Осмысление себя как личности как гражданина как нравственно воспитанного человека характерно для

Обновлено: 03.07.2024

Нравственность. Каждый человек даже неосознанно знает, что такое нравственность. Психологи считают, что это выявление свободной воли каждого индивидуума, основанное на определенных принципах и морали. С момента принятия нами первого, самостоятельного решения, в каждом начинают формироваться личные, нравственные качества.

Что это — нравственность?

Часто люди выбирают частичное отклонение от своих нравственных ценностей, в пользу шаблона и проживают свою жизнь по чужому примеру. Это приводит к некоторым разочарованиям, ведь можно потерять лучшие годы в поиске себя. Правильное воспитание с самого малого возраста дает большой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Учитывая, что такое нравственность, можно выделить некоторые качества, присущие ей:

  • доброта;
  • сострадание;
  • честность;
  • искренность;
  • надежность;
  • трудолюбие;
  • миролюбивость.

Нравственность и нравственные ценности

Наше общество все больше и больше стало считать, что нравственные ценности — это пережиток прошлого. Для достижения своих целей, многие идут по головам и такие поступки полностью противоречат былым временам. Такое общество нельзя назвать здоровым и возможно, оно обречено на бессмысленное существование. К счастью, не все попадают в социальную воронку и честных и порядочных все же остается большинство.

Находясь в поиске смысла жизни, человек формирует свой характер, а еще воспитывает высокую нравственность. Все то, что вырастили в человеке родители, может со временем пропасть или поменяться в любую сторону. Окружающий мир корректирует былые ценности, восприятие и в целом отношение к себе и людям, для создания комфортного существования. Сейчас духовные изменения происходят с желанием заработать больше денег и стать финансово независимым.

Нравственность в психологии

И простые обыватели, и психологи имеют свое собственные понятия нравственности, со своей точки зрения, которые могут быть абсолютно разными и никогда не пересекаются, даже если очень похожи. Каждый из подвида берет свое начало во внутреннем мире человека, его воспитании и ценностях. Человеческая психика разделена специалистами на два общества, каждое из которых преследует свою цель:

  1. Коллективные ценности – это стадные инстинкты, которые своим миром могут объединиться против остальных.
  2. Сострадательные ценности – основаны на заботе о ближнем, во блага любому обществу.

Любая объективная нравственность настроена на нахождения себя, как социально обеспеченного, сформировавшегося человека. Психологи считают, что человек с рождения определяется в первую или вторую подгруппу, а контролируют это личности, проживающие с ним и воспитывающие его. В процессе взросления и самостоятельного восприятия мира, редко происходит перевоспитания. Если же такое все же случается, то люди, которые себя изменили имеют очень высокую силу духа и могут пройти через любые трудности, не изменяя себе.

Чем отличается мораль от нравственности?

Многие утверждают, что мораль и нравственность – это синонимы, но это заблуждение. Моралью принято считать систему, установленную обществом, регламентирующую взаимоотношения людей. Нравственность же, подразумевает следование своим принципам, которые могут отличаться от установок общества. Другими словами, моральные качества дает человеку общество, а нравственные устанавливает характер и личная психология.

Функции нравственности

Так как нравственность человека является явлением социальной и духовной жизни, то она обязана подразумевать под собой некоторые функции, которые люди выполняют поочередно. Сами того не подозревая, эти задачи всегда происходят в любом современном социуме и к счастью идут на пользу. Отказ от них влечет за собой одиночество и замкнутость, в дополнение к невозможности активно развиваться.

  1. Регулятивная.
  2. Познавательная.
  3. Воспитательная.
  4. Оценочная.

Каждая из них считается целью и возможностью духовного роста и развития. Учитывая, что такое нравственность, существование без этих функций совершенно невозможно. Общество помогает развиваться и расти только тем личностям, которые могут контролировать в себе возможности, порождающие эти цели. Нет необходимости специально им обучаться, все действия происходят автоматически, в большинстве случаев на благо.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

  • искренние разговоры;
  • обращение по имени;
  • уважение;
  • внимание;
  • улыбка;
  • добродушие.

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Нравственность в современном обществе

Воспитание нравственности

Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.

Духовность и нравственность

Два абсолютно разных понятия очень часто пересекающихся между собой. Сущность нравственности заключается в добрых делах, уважении и так далее, но никто не знает, для чего они делаются. Духовная доброта, подразумевает не только добрые дела и поведение, но и чистоту внутреннего мира. Нравственность видна всем и каждому, в отличие от духовности, которая является чем-то сокровенным и личным.

Нравственность в христианстве

Похожее сочетание двух понятий, но все с тем же разным значением. Нравственность и религия ставят перед собой общие цели, где в одном случае есть свобода выбора действий, а в другом полное подчинение правилам системы. Христианство имеет свои нравственные цели, но отступаться от них, как и в любых других верах запрещено. Поэтому обращаясь в одну из религий, нужно принять их правила и ценности.

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того

Нравственность

Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Файлы: 1 файл

НРАВСТВЕННРЕ РАЗВИТИЕ.docx

Нравственное развитие - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы развития личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Нравственность - самая хрупкая, легко уязвимая сторона личности. И при ее развитии от взрослых требуется особый такт, деликатность, умение тщательно взвешивать каждое слово. Не случайно лучшим воспитателем считают того, кто владеет собой настолько, что незаметно, ненавязчиво направляет мысли и действия детей по желаемому руслу. Каждый новый день расширяет представления ребенка о мире, о людях, углубляет его нравственные отношения и оценки.

Овладевая этим новым знанием, ребенок опирается на мнения родителей, на их авторитет. Однако настоящим помощником детей в нравственном освоении ими действительности может считать себя тот родитель, который обладает способностью чутко улавливать, как дети реагируют на каждое событие и что побуждает их избирать из множества возможных вариантов поступка тот, который соответствует нормам морали.

В семье ребенок осваивает социальные навыки, познает нормы поведения, именно в семье он психологически защищен и находит убежище от стрессов, перегрузок, получаемых извне. Но каждая семья индивидуальна; в ней свой стиль детско-родительских отношений, который положительно или отрицательно влияет на нравственное развитие ребенка.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно- экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Как и во многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития:

1. Теория социального обучения рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, которые усваиваются в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей. Ожидание награды или наказания направляет ребенка к такому поведению, которое считается приемлемым в обществе ( это позиция морального релятивизма).

3. Теории когнитивного развития (например, теория Л. Кольберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилемах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития. Согласно Л. Кольбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения; следовательно, его теория является примером морального универсализма.

Наибольшую известность Л. Кольбергу принесла его теория нравственного развития, предполагающая существование универсальных этапов нравственного становления, и неразрывно связывающая понимание нравственности с когнитивным развитием человека. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилем, Л. Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилемы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.

Л. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два главных фактора, влияющие на переход от одного этапа к другому:

1. Неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней. В этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.

2. Расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы из перспективы других людей. Ребенок, который находится на доконвенционном уровне развития рассматривает проблему из перспективы ее последствий лично для себя, в то время как ребенок, достигший конвенционного уровня, способен рассматривать проблему из перспективы других людей.

Л. Кольберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории “надо”. При этом “надо” выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга. Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека. По данным исследований , зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так ему не надо думать, уступить ли место человеку, нуждающемуся в этом. Для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) - ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества .

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) - человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

В процессе овладения знаниями у учащихся развивается сознание, формируются основы научного мировоззрения, школьники осмысливают нравственные понятия. В то же время нравственное развитие детей оказывает большое влияние на формирование у них правильного отношения к учебе и к труду; воспитание дисциплинированности, организованности, чувства долга и ответственности и других моральных качеств в большой степени определяет успешное овладение знаниями, активное участие в общественной жизни, в трудовой деятельности. В свою очередь, участие в общественно полезном труде способствует формированию важнейших нравственных качеств личности: коммунистического отношения к труду, дисциплинированности, заботы об общественной собственности, принципиальности.

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.

В ранней юности у человека формируются нравственные представления мировоззренческого уровня: о смысле жизни, о счастье, о человеке как высшей ценности, индивид становится способным осуществлять нравственный выбор.

Учет этапов нравственного становления личности позволяет ответить на вопрос, в чем же проявляется и должна проявляться нравственная активность школьников. Здесь, видимо, прежде всего нужно говорить об активном и эмоционально положительном стремлении к овладению нравственными знаниями, которые, становясь убеждениями, побуждают личность к совершению нравственных поступков.

Не менее важное проявление нравственной активности – это настойчивое и целеустремленное самовоспитание. Активность личности проявляется не только в процессе познания, труда, общения, но и в процессе преобразования собственной нравственной сущности. Нравственно активная личность склонна к самоанализу и самооценке, проявляет большой интерес к познанию методов самовоспитания, ставит перед собой цели воспитания определенных нравственных качеств, продумывает планы действий и упражнений для их выработки и, наконец, способна к волевому напряжению в процессе работы над собой. Последнее особенно характерно для нравственной активности, которая характеризуется также инициативной, идущей от внутренней потребности личности деятельностью по разъяснению и внедрению моральных норм в общении и деятельности.

Мы полагаем, что нравственную активность можно рассматривать в качестве одного из ведущих критериев уровня развития нравственного сознания личности. Нравственную активность можно определить, на наш взгляд, как такое деятельное нравственное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и "проводник" нравственных ценностей (норм, принципов, идеалов), способный к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию моральных решений, непримиримо относящийся к аморальным проявлениям, открыто выражающий свою нравственную позицию.




Своеобразие формирования нравственной активности учащейся молодежи заключается в том, что целевая направленность ее активности в значительной степени обусловлена характером основной для школьника учебной деятельности и той позицией, которую он в ней занимает. Осознание учащимися социальной значимости учения влияет на их отношение к своим учебным обязанностям, качество их знаний, жизненные планы и профессиональный выбор.

Активность в качестве принципа должна пронизывать все стороны процесса воспитания, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе у учащихся научного мировоззрения. В современных психолого-педагогических исследованиях проблемы развития нравственной активности школьников рассматриваются главным образом через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности, реже – через формирование духовных потребностей, интересов и ценностных ориентаций школьников.

Потребность общества в развитии нравственной активности молодежи неоднократно выражалась в различных правительственных документах. Однако существовал известный разрыв между поставленными задачами и способами их реализации в рамках управленческой деятельности, когда молодые люди имели минимум возможностей для проявления собственной инициативы и самодеятельности.

Содержание ценностных ориентаций определено общественными отношениями в таком виде, в каком эти отношения закреплены в общественном сознании, в эталонах культуры, в нормах поведения. Психолого-педагогический аспект проблемы ценностных ориентаций состоит в том, чтобы под влиянием целенаправленного воздействия общечеловеческие ценности выступили в качестве предметов осознания и переживания их как потребностей, побуждающих к деятельности по освоению, созиданию, реализации этих ценностей в жизнедеятельности личности. Только в этом случае социальные нормы и ценности могут выступать в качестве регуляторов поведения личности.

Содержательное наполнение ценностных ориентаций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит прежде всего эмоциональное оценивание, эмоциональное переживание внешней ситуации, явления-ценности. Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.

В процессе становления ценностных ориентаций взаимосвязи между элементами, их конкретное содержание могут быть различными, это и обнаруживается в характере ценностных ориентаций личности. В итоге ценностную ориентацию можно определить как избирательное отношение личности к явлению-ценности, имеющее результатом овладение этим явлением в процессе деятельности.

Таким образом, в деятельности проявляется функциональное назначение ценностных ориентаций, как и нравственной активности, что сближает данные понятия. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей.

Ценностные ориентации – это качественная характеристика личности, объединяющая психическое и социальное в человеке, занимающая важное место в регуляции его поведении. Ценностные ориентации стимулируют развитие психической активности личности, придавая тем самым завершенность воспитательному процессу как целостному, основанному на органической связи функциональной и психической деятельности.

Ценностные ориентации являются характеристикой личности, сформированной в психологическом и социальном плане. Процесс их развития длителен и многоступенчат. Для школьника он организуется прежде всего целенаправленным воспитательным воздействием школы.

Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мотивационное выражение. В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом многообразие общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности. Именно поэтому педагогически организованные процессы формирования нравственной активности и ценностных ориентаций личности должны рассматриваться в тесной зависимости.

Ценностные ориентации выполняют ряд функций. Исследователем Э.В. Соколовым выделяются следующие важнейшие функции ценностных ориентаций: экспрессивная, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода "фильтрами", пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности [5, с. 174].

Таким образом, в ценностях, с одной стороны, систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а, с другой стороны, те ориентиры поведения, которые определяют его направленность, и выступают конечными основаниями моральных оценок.

Особенностью системы нравственных ценностей является то, что в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и прошлое, и желаемое будущее его состояния. Целевые ценности, идеалы проецируются на эту иерархию, вследствие чего происходит ее корректировка. Под воздействием конкретных исторических условий перестраивается система, иерархия ценностей.

Общественная потребность в новой системе ценностей появляется тогда, когда прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, последние в моральном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих моральных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей.

Новая ведущая ценностная ориентация, выступая альтернативой прежней, способна не только перестроить систему нравственных ценностей, но и изменить силу их мотивационного воздействия. Как отмечают отечественные психологи Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, А.Е. Шерозия, перестройка системы ценностных ориентаций, изменение субординации между ценностями свидетельствуют о глубоких преобразованиях в смысловой картине окружающего мира, изменении семантических характеристик различных его элементов.

Итак, ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.

Нравственные качества человека составляют основу его моральных устоев. Мораль является отражением общепринятых представлений о положительных и отрицательных поступках, о таких философских категориях, как добро и зло, правильное и неправильное. Нравственная позиция индивида – это его видение идеальных норм поведения, сознательный выбор жизненных ценностей и методов их достижения. В некоторых случаях категории: нравственность, мораль и этика, выступают в роли синонимов.

весы

Определение

Нравственные качества – это такой набор свойств характера, который отражает внутренний мир и мировоззрение человека, его суждения о нормах поведения, что в определенной степени помогает оценивать уровень его духовного развития. Моральные качества включают совокупность добродетелей человека, которые вырабатываются в процессе накопления практического, жизненного опыта.

Под влиянием внешних и внутренних факторов происходит формирование поощряемых в обществе моделей поведения, определяющих в дальнейшем особенности поступков индивида, в том числе в личных отношениях. Определение термина в психологии предполагает образование системы правил, которые регулируют деятельность человека в рамках социума. Отличительные признаки положительных нравственных качеств:

  • Бескорыстие.
  • Отсутствие прагматичности.
  • Альтруистичность, самоотверженность.

Моральные качества – это такие духовные ценности, которые всесторонне характеризуют человека, олицетворяют его внутреннее содержание, что позволяет делать выводы о психотипе личности. Высокие моральные качества отличают великодушных, благородных, правдивых людей. Формирование моральных качеств осуществляется под влиянием интеллекта, эмоций, воли. Они могут быть:

  1. Положительные (справедливость, честь, достоинство). Свойства характера, не вступающие в конфликт с внутренними убеждениями индивида.
  2. Поощряемые (ответственность, чувство долга). Побуждают индивида к определенным действиям, одобряемым социумом, независимо от внутренних установок самой личности.
  3. Негативные (зависть, стяжательство, лицемерие, циничность). Противоречат общепринятым устоям и вызывают личностную неприязнь со стороны других членов общества.

зависть

Нередко моральные качества, присущие одному индивиду, вступают в противоречие, заставляя его испытывать переживания и делать нелегкий нравственный выбор. Примером конфликта между принципами нравственности и морали и внутренними убеждениями человека может служить нравственный выбор, который стоит перед врачом, вынужденным лечить преступника.

Врач испытывает личностную неприязнь к пациенту, который нарушил закон и совершил правонарушение, но связанный должностными обязанностями и этическими нормами, вынужден оказывать медицинскую помощь каждому нуждающемуся. Аналогичный пример можно привести с участием адвоката, который защищает в суде преступника, испытывая в связи с оценкой его действий негативные эмоции.

Особенности формирования и виды

Морально-нравственные качества – это такие черты характера, которые формируются в процессе теоретического мышления человека, способствуют его самоопределению и умению придерживаться объективной позиции, отстраняясь от субъективной оценки.

Нравственные качества – это такие личностные установки, которые регламентируют поведение личности в рамках взаимоотношений с другими членами общества. Система ценностей опирается на одобряемые в социуме чувства и эмоции. Какие бывают нравственные качества:

  1. Милосердие.
  2. Сострадание.
  3. Сочувствие, эмпатия.
  4. Чувство собственного достоинства.
  5. Чувство стыда за совершенные отрицательные поступки.

Одним из главных регуляторов поведения индивида является совесть – чувство нравственной ответственности перед другими людьми и обществом в целом за совершенные действия. Степень проявления совести отражает уровень способности индивида самостоятельно определять нравственные обязанности и осуществлять нравственный самоконтроль над своими поступками.

Формирование нравственных ценностей происходит под влиянием многих факторов – воспитание, личный пример пользующейся авторитетом личности, нормы этики, проповедуемые в обществе. Индивиду с детских лет внушают представление о положительных поведенческих моделях. Список правил практически безграничен:

  • Любить родителей.
  • Заботиться о престарелых родственниках.
  • Не брать без спроса чужие вещи.
  • Не лгать.
  • Не обижать младших и слабых.
  • Быть преданным Родине.
  • Быть послушным и трудолюбивым.

послушный мальчик

Перечень правил варьируется в зависимости от уровня нравственного и духовного развития родителей. В некоторых случаях (при деформации моральных норм индивида-родителя) может содержать установки, противоречащие общепринятым нравственным устоям. Прививая ребенку нравственные ценности, родители приводят примеры, олицетворяющие положительные и отрицательные модели поведения.

Нравственная оценка

Поступок является элементом нравственного поведения. Поступок бывает активным и пассивным (отсутствие каких-либо действий в ситуации, которая требует активной реакции). Нравственная оценка поступков – это определение степени соответствия поведения конкретного индивида и общепринятых, поощряемых социумом поведенческих моделей. Чтобы адекватно оценить поступок, опираются на критерии:

  • Результат действия.
  • Пути достижения цели. Если для достижения желаемого человек прибегает к антиморальным поступкам, даже в случае положительного результата общее впечатление от поведения индивида негативное.
  • Мотивы, побудившие индивида к действию. Если человеком двигали благородные порывы даже в случае отрицательного, осуждаемого обществом результата, негативная оценка смягчается.

Придерживаясь выбранных моделей поведения, индивид находит баланс, точку равновесия между собственными стремлениями, убеждениями и установленными в социуме стандартами.

Примеры

Нравственно зрелая личность является олицетворением успешно проведенной социализации. Это человек, который усвоил поощряемые социумом нормы поведения и использует их на практике в качестве ориентира для своих поступков. При этом желание соответствовать общепринятым поведенческим стандартам продиктовано не страхом порицания, наказания или возможной выгодой, а личными убеждениями, мотивами и принципами. Социологи приводят многочисленные примеры проявления нравственных чувств:

  • Гуманность, человеколюбие.
  • Трудолюбие, усердие.
  • Верность, преданность.
  • Чувство такта, деликатность.
  • Духовность, религиозность.
  • Искренность, открытость.

улыбающийся мужчина

Альтруистические модели поведения присущи многим животным. Часто самки воспитывают потомство другого вида, проявляют бескорыстную заботу о своих детенышах. Помощь сородичам сходного генотипа способствует выживаемости конкурентных видов, что значительно расширяет представление о естественном отборе индивидуальной ориентации. Подобное поведение обусловлено естественным отбором групповой ориентации, оно помогает выжить целой популяции.

Проводя аналогии, можно сказать, что нравственное поведение индивида заложено биологическими программами и реализуется на подсознательном уровне. Люди являются биологическими организмами, которым свойственна определенная модель поведения на подсознательном, рефлекторном уровне. В числе рефлексов, заложенных природой и коррелирующих с понятием нравственности, стоит отметить:

  1. Материнский инстинкт.
  2. Заботу о партнере, с которым реализуется инстинкт продолжения рода.
  3. Заботу о родственниках и популяции (обществе) в целом.
  4. Чувство патриотизма (любовь к Родине, месту рождения).

Яркими примерами стихийной нравственности являются поступки, которые базируются на подсознательном стремлении человека к следованию нормам, способствующим сохранению популяции в целом. Женщина разрывает отношения с любовником, узнав, что он женат, подсознательно оценивая подобную связь, как бесперспективную (в отношении продолжения рода) и аморальную (наносящую моральный вред законной супруге партнера, следовательно, угрожающую сородичу сходного генотипа и популяции). В специальных пособиях приведены другие примеры стихийной нравственности:

  • Оказание помощи пожилому человеку, который не может самостоятельно перейти через оживленную автомагистраль.
  • Остановка личного автомобиля и содействие человеку, который стоит на обочине дороги и жестами просит о помощи.
  • Непроизвольное желание помочь донести тяжелую сумку человеку, который в силу разных причин (пожилой возраст, инвалидность, физическая слабость) не справляется с задачей.

Наличие безнравственных, попирающих нормы морали людей, свидетельствует об относительной свободе человека от влияния биологически заложенных моделей нормального поведения. Человек наделен интеллектом, способностью логически мыслить, прогнозировать, планировать и самостоятельно выбирать нравственные ценности. Примеры деформации общечеловеческих норм прослеживаются на исторических периодах тоталитарных режимов, к примеру, Гитлера в Германии, Пиночета в Чили, Сталина в СССР.

Нравственные качества – показатель уровня интеллекта и духовного развития человека, отражение степени его социализации и наличия самоконтроля. Нравственность – основа гуманизма, человечности и цивилизации. Крушение нравственных идеалов сопровождается всплеском преступности в обществе, свидетельствует о деградации членов социума, предвещает масштабные гуманитарные катастрофы.

Читайте также: