Определяет ли основания увольнения со службы в органах внутренних дел федеральный закон о полиции

Обновлено: 28.06.2024

Здравствуйте. Стаж в ОВД более 20 лет. Перед увольнением на пенсию прошла ВВК. По заключению- не годна. Онкологическое заболевание. Вопрос: как грамотно уйти на пенсию,чтобы получить выплаты и какие,собственно, выплаты мне положены?

Нина, добрый день!

Статья 82. Основания прекращения или расторжения контракта
3. Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел:
1) в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;
2) в связи с признанием сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

Основанием для увольнения является — по состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе; по болезни.

При увольнении по состоянию здоров Вам должны будут выплатить 7 месячных окладов. А так же квартальная премия пропорционально про­служенному времени, материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного со­держания в год (в случае ее неполучения в со­ответствующем году), единовременное денеж­ное вознаграждение по итогам календарного года пропорционально прослуженному време­ни.

Если болезнь предусматривает группу инвалидности, то так же Вам должны будут предоставить еще единовременную выплату, в зависимости от группы — от 500 000 до 1 500 000 рублей.

С Уважением, С.А. Шведов

Процедура же увольнения производится следующим образом:

Комиссия направляет сведения в кадровое подразделение по месту службы сотрудника. Сотрудники этого подразделения предварительно уточняют данные по выслуге и имеющимся льготам, касающимся начисления стажа.
Затем составляется письменное уведомление, которое под расписку вручается сотруднику. В этом документе даётся отсылка на медицинское заключение, служащее основанием для предстоящего увольнения. Бланк оформляется по форме, установленной в пятнадцатом приложении к Инструкции.
Если кадровое подразделение не может передать уведомление сотруднику по месту службы, документ отправляется заказным письмом по месту жительства или фактического нахождения (например, в профилактическом центре). Предварительно перед отсылкой составляется акт, в котором фиксируются причины пересылки по почте. Также акт составляется в случае отказа в подписании уведомления, полученном со стороны сотрудника.
Кроме того, проводится беседа, по результатам которой составляется лист (он позже подшивается в личное дело увольняемого). В ходе беседы руководство выясняет все вопросы, касающиеся льгот, материального обеспечения, наличия собственного жилья.
Также оговариваются размеры компенсационных выплат.
После чего издаётся приказ, с которым также знакомят сотрудника и он ставит на документе свою подпись. В этом документе даётся отсылка на законодательные нормы, указывается точная причина расторжения контракта (по состоянию здоровья) и даются реквизиты экспертного медицинского заключения.
Затем вносятся соответствующие записи в личное дело, хранящееся в отделе кадров, и трудовую книгу. В этих записях обязательно прописываются основания для расторжения контракта, даётся номер приказа и экспертного заключения, делается отсылка на законодательство.
В день увольнения, оговорённый в приказе, бывшему сотруднику выплачиваются все положенные пособия и компенсации. Выдаётся на руки заверенная копия приказа.
Под расписку вручается трудовая книга и военный билет.
Сотрудник обязан в двухнедельный срок обратиться в комиссариат, размещённый по месту жительства, имея на руках военный билет для постановки на воинский учёт. Если идёт речь о частичной утрате здоровья, позволяющей нести службу в рядах вооружённых сил, происходит зачисление в запас. При этом учитывается предельный возраст, указанный в ФЗ под номером 53. Если же предельный возраст уже достигнут либо была получена инвалидность (утрачена трудоспособность), производится отставка.

Обязательно добейтесь установление группы инвалидности связанной с полученным заболеванием при прохождением службы в органах МВД

Информация МВД России от 18 марта 2015 г. «Об актуальных изменениях в нормативно-правовом регулировании социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, получивших повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей”

Обзор документа
Сообщается, что с 24 февраля 2015 г. действуют поправки к Закону о полиции, касающиеся предоставления гарантий сотрудникам и возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
Напомним прежние правила. Если сотрудник полиции в связи с исполнением обязанностей получил увечье или иное повреждение здоровья, исключающие дальнейшее прохождение службы и повлекшие стойкую утрату трудоспособности, то ему выплачивается ежемесячная компенсация в размере утраченного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом пенсии по инвалидности.
Поправки предусматривают компенсацию при условии установления инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с прохождением службы в полиции. Размеры зависят от параметров довольствия с применением коэффициентов исходя из группы инвалидности (I — 1, II — 0,5, III — 0,3). Правила о вычете пенсии по инвалидности исключили.
Если размер компенсации, выплачиваемой сотруднику по действующим правилам, превысит тот, что исчислен по новым, то соответствующие суммы предоставляются в прежнем размере до возникновения права получить их в большем.
Отмечено, что новый механизм обладает рядом преимуществ. Например, сокращено число условий для назначения выплаты. По новым правилам основным является определение группы инвалидности.
Ранее необходимо было устанавливать стойкую утрату трудоспособности. Соответствующая процедура была определена только в 2013 г. Прежде утрата трудоспособности сотрудникам ОВД устанавливалась чаще в судебном порядке.
Еще одним из условий получения компенсации являлось получение пенсии по инвалидности, размер которой вычитается из утраченного денежного довольствия. Данные положения исключали возможность выплаты, если сотруднику была назначена пенсия за выслугу лет. Эта норма была признана неконституционной.
Отмечено, что вопросы предоставления соцгарантий сотрудникам ОВД, в т. ч. и по окончании прохождения службы, продолжают находится в зоне повышенного интереса как законодателей, так и правоприменителей.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

К сотрудникам органов внутренних дел выдвигаются особые требования ввиду важности и особенности их деятельности. На этих людей возлагается ответственность за безопасность россиян и общества в целом. Каждый полицейский должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, честность, ответственность. Поэтому увольнение сотрудника полиции происходит не в соответствии с Трудовым кодексом. Для этой категории госслужащих действует ФЗ № 342 от 30.11.2011, в том числе регламентирующий порядок увольнения.

На каком основании возможно увольнение из полиции

В стране наблюдается нехватка грамотных, ответственных и компетентных кадров. Учитывая этот факт, причины для увольнения из ОВД должны быть вескими.

Полицейский

Основания для прекращения службы перечислены в главе 12 упомянутого Федерального закона. Перечислим основные:

  1. Служащий написал рапорт по личной инициативе.
  2. Полицейский отработал необходимое количество лет и получил право на увольнение.
  3. Сотрудникам в звании генерала, генерал-полковника исполнилось 65 лет, генерал-лейтенанта, генерал-майора – 60 лет, полковника – 55 лет. Для прочих служащих органов МВД возрастное ограничение составляет 50 лет.
  4. Сотрудник допустил нарушение условий контракта.
  5. Полицейскому не удалось пройти аттестацию.
  6. Сотрудника отчислили из ВУЗа, призвали в ряды Вооруженных сил РФ.
  7. По медицинским показаниям – здоровье полицейского не соответствует установленным требованиям.
  8. Служащий полиции получил паспорт другого государства.
  9. Сотрудник ОВД оказался фигурантом в уголовном процессе.
  10. Полицейский нарушил действующее законодательство и был привлечен к уголовной ответственности.
  11. Утрата доверия.

Перечень не полный, но именно включенные в него причины являются наиболее распространенными и используются как основание, чтобы уволить из полиции сотрудника.

Какие выплаты положены

Когда происходит увольнение сотрудника полиции со стажем свыше 20 лет, ему выплачивают сумму в размере 7 окладов. Если у полицейского недостаточно выслуги лет, он все равно имеет право на материальную поддержку. В этом случае выплате подлежит сумма, равная 2 окладам. Это регламентируется положениями ст. 3 ФЗ-247 от 19.07.2011. Денежная поддержка не полагается служащим ОВД, уволенным по таким причинам (п. 8 упомянутой статьи):

  • несоблюдение правил трудового распорядка;
  • утрата доверия;
  • нарушение пунктов контракта;
  • за проступок, который задевает честь полицейского;
  • осуждение сотрудника по уголовной статье;
  • предоставление ложных сведений при поступлении на работу в органы внутренних дел.

Когда служащий, который уволился с полиции, имеет государственные награды, размер выплаты будет большим на один оклад.

Если сотрудник не заслужил права ухода на пенсию, в некоторых случаях он может рассчитывать на получение оклада в течение 12 месяцев. Это происходит при увольнении в следующих ситуациях:

  • по медицинским показаниям;
  • при наступлении предельного возраста для выхода на пенсию;
  • в случае сокращения штата;
  • при нарушении контракта руководством.

Кроме того, обязательной выплатой является сумма за неиспользованный отпуск.

Порядок увольнения

При прекращении службы в полиции по инициативе сотрудника тот пишет рапорт на имя руководителя. Документ пишется в свободном деловом стиле, собственноручно увольняемым. В нем необходимо указать причину ухода со службы, и она должна быть уважительная. Рапорт регистрируется, и с этой даты начинается процедура увольнения. Документ подается не позднее чем за 30 дней до даты ухода.

Непосредственный руководитель обязан написать на увольняемого подчиненного представление, в котором фиксирует:

  • основание увольнения;
  • сколько лет выслуги в ОВД;
  • на какие выплаты имеет право увольняемый сотрудник;
  • прочие сведения.

Если увольнение происходит по инициативе руководства ОВД, сотрудник должен быть письменно предупрежден об этом за 60 дней.

Увольняемый обязан вернуть в соответствующую структуру оружие, документы, имущество, закрепленные за ним. Кроме того, он должен сдать в кадровое подразделение удостоверение, жетон с личным кодом. В последний служебный день увольняемый получает расчет, все полагаемые ему выплаты, трудовую книжку, военный билет. Кроме того, на руки выдаются: копия приказа об увольнении, страховой документ, справка НДФЛ.

Процедура увольнения служащих органов внутренних дел отличается от той, которая применяется для иных трудящихся. Однако, полицейские обладают одинаковыми правами с другими гражданами РФ, что гарантировано Конституцией России. Поэтому, если возникают проблемы, связанные с незаконным увольнением, они могут добиваться справедливости через обращение в судебные инстанции или прокуратуру.

Собираюсь уволить из ОВД в связи с переводом в ФСКН указав в рапорте на увольнение (в связи с переводом в ФСКН без выплаты единовременного пособия на основании статьи 53 ФЗ № 86 от 30.06.2003). Кадровые работники поясняют, что такой приказ издать не имеют право так как в ФЗ-342 о прохождении службы в ОВД в ст.82 исчерпывающий перечень оснований для увольнения сотрудника ОВД. Правомерны ли мои требования? Спасибо!

Я сотрудник ОВД. Я оповестил руководство о своем увольнении за 14-дневный срок, согласно Трудовому Кодексу РФ. В законе о милиции указаны только основания для увольнения и нет конкретных сроков подачи заявления об увольнении. Однако мой руководитель сообщил мне, что придется задержаться на неопределенный срок после окончания 14-дневного срока, так как должен прийти приказ МВД о моем увольнении. Правомерны ли такие требования?

Сотрудник ОВД Пирожков приказом начальника ГУВД области был уволен из органов внутренних дел за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудника милиции.

Пирожков обратился в суд с заявлением о признании своего увольнения незаконным, так как трудовое законодательство не предусматривает подобного основания для увольнения.

Проанализируйте ситуацию с позиции действующего законодательства.

О каких правоотношениях идет речь в данном казусе?

Здравствуйте! Могут ли уволить из ОВД по отрицательным мотивам (служебное несоответствие) если сотрудник ОВД был отчислен из Центра правовой подготовки за несдачу итогового экзамена. Нарушений дисциплины не имеется, аттестацию на служебное соответствие не проводили. И будет ли в дальнейшем такое основание увольнения препятствием для службы в иных госорганах в дальнейшем.

Написал рапорт на отпуск с последующим увольнением. Поясните, как понимать значение п. 138 приказа МЧС России от 3.11.2011 №668 При увольнении из организаций МЧС России отпуск предоставляется на общих основаниях. За неспользованныйв году увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация. Также по желанию сотрудника предоставляется отпуск (ст. 46 Положения о службе в ОВД, ФЗ-342 от 30.11.2011, Может ли начальник не поставить резолюцию на рапорте. Или согласиться с рапортом в части увольнения и компенсации за отпуск. С какого момента наступает право на отпуск с последующим увольнением либо сотрудник будет уволен с выплатой компенсации. Нужен отпуск для общего стажа службы. Спасибо.

Сотрудник ОВД Пирожков приказом начальника ГУВД области был уволен из органов внутренних дел за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудника милиции.

Пирожков обратился в суд с заявлением о признании своего увольнения незаконным, так как трудовое законодательство не предусматривает подобного основания для увольнения.

Проанализируйте ситуацию с позиции действующего законодательства. О каких правоотношениях идет речь в данном казусе?

17 февраля 2012 года мною был написан рапорт об увольнении из ОВД по выслуге лет, дающей право на пенсию. До 09.06.2012 я находился в очередном и дополнительном отпуске за 2012 год, на больничном и в учебном отпуске. По выходу на работу 13.06.2012 года в Управлении кадров мне вручили Уведомление об увольнении из ОВД. Дословно: В соответствии со статьей 36, ч. 10 п. 3 ФЗ РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ О службе в ОВД РФ. Вы ставитесь в известность, что приказом начальника Управления от 08.06.2012 №. Вы выведены в в распоряжение Управления для проведения процедеры увольнения со службы в ОВД, по основаниям, статья 82 часть 2 п. 4 ФЗ РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии), на срок до 2-х месяцев. Знакомый юрист сказал, что на гражданке если в течении месяца после подачи заявления сотрудника не увольняют, и он не уведомляет о своем желании уволиться, то ренее написанный рапорт считается недействительным и сотрудник продолжает работать. А как у нас? Приказ о выводе за штат был издан на основании моего февральского рапорта. Так как все это дествие началось из-за попыток назначения на мою должность более лояльного начальству сотрудника, то 13.06 я узнал, что в кадрах уже есть представление к назначению, как мне объяснили чтобы тебе некуда было возвращаться, если что. Подскажите пожалуйста, есть ли выход и ЧТО ДЕЛАТЬ?

В сентябре 2013 года я был уволен с ОВД РФ с должности следователя, имел специальное звание юстиции. Основания для увольнения послужил тот факт, что в 2005 году в отношении меня было прекращено уголовное дело частного обвинения за примирением сторон. Считаю, что увольнение незаконно. На официальном сайте МВД России в разделе В помощь гражданину имеется информация ДГСК МВД России следующего содержания: сотрудники, в отношении которых прекращено уголовное преследование по не реабилитирующим основаниям ранее 1 января 2012 года, могут проходить службу в органах внутренних дел Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального звания внутренней службы и юстиции. Хотелось бы узнать Ваше мнение по данному факту! Спасибо!

Срочно нужна Ваша помощь по след. Ситуации:

Сотрудник ОВД, капитан милиции, в НЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ в гражданской форме, будучи лишенным права на управления транспортным средством был остановлен сотрудниками ДПС.

Ими было составлено два протокола:

1.За управление транспортным средством будучи лишенным водительских прав

2.За отказ от освидетельствования.

Освидетельствование он прошел, через полчаса. Тот факт, что он был трезв, подтверждает даже сам начальник РОВД и практически весь личный состав.

л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел)

готовится приказ на его увольнение по отрицательным мотивам.

Отказали даже в мотивировки: по собственному желанию.

Если возможно, прокомментируйте ситуацию, законно ли в данном случае увольнение.

ТО, что он несет ответственность за данное административное правонарушение это бесспорно. Но не является ли увольнение – в данном случае повторным наказанием?

И подпадает ли данное правонарушение по вышеназванные пункты ст. 58.

И к тому же: Почему увольняют без решения суда по факту административного правонарушения?

Сотрудник с положительными характеристиками не имеет взысканий и в данном случае не помогает даже ходатайство начальника РОВД.

В отношении сотрудника ОВД была проведена проверка по результатам которой его хотят уволить по пункту 22 статьи 82 ФЗ 342 утрата доверия. Сотрудник летом был отозван из отпуска и имеет неиспользованную часть отпуска. В день, когда сотрудника знакомили с результатом проверки, он взял несколько дней неиспользованной части отпуска. Имеет ли он право вообще брать отпуск? Сотрудник руководствуется пунктом 2 статьи 64 ФЗ 342 - Неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена сотруднику органов внутренних дел в удобное для него время в текущем году либо в течение следующего года. А кадровая служба говорит о пункте 11 статьи 56 ФЗ 342 - Сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2 либо пунктом 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска. В этом пункте про увольнение по п.22 статьи 82 ничего не сказано, значит отпуск брать он не может. Кто в этой ситуации прав? Спасибо.

Я был сатрудником Департамента охраны МВД РБ. 28 октября 2009 года за оставление маршрута патрулирования мне был объявлен строгий выговор. В дальнейшем на основании заключения восьмого управления ГУСБ МВД РБ (причастие к преступлению) пункт приказа о привлечении меня к дисциплинарной ответственности был отменен и я был уволен из ОВД по подпункту 154.15 пункта 154 Положения о прохождении службы в ОВД (в связи с совершением проступков, дискредитирующих звание сотрудника ОВД. Материалы проверки в отношении меня были направлены в прокуратуру. 10 декабря 2009 года в отношении меня в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием в деянии состава преступления. После получения ответа из прокуратуры 01 марта 2010 года я обратился 5 марта 2010 года с заявлением в Департамент охраны о восстановлении на службе. В место того чтобы восстановить меня на службе, так как оснований для увольнения нет (посстоновление прокуратуры) они вносят изменение.6 апреля 2010 года был заменен подпункт 154.15 на подпункт 154.13 (за нарушение служебной дисциплины). (за это нарушение мне первоначально был объявлен строгий выговор)

В настоящий момент в ОВД увольняют сотрудников, которые не столько плохо работают, сколько стали чем-то не угодны начальству. Ищут повод и, поскольку в нашей работе его найти не сложно, назначают служебную проверку, по результатам которой, выносится решение НЕ СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ. На этом основании, сотрудник выводится на аттестацию, по результатам которой увольняют. На должность уволенного сотрудника, сразу же принимается другой, чтобы уволенный не восстановился. При этом документация для аттестации составляется с нарушением (составляет начальник не проработавший с сотрудником 6 мес., не предупреждают за 2 недели о проведении аттестации, не составляется перечень вопросов. ) Возможно ли восстановиться на работе после увольнения по результатам аттестации, если должность, которую занимал уволенный работник уже занята? Как в таком случае отстоять свои права?

Прекращение службы в органах внутренних дел.

Статья 58. Основания для увольнения из органов внутренних дел м) в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

Вопрос-- если обвиняемый (сотрудник ОВД) по статья 116 часть 1 разрешилось все с примирением сторон в мировом суде, то уволить и органов не имеют права?

Находилась на больничном 4 месяца по травме плечевого сустава, после чего врачи назвали травму--частичное повреждение сухожилия надостной мышцы--заболеванием и выписали на службу. По решению начальника ОВД прошла ВВК, заключение было обжаловано в ЦВВК г.Москва, признали необоснованным. После ухудшения состояния через 2,5 месяца вновь больничный-операция в Главном клиническом госпитале МВД РФ, и нахождение на больничном еще 7 месяцев, в общей сложности 11 месяцев. Факт травмы был сокрыт сначала медиками, а потом кадровиками. Направление на ВВК для определения степени тяжести травмы не выдавалось и освидетельствование не проводилось. В августе 2015 года уволили со службы в ОВД по достижению предельного возраста, без прохождения ВВК. Несмотря на то, что в соответствии с п.11 Порядка представления к увольнению, утвержденного Приказом МВД РФ № 1065 от 30.11.2012 г., сотруднику, подлежащему увольнению по достижении предельного возраста в обязательном порядке выдается направление на ВВК, копия аттестационного листа и разъясняется право на заключение нового контракта. Как восстановить нарушенное право на увольнение по другому основанию--по состоянию здоровья. Функции плечевого сустава в настоящее время значительно нарушены.

У меня возникла неразрешимая проблема, от кото-рой зависит дальнейшее мое пребывание на службе. Я работаю в отделе кад-ров МЧС одного из субъектов России и имею специальное звание внутрен-ней службы.

8 апреля 2004 года Правительство субъекта РФ издало Постановление об реорганизации МЧС субъекта путем выделения пожарных частей и пере-даче их в муниципальные образования. На основе этого был издан приказ МЧС от 15.04.2004 г. о создании рабочей группы, предупреждении всех со-трудников и работников посписочно (свыше 500 человек) о возможном пред-стоящем увольнении. На основе этого приказа всем под роспись были розда-ны уведомления о предстоящем увольнении с 15 июля (за основу взят бланк уведомления о предстоящем увольнении из Инструкции о применении По-ложения о службе в ОВД РФ, утвержденной Приказом МВД России от 14 де-кабря 1999 года № 1038) с росписью Министра и юриста.

Утром 11 июня уволенному сотруднику была выдана трудовая книжка. Вечером того же дня Министр решил изменить свое решение. Рапорт со-трудника был уничтожен (копии рапорта не осталось и рапорт не был зареги-стрирован), и дал указание об отмене ранее изданного приказа мотивируя это тем, что должность, на которой находился увольняемый сотрудник, еще не сокращена, и увольнять сотрудника по сокращению штатов нет оснований.

16 июня мне было дано указание до 13.00 часов забрать у уволенного сотрудника трудовую книжку. Также было дано указание доставить к утру 17 июня к Министру новый рапорт об увольнении. Уволенный сотрудник от на-писании нового рапорта отказался и требует передать необходимые докумен-ты в пенсионный отдел для оформления пенсии и выдаче ему всех необхо-димых выплат, иначе он обратится в суд.

Я считаю что мной все было сделано правильно и взыскание мне было вынесено незаконно.

Подскажите, правильно ли я считаю и как мне поступить в данной си-туации, чтобы доказать свою правоту и аннулировать взыскание.

Ни для кого не секрет, что государственная служба предполагает особую процедуру принятия на службу и, соответственно, освобождения от нее.

Стоит отметить, что служба в правоохранительной системе требует стойкости как психологического, так и физического типа, поскольку подразумевает под собой обеспечение правопорядка, надзора за его соблюдением, что не может идти вразрез с более сложными условиями службы и, как следствие, дополнительным финансовым обеспечением со стороны государства.

Между тем, для того чтобы сотрудник был обеспечен указанным дополнительным финансовым стимулом и иными социальными гарантиями, государство предусмотрело определенный порядок прохождения службы, при нарушении которого уволенные сотрудники лишаются всех или части предусмотренных законом гарантий.

Для начала рассмотрим, каким образом возможно прекращение служебного контракта и какие последствия за этим следуют, на примере сотрудников полиции. Отметим, что в целом данные последствия примерно одинаковы для всей правоохранительной системы.

Объективно понятно, что расторжение контракта может быть либо по инициативе сотрудника, либо по инициативе федерального правоохранительного органа, при этом расторжение может быть как с правом выхода на пенсию, т.е. по достижении определенной выслуги лет, так и без права на пенсию, т.е. досрочно.

Если с социальным обеспечением сотрудников, уволенных из правоохранительных органов с правом на пенсию все определено, то вот для сотрудников прослуживших в правоохранительных органах менее 20 лет, для получения соответствующих гарантий имеет огромное значение основание расторжения служебного контракта.

Сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию.

Стоит отметить, что единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел:

— в связи с грубым нарушением служебной дисциплины;

— в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

— в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

— в связи с нарушением условий контракта сотрудником;

— в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

— в связи с утратой доверия;

— в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу;

— в связи с осуждением сотрудника за преступление;

— в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

— в связи с нарушением сотрудником обязательных правил при заключении контракта.

Гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию, проходившим службу в органах внутренних дел и имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае увольнения:

— по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел;

— по состоянию здоровья;

— в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, либо невозможностью перевода или отказа сотрудника от перевода на иную должность;

— в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем;

В случае повышения (индексации) окладов по специальным званиям в течение годичного срока выплаты соответственно увеличивается ее размер.

Судебная практика показывает, что досрочное увольнение в основном происходит в следующих ситуациях: увольнение из МВД по выслуге лет; увольнение по отрицательным мотивам; по сокращению штатов; по состоянию здоровья.

Суд встает на сторону работника, если доказано, что на него производилось давление или начальство не произвело соответствующего расчета.

Между тем, интересным представляются судебные споры сотрудников, связанные с досрочным увольнением именно по состоянию здоровья, поскольку в данном случае имеет важное значение возможность дальнейшего прохождения службы в правоохранительных органах.

Так, в одном из судебных споров суды всех инстанций встали на сторону сотрудника, которому было отказано в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб.

Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении и толковании норм материального права к спорным отношениям и своим определением от 30 марта 2015 г. N 12-КГ14-8, отменила судебные акты и отказала бывшему сотруднику в выплате единовременного пособия.

Подобные судебные акты, когда сотрудники необоснованно лишались единовременных выплат, суды продолжали принимать вплоть до принятия Конституционным судом постановления № 3-П от 01 марта 2017 года.

В данном споре все суды, в том числе и Верховый суд РФ, встали на сторону Министерства внутренних дел РФ, сославшись на то, что при досрочном увольнении не любое состояние здоровья влечет единовременную выплату в размере 2 млн руб.

Конституционный суд указал, что с учетом универсальности конституционного принципа равенства все сотрудники органов внутренних дел, признанные ограниченно годными к прохождению службы, должны быть поставлены в равные условия.

Другими словами, суд разъяснил, что тем, кто уволился добровольно со службы по состоянию здоровья, и тем, у кого права выбора не было, необходимо предоставить одни и те же гарантии. При этом, по мнению Конституционного суда, федеральный законодатель имеет право дифференцировать размер такого пособия в зависимости от степени полученного полицейским увечья и степени утраты им способности к прохождению службы в ОВД.

Отменяя все судебные акты, Конституционный суд заключил, что оспариваемая заявителями норма не противоречит Конституции РФ, поскольку не препятствует выплате единовременного пособия сотруднику органов внутренних дел, получившему травму на службе и уволенному по состоянию здоровья при отсутствии возможности перемещения по службе. Исключение составляют случаи, когда увольнению предшествовал отказ сотрудника от перевода на другую должность, подходящую ему по состоянию здоровья.

Таким образом, Конституционный суд восстановил нарушенный баланс между интересами государства и сотрудников правоохранительных органов, которые пострадали на службе.

Порядок представления сотрудников к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 1);

Порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (приложение N 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2020.

к приказу Минюста России

от 19 декабря 2019 г. N 295

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ К УВОЛЬНЕНИЮ СО СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Порядок определяет процедуру представления сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - органы принудительного исполнения)

2. Сотрудник увольняется со службы в органах принудительного исполнения в связи прекращением или расторжением контракта.

При наличии одновременно нескольких оснований для прекращения или расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах принудительного исполнения, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11 и 13 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 статьи 80 Федерального закона, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника согласно поданному им рапорту.

4. Увольнение сотрудников, зачисленных в распоряжение органа принудительного исполнения, производится руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем.

5. Сотрудники, увольняемые со службы в органах принудительного исполнения, обязаны сдать закрепленное за ними оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение органа принудительного исполнения, служебное удостоверение и жетон с личным номером - в кадровое подразделение органа принудительного исполнения (далее - кадровое подразделение).

6. Прекращение или расторжение контракта и увольнение со службы в органах принудительного исполнения оформляются приказом.

7. Кадровое подразделение в последний день службы сотрудника:

знакомит под расписку сотрудника с приказом или выпиской из приказа об увольнении. В случае если в последний день службы сотрудник не ознакомлен с приказом или с выпиской из приказа об увольнении по причинам, не зависящим от действий руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя и кадрового подразделения, по месту жительства (месту пребывания) сотрудника, указанному в его личном деле, заказным письмом с уведомлением о вручении направляется копия приказа или выписка из приказа об увольнении;

выдает сотруднику под подпись заполненную трудовую книжку. В случае если в последний день службы сотрудником не получена на руки трудовая книжка по причинам, не зависящим от действий уполномоченного руководителя и кадрового подразделения, - на следующий рабочий день направляет уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте.

8. Финансовое подразделение органа принудительного исполнения производит с сотрудником окончательный расчет.

9. Прекращение службы в органах принудительного исполнения по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 78 Федерального закона, оформляется приказом о прекращении службы в органах принудительного исполнения в связи с гибелью (смертью) сотрудника, признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Основанием для издания приказа является свидетельство о смерти или вступившее в законную силу решение суда о признании сотрудника безвестно отсутствующим либо об объявлении его умершим.

10. В случае гибели (смерти) сотрудника, признания его безвестно отсутствующим и (или) объявления умершим кадровым подразделением оформляется заключение, содержащее сведения о членах семьи сотрудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 6 статьи 88 Федерального закона.

11. Приказ о прекращении службы в органах принудительного исполнения в связи с гибелью (смертью) сотрудника, признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим издается руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем.

12. Документы, связанные с увольнением сотрудника либо прекращением службы в органах принудительного исполнения по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом, приобщаются к личному делу сотрудника.

к приказу Минюста России

от 19 декабря 2019 г. N 295

ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ

ИЛИ РАСТОРЖЕНИЕМ КОНТРАКТА, УВОЛЬНЕНИЕМ СО СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Порядок определяет процедуру оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - контракт, органы принудительного исполнения соответственно) и исключением из реестра сотрудников.

2. До увольнения сотрудника кадровое подразделение органа принудительного исполнения (далее - кадровое подразделение) с участием непосредственного руководителя сотрудника готовит представление к увольнению со службы в органах принудительного исполнения (далее - представление к увольнению) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку).

3. Представление к увольнению согласовывается с руководителем подразделения, в котором проходит службу сотрудник, и доводится до сведения сотрудника под подпись. В случае отказа сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению составляется акт об отказе сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

4. При составлении представления к увольнению кадровым подразделением уточняются и подтверждаются периоды (время), подлежащие зачету в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии в календарном и льготном исчислении и выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника.

5. Представление к увольнению с документами, послужившими основанием для его подготовки, направляется руководителю федерального органа принудительного исполнения или уполномоченному руководителю для принятия соответствующего решения.

6. Сотрудникам, увольняемым со службы в органах принудительного исполнения, соответствующим кадровым подразделением заблаговременно вручается уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - уведомление) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).

Сотрудникам, увольняемым со службы в органах принудительного исполнения, уведомление вручается:

не позднее двух недель до дня расторжения контракта и увольнения - при увольнении по основаниям, предусмотренным пунктами 5 и 11 части 2 статьи 80 Федерального закона;

не позднее семи рабочих дней до истечения срока действия срочного контракта - при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 80 Федерального закона.

7. Уведомление составляется в двух экземплярах, с каждым из которых сотрудник знакомится и указывает дату. Один экземпляр передается сотруднику, другой - хранится в его личном деле. В случае отказа сотрудника от получения уведомления сотрудником кадрового подразделения или иным сотрудником по решению руководителя кадрового подразделения составляется акт об отказе от получения уведомления о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).

8. При отсутствии возможности вручения сотруднику, подлежащему увольнению, уведомления по месту службы оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту жительства (месту пребывания) сотрудника, указанному в личном деле.

Читайте также: