Оформление ип на другого человека чем грозит

Обновлено: 25.06.2024

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать ИП бесплатно и без визита в налоговую

Кто может зарегистрировать ИП

Что касается несовершеннолетних граждан в возрасте 14–18 лет, то таковые могут получить статус индивидуального предпринимателя, либо если его законные представители дали на это соответствующее согласие, либо в случае получения эмансипации — признания дееспособности через суд либо органы опеки.

Государственная пошлина за регистрацию ИП

При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по общему правилу надо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Данную пошлину нужно заплатить, если физлицо самостоятельно подает документы на регистрацию. Однако сегодня есть варианты, когда госпошлину можно не платить, расскажем об этом далее.

Способы регистрации ИП

Есть разные варианты регистрации физлицами в качестве ИП:

Обратиться к нотариусу, который подаст за вас документы в электронном виде и заверит своей ЭЦП (пошлину платить не надо, но придется потратиться на услуги нотариуса).

Подать документы на ИП через специализированные сервисы, например, можно через РБиДОС от Деловой среды, и заверить их своей ЭЦП (пошлину платить не надо, в ИФНС ходить также не нужно, не придется стоять в очереди).

Подать документ через отделение многофункционального центра – МЦФ (в этом случае пошлину можно не платить).

Подать заявление через портал Госуслуг (в этом случае на пошлину будет действовать скидка 30%.

Как видим, полностью бесплатными можно считать только вариант 3 и 4.

Сервис

Хотите открыть ИП? Вы можете это сделать бесплатно и без визита в налоговую

Как открыть ИП: пошаговая инструкция

1. Определитесь с кодом вида деятельности по ОКВЭД

ОКВЭД – это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Здесь каждый вид бизнеса имеет собственный числовой код. При подаче заявления на регистрацию будущим индивидуальным предпринимателем в этом обращении указываются соответствующие коды ОКВЭД. Таким образом заявитель ставит в известность государственные органы о том, в каком направлении он будет вести свою деятельность.

2. Выберите систему налогообложения

Индивидуальный предприниматель может выбрать одну из четырех систем налогообложения:

Общая система налогообложения (ОСНО) – наименее выгодны режим.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – данный режим выбирает большинство ИП.

Патентная система налогообложения (ПСН) – данный режим также подходит многим ИП, особенно после отмены ЕНВД (с 2021 года для ПСН действует ряд нововведений, которые расширяют применение данного режима).

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – данный режим доступен только тем ИП, у кого основной вид деятельности связан с сельским хозяйством.

Какие налоги платит ИП в 2021 году

3. Заполните заявление по форме Р21001

Для открытия ИП в 2021 году необходимо воспользоваться новой формой заявления о регистрации индивидуального предпринимателя № Р21001. Кроме того, нужно принять во внимание обновлённые требования по заполнению данной формы. Действовать такие изменения начали с 25 ноября 2020 года с выходом соответствующего приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@.

Следует заметить, что непосредственно самой формы изменения практически не коснулись — корректировке подверглись лишь названия строк, в которые следует вносить адрес места проживания ИП. Помимо этого, добавлена строка для указания адреса электронной почты (e-mail) предпринимателя.

Если вы будете подавать заявление лично или по почте, заполнить заявление можно одним из двух способов

Вручную — если заявитель предпочитает заполнять форму № Р21001 от руки, то для этой цели необходимо использовать шариковую ручку исключительно с чёрной пастой (чернилами).

На компьютере — при заполнении формы в электронном виде необходимо применять шрифт Courier New также только чёрного цвета и размером 18.

Что касается формы Р21001, таковая занимает 5 листов. Третий лист обязателен к заполнению исключительно для иностранцев и лиц без гражданства. Гражданам Российской Федерации третий лист сдавать вообще не нужно Указание кодов ОКВЭД может быть неполным, однако обязательно указание минимум четырех цифр каждого кода


После регистрации ИП в налоговой инспекции вы получаете не только право вести бизнес, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью, но и обязанности, первейшие из которых — сдавать отчётность и платить за себя страховые взносы. Помимо этих ключевых обязанностей каждого ИПешника есть ещё ряд нюансов, о которых стоит знать, чтобы не нарваться на штрафы в первый же месяц своей официальной деятельности. Специально для этой статьи мы отобрали семь важных вопросов, которые надо решить IT-фрилансеру сразу после госрегистрации.

1. Выбрать правильную систему налогообложения

Если при своей регистрации в качестве ИП вы не подавали уведомления о переходе на упрощённую систему налогообложения, то вам в течение ИКС времени после даты регистрации необходимо определиться с системой налогообложения.

Всего систем налогообложения пять, но одна из них (ЕСХН) предназначена только для сельхозпроизводителей. Выбирать можно между основной (ОСНО) и специальными системами (УСН, ЕНВД, ПСН). В принципе, расчёт налоговой нагрузки — это бухгалтерская тема, поэтому если у вас есть знакомый грамотный специалист, то имеет смысл к нему обратиться.

На коленке тоже можно кое-что подсчитать:

  • на ОСНО надо платить 13% разницы между доходами и расходами плюс НДС;
  • при УСН Доходы налог составит 6% от дохода (в некоторых регионах ставка может доходить до 1%);
  • при УСН Доходы минус расходы – от 5% до 15% разницы между доходами и расходами (в некоторых регионах ставка может доходить до 1%);
  • стоимость патента выдаёт калькулятор ФНС;
  • расчёт ЕНВД чуть сложнее, но реально справится самостоятельно.

Если вникать в расчёты не хочется, а до бухгалтера не добраться, рекомендуем вам подать заявление на УСН Доходы, т.к. это самая распространённая система налогообложения. Плюс к этому — самая простая система в плане отчётности с достаточно низкой налоговой нагрузкой. Её также можно совмещать с любыми другими системами, кроме ОСНО.

(!) Из нашей рекомендации сразу переходить на УСН есть исключение — если вашими основными заказчиками будут бюджетные организации или крупный бизнес, то им нужен как раз ИП, работающий на ОСНО.

Почему это важно: специальные (они же льготные) налоговые режимы позволяют снизить платежи в бюджет до минимума. Это право закреплено статьёй 21 НК РФ. Но если вы самостоятельно не подадите заявление о переходе на УСН, ЕНВД, ПСН, то никто вас уговаривать не станет. По умолчанию придётся работать на общей системе (ОСНО). О сроках отчётности своей системы забывать нежелательно, за несданную декларацию налоговики весьма быстро блокируют расчётный счёт ИП.

Ещё одна причина вовремя сдавать налоговую отчётность – это риск получить от ПФР платёжку на сумму 154 852 рубля. Логика такова – раз вы о своих доходах в ИФНС не отчитались, то их размеры просто нескромны. Значит, взносы посчитают по максимуму (8МРОТ * 26% * 12). Это не штраф, деньги поступят на ваш пенсионный счёт и будут учитываться при расчёте пенсии (если к тому времени всё опять не поменяется), но всё равно сюрприз не самый приятный.

2. Воспользоваться налоговыми каникулами

Если вы регистрируетесь в качестве ИП впервые после принятия регионального закона о налоговых каникулах, то можете претендовать на нулевую налоговую ставку на режимах УСН и ПСН. Не платить налог можно максимум два года. Конкретные виды деятельности, по которым установлены налоговые каникулы, определяет региональный закон.

В Москве ИПешникам-разработчикам налоговых каникул не полагается, но если ваша деятельность связана с научными исследованиями и разработкой, то в большинстве регионов, включая Москву, вы можете получить нулевую налоговую ставку.

С налоговыми каникулами в подробностях, а также с базой большинства региональных законов можно ознакомиться вот тут.

Почему это важно: если есть возможность оказаться какое-то время в налоговой гавани, почему бы этим не воспользоваться? К тому же на ПСН в принципе нет возможности уменьшить стоимость патента на сумму взносов. А в рамках налоговых каникул патент ИП не будет вам ничего стоить.

3. Знать и платить за себя страховые взносы

Страховые взносы – это платежи, которые каждый предприниматель обязан вносить за себя в пенсионный фонд (ПФР) и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). С нового года сбором взносов займётся Федеральная налоговая служба, т.к. по мнению властей сами фонды со сбором платежей в свою пользу справляются плохо.

  • реальную деятельность не веду;
  • какой там бизнес, одни убытки;
  • за меня взносы платит работодатель по трудовой книжке;
  • я вообще-то на пенсии уже и пр.

в рассмотрение фондами не принимается.

Не платить за себя взносы можно, если ИП призвали в армию или он ухаживает за ребенком до полутора лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1-ой группы, пожилыми людьми старше 80 лет. Но даже в этих случаях начисление взносов автоматически не прекращается, надо сначала представить документы, что реальным бизнесом вы не занимаетесь.

Так что открывать ИП просто так, с расчётом, что когда-то может пригодиться, не стоит. Если в качестве ИП вы всё же зарегистрировались, а теперь находитесь в простое, то дешевле сняться с учёта (госпошлина составляет всего 160 р.), а при необходимости зарегистрировать снова. Количество подходов к стойке регистратора не ограничено.

Почему это важно: взносы с вас всё равно взыщут, даже если ИП закроете. Плюс начислят штраф от 20% до 40% от неуплаченной суммы и пени. Кроме того, не выплачивая взносы в срок, вы лишаете себя возможности сразу уменьшать на эту сумму начисленный налог.

ИП без работников на режиме УСН Доходы за 2016 год заработал 1 миллион рублей. Расходов по бизнесу у него не было (но если даже и были бы, то на УСН Доходы никакие расходы не учитываются).

Сумма налога 1 000 000 * 6% = 60 000 рублей. Страховые взносы ИП за себя составили 30 153,33 рублей, из расчёта:

  • взносы в ПФР — (6 204 * 12 * 26%) + ((1 000 000 – 300 000) * 1%) = (19 356,48 + 7 000) = 26 356,48 рублей.
  • взносы в ФОМС — 3 796,85 рублей из расчёта (6 204* 12 * 5,1%) при любом уровне доходов.

Предприниматель воспользовался правом уменьшить авансовые платежи по единому налогу на УСН за счёт выплаченных страховых взносов, поэтому платил их поквартально (*).

Посчитаем общую сумму, которая ушла в бюджет в виде налога: 60 000 — 30 153,33 рублей (сумма уплаченных страховых взносов, на которую можно уменьшить налог) = 29 846,67 рубля. В результате, вся его налоговая нагрузка, включая страховые взносы, равна 60 000 рублей. Чистый доход от бизнеса индивидуального предпринимателя составляет 1 000 000 – 60 000 = 940 000 рублей.

(*) Если вы заплатите взносы единой суммой в конце года, то сначала придётся заплатить полную сумму налога в 60 000 рублей, а потом подавать заявление в ИФНС о возврате или зачёте излишне уплаченного налога. Потому – лучше платить взносы частями каждый квартал, и сразу уменьшать квартальные авансовые платежи по УСН. По итогу выйдет то же самое, но в первом случае хлопот больше.

4. Подать уведомление о начале деятельности

Мало кто это знает, но перед тем, как начать оказывать услуги по ремонту компьютеров и коммуникационного оборудования (коды ОКВЭД 95.11 и 95.12), ИП надо подать в местное отделение Роспотребнадзора уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Делается это для того, чтобы включить вас в план проверок Роспотребнадзора, хотя первые три года после регистрации ИП обещают не проверять. Но если на вас пожалуется клиент, недовольный качеством услуг, то проверка будет внеплановой. Кстати, с 1 января 2017 года Роспотребнадзор придёт с проверкой, только если клиент предоставит доказательства, что уже пытался призвать вас к ответу. Видимо, ведомство уже утомилось проверять реальность всех жалоб потребителей.

Почему это важно: если не подать уведомление, то можно получить штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Само по себе указание кодов ОКВЭД 95.11 и 95.12 при регистрации ИП не обязывает вас ни о чем сообщать. Подавать уведомление надо, только если вы реально планируете начать ремонтировать компьютеры и коммуникационное оборудование.

5. Открыть расчётный счёт

Работать без расчётного счёта можно, если ваши клиенты – это физические лица, которые платят наличными, а вы заключаете договоры с другими ИП и ООО на суммы не более 100 тысяч рублей. Это лимит, который установил Центробанк на наличные расчёты между коммерческими субъектами.

Превысить его довольно легко, ведь это не разовый платёж, а сумма расчётов в течение всего срока действия договора. Например, вы заключили договор аренды на год, арендная плата — 15 тысяч рублей в месяц. Общая сумма расчётов по договору составит 180 тысяч рублей, значит, оплата аренды допускается только безналом.

Безналичные платежи в принципе удобны, не только потому что увеличивают количество способов оплаты, но и позволяют потребителю расплатиться с вами кредиткой, когда других свободных денег у него нет. Расчёты электронными деньгами можно легализовать, создав корпоративный кошелёк ИП.

Почему это важно: за нарушение лимита наличных расчётов на ИП налагают штраф по статье 15.1 КоАП РФ (от 4 до 5 тысяч рублей). А о том, почему не стоит принимать платежи на свою личную карту, мы рассказали в статье 5 причин не использовать свой личный счёт в фрилансе.

6. Пройти регистрацию в качестве страхователя

Если вы используете наёмный труд, то надо своевременно встать на учёт в качестве страхователя. Причём, вид договора с работником – трудовой или гражданско-правовой – не имеет значения. Даже если вы заключите разовый краткосрочный договор на выполнение каких-то услуг или работ с обычным физлицом, то становитесь страхователем. То есть, кроме выплаты вознаграждения исполнителю, обязаны за свой счёт выплатить за него страховые взносы, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ и сдать отчётность.

Обязанности страхователя по сдаче всевозможной отчётности по работникам или исполнителям весьма удручают – её действительно много, и она сложная. А с 2017 года основные функции по администрированию взносов передали ФНС, оставив тем не менее кое-какую отчётность за ПФР и ФСС.

Почему это важно: сроки регистрации в качестве страхователя физических лиц в ПФР и ФСС — 30 дней со дня заключения первого трудового или гражданско-правового договора. Если срок нарушить или вообще не вставать на учёт, то Пенсионный фонд оштрафует на сумму от 5 до 10 тысяч, а соцстрах – от 5 до 20 тысяч рублей. С 2017 года порядок регистрации в ФСС остаётся тем же, а вместо ПФР заявление ИП-страхователя надо подавать в любой налоговый орган.

7. Получить лицензию, если ваш вид деятельности относится к лицензионным

Лицензия — это разрешение на право заниматься определённым видом деятельности. В IT-сфере закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ относит к лицензионным следующие направления:

  • Разработка, производство, распространение шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, выполнение работ, оказание услуг, техобслуживание в этой области, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • Разработка и производство средств защиты, деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Лицензии выдаёт ФСБ, консультацию по вопросам лицензирования можно получить здесь.

Почему это важно: за деятельность без лицензии или с нарушением ее условий могут взыскать административный штраф по статье 14.1 КоАП РФ (для ИП сумма от 3 до 5 тысяч рублей), допускается также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Если же в результате такой деятельности причинен крупный ущерб или получен доход в крупном размере, то возможна и уголовная ответственность.

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Напоследок краткий обзор того, чего нельзя делать с ИП:

Если вы еще не ИПешник, но активно об этом размышляете, читайте нашу полную инструкцию по регистрации ИП со всеми лайфхаками. Также мы готовы бесплатно проконсультировать вас по выбору оптимальной системы налогообложения.

Я айтишник, работаю по найму. Однажды у меня появился заказ в качестве халтуры. Я согласился.

Предположим, что мы с другом надежные люди: я ответственно сделаю работу, он переведет мне все деньги. Какие еще проблемы могут возникнуть при такой схеме? Законно ли так поступать? Что думает на этот счет налоговая?

Дмитрий, это незаконно. Подобная схема похожа на обнал.

Раньше так делали многие, но сейчас государство активно борется с обнальщиками. Хотя ваш частный случай достаточно безобиден, налоговая за такое вас не похвалит. И больше всех рискует ваш друг.

Рассматриваем общий случай

Чтобы не увязнуть в мелочах, в расчетах я буду исходить из общего случая. Мы не знаем полной картины, а приводить здесь все варианты контрпродуктивно. Разумеется, итоговые цифры в вашей ситуации будут другими при других оборотах, пониженных тарифах, региональных ставках или налоговых каникулах.

Допущения в ответе я делаю исходя из наиболее типичной ситуации и здравого смысла.

Мелкие детали вроде госпошлины за открытие ИП тоже в расчет не беру.

При чем здесь обнал

Обнальная схема — это использование наличных денег, чтобы не платить налоги. Классические обнальные схемы гораздо серьезнее, чем ваша. У вас вполне житейская, бесхитростная версия. Вы не создавали длинные цепочки и подставные конторы, не проводили фиктивные сделки. Но главный признак присутствует: чтобы не платить государству, вы получили наличные деньги от третьего лица.

Казалось бы, в чем проблема? Договор есть, работу сделали, оплату получили, друг уплатит с нее налоги и взносы. Объясню, что не так.

Сколько заплатили в реальности. В вашей схеме государство получило от друга налог в размере 6% от вашего гонорара. Бюджет пополнился на 18 000 Р : 300 000 × 6%. Минимальные страховые взносы ИП платит в виде фиксированной суммы, ваш заказ на нее влияет. Допустим, годовой оборот друга уже превышал 300 тысяч, поэтому с вашего заказа на следующий год он заплатит дополнительно еще 1% страховых взносов — 3000 Р . Всего государство получит 21 000 Р .

Теперь посчитаем, сколько пришлось бы отдать, если оформлять и платить как положено. Вы могли открыть ИП или оформить трудовые отношения с заказчиком.

Если бы вы оформили трудовые отношения, налоговым агентом стал заказчик. Он вычел бы из вашей зарплаты 13% НДФЛ, а сверх нее должен был уплатить 30% страховых взносов. В бюджет ушло бы 129 000 Р :

НДФЛ: 300 000 × 13% = 39 000 Р

Страховые взносы: 300 000 × 30% = 90 000 Р

Это на 108 000 Р больше, чем заплатил ваш друг. На руки вы получили бы на 39 000 Р меньше.

Сначала вы заплатили бы страховые взносы, а потом уменьшили налог на их сумму — предприниматель имеет право на такой вычет. Сумма налога меньше, поэтому к уплате пришлось бы 0 Р . Итого ваши платежи государству остались равны полной сумме страховых взносов — 40 874 Р . Это на 20 тысяч больше, чем заплатил друг.

Вы же представили дело так, будто работу выполнил друг, а вы ни при чем. Благодаря этому получилось сэкономить. Разумеется, это незаконно.

Если бы стали самозанятым

Еще вы, возможно, могли стать самозанятым. Это экспериментальный налоговый режим. Официально он называется налогом на профессиональный доход — НПД. В 2020 году он действует только в 23 регионах. В 2019 году НПД применялся только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан.

Самозанятый платит 6% с доходов от юрлиц, а страховые взносы платить не обязан. Причем действует налоговый вычет — 2% от дохода, но не более 10 000 Р в жизни. За единичный заказ вы отдали бы только 4%: 300 000 × 4% = 12 000 Р . Налоговый вычет составил бы 6000 Р . Значит, в течение жизни вы могли бы вычесть из налогов еще 4000 Р .

Если у вас была возможность применить НПД, вы заплатили бы даже меньше, чем в реальности при схеме с другом-ИП.

Какие могут быть последствия

Расскажу о возможных проблемах на каждом этапе. Банк может не выдать ИП наличные, приостановить обслуживание счета и сообщить об этом в Центробанк и Росфинмониторинг. Налоговая может доначислить налоги и оштрафовать. Уголовное преследование при таких объемах не грозит.

Договор заключен на вашего друга, поэтому и основная ответственность на нем.

Неприятности с банком

В вашем случае это наиболее вероятный и непредсказуемый источник проблем. По закону № 115-ФЗ все банки должны следить за операциями и проверять, куда и за что клиенты перечисляют деньги. Если что-то кажется подозрительным, банк может не провести операцию. А если клиент не представляет документы и пояснения, ему могут закрыть счет. Это требование федерального закона.

Хотя этот закон должен был противодействовать финансированию терроризма и отмыванию преступных доходов, удар пришелся по всем обнальщикам. Если предприниматель снимает наличные, это может показаться банку странным. Какие операции считать подозрительными, зависит от внутренних инструкций банка, но Центробанк выпустил общие требования для них.

Как избежать блокировки счета и что делать, если это случилось, Центробанк рассказал в методичке для предпринимателей.

Поскольку вы обналичиваете, по сути, небольшую сумму, теоретически проблем с банком может и не быть. Человек выполнил работу, обналичил свой гонорар — какие вопросы?

Но вот ситуации, когда риск вырастает даже при незначительных суммах:

  1. ОКВЭД вашего друга не связаны с ИТ-услугами , которые вы оказывали;
  2. у друга нет офиса, он не платит за интернет, не покупает расходные материалы;
  3. у друга нет сотрудников, а обороты — на десятки миллионов в месяц;
  4. на счет приходят платежи за различные виды деятельности от разных контор;
  5. кроме ИП друг еще является учредителем нескольких юрлиц.

Это все признаки черных контор, созданных специально для обналичивания денег. Чем больше подобных признаков, тем выше шанс, что другу-бизнесмену не дадут снять деньги со счета.

У меня отличная репутация. Надеюсь, у вашего друга такая же. Тогда до полумиллиона в месяц должны отдавать без проблем

Если обслуживание приостановят, беда не только в том, что ваша зарплата зависнет на неопределенный срок. Под угрозой окажется весь бизнес друга. Счет отключают мгновенно, а доказывать и восстанавливать будете долго.

Вот пример заморозки счета из моего опыта. У меня не было проблем по закону № 115-ФЗ , но однажды операции по моему счету приостановили по требованию налоговой.

В январе 2019 года я неправильно указал код бюджетной классификации — КБК. Это как номер счета: вписываешь цифры в платежку, чтобы было ясно, за что и кому переводишь деньги. Налоговая не увидела мой платеж. Узнал я об этом в феврале, когда банк по требованию налоговой приостановил операции по счету.

Я уточнил КБК, чтобы деньги перекинули куда надо. Но оказалось, что это длительная процедура. Требование из банка сразу не отзывают. В панике, пытаясь ускорить процесс, я заплатил тот же взнос еще два раза, постоянно созванивался с инспекцией и ждал, но счет все равно заработал только в марте.

Хорошо, что мне удалось скрыть это от заказчиков: они могли бы посчитать меня ненадежным. Свою двойную переплату я потом возвращал до лета.

Неприятности со стороны налоговой

Это менее вероятный, но более опасный сценарий. Если налоговая узнает, что фактически работали вы, это будет выглядеть, будто друг получил заказ и нанял вас как субподрядчика. Тогда потребуют налоги и штрафы. Кого и сколько заставят платить, зависит от решения налоговиков.

Могут решить, что друг нанял вас как физлицо. Тогда между вами трудовые отношения. ИП является налоговым агентом и должен заплатить за вас 13% НДФЛ, штраф за неуплату налога в размере 40% от его суммы и обязательные страховые взносы — 30% сверх вашей зарплаты.

Могут признать вас предпринимателем. Тогда начислять штрафы будут вам — и не по УСН, а по общей системе налогообложения. Это 13% НДФЛ плюс НДС. К штрафу за неуплату добавят штраф за задержку подачи декларации — 5% от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от величины недоимки.

Уголовная ответственность наступает при недоимках от 900 тысяч. До них вам пока далеко.

Хорошо, что в отличие от банка налоговики не имеют права преследовать вас только на основании подозрений. Вы можете не согласиться с наказанием, а налоговой нужны доказательства.

Если выступить единым фронтом, проблем быть не должно. Друг скажет, что выполнил заказ сам, а вы с заказчиком это подтвердите. Возможно, друг советовался с вами в процессе работы, но не более того. Мол, никаким субподрядчиком вы не были. Не представляю, как налоговая в этом случае докажет обратное.

Непонятно, как вообще налоговая узнает о вашем случае и станет ли работать ради такой суммы доначислений. Пока между вами все хорошо, неприятности с налоговой носят гипотетический характер. Другое дело, если у вас с другом возникнут конфликты.

Неприятности со стороны заказчика

Допустим, вы качественно выполнили работу, а заказчик отказывается платить. Договор оформлен на друга — ему и подавать в суд. Захочет ли он тратить время и рисковать ради вас?

Заказчик в ответ сообщит о вашей схеме в налоговую, а в суде скажет, что имел дело только с вами, представит доказательства. Переписку, например. Тут и выяснится, что у вас с истцом вообще нет договорных отношений.

Если вы работали по предоплате, но заказчика не устроило качество работы, уже он может обратиться в суд и потребовать от вашего друга вернуть деньги или переделать всю работу. Друг отдал деньги вам, но формально вы ни при чем. Если добровольно не поможете, другу придется выкручиваться самостоятельно.

Неприятности у друга с вашей стороны

При желании вы тоже можете создать своему другу проблемы. Вы имеете право потребовать признать факт трудовых отношений между вами и другом, чтобы он заплатил за вас НДФЛ и страховые взносы. Для этого достаточно подать в суд и представить доказательства, что работали вы, а друг выступил посредником.

Так себе дружба получится.

Как сделать в следующий раз

В целом все реальные опасности объединяются в две группы:

  1. ваш друг уже был на подозрении у банка;
  2. между вами, другом и заказчиком возникнут разногласия.

Допустим, сейчас ничего такого не было. Но где гарантии, что и дальше все пойдет гладко? Попадете сами и друга подставите.

Заказчику тоже хорошо: переводит гонорар официально, НДФЛ и взносы за вас не платит. Если работаете в регионе, где применяется НПД, это хороший вариант.

Я тоже открыл ИП ради разового заказа на 360 000 Р и был готов закрыться в следующем году. Но появились новые клиенты. Так до сих пор и работаю. Как знать, возможно, и вы не пожалеете.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Картинка баннера

Открыть ИП могут:

граждане России старше 18 лет;

несовершеннолетние граждане России с 14 лет — с согласия законных представителей. Также предусмотрены другие случаи: при наличии заключённого брака, решения органа опеки и попечительства или суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным;

лица без гражданства и иностранцы, имеющие законное право нахождения на территории страны (временную регистрацию, разрешение на временное пребывание, вид на жительство в РФ).

Препятствовать оформлению бизнеса будет:

действующая процедура банкротства или банкротство в течение последних 5 лет;

работа на государственной или военной службе;

решение суда о запрете заниматься предпринимательством;

решение регистрирующего органа об исключении индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Шаг 1: Выбор способа регистрации

В 2021 году доступно несколько способов регистрации бизнеса.

Обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства.

Подать документы через МФЦ или нотариуса.

Первые 3 способа предполагают, что вы полностью самостоятельно заполняете все бумаги и обращаетесь лично в одну из инстанций. Вот какие варианты подачи документов есть у вас, если хотите открыть ИП:

Зарегистрироваться онлайн через сайт налоговой службы, портал государственных услуг. Можно всё сделать удалённо, но потребуется ЭЦП, получить которую можно при личном обращении в удостоверяющий центр.

Подать заявку через Альфа⁠-⁠Банк.

Далее есть два варианта:

Сервис сформирует все документы (включая заявление на УСН при его выборе). Вам остаётся только скачать их, распечатать и подать на регистрацию удобным способом.

Для вас подготовят полный комплект документов (включая заявление на УСН), выпустят ЭЦП для регистрации онлайн без личного посещения налоговой или МФЦ.

После оформления ИП будет открыт расчётный счёт и доступ к мобильному и интернет-банкингу. А ещё Альфа⁠-⁠Банк подарит бонусы на развитие бизнеса.

Шаг 2: Выбор кода деятельности

Перед оформлением ИП нужно решить, какими видами деятельности вы будете заниматься. Сведения о выборе передаются в государственные органы и вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Это ограничивает вид услуг, которые вы можете оказывать. За предоставление работ, не указанных в реестре, грозит штраф.

Определиться с выбором поможет Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОКВЭД — это систематизированный список с общими направлениями возможной деятельности предприятий. Каждое направление, в свою очередь, делится на более мелкие, а те — на конкретные занятия. Например, код 42.1 (Строительство автомобильных и железных дорог) подразделяется на 42.11 (Строительство автомобильных дорог и автомагистралей), 42.12 (Строительство железных дорог и метро) и 42.13 (Строительство мостов и тоннелей). Каждый подпункт разбит на отдельные этапы работ.

Минимальная детализация — четырёхзначный код, все подвиды деятельности включаются в него автоматически. В заявлении на регистрацию можно указать все коды, которые подходят для бизнеса, но нужно выбрать один основной вид деятельности. От него зависит:

Нужно ли оформлять лицензию (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

Требуется ли предоставить дополнительные документы (например, справку об отсутствии судимости для работы в социальной сфере).

Размер отчислений в ФСС и ПФР — если выбрана опасная деятельность, то страховые взносы уплачиваются по повышенному тарифу.

Возможность применения льготных налоговых режимов.

ИП делает выбор в пользу тех или иных направлений деятельности не только в момент оформления. Можно повторно подать заявление в налоговую с обновлённым списком ОКВЭД, если предприниматель меняет сферу работы, расширяет или сокращает количество оказываемых услуг.

Сферы деятельности индивидуального предпринимателя ограничены по закону. ИП не может заниматься:

Банковской и страховой деятельностью, а также вести инвестиционный фонд;

Реализацией военной или космической техники;

Производством и торговлей алкогольной продукцией;

Охранной деятельностью и другими иными видами деятельности, требующими спецразрешения или лицензии, получить которые предприниматель не сможет ни при каких обстоятельствах

Если выбор кода кажется вам сложным, воспользуйтесь бесплатным онлайн-сервисом Альфа-Банка. Нужно просто указать сферу деятельности вашего бизнеса, и программа автоматически заполнит нужные коды в заявлении.

Шаг 3: Заполнение формы Р 21 001

Большинство отказов в регистрации связано с неточностями в заполнении формы Р21001. Бесплатный сервис от Альфа-Банка позволяет подготовить документ быстро и без ошибок.

В заявлении указываются:

Личные данные: ФИО, ИНН, дата и место рождения, гражданство, адреса регистрации и фактического проживания, email, номер телефона без скобок и дефисов, реквизиты документа, удостоверяющего личность;

Лист для внесения кодов ОКВЭД;

Способы взаимодействия с регистрирующим органом — по электронной почте, при личном обращении.

Форму заполняют печатными заглавными буквами, так как распознавание автоматическое. Все незаполненные поля оставляют пустыми.

Сведения из паспорта нужно вносить точно, повторяя все знаки и сокращения.

Важно отметить, что заполнение сведений об адресах должно соответствовать единому стандарту ФИАС, так как именно этой системой сейчас пользуются государственные службы. Структура написания адреса от большего к меньшему, то есть сначала указываем страну, потом субъект, город и т. д.

Читайте также: