Определите к какой категории населения относятся следующие граждане

Обновлено: 02.07.2024

Б. Если человек, который активно ищет работу, работает неполный рабочий день, он относится к категории занятых.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Определите, к какому типу безработицы относятся следующие граждане: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) телефонистка, уволенная после автоматизации телефонного узла

Б) программист, уволившийся из-за ссоры с начальником

В) учительница, уволившаяся из-за переезда в другой город

Г) банковский служащий, уволившийся с целью перехода в другую фирму

Д) электрик, уволенный в свя зи с банкротством завода во время экономического кризиса

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) занятые; 2) безработные; 3) трудоспособные; 4) студенты; 5) домохозяйки.

4. Выберите в приведенном ниже списке людей, которые не могут претендовать на пособие по безработице, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) бухгалтер, болеющий гриппом

2) шахтер, участвующий в забастовке

3) металлург, уволенный в связи с закрытием завода

4) медсестра, ищущая работу после переезда из другого города

6) сотрудник телефонного узла, желающий найти другую работу

5. Определите, к какой категории населения относятся следующие граждане: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) студент дневного отделения колледжа

Б) многодетная мать, работающая в фирме неполный рабочий день

В) машинистка, уволенная в связи с использованием персональных компьютеров

Г) рабочий, участвующий в забастовке

Д) домашняя хозяйка, которая занята своим домом и детьми

Е) 10-летний подросток, продающий газеты

3) не включаемые в рабочую силу

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Кто может претендовать на получение пособия по безработице?

1) рабочий, который получил профессиональное заболевание и стал инвалидом

2) многодетная мать, ухаживающая за детьми

3) маляр, ищущий работу

4) кассир кинотеатра, работающий на полставки

1) циклическая; 2) структурная; 3) фрикционная; 4) сезонная;

5) регрессивная; 6) демографическая.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

8. Раскройте смысл предложенного ниже высказывания,обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. - 2 2. - 23331 3. - 3 4. - 1256 5. - 312133 6. - 3 7. - 56

8. - Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) выставляется 0 баллов.

К1 Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании-1 балл

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании - 0 бал.

К2 Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки

по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы - 2 балла.

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия и положения -1 балл

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой - 0 баллов.

К3 Качество фактической аргументации

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведен (-ы) пример (-ы) из источника одного типа - 1 балл.

Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису - 0 баллов Максимальный балл 5

В общей численности населения выделяют кате­горию трудоспособного населения, к которому относят людей старше 16 лет. Трудоспо­собное население делится на две части: включаемых в численность рабочей силы (L) и не включаемых в численность рабочей силы (NL).

К категории не включаемых в численность рабо­чей силыотносятся люди, не занятые в обществен­ном производстве и не стремящиеся получить рабо­ту. В эту категорию попадают люди:

во-первых, находящиеся на содержании государ­ственных институтов и поэтому называемые инсти­туциональным населением, которые исключаются из численности рабочей силы автоматически, так как не считаются потенциальными компонентами рабо­чей силы:

отбывающие срок заключения в тюрьмах,

находящиеся в психиатрических лечебницах,

во-вторых, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают это­го в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и ра­боту не ищут:

студенты дневного отделения (поскольку должны учиться);

вышедшие на пенсию (как по возрасту, так и по состоянию здоровья — поскольку либо уже отработали свое, либо больше не могут работать);

домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд);

бродяги (поскольку просто не хотят работать);

люди, искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому прекратив­шие поиск (поскольку отчаявшиеся найти работу учитываются в численно­сти не включаемых в рабочую силу, а не в численности безработных, несмо­тря на то, что они хотели бы трудиться, то их наличие в экономике занижа­ет официальный показатель уровня безработицы).

К категории включаемых в численность рабочей силыотносят людей, ко­торые либо имеют место работы в общественном производстве, либо рабо­ты не имеют, но работать хотят и работу активно ищут. Поэтому общая численность рабочей силы делится на две части:

безработные(unemployed — U) — это люди трудоспособного возраста, не имеющие работы, но активно ее ищущие, т.е. предпринимающие специальные усилия по поиску работы и готовые приступить к работе немедленно, или ожидающие начала трудовой деятельности с определенной даты. Поиск работы — главный критерий, отличающий безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна суммарной чис­ленности занятых и безработных:

(При этом военнослужащие, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно, если это не ого­варивается специально, рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Показатели изменения количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу — это показа­тели потоков. Между этими категориями постоянно происходят перемеще­ния.

Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Неко­торая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (кто-то выходит на пенсию, кто-то становится домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в обществен­ном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщи­ны; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродя­ги). В условиях стабильной экономики (в состоянии равновесия) количество людей, теряющих работу, равно числу людей, находящих работу.




Показатели безработицы

Основным показателем безработицы является показатель уровня безра­ботицы. Уровень безработицы (и) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сум­ме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

u = илиu =

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе, который пред­ставляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Уровень участия в рабочейсиле =

и отражает долю трудоспособного населения, присутствующую на рынке труда.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Практическая работа по теме "Рынок труда и безработица" СГПТТ Практическая работа по теме "Рынок труда и безработица" СГПТТ Практическая работа по теме "Рынок труда и безработица" СГПТТ

Список вопросов теста

Вопрос 1

Заполните пропуск в предложении

___________ — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

  • Нетрудоспособность
  • Безработица
  • Занятость
  • Инфляция
Вопрос 2

Что не относится к видам безработицы?

  • Структурная
  • Перманентная
  • Циклическая
  • Сезонная
  • Фрикционная
Вопрос 3
  • обучение и переподготовка безработных
  • выплата пособия
  • подбор рабочих мест
  • материальная помощь
Вопрос 4

Вид безработицы, характеризующий ситуацию, при которой необходимо время, когда работники осуществляют поиск нового места работы после увольнения с предыдущего:

  • фрикционная
  • открытая
  • структурная
  • циклическая
  • перманентная
Вопрос 5

Вставьте пропущенный элемент в таблицу

Включает всех незанятых граждан

Включает работников, фактически занятых в производстве, но в действительности не работающих

Вопрос 6

Девушка в возрасте 25 лет, которая долго не могла найти работу и прекратила её поиски, относится к:

  • занятым
  • безработным
  • нетрудоспособным
  • выбывшим из состава рабочей силы
Вопрос 7

Из приведённого ниже ряда выберите обобщающие понятие:

  • безработные, ищущие работу
  • работающие по найму
  • экономически активное население
  • предприниматели
Вопрос 8

Какая из линий отражает спрос на труд на рынке труда


Вопрос 9

Что не относится к материальным способам стимулирования труда:

  • Награждение грамотой
  • Выплата премии
  • Путевка в санаторий
  • Доля в бизнесе
Вопрос 10

Определите к какой категории населения относятся дети до 16 лет:

  • безработные
  • занятые
  • нетрудоспособные
  • выбывшие из состава рабочей силы
Вопрос 11

Является ли следующее суждение верным.

Фрикционная безработица объясняется наличием экономических циклов.

  • Да, является верным
  • Нет, не является верным т.е ложь
Вопрос 12

Рассчитайте уровень безработицы в стране:

Численность рабочей силы (занятые + безработные) равна 160 млн. человек, численность безработных – 40 млн. человек.

Запишите целое число, без использования знака %

Вопрос 13

Вид безработицы, характеризующий ситуацию, при которой происходят изменения в технологии производства – появление и использование новых технологий, что приводит к сокращению количества рабочих мест (т.е. машины заменяют человека, либо одни профессии устаревают и становятся невостребованными, а другие – наоборот).

  • фрикционная
  • структурная
  • циклическая
  • открытая
  • перманентная
Вопрос 14

___________ — лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, но ведут её активный поиск.

Вопрос 15

Молодая бухгалтер в возрасте 30 лет, которая долго не могла найти работу и прекратила её поиски, относится к:

  • занятым
  • безработным
  • нетрудоспособным
  • выбывшим из состава рабочей силы
  • экономически активному населению
Вопрос 16
  • выплата пособия
  • обучение и переподготовка безработных
  • материальная помощь
  • подбор рабочих мест (вакансий)
  • гранты на развитие предпринимательского дела
Вопрос 17

Вставьте пропущенный элемент в таблицу

_________?_________ безработицы:

- увольнение (принудительное или добровольное);

- появление новых технологий;

- отсутствие образования, квалификации;

- увеличение населения трудоспособного возраста;

- цикличность экономики, а именно спад производства:

Вопрос 18

Кто может претендовать на получение пособия по безработице?

  • учитель труда, которого ранее сократили на работе, начал активно искать новую работу
  • домохозяйка, которая занята только своей семьей
  • менеджер по персоналу, который не работает по причине нахождения на больничном
  • сварщик, работающий неполный рабочий день
Вопрос 19

Отметьте положительное последствие безработицы:

Вопрос 20

Что относится к материальным способам стимулирования труда:

  • Награждение грамотой
  • Похвала начальника
  • Путевка в санаторий
  • Аплодисменты
Вопрос 21

Какая из линий отражает по­треб­ность пред­при­нима­телей и го­сударс­тва (субъек­тов спро­са на труд) в на­ем­ной ра­бочей си­ле для ор­га­низа­ции и раз­ви­тия про­из­вод­ства.


Вопрос 22

Определите к какой категории населения относятся инвалиды:

  • безработные
  • занятые
  • нетрудоспособные
  • Выбывшие из состава рабочей силы
Вопрос 23

Верно ли данное суждение?

Структурная безработица объясняется наличием экономических циклов.

Вопрос 24

Рассчитайте уровень безработицы в стране:

Численность рабочей силы (занятые + безработные) равна 1000 млн. человек, численность занятых – 800 млн. человек.

Читайте также: