Оправдано ли на ваш взгляд существование должности председателя правительства рф

Обновлено: 30.06.2024

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.

2. Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения представления.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Комментарий к Ст. 111 Конституции Российской Федерации

В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией РФ.

В остальном процедура назначения на должность Председателя Правительства РФ исчерпывающим образом регламентирована положениями комментируемой статьи.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в часть 1 и 2 ст. 111 обновленной Конституции РФ были внесены изменения о процедуре назначения главы правительства.

В ст. 111 говорится, что председатель правительства России назначается президентом после утверждения его кандидатуры Госдумой (ранее — с согласия Госдумы).

Сюда же добавлено положение о том, что в случае освобождения президентом от должности либо отставки главы кабинета министров президент вносит в Госдуму кандидатуру на этот пост в недельный срок.

Изменена формулировка о роспуске Госдумы в случае, если она трижды отклонит представленную президентом кандидатуру на пост премьер-министра. В этой ситуации глава государства вправе распустить нижнюю палату и назначить новые выборы (ранее было — "распускает Государственную думу и назначает новые выборы").

В то же время порядок реализации Президентом своего конституционного права на представление кандидатур на должность Председателя Правительства РФ, а также юридические последствия отклонения этих кандидатур стали предметом запроса Государственной Думы о толковании соответствующих конституционных норм.

По смыслу положений статьи 111 и связанных с ней статей 83 (пункт "а"), ст. 84 (пункт "б") и ст. 103 (пункт "а" части 1) Конституции РФ, Президент РФ не вправе повторно представлять одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства, а Государственная Дума может быть распущена Президентом только после отклонения ею трех разных представленных им кандидатур.

Конституционный Суд постановил, что "положение части 4 статьи 111 Конституции РФ о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент РФ при внесении в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

Предусмотренная в ст. 117 Конституции возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма "сдержек и противовесов" в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Госдумы при решении вопроса о судьбе Правительства.

Если парламентское большинство выразит в первый год своей работы недоверие Правительству и будет настаивать на нем повторно в течение трех месяцев, у Президента не останется иного выбора, кроме как объявить об отставке Правительства. Ибо, согласно ст. 109 Конституции, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям недоверия Правительству в течение года после ее избрания.

Часть 4 ст. 111 нельзя применять без учета ст. 109 о недопустимости роспуска Государственной Думы в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента, а также в период выдвижения ее обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации и во время действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

Отставка Правительства в связи с выражением недоверия Государственной Думой ставит Президента перед необходимостью предварительных консультаций с фракциями и депутатскими группами.

Государственный деятель, действующий в рамках Конституции и обеспечивающий единство государственной власти, не может не учитывать, что в течение первого года после избрания нового состава Госдумы его реальные возможности роспуска нижней палаты по основаниям ст. 111 и 117 Конституции практически ничтожны.

Иных же оснований для досрочного прекращения полномочий Конституция не предусматривает.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий.

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

  1. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

  1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение .
  2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
  3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации .

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

  1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
  3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы .
  4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов .

4.1. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации .

Председатель Правительства РФ подал заявление на имя Президента РФ о своем уходе с поста. Президент отставку не принял, сославшись на то, что его работа Председателя Правительства устраивает, а в заявлении не указаны мотивы отставки. Председатель Правительства РФ на следующий день к выполнению должностных обязанностей не приступил.

Оцените ситуацию. Каковы должны быть действия Президента РФ по обеспечению деятельности органов государственной власти.

Ответы на вопрос:

Ирина, доброго дня.

Если он не выйдет на работу, надо назначить и. О. Премьера.

Статья 7. Назначение Председателя Правительства Российской Федерации и освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 01.06.2005 N 4-ФКЗ, от 30.01.2007 N 1-ФКЗ)

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.

Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Статья 8. Исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации

В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.

Ирина, добрый день

Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации, в том числе ввиду болезни или отпуска, Президент Российской Федерации своим решением вправе возложить временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. Если соответствующее решение Президентом Российской Федерации принято не было, временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей, установленным Председателем Правительства Российской Федерации.

В том случае если Председатель Правительства РФ не вышел на работу в силу требований закона Президент РФ вправе назначить исполняющим обязанности Председателя правительства РФ любого из его заместителей.

Я не знаю таких случаев, когда Президент РФ не принимал отставку. И кто вообще добровольно пойдет в отставку с этой должности?

Статья 8 Федерального Конституционного закона от 06.11.2020 года номер 4-ФКЗ "О Правительстве РФ"

Задача из обрасти фантастики!

Ответ на нее находится в Федеральном конституционном законе от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

Статья 7. Назначение на должность Председателя Правительства Российской Федерации

Статья 8. Временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации

В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации, в том числе ввиду болезни или отпуска, Президент Российской Федерации своим решением вправе возложить временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. Если соответствующее решение Президентом Российской Федерации принято не было, временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей, установленным Председателем Правительства Российской Федерации.

Начинают работать заместители!

Всего Вам наилучшего!

Президент - в данной ситуации

своим решением вправе возложить временное исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии со ст.8 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

Статья 11. Освобождение от должности членов Правительства Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации вправе освободить от должности члена Правительства Российской Федерации.

2. Член Правительства Российской Федерации вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

3. В случае освобождения от должности Президентом Российской Федерации или отставки члена Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.

Ирина, здравствуйте, согласно п. 5 ст. 117 Конституции РФ

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 111 Конституции РФ

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой

Президент должен предложить Государственной Думе кандидатуру нового Председателя Правительства, а Государственная Дума должна рассмотреть кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.


Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента. Что такое правительство, как его деятельность регулируется Конституцией? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе нашего урока.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правительство Российской Федерации"

Согласно Конституции, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента.

Правительство осуществляет свою деятельность в Доме Правительства Российской Федерации, который находится в Москве, на Краснопресненской набережной.

Правительство состоит из председателя правительства, заместителей председателя правительства и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.


Речь идёт о федеральных органах исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Председателем правительства, его заместителем, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Председателю правительства, заместителям председателя, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Правительство – это коллегиальный орган, подотчётный президенту. Глава государства назначает членов правительства и отправляет их в отставку. Как именно это происходит?

Процедура формирования правительства начинается с того, что председатель правительства назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.

Представление по кандидатуре председателя правительства вносится в Государственную Думу президентом в следующих случаях:

· после вступления в должность вновь избранного президента;

· после отставки правительства Российской Федерации;

· со дня отклонения кандидатуры председателя правительства Государственной Думой;

· после освобождения президентом от должности либо отставки председателя правительства.

Государственная Дума рассматривает представленную президентом Российской Федерации кандидатуру председателя п в течение недели со дня внесения представления.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства Государственной Думой, президент самостоятельно назначает председателя правительства. В этом случае президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Если же депутаты поддерживают предложение президента, следует официальное назначение председателя правительства на должность.

В течение недели после своего назначения председатель правительства представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий председатель правительства освобождён от должности президентом.

Также председатель правительства представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей председателя правительства и федеральных министров (за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности).

После чего Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.

Заместители председателя правительства и федеральные министры, кандидатуры которых были утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации.

Президент не вправе отказать в назначении на должность заместителей председателя правительства и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.

После трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур заместителей председателя правительства и федеральных министров, президент вправе самостоятельно назначить заместителей председателя правительства, федеральных министров из числа кандидатур, представленных председателем правительства.

В том случае если после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации (за исключением должностей федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности) остаются вакантными, президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Но нельзя сказать, что взаимодействие Государственной Думы и правительства ограничивается лишь необходимостью согласия депутатов на назначение его председателя. Правительство хоть и действует независимо от парламента, но подконтрольно ему. Вспомним, что оно должно ежегодно отчитываться перед Думой о результатах своей деятельности.

Председатель Правительства обладает особым статусом. В соответствии с конституцией, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями президента, он не только организует работу правительства, но и несёт персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство полномочий, правительство должно обеспечить их осуществление.

В Конституции его полномочия определены достаточно кратко, так, Правительство Российской Федерации:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

· представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

· представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также:

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

· обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие её научного потенциала;

· обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также:

· осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

· осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности;

· содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

· обеспечивает реализацию принципов социального партнёрства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

· создаёт условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на правительство конституцией, федеральными законами и указами президента.

На основании и во исполнение конституции, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений президента, правительство издаёт постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.


Постановление Правительства Российской Федерации — это акт управления общенормативного содержания, издаваемый правительством в пределах его компетенции.

Распоряжение Правительства Российской Федерации — это подзаконный акт управления, изданный правительством в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.

В иерархии правовых актов распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению на всей территории в Российской Федерации, а в случае их противоречия конституции, федеральным законам, указам и распоряжениям президента, они могут быть отменены главой государства.

Согласно Конституции, деятельность правительства может быть прекращена в следующих случаях:

· правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом;

· правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом;

· президент может сам принять решение об отставке правительства;

· Государственная Дума может выразить своё недоверие правительству.


В этом случае постановление о недоверии правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

После выражения Государственной Думой недоверия правительству, президент вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В том случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Кстати, председатель правительства вправе самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии, который подлежит рассмотрению в течение семи дней.

В том случае если Государственная Дума отказывает в доверии правительству, президент в течение семи дней вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В том случае если правительство в течение трёх месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии правительству откажет, президент также принимает решение об отставке правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Президенту всегда приходится выбирать между отставкой правительства и досрочным роспуском Государственной Думы, так как налицо будет наличие политического кризиса: непримиримые противоречия между ветвями власти.

Кстати, в конституции отдельно оговорено, что Государственная Дума не может выразить недоверие правительству, а председатель правительства не может ставить перед государственной думой вопрос о доверии правительству в следующих случаях:

· в течение года после избрания Государственной Думы;

· в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

· с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

· в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента;

· в течение года после назначения председателя правительства.

Председатель правительства, заместитель председателя правительства, федеральный министр вправе единолично подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом.

В том случае если отставка или сложения полномочий всё же произошло, то по поручению президента оно продолжает действовать до момента формирования нового правительства.

А в случае освобождения от должности президентом или отставки председателя правительства, заместителя, федерального министра

президент вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения нового человека на эту должность.


Если вы захотите самостоятельно познакомиться с деятельностью Правительства Российской федерации, это тоже можно сделать онлайн, для этого достаточно зайти на официальный сайт правительства и найти интересующую вас информацию.

Помните, что от деятельности исполнительной власти и её высшего органа – правительства – зависит то, как будут реализованы законы государства, насколько стабильным и безопасным будет развитие общества.

Исполнительная власть обладает мощнейшими рычагами влияния на жизнь страны, её граждан. Чтобы эти рычаги использовались лишь во благо, необходим достаточно жёсткий контроль над её деятельностью со стороны как законодательной и судебной властей, так и гражданского общества.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какую роль играет правительство в структуре высших органов государственной власти Российской Федерации?

Читайте также: