Обычаи как источники муниципального права презентация

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый (эвристический), наглядный.

Организационные формы занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные технологии: сотрудничество, интерактивное обучение, тьюторство.

Цели урока (слайд 2):

  • Образовательные: систематизировать, обобщить и закрепить знания студентов о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов;
  • Развивающие: развитие креативного мышления, умения определять и объяснять понятия; выделять главное; интегрировать информацию смежных дисциплин; закрепление навыков работы с дополнительной литературой; развитие навыков участия в дискуссии, обсуждении; работе в группе;
  • Воспитательные: способствовать развитию: правовой личности, в том числе, гражданского самосознания, патриотизма, активной жизненной позиции; воспитывать уважительное отношение к закону, правам граждан.

Межпредметные связи: социология, обществознание, история, культурология, политология.

Технические средства обучения: мультимедийная установка, телевизор, видеомагнитофон.

Деятельность студентов на уроке: фронтальная, групповая, творческая, аналитическая работа с документами.

План урока:

№ п\п Этапы занятия Учебные вопросы; Формы обучения
1. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность (5 минут) Организационный материал, вводное слово преподавателя
2. Опрос студентов по изученному материалу (2025 минут) Опрос домашнего задания:
– фронтальный;
– индивидуальный:
а) по карточкам;
б) на местах;
в) у доски
3. Новый материал: лекция-беседа (45 минут) План:
1. Понятия формы (источника) права
2. Виды источников права
3. Юридическая сила. Нормативно-правовой акт, как источник права
4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
4. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме (710 минут) Аудиторная самостоятельная работа студентов:
1) работа в парах
2) индивидуальное выполнение заданий
Выборочный анализ работ студентов
5. Подведение итогов урока (5 минут) Заключительная беседа, выставление оценок, домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность

II. Опрос студентов по изученному материалу

Фронтальный опрос:

  1. Что такое социальная норма?
  2. Виды социальной нормы
  3. Охарактеризуйте обычай как норму права
  4. Дайте определение правовой норме
  5. Перечислите признаки права
  6. Функции права

Индивидуальный опрос (по карточкам):

  1. Что такое социальная норма?
  2. Какие функции выполняют правовые нормы в обществе?
  1. Дать определение правовой норме
  2. Какими признаками характеризуется право?

Слово преподавателя: «Обычай нашел свое применение и продолжение в современном обществе, так как является источником права.

Основной целью урока является: систематизация, обобщение и закрепление знаний о формах (источниках) права; об основных видах источников права; о действии нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Глоссарий :

  1. Формы (источники) права
  2. Правовой обычай
  3. Религиозные тексты
  4. Правовая доктрина
  5. Нормативный договор
  6. Нормативно-правовой акт
  7. Юридическая сила
  8. Судебный прецедент
  9. Закон
  10. Подзаконные акты

III. Новый материал: лекция-беседа

Формы (источники) права – официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания прав поведения общеобязательного юридического значения. Источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании государством юридических норм, выражающим его волю (правотворчество) и придание юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование) (слайд 4).

«Здравствуйте, меня зовут Фемида, Богиня правосудия, основа правопорядка. Меня придумали в Древней Греции, я миф и сегодня Вас познакомлю с источниками права.

«Правовой обычай – самый древний источник права. Обычай представляет собой правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу привычки. На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существующие в первобытном обществе обычаи не только выражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой.

Гражданским Кодексом РФ установлено, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

Обычаям делового оборота называются сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской деятельности или какой-либо области, правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли документально или нет.

«Судебный прецедент (редкость) – решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент как источник права известен со времен Древнего Рима. Прецедентное право первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была существенной и впоследствии распространилась на большинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в таких странах, как Австралия, Канада и США.

Применяя закон, суд не находит правовой нормы для решения конкретного дела, отказаться от рассмотрения спора на этом основании он не может, поэтому своими решениями фактически создает новую правовую норму, которая получая обязательную силу, применяется в последствии другими судами [5].

Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф, определенного размера, то в случае рассмотрения судом дела о краже точно такого же компьютера и при условии, что обстоятельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначает преступнику идентичное наказание.

«Правовая доктрина представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых норм.

Сегодня правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.

«Религиозные тексты (священные книги) как источник права, прежде всего, имеют широкое распространение в мусульманских странах. Главными источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.

«Нормативно-правовой акт это изданный или санкционированный компетентными
государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

Нормативно-правовые акты издаются только компетентными органами с соблюдением в установленном законом порядке и обладают определенной юридической силой.

Юридическая сила показывает место нормативно-правового акта в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный нормативно-правовой акт.

Нормативно-правые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативно-правой акт, обладающие высшей юридической силой, применяемый в особом порядке и выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Законы характеризуются следующими признаками (ответ студента)

  1. принимаются только высшими представительными органами власти – Федеральным Собранием РФ или Парламентами субъектов РФ, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, Уставом субъекта РФ и Регламентом соответствующего Парламента;
  2. регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
  3. обладают высшей юридической силой;
  4. имеют особую структуру, – состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Основными реквизитами законодательного акта являются:

  • название органа, принявшего закон;
  • название закона;
  • номер и дата принятия закона;
  • преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
  • нормативно-правового содержания закона и т.д.

Законы бывают основными и текущими. К основным законам относятся Конституция РФ и Федеральные конституционные законы (слайд 9).

Конституция РФ – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. В отличие от остальных законов Конституция обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить конституционным положениям.

Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке.

Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов
выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в определенной отрасли права (например, с помощью УК РФ систематизированы нормы уголовного права).

Фемида показывает Уголовный Кодекс РФ.

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. В свою очередь статья разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы.

Учитывая, что законы регулируют только основополагающие общественные отношения и носят общий характер, необходима конкретизация того или иного вопроса. Поэтому выполняют эту задачу подзаконные акты.

Подзаконный акт представляют собой правотворческий акт, компетентных органов власти, который призван контролировать принципиальные положения законов, применительно к жизненным различным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов РФ стоят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов власти (слайд 10).

Действие нормативно-правовых актов граничит во времени, в пространстве и по кругу лиц (слайд 11).

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Акт вступает в силу либо со временем, его принятия, либо с того времени, которое в нем указанно.

Прекращается действие нормативно-правового акта в следующих случаях:

  • по истечению срока действия нормативно-правового акта (самоотмена), т.е. в самом нормативно-правовом акте срок действия оговорен;
  • в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
  • в случае принятия акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим государственным органам (косвенная отмена), т.е. принимается другой нормативно-правовой акт, отменяющий первый.

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которой распространяется его предписания. Акт может действовать в пространстве на всей территорией государства, на какой-то определенной части страны и, в отдельных случаях, за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правового акта охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему этот акт.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц может носить общий характер (т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответственной территории) или адресоваться лишь некоторым из них (например, студентам, пенсионерам).

Но из этого правила существует исключение, – ряд законов распространяющихся только на граждан государства, они не действительны в отношении лиц без гражданства и иностранцев.

Порядок, в соответствии с которым, законы не распространяются на то или иное пространство или лиц называется экстерриториальностью.

IV. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме

Задание на карточках:

1. Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы [8]:

2. Опираясь на текст ст. 56, 65, 66, 70, 84, 88, 103, 114, 118, 128, 135 и 137 Конституции РФ, составьте перечень вопросов, по которым Конституцией РФ предусмотрено принятие федеральных конституционных законов

Вопросы к закреплению изученного материала:

  1. Формы (источники) права
  2. Какие виды источников права вы знаете?
  3. Что такое нормативно-правовые акты?
  4. Какие виды нормативно-правовых актов вам известны?
  5. Какие виды законов существуют в РФ?
  6. Перечислите основные признаки закона
  7. Опишите систему подзаконных актов, сложившихся в РФ
  8. Раскройте правила действия нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц

V. Подведение итогов урока

Поставленные нами задачи урока решены, – мы познакомились с формами (источниками) права; основными видами источников права; охарактеризовали действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также научились на практике распознавать виды нормативно-правовых актов.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание

Формы (источники) права

Проверка домашнего задания• Правотворчество — …• Разновидностями правотворчества являются …• Законотворчество — …• Законодательная инициатива — …• Основными стадиями законодательного процесса являются …• Право законодательной инициативы в России принадлежит…• Парламентские слушания — …• Принятие закона происходит в …


Основные понятия и термины: источник права, правовой обычай, Судебный прецедент, административный прецедент, нормативный договор,нормативный правовой акт.


Формы (источники) права. Право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. Источники(форма)права – это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.


Виды источников права:правовой обычай;нормативный правовой акт;нормативный правовой договорсудебный прецедент;правовая доктринасвященные книги


Правовой обычай. Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.


Примеры правовых обычаев в разных странах В Нубии, замужняя женщина не может сама ничего купить в магазине. Она может составить только список того, что хочет. И если муж поставит подпись, вот тогда она может что-то приобрести.


Примеры правовых обычаев в разных странах. В древнем Китае существовал правовой обычай распознавания воры, убийцы или любого другого преступника. Ему при всех засыпали в рот рис, затем вынимали. Если рис — сухой — значит подозреваемый виновен, так как от страха, как известно, пересыхает горло. И наоборот.


Признаки правового обычая- локальный характер заключённых в нём норм - норма правового обычая распространяет своё действие на сравнительно небольшую территорию;- имеет юридическую силу - защищается возможностью применения мер государственного принуждения;не должен противоречить принятым в данном обществе нормам морали и государственной политикесуществует достаточно продолжительное время и известен достаточно широкому кругу лиц.


Судебный прецедент— это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона (прецеденттолкования). Преимущества прецедентов:прецедент — это результат логики и здравого смысла. Правоприменитель руководствуется своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, житейским опытом;больший динамизм, нежели у других источников права, так как правоприменитель способен принять решение с учетом изменений, произошедших в стране, мире. Недостатки:нет авторитета, присущего нормативному акту;есть возможность произвола.


Для судебного прецедента характерныказуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.



250 тысяч ветеранов Вьетнамской войны к производителям медицинского препарата Agent Orange. Применение препарата Agent Orange во время войны во Вьетнаме привело к ухудшению здоровья многих ветеранов, которые начали обращаться в суды с требованием о возмещении вреда. Многочисленные иски были объединены, и в 1985 году компании - производители данного препарата обязались выплатить 180 млн. $. В этом деле поражает его массовость – 250 тыс. человек. Хоть в российском законодательстве и существуют нормы об ответственности производителей за качество выпускаемой продукции, такого массового иска (или как его именуют в США – классового иска) мы вряд ли встретим.



Законы штата Алабама. В воскресенье нельзя играть в домино. Мужчинам не разрешается плеваться в присутствии слабого пола. На вашей машине обязательно должны быть "дворники". Наказанием за помещение соли на железнодорожные пути вполне может быть казнь. Не считается нарушением езда по встречной полосе на дороге с односторонним движением, если к вашему автомобилю прикреплен фонарь. Незаконно завязывать глаза человеку, ведущему машину. Незаконно носить стаканчик мороженного в заднем кармане брюк. Незаконно носить фальшивые усы (такие с носом и очками) в церкви. Нельзя вести машину босиком. При большом скоплении народа нельзя носить маски.


Законы Штата Арканзас. Закон устанавливает, что зарплата не будет повышаться тем школьным учителям, которые слишком коротко стригутся. Запрещено "кому бы то ни было и под каким бы, то ни было предлогом приближаться к окнам и дверям избирательного участка ближе, чем на 15 м" в день выборов и во время подсчета голосов,что делает преступниками всех избирателей штата. Мужчина имеет право бить свою жену, но не чаще раза в месяц. Нельзя держать в ванне крокодила. Река Арканзас не имеет права подниматься выше уровня моста в Little Rock.


Законы Штата Западная Вирджиния. В соответствие с Конституцией штата, кому бы то ни было запрещается иметь красный или черный флаг. Доктора и зубные врачи могут давать женщине общий наркоз только в присутствии третьего лица. Если железная дорога проходит на расстоянии менее, чем 1 миля от поселения с количеством жителей 100 и более человек, в этом поселении должна быть построена станция, и поезд должен делать там остановку, чтобы забирать пассажиров. Животное, сбитое на дороге, можно съесть на ужин. Запрещается носить шляпу в театре. За нарушение - штраф. Запрещается свистеть под водой. Запрещается спать в поезде. Ребенок не может посещать школу, если у него изо рта пахнет луком.


Признаки нормативного договора: Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают. Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применения


Нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы. Признаки нормативно-правового акта:властно-волевой характер;неоднократность применения;адресованность неопределенному кругу лиц.




Доктрина нечистых рук (Doctrine of Unclean Hands)предполагает, что лицо вовлеченное в незаконную деятельность, и совершившее обход закона, не может в судебном порядке искать помощи после действий совершенных вполне законно, но совершенных для покрывания другого незаконного действия. Иными словами, если лицо, узнавшее, что его дом могут изъять для погашения долгов, переводит право собственности другому человеку, например, его девушке, но потом погашающий долги, не может через суд требовать обратного перевода право собственности на себя, если даже между ними было соглашение.


Доктрина фрукта ядовитого дерева (Doctrine of the Fruit of the Poisonous Tree)Она подразумевает, что доказательство полученное путем незаконного обыска или захвата в нарушение прав лица, считается неприемлемым и не может приниматься в качестве доказательства на суде. Cлучай, произошедший на востоке США, когда патрульная машина университета остановила машину вне университета и когда водитель машины вышел по просьбе представитель полиции университета, думая, что от водителя пахнет алкоголем, вызвал полицию. Полиция попросила разрешения на обыск машины и нашла там марихуану, после чего арестовала водителя и пассажиров. Суд не признал марихуану в качестве доказательства, потому что полиция университета не имела права останавливать машину вне территории университета.


Религиозная нормаправила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

Презентация по обществознанию

Презентация по обществознанию " Источники права" состоит из 27 слайдов, в которых в яркой иллюстративной форме отображены понятие источников права как внешних официально-документальных форм выражения и закрепления норм права, исходящие от государства;, основные источники (формы) , такие как правовой обычай, правовой прецедент, нормативно-правовой акт, правовая доктрина, а также виды нормативных актов.Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

ИСТОЧНИКИ ПРАВА П Р ЕЗ ЕН Т АЦ И Я П ОД ГОТ ОВЛ ЕН А У ЧИ Т ЕЛЕ М И С Т ОР И И И ОБ ЩЕС Т ВОЗ Н АН И Я ФГ ОУ С ОШ № 4 МО Р Ф Л АТ Ы П ОВОЙ О. Ш .

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

План изучения нового материала Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. План изучения нового материала

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Что такое источник права Право берет свое начало в жизни человека и общества, eгo источником служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля нapoда, воля государства.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Что такое источник права Источник (форма) права — это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Правовой обычай- это нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государством в качестве источника права

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Судебный ( юридический ) прецедент (от лат. ргаесе­ dentis — предшествующий). Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. В наши дни главную роль прецедентное право играет лишь в Великобритании и англоязычных странах.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Пример известен как "правило Миранды". В 1963 г. в Аризоне за совершение преступления был арестован некто Эрнесто Миранда, который добровольно признался в преступлении. Миранда не был проинформирован о том, что у него есть определенные процессуальные права: право на адвоката, право хранить молчание и др.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Верховный суд США постановил, что добровольное признание в таких условиях не может считаться доказательством вины Миранды; такое доказательство неприемлемо (Miranda v. Arizona, 1966). Родилась норма, в соответствии с которой подозреваемый должен быть предупрежден о его процессуальных правах, только тогда его признание будет приемлемым доказательством его вины. Эта норма получила название "правило Миранды".

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Правовая доктрина (от лат. doctrina — учение, теория) ­изложение правовых принципов, правоположений представителями власти, юридической науки и практики, которым придаётся общеобязательное значение. В настоящее время это относится к мусульманскому праву, отражённому в законодательстве арабских стран. Мусульманин, находясь в любой другой стране должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Нормативный правовой акт- правовой документ, изданный в особом процедурном порядке органом государственной власти, регулирующий общественные отношения

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Все нормативные акты издаются или санкционируются только органами государства, наделёнными соответствующей компетенцией – правом устанавливать, а также изменять или отменять правовые акты. Нормативные акты общеобязательны, гарантированны со стороны государства, принудительные санкции в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте неизбежны

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Примеры ­ Конституция государства, иные законы, система подзаконных актов, содержащие нормы поведения, общие правила.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Нормативный правовой договор (договор нормативного содержания) ­ юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей. Действует в Международном праве.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Примеры : Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами РФ, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, договоры между органами государственной власти субъектов РФ

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Естественное право как источник реально действующего в стране (позитивного) права – это прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Основные источники (формы) права Примеры: право на жизнь; право на свободу; право на достоинство личности; право на собственность; право на личную неприкосновенность.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Виды нормативных актов Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы и 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта, которая зависит от того какой из государственных органов его издал, какое положение данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, его компетенцией, объёмом полномочий.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Виды нормативных актов Закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Виды нормативных актов Все законы Российской Федерации по масштабам своей компетенции делятся на федеральные законы (их действие распространяется на всю территорию страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия ­территория субъекта Федерации).

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Виды нормативных актов По своей значимости законы подразделяются на три группы: 1.на самой вершине находится Конституция РФ – Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Виды нормативных актов Подзаконный акт обладает меньшей юридической силой, чем закон (находится под законом, ниже закона). Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица – Президент, Правительство, министры и др. – в пределах своей нормотворческой компетенции.

Презентация по обществознанию " Источники права"

Презентация по обществознанию

Виды нормативных актов Подзаконные акты: приказы и распоряжения Президента; постановления Правительства; инструкции и постановления министерств; инструкции и постановления органов исполнительной власти; нормативные акты органов местного самоуправления

Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция 3.

Первый слайд презентации: Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция 3

1. Понятие и виды муниципальных правовых актов. 2. Правовая природа устава муниципального образования и его место в системе муниципальных правовых актов. 3. Предмет регулирования устава муниципального образования. 4. Порядок принятия устава, его государственная регистрация и вступление в силу 5. Особенности правовых актов органов местного самоуправления. 6. Особенности системы муниципальных правовых актов в Санкт-Петербурге

Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция 3.

Слайд 2: Муниципальные правовые акты (МПА ) : нормативное определение и место в системе нпа

Ст.2 ФЗ № 131 : МПА – решения, принимаемые в рамках реализации компетенции муниципальные образований, обязательные для исполнения на всей его территории, документально оформленные, имеющие общеобязательный или индивидуальный характер Нормативные МПА составляют в заимосогласованную иерархическую систему, являющуюся частью единой системы нормативно - правовых актов, объединяющей также федеральные нпа и нпа субъектов РФ на основе принципа верховенства Конституции и законов.

Муниципальные правовые акты (МПА ) : нормативное определение и место в системе нпа

Слайд 3: Общая характеристика нормативных МПА и их признаки

Характеристика МПА : - источник муниципального права; - акты публичной власти; - акты управления (форма выражения управленческой деятельности МСУ); - подзаконные акты. Признаки МПА : - конституционность, - законность, - компетентность (издавших их органов и должностных лиц МСУ ), - общеобязательность.

Общая характеристика нормативных МПА и их признаки

Слайд 4: Классификация МПА по содержанию

Классификация МПА по содержанию

Слайд 5: Классификация МПА по субъекту, принимающему акт

Классификация МПА по субъекту, принимающему акт

Слайд 6: Классификация по юридическому действию МПА

Классификация по юридическому действию МПА

Слайд 7: Классификация МПА по юридической силе

1 уровень : МПА, обладающие высшей юридической силой: уставы МО, оформленные в виде НПА решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан (ч.2 ст.43 ФЗ № 131) 2 уровень : НПА представительного органа, принимаемые по вопросам, отнесенным к его компетенции ( ч.3 ст.43 ФЗ № 131) 3 уровень : - акты главы МО, издаваемые в рамках его полномочий и в соответствии с уставом МО и решениями представительного органа (ч.4 ст.43 ФЗ № 131); - акты главы МА, принимаемые во исполнение полномочий МА на основе законов, устава МО, решений ПО МО (ч.6 ст.43 ФЗ № 131)

Классификация МПА по юридической силе

Слайд 8: Классификация МПА по порядку вступления в силу (ст.47 ФЗ № 131)

1) МПА, вступающие в силу после их государственной регистрации и опубликования (обнародования): - устав муниципального образования, - акты о внесении изменений и дополнений в устав ; 2) МПА, подлежащие обязательному официальному опубликованию (обнародованию) и вступающие в силу после их официального опубликования (обнародования): - МПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

Классификация МПА по порядку вступления в силу (ст.47 ФЗ № 131)

Слайд 9: Классификация МПА по порядку вступления в силу (ст.47 ФЗ № 131)

3) МПА, вступающие в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ: нормативные правовые акты представительных органов о налогах и сборах; 4) МПА, вступающие в силу в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования 5) МПА, вступающие в силу по истечении срока полномочий представительного органа местного самоуправления (ч.8 ст. 34 ФЗ № 131) - Решение ПО МО об изменении структуры органов МСУ ( Искл ! - Создание контрольно-счетного органа: обычный порядок вступления в силу изменений в устав МО ) - Решение об изменении срока полномочий органов МСУ ( Искл ! – ч.9 ст. 36 - решения об изменении срока и перечня полномочий, а также порядка избрания выборных должностных лиц МСУ )

Классификация МПА по порядку вступления в силу (ст.47 ФЗ № 131)

Слайд 10

Устав муниципального образования Подзаконный акт; Акт учредительного характера; Основополагающий нормативный акт МО; Элемент правовой основы местного самоуправления; Свойства устава: высшая юридическая сила по сравнению с другими МПА; прямое действие; применяется на всей территории МО.

Слайд 11

Характеристика предмета регулирования устава муниципального образования Первичное уставное регулирование - ФЗ № 131, другие федеральные законы, законы субъектов РФ перечисляют вопросы, которые подлежат урегулированию только в уставе МО Вторичное уставное регулирование путем: - выбора в уставе варианта регулирования в предусмотренных законами пределах; - воспроизведения норм федерального законодательства и законов субъекта РФ

Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция

Слайд 12

Первичное или вторичное регулирование в уставе МО? порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования; Порядок принятия, опубликования (обнародования), вступления в силу МПА (ст.44 п., ст.47 ч.2 ФЗ РФ); Перечень вопросов местного значения; Структура органов МСУ Виды ответственности органов МСУ Формы, порядок и гарантии участия населения в решении ВМЗ муниципальная служба (ст.42 ФЗ №131 – ФЗ, З субъектов РФ, уставы и иные МНПА) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ (ч.5.1 ст.40 ФЗ №131 – в соответствии с ФЗ и З субъектов РФ )

Слайд 13

Слайд 14

Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция

Слайд 15

Государственная регистрация Уставов МО в органах юстиции Государственная регистрация – форма предварительного правового надзора (контроля) за местным самоуправлением Направление устава муниципального образования (акта о внесении изменений в него) в 15-дневный срок со дня принятия на государственную регистрацию в регистрирующий орган – обязанность главы муниципального образования (ч.1 ст.3 ФЗ № 97). Устав (изменения в него) проверяются на предмет соответствия закону как с точки зрения содержания (материальный аспект), так и с точки зрения формы принятия (процессуальный аспект)

Слайд 16

Документы, предоставляемые для регистрации Устава устав муниципального образования (новая редакция положений устава с внесенными изменениями)(ч.2 и ч.4 ст.3 ФЗ № 97): решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования (изменений в него), а также протокол заседания представительного органа либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования (изменения в него); сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава (акта о внесении изменений) и о результатах публичных слушаний по проекту.

Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция

Слайд 17

Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция

Слайд 18

Если по результатам проверки будет установлено противоречие устава закону, регистрирующим органом принимается решение об отказе в государственной регистрации Решение направляется в пятидневный срок главе муниципального образования Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция

Слайд 19

Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция

Слайд 20

Опубликование (обнародование) МПА опубликование = обнародование. Официальное опубликование, неофициальное опубликование. Требования, предъявляемые к печатному изданию как к источнику официального опубликования.

Слайд 21

Регистр муниципальных нормативных правовых актов федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов: состав, порядок ведения (ст.43.1 ФЗ-131, Постановление Правительства РФ от 10.09.2008 N 657, Приказ Минюста РФ от 19.12.2008 № 298, Приказ Минюста РФ от 22.12.2008 № 300 ) регистр муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга состав, порядок ведения (Закон СПб от 03.12.2008 N 752-138 "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга«; Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2009 N 210 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга") правовая природа регистра ? необходимость включения устава МО в регистр МПА?! каковы последствия с точки зрения действия МПА в случае невнесения его в регистр по мотиву несоответствия законодательству?

Слайд 22: Задача-казус:

Муниципальный совет муниципального округа N Санкт-Петербурга внес изменения в Положение о порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции. Решение о внесении изменений в акт представительного органа было направлено в Правительство СПб для включения в регистр МНПА. По результатам юридической экспертизы решение представительного органа МО было возвращено в муниципальное образование без внесения в регистр с предложением устранить нарушения закона и передать для внесения в регистр повторно. В качестве одного из нарушений было отмечено отсутствие в уставе МО полномочия представительного органа определять указанный территории. Муниципальный совет внес соответствующие изменения в устав МО и снова представил измененное Положение для внесения в регистр МНПА. Однако при этом вновь возник вопрос о законности акта в связи с особым порядком вступления в силу изменений устава, касающихся полномочий представительного органа. Дайте юридическую оценку ситуации

Задача-казус:

Последний слайд презентации: Тема 2. Муниципальные правовые акты как источники муниципального права. Лекция: Коллизия

Читайте также: