Основные обязанности осужденных в чем их отличие от обязанностей подозреваемых и обвиняемых

Обновлено: 30.06.2024

Екатерина Николаевна Каковкина

Шпаргалка по уголовно-исполнительному праву

1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.

Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Политика влияет на создание и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм.

Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество.

Политика России направлена на построение правового государства и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью.

Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.

Статья 2 Конституции Российской Федерации регламентирует, что права человека являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства.

Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства осуществляет свои функции в области исполнения наказания, имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет:

– направление деятельности государства;

– основные формы и методы исполнения наказания. Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику и политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом соответствующих положениях, международных актах об обращении с осужденными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных рассматриваются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства, представляет собой часть единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики.

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Принципы уголовно-исполнительной политики – это вытекающие из требования политики государства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.

Принципы уголовно-исполнительной политики закреплены в нормах права.

Существует три группы принципов:

общеправовые принципы

1. Принцип законности. Основой целью данного принципа является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, поскольку способствуют росту рецидивной преступности.

Гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека.

Межотраслевые принципы

Принцип дифференциации исполнения наказаний. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений.

Существуют специальные колонии для иностранцев и лиц без гражданства, по полу (мужские и женские), по возрасту, т. е. колонии для несовершеннолетних.

По тяжести совершенного преступления – колонии строгого режима.

По совершенному рецидиву преступления – колонии особого режима. Существуют колонии для работников правоохранительных органов. Дифференциация обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений.

Принцип индивидуализации

Принцип индивидуализации выражается в требовании жесткого индивидуального подхода к каждому осужденному, т. е. в выборе нужных именно данному осужденному мер влияния.

Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает: во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия.

Другими словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения выливается в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом.

отраслевые принципы

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования их законного поведения гласит, что наказание должно не только карать, но и исправлять, воспитывать осужденного.

Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного.

Таким образом, для реализации принципов необходимо исполнение главной задачи. Основной задачей общественного воздействия, как и других средств исправления, является повышение эффективности деятельности администрации исправительных учреждений, направленной на достижение целей уголовного наказания.

3. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-исполнительного права – значит определить его задачи, функции, предмет и метод регулирования, что, в свою очередь, требует раскрытия уголовно-исполнительного правоотношения, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право представляет собой специфическую подотрасль уголовного права.

По мере развития исправительно-трудового законодательства выяснили, что уголовно-исполнительное право является комплексной отраслью права.

Соответственно постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-трудового права в самостоятельную отрасль.

Уголовно-исполнительное право – это одна из ведущих отраслей российского права, направленная на реализацию норм материального права. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования.

В настоящее время на всех осужденных распространяются обязанности, установленные в ст. 11 УИК РФ:

    1. исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены;
    2. соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;
    3. выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;
    4. вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным;
    5. являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

    Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

    Учитывая их важность и универсальность для различных видов уголовных наказаний, законодатель определил их как основные обязанности осужденных. Содержание указанной статьи позволяет выделить две группы обязанностей:

    К специальным обязанностям ст. 11 УИК РФ относит: соблюдение требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осуж-денным, обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

    Юридические обязанности, возложенные на осужденных во время отбывания наказания, предусмотрены не только нормами ст. 11 УИК РФ. Применительно к конкретному виду уголовного наказания они изложены в нормах Особенной части УИК РФ, а также в принятых в соответствии с законом иных нормативных правовых актах. Например, специальные обязанности осужденных к лишению свободы конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний.

    К основным обязанностям осужденных в исправительных учреждениях в первом документе относятся:

      • выполнение требований законов и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений;
      • соблюдение распорядка дня, установленный в ИУ;
      • прибытие по вызову администрации и давать письменные объяснения по вопросам исполнения требований приговора;
      • прохождение медицинских осмотров и необходимого обследования с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также медицинского освидетельствования для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений;
      • бережное отношение к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества;
      • соблюдение требований пожарной безопасности;
      • добросовестное отношение к труду и учебе;
      • вежливые отношения между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнение их законных требований;
      • содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест, одежды, по установленному образцу заправка постели, контроль за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличие прикроватных табличек, соблюдение правил личной гигиены, наличие короткой стрижки волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранение продуктов питания и предметов индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях;
      • ношение одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками (за исключением колоний-поселений);
      • принятие участия в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

      Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

      1. Осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

      2. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

      3. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

      4. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

      5. Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

      6. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

      Комментарии к ст. 11 УИК РФ

      1. Часть 1 комментируемой статьи содержит указание на обязательность исполнения осужденными обязанностей граждан Российской Федерации. Общегражданские обязанности в статье не называются, для их обозначения используется бланкетная норма. Примером общегражданских обязанностей осужденных, установленных в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, может служить обязанность по уплате налогов. Кроме того, обязанности осужденных вытекают из законодательного требования соблюдения принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены.

      2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи осужденные обязаны соблюдать требования прежде всего федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, т.е. уголовно-исполнительных законов. К таковым помимо УИК РФ относятся Закон об органах, исполняющих уголовные наказания, и другие федеральные законы.

      Осужденные также обязаны соблюдать требования, изложенные в принятых в соответствии с уголовно-исполнительными законами иных нормативных правовых актах. Например, обязанности осужденных к лишению свободы конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

      3. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Законность требований предполагает, что они предъявлены в пределах полномочий администрации, установлены в нормативных правовых актах, регулирующих права и обязанности сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.

      4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи одной из обязанностей осужденных является вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Так, осужденные к лишению свободы обязаны здороваться при встрече с работниками исправительного учреждения и другими лицами, посещающими исправительное учреждение, вставая, обращаться к ним на "Вы", называя "гражданин", "гражданка" и далее по званию либо занимаемой должности.

      Во взаимоотношениях между собой осужденные обязаны быть вежливыми, им запрещается употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать и присваивать клички.

      5. Часть 5 комментируемой статьи возлагает на осужденных две обязанности: 1) являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; 2) давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора.

      Обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, установлена как контрольно-надзорная мера для всех осужденных независимо от вида отбываемого ими наказания.

      В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. В отношении осужденного, отбывающего наказание без изоляции от общества и состоящего на учете в уголовно-исполнительной инспекции, привод осуществляется сотрудниками этих учреждений. Для реализации данной меры принуждения также могут быть привлечены сотрудники милиции.

      Привод осужденных к лишению свободы производится, как правило, сотрудниками дежурной смены исправительного учреждения.

      Обязанность давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора предусматривает предоставление осужденным соответствующей информации в устной или письменной форме. Объяснение осужденный обязан давать как в случае нарушения им установленного порядка и условий отбывания наказания, так и по другим вопросам, связанным с исполнением требований приговора суда (например, отношения осужденного к общественно полезному труду).

      6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи за неисполнение возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, осужденные несут установленную законом ответственность. Осужденные могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: дисциплинарной, материальной, уголовной. Наиболее распространенной среди них является дисциплинарная ответственность, которая в зависимости от вида наказаний установлена нормами Особенной части УИК РФ (см. комментарий к ст. ст. 46, 58, 115). Материальная ответственность осужденных к лишению свободы наступает в соответствии со ст. 102 УИК РФ, а также нормами трудового и гражданского законодательства РФ. Если неисполнение возложенных на осужденного обязанностей (невыполнение законных требований администрации) содержит все признаки состава преступления, то в этом случае наступает уголовная ответственность. Например, за уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ).

      1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка;
      2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
      3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
      4) соблюдать правила пожарной безопасности;
      5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
      6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
      7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
      8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
      9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
      Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с частью четвертой статьи 25 настоящего Федерального закона, а также хранить их и пользоваться ими.
      Комментарий к статье 36
      1. Под юридической обязанностью понимается установленная в обязывающих и запрещающих нормах мера необходимого поведения подозреваемого или обвиняемого во время нахождения под стражей, обеспечивающая достижение целей поддержания правопорядка во время содержания под стражей, соблюдения прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц, а также достижение задач, предусмотренных уголовно - исполнительным законодательством.
      2. В комментируемой статье перечислены лишь основные обязанности подозреваемых и обвиняемых, поскольку во многих нормах Закона эти обязанности уточняются и детализируются. Кроме того, Закон содержит запретительные нормы, адресованные этим лицам, которые можно также рассматривать как разновидность обязывающих предписаний.
      3. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, который регламентируется большинством норм комментируемого Закона и практически всеми нормами Правил внутреннего распорядка.
      Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах и ИВС, обязаны:
      соблюдать порядок содержания под стражей;
      выполнять законные требования администрации следственного изолятора и ИВС;
      соблюдать требования гигиены и санитарии;
      соблюдать правила пожарной безопасности;
      бережно относиться к имуществу следственного изолятора и ИВС;
      проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
      не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников следственного изолятора, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
      не препятствовать сотрудникам следственного изолятора и ИВС, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
      не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц;
      соблюдать установленный распорядок дня;
      быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками следственного изолятора и ИВС;
      при входе в камеры сотрудников следственного изолятора ИВС по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте;
      по требованию сотрудников следственных изоляторов и иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество;
      иметь опрятный вид, после подъема заправлять койку;
      при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников следственного изолятора держать руки назад;
      соблюдать тишину.
      Подозреваемым и обвиняемым запрещается:
      иметь при себе, получать в посылках и передачах, приобретать, хранить и пользоваться предметами, веществами и продуктами питания, запрещенными к хранению и использованию;
      вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях следственного изолятора, перестукиваться или переписываться с ними;
      нарушать установленный порядок ведения переговоров, передачи каких-либо предметов и переписки с лицами, находящимися на свободе или отбывающими наказания в местах лишения свободы;
      без разрешения администрации выходить из камер и других помещений режимных корпусов;
      нарушать линию охраны объектов следственных изоляторов;
      изготовлять и употреблять алкогольные напитки, употреблять наркотические и психотропные вещества;
      играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды;
      наносить себе или иным лицам татуировки;
      занавешивать и менять без разрешения администрации спальные места;
      пользоваться самодельными электроприборами;
      пользоваться электроприборами без разрешения администрации;
      разводить открытый огонь в камере;
      содержать животных;
      без разрешения администрации производить ремонт сантехники, осветительных приборов или регулировку освещения в камере;
      засорять санузлы в камерах;
      перебрасывать что-либо за пределы прогулочного двора и подбирать предметы, обнаруженные на его территории;
      вступать в пререкания с нарядом по охране, отказываться или уклоняться от выполнения его распоряжений;
      снимать со стен правила поведения и содержания под стражей, оклеивать стены бумагой, фотографиями, рисунками, вырезками из газет и журналов, наносить на стены надписи и рисунки;
      кричать, петь песни, нарушать тишину;
      при движении по территории следственного изолятора выходить из строя, курить, разговаривать, заглядывать в камерные глазки, поднимать какие-либо предметы, нажимать кнопки тревожной сигнализации;
      выбрасывать что-либо из окон, взбираться на подоконники, высовываться в форточку, подходить вплотную к "глазку" двери, закрывать "глазок";
      продавать, дарить или отчуждать иным способом предметы, находящиеся в личном пользовании.
      4. Подозреваемые и обвиняемые обязаны выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей. Под законными понимаются те требования, которые прямо вытекают из комментируемого Закона и Правил внутреннего распорядка. Эти требования должны основываться на соответствующих запрещающих и обязывающих нормах, которые обращены к обвиняемым и подозреваемым.
      5. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать правила гигиены и санитарии. Основные принципы поддержания санитарии и гигиены закреплены в Законе РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. и в Основах законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 апреля 1993 г. и конкретизированы применительно к местам содержания под стражей в ряде ведомственных нормативных правовых актов, включая Правила внутреннего распорядка.
      Закон РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.1991 N 1034-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Правила санитарии и гигиены являются общепринятыми в любом человеческом общежитии. Установление обязанности по их соблюдению подозреваемыми и обвиняемыми объясняется необходимостью поддержания достаточного уровня санитарии и гигиены в условиях нахождения в местах содержания большого количества людей, нередко страдающих инфекционными и иными заболеваниями. Поэтому подозреваемым и обвиняемым вменяется в обязанность в порядке очередности подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора, мыть бачок для питьевой воды и т.д.
      6. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, которые устанавливаются администрацией места содержания под стражей по согласованию с инспекцией государственного пожарного надзора.
      7. Подозреваемые и обвиняемые обязаны бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей, например инвентарю, оборудованию, постельному белью, одежде, которая им выдается при отсутствии собственной, книгам и журналам из библиотеки, настольным играм и т.д.
      8. Подозреваемые и обвиняемые не должны совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, других подозреваемых и обвиняемых и иных лиц. В данном случае имеется в виду оскорбление словом, действием или иным способом, который унижает человеческое достоинство любого человека, употребление нецензурных слов и т.п.
      Реализации данной обязанности служит установленные в Правилах внутреннего распорядка правила взаимоотношений между подозреваемыми и обвиняемыми, с одной стороны, и персоналом следственного изолятора и ИВС - с другой. Так, установлено, что подозреваемые и обвиняемые должны быть вежливыми в обращении с сотрудниками следственного изолятора или ИВС, обращаться к ним на "Вы" и называть их "гражданин" или "гражданка" и далее по званию или должности либо "гражданин начальник".
      9. Подозреваемым и обвиняемым запрещается препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, выполнять их служебные обязанности. Под воспрепятствованием в выполнении служебных обязанностей понимается невыполнение ими законных требований указанных лиц, оказание сопротивления или противодействия в любой форме, а также подстрекательство к указанным действиям.
      10. Подозреваемые и обвиняемые не должны совершать действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц. Данная норма содержит два правила. Первое из них направлено на предупреждение самоубийства, членовредительства и голодовок указанных лиц; второе - на предупреждение нападения на сотрудников мест содержания под стражей, которое может стать основанием для применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия (см. комментарий к ст. 44 - 47).
      11. В комментируемой статье содержится норма, запрещающая обвиняемым и подозреваемым иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, не дозволенные к хранению и использованию (см. комментарий к ст. 25).

      Подозреваемымявляется тот, в отношении кого возбуждено уголовное дело, либо тот, кто задержан по подозрению в преступлении по правилам УПК, либо тот, к кому применена любая мера пресечения, но обвинение еще не предъявлено.

      Уголовное дело в отношении конкретного лица возбуждается и тем самым данное лицо участником уголовного судопроизводства (подозреваемым) становится в том случае, когда на момент возбуждения дела в заявлении, явке с повинной, рапорте, а также (или) в материалах проверки содержатся определенные сведения, указывающие на определенное лицо как на совершившее конкретное преступление.

      Подозреваемый вправе:

      знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола

      задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

      давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний;

      пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

      заявлять ходатайства и отводы;

      давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

      пользоваться помощью переводчика бесплатно;

      знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

      участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его

      защитника либо законного представителя;

      приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

      защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законом.

      Подозреваемый обязан:

      Являться по вызову;

      Не скрываться от органов расследования;

      Не препятствовать выяснению истины;

      Не продолжать преступную деятельность;

      Подвергаться освидетельствованию и экспертизе;

      Представлять образцы для сравнительного исследования.

      Обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесены постановление о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительный акт.

      Постановление о привлечении в качестве обвиняемого выносится по уголовному делу, по которому производится предварительное следствие, при наличии достаточных доказательств, дающих основание для обвинения конкретного лица в конкретном преступлении (часть первая статьи 171 УПК). Вынесение такого постановления не означает окончания предварительного следствия; впереди — следственная работа с участием обвиняемого и его защитника.




      Обвинительный акт — итоговый процессуальный документ, который составляется дознавателем по окончании. Сразу же после составления обвинительного акта и его утверждения начальником органа дознания уголовное дело подлежит направлению (через прокурора) в суд. Таким образом, момент появления в деле обвиняемого зависит от того, в какой форме — предварительное расследование или же дознание — осуществляется досудебное производство по уголовному делу.

      Такое законодательное решение, когда обвиняемый на предварительном следствии появляется в деле еще до начала самой процедуры

      предъявления обвинения, имеет важный практический смысл: к следователю вызывается лицо, которое уже имеет статус обвиняемого.

      Это лицо несет расходы по явке и ответственность за неявку уже как обвиняемый. Объявление в розыск скрывшегося лица возможно

      только в том случае, если это лицо — обвиняемый.

      Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении

      которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным.Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным.

      Обвиняемый вправе защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите.

      Обвиняемый вправе:

      знать, в чем он обвиняется;

      получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения, копию обвинительного заключения или обвинительного акта;

      возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказываться от дачи показаний;

      заявлять ходатайства и отводы;

      давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет;

      пользоваться помощью переводчика бесплатно;

      пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных УПК;

      иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности;

      участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;

      знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;

      знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела

      любые сведения и в любом объеме;

      снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

      приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом;

      возражать против прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

      участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных УПК;

      знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

      обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;

      получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;

      участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

      защищаться от обвинения иными средствами и способами, не запрещенными законом.

      Обвиняемый, содержащийся под стражей в качестве меры пресечения, вправе иметь свидания с защитником, родственником и иными

      лицами, а также вести с ними переписку. Главные условия осуществления этого права обвиняемого сводятся к следующему. Количество и продолжительность свиданий с защитником не ограничиваются.

      Свидания с родственниками и иными лицами предоставляются обвиняемому лишь на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. Их количество ограничивается двумя в месяц, а продолжительность каждого не может превышать трех часов. Свидания происходят под контролем сотрудников места содержания под стражей. Переписка обвиняемого с родственниками и иными лицами количественно не ограничивается. Однако она осуществляется только за счет средств обвиняемого через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре.

      Обвиняемый, который находится на свободе, обязан являться по вызовам лица, в производстве которого находится уголовное дело, и суда в назначенный срок. В случае невыполнения этой процессуальной обязанности без уважительных причин (к таковым относятся болезнь, несвоевременное получение повестки, иные обстоятельства, лишающие возможности явиться в назначенный срок) обвиняемый может быть подвергнут приводу. Его привод без предварительного вызова может быть применен только в тех случаях, когда обвиняемый скрывается от следствия или не имеет определенного места жительства. Неявка обвиняемого по вызову может также повлечь изменение меры пресечения на более строгую (практически речь идет о заключении под стражу). Обвиняемый, содержащийся под стражей, к следователю, прокурору и в суд доставляется под конвоем.

      Однако было бы неправильно полагать, будто никакое иное принуждение, кроме меры пресечения и привода, к данному участнику уголовного процесса неприменимо вообще. Некоторые следственные действия по собиранию доказательств (обыски, выемки, освидетельствования, получение образцов для сравнительного исследования) невозможны без уголовно-процессуального принуждения. Оно может быть применено не только к обвиняемому, но и к любому лицу, у которого имеются предметы или документы, имеющие доказательственное значение, на чьем теле сохранились следы преступления и т. д., независимо от его положения в уголовном процессе и вообще независимо от того, занимает ли это лицо какое-либо положение в деле. Такое принуждение, однако, с его процессуальным положением не связано и элементом уголовного преследования не является.

      Читайте также: