Определение права как выражения компромисса между различными социальными слоями

Обновлено: 28.06.2024

С термином "право" сталкивается в своей повседневной жизнедеятельности любой человек и может употреблять его в самых разнообразных смысловых оттенках и значениях. В общесоциальном смысле говорят о моральном праве, праве народов, наций, праве родителей и т.п. Однако наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях. Во-первых, как возможность совершать определенные, юридически значимые действия (например, право на налоговый вычет , право на консультацию по налоговому законодательству, право предпринимателя на информирование об изменениях в налоговом законодательстве и т.д.) - это право в юридической литературе называют субъективным, т.е. право, принадлежащее конкретному лицу. Во-вторых, как право, существующее в какой-либо стране (например, "Бюджетное право России", "Налоговое право Российской Федерации") - это так называемое объективное право. В своем последнем значении понятие права наиболее близко к предмету нашей темы.

В юридической литературе существуют различные определения понятия "право". Можно привести одно из них. Право - это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.

Подробно понятие права раскрывается через его признаки. В числе признаков права можно назвать:

  • нормативность;
  • общеобязательность;
  • волевой характер;
  • формальную определенность;
  • связь с государством;
  • системность;
  • а также то, что право является регулятором общественных отношений.

Нормативность. Этот признак можно рассматривать с узких (собственно юридических) и широких (общесоциальных) позиций. Нормативность права в узком смысле - это проявление сбалансированной воли общества вовне, в качестве системы необходимых, общеобязательных, официально действующих юридических норм, закрепленных в предусмотренных в том или ином государстве формах.

Основная черта нормативности заключается в направленности права на регулирование вида общественных отношений, внесение в них общеобязательности порядка, установленной меры. При этом правовому регулированию подлежат наиболее типичные, устойчивые общественные отношения, характеризующиеся повторяемостью и всеобщностью. Из этих качеств нормативности вытекает неперсонифицированность права и распространение его действия на неопределенное количество случаев.

Нормативность в широком смысле - это реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития.

Наиболее значимым признаком права , включенным в определение его понятия, выступает его тесная связь с государством, которая выражается по нескольким направлениям.

Во-первых, государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение , в том числе и с помощью государственного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения, наказания виновных и т.п.). Так, налоговое законодательство, устанавливающее систему налогов и сборов, принимается уполномоченными государственными органами, а налоговая инспекция, органы внутренних дел, прокуратура контролируют его соблюдение и исполнение , а в случае совершения правонарушения привлекают виновных к ответственности. Следовательно, право - это такой регулятор общественных отношений, который обеспечен государством. Однако государственное принуждение нельзя понимать упрощенно, оно реально применяется в случае совершения правонарушения или для обеспечения безопасности общества. В иных случаях действует как потенциальная угроза . Кроме того, государство обеспечивает исполнение предписаний посредством убеждения, воспитания и стимулирования.

Во-вторых, право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах (согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций). К примеру, установление налоговых обязанностей выражает не только государственный интерес (собрать налоги, сформировать бюджет), но и общественный интерес, заключающийся в финансировании социальных программ, создании благоприятных экономических условий, поддержании обороноспособности страны, стабильности отечественной валюты и т.п.

В-третьих, право выступает в качестве особого социального регулятора, критерия правомерного и неправомерного поведения.

В-четвертых, специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

Общеобязательность. В обществе действуют различные социальные регуляторы: профессиональные, этические, политические, религиозные, корпоративные, значение и сфера распространения которых различна. Данные разновидности систем социального регулирования обязательны только определенной части населения, а право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Например, общеобязательность права вполне ясно выражена в Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15).

Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы государства, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т.е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата государства и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, санкционированных государством. Таким образом, воля, найдя свое выражение в нормативных источниках, начинает обладать чертами государственной воли и не зависит от воли отдельных индивидов, их объединений и является обязательной для всего общества.

Формальная определенность. Означает, что правовые предписания всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности их адресатов, которые находят закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, указе Президента и т.д.). Формальная определенность предполагает ясность , недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Нарушение признака формальной определенности, которую иногда допускает законодатель, приводит к негативным последствиям в правоприменительной деятельности. К примеру, Конституционный Суд Российской Федерации не раз указывал на то, что в налоговом законодательстве некоторые нормы обозначены столь неопределенно, что за совершение одних и тех же неправомерных действий нарушитель может быть наказан дважды.

Системность. Право не предстает в виде хаотичного набора норм. Нормы права строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, подчинении и соподчинении, взаимодействуют друг с другом, когда наличие одной нормы обуславливает существование другой нормы, а реализация одной нормы невозможна без реализации другой нормы и т.п., и т.д. К примеру, применение норм, устанавливающих ответственность за налоговые правонарушения невозможно без группы норм, устанавливающих сам порядок их применения.

Право - регулятор общественных отношений. Основный смысл права заключается в его регулировании, упорядочивании общественных отношений. Оно служит средством организации государственной и общественной жизни, в чем собственно и выражается его инструментальная ценность. Без права не может нормально существовать и функционировать современное общество, которое испытывает потребность в организованности отношений.

При рассмотрении сущности права необходимо учесть два аспекта: во-первых, что любое право выступает регулятором общественных отношений (формальная сторона); и, во-вторых, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона). Выделим следующие подходы к сущности права :

  1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
  2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права , в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Следовательно, в сущности права , исходя из исторических условий, на первый план может выводиться любое из вышеперечисленных начал.

Право – сложное и многогранное явление. Существует много подходов к определению права. В настоящее время распространённым определёнием является следующее:

Право - это совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально-определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества. Право возникает как реакция общества на необходимость иметь более жёсткий и властный регулятор социальных отношений, снабжённый принудительной силой, так как моральные и другие нормы с этой задачей уже не справлялись.

Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки (свойства) заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль.

Сущность права. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности. Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса.

Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.

Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:

регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это — основной вопрос правопонимания. В зависимости от ответа на него решаются все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям.

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

· любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);

· интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общуюволю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два начала и сочетаются в сущности права.

Оба подхода имеют и позитивное, и негативное. Первый подход (классовый) носит конкретный характер (воля господствующего класса довольно очевидна). Однако в таком случае вряд ли можно утверждать идеалы справедливости, так как право выступает средством насилия меньшинства над большинством.

Второй подход в этом отношении выигрывает. Его достоинством является стремление определить сущность права через общечеловеческие ценности справедливости, добра.

Таким образом, при втором подходе имеется некоторая абстрактность общесоциального понимания сущности права. Кроме того, следует отметить, что в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают. Люди обладают различными способностями, неодинаковым социальным статусом, материальным положением. В таких условиях найти общечеловеческие ценности представляется достаточно трудно.

19. Внутренние функции в современном российском обществе

К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция - это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме .

1. понятие предмет и система теории государства и права

Теория государства и права - обществоведческая наука, главным и основным объектом исследования которой является государственно-правовая организация общества на различных этапах его развития, закономерности возникновения государства и права и смена одного типа другим.

Предмет теории государства и права — это общие законо­мерности возникновения, функционирования и развития государ­ства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.


Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это — основной вопрос правопонимания.

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

  • любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);
  • интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Подходы

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Соотношение подходов к изучению сущности права

Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны — классовую и общесоциальную.

Каждая из них преобладала в определенный период исторической эволюции.

Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса.

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов.

Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два начала и сочетаются в сущности права.

Оба подхода имеют и позитивное, и негативное. Первый подход (классовый) носит конкретный характер (воля господствующего класса довольно очевидна). Однако в таком случае вряд ли можно утверждать идеалы справедливости, так как право выступает средством насилия меньшинства над большинством.

Второй подход в этом отношении выигрывает. Его достоинством является стремление определить сущность права через общечеловеческие ценности справедливости, добра.

Однако следует отметить, что данные ценности носят конкретно-исторический характер. Например, людоедство (каннибализм) когда-то считалось частью священного ритуала. Среди некоторых народов, которые населяли Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности. У них была распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходи !' в него самого. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильнее он желал его съесть. Такие были представления о добре.

В настоящее время представления о добре и зле также изменяются. Причем иногда переоценка нравственных начал происходит быстро.

Таким образом, при втором подходе имеется некоторая абстрактность общесоциального понимания сущности права. Кроме того, следует отметить, что в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают. Люди обладают различными способностями, неодинаковым социальным статусом, материальным положением. В таких условиях найти общечеловеческие ценности представляется достаточно трудно.

Социальная ценность и сущность права

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в понимании его как выражения общенародной воли, разума, нравственных начал и меры свободы. В пределах своих прав человек уверен и свободен в собственных действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, а зло — нарушением этой нормы.

Далеко не все современные национальные правовые системы в полной мере проявляют указанные сущностные свойства. Право более ранних эпох вообще не могло иметь такие характеристики. В связи с этим существовали и существуют сейчас и другие взгляды на сущность права. Наиболее распространенной является теория классовой сущности права, обстоятельно и всесторонне разработанная в марксистском учении о государстве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса.

Представляется, что изначально право создавалось в интересах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения. Поэтому реальные проявления классовости в содержании права следует рассматривать как искажение его общесоциальной сущности.

Сущность права находит свое выражение в правовых принципах, в его социальном назначении и функциях.

Читайте также: