Освоиться с положением обязанностями кого нибудь фразеологизм

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Гильмуллин Фарит Ринатович

Организация: МАОУ Чурилковская СОШ

Населенный пункт: городской округ Домодедово

1. Составьте определение о фразеологизме, используя слова в рамке.

слово, устойчивый, сочетание, понимать, не буквально, который, надо, а, в переносный, смысл

2. Сопоставьте фразеологизмы с их значением.

Фразеологизм

Значение

Не теряя времени на лишние разговоры

Без году неделя

Без лишних слов

Очень короткое время

В большой строгости

Без сучка без задоринки

На любые самоотверженные поступки

Основа, сущность, самое главное

С большим усердием

В большинстве случаев

В ежовых рукавицах

В огонь и в воду

Очень скоро будет кем-то

Совершенно, окончательно, полностью

Ответ запишите в таблицу.

3. Замените выделенные слова и словосочетания подходящими фразеологизмами из упражнения № 2

1. Основа моего мастерства – целеустремлённость, труд, упорство.

2. Работа выполнена хорошо.

3. Устная речь – слабое место изучающих иностранный язык, нужно много тренироваться.

4. Испытание новой модели самолёта прошло хорошо.

5. Почуяв тепло, ягнёнок перебрался к печке. Очень короткое время живёт на свете, а понимает, где лучше, к теплу жмётся.

6. Мир велик, сколько интересного кругом.

7. Она, не теряя времени на лишние разговоры, принялась за уборку квартиры и готовку ужина к приходу всех членов семьи.

8. Все слушали путешественника, который рассказывал о том, что делалось в мире.

9. Наш сын очень скоро будет врачом, весной будет защищать диплом.

10. Наступила весна, и во второй половине апреля деревья оделись листвой, потеплело. Жизнь бурно проходила.

11. Сущностью моей работы является лечить больных от их недугов.

12. Слабое место у всех оперных и эстрадных певцов – голосовые связки.

13. Вы председатель очень короткое время, так вместо того, чтобы в перчатках ходить, разобрались бы сперва.

14. Давайте прейдём к делу, не теряя времени на лишние разговоры.

15. Очень долго говорю я с вами, мои милые дети. Как мне коснуться вашего сердца?

16. Он почти всегда не реагировал никак на все те раздражения.

17. Кто много трудится, а не бездельничает, тому скучать некогда.

18. Ребята договорились о правилах игры очень быстро.

20. Ну и силён ты в арифметике, очень скоро будешь математиком.

21. Мы почти всегда назначаем деловые встречи в этом кафе.

22. Очень долго простояли мы на дороге, ожидая попутную машину, но так и не дождались.

23. Втайне он чувствовал себя правым.

24. Бабушка держала меня в большой строгости.

25. Папа очень быстро уговорил маму лететь самолётом, потому что так быстрее.

26. Ну что, будешь бездельничать или пойдёшь работать?

27. Остановка автобуса находится очень близко от магазина.

28. Ученики все вместе охнули, когда в класс вошёл директор школы.

29. Разве можно простой народ вечно держать в большой строгости?

30. Втайне он прятал и берёг заветную думу и святую веру, что придёт же такое время, когда всё ему будет можно.

31. Знания, согретые чувством, впитываются человеком с особой жадностью, запоминаются на долгие годы и в итоге становятся мировоззрением.

32. Надо с большим усердием зарабатывать деньги на жизнь!

33. Мы любили и уважали своего учителя и готовы были ради него идти на любые самоотверженные поступки.

34. Враг был разбит полностью.

35. Человек должен трудиться, работать с большим усердием, кто бы он ни был.

36. В итоге равнодушный человек остаётся наедине со своим невежеством.

37. Очень близко от школы находился городской стадион, где можно было заниматься бегом.

38. Когда дым рассеялся и стало видно место преступления, очевидцы все вместе вскрикнули от ужаса.

39. Сегодня президент страны раскритиковал министров полностью и сказал, что они даром едят народный хлеб.

40. Если командир не робеет, то солдаты пойдут за ним на любые самоотверженные поступки.

4. Сопоставьте фразеологизмы с их значением.

Фразеологизм

Значение

Делать из мухи слона

Не давать кому-либо воли

Нет желания заниматься чем-либо

Иметь решающее значение в чём-либо

Держать в руках

Жить на чужой счёт

Держать камень за пазухой

Не доверять кому-либо

Держать ухо востро

Таить злобу против кого-либо

Держать язык за зубами

Не найти выход из самого простого затруднения

Сильно преувеличивать что-либо

Душа в пятки уходит

Очень сильно, безгранично любить

Кто-либо испытывает сильный страх

Кто-либо очень волнуется, переживает

Есть чужой хлеб

Ждать у моря погоды

Трудно дышать от избытка чувств

За тридевять земель

Заблудиться в трёх соснах

Бездельничать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего

Ответ запишите в таблицу.

5. Замените выделенные слова и словосочетания подходящими фразеологизмами из упражнения № 4

1. Мне кажется, ничего страшного здесь не случилось, не следует сильно преувеличивать.

2. Сто русских солдат не имеют решающее значение в сражении с пятьюстами фашистских солдат.

3. Постепенно проходит лето. Осень приходит на порог с полными корзинами хлеба.

4. Всё время охраняют границы России наши славные пограничники.

5. Этот человек не давал воли всей школе.

6. Егорка удивлялся: значит, живут рядом с ним такие люди, которые таят на него злобу.

7. Если кто-нибудь чего-нибудь пообещает кому-нибудь, тогда надо выполнить обещание.

8. Противник скоро начнёт атаку, поэтому не нужно доверять ему.

9. Моя военная тайна не такая уж важная, а всё-таки желательно сохранить полную секретность, поэтому необходимо молчать.

10. Мы с братом живём очень дружно. Жили они с матерью очень дружно.

11. Я чувствую, что я робею и слабею и даже трясусь, просто испытываю сильный страх.

12. Он от природы человек добрый, щедрый – чистосердечный.

13. Не могу же я браться за дело, к которому у меня нет желания заниматься им.

14. Первоклассники безгранично любили свою учительницу.

15. Все ли очень волнуются за дела и проблемы государства российского?

16. Когда я думаю о том, что мне предстоит защищать спортивную честь страны, мне трудно дышать от избытка чувств.

17. Я почувствовал, что я просто дармоед: ничего не делаю, живу на чужой счёт.

18. На душе и на сердце было тяжело от мысли, что теперь всю жизнь предстояло надеяться на что-либо, не предпринимая ничего.

19. Чтобы разгадывать загадки природы, делать открытия, не надо отправляться очень далеко: интересное находится рядом!

20. Ученики, которые не слушают на уроках объяснения учителя внимательно, а затем не выполняют домашних заданий, не находят выхода из самого простого затруднения.

6. Сопоставьте фразеологизмы с их значением.

Фразеологизм

Значение

Оказываться в трудном безвыходном положении

Задевать за живое

Поступать, действовать соответственно своему положению

Не отличается большими способностями, умом, не способен совершить что-либо выдающееся

Сильно, глубоко волновать; очень интересовать, увлекать

Быстро, внезапно исчез, скрылся, убежал (обычно после какого-либо поступка)

Зарубить на носу

Осторожно намекать на что-либо с целью предварительно что-либо узнать, выяснить

Образ действия, поведения, мыслей и т.д., лишённый крайностей

Заходить в тупик

Намеренно не обращать внимания на что-либо, не замечать чего-либо (обычно неприятного, нежелательного, предосудительного)

Звёзд с неба не хватает

Полностью отсутствует, не существует

Затевать какое-либо сложное, хлопотное или неприятное дело

Знать своё место

Скрывать что-либо от кого-либо, быть неоткровенным с кем-либо, обманывать кого-либо

Знать себе цену

Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично работать

Свободный путь, без препятствий и задержек, беспрепятственное прохождение, продвижение чего-либо, какого-либо дела, работы

И даже бровью не ведёт

Не обращает никакого внимания, не реагирует на что-либо, не проявляет внешне своего отношения к кому-либо или к чему-либо

Кто-либо умеет сделать всё, за что ни возьмётся

Сосредоточенно, напряжённо, с большим вниманием, интересом

Играть в прятки

Запомнить крепко-накрепко, навсегда

Играть на нервах

Правильно оценивать свои возможности, достоинства

Ответ запишите в таблицу.

7. Замените выделенные слова и словосочетания подходящими фразеологизмами из упражнения № 6

1. Ну и затеял же ты сложное дело своим выступлением на всероссийском форуме.

2. Слова президента страны глубоко взволновали всех граждан России.

3. Он занял первое место на муниципальной олимпиаде по русскому языку и зазнался.

4. Я решил поговорить с отцом и осторожно намекнуть насчёт нашей поездки в Санкт-Петербург.

5. Нельзя намеренно не обращать внимания на нарушения дисциплины.

6. Профессию выбирают один раз и на всю жизнь. Это следует запомнить крепко-накрепко, навсегда.

7. Все дружно, не жалея сил, принялись за дело, и вскоре работа была выполнена.

8. Вдруг неизвестно откуда появился огромный пёс. С большим вниманием мы следили за ним.

9. Женщина рассказала психологу, что её взаимоотношения со своим мужем оказались в трудном, безвыходном положении.

10. Этот молодой человек не отличается большими способностями, но по мере сил делает своё скромное дело.

11. В России молодым и амбициозным людям предоставляется свободный путь для карьерного роста.

12. Его многие ценили за то, что он действовал соответственно своему положению.

13. Все настоящие поэты правильно оценивали свои возможности, начиная с Пушкина.

14. Обычно советуют придерживаться поведения, лишённого крайностей. Всегда ли это правильно?

15. У мальчика, безусловно, была незаурядная техническая смекалка, и он умел сделать всё, за что ни возьмётся.

16. Его ругают, а он не обращает никакого внимания.

17. Вор быстро пробрался в банк, взломал там сейф, все деньги из сейфа выгреб в мешок – и быстро скрылся.

18. Наша деревня давно не существует. На том месте сейчас огромное водохранилище.

19. Не надо нас обманывать. Говорите правду!

20. Тебе, наверное, доставляет удовольствие намеренно раздражать меня?

21.По радио и телевидению вещали, что шахтёры начали бастовать и затеяли неприятное дело.

22. Всё, что он сказал, очень сильно и глубоко взволновало её.

23. Мужчины важничают, потому что знают, что их, мужчин, в мире намного меньше, чем женщин и что без них женщины пропадут и не смогут существовать на этой планете.

24. Сходи на день открытых дверей в этот университет, выясни, какие требования у них к абитуриентам.

25. Не станем намеренно не обращать внимания на ошибки друг друга и научимся называть вещи своими именами.

26. Пока ты не объяснишь, кто ты и откуда, я ничего делать не буду. Запомни это навсегда!

27. Работать надо много и усердно, тогда всё получится, потому что работа бездельников не любит.

28. Сотни миллионов людей во всех странах земного шара с большим интересом следили за выступлениями российских спортсменов.

29. Международная разработка по внедрению межконтинентальных ракет дальнего воздействия оказалась в трудном, безвыходном положении.

30. Эта ученица не отличалась большим умом, поэтому её не приглашали участвовать в предметных олимпиадах.

31. Автобусам с детьми, едущим в детские оздоровительные лагеря, открыт свободный, беспрепятственный путь.

32. Чтобы не запутать себя и других людей, окружающих тебя, надо действовать соответственно своему положению.

33. Великолепно оценивая свои возможности, он держался независимо и делал только то, что он считал нужным для себя.

34. Мне от вас нужны образы действия, поведения, мысли, лишённые крайностей.

35. Русские мастера художественного промысла были способны сделать всё, за что ни возьмутся.

36. Перед экзаменами все студенты нервничали и тряслись, а староста группы был спокойный и не проявлял внешне никак своего отношения.

37. Юрка вскочил на подоконник, оттуда спрыгнул прямо в мокрую траву – и быстро убежал.

38. В давнишние времена ёлочных украшений не существовало, а всё приходилось делать самому.

39. Ты бы прекратил обманывать. Заврался, так признавайся по совести!

40. Прекратите намеренно раздражать бабушку. Она старенькая: ей покой нужен и тишина тоже необходима.

Ответы

№1

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое надо понимать не буквально, а в переносном смысле.

Цель: Пополнить знания учащихся о фразеологизмах; продолжить работу над обогащением фразеологического запаса школьников.

Повторяем теорию

Вспомним некоторые сведения по лексике и фразеологии.

1. Какова роль слова в языке? Чем слово похоже на словосочетание? Чем отличается от него?
2. Что означает выражение слово имеет лексическое значение?
3. Объясните разницу между прямым и переносным значением.
4. Что называется фразеологическим оборотом? Назовите основные признаки фразеологизма.
5. В чем различие между свободным сочетанием слов и фразеологизмом?
6. Назовите основные типы фразеологических единиц по степени смысловой спаянности компонентов. Приведите примеры.
7. Назовите источники фразеологизмов.

Практические задания

Задание 1. Запишите одним словом, что означают приведенные выражения:

взять себя в руки (успокоиться);

прибрать к рукам (подчинить, завладеть);

не верить своим ушам (удивиться);

носа не показывать (не появляться);

надувать губы (обижаться);

ходить перед кем-либо на задних лапках (прислуживаться);

за животики хвататься (смеяться);

на стену лезть от чего-либо (приходить в исступление);

в бутылку лезть (горячиться, возмущаться);

труса праздновать (испугаться);

не стоять на одном месте (развиваться, совершенствоваться);

дать маху (просчитаться, ошибиться);

плясать под чью-либо дудку (подчиняться);

ездить на ком-либо верхом (эксплуатировать).

Слова какой части речи вы записали, выполняя это задание? Вспомните, какие глагольные орфограммы вы знаете.

Задание 2. Возьмите карточку с записанным фразеологизмом. Подберите к нему синонимичный фразеологизм.

Примечание. Звездочкой помечены фразеологизмы в целом синонимичные, но различающиеся сочетаемостью.

В два счета – в мгновение ока (очень быстро, моментально);

в двух шагах – рукой подать (очень близко);

(работать) в поте лица – не покладая рук (усердно);

(держать) в ежовых рукавицах – в черном теле (строго, сурово обходиться с кем-либо);

таскать каштаны из огня – *загребать жар чужими руками (пользоваться результатами чужого труда);

витать в облаках – строить воздушные замки (предаваться бесплодным мечтам);

во всю прыть – со всех ног (быстро, торопливо);

воды не замутит – мухи не обидит (смирный, кроткий человек);

все едино – один черт (безразлично, все равно);

яблоку негде упасть – шагу некуда ступить – *как сельди в бочке (много народу);

вывести кого-либо на чистую воду – сорвать с кого-либо маску (разоблачить чью-либо тайную сущность);

тертый калач – стреляный воробей (опытный человек);

сгущать краски – делать из мухи слона (преувеличивать);

галопом по европам – *по диагонали (поверхностно, не вдаваясь в детали);

заткнуть кого-либо за пояс – кому-либо сто очков вперед дать – утереть кому-либо нос (доказать кому-либо свое превосходство, преимущество в чем-либо);

кого-либо и след простыл – кто-либо и был таков (исчезнуть, быстро убежать);

тютелька в тютельку – один в один (совершенно точно, точь-в-точь);

толочь воду в ступе – переливать из пустого в порожнее (долго и безрезультатно обсуждать одно и то же);

непочатый край – конца-краю не видать (очень много);

голубая кровь – белая кость (о человеке аристократического происхождения);

во времена оны – при царе Горохе (давным-давно);

всякой твари по паре – всякого жита по лопате (всего понемногу).

Между фразеологизмами могут возникать не только синонимические отношения, но и антонимические. Осознать это поможет следующее задание.

Задание 3. Спишите в тетрадь записанные на доске фразеологизмы и подберите к каждому фразеологизм, противоположный по смыслу.

(Делать что-либо) через пень-колоду – засучив рукава;

(от чего-либо) сердце кровью обливается – душа поет;

на стенку лезет – и ухом не ведет;

птица высокого полета – мелкая сошка;

не разлей вода – как кошка с собакой;

выйти из себя – взять себя в руки;

впитывает как губка – пропускает мимо ушей.

Чтобы научиться правильно употреблять фразеологизмы, нужно обращать внимание на ситуации, в которых они употребляются, на слова, с которыми они сочетаются. Для этого надо вслушиваться в речь окружающих людей, присматриваться к художественным текстам.

Задание 4. Спишите предложения. Найдите в них фразеологические обороты.

1. Отец ни на что не жаловался и только короткой припиской сообщал, что малость вышел из строя и лежит в госпитале. (В.Осеева) 2. Делать нечего, пришлось возвращаться в условленное место с пустыми руками. (М.Салтыков-Щедрин) 3. На всякий случай мы версты три дали крюку по городскому валу. (В.Каверин) 4. По глупости я заранее не договорился с Алексеем Козьмичом, а ведь, вы знаете, он купец прижимистый: опасаюсь, что шкуру сдерет за работу. … (И.Ефремов) 5. Ходит слух, что уж не первый раз команда бросала его посреди рейса. Что же?! На его век дураков хватит! (А.Грин) 6. Много воды утекло с тех пор, а я все не могу забыть эту встречу.

Вопросы к заданию 4

1. На какой вопрос отвечает фразеологизм в каждом предложении? Каким членом предложения является?
2. Попробуйте заменить каждый фразеологизм одним словом или свободным сочетанием слов.
3. Встретились ли вам фразеологические обороты, равные предложению?

Задание 5. Прочитайте. Назовите авторов и произведения, из которых взяты эти строки.

2. А Мишенька и ухом не ведет:
Со светом Мишенька уж распрощался,
В берлогу теплую забрался
И лапу с медом там сосет
Да у моря погоды ждет.

3. И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая – как знатный дворянин.

4. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
– Спишь, лежебок! – накинулись они на него. – Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!
Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

5. Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
.
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Использованы тексты: С.Михалков. Волк-травоед; И.Крылов. Медведь у пчел; И.Крылов. Лягушка и Вол; М.Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; Н.Заболоцкий. Не позволяй душе лениться; И.Крылов. Две собаки.

Вопросы и задания

1. Выпишите из отрывков фразеологизмы. Раскройте значение каждого из них.
2. Охарактеризуйте их стилистически.
3. Что вы знаете о происхождении этих выражений?
4. Обобщите ваши наблюдения: какова роль фразеологизмов в тексте? Какие свойства фразеологизмов позволяют им придавать речи особую выразительность?

Фразеологизмы – неотъемлемая часть русского языка и культуры, и, конечно же, недостаточно просто узнавать их в тексте: нужно уметь активно использовать их в речи. Для этого нужно предлагать ученикам активизирующие задания.

Задание 6. Какой фразеологизм со словом звезды вы знаете? (Имеется в виду не хватать звезд с неба.) Что он означает? (Быть человеком обычных, рядовых способностей.) В каких ситуациях можно использовать данный фразеологизм? Придумайте и запишите с ним 1–2 предложения.

Задание 7. Составьте из рассыпанных слов фразеологизмы. Запишите их, определите значение каждого. С одним-двумя составьте предложения.

Сказки, неделя, без, каша, бабушкины, году, без, петли, березовая, задоринки, и, вязать, сучка (р.п.).

Ответ: бабушкины сказки – выдумки, вздор; вязать петли – ловко обманывать, провести; без году неделя – недавно; без сучка и задоринки – легко, гладко, очень хорошо; березовая каша – розги.

Задание 8. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы.

1. 14 29 26 10 15 1 33 3 16 9 15 33.
2. 14 21 12 10 20 1 15 20 1 13 1.

Вопросы и задания. Определите значение каждого фразеологизма. Что вы знаете о происхождении второго выражения?

Ответ: мышиная возня; муки Тантала. Мышиная возня – хлопоты, суета из-за мелочей, пустяков; муки Тантала (танталовы муки) – невыносимые страдания из-за недосягаемости желаемого, которое кажется таким близким.

Задание 9. Ориентируясь на специальный знак (t) и помня о принципах поиска фразеологизмов в словаре, самостоятельно найдите в толковом словаре несколько фразеологизмов. Два-три из них (из числа не обсуждавшихся на уроке) запишите в тетрадь вместе с толкованиями.

Нужно знать, что некоторые фразеологизмы имеют сходные по звучанию свободные сочетания слов. Напомнить ученикам об этом поможет выполнение следующего задания.

Задание 10. Определите, в каких примерах встретились фразеологизмы, а в каких – свободные сочетания слов. Какой синтаксической особенностью отличаются фразеологизмы? Попробуйте придумать по аналогии свои собственные примеры.

1. Отец намылил сыну голову за полученную по алгебре двойку. 2. Мать усадила сына в ванну и намылила ему голову. 3. Малыш сидел у отца на плечах. 4. Матросы-всадники уже сидели у казаков на плечах, и в воздухе сверкали шашки. (К.Федин) 5. Звонарь звонил во все колокола, славя Пасху. 6. Поеду в Тамбов и там во все колокола раззвоню, что он тут наделал! (Н.Вирта)

Стоит познакомить школьников и со специальными фразеологическими словарями – как минимум с такими:

Задание 11. Определите при помощи словарей значение перечисленных ниже фразеологизмов. С двумя из них составьте предложения.

Альфа и омега, аредовы веки, нить Ариадны, барашек в бумажке, бочка Данаид, курить фимиам, лебединая песня, тихой сапой, разводить турусы на колесах.

Альфа и омега – основа всего, самое значительное;

аредовы веки – очень долгая жизнь;

нить Ариадны – неожиданная помощь, неожиданный способ выйти из трудного положения;

барашек в бумажке – взятка;

бочка Данаид – совершенно бесполезная и бесконечная работа;

курить фимиам – чрезмерно превозносить, льстиво восхвалять кого-либо;

лебединая песня – самое последнее, обычно особенно значительное, яркое проявление таланта;

тихой сапой – тайком, исподтишка и постепенно;

(разводить) турусы на колесах – (болтать) всякий вздор, нелепости.

Подведение итогов

В заключительной беседе стоит подчеркнуть, что фразеологические обороты оживляют нашу речь, делают ее образнее. Поэтому каждый человек, который хочет производить впечатление яркой индивидуальности, должен обогащать свой словарь, в том числе и фразеологизмами.

Домашнее задание

Предложите ученикам на выбор два задания.

1. Выпишите из фразеологического словаря выражения, которые можно использовать при составлении рассказа о чьей-то трудной и интересной работе. Объясните лексическое значение каждого выбранного вами фразеологизма.

2. Составьте связный рассказ на свободную тему, используя как можно больше фразеологизмов.

Сочинение


Содержимое разработки

Практический материал для закрепления знаний

Каждый человек, порой сам того не замечая, употребляет в общении с другими людьми фразеологизмы, которые делают речь более яркой, выразительной и эмоциональной. Фразеологизмы, они же идиомы, афоризмы, крылатые выражения, начали существовать с тех времен, как появилась человеческая речь.

Во всех фразеологизмах тонкий смысл и большая глубина, их можно изменять, развивать, создавать новые образы, а значит, чутко и вдумчиво относиться к слову.

Изучение и правильное толкование фразеологизмов позволяет грамотно использовать их в речи, уместно употреблять в разговоре.

Фразеология важна, поскольку моделирует мировоззрение. И если её изучать и уважать, как часть своей культуры, как часть чужой культуры, то знание о мире расширится, а речь человека станет более умной, тесно связанной с корнями культуры, и при этом живой и интересной.

В работе над фразеологией ни в коем случае не стоит ограничиваться только теоретическим уровнем: обучающиеся непременно должны поработать со словарями, с различными литературными текстами, выполнить упражнения, разноплановые творческие задания, решить тесты. Это позволит не только лучше узнать значение фразеологических единиц, предотвратить ошибки в употреблении фразеологизмов, но и усвоить основной категориальный признак фразеологизмов – устойчивость.

Параллельно с работой над фразеологией должна идти работа над другими разделами языка – над лексикологией, морфологией, синтаксисом. Фразеологизмы, как правило, воспроизводятся в речи в неизменном виде, поэтому они могут сохранять в своём составе устаревшие слова и формы.

Установите соответствие (синонимия фразеологизмов):

1. Ничего не делать

А. Голова на плечах, семи пядей во лбу, ума палата

2. Поблизости, недалеко

Б. Чесать язык, точить лясы

3. Стараться угодить кому-либо

В. Стреляный воробей, тертый калач

4. Бежать с предельной скоростью

Г. И глазом не ведёт, и в ус не дует, пропускать мимо ушей, хоть бы хны

5. С большим усердием, не жалея сил (работать)

Д. Переливать из пустого в порожнее, толочь воду в ступе, носить воду решетом, играть в бирюльки

6. Стараться обмануть, перехитрить

Е. Как снег на голову, как гром среди ясного неба, нежданно-негаданно

7. Быть cообразительным, умным, способным

Ё. Вилять хвостом, ходить на задних лапах, смотреть в рот

8. Очень похожи друг на друга (особенно своими недостатками)

Ж. Делать из мухи слона, сгущать краски

9. Не обращать никакого внимания, никак не реагировать

З. Как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, пушкой не пробьёшь

10. Неожиданно, внезапно

И. Ни то ни сё, ни рыба ни мясо, так себе, серединка на половинку

11. Очень далеко

Й. Бить баклуши, валять дурака, плевать в потолок, ворон считать

12. Ничего собой не представляющий

К. Тянуть резину, тянуть кота за хвост, тянуть волынку

13. Заниматься чем-либо бесполезным, попусту тратить время

Л. Пара пустяков, проще пареной репы, проще простого

14. Неумеренно восхвалять кого-либо

М. Во весь дух, во всю прыть, на всех парах, сломя голову, высунув язык, без оглядки

15. Полностью уничтожить, разрушить до основания

Н. Плыть по течению, ждать у моря погоды

16. Болтать чепуху, разный вздор

О. Язык проглотишь, пальчики оближешь, за уши не оттянешь

17. Быть в трудном, опасном положении, когда неприятности грозят с двух сторон

П. Втирать очки, водить за нос, морочить голову, заговаривать зубы

18. Очень мало по сравнению с тем, что необходимо

Р. Вставлять палки в колёса, становиться поперек пути, связывать по рукам и ногам

19. Очень тесно, многолюдно

С. Гол как сокол, ни кола ни двора, беден как церковная мышь

20. Необоснованно преувеличивать что-либо

Т. Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны, из одного теста

21. Несообразительный человек

У. Молодо-зелено, молоко на губах не обсохло

22. Умышленно медленно выполнять работу

Ф. Петь дифирамбы, курить фимиам, петь (слагать панегирик), превозносить до небес

23. Опытный, бывалый человек

Х. Между двух огней, между молотом и наковальней, между Сциллой и Харибдой

24. Очень легко (сделать что-либо)

Ц. Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, стереть в порошок, сровнять с землей

25. Действовать вяло, целиком подчиняясь создавшимся условиям

Ч. Голова садовая, олух царя небесного, медный лоб, голова и два уха

26. Очень вкусно (о еде и напитках)

Ш. В двух шагах, под боком, рукой подать, под самым носом

27. Умышленно мешать, чинить препятствия

Щ. На краю света, у чёрта на куличках, Бог знает где, куда ворон костей не относил

28. Крайне беден

Э. Подливать масло в огонь

29. Неопытный, наивный по молодости лет

Ю. Кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, капля в море, с гулькин нос


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Употребляется при сомнениях в наличии самого предмета, давшего повод для беспокойства, хлопот (ирон.).

Взято из романа М. Горького ”Жизнь Клима Самгина”

О том, кто не обращает внимания на уговоры и увещевания и продолжает делать своё (обычно предосудительное) дело.

Это выражение - цитата из басни И. А. Крылова ”Кот и повар” (1813).

Выражение верности своим взглядам.

Фраза, произнесённая Галилео Галилеем после суда с католической церковью, на котором его вынудили отречься от учения Коперника .

Неподъёмная грязь и запустение.

Происхождение оборота связано с древнегреческой легендой о шестом из двенадцати подвигов Геракла. Герой смог очистить скотный двор царя Авгия, где содержались кони, подаренные Авгию отцом. Этот двор не убирался в течение многих лет. Геракл разрушил с двух сторон стену, окружавшую двор, и отвел туда воду двух полноводных рек – Алфея и Пенея. Вода унесла весь навоз за один день.

Место мучений, где условия невыносимы. Ужасная суматоха.

Прилагательное "кромешный" образовано от слова "крома" - "граница, край". По древним представлениям, солнце светит до определенного предела земного круга, дальше которого начинается другой, внешний мир, где царит полный мрак. Со временем слово "кромешный" стало обозначать "тягостный, отчаянный", а ад кромешный – "место мучений". Потом сочетание стало ассоциироваться с хаосом, невообразимым шумом при ссорах и перебранках.

(книжн. ирон.) о человеке, способном выгородить (оправдать) любой самый неприглядный поступок.

Выражение связывают с католическим обычаем, когда церковь решает канонизировать нового святого, устраивается диспут между двумя монахами. Один всячески восхваляет умершего - это Адвокат Божий, другому поручается доказать, что канонизируемый немало грешил и недостоин такого высокого звания, это - Адвокат Дьявола.

(книжн. ирон.) - о человеке, любящем сквернословить в чей-либо адрес, старающемся и в хорошем найти недостатки.

Это выражение восходит к средним векам. Латинскими словами advocatus diaboli называли участника богословского диспута, который в споре выступал как противник богослова, стремившегося доказать некое положение (например, при канонизации святого). "Адвокат дьявола" выдвигал возражения как бы от имени врага рода человеческого. Таким образом богослов должен был продемонстрировать умение вести дискуссию с самым недоброжелательным и хорошо подготовленным противником.

(книжн. высок.) самая суть, основа чего-либо. Буквально: начало и конец.

Альфа и омега - первая и последняя буквы греческого алфавита. Для сравнения: от "а" до "я" .

Бесконечное и доброжелательное терпение

(ирон.) о хвастливом человеке, бахвалящемся своей храбростью лишь находясь вдали от опасности.

Выражение связано с народной поговоркой "Аника-воин сидит да воет", в которой имя избрано не случайно: греч. а - ”не”, nike - ”победа”.

Произошло от имени библейского патриарха Иареды (Йэрэд - в оригинале на иврите - ירד ), прожившего 962 года ( Бытие 5:20)

Заниматься никому не нужным делом

Легенда рассказывает, что мать Ахилла, Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку, и она оказалась незащищенной. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Производное от пословицы: "Бабушка гадала, да надвое сказала: то ли дождик, то ли снег; то ли будет, то ли нет".

1.Ясные теплые дни в ранней осени.

2. Возраст женщины от 40 до 45 лет.

1. Июнь, июль и август были наиболее тяжелыми месяцами для крестьянок: они работали в поле и дома и лишь осенью после уборки урожая могли позволить себе отдохнуть.

2. Легкую паутинку, которая летала по полям и лесам, предвещая сухую осень, тоже когда-то называли бабьим летом. Она ассоциировалась с едва заметными "серебряными" волосами у относительно молодой женщины, а жаркие дни - с ее возрастом, в котором женская красота уже полностью раскрылась. 3. Раньше считалось, что женщины магически влияют на природу и могут ненадолго повернуть время вспять.

(жарг.прост.) обманывать кого-либо, пытаться вводить в заблуждение кого-либо.

О возрасте женщины от 30 до 40 лет.

О чём-либо, что может успокоить тревогу

Очень беден, обычно с намёком на голодание

Бежать очень быстро, на пределе сил

Избегать чего-то очень опасного

(прост.) со всей серьезностью, без всяких шуток

Очень крепко, беспробудно.

Паронимами называют слова, сходные по звучанию и написанию, но различные по значению. Например, слова виноградный и виноградарский, шуточный и шутливый, гористый и горный являются паронимами. Группы слов – паронимов, сопряжённых по семантическому значению, называют патронимическими рядами. Устно прокомментируйте значение слов – паронимов в скобках и правильно употребите их в данных словосочетаниях.
1. (Лебединая, лебяжья) песня – лебединая песня.
(Лебединый, лебяжий) пух – лебяжий пух.

Файлы: 1 файл

333титульник рус яз.doc

результатов вступительных экзаменов.

Начинающий актер перед выходом на сцену не находил себе места от волнения.

6. Придворные рассыпались мелким бесом перед французским королем Людовиком XIV.

Чтобы получить повышение по службе, иногда приходится рассыпаться мелким бесом перед начальством.

7. Высокопоставленный чиновник привык к тому, что ему всегда курили фимиам.

Человеку не пристало курить фимиам сильным мира сего.

8. Соседи по коммуналке часто собираются на кухне и болтают, переливая из пустого в порожнее.

Разговор был ни о чем, так – переливание из пустого в порожнее.

9. Ученик ловко загибался салазки учителю, объясняя причину своего опоздания.

Мой друг – большой фантазер и, рассказывая о своих приключениях, запросто может загнуть салазки.

10. Не стоит возводить тень на плетень.

Он наводил тень на плетень из лучших побуждений, сам, будучи уверен в своей правоте.

11. Когда пришло время отвечать за свои поступки, провинившийся Толик праздновал труса.

Если врага долго не видно на поле боя, это еще не значит, что он труса празднует, - может, что-то замышляет.

12. Невежество нужно выжигать каленым железом.

Командир взвода пообещал выжигать каленым железом всякое нарушение воинской дисциплины.

Значение фразеологизмов –II.

Прочитайте следующие словосочетания и снабдите каждое фразеологическим сочетанием с синонимичным значением.

  1. Очень маленький – мелкая сошка; мальчик с пальчик; с Гулькин нос; от горшка два вершка; метр с кепкой.
  2. Выполнять все прихоти, капризы – на руках носить; пылинки сдувать.
  3. Жить очень бедно – перебиваться с хлеба на воду, перебиваться с гроша на копейку.
  4. Человек, живущий в крайней нищете; босяк - голь перекатная; ни кола, ни двора, гол как сокол.
  5. Жить беззаботно – в ус не дуя, как у Христа за пазухой, припеваючи; на широкую ногу, с жиру беситься.
  6. Поспешно убегать, удирать – уносить ноги, дать стрекача, на всех парусах, задать лататы, во весь дух.
  7. Всегда поступать по-своему – стоять на своём, во что бы то ни стало; упёртый, как осёл.
  8. Рассказать что-либо откровенно – открыть душу, открыть сердце; по секрету всему свету.
  9. Много говорить – чесать языком, язык без костей; языком молоть.
  10. Испытывать сильное чувство вины – сгорать от стыда.
  11. Вести крайне уединённый, замкнутый образ жизни – бирюком жить; ни роду, ни племени.
  12. Сильно рассердиться, разъяриться – злой как чёрт; страшен в гневе; показать зубы; рвать и метать.
  13. Усвоить что-либо с самого раннего детства – узнать что-либо с пелёнок, от младых ногтей.
  14. Предупреждать об опасности, возможности чего-либо нежелательного – поставить на вид; как в воду глядеть.
  15. Льстить – курить фимиам; аллилуйю петь.
  16. Выдумать что-либо, утверждать что-либо, не основываясь на твёрдых фактах – вешать лапшу на уши; чесать по ушам; рассказывать сказки.
  17. Вмешиваться в чужие дела – совать свой нос в чужие дела.
  18. Достигать своей цели, не считаясь с другими людьми – любой ценой; идти по головам; выезжать на чьей-либо спине.
  19. Сурово наказать – задать головомойку; всыпать по первое число; содрать три шкуры.
  20. Вести себя благородно, сдержанно – делать что-то из благих побуждений; питать благородные чувства; держать себя в узде.

Замена фразеологизмов – III.

Прочитайте следующие предложения и замените выделенные курсивом слова фразеологическими оборотами.

  1. Татьяна Николаевна была в восторге от нашего предложения.

Татьяна Николаевна пришла в восхищение от нашего предложения.

Ваши упрёки мне уже в зубах навязли.

  1. Посоветуйте ему, мамаша, следующий раз сдерживать свои чувства.

Посоветуйте ему, мамаша, следующий раз держать себя в руках.

  1. Митюша делал вид, что засыпал, но на самом деле всё слушал да запоминал.

Митюша делал вид, что засыпал, но на самом деле всё мотал себе на ус.

  1. Не буду больше с ним. Не человек, а зверюга какой-то, жизни спокойной не даст.

Не буду больше с ним. Не человек, а зверюга какой-то, с ним не жизнь, а каторга.

  1. А вот именно теперь нам необходимо задать себе вопрос: с кем и за кого мы?

А вот именно теперь нам необходимо задать себе вопрос: на чьей ты стороне?

  1. Это же тот самый Филипп, который меня облапошил, всё обманом отнял.

Это же тот самый Филипп, который меня обвёл вокруг пальца, обобрал до нитки.

  1. Мне то что? Я человек маленький, могу и посторониться.

Мне то что? Я мелкая сошка, могу и посторониться.

  1. Давайте будем благоразумнее и не будем говорить лишнего.

Давайте будем благоразумнее и будем держать язык за зубами.

Субстантивные (именные) фразеологические единицы.

Прочитайте следующие субстантивные фразеологические единицы и устно прокомментируйте их значения. Составьте с указанными фразеологизмами по одному предложению.

  1. Длинный язык – неумение хранить тайну, сдерживаться в разговоре, кто-то не в меру болтлив.

У моей соседки очень длинный язык.

  1. Коптитель неба – вести бездеятельную, нетрудовую жизнь, жить бесцельно.

Ты ленивец да коптитель неба, даром хлеб ешь.

  1. Пуп земли – самый важный, самый главный, лучше всех.

Он думает, что всё на свете крутится вокруг него и возомнил себя пупом земли.

  1. Змея подколодная – коварный, опасный человек - чаще о женщине.

Твоя подруга – змея подколодная, очень плохо на тебя влияет.

  1. Дубовая башка – о глупом, бестолковом человеке.

Что же ты натворил, дубовая твоя башка?

  1. Звезда первой величины – широко известный, прославившийся в какой-то сфере человек.

Эта актриса – звезда первой величины на театральной сцене.

Ох и зловредная же эта старая карга – моя соседка!

  1. Мелкая сошка – ничем не примечательный, не влиятельный человек (в конторе).

Не обращайся к нему с просьбой, он ничем тебе не поможет, так как он всего лишь мелкая сошка в этой конторе.

Глагольные фразеологические единицы.

Прочитайте следующие глагольные фразеологические единицы и устно прокомментируй те их значения. Составьте с указанными фразеологизмами по одному предложению.

  1. Огород городить – затевать какое-либо хлопотное дело.

Ради этого и огород городить не стоит.

  1. Как сыр в масле кататься – жить в полном довольстве.

Если будешь поддерживать отношения с нужными людьми, то будешь как сыр в масле кататься.

  1. Волком выть – горько жаловаться на лишения, страдания.

От твоих проделок все уже волком воют.

  1. Ломать комедию – притворяться перед кем-либо, лицемерить.

Задержанная, из вас может выйти хорошая актрис а, но не надо передо мной комедию ломать.

Я кривил душой, соглашаясь с попутчицей о прелестях её фигуры, ведь моя жена стройнее.

  1. Бросаться словами – необдуманно говорить, опрометчиво обещать.

Моя подруга обязательно выполнит своё обещание – она слов на ветер не бросает.

Иди на экзамен смело, не надо праздновать труса.

  1. Не разгибать спины – упорно работать, трудиться.

Целый день я работала на огороде, не разгибая спины.

Речевые ошибки во фразеологизмах - I.

Фразеология (идиомы, пословицы, поговорки и т.п.) составляет основной культурно-исторический слой любого языка. Однако очень часто фразеологизмы используются в речи с ошибками. Всё это приводит к контаминации, т.е. искажению нормированного языка. Прочитайте следующие фразеологические единицы. Укажите среди них те, в которых допущены ошибки, и произведите необходимые исправления.

  1. Ни пуха, ни пера.
  2. Идти во банк – идти ва-банк.
  3. Точить лясы.
  4. Ниже воды, тише травы. – Тише воды, ниже травы.
  5. Бить баклуши.

НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ СЛОВА.

Ортология частей речи. Имя существительное.

Род имён существительных – I.

Существительные русского языка относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему.

Определение рода некоторых существительных иногда может вызвать затруднения. В таких случаях следует обращаться к справочной литературе – словарям, имеющим пометы о роде того или иного существительного.

Прочитайте следующие существительные и определите, какие из них относятся:

а) к мужскому роду: ягдташ, шампунь, толь, вестибюль, бюллетень, рояль, штемпель, домишко, хвостище, умишко.

б) к женскому роду: вуаль, канитель, оттепель, панель, вьюга, герань, мозоль, терраса.

в) к среднему роду: шоссе, регби, плиссе, хождение, ушко, искусство, повидло, горюшко, пожарище, толокно.

Род имён существительных – II.

Прочитайте следующие словосочетания и согласуйте прилагательное с именем существительным.

  1. Об уютном кафе.
  2. В подвальном помещении.
  3. На выцвевшем тюле.
  4. Об испорченном реноме.
  5. На заброшенном стрельбище.
  6. В современном госпитале.
  7. От двухрожкового бра.
  8. В головокружительном па.
  9. На старинном бюро.
  10. О навязчивом папарацци.
  11. На застарелой катаракте.
  12. О живописном суфле.
  13. В инкрустированной раке.
  14. На освещенном манеже.

Существительные общего рода – I.

Некоторые существительные в русском языке относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие существительные называются существительным общего рода.

Прочитайте следующие слова и укажите, какие из них являются существительными общего рода.

Плакса, злюка, неряха, неженка, работяга, непоседа, недотрога, неумеха – являются существительными общего рода.

Философ, вояка, лаборант, официант, турист, скульптор, профессор, человек, врач существительные мужского рода.

Детвора – существительное женского рода.

Существительные общего рода – II.

Как уже говорилось ранее, существительные общего рода – это существительные, которые могут быть как мужского, так и женского рода в зависимости от рода субъекта, к которому они относятся. Прочитайте следующие предложения и согласуйте прилагательные с именем существительным.

  1. С ним можно было бы дружить, если бы он не был таким паинькой.
  2. Твоя сестра, она такая лежебока.
  3. Володенька! Вы ужасный недотёпа.
  4. Саше хотелось тепла и уюта, но его мать была неисправимой пьяницей.
  5. Сашенька! Вы, видимо, ужасный бедолага и вам необходимо скорее жениться.

Определение рода имён существительных – аббревиатур.

Прочитайте следующие имена существительные – аббревиатуры и определите их род. Каким принципом вы руководствовались.

Читайте также: