Опекун бьет ребенка что делать

Обновлено: 02.07.2024

Как часто могут приходить в приемную семью представители органа опеки? Что они проверяют? Куда обратиться, если семья нужна помощь? Мы собрали самые часто задаваемые вопросы и подготовили на них ответы.

Органы опеки имеют право и обязаны проверять, как ребенок живет в новой семье. Главное — убедиться в том, что ребенку не угрожает опасность.
Специалисты органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка проводят плановые и внеплановые проверки.

Что они проверяют?

Условия жизни ребенка, соблюдение опекунами его прав и законных интересов, сохранность его имущества, а также выполняют ли опекуны свои обязанности по отношению к ребенку.

Опека также запрашивает в образовательной и медицинской организациях информацию о подопечном ребенке, чтобы понять, заботятся ли опекуны о его здоровье, учат ли его.

Если кто-либо устно или письменно сообщает о том, что опекуны или кровные родители ребенка не исполняют свои обязанности, не заботятся о нем, подвергают его жизнь и здоровье опасности, нарушают его права и законные интересы, то органы опеки и попечительства проводят внеплановую проверку.

Если речь идет о жизни и здоровье ребенка, или поступили сигналы о неблагополучии в семье, опека не обязана предупреждать о своем визите.

Во время плановой и внеплановой проверки специалисты смотрят на несколько аспектов:

  • Внешний вид ребенка (соблюдает ли он личную гигиену, есть ли у него одежда и обувь по сезону и по возрасту, в каком состоянии эти вещи).
  • Уход за ребенком и его базовые потребности (есть ли у него еда и питье, получает ли он медицинскую помощь и так далее).
  • Безопасность ребенка в соответствии с возрастом (есть ли у него доступ к опасным предметам в быту, нет ли у него синяков и ссадин на теле).
  • Социальная адаптация (как ребенок общается со сверстниками, в коллективе и в семье, насколько он коммуникабелен, как ребенок относится к замечаниям и правилам, принятым в обществе, соблюдает ли он нормы поведения, режим дня).
  • Навыки самообслуживания по возрасту, физическому и ментальному развитию (что ребенок умеет, насколько он развит).
  • Жилищно-бытовые условия жизни (площадь и благоустройство помещения, сколько человек живут с ребенком в квартире или доме, есть ли у ребенка спальное и рабочее место, игрушки, личные вещи в соответствии с возрастом).

Какого-либо четкого списка, по которому опека проверяет наличие определенных продуктов в холодильнике или перечня предметов одежды для ребенка, не существует. Самое главное для представителей органа опеки — понять, нет ли угрозы жизни и здоровью ребенку, хорошо ли о нем заботятся, комфортно ли он себя чувствует в семье.

Во время посещения семьи представители опеки имеют право:

  • осматривать жилое помещение, поверять созданы ли ребенка комфортные условия для жизни,
  • записывать на видео визит, если опекуны согласны,
  • отстранить опекуна от обязанностей и забрать подопечного ребенка, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка,
  • вызвать скорую помощь, если ребенку необходима медицинская помощь,
  • вызвать полицию для охраны правопорядка, если это необходимо.

Периодичность плановых проверок регулирует Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423.
В первый год после передачи ребенка в семью под опеку, проверка должна приходить 5 раз, во второй и последующие годы — каждые 6 месяцев.
В случае усыновления органы опеки также могут проводить контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка (исключение — когда ребенка усыновляет отчим или мачеха, а второй кровный родитель проживает вместе с ребенком).
В первый год после усыновления специалисты приходят дважды: через 5 — 7 месяцев со дня вступления в силу решения суда, а также через 11 месяцев (не позднее 13-го месяца).
Третье контрольное обследование проходит в конце второго года жизни ребенка в семье (через 23 — 25 месяцев).
Четвертое — через три года жизни ребенка в семье (на 35 — 37 месяце со дня вступления в силу решения суда).

По закону органы опеки не должны обязательно заранее сообщать опекунам о своем приходе. Опекун может ознакомиться с графиком проведения плановых проверок в органе опеки и попечительства, а также увидеть в итоговом акте предыдущей проверки дату, когда планируется следующая.
Как правило, специалисты органов опеки все же предварительно созваниваются с семьей и уточняют удобное время.

Любая замещающая семья в Москве может обратиться за профессиональной консультативной, психологической, юридической, педагогической, медицинской и социальной помощью. Услуга по сопровождению семьи — бесплатная. Службы сопровождения приемных семей есть в столичных центрах содействия семейному воспитанию, семейных центрах, некоммерческих организациях и т.д. Полный список организаций можно найти здесь. Получить услугу могут усыновители, опекуны (попечители), в том числе кровные родственники ребенка и приемные родители.

Кроме того, семья может обратиться за помощью в ближайший семейный центр.

Все права ребенка регламентирует Семейный кодекс РФ.

Вот некоторые его важные статьи, касающиеся прав детей.

  • Статья 54 гарантирует право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

  • Ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками (Статья 55). Расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
  • Право ребенка на защиту гарантирует статья 56.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Важно! Должностные лица или граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

  • Согласно статьи 57, у ребенка есть право ребенка выражать свое мнение.
  • Статьи 58 и 59 регламентируют право ребенка на имя, отчество и фамилию, а также возможность их изменить.
  • Имущественные права ребенка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ.

Права родителей прописаны в статье 12 Семейного кодекса РФ.

Перечислим важнейшие из прав и обязанностей.

  • Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
  • Родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
  • Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, но вправе выбирать форму образования и конкретное образовательное учреждение.
  • Родители имеют право распоряжаться средствами ребенка с соблюдением его интересов, получать государственные льготы и пособия, положенные при появлении в семье ребенка.
  • Родители имеют право совместно проживать с несовершеннолетним ребенком, совместно проводить время с ребенком, проводить встречи с ним и организовывать общий досуг (в случае раздельного проживания).
  • Родители имеют право представлять интересы ребенка в суде или перед физическими/юридическими лицами.
  • Родители имеют право получать информацию и сведения о ребенке в профильных учреждениях.

Перечислим некоторые важные пункты:

  • Если ребенок передан под опеку или попечительство в установленном порядке, то родители ребенка или лица, которые их заменяют, утрачивают свои права и обязанности по защите прав и интересов ребенка.
  • Родители или другие родственники/усыновители ребенка могут обжаловать в органе опеки и попечительства (либо в суде) любые действия или бездействие со стороны опекуна в отношении ребенка.
  • Опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
  • Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
  • Опекун вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки.
  • Опекун имеет право выбрать образовательную организацию, форму получения ребенком образования, но обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

По сути это разные названия одного и того же понятия.
Приемная семья — это семья, оформившая опеку или попечительство над ребенком или детьми по договору о приемной семье. Договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (одним родителем) на определенный срок.

Речь о разных формах устройства ребенка в семью. Над приемным ребенком приемные родители или опекуны оформляют опеку или попечительство по договору о приемной семье. Опека бывает возмездная и безвозмездная.
Усыновленный ребенок по закону считается приравненным к кровному ребенку и получает все права кровного ребенка.
Подробнее о каждой из форм устройства ребенка в семью можно узнать здесь.

Орган опеки и попечительства имеет право немедленно забрать ребенка у родителей (одного из них) или у опекунов если есть непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.
Это происходит на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципалитета, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Органы опеки и попечительства могут помочь родителям в некоторых ситуациях. Например, родитель сам может обратиться в опеку, чтобы получить предварительное разрешение на изменение фамилии или имени ребенка, в случае отчуждения имущества.

В опеку обращаются, если родителям нужно установить порядок общения с ребенком после развода, а также если с ребенком планируют заключить трудовой договор (например, ребенок может официально работать в театре, участвовать в концертах за вознаграждение или получать другой доход по трудовому договору).

Кроме того, в опеку можно обратиться, чтобы получить заключение о возможности стать кандидатом в усыновители (опекуны, попечители).

Столичный Департамент труда и соцзащиты подготовил памятку о том, что делать, если у одинокой мамы или одинокого папы возникают проблемы со здоровьем и требуется срочная госпитализация, а ребенка некуда деть.

Важно отметить: самый лучший и наименее стрессовый вариант для ребенка — это временно оставить его родственникам или близким друзьям семьи. При необходимости социальные службы готовы сделать все возможное, чтобы помочь передать ребенка родным или близким семьи. Однако бывают ситуации, когда у одинокого родителя или опекуна, действительно, совершенно нет подходящих людей среди знакомых. Для таких случаев юристы на сайте Департамента труда и соцзащиты опубликована подробная инструкция .

На неправомерные действия сотрудников опеки и попечительства гражданин имеет право пожаловаться в Управление социальной защиты населения административного округа города Москвы по ссылке.

“Меня родители насилуют, бьют, морят голодом”, – нередко говорят приемные дети, попав в новую семью. Как отличить правду от оговора?

Мы попросили приёмных родителей вспомнить похожие случаи в их жизни и неожиданно получили вал отзывов. Все дети – интеллектуально полностью сохранны.

Про шапки, вафли, рабство и морение голодом

«Одна из моих красавиц 13-ти лет жаловалась в летнем лагере, что я утром ее не кормлю. Так пыталась побольше вафелек получить. И она же шапку не надевала, оправдываясь, что старые шапки все малы, а новых мама не покупает.

«Наш рассказывал, что он сыроед. Питается только травой из поля. Приехала комиссия, прокуратура, милиция, опека и т.д. Спрашивали детей – что едят. Сын с гордостью ответил, что предпочитает мясные тефтели с соусом и куриные котлеты.

Бунт, обида, разочарование


– Истории, когда дети жалуются на приемных родителей, типовые. Обычно это касается подростков, они понимают, что жаловаться надо адресно и жалуются в опеку.

Оговорить приёмных родителей подросток может:

– от обиды – не дали гаджет или не разрешили ночевать у друга;

– чтобы напугать родителей, показать свою силу;

Такой случай произошел с моей знакомой, которая взяла из детского дома девочку-подростка. В тот момент ребенку было 15 лет.

Но однажды она действительно познакомилась с будущей мамой, которая хотела взять ребенка из детского дома.


Маленькие чаще жалуются учителям или воспитателям. Иногда это даже не жалобы, а привычный способ получить внимание и подарки. Такое поведение вообще свойственно детям, долгое время прожившим в детдомах.

Говорит про настоящее, а имеет в виду – прошлое

– Иногда дети искаженно воспринимают что-то, что происходит с ними у опекунов дома. Какие-то детали отсылают их к прошлому опыту, они мысленно переносятся назад, и начинают рассказывать о нынешних опекунах то, что на самом деле относится к другим людям, которые их когда-то обижали. И сами в это верят.

Непроработанная травма даёт такой эффект – ребёнок не различает разных людей. То есть говорит про опекуна, а имеет в виду кровных родителей или каких-то людей, с которыми он общался в детдоме.

Вторая причина – у ребёнка есть непрояснённые моменты в отношениях с опекунами. И оговорить их, нажаловаться – способ выстроить эти отношения.

Если ребёнок не уверен в своих опекунах, он начинает устанавливать дополнительные контакты со взрослыми, ищет союзников. Быстрее всего это делается с помощью жалостливых рассказов воспитателям. Тогда, если что-то случится, этот взрослый точно будет на стороне ребёнка.

Так работает травматичный опыт ребенка. И даже если он попал в суперблагоприятные условия, любая новая, непривычная ситуация для него будет выглядеть как опасная.

Елена Мачинская: У травмированного ребёнка нарушено базовое доверие миру. Такой ребёнок теряет доверие ко взрослым, особенно к тем, от кого он зависит. Начинает дуть на воду, искать (и часто видеть) подвох там, где его нет.

Помню, как моя старшая приёмная дочь почти в двенадцать лет втихаря вылила бутылку дорогого вина, которую мне подарили друзья. Бутылка стояла в холодильнике несколько месяцев, а потом в ней внезапно оказался чай.

Выяснилось, что девочка думала – у меня алкоголизм, раз у меня вино в холодильнике. К счастью, она никому об этом не рассказала, а сразу перешла к действиям. А ведь могла бы поделиться в задушевной беседе в опеке, например.

А если и правда насилуют и бьют

– Но ведь бывает, что ребенка действительно бьют и насилуют. Какие на сегодня есть способы разобраться в таком сложном деле?

Инна Пасечник:

– К сожалению, сегодня в России опекуны не доверяют государству, а государство не верит опекунам. И диалога нет.

Конечно, есть профессиональные опеки, фонды, специалисты с ценным опытом. Но главное – сегодня в России нет единого регламента, как поступать с подобными жалобами детей, взятых в приемную семью.

Мы не работаем с жалобами, мы помогаем детям, пережившим насилие. Как правило, это уже свершившийся факт, и ребенок изъят из семьи, где он жил в тот период времени, когда с ним произошло насилие, и передан в приемную семью. А мы помогаем ребенка реабилитировать.

Говоря о насилии, дошкольники и младшие школьники ещё не понимают, что именно с ними произошло, и часто не рассказывают, кто это был. Мы это видим в рисунках или описаниях.

Мы два раза обращались в Следственный комитет, предлагали выстроить совместную работу так, чтобы она была деликатна и не травматична для ребенка. Но, увы, не нашли поддержки.

Следственному комитету нужно, чтобы мы сообщили факты о преступлении – где, кто, когда. А этого мы сказать не можем, мы не знаем. Да и не стоит у нас задачи – наказать преступника, у нас стоит задача ребенка реабилитировать. Мы конечно, советуем приемным родителям обратиться в органы, но насколько я знаю, никто так и не обращался.

Как жалобы детей проверяют в США


– Психолог, психиатр, работая с ребёнком, может сказать, применялось ли насилие, правду говорит ребёнок или нет?

Илзе Ернер, эксперт по социальной политике, клинический психолог (Хантер колледж, Нью-Йорк):

– Если в США ребенок жалуется на насилие со стороны приемных родителей, проводится тщательная проверка. В этом случае рекомендуется предпринять следующие шаги.

Ребёнок должен быть изолирован от приёмных родителей и подвергнут тщательному медицинскому освидетельствованию. Его дальнейшая судьба решается в зависимости от результатов этого осмотра.

Если есть признаки того, что ребёнок подвергался насилию или же уход за ним был небрежным, он не может вернуться в эту фостерную семью. Если же признаков насилия или плохого ухода нет, рекомендовано следующее:

  • беседа психолога с ребёнком о том, что происходит в доме, и почему он сказал то, что сказал;
  • беседа психолога с семьёй о том, что они видят в поведении ребёнка и почему, по их мнению, он озвучил те или иные вещи,
  • если в жалобе ребёнка содержится неправда, для того, чтобы решить проблему, необходим завершающий мониторинг и психотерапия обеим сторонам – и ребёнку, и семье.

Приёмные дети часто лгут. Это не обязательно злонамеренно, но может быть проявлением страха собственной беспомощности или отсутствия границ (когда ребёнок не понимает разницу между правдой и вымыслом).

Ложь может быть проявлением неосознанного чувства жертвы и желания отыграть это чувство вовне.

Многое зависит от возраста ребёнка, но нужно иметь в виду, что приёмные дети имеют склонность к задержке развития, в том числе когнитивного. Это значит, что тринадцатилетний подросток может вести себя, как семилетний.

Всегда действуйте так, как будто в жалобе прозвучала правда, пока не выяснятся доказательства обратного.

Приёмным родителям нужны специальная подготовка и консультации, как не выпускать из-под контроля драматические истории, которые рассказывает ребёнок, в том случае, если они – неправда.

Помогает ли это? Конечно, правда должна быть, в конце концов раскрыта. Но ложь у детей имеет любопытную функцию;

для детей ложь – единственный инструмент, благодаря которому они могут почувствовать себя сильными.

Задача семьи и специалиста – научиться реагировать на ложь так, как будто она не имеет силы. Тогда и ребёнок постепенно перестаёт врать – ведь никто не использует инструменты, от которых нет толка.

Иллюстрации: Татьяна Лапонкина

Что делать, если родители избивают ребенка?

Избиение детей – явление распространенное, хотя и старательно скрываемое от посторонних глаз. Что делать, если мать, отчим издеваются над ребенком? Куда обращаться с информацией о жестоком обращении соседей с детьми? Что делать подростку, которого бьют дома? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Родители избивают ребенка, что делать?

В России 40% тяжких насильственных преступлений совершаются в семьях. Страдают и дети. Их убивают, насилуют, избивают. Как правило, мучения ребенка и неадекватное поведение отцов и матерей заметны соседям, но не каждый из них знает, куда обратиться за помощью.

У неравнодушных людей есть масса способов защитить ребенка в рамках законодательства. Для этого даже нет необходимости вступать в прямой конфликт с обидчиками. Существуют структуры, которые обязаны обеспечить безопасность ребенка, узнав, что его бьют.

Куда обращаться, если соседи бьют ребенка?

Куда обратиться, если родители избивают детей, зависит от конкретной ситуации.

Если вы стали непосредственным свидетелем того, что родители жестоко бьют ребенка – звоните в полицию. По вызову приедет наряд. Сотрудники зафиксируют факт избиения и направят ребенка на медицинское освидетельствование. По заключению судмедэксперта будет решено, к какому виду ответственности возможно привлечь жестоких родителей. В любом случае обязательно встанет вопрос о временной изоляции избитого ребенка и об ограничении преступников в родительских правах. Не исключено дальнейшее лишение прав на детей в судебном порядке.

Чаще соседи не видят, что ребенка бьют, но информация об избиении просачиваться иначе, например:

  • в квартире соседей часто орут, скандалят, слышится плач ребенка;
  • ребенок появляется на улице изможденным, пугливым, на его теле видны ссадины и ушибы;
  • мать или законный представитель ребенка избегают разговоров о его психологическом и физическом состоянии;
  • об избиении ребенка матерью, отцом или отчимом, родственниками рассказывают другие дети, которые с ним знакомы;
  • о жестоком обращении родителей с детьми судачат другие соседи, не готовые обратиться куда-либо со своими подозрениями официально.

В случае когда достоверно неизвестно избивают ли ребенка родители, но необходимость проверки все же существует, следует обратиться:

Популярным становится обращение за помощью в средства массовой информации. Однако, необходимо понимать, что одно дело общение с журналистом, другое дело открытое суждение, например, в соцсетях. Из общественного защитника можно стать жертвой уголовного преследования. Поэтому, куда бы вы ни надумали обратиться с заявлением о том, что бьют ребенка, проконсультируйтесь у юриста, чтобы избежать ошибок.

Что делать подростку, которого бьют дома?

Подростку, которого бьют дома, прежде всего следует поискать помощи в школе. Достаточно обратиться к любому педагогу, который вызывает доверие. Учитель, в свою очередь, самостоятельно обратится в органы опеки. Сотрудники проведут проверку и сообщат в полицию.

Довериться можно друзьям, которые расскажут своим родителям, дать знать родственникам, соседям – они решат, куда обратиться. Если нет людей, кому хотелось бы открыться, но есть синяки от побоев, что-то болит (могут быть внутренние повреждения) – надо обратиться в травмпункт. При этом не обязательно рассказывать, кто избивал, где били и когда. Медики по закону обязаны сообщить о травмах в полицию, а та – выяснять, кто бил ребенка.

Многие подростки боятся раскрывать ситуацию окружающим. Но боль и унижения не должны быть бесконечны. Если нет желания обращаться за помощью куда бы то ни было, надо просто не скрывать своих телесных повреждений. И школьные работники, и знакомые, соседи, неравнодушные люди обязательно это заметят и окажут помощь. Полиция, органы опеки сами во всем разберутся и защитят подростка, которого бьют.


Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму на нашем сайте
  • Или просто позвонить по номеру:

Статья за жестокое обращение с детьми

Наказание за жестокое обращение с ребенком неминуемо. Любые насильственные действия, которые причиняют физическую боль, предусматривают штраф до 30 тыс. руб., арест до 15 суток, обязательные работы до 120 часов. Ответственность за побои из хулиганских побуждений:

  • обязательные работы до 360 часов;
  • исправительные работы до 1 года;
  • ограничение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до 2 лет.

Если ребенку причинены телесные повреждения, пусть даже и легкие, то ответственность существеннее. Применяемые статьи УК РФ в этом случае зависят от тяжести повреждений. Степень тяжести телесных повреждений (внешних и внутренних) определяется на основании заключения судебно-медицинского эксперта.

Умышленное причинение физических или психических страданий несовершеннолетнему путем систематического нанесения побоев, насильственных действий наказывается по ст. 117 УК РФ. Мера наказания – лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

Помимо ответственности за боль, истязания, причинение вреда здоровью ребенка его родители или законные представители несут ответственность за жестокое обращение. За это предусмотрено наказание:

  • штраф до 100 тыс. руб. или в размере дохода виновного за период до года;
  • обязательные работы до 440 часов;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы или лишение свободы до 3 лет с возможным лишением права заниматься определенной деятельностью до 5 лет.

Резюме

То, что ребенка бьют, всегда видно неравнодушным окружающим. Они в силах обратиться за защитой в различные структуры. Ответственность за избиение детей сурова. Если вы не знаете, как лучше поступить в конкретной ситуации – куда именно обратиться за защитой прав ребенка или, наоборот, как снять с себя ложные обвинения, – наши юристы вам помогут. Получить консультацию можно через чат сайта или позвонив нам по указанным номерам телефонов.


— С одной стороны, в обществе снижается терпимость к насилию над детьми, все чаще говорят о том, что их бить нельзя. С другой — мы нередко слышим о вопиющих случаях, когда родители избивают за малейшую провинность. Как эти случаи связаны с терпимостью к насилию и с чем еще они могут быть связаны?


Помимо заблуждений для некоторых это еще и способ эмоциональной регуляции. Человек испытывает напряжение, ему плохо, он злится, тревожится, и ребенок для него — удобный объект, на который можно безнаказанно слить негатив. Побил, поругал, снял стресс — и стало легче. К сожалению.

— Что происходит с психикой ребенка, когда его болезненно наказывают?

— Все зависит от того, насколько наказание было предсказуемо. Например, в семье установлены правила: сделаешь то-то и получишь то-то. Это лучше.

Но зачастую наказывают спонтанно. Ребенок, в отличие от взрослых, не может вербализовать свой страх, у него возникает ощущение постоянной угрозы, потому что он доверял родителям или тем, кто заботится о нем, а эти люди причинили ему боль.

Либо второй момент — чувство вины. Родители прикрывают наказание тем, что ребенок сам виноват. Дети никогда не будут думать, что они живут с плохим человеком. Раз с ними так обращаются — значит, они это заслужили, так работает их логика.

Дети, которые пострадали от насилия, всю жизнь порой проводят с глубинным ощущением, что они плохие.

Для полноты картины добавьте сюда чувство стыда, если ребенка раздели.

— Чем объяснить эти процессы?

— Доказано, что насилие физическое никогда не идет в одиночку, рядом всегда присутствует насилие эмоциональное. И если разовый эпизод, возможно, не принесет ребенку сильного вреда, то последствия постоянной практики необратимы для его мозга. Так что бить детей — это плохо не столько с точки зрения морали, сколько физиологии: человеку наносится непоправимый ущерб.

Когда проводили МРТ-исследования, выявили, что объем мозга у взрослых, с которыми в детстве жестоко обращались, меньше, чем у людей без травматического опыта. Например, у них меньше левый гиппокамп: так как эта часть головного мозга дополнительно отвечает за вербальную память, у человека будут снижены когнитивные способности. По этой причине дети, по отношению к которым практикуется насилие, чаще всего не успевают в школе.

Еще их лимбическая система — структура, отвечающая за эмоции, — постоянно находится в состоянии повышенной активности. Человек не может ощутить себя в безопасности.

У детей, с которыми жестоко обращались, как правило, выше риск психических расстройств, от депрессии до различных психозов. Меняется физиология в целом, эмоциональные процессы влияют на физиологические: вырабатываются гормоны стресса, катехоламины, сразу учащается сердечный ритм, меняется уровень глюкозы в крови и так далее. Люди становятся более уязвимы, потому что изменяется работа иммунной системы, на этом фоне появляется риск эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Шлепки — это тоже насилие

— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела?

— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут, потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие?

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?


— В вашей практике были такие случаи?

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы.

Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался.

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.

— Шлепки — тоже насилие. Насилие для ребенка — это вообще любое применение физической силы или власти со стороны взрослого, которое связано с болью и страхом. Не обязательно должна оставаться физическая травма, шлепки приносят эмоциональный вред.

Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.

— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?

— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.


Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.

В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.

— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются.

А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.

Родителям стыдно признаться, что они бьют детей

Если ребенок рассказал психологу, что его били, это вызывает у родителей столько стыда!

— И что решит проблему вместо ремня, если ребенок неуправляем?


— Чем это отличается от насилия? Мы же все равно наказываем…

— Нет, мы заранее объясняем, что у ребенка есть выбор. Он не обязан с нами соглашаться, он может считать по-другому, нравится нам это или нет. И важно сразу на входе эти негативные последствия проговорить.

— В этот момент родителям ничего не надо делать. Таким образом мы учим ребенка думать о долгосрочных последствиях. И плюс, у него не будет этого необоснованного чувства страха, что он сейчас должен спрятаться в углу комнаты и ждать, когда его накажут.

— Это вообще не работает. О последствиях нужно предупреждать и они должны быть сразу, как и положительное подкрепление. Обратите внимание: не наказание, а последствие, которое невыгодно человеку. А если мы его отложили, мы потеряли время на формирование связки.

Можно даже это наказание опустить, лучше поговорить с супругом, позвать ребенка, который хулиганит, и с ним обсудить новые правила игры. Если дети младшего школьного возраста, с ними лучше сменить серьезный тон и общаться при помощи игры. Когда все напряжены, ребенок начинает нервничать и закрываться. Если мы хотим, чтобы он выполнял какие-то пожелания, нужно, чтобы бы он доверял нам.

— Когда ребенка выгоняют на мороз или в подъезд в качестве наказания, что происходит в этот момент у него внутри?

Некоторые так и уходят из дома. Это всегда симптом, что дома им небезопасно. Насколько должно быть плохо в семье, чтобы ты пошел ночевать к другу или остался где-нибудь на улице? Из дома могут уходить дети, семьи которых внешне благополучны. Еда, одежда — все у них есть, но при этом они испытывают эмоциональное насилие.


— Вы думаете, они возможны? Какому родителю это понравится?

— Думаю, они появятся. Я сужу по своей практике: за последние лет десять многое изменилось. Если раньше вообще эта тема была табуирована, то сейчас люди начали хотя бы говорить, выросло количество обращений детей и подростков — это статистика. Табуированность снимается, люди поняли, что можно и нужно идти за помощью.

Читайте также: