Обязаны ли рестораны принимать карты к оплате

Обновлено: 02.07.2024

Люди ходят в рестораны, чтобы не только отпраздновать юбилей или другое знаменательное событие, но и для того, чтобы освободить себя от домашних хлопот по приготовлению пищи. И не всегда есть возможность расплатиться за услуги заведения наличными средствами, у многих деньги хранятся на банковской карте – кошелек с собой носить не нужно, да это намного удобнее.

Но как быть, если после окончания приятного вечера вы не имеете возможность расплатиться по карте? Официант требует от вас наличные, и другие виды оплаты не принимает? Что говорит по этому поводу законодательство?

Нормативное регулирование

Исходя из требований ст. 10 ЗоЗПП от 07. 02. 1992 г за номером 2300-1, исполнитель услуги должен заблаговременно оповестить потребителя о правилах оплаты услуг в конкретном заведении общепита для выбора либо другой точки обслуживания, либо соглашение на условия оплаты только наличными средствами.

  • Если распорядитель в зале не оговорил заранее выдвигаемые условия для получения услуг ресторана, то посетитель сам имеет право на получение подобной информации до момента заказа ужина или банкета.
  • Если этот момент упущен, и посетителю никто не сообщил информацию о способе оплаты, то на основании ст.12 Закона о защите потребителя у него есть право на отказ полученной услуги.
  • Всю процедуру переговоров с официантом или распорядителем в зале лучше записать на мобильное или другое устройство, либо запросить письменное подтверждение отказа от уплаты по банковской карте.
  • Все свои замечания можно изложить в книге жалоб и предложений, а также подать письменную претензию на имя руководителя точки обслуживания.
  • Кроме этого, посетитель ресторана может дополнительно потребовать компенсации морального вреда, нанесенным рестораном на основании ст. 15 ЗоЗПП.

Обязаны ли места общепита принимать карты к оплате

Обязаны ли места общепита принимать карты к оплате

Для расчетов по банковским картам (дебетовым или кредитным — не имеет значения), заведение должно предварительно заключить договор экварийнга – обслуживание сторонней организацией по переводу средств клиента на счет заведения общепита. В крупных городах и областных поселениях городского типа общественные точки питания обязаны заключать подобные договоры, что позволит клиентам рассчитываться с помощью своих пластиковых карт.

Но глупо требовать подобные правоотношения между мелкой торговой точкой где-нибудь на окраине города, в которой наплыв посетителей не так велик, как например, в центре или часто посещаемых местах.

Договорные отношения между точкой реализации услуг питания и эквайером (компания-посредник) заключаются на возмездной основе, то есть за отчисление определенного процента (долей процентов) по проведению финансовых операций, и не каждый маленький ресторанчик (кафе, столовая или точка общепита) сможет физически исполнить свои обязательства перед посредником и клиентом.

Но применение услуг по расчету банковскими картами дает заведению массу преимуществ:

  • Повышается конкурентоспособность благодаря использованию безналичных платежей.
  • Увеличивается оборот предприятия за счет новой клиентуры (держателями пластиковых средств расчета).
  • Уменьшается риск грабежа наличных средств злоумышленниками.
  • Не нужно заключать договор инкассации, что также сказывается на увеличении прибыльности точки общепита.
  • Облегчается учетная система по предоставлению услуг населению.

Что делать, если кафе или ресторан карты не принимает

Развитие событий может проходить по таким сценариям:

  • Если в ресторане не принимают к оплате карты, а вас просят в ближайшем банкомате снять наличные средства, то только вы должны решить, делать это или нет. Если банкомат не принадлежит вашей кредитной организации, то с карты спишутся проценты за проведение финансовой операции. Сохраните чек и предъявите его официанту, попросите его сделать перерасчет с учетом снятых процентов. Обосновать свою позицию можно пунктом 1 ст. 12 ЗоЗПП.
  • Можно поступить по-другому: скажите распорядителю в зале, что вы увидели объявление о приеме карт к оплате, и сделали выбор в пользу этого заведения. Но если на данный момент нет возможности безналичного перевода с карты, то вы готовы предоставить свои личные данные и сделать перевод своих средств на расчетный счет ресторана. Правда, для этого вам потребуются банковские реквизиты предприятия.
  • В иных случаях сотрудники предлагают оставить залог, а через некоторое время вы должны принести им наличные средства. Но! Ни в коем случае не оставляйте свой паспорт, дорогостоящие предметы вашего гардероба или мобильное устройство. Можно, например, заложить в виде гарантии сумочку, откуда убраны все вещи.

Важно! Если к вам применяют грубую физическую силу, и всеми способами пытаются задержать, то вы имеете право позвонить в полицию и сообщить о неправомочных действиях администрации точки общепита.

Ответственность сторон

ответственность если ресторан не принимает карту

Многие предполагают, что если в ресторане не принимают пластик, а достаточных наличных средств для оплаты ужина нет, то можно уйти не расплатившись. Это неправильный подход.

В обязанности клиента входит обязательная оплата сделанного заказа (после того, как все съедено и выпито) по основаниям ст. 470 п.1 ГК РФ. Если этого не сделать, то могут завести административное дело за правонарушение, по которому предусмотрено не только его оплата, но и двойное покрытие нанесенного убытка.

Но и у сотрудников ресторана есть свои обязанности – установить терминал оплаты для возможности безналичных платежей. Если он сломан, то этот факт не освобождает клиента от его обязанности по уплате за полученную услугу.

Защита прав

Если вы точно уверены, что отсутствие терминала безналичных платежей нарушает ваше право на выбор способы оплаты, то можно подать письменную жалобу в Роспотребсоюз на нарушение ваших прав потребителя.

Но скорее всего, этим проблема не будет решена – сотрудники созвонятся с заведением и дадут рекомендацию по организации оплаты по пластиковым картам. Но! В их обязанности входит обязательное заблаговременное оповещение о невозможности безналичной оплаты. Но вот если касса для приема денег вообще отсутствует, то это грозит полным закрытием ресторана.

К тому же, если ранее карты принимались, в день вашего посещения платежный терминал вышел из строя, например, плохой сигнал Wi-Fi и нет возможности связаться с банком, это не будет рассматриваться как серьезное нарушение ваших законных прав посетителя.

О случае судебного решения спора с не оплатившим счет клиентом расскажет видео ниже:

У нас есть сеть заведений общественного питания (кафе и рестораны). Клиент отказался расплатиться, был задержан сотрудниками полиции, но административный протокол не был составлен. Это решение было обжаловано в прокуратуру, но безуспешно. Остается подать гражданский иск. Сумма небольшая - 6400 руб. Есть фамилия, имя, отчество и адрес регистрации (другая область) клиента. Какие обязательства нарушены клиентом? В какой суд подавать иск?

Отказ полиции возбуждать административное дело вполне обоснованно, поскольку признаков состава административного правонарушения выявлено не было. Дело в том, что административные правоотношения являются публичными, т.е. в их основе лежит принцип властных отношений: подчинения граждан и организаций действующей в государстве власти. И в таких отношениях равенства сторон нет.

А отношения между предприятием общественного питания (столовая, кафе, ресторан), оказывающим услуги питания, и лицами, получающими такие услуги (все категории граждан и организации в части доставки еды в офис), являются гражданскими правоотношениями, основанными на равенстве прав и обязанностей. И такие отношения регулируются гражданским законодательством, что отражено в ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Исключение составляет качество продуктов, которое регулируется административными актами – законами, СанПиНами и т.д.

Так, согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Теперь о ситуации, описанной в вопросе.

Для того чтобы гражданин, пожелавший пообедать, получил услугу питания, он посещает кафе. С этого момента вступает в действие публичный договор (ст. 426 ГК РФ), т.е. одна сторона (кафе) обязана оказать услугу другой стороне (гражданину, обратившемуся за услугой) в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных законом и правилами кафе. Названный публичный договор содержит предложение услуг (оферту) – меню с перечисленными блюдами и образцами блюд, выставленные на прилавке, с указанными ценами, а гражданин сам добровольно решает, принять предложение (оферту) на предложенных условиях или нет.

Поскольку услуга оказывается за плату (стоимость блюд, обслуживание и т.д.), то в силу вступают правила договора возмездного оказания услуг, установленные в гл. 39 ГК РФ.

Как только гражданин отбирает блюда (забирает тарелку с салатом при самообслуживании или заказывает официанту список блюд), он принимает предложение, т.е. акцептирует оферту. Его согласие означает, что он присоединился к публичному договору и готов соблюдать его условия, в том числе в части оплаты.

Приняв предложение (оферту), совершив акцепт, гражданин вместе с правом получить выбранные блюда приобретает обязанность оплатить их в соответствии с указанными ценами.

Отказываясь оплатить полученные блюда, посетитель нарушает следующие принципы и правила.

Во-первых, заключив договор (присоединившись к публичному договору), по общему правилу, он не вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения. Так, запрет установлен в п. 1 ст. 310 ГК РФ, согласно которому односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.

Памятка для посетителей кафе и ресторанов: как отстоять свои права

2a3205c9628117b654e37bffaa35cf21

Вы пришли в заведение общественного питания и остались недовольны обслуживанием или качеством еды? Рассказываем, какие права есть у потребителя в такой ситуации.

На какие законы ссылаться

Право на информацию

Все предприятия общественного питания подразделяются на пять типов: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

В свою очередь, рестораны и бары по уровню обслуживания и перечню предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый. Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.

На вывеске организации общественного питания размещается следующая информация: фирменное наименование организации; место ее нахождения (адрес); тип, класс и режим работы.

Индивидуальный предприниматель также должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию (розничная продажа алкогольной продукции), то он обязан довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления местах (обычно в любом кафе или ресторане есть уголок потребителя, где представлены все документы).

Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать:

перечень услуг и условия их оказания;

цены в рублях и условия оплаты услуг;

наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;

сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;

правила оказания услуг общественного питания.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Как должна быть оформлена эта информация

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей на русском языке посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Причем потребитель должен иметь возможность ознакомиться с информацией как в зале, так и вне зала обслуживания.

В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

Порядок оказания услуг

Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами.

При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет курения, запрет на нахождение в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ).

Зачастую при входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это, в свою очередь, ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех.

Предварительный заказ столика

Предварительный заказ оформляется документом, содержащим такие необходимые сведения, как: а) наименование исполнителя; б) ФИО потребителя; в) вид услуги, ее цена и условия оплаты; г) даты приема и исполнения заказа; д) условия выполнения услуги; е) ответственность сторон; ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа; з) подпись лица, принявшего заказ; и) другие сведения.

Момент и способ оплаты услуг (предварительная, после отбора блюд, после приема пищи, с авансом или без него, наличный или безналичный расчет) определяются соглашением сторон.

При оплате заказа потребителю должны выдать документ, подтверждающий внесение денег (кассовый чек, счет или другие).

Услуги непременно должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним (п. 18 Правил).

Право потребителя на отказ от услуг

Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона о защите прав потребителей и п. 27 Правил. При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить тому же ресторану фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально.

Право уточнить вес блюда

Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции (п. 21 Правил). Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы).

Если нарушены права потребителя

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок; б) потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу; в) отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, то он в силу п. 26 Правил вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита; б) уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепита; в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества.

Так, если в блюде были обнаружены посторонние предметы (например, мухи, стекло), то потребитель вправе потребовать повторно бесплатно приготовить блюдо надлежащего качества.

Если еда просто приготовлена некачественно, то на основании п. п. 2 п. 26 Правил можно потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (например, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т. д.).

Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Необходимо помнить, что исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию, а потребителю следует получить у исполнителя документ, подтверждающий оплату оказанных услуг (кассовый чек и т. д.).

Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Куда обратиться с жалобой

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг общественного питания может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (территориальные отделы в административных округах);

Данная норма была сохранена в законе о беззаявительном порядке получения пенсий по инвалидности.

До 1 января 2022 года пользоваться таким правом мог только один из родителей.

1 поездка по "Кошельку" карты "Тройка" теперь стоит 46 рублей.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

Содержание

Юридическая сторона↑

Обязанность есть, а есть ли ответственность и наказание за невыполнение этого закона? Есть.

Привлекать к ответственности нерадивых предпринимателей по данной статье уполномочены территориальные подразделения РосПотребНадзора.

Придя домой, открывание сайт Роспотребнадзора, оставляете обращение, прикрепляете видео и ждёте.

Справедливости ради нужно отметить, что у заведения действительно могут быть технические неисправности. Но обычно отказ имеет другие причины.

Как правило, заставляя платить вас наличными, торговая точка, естественно, уходит от налогов. Опознать нечестное заведение довольно просто. Скрывающийся от налогов ресторан приносит в счёте не кассовый чек, а пречек. В нём указаны все позиции заказа и итоговая сумма. Но нет QR-кода или аббревиатуры ФП (фискальная память). Последнее говорит о том, что в кассе заведения ваш счёт ещё не закрыт, то есть его можно отменить и скрыть от налоговой.

Закон на стороне клиента↑

Согласно статье 16.1 закона "О защите прав потребителей", любая торговая точка, имеющая годовую выручку более 40 миллионов рублей, обязана иметь оборудование для безналичного расчёта. Исключение только одно — магазин или ресторан расположен в регионе, где Интернета нет физически.

А что делать, если всё уже произошло? Терминал "сломался", а налички нет. Для таких случаев есть народный лайфхак, который может сработать. Если персонал заведения говорит вам, что только что оборвалась связь с терминалом, твёрдо настаивайте на том, что будете оплачивать только картой. Если это правда, то пусть официант проведёт оплату через POS-терминал до получения чека с информацией об отсутствии той самой связи. В большинстве случаев официант всё же принесёт вам чек об оплате заказа банковской картой.

Причины отказа приема карты при расчете ↑

Заведение экономит на эквайринге ↑

Экономия на налогах↑

Кэш нужен рестораторам для закупки продуктов на рынках ↑

Карты там не принимают, а наличка и так постоянно в дефиците. Где ее взять? У посетителей, конечно.

Махинации с обналичиванием↑

Работа по серым схемам ↑

Другой вариант — это когда заведение использует серые схемы, уходит от уплаты налогов или вовсе занимается обналичкой. В случае с кафе или рестораном это можно наверняка понять по чеку. Сотрудники выбивают в кассе предчек, потом забирают у вас деньги и обратно выносят его же, а кассовый чек не делают. Потом они просто отменяют заказ в системе — соответственно, он нигде не отразится.

Предчек от кассового чека отличить просто: у него нет куар-кода.

Если клиент принципиальный и хочет ругаться, то можно начать скандалить и требовать кассовый чек — с куар-кодом. В этом случае схема с обналом не сработает, так как ресторан пробьет все в кассе правильно, и информация о вашей покупке отправится в ФНС.

Возможно, заведению просто нужны наличные. К примеру, для выплаты зарплат или на аренду помещения. Поскольку все больше клиентов расплачиваются картами, порой наличных не хватает. Приходится как-то выкручиваться и вынуждать посетителей платить наличными.

Есть значок платёжной системы, но карту не берут↑

Очевидно, что действовать нужно в зависимости от этих обстоятельств и набор аргументов и приемов выбирать, исходя из них.

Попросите письменный отказ принять карту и добавьте, что сфотографировали знак на входе, если карту не примут и не предложат устраивающий всех вариант, то вы:

  • пожалуетесь в Роспотребнадзор;
  • обратитесь в суд с взысканием с кафе убытков и морального вреда, который был вам причинен данным инцидентом.

Вариант: договариваемся↑

Попросите принести терминал↑

Несмотря на заверения официантов, можно настойчиво попросить принести терминал. Если персонал отказывается, то сообщите, что хотите проверить устройство и зафиксировать отказ для жалобы в Роспотребнадзор. А для этого нужно снять сломанный терминал на видео.

После этого, скорее всего, вы увидите работающий терминал. Но лучше сами вставляйте карту в прорезь. Иногда хитрые менеджеры вставляют ее не до конца, чтобы имитировать поломку устройства.

Соврите про кредитку↑

Дайте рваную купюру↑

С порванной (практически полностью) банкнотой кассиры вряд ли захотят связываться. Зарплату ею не выдашь, на сдачу давать тоже не вариант. Так что можно показать официанту такую купюру и наслаждаться тем, что к вам уже бегут с терминалом. Минус этого способа в том, что рваную банкноту придется где-то найти. Или сделать самому.

Заведите карту национальной платежной системы↑

Мы уже выяснили, что закон обязывает крупные рестораны принимать карты национальной платежной системы. Мелких заведений это не касается, но и там можно попробовать этот метод: особенно если вас заранее не уведомили, что карты не принимают.

Заводить лишнюю карту — решение радикальное, но с ней можно смело требовать у официанта терминал. Расплачиваться при этом в итоге вы можете картой любой платежной системы: вряд ли устройство будет настроено только на один тип карт. Деньги на новой карте можно даже не держать. Да что там, можно вообще ее не заводить, если вы умеете убедительно врать. В конце концов, эта ложь — для соблюдения закона, а не только для личного комфорта.

Как пожаловаться в Роскомнадзор↑

Уже дома нужно зайти на сайт Роспотребнадзора и написать обращение со всеми деталями: названием и адресом заведения, датой посещения, своими данными. Конечно же, нужно изложить суть произошедшего. Прикрепляете ко всему этому видео, фото. И отправляете.

В последнее время в столице наблюдается неприятный тренд: многие кафе и рестораны под разными причинами отказываются принимать к оплате банковские карты. Обычно это происходит в выходные дни. Лайф рассказывает, как себя вести в этой ситуации клиентам и как наказать недобросовестные компании.

— Сегодня мой сын с отцом были в "Шоколаднице" в ТЦ "Вегас". Там не принимали оплату картой, но сразу об этом не предупредили. Хорошо, что было достаточно баллов на "шоко-карте", чтобы оплатить заказ, негодует Lady Tigresss в официальной группе "Шоколадницы" в соцсети "ВКонтакте". Аналогичных претензий там десятки.

Похожую проблему москвичи не первый год наблюдают в "Чайхоне № 1".

— Кормят неплохо, но по всей сети одна проблема: как вечер, так у них "исчезает связь с банком". Принимают к оплате только налик. Как в 90-е. Противно, — пишет Вадим на TripAdvisor. К слову, многие считают, что с "Чайхоны № 1" эта проблема и началась, поэтому часто её так и называют — "чайханский синдром".

Фото © Pixabay

Вариации перечисленных жалоб также можно найти в комментариях к ресторанам "Тарас Бульба", "Лебединое озеро", "Северяне" и "Урюк", кафешкам сети "Кофемания", клубу "Пропаганда" и бару "32.05". Менеджеры этих компаний часто отвечают на жалобы клиентов в Сети, но почти всегда дежурными отписками. "К сожалению, по техническим причинам у нас не всегда возможен безналичный расчёт и мы приносим свои извинения за данное неудобство", — оправдывается "Чайхона № 1". Ещё ленивее отмахивается "Шоколадница" — обещает: "передадим все ваши замечания руководству".

Менеджер или официант, настаивающий на оплате наличными, объясняет неудобство техническими проблемами. Дескать, терминал связь не ловит, заглючил или просто сломался. Но с чего вдруг они так часто барахлят в одном и том же заведении?

Часто ультиматум, выдвинутый официантом, сигнализирует о том, что заведение "наваривается" на вашей наличке. Ресторан выбивает у клиентов купюры, а потом продаёт их обнальщикам с наценкой в 5–10%. Или просто оставляет себе. В кулуарах некоторые рестораторы столичных заведений хвастаются, что в удачный летний вечер могут "налевачить" до миллиона рублей. Само собой, эта схема незаконная. Правда, последствия для нарушителей чрезвычайно мягкие: штраф 40–50 тысяч рублей.

Фото: © Flickr / Stecelbs

Заодно, заставляя платить вас наличными, торговая точка, естественно, уходит от налогов. Опознать нечестное заведение довольно просто. Скрывающийся от налогов ресторан приносит в счёте не кассовый чек, а пречек. В нём указаны все позиции заказа и итоговая сумма. Но нет QR-кода или аббревиатуры ФП (фискальная память). Последнее говорит о том, что в кассе заведения ваш счёт ещё не закрыт, то есть его можно отменить и скрыть от налоговой.

Ну и третий "бонус", который получает ресторатор от налички, — уход от комиссий за эквайринг. Эквайринг — это ПО и терминал оплаты, которые банки сдают предпринимателям в аренду за 1,5–3,5% от безналичного оборота заведения в месяц. Как правило, именно жалобами на эти несколько процентов владельцы баров и кафешек оправдываются, когда с ними общается пресса.

Закон на стороне клиента

Согласно статье 16.1 закона "О защите прав потребителей", любая торговая точка, имеющая годовую выручку более 40 миллионов рублей, обязана иметь оборудование для безналичного расчёта. Исключение только одно — магазин или ресторан расположен в регионе, где Интернета нет физически.

А что делать, если всё уже произошло? Терминал "сломался", а налички нет. Для таких случаев есть народный лайфхак, который может сработать. Если персонал заведения говорит вам, что только что оборвалась связь с терминалом, твёрдо настаивайте на том, что будете оплачивать только картой. Если это правда, то пусть официант проведёт оплату через POS-терминал до получения чека с информацией об отсутствии той самой связи. В большинстве случаев официант всё же принесёт вам чек об оплате заказа банковской картой.

Фото: © Pixabay

Адвокаты говорят, что вы можете усложнить жизнь предпринимателя постфактум.

— Если вы обратитесь в соответствующую организацию с жалобой на то или иное нарушение в ресторане, то эта организация наверняка устроит проверку. А любая проверка — это всегда дискомфорт для предпринимателя. Если нарушение подтвердится, ему выпишут штраф. Проще говоря, если клиент считает, что с ним недобросовестно обошлись, всегда можно найти возможность насолить данному заведению, — считает Юкша Янис Александрович, адвокат и профессор права.

К слову о штрафах. Вашими усилиями неисправный терминал может вылиться для компании в штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Пожаловаться на то, что вам не позволили оплатить заказ картой, можно на сайте Роспотребнадзора. Предварительно рекомендуется попросить официанта всё же принести даже нерабочий терминал. Сфотографируйте его или снимите на видео и прикрепите медиафайл к жалобе. Так эффективнее. Ещё, по мнению Юкши, не лишним будет попросить сделать то же самое нескольких друзей, если им тоже отказали в приёме безнала.

— Количество свидетелей систематического нарушения, конечно же, повышает вероятность проверки, — говорит профессор.

Однако ваши письма в Роспотребнадзор не дают 100-процентной гарантии того, что ресторан оштрафуют. Адвокат Орошев Владислав Александрович уверен, что многие предприниматели смогут без последствий отбрехаться от проверки. Дескать, на то они и предприниматели.

А про налоги не забыли?

А вот от какой структуры даже самому ловкому предпринимателю увернуться едва ли удастся, так это налоговая. Как минимум одна крупная московская сеть ресторанов уже расхлёбывает из-за этого кашу. Ещё в 2017 году на владельца точек "Тарас Бульба" Юрия Белойвана завели уголовное дело по статье "Уклонение от налогов". А совсем недавно, 4 февраля, он признал вину в неуплате двух миллиардов рублей. Ему грозит до шести лет лишения свободы. Только вот до налоговой достучаться зачастую не проще, чем до Кремля. Даже журналистов они требуют пройти сложную бюрократическую процедуру, прежде чем дать комментарий.

Собственно, именно поэтому оба адвоката считают, что самый лёгкий способ решить спор с оплатой — договориться с менеджером заведения.

Читайте также: