Может ли старший помощник прокурора делать запросы за своей подписью

Обновлено: 27.04.2024

ДАТА в адрес Прокурора Самарской области Кабалоева М.А. мною было направлено обращение в защиту интересов А. (копию заявления прикладываю к жалобе).

В своем заявлении я просил провести проверку и обязать сотрудников ГУ МВД России по Самарской области (УЭБиПК ГУ МВД России по Самарской области или ОП № 21 УМВД России по г. Тольятти), у которых находится материал проверки КУСП № НОМЕР от ДАТА по факту осуществления якобы незаконной банковской деятельности А., М., В., С.:

– устранить процессуальные нарушения, допущенные при проведении доследственной проверки в отношении А.;

— сообщить о результатах доследственной проверки по факту осуществления якобы незаконной банковской деятельности А., М., В., С., при котором у А. сотрудниками У ФСБ России по Самарской области по г. Тольятти ДАТА в аэропорту Курумоч и в жилище были изъяты денежные средства и предметы;

— предоставить копию протокола, где отражена выемка денежных средств в СУММЕ рублей, а также копию протокола обследования жилого помещение (где отражено изъятие предметов в жилом помещении у А.);

— возвратить изъятые у А. денежные средства в СУММЕ рублей, а также предметы (банковские карты, сим-карты, сотовые телефоны, ноутбук).

Ответ на мое обращение подписан начальником управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельность старшим советником юстиции А.Н. Атяскиным, исполнитель В.В. Лошкарев.

Полагаю, что уполномоченный сотрудник областной прокуратуры не разобрался по существу обращения, формально отписав в мой адрес следующий текст: ”В соответствии с п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013, (далее — Инструкция) копия Вашего обращения в части доводов о возможных незаконных действиях сотрудников УФСБ России по Самарской области направлена в прокуратуру г. Тольятти.

О результатах рассмотрения обращения Вы будете уведомлены указанными органами”.

Игнорирование должностным лицом прокуратуры Самарской области доводов, изложенных в заявлении, приводят к существенному нарушению и лишению граждан конституционных прав и затрудняет их доступ к правосудию.

Как указал Конституционный Суд РФ в “Постановлении” от 3 мая 1995 года N 4-П, требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. А не формальную отписку, в виде нежелания разбираться по существу обращений граждан.

Определением Конституционного Суда № 42 от 25.01.2005 сформулировано:

— требование к дознавателю, следователю, прокурору на досудебной стадии проводить исследования и оценки ВСЕХ приводимых в обращениях граждан доводов, Правовая позиция Суда сформирована в категорических выражениях: «… решения могут быть вынесены только после … опровержения доводов, выдвигаемых в обращениях,

— право каждого обратившегося в суд, а также в иной государственный орган на получения на свое обращение законного, обоснованного и мотивированного решение соответственно должностного лица или суда,

— обязанность лиц, принимающих решения по обращениям граждан, мотивировать свои процессуальные решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания.

В соответствии с п. 2.1 Указания генеральной прокуратуры РФ от 05.08.2003г. № 28/20 и приказом Генпрокурора РФ от 16.05.2005г. № 18, должна быть обеспечена всесторонняя проверка изложенных в жалобе доводов.

Между тем, защита законных интересов гражданина РФ, а также обеспечение доступа к правосудию традиционно провозглашается одной из основных задач и обязанностей прокуратуры.

Реализация этих прав, задач и обязанностей четко оговорена законом и охраняется им (ст.ст.18, 45 Конституции РФ, ст.2 УК РФ, п.1 ч.1 ст.6, ст.ст.21, 22, 42 УПК РФ). Органы прокуратуры действуют от имени государства и призваны контролировать исполнение этого закона, а не саботировать их исполнение. Положения ст. 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию.

Вместо того, чтобы разобраться в поданном заявлении и принять меры прокурорского реагирования, прокуратура направляет заявление для проверки тому же органу (ГУ МВД России по Самарской области), чьи неправомерные действия мною обжалуются прокурору области.

На основании вышеизложенного,

Обязать должностных лиц Прокуратуры Самарской области провести полную проверку по фактам, изложенным в поданном мною заявлении.

Прошу уведомить меня о результатах рассмотрения данного обращения по адресу: 443080, г. Самара, проспект Карла Маркса, д. 192, оф. 619.

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

Официальный сайт Администрации Ряженского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области

Логотип

  • Вакансии
  • Нормативно-правовые акты
  • Квалификационные требования
  • Должностные инструкции
  • Доход муниципальных служащих
  • Условия и результаты конкурсов
  • Сведения о муниципальных служащих
  • Порядок поступления на муниципальную службу
  • График приема граждан
  • Работа с обращениями
  • Регламент рассмотрения обращений
  • Формы заявлений, обращений
  • Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
  • Рассмотрение обращений
  • Интернет-приемная
  • Распоряжения 2020
  • Распоряжения 2019
  • Распоряжения 2018
  • Распоряжения 2017
  • Распоряжения 2016
  • Распоряжения 2015
  • Распоряжения 2014
  • Распоряжения 2013
  • Распоряжения 2012
  • Распоряжения 2011
  • Распоряжения 2010
  • Распоряжения 2009
  • Постановления 2021
  • Постановления 2020
  • Постановления 2019
  • Постановления 2018
  • Постановления 2017
  • Постановления 2016
  • Постановления 2015
  • Постановления 2014
  • Постановления 2013
  • Постановления 2012
  • Постановления 2011
  • Постановления 2010
  • Постановления 2009


Вы здесь: Архив новостей ПАМЯТКА общественные помощники прокурора

Дополнительная информация

200x200

ПАМЯТКА общественные помощники прокурора

144

Кто может быть общественным помощником прокурора?

Дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, обучающиеся или окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования, обладающие необходимыми моральными качествами, определенным теоретическим и практическим опытом работы в области юриспруденции или специальными знаниями в области экономики, бухгалтерского учета, банковского дела и т.д., способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности, и имеющие намерение поступить в дальнейшем на службу в прокуратуру области.

Какие имеются ограничения?

Общественным помощником не может быть лицо, которое:

а) имеет гражданство иностранного государства или является лицом без

б) признано решением суда недееспособным или ограниченно

в) имело или имеет судимость;

г) привлечено или привлекалось к уголовной ответственности (за исключением случаев прекращения уголовного дела (преследования) по реабилитирующим основаниям);

д) привлекалось к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником или основанием для прекращения его полномочий);

е) ранее было уволено с государственной службы Российской Федерации или муниципальной службы по дискредитирующим основаниям;

ж) имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению, может препятствовать его деятельности в прокуратуре области;

з) состоит или состояло на соответствующем учете в связи с имеющимися или имевшимися психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией;

и) состоит в близком родстве или свойстве с прокурорским работником, если деятельность общественного помощника связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью данному работнику;

к) имеет неудовлетворительные результаты психологического тестирования.

Порядок назначения общественным помощником прокурора.

Желающим стать общественным помощником прокурора следует обратиться к прокурору Матвеево-Курганского района с личным заявлением на имя прокурора области о назначении общественным помощником, с согласием о проведении проверочных мероприятий (связанных с установлением данных о возможном привлечении кандидата к уголовной или административной ответственности, а его супруги (супруга) и близких родственников - к уголовной ответственности); также потребуются: копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия военного билета или приписного свидетельства; характеристика с последнего места работы или учебы, места жительства; медицинское заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника; справки из психоневрологического и наркологического диспансеров; копия диплома об образовании (либо справка из образовательного учреждения); цветные фотографии 3,5 х 4,5 см., 4 x 6 см. (по 2 шт.); рекомендация прокурорского работника или ветерана прокуратуры (при наличии возможности) и другие документы по требованию отдела кадров.

После проверки соответствия кандидата предъявляемым требованиям, в отдел кадров прокуратуры области направляется представление на имя прокурора области с прилагаемыми к нему собранными в отношении кандидата документами и результатами проверочных мероприятий.

Отдел кадров прокуратуры области изучает поступившие сведения о кандидате в общественные помощники, проводит собеседование и психологическое тестирование.

На основании полученных данных отдел кадров прокуратуры области при наличии оснований готовит проект приказа о назначении его общественным помощником на срок не более одного года, в ином случае составляет заключение о невозможности назначения лица в качестве общественного помощника.

Ранее апелляция оставила в силе решение первой инстанции, указавшей, что прокурорские работники не обладают привилегированным статусом в случае применения меры процессуального принуждения, предусмотренной гл. 14 УПК


На рассмотрении президиума суда Ямало-Ненецкого автономного округа находится кассационная жалоба старшего помощника прокурора ЯНАО по обеспечению собственной безопасности и физической защиты Дмитрия Шаповалова на решение апелляционной инстанции, оставившей в силе постановление Салехардского городского суда, который оштрафовал его за неявку на допрос по вызову следователя.

22 августа 2018 г. следователь вручил Дмитрию Шаповалову повестку о необходимости явиться на следующий день в СО по г. Лабытнанги СУ СК РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу в целях участия в проверке его показаний на месте происшествия за пределами Салехарда, однако Дмитрий Шаповалов к месту проведения процессуального действия не прибыл.

Следователь составил протокол о нарушении, допущенном в ходе досудебного производства, и направил его в суд.

В суде Дмитрий Шаповалов указал, что доложил прокурору Александру Герасименко о вызове на допрос, однако тот запретил ему выезжать за пределы Салехарда. О том, что его не будет, старший помощник прокурора сообщил следователю по телефону. Также он указал, что, когда пришла вторая повестка, Александр Герасименко вновь запретил ему покидать пределы города.

Дмитрий Шаповалов отметил, что умысел на уклонение от исполнения процессуальных обязанностей у него отсутствовал. Невозможность его участия в проверке показаний на месте происшествия обусловлена прямыми указаниями прокурора ЯНАО, которые носят обязательный характер. Кроме того, он отметил, что ст. 42 Закона о прокуратуре устанавливает особую процедуру привлечения сотрудников прокуратуры к ответственности.

Рассмотрев постановление следователя, суд напомнил, что согласно п. 1 ч. 6 ст. 56 УПК свидетелю запрещается уклоняться от явки по вызовам следователя. Он пришел к выводу, что решения Дмитрия Шаповалова игнорировать вызовы следователя носили осознанный характер, так как он понимал, что его поведение противоречит требованием уголовно-процессуального закона. Отмечается, что уважительные причины для неявки по вызовам следователя отсутствовали.

Суд указал, что запрет на выезд за пределы Салехарда в выходные дни, установленный прокурором для подчиненных ему сотрудников, противоправного бездействия Дмитрия Шаповалова не оправдывает. Кроме того, он отметил, что в рассматриваемом случае требования следователя, базирующиеся на нормах УПК, имели приоритет над указаниями работодателя.

Также суд отметил, что ст. 18 Закона о прокуратуре в приказе не наделяет прокуроров автономных округов правом контролировать выезды подчиненных ему сотрудников за пределы города, а тем более запрещать участвовать им в следственных действиях.

Таким образом, суд в соответствии со ст. 117 УПК взыскал с Дмитрия Шаповалова 2,5 тыс. руб. Это решение устояло в апелляции, а в настоящий момент обжалуется в кассационной инстанции, дата судебного заседания пока не назначена.

Он отметил, что ситуацию усложняет то, что предполагался не обычный допрос, когда следователь мог выписать отдельное поручение на допрос свидетеля по месту жительства последнего, а проверка показаний на месте, которая предполагает участие в конкретном месте, указанном следователем.

На просьбу прокомментировать ситуацию в СУ СК РФ по ЯНАО ответили, что следственные органы СК РФ руководствуются в своей деятельности законами РФ и решениями судов, вступившими в законную силу. Решение вопросов законности и обоснованности действия и решений сотрудников МВД, прокуратуры и суда не входит в компетенцию органов СК РФ.

Получить комментарий от прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа не удалось.


Обучение и работа в прокуратуре

Прокурор представляет сторону обвинения в суде, следит соблюдением российского законодательства и выполняет много иных задач. Для снятия с себя части функциональных обязанностей ему нужен ассистент-помощник. Кто вправе быть помощником прокурора, какими правами и обязанности он наделен и как им стать, рассказано ниже в статье.

Помощник прокурора — кто это такой

Помощник прокурора — это его заместитель и ассистент в работе. По закону, он также наделен определенными правами и обязанностями. Причем если в районной или городской прокуратуре помощником прокурора может стать рядовой сотрудник ведомства, то у Генпрокуратуры и региональной прокуратуры ситуация выглядит иначе.

Так, помощником Генпрокурора РФ вправе стать только (п. 4 ст. 14 Закона РФ № 2202-1-ФЗ):

  • начальник главка, руководитель управления и начальники отделов на их правах — старший помощник прокурора;
  • замы руководителя управления и начальство отделов в их составе — помощник прокурора.

Помощниками прокуроров субъектов могут быть замы начальников управлений и отделов на правах управлений и руководители отделов в составе управлений. Причем руководители управлений и начальство отделов на их правах могут быть старшими помощниками. Такое возможно на основании п. 3 ст. 15 Закона РФ № 2202-1-ФЗ.

У прокурора субъекта РФ могут быть и помощники по особым поручениям. Такую должность занимают только замы руководителей управлений.

Помощник городского или районного прокуроров — это его заместитель. Стать замом прокурора можно по представлению непосредственного начальника, по результатам аттестации или путем подачи документов на должность в кадровый отдел и дальнейшем зачислении в кадровый резерв, при отсутствии вакансии.

Функциональные обязанности работника, чем занимается

Законодательством РФ установлены определенные функциональные обязанности помощника прокурора. Например, по закону, он обязан (п. 4 Приказа Генпрокуратуры РФ № 378 от 2 ноября 2011 г.):

  • эффективно применять установленные законодательством РФ средства защиты конституционных свобод и законных прав гражданина, человека, а также, средства защиты государственных интересов и интересов общества;
  • принимать необходимые меры по устранению выявленных правонарушений;
  • знать основы оценки и составления прогноза состояния правопорядка на конкретной территории или на объекте;
  • владеть тактикой и способами надзора, и других видов деятельности прокурора;
  • качественно оформлять служебную документацию, акты, а также, составлять статистические отчеты с результатами работы по своей сфере деятельности;
  • иметь навыки выступлений на публике и ведения полемики на профессиональном уровне в судебном заседании;
  • владеть компьютером и иной оргтехникой, необходимым ПО;
  • уметь пользоваться Консультантом+, Гарантом и иными аналогичными системами;
  • правильно оформлять документы — в соответствии с нормами делопроизводства.

Также, в функции помощника прокурора входит надзор за:

  1. Соблюдением положений Конституции РФ.
  2. Исполнением законодательства РФ.
  3. Правомерностью принятия актов НПА.
  4. Соблюдением законных прав человека, гражданина и их конституционных свобод.
  5. Исполнением законодательства РФ приставами ФССП.
  6. Соблюдением законов сотрудниками МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР.
  7. Деятельностью сотрудников органов предварительного следствия и дознавателей.
  8. Исполнением законодательства РФ администрациями СИЗО и ИВЛ.

Также, помощник прокурора обязан соблюдать регламент работы с документацией, составляющей гостайну и другую охраняемую законодательством РФ тайну.

Права и полномочия

Помимо функциональных обязанностей у помощника прокурора есть права и должностные полномочия, как у заместителя прокурора. Так, по закону, он вправе (ст. 22 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, п. 5.1. Приказа Генпрокуратуры РФ № 378 от 2 ноября 2011 г.):

  • возбуждать новое дело о правонарушении по КоАП РФ;
  • выносить предостережение о недопустимости несоблюдения законодательства РФ;
  • выносить постановление об освобождении лиц, подвергнутых кратковременному задержанию на основании ст. 27.3 КоАП РФ по решению внесудебных госорганов — в случае выявления факта несоблюдения законодательства РФ органами и их сотрудниками, приведенными в п. 1 ст. 21 Закона РФ № 2202-1-ФЗ;
  • выносить протест на акты, принятые вопреки законодательству РФ, — если помощник прокурора участвует в рассмотрении дела (п. 1 ст. 36 Закона РФ № 2202-1-ФЗ);
  • направлять обращение в суд с предъявлением требования о признании правовых актов недействительными;
  • вносить прокурорское представление об устранении нарушений законодательства РФ.

Гаврилова Ольга

Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.

Сотрудники госорганов и органов, приведенных в п. 1 ст. 21 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, обязаны незамедлительно приступить к исполнению требований помощника прокурора о надзоре, проведении, контрольных мероприятий, ревизий и проверок.

Помощник прокурора наделен различными должностными полномочиями. Например, он может:

  1. Вести уголовное преследование на основании УПК РФ.
  2. Участвовать в судебном заседании.
  3. Осуществлять надзор за исполнением законодательства РФ, в том числе и антикоррупционного.
  4. Проводить экспертизу НПА и их проектов — на соответствие требованиям антикоррупционного законодательства РФ.
  5. Принимать участие в правотворчестве — изменении или составлении актов НПА.
  6. Осуществлять взаимодействие с зарубежными коллегами по рабочим вопросам.
  7. Вести единый госучет и составлять статистические отчеты о надзоре, состоянии преступности, раскрываемости дел, работе следствия.
  8. Осуществлять согласование с органами госконтроля (надзора) проведение внезапных проверок юрлиц, ИП.
  9. Заниматься предупреждением противоправных деяний и просвещением граждан.

Также, помощник прокурора вправе принимать заявления, жалобы и другие обращения от граждан и принимать решения по ним, направленные на улучшение качества жизни людей. Кроме того, он может вести прием граждан.

Как стать помощником, требования к должности

Помощниками прокурора могут быть граждане РФ, получившие юридическое в/о (п. 1, 3 Приказа Генпрокуратуры РФ № 378 от 2 ноября 2011 г.). Причем диплом о высшем образовании может быть получен в аккредитованных государственных вузах по (на выбор):

Также, у кандидата в помощники прокурора должны быть соответствующие этой должности моральные и профессиональные качества. Кроме того, его состояние здоровья должно позволять ему исполнять должностные обязанности.

Кандидат не будет назначен на должность помощника прокурора, если он:

  • имеет иностранный паспорт (является поданным), ВНЖ или другой документ, удостоверяющие законное право на постоянное проживание за рубежом;
  • перестал быть гражданином РФ — отказался от российского гражданства;
  • признан ограниченно дееспособным, недееспособным — по судебному решению;
  • имеет судебный запрет на госслужбу в течение определенного времени;
  • судим или ранее была погашена судимость;
  • имеет болезнь, препятствующую службе в надзорном ведомстве;
  • состоит в близкородственных отношениях (мать/отец, жена/муж, сестра, брат, дети, а также, сестра, дети супругов, брат, родители и супруги детей) с сотрудником прокуратуры — когда их служба связана с подчиненностью одного из них другому или подконтрольностью;
  • отказывается от получения допуска к гостайне.

Чтобы стать помощником прокурора, необходимо следовать поэтапному алгоритму. Так, для этого необходимо:

  1. Определить, соответствует ли служебный статус должности помощника прокурора (при работе в Генпрокуратуре или в региональной) — на основании п. 4 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона РФ № 2202-1-ФЗ.
  2. При работе в городской или районной прокуратуре обратиться в отдел кадров и подать соответствующие документы — перечень необходимых справок указан в Приложении № 2 Приказа Генпрокуратуры РФ № 135 от 13.03.2018 г.
  3. Пройти беседу и психологическое тестирование, по результатам которого определяется группа профессиональной пригодности.
  4. Дождаться решения квалификационной комиссии о степени профпригодности (непригодности) кандидата к работе. В случае профпригодности кандидат будет назначен на вакансию или принят в кадровый резерв.
  5. В случае наличия вакансии оформить трудовой договор. Договор заключается бессрочно или на 5 лет как максимум.

После назначения на новую должность сотрудник прокуратуры, как и ранее, обязан соблюдать запреты, ограничения и обязанности, непосредственно связанные со службой в надзорном ведомстве. Это запреты, введенные:

  • ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 г. — о борьбе с коррупцией;
  • ст. 17, 18, 20 и 20.1 ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. — о госслужбе РФ, для госслужащих.

Также, стать помощником прокурора вправе только лицо, обладающее соответствующими психологическими свойствами и моральными качествами. Все они приведены ниже в таблице.


Структура и функции генеральной прокуратуры


Порядок принятия присяги прокурорами


Порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам

  • служебная ответственность перед обществом;
  • высокая культура, хорошее воспитание и высокий уровень правовой культуры;
  • неподкупность;
  • принципиальность;
  • душевная чуткость;
  • порядочность;
  • скромность
  • развитый интеллект;
  • способность к новаторству;
  • эрудиция;
  • понимание сути и значимости для государства деятельности прокуратуры;
  • способность анализировать поступающую информацию;
  • умение использовать новые знания в своей служебной деятельности
  • высокая работоспособность с учетом сложности решаемых прокуратурой задач;
  • стрессоустойчивость;
  • устойчивость к психологическим и физическим сильным нагрузкам;
  • сила воли;
  • уравновешенность
  • умение поддержать деловую беседу;
  • свободное владение словами и жестами, мимикой

При рассмотрении кандидатуры на должность помощника прокурора проверяются и его знания законодательства РФ в сфере прокурорской деятельности. Так, он обязан знать:

  • Конституцию РФ;
  • основные международные договоры РФ о правах человека;
  • основные договоры РФ, регулирующие вопросы международного сотрудничества в рамках открытых уголовных дел;
  • российские законы ФКЗ, ФЗ и другие НПА — по деятельности прокуратуры;
  • акты НПА региональных властей и муниципалитетов — по месту нахождения прокуратуры;
  • решения и другие акты КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, ЕСПЧ — если в них содержатся сведения о деятельности прокуратуры;
  • приказы, указания и другая организационно-распорядительные документация Генпрокурора РФ, его замов и других вышестоящих прокуроров — если они регламентируют конкретную область профессиональной деятельности помощника прокурора;
  • Кодекс этики прокурора;
  • основы организации труда персонала в надзорном ведомстве;
  • порядок госслужбы;
  • этические нормы делового общения;
  • порядок работы на ПО прокуратуры;
  • правила пропуска и противопожарной безопасности в помещениях прокуратуры;
  • правила обращения с удостоверением прокурора;
  • правила обеспечения безопасности коллег и их семей;
  • правила хранения, использования и ношения пистолета;
  • нормы делопроизводства;
  • основы систематизации российского законодательства, учёта и составления статистических отчётов в надзорном ведомстве;
  • порядок работы с гостайной и другими сведениями, охраняемыми законом.

Таким образом, у прокурора может быть свой помощник. Однако, чтобы стать его ассистентом, необходимо обладать определенными знаниями и быть в хорошей физической и психологической форме. Также, кандидату на эту должность нужно иметь соответствующее высшее образование.

Читайте также: