Может ли авторская позиция быть оформлена в одно предложение
Обновлено: 15.05.2024
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Позиция автора - это мнение автора текста о
поднятой им проблеме и путях её решения.
Проблема и позиция автора тесно связаны.
Проблема — некоторый вопрос, который вызывает размышления автора.
Позиция автора - ответ на этот вопрос, поставленный в тексте: то, в чём автор видит решение проблемы: итог его размышлений.
Не следует путать авторскую позицию с проблемой.
Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:
1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Ведь позиция автора — вывод, к которому приходит автор текста, размышляя! над поставленной проблемой.
Обратите внимание, формулируя позицию автора
1. Формулировка позиции автора приводится в отдельном абзаце экзаменационного сочинения.
2. Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос.
родительном падеже, то это имя существительное должно прозвучать при обозначении авторской позиции.
4. Если трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому.
5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. Помните о том, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора.
6. Позиция автора может быть предъявлена:
а) в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами;
б) в конце текста - как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале текста;
в) дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце - как более широкий, доказанный вывод.
7. Чаще всего позиция автора содержится в заключительной части текста: в том фрагменте, где автор подводит итог сказанному, размышляет над описанными событиями и поступками героев.
8. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, а также лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения– всё это средства выражения позиции автора.
9. Очень важно обозначить позицию именно по той проблеме, которую вы называете как основную, чтобы избежать логических ошибок: к сожалению, в экзаменационных сочинениях часто бывает так, что проблема указана одна, а позиция автора определена по другой проблеме. Формулировка позиции автора должна чётко соотноситься с заявленной проблемой.
10. Если в исходном тексте повествование идёт от первого лица, то нельзя ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором текста.
Позиции автора и героя- рассказчика могут не совпадать. В этом случае надо оговорить, в чём автор не согласен с героем-рассказчиком, и указать,
из чего это видно.
Позиция автора может выражаться
- ПРЯМО (в отдельных предложениях; прямых авторских обращениях к читателю)
- КОСВЕННО (в поступках или мысляхгероев; в отношении автора к изображаемым событиям: с помощью различных художественных средств).
Как правило, позиция автора выражается
ПРЯМО в публицистических текстах, а
КОСВЕННО — в художественных.
Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно будет обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать его частично или передать своими словами.
Для того чтобы понять позицию автора художественного текста. задайте себе ряд вопросов и попытайтесь ответить на них:
- положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, речи, мыслях героя?
- как относятся к герою другие персонажи?
- какое влияние оказывают поступки героя на поведение, психологическое состояние, судьбу других персонажей?
- автор осуждает или одобряет поведение героя? в чём автор согласен со своим героем, а в чём нет?
- что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
- какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
- какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?
Типичные ошибки, часто допускаемые при выявлении позиции автора
1) В экзаменационном сочинении отсутствует формулировка авторской позиции: выпускник сразу после формулировки проблемы переходит к изложению своей точки зрения или к аргументации.
2) Выпускником приводится цитата, не имеющая отношения к авторской позиции.
3)Формулируется позиция автора по другой проблеме исходного текста, не за явленной в сочинении.
4) Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика; однако автор и рассказчик - это не одно и то же, следовательно, их позиции могут не совпадать.
Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции автора:
- позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами;
- если трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому!
1) проблема ревности (что такое ревность?);
2) проблема соотношения любви и ревности (бывает ли любовь без ревности?);
3) проблема преодоления ревности (как преодолеть ревность?);
4) проблема становления и крушения любви (как крепнет и разрушается любовь?).
1) ревность – естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь;
2) любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви, её начало часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит и ревностью;
3) через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности;
4) с преодолением ревности связано становление любви, а крушение начинается с эгоизма.
(1)Ревность – чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь.
(21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого.
Поэтому необходимо не спешить с определением позиции автора, дочитать текст до конца и помнить о том, что именно в конце текста автор подводит итоги, делает выводы, расставляет все точки над и.
Читайте также:
- Что связывает немецкого поэта гете и башкир участников войны 1812 года
- Что выше декларация или пакт
- 1 всегда ли банкротство является неприятностью для предприятия приведите пример ситуации
- Какие виды операций имеют право выполнять небанковские кредитные организации
- Как по регистрационному номеру 1с узнать на кого оформлен продукт