Опека и попечительство что это

Обновлено: 28.06.2024

Об опеке и попечительстве

(с изменениями на 30 апреля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
11 апреля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
16 апреля 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин - несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 5. Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Глава 2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, ородских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

(Часть дополнительно включена с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июня 2019 года Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 107-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 мая 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 114-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Часть дополнительно включена с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ)

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Положения части 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ), касающиеся требований к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2014 года, - см. пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ.

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

(Пункт дополнительно включен с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ)

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;

(Пункт дополнительно включен с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ)

14) ведение учета опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комментарий к ст. 31 ГК РФ

1. Комментируемая статья, посвященная общим вопросам опеки и попечительства, называет цели их установления (п. 1), функции опекунов и попечителей (п. 2), условия установления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (п. 3), взаимодействие источников правового регулирования (п. 4). До принятия ГК опеку и попечительство регулировало семейное законодательство, сегодня их регулируют: а) правила международных договоров РФ; б) ГК (ст. ст. 32 - 41); в) Закон об опеке и иные принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации; г) СК (гл. 20) и иные акты, содержащие нормы семейного права; д) законы субъектов РФ. Правила международных договоров приоритетны над национальным законодательством (ст. 7 ГК, ст. 6 СК, п. 5 ст. 3 Закона об опеке). О роли ГК в регулировании опеки и попечительства см. ст. 3 ГК. Закон об опеке субсидиарно дополняет ГК: его положения и принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации применяются при регулировании вопросов опеки и попечительства в части, не урегулированной ГК (п. 4 ст. 31). Поскольку принятие Закона об опеке не предусмотрено ГК, он не является законом, принятым в соответствии с ГК (а значит, и не входит в состав гражданского законодательства в смысле п. п. 1 и 2 ст. 3 ГК). Семейное законодательство регулирует опеку и попечительство только в отношении несовершеннолетних подопечных, к тому же в отличие от гражданского законодательства оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ср. подп. "о" ст. 71 и подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции). О роли законов субъектов РФ при регулировании опеки и попечительства (в том числе в отношении несовершеннолетних) см. п. 3 ст. 3 Закона об опеке.

2. Опека и попечительство - юридические формы устройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан в целях обеспечения защиты их прав и интересов, а в соответствующих случаях - и их воспитания. Статья 2 Закона об опеке связывает недееспособность подопечного только со ст. 29 ГК, а неполную дееспособность - со ст. ст. 26, 28, 30 ГК, однако к недееспособным подопечным следовало бы отнести граждан, недееспособных по возрасту и по состоянию здоровья (см. коммент. к ст. ст. 28, 29, 32 ГК), а к не полностью дееспособным - граждан, обладающих частичной и ограниченной дееспособностью (см. коммент. к ст. ст. 26, 30, 33 ГК). Опека и попечительство устанавливаются в отношении разных категорий лиц (ср. п. 1 ст. 32 и п. 1 ст. 33 ГК, подп. 1 и 2 ст. 2 Закона об опеке), что исключает их пересечение и сосуществование в отношении одного и того же лица. У каждого нуждающегося в опеке (попечительстве) гражданина может быть только один опекун (попечитель), одно и то же лицо может быть опекуном (попечителем) только одного гражданина, однако оба эти требования диспозитивны. При необходимости немедленного назначения опекуна (попечителя) опека (попечительство) могут быть предварительными (п. п. 6 - 10 ст. 10, ст. 12 Закона об опеке). ГК формулирует три вида правил об опеке и попечительстве, касающихся всех подопечных (ст. ст. 32, 37, 38 ГК), а также совершеннолетних подопечных и лиц, приобретших полную дееспособность до наступления совершеннолетия согласно п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК (ст. ст. 29, 30, п. 2 ст. 34, п. 5 ст. 36, п. 1 ст. 40 ГК), и несовершеннолетних подопечных. В последнем случае опека и попечительство: а) помимо всего прочего преследуют цель воспитания и обучения подопечных (п. 1 ст. 31, абз. 2 п. 3 ст. 36 ГК); б) регулируются не только гражданским, но и семейным законодательством (п. 1 ст. 31); в) устанавливаются и прекращаются по специальным основаниям (п. 3 ст. 31, абз. 1 п. 1 ст. 39, п. п. 2, 3 ст. 40 ГК); г) подчиняются другим специальным правилам (см. абз. 2 п. 2 ст. 33, абз. 1 п. 2 ст. 36 ГК).

Опека (попечительство) в отношении несовершеннолетних устанавливается в случаях, когда они остались без родительского попечения, т.е. если имеют место: а) отсутствие (смерть) родителей; б) лишение их родительских прав или ограничение в них; в) отсутствие усыновителей; г) иные случаи отсутствия родительского попечения, а также его неэффективность или нецелесообразность (например, признание родителей недееспособными, болезнь или длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания или защиты прав и интересов несовершеннолетних, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию) (п. 3 ст. 31 ГК, п. 1 ст. 121 СК). Опека (попечительство) может устанавливаться по совместному заявлению родителей о назначении их ребенку опекуна (попечителя) с указанием конкретного лица на тот период, когда сами они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности; установление попечительства в отношении несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, возможно по его заявлению с указанием в качестве попечителя конкретного лица (п. п. 1, 3 ст. 13 Закона об опеке). Установление опеки возможно в отношении детей, родители которых - лица моложе 16 лет; вплоть до достижения последними 16 лет и совместно с ними назначенный опекун осуществляет воспитание ребенка, а возникающие при этом разногласия разрешает орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 62 СК) (ср. с п. 2 ст. 29 Закона об опеке).

3. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах без специального полномочия. Смысл п. 2 ст. 31 неоднозначен. Совместное толкование правил п. 2 ст. 31, п. 2 ст. 32, п. 3 ст. 36 ГК и подп. 1 ст. 2 Закона об опеке позволяет сделать вывод, что опекуны - законные представители подопечных в материальном и в процессуальном праве. Попечители же согласно п. 2 ст. 31 - только процессуальные представители подопечных, в свою очередь, правила п. 2 ст. 33 (ср. абз. 2 и 3), ст. 36 (ср. п. п. 3 и 4) ГК и подп. 2 ст. 2 Закона об опеке и вовсе ограничивают данный вывод только попечителями несовершеннолетних.

Судебная практика по статье 31 ГК РФ

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь § 3 статьи 16, статьей 31 СМГС, статьями 330, 333, 401, 784, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из доказанности факта превышения грузоподъемности отправленных ответчиком вагонов и искажения сведений в железнодорожной накладной, повлекших занижение размера провозных платежей, суд пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, отказав при этом в удовлетворении ходатайства о снижении неустойки.

По поводу соблюдения статьи 8 Конвенции. Лишение заявителя дееспособности являлось вмешательством в его право на частную жизнь. Это вмешательство было предусмотрено статьей 31 Гражданского кодекса. Судебное решение о признании заявителя недееспособным было основано исключительно на заключении психиатрической экспертизы. Наличие психического заболевания, даже серьезного, не может быть единственной причиной для полного лишения лица дееспособности. По аналогии с делами о лишении лиц свободы, чтобы оправдать полное лишение лица дееспособности, психическое заболевание должно быть "такого рода или такой степени", чтобы оправдать применение подобной меры. Законодательство Армении не устанавливало каких-либо пределов или возможности личного ответа в таких ситуациях, как в деле заявителя, и проводило разграничение только между дееспособностью и ее отсутствием.

Виды опеки и попечительства

При утрате ребенком попечения родителей и при лишении взрослого человека дееспособности закон устанавливает формы защиты их прав и интересов. Государственные органы для таких граждан назначают законных представителей. В их отношении оформляется опека или попечительство.

В этой статье выясним какие виды опеки и попечительства регламентирует законодательство, в чем их принципиальное отличие.

Что такое опека и попечительство

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы , обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Закон четко определяет понятия – недееспособный и ограниченно дееспособный:

  • Недееспособный гражданин – человек, лишенный судом дееспособности по законным основаниям (ст. 29 ГК РФ);
  • Ограниченно дееспособный гражданин – несовершеннолетний, оставшийся без опеки родителей (с 14 до 18 лет) или лицо, в судебном порядке ограниченное в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Опека – это семейное устройство детей, лишенных родительского попечения (до достижения ими 14 лет) и надзор за совершеннолетними гражданами, признанными в судебном порядке недееспособными. Опекуны становятся их законными представителями, в интересах подопечных и от имени осуществляют все правовые действия.

Попечительство – устройство несовершеннолетних (14 — 18 лет) и лиц, ограниченных в дееспособности по судебному решению. Попечители, установленные государственным органом, должны помогать своим подопечным в осуществлении их гражданских прав и исполнении обязанностей, защищать несовершеннолетних от противоправных действий со стороны третьих лиц, а также содействовать совершеннолетним ограниченным опекаемым в их правовой и экономической деятельности.

Виды опеки и попечительства

Опекунство и попечительство в зависимости от обстоятельств и целей оформления подразделяется на виды:

  1. По объему дееспособности: опека и попечительство.
  2. По возрасту подопечного: над детьми и совершеннолетними.
  3. В зависимости от статуса субъекта: постоянная и временная (предварительная).
  4. В зависимости от оплаты: возмездная и безвозмездная.
  5. По количеству субъектов: совместная форма опекунства.

Рассмотрим эти виды подробно.

В зависимости от объема дееспособности

В зависимости от уровня дееспособности субъектов оформляется опека, попечительство.

Опека отличается от попечительства следующими признаками:

    , а также над взрослыми гражданами, в судебном порядке признанными недееспособными. При этом опекун действует от имени опекаемого, который сам не может вступать в правоотношения или совершать какие-либо сделки;
  • Попечительство оформляется над несовершеннолетними с 14 до 18 лет и устанавливается в отношении взрослых людей, чья дееспособность ограничена по суду. В этом случае подопечный имеет право самостоятельно участвовать во всех правоотношениях, попечитель только может дать свое согласие (либо отказать);
  • Опекун назначается государством, а попечитель может быть оформлен и по просьбе самого лица;

Если инвалиду или гражданину, достигшему преклонного возраста, нужна помощь и поддержка, но они полностью дееспособные, используется такая форма заботы, как патронаж , которая устанавливается по договору между взрослым дееспособным гражданином и его помощником.

В зависимости от возраста подопечного

Задачи и функции опекунства от возраста подопечного практически не зависят, но имеются различия в целях и последствиях.

Опека над ребенком назначается, когда он остается без попечения родителей и продолжается до наступления 14 лет . Опекун, полностью отвечает за ребенка: занимается его содержанием, обучением, воспитанием, распоряжается, с согласия органов опеки, его имуществом. С 14 лет и вплоть до совершеннолетия в отношении подростка оформляется попечительство . Попечитель теперь ограничен в правах и только дает разрешение (или отказывает) подопечному, который уже несет ответственность за участие в правоотношениях и совершении сделок.

Опека устанавливается и над взрослыми. Главное основание для этого: лишение судом совершеннолетнего дееспособности. Необходимость в этом возникает, когда человек не может отвечать за свои поступки по причине психического расстройства, связанного с алкоголизмом, наркоманией, старческим слабоумием.

  • обеспечивать подопечного достойным содержанием и медицинским уходом;
  • контролировать выплату пособий, пенсий, компенсаций и тратить их на нужды опекаемого;
  • защищать права недееспособного в суде и других организациях;
  • сохранять имущество подопечного и выступать от его имени в сделках;
  • контролировать опекаемого от нанесения вреда самому себе и окружающим.

Правовая особенность попечительства над совершеннолетними заключается в том, что оно применяется к гражданам не лишенным, а ограниченным в дееспособности.

Главное отличие в том, что подростку попечитель назначается в обязательном порядке при достижении возраста – с 14 до 18 лет. Попечительство совершеннолетнему устанавливается только решением суда об ограничении его дееспособности и прекращается по заявлению попечителя или органа опеки, когда суд снимет ограничение дееспособности.

В зависимости от статуса ребенка

В зависимости от статуса ребенка, различают временную и постоянную опеку и попечительство.

Временная опека оформляется в случае невозможности родителям временно выполнять свои обязанности по отношению к ребенку:

  • из-за длительной командировки;
  • очного обучения в другом городе;
  • серьезной болезни

Особенности временной опеки:

    ;
  • родители с заявлением обращаются в органы опеки и сами определяют кандидатуру временного опекуна;
  • в заявлении родители ребенка указывают срок назначения опеки, могут его продлить или прекратить опеку до окончания срока;
  • представителем ребенка чаще всего выступают совершеннолетние родственники (бабушка, дедушка);
  • временный опекун не получает никаких выплат от государства.

Оформление временной опеки – вынужденная мера для родителей, на долгий срок расстающихся с ребенком и не имеющих возможности взять его с собой.

Постоянная опека согласно ст. 145 СК РФ назначается в случаях, когда ребенок получает статус оставшегося без родительского попечения в результате:

  • смерти родителей;
  • объявления их пропавшими без вести;
  • утраты матерью и отцом родительских прав;
  • недееспособности родителей.

Опекун:

  • отвечает за содержание, воспитание, образование ребенка;
  • представляет его интересы в государственных органах;
  • защищает имущественные права опекаемого;
  • выступает в сделках от его имени, по согласованию с опекой.

При оформлении постоянного опекунства бывает нужна предварительная опека. Чтобы не помещать ребенка в детский дом, родственники берут его под опеку.

Особенности:

  • действует 6 месяцев (в исключительных случаях продлевается еще на 2 месяца);
  • используется как время для сбора документов на постоянную опеку;
  • опекунами становятся родные или близкие семьи ребенка;
  • оформляется быстро и на льготных условиях.

При оформлении постоянной опеки предварительная прекращается.

В зависимости от оплаты

В зависимости от оплаты закон определяет опекунство:

Безвозмездная опека предполагает, что опекун или попечитель не получает оплату. Эта форма опекунства часто осуществляется родственниками. Расходы на содержание недееспособного должны покрываться за счет его пенсии, а содержание несовершеннолетнего – за счет назначенного ему пособия. Средства поступают на счет опекуна, но расходует он их только на содержание подопечного, о чем ежегодно отчитывается, подавая сведения в отдел опеки.

Возмездная опека устанавливается по договору между органом опеки и законным представителем. Соглашение предусматривает ежемесячное вознаграждение опекуну. Для представителя ребенка сумма определяется законами региона. Для опекуна недееспособного выплата назначается индивидуально, не более 5% от дохода опекаемого. Представитель не дает отчет за полученные средства.

В зависимости от количества субъектов

Количество субъектов предполагает:

  • опека в отношении нескольких подопечных;
  • опекунство над 1 опекаемым двумя и более представителями.

Один опекун может быть законным представителем нескольких детей и совершеннолетних граждан, если для этого есть условия.

По закону возможна передача в семью детей ограничена (8 с учетом собственных). Количество недееспособных подопечных законом не определено.

Совместное опекунство устанавливается в интересах подопечного в обстоятельствах:

  • когда подопечный проживает с одним опекуном, но имеет собственность в другом городе и для проведения сделок от его имени нужен второй опекун;
  • когда родители ребенка не лишены прав, но из-за отъезда или болезни оформляют совместную опеку с родственником;
  • когда опеку оформляет супружеская пара, и каждый из супругов заключает отдельное опекунство (например, бабушка и дедушка несовершеннолетнего).

Граждане распределяют полномочия или это делает отдел опеки. При оформлении возмездной опеки выплаты делятся пропорционально или достаются одному из опекунов.

В 2021 году закон выделяет более 10 различных видов опекунства. Некоторые может выбрать сам представитель: в отношении 1 или нескольких подопечных оформлять опеку, на возмездной или безвозмездной основе. Другие виды определяются решением органов опеки.

Чтобы разобраться в видах опеки и правильно оформить опекунство поможет совет квалифицированного юриста.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для того чтобы узнать, как решить именно Вашу проблему и получить консультацию юриста, пишите в онлайн-чат справа, в форму для вопросов ниже или звоните по телефону:

Консультация в чате и по телефону – это самые быстрые способы получения ответа. Через форму ниже – примерное время ожидания ответа 1-2 дня.

Опека и попечительство – это способы обеспечения защиты прав и интересов лиц, которые в силу тех или иных причин не могут это делать самостоятельно. Здесь может идти речь как о несовершеннолетних, так и недееспособных взрослых гражданах. Они могут быть установлены в отношении тех детей, которые потеряли родителей или если последние лишены соответствующих прав.

Чем отличаются эти понятия?

Для многих людей опека и попечительство – понятия идентичные, но на самом деле они несколько отличаются друг от друга. Давайте выясним, какая между ними разница.

Социальное попечительство

Опека – это форма защиты малолетних граждан и тех, кого судебные органы признали недееспособными по состоянию психического здоровья. Человек, представляющий их интересы, имеет право совершать все нужные сделки от их имени.

А попечительство – это возможность выступать в тех или иных инстанциях от имени несовершеннолетних детей 14-18 лет и тех, кто был признан недееспособным вследствие наркотической или алкогольной зависимости. В данном случае речь идет о совершении тех действий или сделок, которые подопечные не в состоянии сделать самостоятельно. Также попечитель должен защищать их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Эти два вида социальной защиты не могут существовать одновременно в отношении одного лица. Опека и попечительство отличаются наличием либо отсутствием у человека дееспособности. А в первом случае гражданин, отвечающий за подопечного, обязан еще заботиться о его состоянии здоровья и обеспечивать ему полноценное питание и лечение.

Законодательная база

Попечительство – это регулируемый государством процесс, равно как и опека. Существует ряд правил по их выполнению, который предусмотрен Гражданским кодексом и законодательной базой, посвященной семье и браку.

Попечительство над ребенком

В России в 2008 году прошла реформа системы соответствующих органов. Тогда же был принят Федеральный закон, который посвящен этим двум вопросам целиком. Дело в том, что ранее не существовало единого института, который бы регулировал процессы попечительства и опеки на государственном уровне. Данный документ дал следующие возможности:

  • можно заключать на бесплатной основе договор с опекуном или попечителем о выполнении их услуг;
  • опека и попечительство детей может осуществляться их совершеннолетними родственниками, в частности бабушками и дедушками, имеющими преимущество перед другими лицами;
  • родители имеют право по уважительным причинам временно не выполнять свои обязанности в отношении ребенка, указывая в соответствующем заявлении временного опекуна;
  • на случай своей смерти одинокая мать или отец могут заранее назначить опекуна посредством подачи заявления в соответствующие органы попечительства;
  • один подопечный может иметь несколько опекунов;
  • при необходимости назначения попечителя для недееспособного гражданина в срочном порядке, процедура имеет упрощенный порядок;
  • лицо старше 14 лет имеет право самостоятельно в заявлении назначить себе того или иного опекуна.

Существуют специальные инстанции, которые регулируют перечисленные вопросы. Так, специальные органы попечительства работают с судами и жилищными компаниями, они способны контролировать деятельность опекунов.

Исполнительные органы

Такие структуры являются промежуточным звеном между приемным ребенком и его новыми родителями, их представители должны отвечать за то, чтобы эти люди воспитывали его и обеспечивали всеми необходимыми благами. В случае если они этого не делают, их лишают прав. Подобные органы являются исполнительной властью в отношении семейных вопросов рассматриваемой направленности. В некоторых регионах существует даже свое Министерство опеки и попечительства, которое призвано защищать права детей-сирот.

Усыновление: что нужно для этого?

Что такое попечительство над ребенком, мы выяснили, перейдем к вопросу усыновления, то есть приема несовершеннолетнего в свою семью на правах ее полноправного члена. В данном случае взрослые несут полную ответственность за него во всех сферах.

Несмотря на усовершенствованную законодательную базу и наличие соответствующих структур, стать приемными родителями зачастую не так просто. Очень часто они сталкиваются с серьезными бюрократическими помехами, которые мешают оформить данную процедуру.

Опека и попечительство детей

Конечно же, иногда это связано с тем, что пакет документов был предоставлен не полностью. Он должен включать в себя следующее:

  • паспорта;
  • заявление;
  • фотографии;
  • брачное свидетельство;
  • автобиографии потенциальных опекунов;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья каждого члена семьи;
  • согласие на усыновление от биологических родителей, если они живы и признаны дееспособными;
  • документ, заверенный другими членами семьи, о возможности совместного проживания с ребенком;
  • справки с мест работы и о доходах;
  • характеристику жилищных условий и техпаспорт помещения.

Кто имеет право на опекунство и попечительство?

Согласно Гражданскому кодексу, взять на себя ответственность за воспитание ребенка имеют право:

  • совершеннолетние и дееспособные лица, не лишенные ранее родительских прав, не страдающие наркотической и алкогольной зависимостью и не имеющие заболеваний, которые могут воспрепятствовать выполнять обязанности по уходу за ребенком;
  • социальные и лечебные учреждения;
  • органы по опеке и попечительству – только на временной основе;
  • граждане, заключившие платный договор с социальными структурами о воспитании ребенка.

Если речь об оформлении попечительства над совершеннолетним, это происходит на основании соответствующего судебного решения.

Права опекунов

Эта категория граждан после оформления соответствующих документов, согласно которым, она несет ответственность за жизнь подопечного, имеет такие обязанности:

  • заботиться о содержании ребенка, ухаживать за ними, лечить и защищать его права и свободы;
  • проживание должно быть совместным, раздельно они могут жить после наступления 16-летнего возраста ребенка;
  • опекуны обязаны распределять доходы своего подопечного (например, стипендию или пособие) только в его интересах и с согласия соответствующих органов.

Освобождение от обязанностей

Попечитель или же опекун перестает считаться таковым в следующих случаях:

  • если ребенок был возвращен родителям или усыновлен другими людьми;
  • если подопечный был отдан под попечительство и опеку определенных структур;
  • при обоюдном согласии сторон и наличии уважительных на то причин попечитель или опекун может быть отстранен от своих обязанностей при их ненадлежащем выполнении, при использовании имеющихся прав в своих корыстных целях или же при оставлении ребенка или недееспособного человека без нужной помощи.

Обязанности при представлении интересов

Обязанности опекунов и попечителей тоже несколько отличаются друг от друга. Так, в первом случае они целиком заменяют своих подопечных при совершении тех или иных сделок и несут полную ответственность за их действия.

Опека и попечительство

А вот попечитель имеет более ограниченные обязанности. Так, сделки от имени ребенка или недееспособного лица он совершает лишь тогда, когда они не смогут их провести сами. Также при выполнении ими своих прав он лишь оказывает содействие, а не становится доверенным субъектом. Кроме того, он не несет ответственности за совершенную сделку от имени своего подопечного и не может являться его законным представителем в материальных и гражданских отношениях правового характера.

Право на управление имуществом

Опекуны и попечители имеют полномочия распоряжаться лишь той долей владений их подопечного, которая не передавалась в доверительное распоряжение и не была отделена для этих нужд от остальной части. Управлять имуществом они могут при условии, если в этом есть нужда, а также если речь идет о недвижимости или ценностях.

Попечительство это

После этого органы опеки должны заключить соответствующий договор с потенциальным опекуном. В его роли может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Если такой документ об управлении имуществом был составлен на платной основе, то все действия будут иметь свою стоимость.

Основания для прекращения его действия прописаны в Гражданском кодексе. Также доверительное управление не может завершиться при автоматическом переходе от одной формы социальной защиты к другой.

Патронаж - что это такое?

Социальная опека и попечительство - это, в частности, оказание помощи взрослым и дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут выполнять те или иные действия и защищать свои права. Этот вид называется патронажем. Подобный вид помощи не назначается соответствующими органами, а только при согласии самого подопечного, и прекращается тоже по его желанию. Патронаж оказывается как на платной, так и бесплатной основе, помощник временно недееспособного гражданина может получать от него вознаграждение в виде финансовых средств или оказания встречных услуг, в которых он компетентен независимо от состояния здоровья.

Социальная опека и попечительство

Подобный вид помощи может быть назначен, если у человека фактически нет других помощников, даже если у него есть дееспособные дети и другие родственники, но они не могут быть рядом в силу разных причин.

Помощь пожилым людям

В нашей стране также существует социальное попечительство, когда в качестве подопечных выступают пожилые люди-инвалиды. Их заселяют в отдельные дома с удобной для них инфраструктурой, где за ними ведется регулярный уход. Подобные дома можно назвать отличной альтернативой домам престарелых.

Министерство опеки и попечительства

Там старики могут жить семьями, как в обычной квартире, за исключением того, что в любой момент они смогут получить все необходимое.

Как видно, институт социальной помощи в России имеет немало форм и зависит от возраста, физических возможностей и состояния здоровья нуждающихся в подобной защите. При необходимости государственные структуры и их представители могут посодействовать тем или иным образом несовершеннолетним, недееспособным и пожилым гражданам.

Читайте также: