Определите кому полагается дополнительное премирование за возврат электроэнергии в контактную сеть

Обновлено: 02.07.2024

1. Характеристика потребителей

К данной группе относятся следующие потребители:

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели:

- сетевые организации, приобретающие электроэнергию для собственных (хозяйственных) нужд;

- энергосбытовые организации (гарантирующие поставщики), приобретающие электроэнергию для собственных (хозяйственных) нужд.

2. Физические лица:

2.1. Физические лица, использующие жилые помещения не для бытовых нужд*, в том числе:

- нотариусы, адвокаты, врачи и т.д., использующие принадлежащие им жилые помещения для осуществления своей профессиональной деятельности;

- физические лица, использующие гаражи, жилые дома для осуществления предпринимательской деятельности и т.д.

2.2. Физические лица, владеющие объектами производственного назначения (объекты, не предназначенные для проживания).

* Бытовые нужды – это личные, семейные, домашние и иные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.


2. Перечень документов, предоставляемых потребителем при подаче заявления о заключении договора


3. Типы договоров, доступные для заключения для данной группы потребителей

- Договор купли-продажи с потребителем, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 670 кВт;

- Договор купли-продажи с потребителем, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет не менее 670 кВт;

- Договор энергоснабжения максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 670 кВт;

- Договор энергоснабжения, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет не менее 670 кВт;

- Государственный (муниципальный) контракт для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 670 кВт;

- Государственный (муниципальный) контракт, для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет не менее 670 кВт;


4. Ценовая категория потребителя

Юридическим лицам электроэнергия поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам. Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1179 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Согласно пункту 86 Основных положений предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (ПУНЦ) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по шести ценовым категориям (ЦК), одну из которых потребитель вправе выбрать.

Порядок выбора ценовой категории

1. В течение месяца с даты утверждения тарифа на услуги по передаче потребитель выбирает категорию путем направления уведомления о выборе ЦК.

2. Обязательное условие расчетов по выбранной ценовой категории – соответствие приборов учета выбранной ценовой категории.

3. После направления уведомления о выборе ценовой категории на регулируемый период фиксируется выбранный вариант тарифа на услуги по передаче электрической энергии, и изменение ценовой категории возможно только в рамках выбранного тарифа на услуги по передаче электрической энергии:

- если была выбрана 1, 2, 3 или 5 ЦК, то изменение возможно только в рамках этих ценовых категорий (одноставочный тариф на услуги по передаче);

- если была выбрана 4 или 6 ЦК, то изменение возможно только в рамках этих ценовых категорий (двуставочный тариф на услуги по передаче);

Изменение тарифа на услуги по передаче в течение регулируемого периода невозможно в соответствии с п. 97 Основных положений.

4. Изменение ЦК производится путем направления уведомления гарантирующему за 10 рабочих дней до начала расчетного периода.

5. Расчеты с потребителем, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 670 кВт, по первой ценовой категории (вне зависимости от выбранной ценовой категории) производятся в случаях:

- отсутствия уведомления о выборе ценовой категории;

- возникновения обстоятельств, при которых прибор учета не позволяет получать данные о потреблении электроэнергии в соответствии с выбранной ценовой категорией, в том числе в случае установления факта безучетного потребления, вплоть до устранения данных обстоятельств;

- отсутствия данных о показаниях приборов учета;

- непредставления всех необходимых для расчета по договору технических документов или невыполнения условий для расчетов по выбранной ЦК.

Особенности выбора ценовой категории для отдельных групп потребителей:

Тип потребителя

Разрешенные для выбора ЦК

В случае отсутствия уведомления о выборе ЦК

Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт

3 ЦК – если ранее применялся одноставочный тариф на услуги по передаче (ранее была 3 или 5 ЦК)

4 ЦК – если ранее применялся двуставочный тариф на слуги по передаче (ранее была 4 или 6 ЦК)

Потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены (в т.ч. опосредованно) к объектам электросетевого хозяйства, входящим в ЕНЭС

3 ЦК – если ранее применялся одноставочный тариф на услуги по передаче (ранее была 3 или 5 ЦК)

4 ЦК – если ранее применялся двуставочный тариф на слуги по передаче (ранее была 4 или 6 ЦК)


5. Составляющие предельных уровней нерегулируемых цен в зависимости от ценовой категории

Предельные уровни нерегулируемых цен формируются из следующих составляющих:

1. средневзвешенной цены покупки электрической энергии и мощности на оптовом рынке;

2. тарифа на услуги по передаче электрической энергии;

3. инфраструктурных платежей;

4. сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Структура и подробные характеристики каждой из составляющих ПУНЦ в зависимости от ценовой категории представлены в виде таблицы. Помимо этого ПУНЦ дифференцируются:

1. По уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии – ВН, СН1, СН2 ГН, НН;


6. Порядок и условия внесения платежей

Цена единицы электрической энергии (мощности), в том числе услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса продажи электрической энергии, а также итоговая стоимость за расчетный период определяются в соответствии с выбранной ценовой категорией и действующим законодательством. Расчет стоимости электрической энергии (мощности) и платежи по договору производятся в рублях Российской Федерации.

Согласно п. 82 Основных положений для потребителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предусмотрен следующий порядок оплаты электрической энергии:

1. до 10-го числа текущего месяца – предварительный платеж в размере 30% от стоимости электроэнергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки;

2. до 25-го числа текущего месяца - предварительный платеж в размере 40% от стоимости электроэнергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки;

Существует два способа расчетов за поставленную электрическую энергию:

1. Путем перечисления потребителем денежных средств на расчетный счет поставщика. Реквизиты для оплаты указаны в платежных документах и на сайте гарантирующего поставщика. Потребитель обязан указать в платежных документах основание платежа, сумму платежа, в т.ч. сумму НДС, а также номер договора.

Сроком исполнения обязательств по оплате в обоих случаях считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет поставщика.В случае задержки перевода средств по вине банка потребителя, последний предъявляет претензии к банку самостоятельно.

Обнаружение ошибок в платежных документах не освобождает потребителя от обязанности оплатить платежный документ в неоспариваемом объеме.


Обратите внимание!

1. Отношения между сторонами регулируются нормами действующего Гражданского Кодекса РФ и специальных правил (пункт 3 статьи 539, пункт 1 статьи 2 ГК РФ), которые не предусматривают обязанность продавца выставлять покупателю счета, счета-фактуры и акты приема – передачи на поставку электрической энергии:

- Счет-фактура является основанием для предъявления НДС к вычету по статье 169 Налогового кодекса РФ. Покупатель не вправе требовать исполнения предусмотренной НК РФ обязанности налогоплательщика перед налоговым органом, поскольку применение к гражданским правоотношениям норм налогового законодательства неправомерно.

- Акт приема-передачи не является обязательным документом согласно статье 539 ГК РФ.

- Согласно письму Министерства финансов РФ № 02-03-07/1970 от 09.04.2009 г. в настоящее время нормативными правовыми актами РФ не установлена единая форма счета.

- Исходя из совокупности статей 539 и 544 ГК РФ, обязанность оплаты потребленной электроэнергии не связана с фактом получения потребителем счетов или счетов-фактур. Основным критерием для этого является факт подачи электрической энергии.

Таким образом, поскольку у гарантирующего поставщика отсутствует гражданско-правовая обязанность выставлять счета, счета-фактуры и акты приема- передачи на поставку электрической энергии, соответственно у потребителя нет права требовать их получения как одного из элементов обязательства. Оплата должна производиться потребителем самостоятельно в установленные сроки.

2. В соответствии с п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения, гарантирующий поставщик вправе инициировать ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа.

Напоминаем, что в соответствии с абзацем 4 п. 22 Правил полного и (или) частичного ограничения отказ потребителя от признания задолженности или указанного в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления.


7. Порядок определения объема потребления электроэнергии

Объемы потребления электрической энергии определяются двумя основными способами :

1. по показаниям приборов учета;

2. с использованием расчетных способов.

Показания приборов учета снимаются и удостоверяются сетевой организацией в следующие значимые периоды исполнения договора:

- начало действия договора;

- прекращение применения расчетных способов и возобновление расчетов по показаниям приборов учета.

Показания приборов учета оформляются по форме приложения 4 или 4а (для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт).

Объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды

В тех случаях, когда объект энергоснабжения потребителя расположен в многоквартирном жилом доме (так называемые нежилые помещения в жилых домах), потребитель несет обязанность по участию в расходах на оплату коммунальной услуги электроснабжения, предоставленной на общедомовые нужды. Это определяется статьей 158 ЖК РФ, а также п. 18 из Правил предоставления коммунальных услуг.

- нежилое помещение находится в многоквартирном доме;

- в многоквартирном доме собственниками помещений выбран непосредственный способ управления;

- в многоквартирном жилом доме не выбран способ управления или договор с управляющей организации расторгнут (прекратил свое действие).

Объем электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, определяется в порядке указанном в Приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.


8. Порядок и условия приема показаний приборов учета

1. Порядок предоставления показаний расчетных приборов учета можно скачать по ссылке.

Согласно п. 161 Основных положений снятие показаний расчетных приборов учета должно осуществляться по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также дня, следующего за датой расторжения (заключения) договора, если договором не установлены иные время и дата снятия показаний расчетных приборов учета.

Снятые показания расчетных приборов учета потребитель сообщает гарантирующему поставщику с использованием телефонной связи, электронной почты или иным способом, позволяющим подтвердить факт получения. Также снятые показания расчетных приборов учета потребитель передает гарантирующему поставщику в виде акта снятия показаний расчетных приборов учета (в письменной форме) в течение 3 рабочих дней.

На основании п. 169 Основных положений проверка правильности снятия показания расчетных приборов учета осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

2.Предоставление показаний контрольных приборов учета:

Показания контрольного прибора учета, когда он не используется в качестве расчетного прибора учета, снимает лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета. Эти показания передаются по запросу гарантирующего поставщика в течение 2 рабочих дней со дня получения такого запроса, если иной срок их передачи не установлен договором.

Потребитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, обязан:

- Вести журнал учета снятия показаний данного ПУ.

Потребитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, обязан:

- вести учет и хранение снятых показаний в формате MS Excel, если контрольный прибор учета позволяет измерять почасовые объемы потребления электрической энергии;

- вести журнал учета снятия показаний контрольного ПУ, если контрольный прибор учета является интегральным. При этом почасовые объемы потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки определяются исходя из показаний указанного контрольного прибора учета расчетным методом, в соответствии с действующим законодательством.

3. Последствия непередачи показаний:

Последствия непередачи показаний ПУ

Норма, регулирующая наступление данных последствий

Порядок расчета при отсутствии показаний

Период расчета с использованием расчетных способов

Примечание

Непередача показаний расчетных приборов учета, в том числе при отсутствии акта снятия показаний расчетного прибора учета, ведет к определению объемов фактически потребленной электроэнергии с использованием расчетных способов согласно п. 4.2.2 договора

п. 166 Основных положений

1,2 расчетный период – 1-й расчетный способ

3 расчетный период и далее – 2 или 3 расчетный способ

До возобновления расчета по показаниям прибора учета

Возобновление расчетов по показаниям приборов учета производится после осмотра прибора учета и составления акта осмотра прибора учета с указанием начальных показаний на момент составления акта, с которых возобновится расчет

В соответствии с п. 166 Основных положений предусмотрен порядок определения объема потребления электрической энергии (мощности) в случае непредоставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета:

- для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года. При отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года расход определяется на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

- для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям. Для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Непредставление потребителем показаний расчетного прибора учета более 2 расчетных периодов подряд является основанием для проведения внеплановой проверки такого прибора учета.

IV. Порядок осуществления расчетов

за электрическую энергию (мощность), в том числе

при продаже по нерегулируемым ценам

78. Расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что:

стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии.

В стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) потребителям (покупателям), учитывается оплата расходов гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) по оплате услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых такому гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае его соответствия критериям отнесения к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Оплата услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых потребителям (покупателям), отвечающим критериям, определенным Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 114, осуществляется этими потребителями (покупателями) в соответствии с условиями договора, заключенного ими с указанным субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

(см. текст в предыдущей редакции)

79. Расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц.

80. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, заключивших договор энергоснабжения с этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), рассчитывает и в информационных целях указывает в счетах для оплаты электрической энергии (мощности) отдельной строкой величину резервируемой максимальной мощности, определяемую в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 N 2319)

(см. текст в предыдущей редакции)

81. Граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.

Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

82. Если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

В случае если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается гарантирующим поставщиком с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в нем предусматривается условие о предварительной оплате 50 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 1-го числа этого месяца, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Соглашением между гарантирующим поставщиком и приобретающей у него электрическую энергию энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией указанное условие может быть заменено полностью или частично условием о предоставлении гарантирующему поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате по договору.

83. Для определения размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику потребителем (покупателем) в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется:

на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, - исходя из нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен;

на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, - исходя из регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации регулируемых цен;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)

(см. текст в предыдущей редакции)

в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, - исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для категорий потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)

В случае выставления счета для оплаты электрической энергии (мощности) до определения цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для определения размера платежей на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, используется цена на электрическую энергию (мощность) за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована для соответствующей ценовой категории, при этом указанная цена должна быть проиндексирована в соответствии с изменением тарифа на услуги по передаче электрической энергии, если такое изменение имело место.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) для применения пункта 82 настоящего документа принимается равным определяемому в соответствии с разделом X настоящего документа объему потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период. В случае отсутствия указанных данных подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - максимальная мощность), и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824.

84. Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.

Стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы третий - пятнадцатый утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 07.07.2017 N 810.

(см. текст в предыдущей редакции)

Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.

Стоимость объема безучетного потребления по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с настоящим документом за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями договора.

Стоимость объема бездоговорного потребления и стоимость объема безучетного потребления в отношении потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей определяются исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей и применяемых для расчетного периода, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

В случае если проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках (дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках), считается отозванным по основаниям, предусмотренным абзацем шестым пункта 19(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из увеличенной в 2 раза цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 N 403)

сумму задолженности потребителя (покупателя) по договору, о расторжении или изменении которого указано в уведомлении потребителя (покупателя), на дату получения уведомления (при ее наличии);

стоимость электрической энергии (мощности), рассчитанную исходя из объема, который прогнозируется к потреблению по договору до заявляемой потребителем (покупателем) в уведомлении даты его расторжения или изменения, и нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период (для территорий субъектов Российской Федерации, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, - исходя из утвержденных регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность)). Используемый при расчете стоимости электрической энергии (мощности) объем в случае расторжения договора определяется исходя из среднесуточного объема потребления электрической энергии (мощности) за предыдущий расчетный период, а в случае изменения договора - исходя из объемов, на которые будет уменьшена покупка электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика, указанных в представленной потребителем (покупателем) гарантирующему поставщику в соответствии с пунктом 50 настоящего документа выписке из договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности);

абзацы четвертый - седьмой утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 21.07.2017 N 863.

(см. текст в предыдущей редакции)

При получении энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией уведомления потребителя (покупателя) о намерении отказаться от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) полностью (далее - уведомление о расторжении договора), эта организация в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления, если меньший срок не установлен соглашением сторон, обязана передать потребителю (покупателю) счет, включающий в себя положения, предусмотренные абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

Выставленный гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в соответствии с настоящим пунктом счет должен быть оплачен потребителем (покупателем) не позднее чем за 10 рабочих дней до заявленной им даты расторжения или изменения договора.

При наличии сумм, излишне внесенных потребителем (покупателем) в счет оплаты электрической энергии (мощности), гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) направляет потребителю (покупателю) соответствующее извещение в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о расторжении или изменении договора от потребителя (покупателя).

Для осуществления окончательных расчетов за электрическую энергию (мощность) лицо, уполномоченное в соответствии с разделом X настоящего документа на совершение указанных действий, обязано обеспечить предоставление гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) показания приборов учета, используемых для расчетов по договору, на дату расторжения или изменения договора.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554)

(см. текст в предыдущей редакции)

Окончательные расчеты за электрическую энергию (мощность) должны быть произведены сторонами договора в сроки, предусмотренные настоящим документом, после определения за соответствующий расчетный период в соответствии с настоящим документом предельных уровней нерегулируемых цен для потребителей (покупателей) розничных рынков, функционирующих на территориях ценовых зон, и регулируемых цен, рассчитанных в соответствии с разделом XII настоящего документа в отношении потребителей (покупателей) на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и определенных в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике регулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Единовременная премия — это разовая выплата, связанная с достижением определенного результата трудовой деятельности или приуроченная к конкретному событию. Она бывает производственная и непроизводственная.

Понятие единовременной премиальной выплаты

Порядок и условия, по которым осуществляется выплата премии сотрудникам, зафиксированы в локальных нормативных актах (ЛНА). Вознаграждение выплачивают за успешный труд, по итогам работы и прочим производственным основаниям. Обычно такие выплаты периодические: поквартальные, помесячные и т. д. Но если произошло знаменательное событие, например досрочно завершен важный проект, премиальные начисляются разово.

Бывают основания непроизводственные — юбилеи, праздничные даты. Денежные поощрения тоже выплачивают конкретно к произошедшему случаю. Таким образом, разовая премия приурочивается как к производственным, так и к не производственным событиям и имеет разовый характер. Четкой системы премирования в законе не предусмотрено, предприятие само определяет структуру начисления поощрительных выплат.

В каких случаях назначается

Назначение разовых стимулирующих платежей отражается в локальных нормативных актах предприятия. Это коллективный договор, чаще всего положение о премировании. В нем предусматриваются случаи, за что можно премировать сотрудников, среди них:

  • значимые даты работника;
  • важные даты для организации;
  • успешное выполнение задания руководства;
  • незапланированные инициативы и внедрения, которые привели к значимым положительным результатам, и так далее.

Основанием, по которому производится начисление премии работнику, является приказ директора. В нем указывается повод для премирования и ссылка на пункт положения или другого ЛНА.

Какие документы составить

Основным документом, определяющим основания для назначения премиальных выплат, является положение о премировании сотрудников. В нем указываются:

  • основания и критерии премирования;
  • расчет и размер выплаты;
  • документальное сопровождение премирования;
  • перечень сотрудников;
  • основания депремирования;
  • источники финансирования.

Например, при начислении 13 зарплаты в положении указываются формулировки оснований для премирования сотрудников, например, такие:

  • отработавшие на предприятии больше года;
  • все сотрудники — рассчитывается пропорционально отработанному времени;
  • все работники получают 100% оклада.

Критерии начисления целесообразно разрабатывать с учетом мнения коллектива.


Одно из условий — служебная записка непосредственного руководителя работника с предложением премирования. Общим основанием для премирования является приказ руководителя организации. Документ содержит ссылку на положение, дополнительные документы (если есть), перечень премируемых работников, размер премиальных.


Налогообложение премии

В соответствии с НК, налогообложение премии к празднику носит обязательный характер. Для целей уплаты НДФЛ не имеет значения, производственный или нет характер выплаты, — они все считаются доходом.

В вопросе уплаты страховых взносов у чиновников и судов нет согласия. Налоговики ссылаются на то, что упоминания о выплатах, не связанных с трудом, нет в НК, соответственно, взносы платить надо. Суды придерживаются противоположной точки зрения — определение ВС от 06.04.2017 № 306-КГ17-2349. Верховный Суд указывает, что единовременные суммы, выплачиваемые к юбилейным датам, не относятся к результатам труда и не являются вознаграждением за труд. В связи с этим они исключаются из базы для начисления страховых взносов.

Не облагаются налогом на доход премии, перечисленные в перечне правительства (п. 7 ст. 217 НК ).

Каким образом осуществляется учет премий в налоговом учете организации? В состав расходов на оплату труда при расчете налогооблагаемой базы включаются стимулирующие и поощрительные выплаты, если они:

  • указаны в ЛНА;
  • напрямую зависят от результатов труда, трудовой функции;
  • не предусмотрены ст. 270 НК РФ ;
  • соответствуют условиям п. 1 ст. 252 НК РФ , оформлены подтверждающими документами.

Проводки

Денежная выплата, не относящаяся к поощрению за труд, например, премия к юбилею, отличается основанием, не связанным с работой, нерегулярностью.

Премии за трудовые достижения отражаются в бухгалтерском учете такой проводкой: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 70. Для налогового учета (при определении базы для уплаты налога) такие премиальные включаются в расходы.

Единовременные вознаграждения, не связанные с трудовой деятельностью, не уменьшают налоговую базу по прибыли, в соответствии с письмом Минфина России от 24.04.2013 № 03-03-06/1/14283. Их надо относить на чистую прибыль. Проводки могут быть такими:

  1. Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 70. Расходы относятся к затратам, не учитываемым для налогообложения.
  2. Дт 84 Кт 70. Списываются с прибыли прошлых лет.
  3. Дт 91 Кт 70. Если прибыль за прошлые годы отсутствует, затраты включаются в расход этого года, но не учитываются для налогообложения.

Вправе ли работодатель не платить премии

Трудовым законодательством установлено, что основания для начисления премиальных выплат указываются в ЛНА организации. По ТК, работодатель самостоятельно решает, за что выплачивается разовая премия:

  • перевыполнение плана;
  • юбилейные даты работника или организации;
  • другие.

Главное — соответствие этого решения локальному акту, регламентирующему эту выплату. Там же обосновываются условия лишения или ограничения денежных поощрений для работников.

Удержание премиальных не заменяет дисциплинарное наказание, которых по ТК три: замечание, выговор, увольнение. Если в качестве взыскания работник лишен премии, это противоречит нормам ТК. Но если в ЛНА есть пункт о депремировании сотрудника, получившего одно из взысканий, такое лишение оправданно.

Таким образом, несмотря на то, что выплата премии, по Трудовому кодексу, делегирована руководству, целесообразно максимально прозрачно и подробно определить критерии премирования и депремирования. Необходимо точно следовать им при начислении денежных поощрений работникам.


Выплата премии по Трудовому кодексу определяется лишь общими понятиями о том, что такое премия, какова ее роль в оплате труда и какие документы обосновывают включение премии в эту оплату. Обязанность разработки детальных правил премирования и установления порядка выплаты премиальных ТК РФ закрепляет за работодателем. Рассмотрим, что нужно предусмотреть в этих правилах, чтобы выплата премии не вызвала вопросов у проверяющих.

Что такое премия (определение по ТК РФ) и как она относится к зарплате

Понятие премии присутствует в ст. 129 ТК РФ, где она упоминается в числе выплат стимулирующего характера, которые могут составлять одну из частей зарплаты. То есть премия — это выплата поощрительного характера, входящая в структуру применяемой системы оплаты за труд.

Разработать структуру системы оплаты труда и установить правила ее применения работодатель должен сам, согласовав с представителями трудового коллектива (ст. 135 ТК РФ). При разработке этой системы для коллективов ГУП и МУП необходимо руководствоваться также едиными рекомендациями, утвержденными на очередной год Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким образом, у работодателя должен иметь место внутренний документ, содержащий описание применяемойдля оплаты труда коллектива системы (структуры зарплаты работников). Этот документ может одновременно содержать и описание всех правил, установленных для начисления каждой из составных частей зарплаты. Но возможна и разработка самостоятельных нормативных актов (положений) для каждой составной части оплаты за труд.

Небольшим трудовым коллективам (микропредприятиям) с 2017 года разрешено не создавать внутренние нормативные акты, регулирующие вопросы трудового права (ст. 309.2 ТК РФ). Однако принятие такого решения требует детально прописывать все правила начисления зарплаты в трудовом соглашении с каждым из работников. Причем для составления этого документа должна применяться его типовая форма. Такая форма уже утверждена постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.

Внутренний документ, разрабатываемый для коллектива в целом (или для большей его части), позволяет в трудовом соглашении с каждым из работников не перечислять подробно все правила установленной для него оплаты труда, а ограничиться лишь отсылкой к ряду внутренних актов. Поэтому создание такого рода актов существенно упрощает оформление трудовых договоров. Тем более что нормативные акты могут действовать без изменений в течение нескольких лет. И трудозатраты по их разработке и принятию даже для микропредприятий могут оказаться заметно меньшими, чем внесение всех деталей, относящихся к начислению зарплаты, в каждый трудовой договор.

Устанавливаем правила премирования: в едином нормативном акте или в трудовом договоре

Итак, правила премирования должны быть определены:

  • в едином внутреннем нормативном акте — когда их устанавливают для всего коллектива работников (или большей части его членов);
  • в трудовом соглашении с конкретным работником — когда речь идет об индивидуальных условиях премирования или когда работодатель, представляющий собой микропредприятие, принял решение не создавать у себя внутренние нормативные акты, регулирующие вопросы трудового права.

В нормативном акте, посвященном премированию, нужно отразить:

  • описание видов применяемых премий;
  • с какой периодичностью будут начисляться премиальные каждого вида;
  • тот круг работников, к которым будет относиться тот или иной вид премии;
  • конкретные показатели, при выполнении которых возникает право на начисление премиальных регулярного характера;
  • структуру показателей премирования и систему их оценки;
  • описание алгоритмов расчета сумм премиальных, причитающихся каждому конкретному работнику, исходя из выполненных им показателей оценки;
  • порядок, в котором осуществляется рассмотрение показателей премирования в отношении каждого из работников;
  • основания, расценивающиеся как причинадля лишения премиальных;
  • процедуру, применение которой позволит работнику оспорить результаты оценки его работы за период премирования.

Сведения аналогичного характера потребуется привести в трудовом соглашении с конкретным работником, если внутренние нормативные акты работодатель не разрабатывает или условия премирования конкретного работника индивидуальны. Последнее может иметь место, например, для руководителей высшего звена.

По регулярности выплаты премии, включенные в систему зарплаты, делятся на начисляемые и выплачиваемые:

  • Регулярно за какой-либо определенный период (за месяц, квартал или год). Все основания для их начисления и правила расчета содержатся во внутреннем нормативном акте о премировании. При наступлении таких оснований выплата подобной премии становится обязательной, и какие-либо специальные решения для ее начисления не требуются.
  • Нерегулярно — связываются с достижениями отдельных работников, возникающими периодически. Появление у работника права на такую премию должно быть обосновано отдельным документом, составляемым обычно его непосредственным руководителем.

Вправе ли работодатель применить к работнику дисциплинарное взыскание в виде депремирования (лишения премии)? Ответ на этот вопрос вы найдете в Путеводителе по кадрам от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Обоснование начисления квартальной премии сотрудникам: пример

Основанием для начисления и выплаты премий регулярного характера чаще всего становятся результаты работы работодателя, оцениваемые по финансово-экономическим показателям его деятельности, формируемым за соответствующий период, в целом. То есть по результатам успешной работы всего коллектива, что, соответственно, требует поощрения работников, образующих этот коллектив.

Получат эту премию те работники, которым она должна быть начислена в соответствии с действующим внутренним актом о премировании, кроме лишенных права на ее получение за рассматриваемый период по основаниям, содержащимся в этом же акте. Результаты распределения премии утвердит руководитель работодателя. На основании этого утверждения будет издан приказ на выплату премии, содержащий единое общее обоснование для выплаты, и перечень фамилий конкретных сотрудников с причитающимися им суммами.

За что работнику премия выплачивается индивидуально: формулировка основания для поощрения

Результаты работы конкретного сотрудника оценивает, как правило, его непосредственный руководитель. Выявив факт возникновения права на премию, он составляет на имя руководителя работодателя представление (служебную записку) на ее начисление. При положительной резолюции руководителя работодателя на этом документе в отношении работника будет издан отдельный приказ на выплату ему премии.

Особенности сроков выплаты премиальных

В ТК РФ установлены ограничения для сроков выплаты:

  • зарплаты (а соответственно, и авансов по ней) и отпускных (ст. 136);
  • расчета при увольнении (ст. 140).

Упоминания о премии в связи со сроками выплаты в ТК РФ отсутствуют. Вместе с тем премия, являющаяся частью зарплаты, может выплачиваться с периодичностью, отличающейся от частоты выплаты зарплаты. В связи с этим Минтруд России в информации от 21.09.2016, размещенной на его сайте, рекомендует указывать в локальном нормативном акте о премировании не только месяц начисления премии, но и месяц или конкретную дату ее выплаты. Если будет указан только месяц выплаты, то это будет означать, что премиальные надо выплатить не позже 15-го числа указанного месяца.

Если в нормативном документе не указан месяц выплаты премии, но присутствует указание на сроки ее начисления, то премию нужно выплатить до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления премии (письмо Минтруда России от 23.08.2016 № 14-1/В-800).

Премия и оценочные обязательства на ее выплату

Чаще всего эта необходимость возникает в отношении премии, начисляемой за год, поскольку привязывается к обязательной для составления годовой отчетности (письмо Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355).

Отразить такое обязательство нужно на конец отчетного периода в составе резервов предстоящих расходов в корреспонденции с обычными счетами учета затрат (п. 8 ПБУ 8/2010):

Дт 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44) Кт 96.

В сумму этого обязательства войдут также обязательные для начисления на величину премии страховые взносы, поскольку обязанность их уплаты возникнет одновременно с обязанностью выплаты премиальных.

При выплате премии в следующем году ее величина будет списана, соответственно, проводкой:

А сумма предназначенных к уплате страховых взносов отразится как:

В бухбалансе величина признанных на конец года оценочных обязательств отразится в разделе краткосрочных обязательств по строке 1540. Сумма созданного оценочного обязательства может уменьшать базу по налогу на прибыль, если это закреплено в учетной политике налогоплательщика (ст. 324.1 НК РФ).

Не признавать премию как оценочное обязательство могут юрлица:

  • являющиеся кредитными организациями или госучреждениями (п. 1 ПБУ 8/2010);
  • которым доступно применение упрощенных способов ведения бухучета и составления отчетности (п. 3 ПБУ 8/2010).

Итоги

ТК РФ определяет премию как один из видов стимулирующей части зарплаты. Решение о включении премии в зарплату должно закрепляться во внутреннем нормативном документе. Правила начисления премиальных работодатель также разрабатывает самостоятельно. Основания для выплаты вознаграждений и периодичность их начисления могут быть разными. В отношении сроков выплаты у премиальных есть свои особенности. У большинства работодателей возникает обязанность отражения в бухотчетности оценочного обязательства по премии.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Опосредованным подключением к электросетям называется порядок, при котором присоединение принимающих устройств потребителей к сетям ресурсоснабжающей организации производится с участием третьих лиц, через их оборудование.

Ранее технологические потери при перераспределении (перетоке) электроэнергии конечным собственникам-потребителям для собственников электросетей-посредников не компенсировались. Новый регламент по электросетям-2020 определяет порядок получения такой компенсации для предприятий и организаций в части потерь электроэнергии.

Кто может рассчитывать на компенсацию

Компенсация за электроэнергию при опосредованном подключении к электросетям-2020 собственникам электросетей выплачивается согласно постановлению правительства РФ за № 1857 от 26 декабря 2019 года. Оно вступило в силу 1 января 2020 года. Компенсация полагается тем предприятиям и организациям, которые за счет объектов собственного электрического хозяйства, оказывают услуги по розничной перепродаже электроэнергии конечным потребителям.

Как оформить компенсацию

Получить компенсацию собственникам электросетей в 2020 году стало проще.

Порядок получения компенсации — заявительный. Собственник объекта электрического хозяйства письменно обращается в территориальную сетевую организацию, предоставляющую энергоресурс. В заявлении, написанном в свободной форме, должна содержаться следующая информация:

  • наименование юрлица (полное и сокращенное), организационно-правовая форма деятельности, для ИП — ФИО предпринимателя;
  • ИНН организации;
  • коды ОКВЭД, указанные при постановке на учет в налоговой организации;
  • контакты (юридический и почтовый адрес, телефоны, электронные средства связи);
  • фактическое местоположения объектов энергетических систем, на которые заявляется компенсация;
  • временной промежуток, за который рассчитана компенсация за электроэнергию;
  • размер расходов, понесенных при обеспечении снабжения ресурсом через опосредованное подключение к электросетям.

Данное заявление необходимо заверить подписью ответственного лица и печатью организации либо ИП.

Для принятия положительного решения по заявлению о компенсации потерь к нему нужно приложить ряд документов, обосновывающих требования собственника. Всего их шесть.

  1. Копии правоустанавливающих документов на объекты электрического хозяйства. Особое внимание нужно уделить срокам передачи имущества, если имела место реорганизация, изменение формы собственности или иные действия: они должны полностью включать в себя период, за который собственник объекта планирует получить компенсацию.
  2. Копии актов технологического присоединения объектов. Если в периоде, за который истребуется компенсация, условия ТП или собственники электросети менялись, эти изменения должны быть отражены документально.
  3. Заверенные ответственными лицами схемы технологических узлов и линий электрохозяйства собственника.
  4. Расчеты размерокомпенсируемых затрат с учетом действующих нормативов и методик расчетов.
  5. Документы, подтверждающие фактический расход электроэнергии с учетом потерь за период, подлежащий компенсации.
  6. Расчет потерь электроэнергии, подлежащих возмещению.

В течение 30-дневного срока с момента начала действия цен на услуги электроснабжения территориальная сетевая организация выплачивает собственнику компенсацию в согласованном размере. Собственник обязан предоставить в сетевую организацию акт, подтверждающий получение им компенсации, в срок не позднее 2 рабочих дней.

Рекомендуем

В 2019 году изменились правила учета расходов и расчета НВВ при определении цен на передачу электроэнергии (ПП РФ №1892), внесены изменения в правила взаимодействия между смежными сетевыми организациями, установлен новый порядок компенсации при опосредованном подключении (ППРФ №1857) собственникам сетей.

Читайте также: