Охрана и защита семьи как конституционно правовые категории

Обновлено: 30.06.2024

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:


    Аннотация
    Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется с учетом особенностей правового регулирование государства в данной сфере, также при решении данных вопросов государство должно не только опираться на законодательство, но и на общие представления о семейных отношениях.

    Научный руководитель: Мишунина Алена Александровна

    профессор кафедры конституционного и муниципального права

    Института государства и права Тюменского государственного университета, доктор юридических наук

    Законодательство нашей страны, декларирует, что защита семьи, материнства, отцовства и детства в свою очередь непосредственно обладают конституционно-правовым фундаментом, в него входят все инструменты, законы субъектов РФ и прочие нормативно правовые акты, которые в свою очередь направлены на регулирование и защиту российских семей. Тем не менее, материнство, детство, отцовство и семья согласно Семейному кодексу РФ представляют собой субъекты государственной защиты[4].

    Необходимо отметить тот, факт, что защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется с учетом особенностей правового регулирование государства в данной сфере, также при решении данных вопросов государство не только опираться на законодательство, но и на общие представления о семейных отношениях.

    Стоит отметить, что в первую очередь при защите интересов семьи, материнства, отцовства и детства необходимо руководствоваться Конституцией РФ именно она является главным гарантом в данном направлении, в ней отмечено, что наше государство отвечает за семейный институт. Если говорить, более доступным языком семейный институт для нашего правительства является весьма важным вопросом.

    Исторически так сложилось, что формирование государства, его устройства, взаимоотношения между людьми и отдельными образованиями нуждаются в регулировании. Регулятором выступают нормы права, которые, будучи зафиксированными как итоговые постулаты, обязательные для всех и всеми признаваемых, легитимных. Именно право и формирующие его нормы и правила – это залог построения устойчивого, стабильного общества и государства. Границы дозволенного, запреты, правила поведения, методы реагирования на нарушения, способы наказания и многое другое – все это определяется и регулируется именно правом. Государственная власть реализуется не только как властная, карательная, но и путем защиты и оказания поддержки своим гражданам. Благополучия в обществе во многом определяется тем, насколько материально обеспечены и защищены от разного рода незаконных посягательств семьи. Общепризнанным является тот факт, что женщина в период беременности, а также после рождения ребенка уязвима, она большую часть своего времени отдает именно ребенку, вследствие чего нуждается в помощи со стороны. Исходя из признания равенства родителей и супругов. За отцами также признается право на воспитание детей и, как следствие, на получение поддержки от государства. Однако законодательство Российской Федерации крайне несовершенно, его нормы во многих случаях могут быть истолкованы двояко и неверно пониматься правоприменителями. Право толкования норм права, осуществления их проверки на соответствие положениям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, обладает Конституционный Суд Российской Федерации. Толкование, которое дается Конституционным Судом Российской Федерации не может оспорено никем и в практике нормы права должны применяться с учетом разъяснений, изложенных в определениях и постановлениях данного суда. Изучение и анализ решений, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации, позволяет в дальнейшем применять нормы права более корректно.

    Семейные отношения являются неотъемлемой и важнейшей частью социальной жизни общества. Они закреплены и регулируются семейным законодательством в Конституции РФ.

    Понятия уважения и любви в семье не могут контролироваться государством, но защитить члена семьи от грубости, насилия, жестокого отношения и обращения с детьми, стариками, женщинами государство обязано. Начиная с младенчества, семейным кодексом РФ предусмотрен постоянный контроль государства по охране материнства и детства, прав, а также обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетним детям.[7]

    Семья, материнство, отцовство и детство – в Российский Федерации эти ценности находятся под защитой государства. В Конституции РФ говорится об укреплении семьи, основой которой являются чувства взаимной любви и уважения, а также чувства взаимопомощи и ответственности. Особо отмечено то, что не должно быть какого-либо вмешательства в дела семьи извне, а также о защите своих прав членов семьи в судебном порядке.

    Семья, материнство, отцовство и детство – в Российский Федерации эти ценности находятся под защитой государства. В Конституции РФ говорится об укреплении семьи, основой которой являются чувства взаимной любви и уважения, а также чувства взаимопомощи и ответственности. Особо отмечено то, что не должно быть какого-либо вмешательства в дела семьи извне, а также о защите своих прав членов семьи в судебном порядке.

    В Конвенции о правах ребёнка содержатся следующие положения: ребёнок по причине своей умственной и физической незрелости, требует специальной заботы и охраны, в том числе защите его правовых интересов, как до рождения, так и после. Указанная норма не включена ни в один из законодательных актов РФ, хотя с юридической точки зрения её нужно закрепить.

    К одному из важных элементов конституционно-правового статуса детей относятся принципы, согласно которым осуществляются отношения в сфере детства. К принципам могут относиться только те правила, которые являются признанными государством и обществом, и в то же время относятся к разряду ключевых установок и идей правового статуса человека и гражданина РФ. Принципы, относящиеся к правовому статусу личности, закреплены в Конституции РФ, они в равной степени должны быть применены в случае реализации прав и свобод детей. Всеобщий характер данных принципов можно объяснить их универсальностью, другими словами возможностью их применения независимо от возраста человека.

    Автор считает, что появление системной программы могло бы позволить приблизить государство к уровню целостного и стройного механизма по защите материнства, детства, отцовства. Соответствующая программа приведет к тому, что можно избавится от барьеров и противоречий в законодательстве. Например, ежедневно сталкиваются с тем, что не принимают молодых девушек на работу (работодатели заранее предусматривают, что молодые специалисты уйдут в декретный отпуск).

    В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обуславливает необходимость создания, федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.

    По мнению автора, для совершенствования конституционно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства необходимо:

    - повышенная уголовно-правовая охрана семьи, что ведет к предотвращению домашнего насилия, в первую очередь в отношении детей и женщин;

    - гарантия социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

    - повысить государственные пособия гражданам, имеющим детей.

    Проблематика охраны семьи, материнства, отцовства и детства по- прежнему сохраняет свою актуальность, касаясь вопросов жизнедеятельности каждого жителя нашей страны. Необходим общий системный анализ не только законодательства в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, но и степени эффективности правозащитных механизмов в данной сфере. Однако в настоящее время можно наблюдать в информационном пространстве огромное количество материалов эмоционального, политизированного характера, и лишь отдельные разрозненные научные исследования в рассматриваемой области правовых отношений.

    Таким образом, институт семьи, материнства, отцовства и детства предполагает характерную цепочку социальных факторов, которые затрагивают все проблемы общества и развитие его в целом, союз и передача от поколения к поколению, признание государством выполнение своих обязанностей по правам каждого гражданина. Сказанное объясняет, почему Конституция РФ объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи.

    Сегодня защита семьи, материнства, отцовства и детства является приоритетной в национальных проектах и важной в государственной семейной политике.


    © Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

    Шелютто Марина Львовна, ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат юридических наук.

    В статье обращается внимание на законодательные решения, не согласующиеся с такими конституционными принципами семейного права, как равноправие мужчины и женщины, равная ответственность родителей за содержание и воспитание детей, пропорциональность ограничений семейных прав, охрана права собственности супругов.

    Ключевые слова: семейное право, тендерное равенство, алименты на детей, усыновление, материнский капитал, собственность супругов.

    Realization of constitutional principles of family law in the Russian legislation

    The article attends to the legislative decisions, which are not consistent with constitutional principles of family law — gender equality, equal parental responsibility for maintenance and upbringing of their child, proportionality in restriction on family rights, protection of matrimonial property.

    Key words: family law, gender equality, child maintenance, adoption, maternal capital, matrimonial property.

    См. подробнее: Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. М., 2011. С. 34 — 43.

    Надлежащая, полная реализация конституционных положений, имеющих

    Равное право и обязанность родителей заботиться о детях и их воспитывать (ч.2 ст. 38 Конституции РФ). Сфера воспитания детей традиционно женская, но благодаря идее равноправия женщинам удалось выйти за ее рамки. В этой сфере принцип равноправия нарушается в настоящее время в отношении мужчин.

    Защита от дискриминации по признаку пола, как отмечает О.А. Хазова, одна из центральных тем в международных документах о правах человека и деятельности международных организаций и органов . Тендерной дискриминацией не признается дифференциация в правовом регулировании в зависимости от пола, которая определяется физиологическими различиями между мужчинами и женщинами, вынашиванием, родами и грудным вскармливанием матерью ребенка. Однако примеры законодательного регулирования, которые будут рассмотрены далее, нельзя оправдать учетом исключительно женских по их природе функций и следует квалифицировать именно как проявления дискриминации.

    См.: Хазова О.А. Вступительная статья // Защита личности от дискриминации: Хрестоматия: В 3 т. Т. 3. М., 2006. С. 207 — 216.

    По мере постепенного изменения общественного сознания и стирания тендерных стереотипов дискриминация мужчин при осуществлении родительских прав, проявлявшаяся в судебной практике по спорам об определении места жительства ребенка, преодолевается. Хотя в большинстве судебных решений место жительства ребенка по-прежнему связывается с местом жительства матери, в последние годы возрастает число случаев, когда оно определяется судом с учетом места жительства отца. При недавнем обобщении судебной практики на такую тенденцию указали Верховный суд Республики Коми, Пермский краевой суд, Волгоградский и Ярославский областные суды . Вместе с тем российское законодательство по-прежнему не обеспечивает в полной мере условий для воспитания малолетнего ребенка отцом, аналогичных созданным для осуществления материнского ухода. Дискриминация отцов (усыновителей) по признаку пола при осуществлении ими родительских прав напрямую затрагивает права и интересы как родителей, так и детей.

    См.: Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г. // ВВС РФ. 2012. N 7. С. 30 — 31.

    См.: Макеева О.А. Актуальные проблемы реформирования алиментного законодательства России // Семейное и жилищное право. 2012. N 2. С. 13.

    По мнению Большой палаты ЕСПЧ, лишение и мужчины, и женщины права на получение отпуска по уходу за ребенком может быть оправдано только в отношении тех военнослужащих, чьи должностные обязанности не могут выполняться другими людьми вследствие таких обстоятельств, как, например, важность занимаемой должности, редкая техническая квалификация или участие в военных действиях (п. 148) .

    См.: Определение КС РФ от 15 января 2009 г. N 187-О-О.

    См.: п. 23 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2013 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2012 г. N 2369-р.

    Условия предоставления сотруднику органов внутренних дел такого отпуска тоже различаются в зависимости от пола. Отпуск сотруднику органов внутренних дел, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем), предоставляется до достижения ребенком трех лет, но только при условии, что отец воспитывает ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным

    причинам) . Это положение также нуждается в изменении с учетом равенства прав и обязанностей родителей по воспитанию детей.

    См.: Определения КС РФ от 13 октября 2009 г. No1085-О-О и от 16 февраля 2012 г. No281-О-О .

    См.: Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 107.

    Заслоны на пути реализации принципов, провозглашенных в ст. 38 Конституции РФ, создаются не только материально-правовыми, но и процессуальными нормами. Наращивая арсенал мер, понуждающих должников к исполнению их конституционной родительской обязанности по уплате алиментов, российское законодательство одновременно надежно защищает проживающего на ее территории должника, блокируя принудительное взыскание с него алиментов по решению суда иностранного государства, с которым Российская Федерация не связана международным договором, предусматривающим признание и исполнение судебных решений по делам об алиментах.

    На основании ч.1 ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов признаются и исполняются на территории Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Соответствующие международные договоры, предусматривающие исполнение решений иностранных судов по делам о взыскании алиментов, имеются, однако число государств, в отношениях с которыми такие договоры применяются, ограничено . В отсутствие соответствующего

    международного договора Российской Федерации алименты, взысканные иностранным судом, уплачиваются должником, проживающим в России, лишь на добровольных началах, вследствие чего в материально ущемленном положении оказываются дети, на которых взысканы алименты, в том числе дети, состоящие в российском гражданстве и проживающие за рубежом.

    Перечень международных договоров Российской Федерации о правовой помощи, предусматривающих признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, см. в приложении N 11 к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. Приказом директора Федеральной службы судебных приставов от 19 июня 2012 г. N 01-16 (Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2012. N 8).

    Показательно Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, которая со ссылкой на отсутствие международного договора о правовой помощи по семейным делам между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия признала законным и обоснованным определение Московского областного суда об отказе в удовлетворении ходатайства Ф. о принудительном исполнении на российской территории решения районного суда ФРГ о взыскании алиментов на двух несовершеннолетних детей .

    См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 1 декабря 2009 г. N 4-Г09-27. См. также: Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 28 января 1999 г., в котором обосновывается отсутствие правовых оснований для разрешения принудительного решения финского суда об опеке одного из родителей в отношении ребенка, участии другого родителя в воспитании ребенка и взыскании алиментов на ребенка (ВВС РФ. 1999. N 7. С. 5).

    Таким образом, родитель-должник, проживающий в России, фактически освобождается от конституционной обязанности по содержанию своих несовершеннолетних детей только в связи с тем, что они проживают за границей и решение о взыскании алиментов вынесено в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации нет необходимого договора. Между тем Конвенция ООН о правах ребенка провозглашает право ребенка на уровень жизни, необходимый для его всестороннего развития, и предусматривает ответственность родителей за обеспечение условий, необходимых для развития ребенка, принятие государствами-участниками мер для обеспечения взыскания алиментов в случае, когда ответственные лица проживают в государстве, отличном от государства, в котором проживает ребенок (ст. 27).

    Несмотря на отсутствие международного договора между Российской Федерацией и Финляндией, предусматривающего исполнение судебных

    решений по гражданским делам (в Договоре о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г., связывающем Россию и Финляндскую Республику, условие о принудительном исполнении судебных решений отсутствует), и взаимности со стороны Российской Федерации, Финляндия исполняет решения российских судов о взыскании алиментов . Причем взыскателю нет необходимости приглашать адвоката, так как его представителем при получении экзекватуры в этом случае выступает Министерство юстиции Финляндии .

    На основании Постановления о признании и исполнении иностранных судебных решений о взыскании алиментов в отдельных случаях (N 832, 1989 г.). См.: Гуреев В., Туунайнен П. Исполнительное производство в Российской Федерации и Финляндии: международное и национальное исполнение: Науч.-практ. пособие. М., 2011. С. 114 — 116.

    Марышева Н.И. Вопросы признания и исполнения в России решений иностранных судов // Журнал российского права. 2006. N 8. С. 14.

    Пропорциональность законодательных ограничений семейных прав целям защиты конституционно значимых ценностей (ч.3 ст.55 Конституции РФ). В семейном законодательстве содержатся нормы-запреты. Наряду с тенденцией к их разрастанию под влиянием судебной практики отдельным положениям СК РФ об усыновлении в последнее время была придана некоторая гибкость в целях расширения пределов усмотрения суда. Так, первоначально жестко ограничивался возраст ребенка, при усыновлении которого в целях сохранения тайны усыновления допускалось изменение даты его рождения: такая возможность имелась лишь при усыновлении ребенка, не достигшего возраста одного года (п. 1 ст. 135 СК РФ в начальной редакции), что нарушало конституционное право граждан на семейную

    тайну. Благодаря обращению супругов В. и В. в Конституционный Суд РФ и Постановлению Тюменского областного суда от 15 ноября 2002 г., указавшего при пересмотре их дела в порядке надзора на необходимость непосредственного применения в нем Конституции РФ , было введено положение, в соответствии с которым по причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше . Вместе с тем рамки изменения даты рождения усыновляемого ребенка (в пределах трех месяцев) по-прежнему строго лимитированы, что не позволяет суду учесть особенности конкретной ситуации.

    Одновременно с внесением указанного изменения были смягчены отдельные положения, устанавливающие требования к доходу и жилым помещениям кандидатов в усыновители: суд стал вправе отступать от этих требований с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств (п. 1.1. ст. 127 СК РФ). Аналогичный подход был проявлен в 2011 г., когда была предусмотрена обязательная предварительная подготовка к усыновлению кандидатов в усыновители .

    Обоснованные изъятия из общих правил сделаны в законодательстве в отношении усыновления ребенка его отчимом или мачехой (п.1.2.ст.127, п.2 ст. 128, п.2 ст. 132, п.2 ст. 136, абз. третий п.1 ст. 165 СК РФ; ч. 1.1.ст.271 ГПК РФ). Ведь усыновляемый ребенок к моменту рассмотрения заявления о его усыновлении уже проживает одной семьей со своим будущим усыновителем и нередко считает его своим родителем, а кандидат в усыновители фактически исполняет роль родителя ребенка.

    Однако и в случае с усыновлением ребенка его отчимом или мачехой законодатель не последователен. Ряд требований к усыновителю, являющемуся отчимом или мачехой ребенка, несмотря на сложившиеся семейные отношения с пасынком (падчерицей), сформулированы категорическим образом, исключающим вопреки интересам ребенка возможность судебного усмотрения и принятия во внимание конкретных жизненных обстоятельств. В частности, абсолютно жестким является условие об отсутствии криминального прошлого (абз. десятый п.1 ст. 127 СК РФ).

    В результате механического применения судом запрета без возможности судебного усмотрения фактические отношения, сложившиеся в семье, не могут быть вопреки прежде всего интересам ребенка оформлены юридически. Юридически не оформленные семейные отношения не порождают для заявителя ни родительских прав, ни родительских обязанностей в отношении воспитываемого им ребенка и не влекут возникновения корреспондирующих семейных прав этого ребенка. Непреодолимый разрыв между фактическими семейными и юридическими отношениями в данном случае нарушает права всех членов семьи заявителя на уважение семейной жизни.

    Обозначенный в СК РФ круг деяний, предусмотренных УК РФ, чрезвычайно широк , а судебное усмотрение при применении рассматриваемой нормы не допускается. Такое регулирование приводит к несоразмерным ограничениям прав членов семьи, закрепленных в Конституции РФ (ч.1 ст.23, ст. 38). Нет возможности учесть конкретную жизненную ситуацию и при назначении ребенку органом опеки и попечительства опекуна, попечителя, являющегося родственником ребенка и (или) проживающего с ним одной семьей (абз.третий п. 1 ст. 146 СК РФ).

    Гибкие материальные нормы, регулирующие усыновление, назначение ребенку опекуна, попечителя (ситуационное правовое регулирование), позволили бы суду, органу опеки и попечительства учесть конкретные обстоятельства, защитить права и законные интересы ребенка, кандидатов в усыновители, опекунов, попечителей с учетом особенностей каждой ситуации. Неопределенность в этом смысле семейно-правовых норм Н.Н. Тарусина правильно расценивает как благо .

    См.: Тарусина Н.Н. О судебном усмотрении: заметки семейноведа: Монография. Ярославль, 2011. С. 98 — 102.

    На практике последнее положение, отмечает Е.А. Чефранова, понимается так, что право совместной собственности супругов с обозначением обоих супругов в качестве правообладателей регистрируется тогда, когда оба супруга указаны сторонами договора, либо стороной договора указан один супруг, но с заявлениями о регистрации права совместной собственности обращаются оба супруга, либо супруг-заявитель просит зарегистрировать право общей совместной собственности. Если стороной договора значится один из супругов и он заявляет о регистрации своего права, только в некоторых территориальных органах Росреестра в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) вносятся сведения об обоих супругах-правообладателях . Речь в данном случае идет о возмездных договорах.

    См.: Чефранова Е.А., Чашкова С.Ю. Применение семейного законодательства в нотариальной практике: Учеб. пособие. М., 2012. С. 26 — 27.

    В результате в отношении значительной части недвижимых вещей, принадлежащих лицам, состоящим в браке, ЕГРП является недостоверным: его данные говорят об индивидуальной собственности лица на недвижимую вещь, а на деле она находится в совместной собственности двух лиц .

    См.: Бевзенко Р.С. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество: проблемы и пути решения // Вестник гражданского права. 2011. N 5. С. 24.

    Такое положение влечет многочисленные имущественные споры, когда супруг, не указанный в качестве правообладателя, вынужден доказывать свое право на общее имущество в судебном порядке, возможность не согласованного с сособственником-супругом отчуждения имущества, незаконного перехода имущества по наследству, принудительного выселения сособственника после расторжения брака из общего жилого помещения. Осложняется реализация налоговых льгот супругом, который в силу законного режима имущества является сособственником, но чье право собственности на недвижимое имущество не нашло отражение в ЕГРП.

    Надлежащая защита права собственности супругов требует государственной регистрации права общей совместной собственности при возмездном приобретении супругами в период брака недвижимого имущества независимо от того, кто из супругов значится приобретателем имущества в договоре, если в отношении указанного имущества брачным договором не предусмотрено возникновение права собственности одного из супругов или их долевой собственности. Для этого необходима законодательная формулировка, исключающая возможность скрыть совместную собственность на недвижимое имущество под видом индивидуальной, но ее недостаточно без механизма установления регистрирующим органом факта состояния заявителя в браке или отсутствия брака на момент приобретения имущества.

    Заявитель мог бы быть обязан сообщать регистрирующему органу необходимые сведения о своем семейном положении и представлять подтверждающие документы, в том числе в необходимых случаях свидетельство о браке, свидетельство о разводе, свидетельство о смерти, копию вступившего в законную силу решения суда о признании брака недействительным, справку органа записи актов гражданского состояния об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака (с созданием единой компьютерной базы данных органов записи актов гражданского состояния справки об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака на территории Российской Федерации станут вполне достоверными).

    Изъятия из режима совместной собственности должны производиться в соответствии с брачным договором, а также в случаях, когда отношения супругов регулируются иностранным законодательством и оно предусматривает иной режим имущества, приобретаемого в браке.

    Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. 2009. N 1.

    Бевзенко Р.С. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество: проблемы и пути решения // Вестник гражданского права. 2011. N 5.

    Гуреев В., Туунайнен П. Исполнительное производство в Российской Федерации и Финляндии: международное и национальное исполнение: Науч.-практ. пособие. М., 2011.

    Макеева О.А. Актуальные проблемы реформирования алиментого законодательства России // Семейное и жилищное право. 2012. N 2.

    Марышева Н.И. Вопросы признания и исполнения в России решений иностранных судов // Журнал российского права. 2006. N 8.

    Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. М., 2011.

    Тарусина Н.Н. О судебном усмотрении: заметки семейноведа: Монография. Ярославль, 2011.

    Хазова О.А. Вступительная статья // Защита личности от дискриминации: Хрестоматия: В 3 т. Т. 3. М., 2006.

    Чефранова Е.А., Чашкова С.Ю. Применение семейного законодательства в нотариальной практике: Учеб. пособие. М., 2012.


    Адвокаты уделили особое внимание постановлению, указывающему на недопустимость произвольного отказа субъекта РФ от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств в виде дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Одна из них отметила, что формальное исполнение региональным законодателем требований КС приводит к мысли о том, что Закон принимался не с обозначенной в нем целью повышения социального благосостояния многодетных семей и стимулирования демографического роста, а ради создания видимости благополучного социально-экономического климата в регионе. Вторая указала, что именно постановление КС помогло матери ребенка-инвалида получить квартиру.

    Конституционный Суд РФ опубликовал информационно-тематическое собрание своих правовых позиций о защите материнства, отцовства и детства по состоянию на июль 2020 г.

    В Постановлении № 25-П/2011 КС отметил, что лишение одиноких матерей – госслужащих, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, государственной защиты, которая в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя гарантируется законодательством женщинам, проходящим военную или правоохранительную службу, равно как и тем женщинам, которые осуществляют деятельность по трудовому договору, недопустимо, поскольку в нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности не имеет разумного и объективного оправдания и не основано на особенностях государственной гражданской службы.

    КС отметил, что предоставление гарантии, закрепленной в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто из родителей работает, а кто ухаживает за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы господдержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить – в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости – к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.

    КС заметил, что это не означает, что при совершении дисциплинарного проступка беременные женщины – госслужащие, – исходя из правового статуса государственных гражданских служащих и учитывая требования, предъявляемые к ним в связи с осуществлением задач по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, – полностью освобождаются от дисциплинарной ответственности. В подобных случаях к государственному гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание – при условии установления факта совершения дисциплинарного проступка, – с учетом его тяжести, степени вины госслужащего, обстоятельств, при которых совершено деяние, и предшествующих результатов исполнения госслужащим своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе).

    Конституционный Суд указал, что на случай невозможности субъекта РФ выплатить обещанный материнский капитал в региональном законодательстве должен быть предусмотрен соответствующий компенсаторный механизм

    В Постановлении № 13-П/2018 КС указал, что наделение законодателя субъекта РФ полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры соцподдержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. Напротив, он должен, предпринимая все усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учетом состояния бюджета субъекта Федерации, это объективно невозможно, – по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер соцподдержки. Иное, подчеркнул Суд, не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы со следующим из Конституции и обращенным к органам публичной власти требованием обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов.

    Между тем, заметил КС, законодатель Ставропольского края, отменяя меру соцподдержки многодетных семей в виде материнского (семейного) капитала, не предусмотрел компенсаторный механизм, направленный на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для семей, которые в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей приобрели право на получение данной выплаты на основании ранее действовавшего правового регулирования. Тем самым были нарушены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в этой сфере, что несовместимо с положениями Конституции.

    Адвокат АП Вологодской области Екатерина Юрчак заметила, что во исполнение данного постановления в Закон Ставропольского края были внесены изменения, предусматривающие для ранее имевших право на получение регионального семейного капитала семей незначительные в сравнении с суммой материнского капитала меры соцподдержки, экономически несопоставимые с теми мерами, на необходимость реализации которых указывал КС.

    Кроме того, добавила адвокат, КС не уточнил механизм установления и размеры таких компенсаций, справедливо сочтя для себя невозможным предопределить дискрецию регионального законодателя. Однако, по мнению адвоката, представляется, что такие компенсации не должны были быть меньше выплат, на которые многодетные семьи рассчитывали в период действия закона.

    В заключение Екатерина Юрчак отметила, что постановление КС не решило проблему произвольного отказа государства от взятых на себя социальных обязательств.

    Когда военнослужащий вправе досрочно уволиться в связи с уходом за ребенком, которого он воспитывает сам?

    Конституционный Суд пояснил, что при рассмотрении таких дел необходимо учитывать весь комплекс конкретных обстоятельств, так как иное противоречило бы ряду конституционных ценностей и нарушало бы баланс публичных и частных интересов

    Екатерина Задорожняя отметила, что и российское, и европейское законодательство строится на принципе равенства и равноправия мужчин и женщин, отцов и матерей, безработных и выполняющих свои профессиональные обязанности, поэтому нет ничего удивительного в том, что КС указал на необходимость равной защиты прав и интересов как матерей, так и отцов, воспитывающих детей как совместно, так и одиноко, приравняв в правах к одиноким матерям иных лиц, воспитывающих ребенка одиноко в силу обстоятельств.

    По мнению адвоката, закономерно, что как одинокие родители, так и родители, воспитывающие ребенка совместно, – независимо от того, проходят ли они государственную гражданскую, военную службу, службу в правоохранительных органах либо работают по найму, – будут иметь равную защиту и равные гарантии. Тем самым родителям, независимо от места выполнения ими своих профессиональных обязанностей, гарантировано равенство в сфере труда. Обратное, полагает Екатерина Задорожняя, означало бы нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности.

    На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

    Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

    Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

    Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

    К основным обязанностям человека Конституция относит:

    • соблюдение Конституции и законов РФ;
    • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
    • сохранение окружающей среды;
    • защита Отечества, несение военной службы;
    • забота о детях;
    • забота о нетрудоспособных родителях;
    • получение основного общего образования;
    • сохранение исторического и культурного наследия.

    Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

    Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

    Категории прав человека

    Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

    • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
    • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

    Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

    1. гражданские (личные)
    2. политические
    3. экономические
    4. социальные
    5. культурные

    Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

    Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

    Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

    Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

    Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

    Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

    Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

    Читайте также: