенция по Логическому словарю: Конвенция - (от лат. conventio - соглашение) - договор, согла­шение, условие. Разнообразные К. играют значительную роль в на­уке и в повседневной жизни. Спор, дискуссия, коллективное об­суждение к.-л. проблем всегда опираются на соглашение относительно значений используемых слов, терминов, выражений. При построении аксиоматических систем символической логики аксиомы часто принимаются конвенционально в зависимости от удобства, простоты или конкретных целей построения. Для описа­ния пространственных свойств объективного мира ученые часто по соглашению используют ту или иную систему геометрии.

В рамках гносеологической парадигмы помимо классической концепции истины, существует и ряд других. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества [Кун Т., 1975].

Конвенционалистская концепция. Истина есть продукт соглашения (гласного или негласного) между участниками познавательного процесса. И это действительно имеет место в науке и философии, где

Большинство парадигмальных концепций являются не только доказанными, но и взаимосогласованными. Сторонниками данной концепции могут считаться Т. Кун и Х. Патнем. Однако, то, что принимается одним сообществом не всегда является убедительным для другого.

Конвенциональная концепция истины. В основе научных теорий лежат соглашения между учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты – критериями, не связанными непосредственно с их истинностью. Возникновению конвенционализма способствовало появление неевклидовых геометрий. Поскольку различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского согласовывались с опытом, то возник вопрос о том, какая из них соответствует действительности, является истинной. Основатель Пуанкаре снял этот вопрос, полагая, что аксиомы геометрии являются не более чем удобными конвенциями и было бы столь же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны.

Согласно релятивистской концепции истины, истина есть результат конвенции, соглашения в рамках некоего сообщества.

В новом времени данная теория истины была введена Рихардом Авериусом, немецким философом. Подробно разработана релятивистская теория истины была Э.Махом[, получив название эмпириокритицизма ("второго позитивизма", с дополнениями Маха - махизма). Исходной посылкой данной теории является рассуждение позитивистов о том, что "единственным источником истинного, действительного знания являются эмпирические исследования" из которого Авериус делает вывод, что отправным пунктом теории познания является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми. В.И. Ленин верно и точно критикует данную концепцию как разновидность крайнего субъективного идеализма - солипсизма О солипсизме Маха и Авенариуса Релятивистская концепция истины - прямое следствие кризиса научности как единственного критерия истины (см. Модерн)

Многие ученые новейшего времени придерживались именно релятивистской концепции истины.

Релятивистская концепция истины - одна из основ и составная часть таких воззрений как плюрализм и либерализм, одно из основных общественных соглашений общества постмодерна без приятия которой существование общества постмодерна невозможно.

Отдельно стоит рассматривать методологию установления частной истины, т.е. человеческого представления об истине, например, истины научной, которая, совершенно не обязательно является релятивистской, т.е., фактически, отрицающей существование объективной реальности, а указывает на относительность познания, на последовательное приближение научного знания к истине (см. например Т.Кун Структура научных революций)

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Виды истины

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.

Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое предмету свойство содержится в самом его понятии. Синтетическая истина — когда приписывание этого свойства требует внесения дополнительной информации.

Случайная истина и Необходимая истина.

Разновидностью относительной истины является правда.

Теории истины

Корреспондентная (классическая) теория. Истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель)

Конвенциональная теория. Истина — это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап, К. Поппер)

Авторитарная концепция. Истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

Теория истины как опытной подтверждаемости. (Шлик, Нейрат)

Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины (А. Тарский)

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Оригинал взят у magpie73

Истина - это цель, к которой устремлено познание.

Истина есть знание.

Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Свойства истинности:
1. Объективность - независимость от познающего субъекта.
2. Относительность - неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания.
3. Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании.
4. Конкретность.

Концепцию истины, которая впоследствии стала называться классической, сформулировал Аристотель.

Истина – есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, т. е. соответствие наших знаний действительности. Действительность в данном определении понимается очень широко:

а) объективная реальность (внешний мир);
б) субъективная реальность (внутренний духовный мир);

Классической концепции присущи следующие принципы:

Во-первых, действительность не зависит от знаний;
Во-вторых, между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие;
В-третьих, существует критерий для проверки соответствия мыслей действительности;
В-четвертых, теория соответствия логически непротиворечива.

[ Трудности концепции: ]
Однако, классическая концепция истины столкнулась со значительными трудностями.

Первая трудность связана с понятием действительности.
Чтобы иметь возможность сопоставлять знание с действительностью, мы должны быть уверены в ее подлинности. А уверенности как раз нет, потому что мы сравниваем наше знание не с самой действительностью, а с нашим восприятием ее. Наши восприятия, сформированные образы не могут быть независимы от наших познавательных способностей. Круг замкнулся.

Четвертая трудность связана с наличием плюрализма истин.
К примеру, человек изучает науки: биологию, медицину, антропологию, социологию, экономику, этику и т. д.. Каждая из них дает свое знание о человеке, которое невозможно объединить в одно целое или предпочесть одно другому.

Трудности классической концепции еще более очевидны на фоне обнаруженных в ней логических парадоксов.

Сторонники этой теории утверждают, что мир – единое целое .

Существуют два основных варианта когерентной теории истины:
- Один из них вводит новое понятие истины как когерентности знаний, которое предлагается вместо прежнего понятия истины как соответствия знаний действительности.
- Другой вариант, хотя и сохраняет классическую трактовку истины, вместе с тем утверждает, что соответствие знаний действительности может быть установлено только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины.

В нем все, даже самые мельчайшие явления связаны между собой. Поэтому знания об отдельных вещах или явлениях должны соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом. Следовательно, истина о мире – одна, а частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей истины.
Однако, жизнь подтверждает, что самосогласованности знания явно недостаточно для признания его истинным.


Концепция прагматической истины (от гр. pragma - действие) – истинным признается такое знание, которое:

Во-первых, имеет благие последствия для человечества;
Во-вторых, успешно применяется на практике.

Сторонники прагматизма подчеркивали роль практической активности в познании, которая, как они полагали, исключает возможность достижения истины в классическом смысле. Они считали, что реальность внешнего мира недоступна для человека, ибо человек непосредственно имеет дело со своей деятельностью. Поэтому единственное, что он может установить, – это не соответствие знаний действительности, а эффективность, практическую полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, которая достойна именоваться истиной.

Конечно, практика является важным критерием истинности наших знаний (строятся самолеты, которые летают, мосты, по которым ездят и т. д.).
Однако, истина, таким образом, соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека.


Согласно конвенциональной (от лат. conventio – договор, соглашение) концепции истина есть результат конвенции, соглашения в рамках некоего сообщества.
Ее основная идея заключается в том, что в основе научных теорий лежат соглашения между людьми и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты – критериями, не связанными непосредственно с их истинностью.

Например вопрос с теориями геометрии. Поскольку различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского и Римана согласовывались с опытом, то возник вопрос о том, какая из них соответствует действительности, является истинной.
Ответ Пуанкаре классически прост: "Геометрические аксиомы. суть конвенции, наш выбор осуществляется из всех возможных соглашений. Геометрические аксиомы есть не что иное, как замаскированные определения. Так что же следует ответить на вопрос об истинности Евклидовой геометрии? Вопрос лишен смысла. Одна геометрия не может быть более истинной, чем другая; более удобной – да, может"


Анализ концепций истины показывает, что ни одна из них не может претендовать на полноту понимания истины.

Классическая и неклассические концепции истины несопоставимы, они лишь "наши" способы познания исключительно сложной и многоаспектной категории как "истина".

В разных познавательных, общественных ситуациях на первый план при оценке и потреблении знаний выходит та или иная из перечисленных черт истины.

В определенной степени уже можно разделить субъективное и объективное в восприятии. Но только в мышлении можно отделить объективное от субъективного, а значит, истину от обмана. Чтобы отделить ложное от истинного в каком-либо понятии, необходимо сравнить это понятие с другими. Поэтому, строго говоря, только суждение, в котором понятия соотносятся друг с другом, может быть полностью ложным или полностью истинным, то есть может концентрировать в себе ту или иную сторону противоположностей. Поэтому иногда высказывается мнение, что теория истины ограничивается сферой суждений и умозаключений. Эта мысль страдает односторонностью. Дело в том, что понятия истинности и ложности применяются к идеальным образам как на чувственном, так и на рациональном плане познания. Но именно в связи всех форм познания с суждением мы получаем возможность оценить соотношение истинного и ложного в понятиях, а затем в представлениях, восприятиях, ощущениях.

Понятие истины является ведущим в философии имени. Все проблемы философии эпистемологии касаются либо средств и способов достижения истины, либо форм ее реализации, структуры отношений познания и т.д.

Изменение представления об истине в философии - Классическая концепция истины

Классическая концепция истины

Концепция, согласно которой истина — есть соответствие реальности, называется классической концепцией. Это самая древняя из всех концепций истины. С него начинается теоретическое изучение истины. Классическая концепция всегда была ближе к материальному, чем к идеальному. Только в рамках материализма она получила свое полное развитие.

Центральным понятием классической концепции является понятие соответствия мысли реальности. Когда говорят, что мысль соответствует реальности, имеют в виду следующее: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Понятие соответствия совпадает с понятием воспроизводства, адекватности.

Другим важным понятием классической концепции является понятие реальности, или актуальности. Когда познание сосредоточено на внешнем мире, это понятие отождествляется с понятием объективного мира. Однако в контексте теории истины такая интерпретация на самом деле все еще узка. Эта концепция претендует на универсальность и признание понятия истины не только для мыслей, направленных на объективный мир, но и для мыслей, направленных на объекты любого рода, включая ментальные объекты.

Может ли мысль, соответствующая реальности, называться истиной в каждом случае? Существенным здесь является то, что мысль представляет собой в своей логической форме. Концепции: атом водорода и т.п. С точки зрения логики, они являются сущностью понятий. Первое существует в реальном мире, второе — нет. В последнем случае понятие не имеет объективного содержания, но эта логическая форма в любом случае лишена истинного смысла. В логической литературе почти повсеместно признается, что носителями истинного смысла могут быть суждения или предложения, представленные повествовательными предложениями.

В зарубежной философской и логической литературе иногда проводится различие между чисто повествовательными предложениями и утверждениями. Некоторые авторы считают, что истина не связана ни с какими повествовательными предложениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений.

Но не все утверждения являются носителями истинных значений с точки зрения классической концепции. Более того, существует класс предложений, которые не являются ни истинными, ни ложными. Обычно, в классической концепции, только те предложения принимаются как истинные, которые являются описательными. Предложения, которые не являются описательными, считаются бессмысленными.

Эта концепция сталкивается с рядом проблем:

(a) Проблема природы, познаваемой реальности.

(b) Проблема знака. Соответствие мысли реальности.

в) Проблема критерия истины.

Когерентная концепция истины

Существуют две версии когерентной теории истины. Один из них вводит новое понятие истины как связности знания, которая предполагается как соответствие знания реальности вместо прежнего понятия истины. Другой вариант утверждает, что соответствие знания реальности может быть установлено только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины. Кант считается одним из основателей первой версии теории когерентности. Согласно Канту, существует взаимная согласованность, единство чувственного и логического, которые определяют содержание и мышление истины.

В XX веке когерентную теорию истины возрождают некоторые представители неопозитивизма, например, О. Нейрат. Эта версия исходит из того, что только метафизика может попытаться сравнить пропозиции с реальным миром. Истина научного знания, согласно Нейрату, заключается не в том, что знание соответствует реальности, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему. Именно это свойство самосогласованности является тем референтом, к которому относится понятие истины.

Философия элеатов может рассматриваться как источник второй версии. Порменид и Зенон приняли концепцию истины как соответствия знания реальности. Однако они считали, что это соответствие не может быть проверено наблюдением, а только установлением противоречивости знания. Противоречивая идея не имеет референта в реальном мире. В то же время противоречивость идеи гарантирует правильное описание реального положения дел.

Прагматическая и семантическая концепция истины

Согласно прагматизму, полезность не является ни критерием, ни корректором истины. Другими словами, нельзя утверждать, что знание с полезными свойствами также совпадает с реальностью. Единственное, что может определить человек, — это несоответствие знаний действительности и эффективность, практическая польза знаний. А именно, полезность является главной ценностью человеческого знания, которое достойно называться истинным.

Сегодня существуют теории, которые можно считать продолжением и развитием прагматизма, например, инерационализм. Его главная проблема — это ценности. Операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования. Исходя из выводов, сделанных на основе операционализма Бриджмена, можно оценить, что привнесла в науку прагматическая концепция. Бриджмен утверждал, что общая относительность не имеет физического смысла и не соответствует действительности, поскольку в ней используются неоперациональные понятия. Операционализм требовал устранения абстрактных систем, которые играют важную роль в современной физике.

Семантическая теория истины Тарского

Теория Тарского — это не философская, а логическая теория. С момента его создания возник ряд вопросов относительно его применения к проблемам истины. Основная цель этой теории — попытаться преодолеть парадокс лжеца.

Основной результат Тарского состоит в доказательстве невозможности обсуждения логически непротиворечивых проблем семантики, включая проблему истинности высказываний данного языка в рамках самого этого языка. Теория Тарского предлагает создать искусственный язык.

Истина — это знание

И в прошлом, и в современности три великие ценности остаются высоким мерилом человеческих поступков и самой жизни — их служение истине, добру и красоте.

Первый обозначает ценность знаний, второй — нравственные основы жизни, а третий — служение ценностям искусства. Истина, если хотите, это фокусная точка, в которой соединяются хорошее и прекрасное.

Истина — это цель, к которой стремится знание, ибо, как справедливо писал Ф. Бэкон, знание — это сила, но только при непременном условии, что оно истинно.

Истина — это знание. Но все ли знания являются истиной? Знания о мире и даже отдельные их фрагменты в силу ряда причин могут содержать ошибки, а иногда и намеренное искажение истины, хотя ядром знаний является, как уже говорилось, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде идей, понятий, суждений, теорий.

Р. Декарт предложил свое решение: самое важное свойство истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина — это согласие разума с самим собой, потому что знание — это откровение духовного, рационального разума мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства.

Конвенциональный взгляд на истину рассматривает истинное знание (или его логические основы) как результат конвенции, соглашения.

Отдельные эпистемологи считают истинным то знание, которое вписывается в определенную систему знаний. Другими словами, в основе этой концепции лежит принцип когерентности, то есть сводимости высказываний либо к определенным логическим постулатам, либо к данным опыта.

Позиция прагматизма сводится к тому, что истина заключается в полезности знания, его эффективности.

Спектр мнений достаточно широк, но наибольшим авторитетом и наибольшим признанием пользуется классическая концепция истины, которая идет от Аристотеля и сводится к соответствию, согласию знания с объектом.

Что касается других позиций, то, хотя они и содержат определенные положительные моменты, в них есть фундаментальные недостатки, которые позволяют нам не соглашаться с ними и признавать их применимость в лучшем случае в ограниченной степени. Что касается этих недостатков, то их устранение зависит от самих студентов.

Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным тезисом диалектико-материалистической философии о том, что знание — это отражение действительности в сознании человека. Истина с этой позиции — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, его вынесение в том виде, в каком он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существуют различные формы истины: повседневная или житейская истина, научная истина, художественная истина и моральная истина. В целом, существует почти столько же форм истины, сколько типов профессий. Особое место среди них занимает научная истина, которая характеризуется рядом специфических черт. Прежде всего, это ориентация на раскрытие сущности в отличие от обычной истины. Кроме того, в научной истине различают системность, порядок расположения знаний в ней, и обоснованность, доказательность знаний. Наконец, научную истину отличает повторяемость и всеобщность, интерсубъективность.

Главной особенностью истины является ее объективность. Объективная истина — это содержание нашего знания, которое не зависит от человека или человечества.

Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе — это объективная истина.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В какой мере допустима подобная трактовка истины? В той, в какой включение в научную теорию нового утверждения придает ей большую степень внутреннего единства, выявляет новые связи между элементами концепции и другими теориями. Тем самым, опосредованно, может подтверждаться истинность и в классическом смысле соответствия.

Наиболее применима теория когеренции в формальных – логико-математических науках, в которых действительно большинство истин не выходит за пределы согласованности с ранее принятыми логическими и математическими теориями. В содержательных теориях, соотносящихся с наблюдаемыми фактами, согласованность положений, при всей ее важности, имеет вспомогательное значение, определяемое уровнем абстрактности как теории, так и вводимых в нее положений.

Вспомогательную роль теория когеренции может играть в случае выдвижения абстрактной гипотезы, которую трудно непосредственно сопоставить с эмпирическими данными. Согласованность гипотезы с иными положениями теории, в рамках которой она сформулирована, с другими, добротно обоснованными теориями, повышает степень ее достоверности. Имеет определенное методологическое значение и требование соответствия выдвигаемой гипотезы уже существующему фундаментальному знанию. Абсолютизировать это требование нельзя, поскольку научные революции могут радикально менять представления об общепризнанных истинах.

Отношение к концепции истины, выработанной в философии прагматизма, в отечественной литературе заметно изменилось в лучшую сторону. Во-первых, взгляды авторов перестали искажаться и оглупляться; во-вторых, произошло признание достоинств этого подхода, раскрывающего социальную значимость познаваемого объекта и его роль в общественных коммуникациях. Определение истины как полезности вполне приемлемо в случаях, когда соотнесение новых идей с действительностью оказывается затруднительным или невозможным, что весьма характерно для социально-гуманитарного знания, имеющего дело с подвижной, текучей и неустойчивой реальностью.

Так, по мнению У. Джеймса, истина создается в процессе проверки выдвинутой идеи, поскольку до проверки идея не является ни истинной, ни ложной. Ценность и значение идеи возникают в процессе ее проверки – верификации (verification) и самопроверки, подтверждения через активное делание идеи истиной, можно сказать, свершение истины. Аналогично, рациональный смысл какого-либо слова, по Ч. Пирсу, заключается в его возможных последствиях для жизненного поведения человека. Поэтому истиной может быть только такое утверждение, которое имеет практические последствия, причем отвечающее нашим ожиданиям и приносящее максимальную сумму удовлетворений, положительных эмоций. Здесь Джеймс подвергался наивной критике за постановку прагматизма на службу религии, так как, по его мнению, удовлетворение, приносимое абсолютным, доказано всем ходом религиозной истории человечества. Верования человека выступают правилами его деятельности.

Действительно слабым местом является толкование каждого отдельного действия как подтверждения истины. В то же время в философии прагматизма практические результаты не рассматриваются как окончательные или абсолютные, изменение практики, в свою очередь, ведет к обновлению истин.

Существует, пусть порой и тонкая, грань между достоверным знанием и заблуждением, между истиной и ложью.

В противоположность истине заблуждение есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. Заблуждение – неадекватное отражение действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики и познания и (или) абсолютизацией определенных подходов и методов. Заблуждение может быть результатом игры воображения, плодом фантазии, следствием неполноты информации.

В науке всегда содержатся маловероятные, гипотетические положения, потому что, во-первых, если не доказана их ошибочность, они не могут быть отброшены; во-вторых, существует перспектива их будущего обоснования; в-третьих, уточнение гипотетического знания, устранение заблуждений и ошибок, конкуренция теоретических альтернатив служит развитию науки, повышает ее динамичность, доказательность, критичность. Ненаучные же заблуждения объективно истинных моментов не содержат.

Читайте также: