Одежда как паспорт что можно было узнать о человеке в традиционной казачьей одежде

Обновлено: 15.06.2024

В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

а) форму одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

б) знаки различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

2. Установить, что:

а) порядок изготовления предметов формы одежды, знаков различия по чинам и знаков различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определяется соответствующими казачьими обществами;

б) форма одежды, знаки различия по чинам и знаки различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам лиц, не являющихся членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не могут быть аналогичными форме одежды, знакам различия по чинам и знакам различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также сходными с ними до степени смешения;

в) изготовление предметов формы одежды и знаков различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, осуществляется за счет средств соответствующих казачьих обществ и их членов;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "г" с 4 февраля 2021 г. - Указ Президента России от 4 февраля 2021 г. N 69

г) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации утверждает:

описание предметов формы одежды, знаков различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и порядок ношения формы одежды, утвержденной настоящим Указом;

форму одежды, знаки различия по чинам членов окружных (отдельских) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, но не входящих в состав войсковых казачьих обществ, в соответствии с утвержденными настоящим Указом формой одежды и знаками различия по чинам членов казачьих обществ, а также описание предметов формы одежды, знаков различия по принадлежности к указанным окружным (отдельским) казачьим обществам и порядок ношения формы одежды членов этих казачьих обществ.

3. Утратил силу с 4 февраля 2021 г. - Указ Президента России от 4 февраля 2021 г. N 69

Информация об изменениях:

4. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 "О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2016);

Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1739 "О внесении дополнения и изменения в Положение о порядке присвоения чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 "О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 102);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1740 "О внесении изменений и дополнений в акты Президента Российской Федерации по вопросам казачества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 103);

Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2001 г. N 308 "О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 "О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1215);

пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 316 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1135);

пункт 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 "О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2222).


Оглавление

  • Введение
  • Игры донских казаков. Истоки, развитие и традиции
  • Создание анимации на языке Scratch
  • Мужской казачий костюм
  • Вчера, сегодня, завтра: мы разные, мы вместе

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первые шаги в науку. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 декабря 2018г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Мужской казачий костюм

Научный руководитель: Куликова Н. Ю.

Введение. Тема казачества всегда интересовала меня, поскольку мой прапрапрапрадед Забара Семен Федорович по линии моего отца был потомственным кубанским казаком, первопоселенцем и основателем хутора Михайловского Краснодарского края в 1861 году, ныне станицы Октябрьской. Еще при царствовании Екатерины II его предки были переселенцами с Запорожья в Кисляковский курень. По мере разрастания станицы Кисляковской казакам стало не хватать вблизи лежащих земных наделов. Вот тогда-то и решила семья Забара Семена Федоровича и еще шесть казачьих семей переселиться на земли образованного хутора Михайловского. Семья занималась земледелием и животноводством. Мои предки были рослые и физически крепкие казаки, держались они независимо и могли постоять за себя. Сейчас в станице Октябрьской, живут мои бабушка с дедушкой, к которым я часто приезжаю в гости. И в этом году был установлен силами потомков памятник первопоселенцам в парке станицы Октябрьской на бывшем церковном кладбище, где был похоронен мой предок.

Я стал изучать историю возникновения казачества в различной литературе, использовать Интернет ресурсы, стал расспрашивать своих родственников, знакомых. В результате узнал много интересного и ценного об истории казачества. В частности и об истории костюма казаков. А почему именно история костюма?

Изучая историю казачества, узнал, что казаки делились на Донских и Кубанских. А значит, и костюмы должны отличаться. С костюмами Донских казаков я знаком не понаслышке. Нужно поподробней узнать и о Кубанских.

Объектом исследования являются документы, статьи, интернет ресурсы, рассказы пожилых людей, фотографии.

Цель данной работы: Изучить историю создания казачьего костюма, внести свою лепту в сохранение традиций и самобытности казачьей культуры.

· Ознакомиться с историей кубанского казачьего костюма.

· Расширить знания сверстников о народном костюме (казачьей формы).

· Сохранение традиций и самобытности казачьей культуры.

Гипотеза исследования:

Если каждый житель района с детских лет будет интересоваться и знать историю своей местности, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

История возникновения казаков

Вольные казачьи сообщества XVI — XVII веков, служилые казачьи полки и войска Российской империи, казачьи хутора и станицы во Франции, в Китае, Австралии в 1920-е — 1930-е гг., реестровые и общественные казачьи организации постсоветской России — все это грани одного из ярких явлений российской истории — казачества.

История казачества изобилует белыми пятнами, не утихают споры вокруг проблем происхождения и сущности казачества как исторического феномена, о том, что собой представляют современные российские казаки и т. п. История происхождения казаков, входивших в состав Российской Империи, до настоящего времени составляет один из неразрешенных вопросов.

В составе Российской Империи было двенадцать казачьих областей, восемь из которых были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами правительства. Население их составила часть казаков, выведенных из бывших областей, пополненных служилым людом и охотниками. Только четыре области сложились исторически, без вмешательства государственной власти. Это «области донских гребенских или терских, Яицких, или, пере именованных после Пугачевского бунта, в уральских и днепровских казаков. Последнее — днепровское войско прекратило существование при Петре I, и части его в последствии, были использованы для организации кубанского войска, но это было время, когда все войска входили в состав Империи, в царствовании Екатерины II. Время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность, и до настоящего времени для истории составляют нерешенный вопрос.

Особенностью казачьего быта было то, что с древности в основе их общественной жизни была военная организация, свойственная кочевым народам. Казаки не принадлежали к кочевым народам, но их внутренний быт слагался под большим влиянием кочевников. Живущие на далеких окраинах русских княжеств, окруженные со всех сторон воинственными ордами кочевников, они ставились в необходимость постоянной готовности к войне, защите своей земли и отражений нападений своих, алчных к легкой наживе, соседей. В составе Российской Империи казачьи войска высоко ценились, их быт, и внутренняя организация всячески поддерживалась правительством.

Роль казаков в истории России была настолько значительной, что после того как на южных границах московских владений кочевники были или покорены, или исчезли, и опасность нападений прекратилась, казаки и казачий внутренний быт уважительно поддерживались российским правительством, а казачьи войска, как военная сила, высоко ценились.

При наличии общего языка, религии, образования и столетий совместной жизни под властью общероссийской власти, каждая из этих частей имела свои психологические особенности. Особенностью казаков, отличавшихся от русского народа, были привязанность их к своим землям и своим, исторически сложившимся порядкам. Казаки отстояли себя от подневольного положения татарского ига, а потом крепостной зависимости. В прошлом у них были навыки к гражданским свободам и, несмотря на происходившие постепенные ущемления в этом отношении со стороны Верховной власти, навыки эти продолжали храниться.

Разделение казаков на войско Донское и войско Кубанское.

В зависимости от места поселения казаки разделялись на Кубанских и Донских.

Донские казаки — одна из ветвей Казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дона и его притоков. Донские Казаки всегда составляли особое политическое общество, возникшее из остатков донских и приазовских племенных образований. Далекие предки Донских Казаков были в какой-то мере связаны генетически со скифским народом Сака.

Кубанские казаки — коренные жители правого берега р. Кубань и Приазовья. Под своим именем Кубанские казаки появляются в исторических источниках только перед концом XVII в., но истории известны Казаки, проживавшие в тех же местах и раньше. Это название встречается в разных начертаниях высеченным на камнях в текстах греческих и римских инскрипций Меотиды и Танаиды уже в античную эпоху н. эры.

Одежда кубанских казаков.

Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Знакомство со старинной одеждой кубанцев — отличная возможность понять колорит их культуры. Одежда кубанского казака — способ выражения самобытности и независимости.

Рассмотрим исторические факты жизни кубанских казаков и познакомимся с одеждой кубанцев.

Известно, что в 1792 г. Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани, от Тамани до устья Лабы. В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Широкие шаровары — традиционный элемент казачьей одежды — в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, движения всадника сковывать.

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды: черкеска с напатронниками и погонами, папаха, сапоги, шаровары и рубаха.

С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески черного цвета, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, а зимой ещё бурки и папахи.

Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов.

В военной форме покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нем было больше серебра.

Рубахи были двух видов — русская и бешмет. Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать на манжет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка.

В годы первой мировой войны кубанским казакам казна стала отпускать шинели по образцу кавалерийских (приказ по военному ведомству 561 от 8 октября 1915 г).

Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде Клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находится в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.

Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку задом наперед — значит, выступающий лишался слова.

Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься.

Сбитая с головы шапка, как и сорванный с женщины платок, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.

В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

В повседневной одежде мужской костюм включал в себя рубаху, шаровары, кушак (для парубков). Кушак (длинный тканный пояс) наматывался на талии. На пояс можно прикрепить кошель для денег или кисет с табаком.

У мужиков постарше к этому набору прибавляется свитка (верхняя одежда типа кафтана) или кожуха (жилет из овчины).

Существовало большое разнообразие сапог — без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдёшь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков — ичиги и чирики — туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары.

Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой.

Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Женский костюм повседневной одежды казачки состоял из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца.

Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

У казаков были свои традиции и свои модницы. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева. Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах.

У кубанцев было хорошей традицией собираться за рукоделием у кого-нибудь в доме. Ручная работа, которая выполнялась на посиделках, не всегда была необходимостью и имела больше характер эстетический: девушки вязали кружева, вышивали платочки и т. д. Однако и на посиделках были свои правила: будучи набожными, казачки в дни церковных праздников избегали работы, связанной с рукоделием. Существовали и другие запреты. К примеру, независимо от того, неделя была постной или обычной, в пятницу нельзя было прясть.

Ткачество особенно было развито в линейных станицах. Интересны предметы ткацкого ремесла: ткацкие станки, прялки, донца, гребни, скатерти-настольники, рушники, одежда. Основным материалом для изготовления домотканого полотна служила конопля, реже — шерсть. Изготовленное полотно отбеливалось в специальных долбленых бочках — буках подсолнечной или древесной золой. В кубанских станицах изготовлялись из конопляного полотна предметы убранства жилища. Изделия и домотканого полотна входили в девичье приданое. Ткачество было одним из ведущих домашних занятий.

Существуют прекрасные образцы народной вышивки, распространенной среди славянского населения кубанских станиц. Вышивкой украшались не только одежда, но предметы домашнего обихода: настольники, рушники для икон, фотографии, зеркала. В девичье приданое обязательно входили вещи, украшенные вышивкой: рубахи, подзоры, юбки-спидницы. По поверью, вышитые полотенца обладали магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовать благополучию, счастью и богатству.

Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани играло полотенце (рушник). Функции его разнообразны. Держась за полотенце, жених и невеста шли венчаться в церковь. На рушник ставили свадебный каравай. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами молодых. Полотенцами перевязывались различные свадебные чины (сваты, дружок, дружка). Почти все свадебные полотенца богато украшены на концах кружевом ручного плетения.

Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. И ведь есть что беречь: она выткана в полном смысле слова по ниточке на домашнем ткацком станке руками любимого человека!

Разработка этого материала производилась на основе глубокого изучения истории возникновения, исторических условий жизни, культуры и быта казачества и были сделаны следующие выводы:

История костюма необычайно интересна и полна напряженных, драматических событий. В России период весьма решительных преобразований начался с воцарением Петра I, который хорошо понимал, как реагируют люди на костюм, и стремился использовать это, чтобы обуздать бояр и привлечь на свою сторону представителей других сословий.

Костюм может служить ключом ко многим загадкам ушедших эпох.

Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

1.Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2001. С. 345.

2.Студенецкая Е. Н.. Одежда народов Северного Кавказа 18—19 в. М., 1999. С. 91.

3.Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани / Академия Наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. МиклухоМаклая. М., 1967. С. 146.

4.Студенецкая Е. Н. Указ. соч. М., 1999. С. 91.

5.Гоцолаева З. Ю. К истории черкески // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии: материалы Междунар. науч. конф. СПб., 2004. С. 15 — 17.

6.Матвеев О. В., Фролов Б. Е. Очерки истории форменной одежды Кубанских казаков (конец 19 в. — 1917 г.) // Традиционный костюм восточно-славянского населения Кубани. Краснодар, 2001. Вып. 1. С. 120.

Разработка занятия внеурочной деятельности

Сегодня мы поговорим о костюме казака, и изготовим элемент его одежды: газыри и патроны.

В казачьих семьях главой семьи был казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, самое главное- охранял границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит красивый костюм.

Донское казачество родословную ведет от двух корней – запорожских казаков, переселившихся на Дону, и казаков линейных, в основном, уроженцев верхнего Дона. Поэтому, одежда казаков формировалась под влиянием южнорусских, украинских и соседних горских традиций. На нее влияли воинский быт казачества, климатические условия, народные вкусы и представления, развитие городской моды.

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам:
конные казаки носили синие широкие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета, сапоги. Зимой – высокую меховую шапку с красным верхом, шаровары, полушу­бок.

Русская рубаха заправлялась в шаровары, бешмет носился навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.

Шаровары шили на очкуре (шнурке), поскольку застежки из пуговиц и крючков не выдерживали джигитовки. За столетия покрой их не изменился: это широкие – очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать.

Существовало большое разнообразие сапог – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком.
Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги.

Чирики – туфли-галоши надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары.
Носили и башмаки (черевики) – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск. башмак – телёнок).

В качестве верхней одежды казаки носили кожухи – шубы с запахом и короткие полушубки.

Также издавна предпочитали архалук – "спиногрей" – нечто среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном.

Бурка. Верхняя одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название, вероятно, от русского обозначения цвета – "бурый". Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно, наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки, надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости.

Головным убором казаку служила папаха – барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов.
На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. Папахи казаков различных войск отличались по форме, цвету меха и донца.

Башлык – капюшон, издавна существовавший как самостоятельный головной убор. Это слово произошло от тюркского "баш" голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи.
Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы и перебросив через плечо.

Давайте еще раз перечислим основные детали одежды казака.

- Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах свои костюмы. их уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание.

Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Закрепление полученных знаний.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, и отгадать загадки.

Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/

Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/

Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/


Ну, а если командир,
полагается … /мундир/

Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/


А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/

В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
/шашка, сабля/

Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… /кинжал/

Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов

наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
/конь/

Изготовление элемента костюма.

Ребята давайте свами изготовим элемент костюма казака –газырницу с патронами. Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма.

-повторение правил Т.Б.

- Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

- Какую ставили цель урока?

- Достигли мы эту цель?

Итог занятия.

- Ребята, я очень рада, что сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. Вы знаете историю своих предков-казаков и чтите их традиции.


На благодатные земли Кубани ступает нога казаков в конце XVIII столетия. Полупустынная местность, степи вокруг, трава по пояс - здесь проходила граница Российской империи. Не защищал никто земли - враг спит и видит, как отобрать их. Волнует это Екатерину Великую, как и еще одна проблема - Запорожская Сечь.

КАК ЗА УХОМ ЧУПРИНА…

Правый берег реки Кубань занимали русские, левый - османы, потому в то время главной составляющей костюма бравых хлопцев были турецкие шаровары. Нравились они мужикам потому, что были очень широкими и не сковывали движения. Штаны заправлялись в высокие сапоги черного цвета. Красные были парадным вариантом. В дополнения к шароварам казак надевал рубаху ручной работы. Поверх - кунтуш - кафтан с широкими откидными рукавами.

Прически, которые носили черноморские казаки, шокируют нас и сегодня - это безумная чуприна (или оселедец, как ее еще называют, которую смазывали салом казаки, правда, только украинские). Коса на бритой голове символизировала доблесть и честь казака.

С момента создания Екатеринодара у казаков и появляется традиция жениться и создавать большие семьи. Именно так императрица стремилась их удержать на одном месте.

Основой женского костюма у черноморских казачек в это время была рубаха. Вместе с ней девушки надевали плахту, которая изготавливалась из полотнищ красочной шерстяной ткани - эдакая юбка с запахом. А вот у замужней женщины была панева (понька) - распашная юбка в три-четыре слоя.

В молодые годы казачка одевается броско, но после 35 лет носит уже вещи в сдержанных цветах. Фото: vk.com/mykazachki

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками. При этом на ногах девушки обязательно должны быть чулки - без них и с короткими рукавами невестка не могла показаться перед свекром.

- Казачки сочетали сразу несколько ярких цветов в одежде: оранжевый, зеленый, красный - так она приковывала внимание к себе, была украшением своего мужа-казака. Но только до 35 лет. После женщине уже было не пристойно так наряжаться, и потому она вынуждена была одеваться во что-то более темное и неприметное, - говорит Марина Шарапова.

Различные кирсетки - приталенные безрукавки с застежкой - очень любили черноморские казачки. Полюбились они и кубанским.

ОТ ПАПАХИ ДО ГАЗЫРЕЙ

http://www.kp.ru/share/i/4/1101978/big.jpg

Головным убором хлопцу служила папаха - барашковая шапка. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в ней. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок. В казачьей хате красовалась на самом видном месте, в доме вдовы лежала под иконой - это означало, что семья находится под защитой бога.

И ПОВЕЛ ДИВЧИНУ КРАСНУ ПОД ВЕНЕЦ…

Если девушка незамужняя, то носит она две косы. Накануне свадьбы приходит будущая свекровь к девушке заплетать волосы. Она скручивает косу в пучок и надевает сверху мешочек (шлычку). С этих пор девушка красоту показывать уже не может - без шлычки из дома не выходит.

Слева казачка готовится к свадьбе, а справа уже замужние девушки. Фото: vk.com/mykazachki

Готовясь к замужеству, девушка шила себе свадебный наряд. Обычно он состоял из привычных юбки и кофты, к которым добавлялись беленький фартук, ярких цветов жилетка и пестрые венки из цветов, украшавшие голову красавицы.

Этот наряд по традиции женщина должна хранить всю жизнь.

А вот так выглядела казачья семья в начале 20 века, когда их одежда приобретает европейский шик. Фото: исторического музея Фелицына

А вот так выглядела казачья семья в начале 20 века, когда их одежда приобретает европейский шик. Фото: исторического музея Фелицына

Войны показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя. И в 1915 году казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку, бурку - на шинель, а папаху - на фуражку. Традиционную казачью форму оставили как парадно-выходной вариант. Именно этот классический формат после реабилитации казачества и дошел до наших дней.

В 1870 году форменный или смотровой бешмет обходился казаку в 7-8 рублей серебром. Для его шитья требовалось около 7 аршинов красного шалона (по 75 копеек за аршин), столько же подкладочной ткани (по 15 копеек за аршин), ниток (20 копеек) и 14 пар крючков (6 копеек). За работу портной брал - 1 рубль.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: