Основанием возникновения изменения и прекращения экологических как и иных правоотношений являются

Обновлено: 25.06.2024

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями.

В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.

Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Экологические правоотношений представляют собой самостоятельную область общественных отношений, развивающихся в процессе взаимодействия социума и природы.

Экологические отношения подразделяются на отраслевые и комплексные.

Первые представляют собой отношения по вопросам охраны и использования отдельных природных ресурсов, например, земель, вод, воздуха и т.п.

Вторые - это отношения по вопросах охраны природных территорий, заповедников, санаториев и т.п.

Экологическое законодательство образуют законодательные нормы, которые регулируют поведение социума в вопросах отношений к окружающей среде.

Цель экологического законодательства заключается в конструировании модели экологически корректного и максимально соответствующего законам природы поведения общества.

Экологическому законодательству свойственны как общеправовые функции (охранительная и регулятивная), так и узкая функция, целью которой является обеспечение качества окружающей среды в современных условиях развития.

Функции экологического законодательства отражают его специфику и свойства, которые присущи только этой отрасли. Таким образом, функции являются основными направлениями воздействия экологического права на общественные отношения. К ним относятся:

  • восстановительная,
  • воспитательная,
  • организационная функции.

Восстановительная функция экологического законодательства реализуется путем обеспечения эколого-правовыми нормами процессов, которые связаны с сохранением окружающей среды и предотвращением негативного воздействия на нее, а также улучшением ее качества. Стоит отметить, что значимость данной функции неуклонительно возрастает, поскольку проблема экологии на сегодняшний день одна из самых серьезных.

Воспитательная функция – одно из направлений правового воздействия на экологические общественные отношения. Экологическое законодательство собирает в себе экологическое воспитание, нормы права, при этом воздействия на сознание и взгляды социума. Также данная функция близко связана с образовательное. Экологическое образование охватывает сферу знаний и умений, которые необходимы для охраны окружающей среды. Нормы экологического законодательства связывают образовательный и информационный процессы, а полученных знания и навыки обеспечивают рост экологической культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Организационная функция экологического законодательства исполняется в деятельности органов управления в сфере охраны окружающей среды.

Взаимодействие общества с природой

Взаимодействие социума с природой разделяется на две системы:

Первая направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природы в качестве места и средства жизнедеятельности. Вторая направлена на потребности социума и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизнедеятельности в данной среде.

Экологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и все отрасли права, а именно:

В зависимости от оснований возникновения:

В зависимости от индивидуализации субъектов:

В зависимости от норм запаса:

В соответствии с юридическими функциями:

Стоит отметить, что экологические правоотношения являются вторичными, поскольку они в процессе защиты от проявлений негативных последствий деятельности социума в процессе использования окружающей среды.

Возникновение и прекращение экологических правоотношений

Основаниями возникновения и прекращения отношений в области экологии являются юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства. Также они являются предпосылками правоотношений. Признаками юридического факта являются: объективность существования и конкретность проявления.

Существует следующая классификация оснований прекращения правоотношений в области экологии:

  1. Происходящие по воле человека (например, ликвидация хозяйствующего субъекта).
  2. Совершающиеся принудительно (например, по воле государства).
  3. Помимо этого, основаниями прекращения правоотношений в области экологии являются административные акты.

Таким образом, главными основаниями возникновения и прекращения правоотношений в области экологии являются акты органов власти государства, судебные решения и договоры.

Экологические правоотношения – это урегулированные нормами экологического права общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества по поводу исполнения и соблюдения природопользователями экологических требований, технических регламентов и нормативов сохранения и восстановления природных объектов и комплексов, защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Субъектами экологических правоотношений являются граждане и юридические лица (включая иностранных), Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Для участия в большинстве экологических правоотношений граждане должны обладать правосубъектностью, т.е. правоспособностью и дееспособностью.

Характерной чертой субъектного состава экологических правоотношений является практически постоянное участие в них государства – Российской Федерации, субъектов РФ, реже – муниципальных образований. Данные субъекты выступают в экологических правоотношениях посредством своих органов или специально назначаемых представителей.

В отличие от гражданских правоотношений, в которых данная категория субъектов также участвует, в экологических правоотношениях названные органы публичной власти, являющиеся юридическими лицами, не преследуют цели хозяйственного обеспечения своей основной деятельности. Данные органы занимаются осуществлением функций по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды. Законодательно подчеркивает недопустимость коммерциализации органов публичной власти, а также устанавливается ряд прямых запретов по совмещению функций управления охраной окружающей среды (например, государственного экологического надзора) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Общим объектом экологических правоотношений является то благо, на которое направлено поведение его участников. Таким благом является природа, т.е. совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов.

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Содержанием экологических правоотношений являются взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право и юридическая обязанность – это форма конкретных правовых отношений, а их содержанием является деятельность участников правоотношения, реализующих свои права и исполняющих юридические обязанности.

Содержание экологических правоотношений зависит от объекта, по поводу которого оно возникает. С этой точки зрения можно выделить права и обязанности в отраслевом правоотношении (водном, земельном и т.д.); права и обязанности в территориальном правоотношении (на особо охраняемых природных территориях); права и обязанности в сфере соблюдения и исполнения экологических требований в отдельных сферах деятельности человека.

Необходимо иметь в виду, что законодательство устанавливает пределы реализации гражданами и юридическими лицами своих экологических прав и свобод, ограничивая тем самым их возможность вступать в определенные категории экологических правоотношений. Так, проектная техническая документация на новую военную технику или технологию, содержащая государственную тайну, не предоставляется общественным экологическим объединениям для проведения общественной экологической экспертизы.

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Это факты реальной действительности, совершившиеся независимо от воли и сознания человека (юридические события) и действия, являющиеся продуктами сознательной деятельности людей (юридические действия). Роль и значение каждого из этих видов юридических фактов в экологических правоотношениях является различной. Наиболее распространенными и ведущими основаниями возникновения экологических правоотношений являются действия граждан и юридических лиц, связанные с соблюдением экологических требований в ходе осуществления хозяйственной и иной экологически значимой деятельности.

В. Д. Ермаковым и А. Я. Сухаревым предложено различать события абсолютные и относительные. Отличие между ними состоит в том, что первые полностью не зависят от воли людей (землетрясения, наводнения), а вторые опосредованно вызваны деятельностью человека, но протекают, минуя его волю, например, разрушение озонового слоя, изменение климата и т.д.

Действие – наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Действия можно подразделить на две группы: правомерные, т.е. соответствующие экологическим нормам и принципам, например получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности, и неправомерные, т.е. нарушающие экологические предписания и наносящие вред природной среде или здоровью человека, например, охота на животных, занесенных в Красную книгу РФ.

Юридические факты – бездействия следует понимать как нарушающее требования экологического законодательства невыполнение субъектами права установленных для них обязанностей. Бездействия часто ведут к прорывам нефте-и газопроводов, другим техногенным авариям и катастрофам, вызывающим загрязнение и деградацию окружающей среды.

Для возникновения или прекращения экологического правоотношения иногда необходимо несколько юридических фактов (фактический состав). Так, для строительства промышленного предприятия, эксплуатация которого связана с обращением отходов, необходимо получение разрешения на строительство, которое выдастся только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта, акта органа публичной власти о предоставлении земельного участка и т.д.

Главными основаниями возникновения экологических правоотношений являются правомерные юридические факты-действия. К таковым обычно относят: акты государственных органов (предоставление органом государственной власти в пользование природного объекта в целях изучения или охраны или для выбросов (сбросов) и для размещения вредных отходов); договоры (в предусмотренных законом случаях); судебные решения (например, в случаях возмещения вреда, причиненного гражданину экологическим правонарушением).

В отдельных случаях для возникновения экологических правоотношений событий или действий нс предусмотрено, а соответствующие правоотношения возникают в силу прямого указания закона. Таковой является конструкция общего природопользования, когда граждане могут свободно пребывать на землях лесного фонда и собирать там грибы и ягоды, либо находиться на землях общего пользования населенных пунктов (дороги, скверы, пляжи и т.д.).

На современный момент в большинстве случаев основаниями возникновения экологических правоотношений являются акты органов публичной власти. В перспективе с формированием гражданского общества и увеличением активности граждан и создаваемых ими общественных и иных некоммерческих экологических объединений будет увеличиваться роль гражданско-правовых оснований возникновения экологических правоотношений. В их числе следует выделить увеличение исков о возмещении вреда жизни и здоровью факторами неблагоприятной окружающей среды. Кроме того, будет увеличиваться роль договорных форм охраны окружающей среды, в первую очередь, с развитием системы добровольного экологического страхования.

Основаниями изменения экологических правоотношений могут являться создание особо охраняемой природной территории или зоны экологического бедствия. В этом случае объем прав и обязанностей природопользователя, расположенного в границах такой территории, будет изменяться – одни виды хозяйственной деятельности могут быть запрещены, другие – ограничены.

Основания прекращения экологических правоотношений можно объединить в две группы: происходящие по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса, и соответственно, прекращение обязанности по его охране) и происходящие по воле государственных органов (например, административное приостановление деятельности природопользователя по решению суда. Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д.).

Читайте также: