За что органы местного самоуправления не ответственны

Обновлено: 04.07.2024

Опираясь на первую частью статьи 71 Закона о местном самоуправлении 2003 года основанием для проявления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и решения принятые в порядке соответствующем задаваемым вопросам определяются должностными обязанностями муниципальных образований. Ведь у населения есть право отозвать депутатов муниципального образования, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления сделать все это можно опираясь на единый закон о местном самоуправлении 2003 г.

Появившийся в 1995 году закон о местном самоуправлении говорил, что основанием для ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед людьми будет потеря доверия. В законе о местном самоуправлении 2003 года такой термин вовсе не применим, но тем не менее его проверка продемонстрировала, что предусмотренный ст. 24 и ч. 2 ст. 71 механизм ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления также заключается в потере доверия к ним граждан получивших муниципальное образование.

Термины в законе

Сейчас органы муниципального образования называют эти основания отзыва по выбору должностных лиц местного самоуправления, как:

  • совершение уголовных преступлений;
  • административные правонарушения более двух раз, за которые опираясь на закон можно наказать административным арестом;
  • отказ от ведения приема граждан;
  • отказ от просмотра заявлений граждан;
  • нанесение вреда муниципальному образованию в том числе и имущественного и др.

Поэтому нужно знать, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о местном управлении 2003 года свидетельствующий о том, что почвой для депутатского отзыва, должностного лица местного самоуправления, которое ранее выбрали, члена выбранного органа местного самоуправления может служить только его точные противоправные действия (бездействие) или решения в случае их подтверждения в процессе проводимом судом.

Муниципальное образованием занимается тем, что показывает процессуальный механизм занимающийся осуществлением права населения на отзывы о данных выборных лицах муниципального образования учитывая положение связанные с законом изданном в 2003 году о местном самоуправлении.

Отзыв лиц при должности местного самоуправления организовывается в согласовании с особым процессом голосования, который предусмотрен ст. 24 Закона о местном самоуправлении 2003 г.

Весь этот процесс обязан обеспечивать выбранному должностному лицу местного самоуправления шанс для выдачи избирателям разъяснения касающегося выдвигаемых обстоятельств.

Определенное должностное лицо местного самоуправления, которое выбрали считается отозванным, в том случае если за отзыв проголосовало больше половины избирателей, но важно отметить, что это касается лиц, которые прошли регистрацию в муниципальном образовании, который также называют избирательным округом.

Должностные лица и органы несущие ответственность перед местным самоуправлением государства

Ответственность отдельных должностных лиц и органов конституционного местного самоуправления наступает в момент нарушения Конституции, конституционных законов, федеральных законов, законов Российской Федерации относящиеся к субъекту, самой конституции и устава по муниципальному образованию. В те моменты, когда выполняются вышеперечисленные действия орган представляющий местное самоуправление может быть расформирован, а лицо в чьи обязанности входило местное самоуправление — отстранено от должности.

Механизм по реализации роспуска органа представляющего образование в муниципальной сфере закреплен в ст. 73 Закона о местном самоуправлении 2003 г.

Начальным этапом для использования процедуры данного вида ответственности касательно органа представляющего муниципальное образование будет заключение правового нормативного акта, противоречащего конституции, федеральным законам, федеральным конституционным законам, опять же самой конституции, уставу муниципального образования, законам субъекта Российской Федерации, если только незаконность нормативного акта устанавливается судом, а орган, представляющий муниципальное образование, в течении трех месяцев с момента вступления в силу решения суда или во время другого срока, который также устанавливает суд, не имеет права на принятие в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

В этой ситуации высшее лицо в должности субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в установленные сроки месяца после вступления в силу решения суда, которое зафиксировало факт неисполнения такого решения, внесет в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта РФ свидетельствующий о роспуске органа представляющего муниципальное образование.

Появившийся в 1995 местный закон о самоуправлении тоже рассматривал возможность преждевременного расформирования органа представляющего местное самоуправление в случае подписания им незаконного нормативного акта. Что же касается главных отличий между законами 1995 г. (в ред. 2001 г.) и 2003 г. состоят в том, что Закон 2003 г. :

  • повышает срок, во время которого орган представляющий муниципальное образования должен принять меры по исполнению решения суда с 10 дней до трех месяцев;
  • не запрашивает подтверждения от суда в момент установления действий, которые повлекли нарушение свобод и прав обозначенного лица, человека, гражданина или наступление иного вреда;
  • не рассматривает в качестве необходимого этапа процедуру по привлечению органа представляющего муниципальное образования к ответственности вынесению предупреждения в письменной форме представительного органа о возможности привлечения к ответственности;
  • нуждается в обязательном судебного доказательства факта отказа от исполнения первого судебного решения;
  • предусматривает обязательность законодательной инициативы высшегодолжностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в момент принятиязакона о роспуске представительного органа муниципального образования (ранее законодательный орган субъекта РФ мог и сам выступить с такой инициативой).

Стоит отметить , что есть меры, которые были предусмотренные ст. 73 Закона о местном самоуправлении 2003 г., все они носят необязательный характер. Из этого закона следует, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не обязан, а лишь имеет право вносить в законодательный орган субъекта РФ закон о роспуске представительного органа муниципального образования, а законодательный орган субъекта РФ не обязан его принимать.

Полномочия муниципального органа

У муниципального органа предоставляющего образование есть свои полномочия, действие которых заканчивается с момента вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

Предусмотренная ч. 1 и 2 ст. 73 Закона о местном самоуправлении 2003 г. процедура заключающаяся в роспуске органа предоставляющего муниципального образования уже неоднократно использовалось в практическом смысле, в частности, в г. Елец (Липецкая область); г. Клинцы (Брянская область); Лесозаводском городском округе (Приморский край); Пионерском городском округе (Калининградская область); Тигильском районе (Корякский автономный округ); Муйском районе (Республика Бурятия); Пономаревском районе (Оренбургская область); селе Усть-Среднская (Магаданская область).

Например, роспуск совета города Липецка г. Елец Липецкой области состоял из таких этапов.

  • Самый первый этап состоялся в 2005 году 29 марта на выборах муниципального уровня, в этот момент был выбран представительный орган местного самоуправления г. Ельца – Елецкий городской Совет депутатов третьего созыва. В соответствии с п. 8 ст. 85 Закона о местном самоуправлении 2003 г. органы местного самоуправления имели обязательства до 1 июля 2005 года сделать так, чтобы шли в соответствии с требованиями данного Закона уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Но как было выявлено в процессе судебного разбирательства, органы представляющие Елецкий городской совет депутатов не уложились в сроки.
  • Вторым этапом шло принимаемое заключение Елецкого городского суда от 19.01.2006 где было установлено, что ряд положений Устава г. Ельца не идет в соответствии с законом о местном самоуправлении установленном в 2003 году и законами области, которые были согласованы в порядке реализации данного федерального закона, а после судом был установлен срок в месяц для приведения Устава города Ельца в соответствие с законодательством с момента подтверждения данного решения.
  • Третий этап — решение суда Елецким городским советом, не было исполнено.
  • Четвертый этап подтверждение о отказе исполнения решения Елецкого городского суда от 19.01.2006 решения того же суда от 21.03.2006 где был доказан факт непринятия решения. От 28.02.2006 решением Елецкого городского суда был установлен факт бездействия городского совета депутатов, как нарушающего права населения города.
  • Пятый этап — в Липецкой области был внесен проект о законом роспуске городского совета города Ельц, принятый главой администрации.

Орган представляющий муниципальное образования распускается не только в моменты отказа от исполнения судебного решения об отмене принятого им незаконного нормативною правового акта, но и в ситуации отказа от проведения в течение трех месяцев подряд правомочного заседания.

Процесс расформирования в этом случае упрощается и выглядит примерно так:

  • Первый этап — в правомочном составе избирается орган представляющий муниципальное образования, после того как он становится вновь избранным в течении срока трех месяцев к ряду не проводят никаких правомерных заседаний.
  • Под вторым этапом идет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации во время срока трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.
  • Во время третьего этапа орган законодательной власти принимает закон о расформировании.

Такое действие ранее применялось на практике, один из случаев роспуск совета города Сокол находящегося в Волгоградской области.

Закон субъекта Российской Федерации свидетельствующий о роспуске представительного органа местного управления имеет возможность обжаловать в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд в свою очередь обязан рассмотреть возражение и вынести заключительно решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи жалобы. Такие обращения рассматриваются согласно порядку, который был установлен указанным законом и гл. 25 ГПК.

Ответственность перед государством

Что касается ответственности, то ответственность перед государством несет представительный орган и глава муниципального образования (глава местной администрации).

Причиной отказа от должности главы муниципального образования либо главы местной администрации может являться:

  • принятие нормативного акта, который не будет соответствовать закону;
  • любые другие действия (в том числе принятие незаконного акта,не носящего нормативного характера), при этом влекущие нарушение свободы и правачеловека и гражданина, угрожающие территориальной целостностиРоссийской Федерации, ее единству, национальной безопасности РФ, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, а такженеверное использование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Тем не менее такие действия обязательно должны подтверждаться решением суда.

Срок во время которого исполняется заключительное решение суда опирающиеся на признании нормативного правового акта противоречащим Конституции, или же федеральным конституционным законам, просто законам в рамках федерации, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования устанавливается в два месяца, если иное не предусмотрено судебным решением.

Стоит помнить, что срок для исполнения решения суда о признании незаконными иных действий главы муниципального образования (местной администрации) не установлен законом, а это означает, что он определяется только судом. Однако глава местной администрации по-любому не может привлекаться к ответственности ранее месяца со дня вступления в силу решения суда.

Что касается муниципального образования, то в нем глава отстраняется от своей должности правовым актом высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Конкретный вид этого правового акта не установлен, но понятно, что у него нет нормативного характера. По аналогии с Законом о местном самоуправлении от 1995 года можно предположить, что глава образования в муниципальной сфере (местной администрации) должен отрешаться указом президента республики в составе РФ или постановлением главы иного субъекта РФ.

Закон 1995 г., в отличие от Закона о местном самоуправлении 2003 г. не рассматриваемые исключения для глав муниципальных образований – столиц и административных центров субъектов РФ.

Сам глава муниципального образования или же глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РФ опубликовался правовой акт свидетельствующий об отказе от должности, имеет полное право обжаловать этот акт в процессе судебного разъяснения в срок 10 дней с момента его официального опубликования. Суд в такой ситуации обязан рассмотреть жалобу,а после вынести решение не позднее срока 10 дней со дня ее подачи.

В конце концов органы и лица имеющие должность в местном самоуправлении отвечают перед государством в рамках закона о местном самоуправлении 2003 года в ситуации же противоречащего исполнения указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. При всем этом в свою очередь органы, а также лица при должности местного самоуправление обязаны принимать отдельные государственные полномочия в пределах муниципального образования на которое выделяются финансовые средства и материальные ресурсы.

Тем не менее конкретных видов ответственности за ненадлежащее осуществление отдельных государственных полномочий Законом о местном самоуправлении 2003 г. не установлено.

Бывают отдельные случаи, когда неисполнение отдельных полномочий государства по отношению к органам и должностным лицам местного самоуправления могут применяться санкции предусмотренные ст. 73 и 74 Закона о местном самоуправлении 2003 г. Помимо этого, в отдельных моментах к ним применяют меры, предусмотренные ст. 75 Закона о местном самоуправлении 2003 г.1.

Из вышеизложенного следует, что когда происходит передача полномочий связанных с государственной ответственностью во время предоставления субвенций местным бюджетным органам, происходит вовсе неправильная трата ресурсов, либо идет нарушение Конституции, федерального закона,иных нормативных правовых актов, которые подтверждаются в соответствии с судом, после их собственные полномочия могут быть временно переданы органам государственной власти субъектов РФ. Если это происходит, то принимается решение о временном осуществлении органами занимающиеся исполнительной властью субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления должно приниматься высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с одновременным изъятием соответствующих субвенций. Протест на такое решение можно подать только в судебном порядке. Суд обязуется разобраться с проблемой, а после вынесет вердикт, что важно не позднее срока 10 дней с момента подачи заявки.

Ну а что касается самих органов занимающихся местным самоуправление, то они не несут никакой ответственности за ненадлежащее исполнение государственных полномочий, переданных им с нарушением требований ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г.

Ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагопри­ятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отноше­нию к другом участникам правоотношений.

1. Ответственность перед населением. Пе­ред населением органы местного самоуправле­ния несут ответственность в результате утраты доверия.

В случае, если представительный орган ме­стного самоуправления утратил доверие, его депутаты могут быть отозваны в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов. Согласно действующим законам субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов инициативой отзыва облада­ют граждане, проживающие в границах соот­ветствующего избирательного округа.

Мерой ответственности перед населением выборных должностных лиц местного самоуправления является также отзыв. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об отзыве выборных должност­ных лиц местного самоуправления. Как уже ранее отмечалось, в ряде му­ниципальных образований по инициативе граждан был проведен отзыв выборных должностных лиц.

Порядок и условия ответственности органов местного самоуправле­ния и должностных лиц перед населением определены также уставами муниципальных образований. В основном, ответственность за утрату до­верия измеряется отзывом депутатов и выборных должностных лиц. Других мер ответственности перед населением законодательство не пре­дусматривает.

Для органа местного самоуправления существует в данном случае один вид ответственности - прекращение его деятельности.

Должностное лицо местного самоуправления может быть привлечено к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в зависимости от совершенного деяния. Отраслевые законы предусматри­вают составы должностных преступлений и меру их пресечения.

Федеральный закон, во избежание необоснованных претензий в адрес органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливает, что для определения вины органа местно­го самоуправления или должностного выборного лица законодательный орган субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд.

3. Ответственность перед физическими и юридическими лицами. на­ступает в результате их неправомерных действий или бездействия, причиняющих имущественный или иной ущерб другим субъектам пра­воотношений.

При этом следует заметить, что должностное лицо местного самоуправ­ления несет лишь уголовную, административную или дисциплинарную от­ветственность. Гражданско-правовую ответственность должностное лицо не несет, поскольку оно не является субъектом гражданского права. В слу­чае незаконных действий должностного лица местного самоуправления в сфере гражданского законодательства за причиненные им убытки несет ответственность орган местного самоуправления. Должно­стное лицо может быть привлечено к матери­альной ответственности.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Это оз­начает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. На них в полном объеме распространяются нормы гражданского и арбитражного законо­дательства.

Ущерб, нанесенный органами местного самоуправления юридичес­ким и физическим лицам, возмещается за счет местного бюджета или иного имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.




29. Полномочия местного самоуправления по планированию градостроительства и застройки иных видов поселении.

Глава 3, ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.

1. В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:

- принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, за исключением утверждения градостроительной документации, предусмотренной абзацем четвертым настоящего пункта, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий; -разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении; -организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований; -принятие решений об обеспечении потребностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности; -организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями;

-выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости; -разрешение споров в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции; -финансирование разработки и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, программ, проведения научно - исследовательских работ, а также разработки проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; -утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муниципальных образований; -информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, организация и проведение референдумов по вопросам в области градостроительства; -выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.

2. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области градостроительства устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований в области градостроительства определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

4. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, определяются в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи на основе законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

Понятие и виды ответственности органов местного самоуправления

Ответственность органов местного самоуправления – это применение в отношении органа или должностного лица системы публичного управления местного уровня мер государственного принуждения за нарушение законодательства.

Федеральным законодательством предусмотрены несколько видов юридической ответственности, к которой могут быть привлечены органы публичного управления местного уровня, если исполнение ими своих функций не соответствует требованиям закона или напрямую противоречит ему.

При этом необходимо отметить, что сам статус органов публичного управления и местного уровня определяют специфику института юридической ответственности в их отношении. Так, федеральным законодательством, устанавливающим общие принципы организации местных органов публичного управления, предусматривается, что органы местного самоуправления могут нести юридическую ответственность разных видов. В зависимости от пострадавшей от деятельности органов местного самоуправления стороны органы публичного управления местного уровня могут нести ответственность:

  • перед всем населением, проживающим на территории муниципалитета;
  • перед государством;
  • перед отдельными гражданами и их объединениями в форме юридического лица.

Ответственность органов местного самоуправления перед населением

Ответственность органов публичного управления местного уровня опосредует применение юридической ответственности выборного должностного системы местного самоуправления, которая носит характер политических санкций, следующих за прямое нарушение законодательства. Так, примером рассматриваемого вида ответственности органов местного самоуправления может быть применение к виновному института отзыва со службы в соответствии с процедурой, которая регламентируется уставом муниципалитета на основе положений федерального законодательства.

Процедура отзыва выборного должностного лица системы публичного управления местного уровня базируется на порядке, предусмотренном в федеральном законодательстве и принятых на его основе законах регионов, для организации и проведения референдума с некоторыми специфическими правилами. Так, отзыв должностного лица системы публичного управления местного уровня инициируется населением муниципалитета. Голосование по вопросу отзыва должностного лица системы публичного управления местного уровня проводится с учетом следующих основных норм и процедур:

Готовые работы на аналогичную тему

Ответственность органов местного самоуправления перед государством

Должностное лицо или орган системы публичного управления местного уровня могут быть привлечены к юридической ответственности перед государством в том случае, если суд установит, что орган или должностное лиц приняли нормативно-правовой акт, который противоречит положениям конституции, нормам федерального конституционного законодательства, региональным конституциям или региональному законодательству, а также основным правовым документам муниципалитета, и если в срок, установленный законом для исполнения решения суда, орган не предпринимал попыток в рамках предоставленной компетенции отменить незаконный нормативно-правовой акт или иным образом восстановить нарушенные актом права.

Для привлечения к ответственности высшее должностное лицо региона (либо руководитель высшего исполнительного регионального органа) при обнаружении факта неисполнения соответствующего судебного решения обращается в региональный парламент с предложением законопроекта, предусматривающего роспуск парламента местного уровня. С момента вступления в силу нового закона прекращается компетенция органа местного управления, допустившего рассматриваемое нарушение. Закон, предусматривающий роспуск парламента местного уровня, может быть обжалован в суд.

Ответственность органов местного самоуправления перед гражданами и их объединениями

Юридическая ответственность должностного лица или органа системы публичного управления местного уровня регламентируется гражданским законодательством и другими актами федерального законодательства. Противоправная деятельность органа или должностного лица системы публичного управления местного уровня, которая может предполагать, в частности, издание незаконного акта нормотворчества, может повлечь убытки для граждан и юридических лиц. Гражданское законодательство специально предусматривает институт возмещения органами публичного управления вреда, который причинен физическому или юридическому лицу.

Гражданским законодательством органы публичного управления трактуются как обычные субъекты гражданского оборота, что предполагает и привлечение их к имущественной ответственности на общих основаниях: вред причиненный деятельностью органов и должностных лиц системы управления местного уровня подлежит возмещению в полном объеме.

Что должна местная власть гражданам на своей территории? На что они имеют право, только потому, что живут здесь и сейчас? Абсолютное большинство жителей вспомнит про сосульки на крыше и скользкие тротуары зимой. Но это капля в море по сравнению с тем, на что горожане и сельчане действительно имеют право.

Муниципальные власти во всем мире занимаются вопросами местного значения. В нашей стране главный для местных чиновников закон - "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Общий перечень вопросов из федерального закона может быть дополнен законами субъекта федерации, на территории которого работает муниципалитет, уточнен самими депутатами и в окончательном виде прописывается в его уставе.

Фото: iStock

Устав принимается представительным органом муниципального уровня, а там, где его нет, сходом граждан. Жители - хозяева муниципалитета. А органы местного самоуправления и чиновники несут ответственность перед жителями в рамках федеральных и региональных законов, то есть везде по-разному.

Что бы четко понимать, почему власть обязана своим жителям, надо объяснить, как эта схема работает.

Зависимость муниципальных органов от жителей лучше всего видна в их правовом статусе. Муниципалитет, как форма осуществления жителями своей власти, действует "под свою ответственность". Государственная власть не несет ответственности за его действия и не должна им управлять.

Поэтому муниципалитет по статусу несколько похож на обычное юридическое лицо. С учредителями - в лице депутатов. И отвечает муниципалитет за свои ошибки, как и любое ООО, ограничено - в пределах своей "казны". Но вот "казна" - это не только деньги на счету или в сейфе. В казну входит все имущество муниципалитета, включая собственные здания и земли. Наполняется муниципальная казна от земельного налога, налога на имущество и, где он есть, торгового сбора. На муниципальный уровень могут быть спущены сверху некоторые функции государственной власти. Средства на исполнение этих функций выплатит вышестоящая власть.

Подводя итог можно сказать, что именно муниципалитеты отвечают за качество жизни населения в своих границах, за безопасность этой жизни. Отвечают за все, кроме борьбы с преступностью, в которой - даже в борьбе с терроризмом, муниципалитеты просто участвуют. Зато улицы, местные дороги, парки, муниципальные детские площадки, водоемы, пляжи, леса в своих границах, все коммунальные коммуникации, библиотеки, свои музеи и памятники, аварийно-спасательные службы, многое другое - это в муниципалитет.

Ребенок в Тюмени непосредственно от зубов бродячей собаки не пострадал, но иногда психологическая травма серьезнее укусов. Поэтому суды справедливо взыскали компенсацию причиненного ребенку вреда с муниципального образования.

И это общий принцип. Если гражданин пострадал, то компенсация за причиненный ему вред взыскивается с причинителя не глядя на лица. Отвечает и физическое лицо, и юридическое, и муниципалитет и государство российское. Причем без учета объема того, что было тем же субъектом ответственности сделано хорошо и правильно. С одной стороны это кажется несправедливым, толкает должностных лиц к бездеятельности, с другой - и пострадавший достоин справедливости. А чтобы не судиться и не прогореть, всем, кто способен причинить вред, надо страховаться, и потенциальным потерпевшим - тоже.

Разберемся как работает механизм ответственности муниципального образования за свои грехи.

Ответственность органов публичной власти, включая муниципальные, наступает в силу статьи 1069 Гражданского кодекса РФ. При этом противоправность выражается в незаконности собственных актов, в действиях причинивших вред, или даже в бездействии. Последнее мы и видим в случае с бродячей собакой.

Незаконность актов местной власти может выражаться, например, в заключении договора аренды на чужие земли, в незаконном отказе на законную просьбу жителя, безосновательном изъятии земельного участка для муниципальных нужд, незаконность действий - в демонтаже законно установленной вывески, ограничении допуска населения на тот или иной земельный участок общего пользования, незаконном фактическом использовании чужого частного земельного участка.

Незаконное бездействие встречается весьма часто. Нарушаются сроки выдачи индивидуальных нормативных актов, всевозможных разрешений, не ловят собак, не охраняют водоемы, на пляже отсутствует служба спасения - люди тонут, "недоремонт" дорог, и прочее. Ну и конечно, вред от упавших деревьев, наледи на проезжей части и тротуарах, сосулек… По сути любой виновный вред в ходе исполнения полномочий по решению задач местного значения, прописанных в уставе муниципального образования, который всегда можно увидеть на его сайте.

Кроме этого, ответственность местной власти может наступать после невыполнения ими условий договоров, которые заключают органы местного самоуправления в отношении муниципального имущества с гражданами и фирмами.

Нередко та или иная задача муниципалитета выполняется по договору подряда специализированной организацией. Персонал управы сам тротуары песком не посыпает. Зачастую есть конкретный исполнитель многих обязательных работ на "территории". В соответствии с подрядным договором исполнитель обычно несет и ответственность за причиненный вред в соответствии с "профилем" случившегося.

Но потерпевший гражданин обычно не знает таких подробностей. Поэтому можно рекомендовать, не вдаваясь в сложности сложившихся в районе правоотношений, подавать иск, вытекающий из вреда, полученного по всем "вопросам местного значения", непосредственно к муниципалитету. А в ходе суда всегда выяснится, кому в конкретном процессе придется заплатить потерпевшему. Если возникнет ошибка с ответчиком, его, как правило, уже в ходе судебного процесса можно заменить на надлежащее лицо. На то, на которое "переведет стрелки" представитель муниципалитета.

Иск подается в суд по месту нахождения муниципалитета с привлечением к процессу местных финансовых органов. Для выигрыша дела истец должен сам или с помощью суда получить доказательства наличия вреда, действия или бездействия муниципального органа, и обосновать причинную связь между доказанным противоправным поведением и наступившим вредом. Это бывает совсем не просто! Ответчик будет стараться показать свою непричастность к происшествию или доказывать, что вред причинен не по его вине. Моральный вред компенсируется муниципальным образованием только в случаях нарушения им личных неимущественных прав гражданина либо посягательств на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В первую очередь в случае вреда здоровью, доброму имени и тому подобное.

По закону освободить муниципалитет от ответственности могут "обстоятельства непреодолимой силы". Мы все знаем о наводнениях и ураганах.

Читайте также: