Охарактеризуйте нормативно правовое предписание каждый кто законно находится на территории рф

Обновлено: 30.06.2024

Конституция Российской Федерации – это высший нормативно-правовой акт, который закрепляет государственное устройство нашей страны, регулирует образование всех органов власти и систему государственного правления, а также определяет права и свободы человека и гражданина РФ.

Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Гарантом Конституции России является Президент Российской Федерации.

Устройство
Порядок
Возделывание
Государство

2. Кто первым из нижеперечисленных исторических деятелей предложил конституционный проект, предусматривающий разделение судебной, законодательной и исполнительной властей?

Петр I
С.Ю. Виттте
М.М. Сперанский
В.В. Путин

Внесены поправки в 6 статей
Внесены поправки в 4 статьи
Внесены поправки в 2 статьи
Поправки в Главу Конституции РФ не вносились

4. Согласно 1 статье Конституции РФ, Россия – государство с формой правления:

Монархической
Демократической
Федеративной
Республиканской

5. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Из чего состоит этот орган:

Из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы
Из трех палат – Государственного совета, Совета Федерации и Государственной Думы
Из четырех палат – Государственного совета, Совета Федерации, Государственной Думы и Общественной палаты

6. Правительство Российской Федерации

Управляет федеральной собственностью
Назначает руководителей Регионов
Поддерживает НКО
Утверждает законы
Развивает экологическую культуру и образование
Поддерживает волонтеров
Помогает предпринимателям

7. Республики Российской Федерации согласно Конституции РФ (укажите верное):

Не вправе устанавливать свои государственные языки
Имеют свою конституцию и законодательство
Обладают равными правами с другими субъектами РФ
Не применяют правила международного договора Российской Федерации

8. Основные свои права и свободы человек получает:

При достижении им возраста 18 лет
При достижении им возраста 16 лет
При достижении им возраста 14 лет
При рождении

9. Что, согласно Конституции РФ, для человека и гражданина является одновременно правом и обязанностью?

Забота о детях и их воспитании
Образование
Вероисповедание
Пользование родным языком

10. Соблюдение Конституции РФ, уважение прав и свобод других, сохранение культурного и исторического наследия, памятников истории и культуры – все это обязанности человека и гражданина. А какие еще обязанности Вы знаете?

Забота совершеннолетних о нетрудоспособных родителях
Защита гражданами РФ Отечества
Уплата законно установленных налогов и сборов
Охрана семьи и детства

Право другому государству на выдачу гражданина РФ, по решению Суда
Защиту и покровительство за пределами России
Невозможность быть высланным за пределы Российской федерации

12. Выберите один или несколько вариантов. Назовите верные утверждения. Согласно Конституции РФ, государство охраняет:

Достоинство личности (в том числе во всемирной информационной сети Интернет)
Право частной собственности (в том числе интеллектуальных прав)
Окружающую среду и экологическую безопасность (в том числе в рамках международных соглашений)
Памятники истории и культуры (на территории Российской Федерации)
Труд и здоровье (независимо от национальности, вероисповедания и социального статуса)
Государственную идеологию (в том числе религиозную и гендерную)

13. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину:

Работающему по трудовому договору, оплачиваемый ежегодный отпуск
Право наследования
Свободу деятельности общественных объединений
Свободу мысли и слова
Равенство прав и свобод человека и гражданина, не зависимо от религии, национальности, половой принадлежности или социального статуса

14. Какие международные решения, основанные на положениях международных договоров Российской Федерации, согласно Конституции РФ, НЕ подлежат исполнению в Российской Федерации?

Противоречащие государственным решениям Российской Федерации
Решения международных Судов
Противоречащие Конституции РФ

Каждый обязан платить законно установленные налоги, сборы и образовавшиеся, в связи с этим долговые обязательства
В ведении Российской федерации находятся федеральные налоги и долговые обязательства граждан
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации
Долг Судьи – неприкосновенность и объективность

16. Конституции РФ сообщает, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Выберите одно или несколько проявлений, которые НЕдопустимы:

Пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду
Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
Пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства

17. Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. А какие еще утверждения верны:

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию
Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам
Ничто не может ограничить права и свободы граждан

За исключением случаев, в которых гражданин Российской Федерации был лишен гражданства
И несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации
И имеет разделение обязанностей согласно национальному, социальному и трудовому статусу

19. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие:

Всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей
Воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим
Формированию национальной, религиозной и государственной идеологии

20. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Что из перечисленного является обязанностью государства?

Понимание, принятие и поощрение прав и свобод человека и гражданина

Соблюдение, разъяснение и регулирование прав и свобод человека и гражданина

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ.

Законом сформулирован ряд принципов установления и оценки применения обязательных требований, в частности:

- обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей;

- применение обязательных требований по аналогии не допускается;

- обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы;

- оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований;

- при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом;

- обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними;

- обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу;

- обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих указанные обязательные требования, с соблюдением соответствующей процедуры;

- обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота;

- установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается;

- при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.

В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству РФ и указанным принципам проводится правовая экспертиза проекта нормативного правового акта, включая оценку его регулирующего воздействия.

Законом также предусматривается возможность установления экспериментального правового режима, который состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования, в том числе в полном или частичном отказе от применения определенной группой лиц или на определенной территории обязательных требований либо в отказе от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности.

Установлено, что в рамках "регуляторной гильотины" Правительством РФ до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории РФ или отменены ли указанные нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в них, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Также определено, что с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.

Указанные положения не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером по которым выступает Российская Федерация.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Однако в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012 (далее - Постановление), среди прочего, разбирается случай, когда неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания являются самостоятельным основанием для признания его недействительным.

В текущей судебной практике выводы, сделанные в этом постановлении, стали аксиоматичными при рассмотрении дел о признании недействительными предписаний в связи с их неисполнимостью. В связи с этим, судебная практика в этой категории дел – довольно устоявшаяся, поскольку до рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации такая категория дел практически не доходит.

Постановление Президиума ВАС РФ по делу N А53-19629/2012 рассматривает исполнимость предписания как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Между тем, арбитражные суды не всегда принимают аргумент о неисполнимости предписания как основание для признания его недействительным, так как критерий неисполнимости не относится к прямо указанным в законодательстве на то основаниям.

На практике доказать неисполнимость предписания сложно. Однако, некоторые процессуальные ориентиры судебная практика устанавливает:

- предписание являет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для организаций, а в случае нарушения им прав и законных интересов Общества подлежащее признанию незаконным в силу его неисполнимости (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.07.2017 N Ф10-2553/2017 по делу N А23-5975/2016, Постановление 18 ААС от 13 августа 2015 г. по делу № А07-26105/2014, Решение Арбитражного суда Московской области от 16 мая 2014 года по делу №А41-16867/14)

- ​каждое из указанных предписаний носит самостоятельный характер, так как они выданы по результатам самостоятельных проверок уполномоченного органа и содержат конкретный срок их исполнения​. (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда по делу № А51-17422/2017 от 14 ноября 2017 года, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 N 15АП-17394/2016 по делу N А53-23133/2016, Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 N 13АП-9772/2016 по делу N А21-616/2016).

- предписание не должно содержать неопределенности в действиях, видах работ и мероприятий, которые должен выполнить заявитель в целях исполнения данного пункта предписания (постановление 5 ААС от 21 декабря 2015 г. по делу № А51-15397/2015, Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 309-КГ17-4669 по делу N А07-6666/2016).

- требования, изложенные в предписании не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами ( делоN А23-5975/2016, расмотренное в Арбитражном суде Центрального округа в постановлении от 26.07.2017)

Если же рассмотривать неисполнимость предписания вместе с общими условиями недействительности, предусмотренными ч. 4 ст. 200 АПК РФ, то таковыми признаются предписания, в том числе, которые:

  • не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту (согласно Постановлению предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства и не должно возлагать обязательств, приводимых к нарушению законодательства).
  • нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку таковое влечет возникновение для заявителя обязанностей, неисполнение которых создает для юридического лица юридические последствия - наступление установленной законодательством РФ ответственности согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ .

Таким образом, неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания может быть самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующего Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2015 г. по делу № А46-4267/2015).

Читайте также: