Обязаны ли оставлять чаевые

Обновлено: 28.06.2024

– Недавно чуть не попал в неприятную ситуацию. Пошел на свидание с девушкой в ресторан. Оценил в уме стоимость нашего ужина и понял, что денег мне хватит. По завершении вечера мне принесли счет на большую сумму, чем я ожидал: в счет сверху включили чаевые 10%. Хорошо, что в этот раз денег хватило оплатить. Не хотел устраивать разборки в присутствии девушки, но на будущее хотел бы знать: насколько законно включать в счет чаевые? Можно ли не платить чаевые и заплатить только за еду? Я нежадный. Просто деньги считать люблю и правила по закону знать.

– Практика материального вознаграждения официантов за качественное обслуживание является достаточно распространенной. Ряд заведений прописывает рекомендованный размер чаевых в заведении, другие – включают сумму чаевых в чеки.

💰 Чаевые, как подарок

Чаевые – это добровольная плата за хорошее обслуживание в ресторане. Российское законодательство не содержит положений о том, что чаевые являются обязательными при посещении мест общественного питания.

Чаевые – это своего рода подарок официанту в благодарность за помощь при выборе блюд, приветливость, своевременное обслуживание. Чаевые не являются зарплатой официанта: налоги с них не платятся, так как это подаренные деньги.

Выполнение официантами своей работы не может рассматриваться, как встречное представление за чаевые, так как оплачивать их труд обязан работодатель по условиям трудового договора.

Безвозмездная передача денег официантам соответствует признакам договора дарения, регламентированного Гражданским кодексом. А такой договор можно заключить исключительно при согласии обеих сторон: одаряемого (официанта в данном случае) и дарителя (посетителя). Так как чаевые – это дар, то решение о том, делать ли подарок либо нет, клиент принимает только по доброй воле. Принуждать или обязывать клиента заплатить чаевые ресторан не вправе. Ведь посетитель может вообще посчитать работу официантов неудовлетворительной.

💸 Законность чаевых в счете

Обслуживание посетителей входит в состав услуги общественного питания, как и приготовление еды. Так как клиент не может получить свой заказ без обслуживания, то дополнительные сборы за это противозаконны.

Чаевые не являются частью цены за оказанные услуги, даже если они были включены в счет отдельной строкой. Они не рассматриваются, как обычай делового оборота, как обязательно установленное правило заведением общепита.

Клиент имеет право не оставлять чаевые и не вносить отдельную плату за обслуживание. Это подтверждают регулирующие нормы: п. 24 Правил оказания услуг общественного питания, ст. 572 Гражданского кодекса, п. 3.1 ГОСТ 30389-2013.

Да, предпочитаю, когда сумма включена в счет Да, но хотел бы платить чаевые по своему усмотрению без включения в счет Да, всегда. Для меня это правило хорошего тона Нет Не хожу в рестораны

Должен ли ресторан заранее предупреждать посетителя о включении чаевых в счет

Чтобы узаконить включение чаевых в счет, ресторан должен предупредить посетителя о наличии дополнительного сбора и заручиться его поддержкой.

Чаевые, включенные в счет, не будут противоречить закону при соблюдении трех условий:

  1. Посетителя предупредили о дополнительных услугах по обслуживанию в кафе.
  2. Посетителю предложили альтернативный вариант и возможность не платить за обслуживание: например, при полном самообслуживании.
  3. От клиента получили согласие на оплату сервисного сбора.

Иногда фразу о наличии дополнительного сбора за обслуживание включают в меню, а согласием клиента с предложенными условиями выступает момент заказа. Но если клиент заказал еду не по меню, или сервисный сбор навязывался всем, то это противоречит закону.

Как правильно себя вести

Также можно воспользоваться своим правом оставить запись в Книге жалоб. На полученное обращение администрация магазина обязана отреагировать и предоставить клиенту письменный ответ.

Пример из жизни. Один из клиентов ресторана после того, как его жалобу на включенные в чек чаевые проигнорировали администраторы, пожаловался в Роспотребнадзор. Контролирующая инстанция по результатам обращения потребителя провела контрольную закупку и обнаружила, что в ресторане во всех буклетах и меню включены сведения о наличии сервисного сбора 5%, но альтернативы в виде самообслуживания посетителям не предложили. В результате ресторану пришлось заплатить штраф 10 тыс. р.

🍽 Новый законодательный запрет на включение чаевых в счет

Новые Правила оказания услуг общественного питания вступят в силу в 2021 году и заменят действующие правила от 1997 года. Документ сейчас проходит стадию общественного обсуждения.

В основном новая версия документа будет дублировать старую. Но есть некоторые изменения, которые нужно будет учесть ресторанам.

Измененная версия правил прямо запретит включать в счета чаевые. Хотя сегодня принудительная оплата чаевых так же под запретом, но многие заведения продолжают включать в счет дополнительные услуги (платежи и комиссии), которые напрямую не относятся к продукции из меню. Теперь правила напрямую позволяют клиентам отказаться от оплаты расходов, не связанных с едой, а если они оплачены – потребовать возврата обозначенной суммы.

Важные требования к организации работы ресторанов сохранят свое значение:

  1. В меню прописывают перечень услуг и условия их оказания, стоимость в рублях и условия оплаты, основные ингредиенты, вес блюда, пищевые добавки и пр.
  2. Заведение обязано обслужить всех клиентов, сделавших заказ в часы работы.
  3. Клиент по своему усмотрению вправе оплатить заказ до или после еды.
  4. Кроме еды, заведение может предоставлять дополнительные услуги, но посетителя нужно уведомить о взимании платы за них.
  5. Ненадлежащее оказание услуг рестораном может повлечь наказание для него, согласно нормам Гражданского кодекса и Закона о защите прав потребителей.

Таким образом, включение чаевых в счет противоречит правовым нормам. С 2021 года запрет на включение платы за обслуживание в счет будет закреплено в Правилах оказания услуг общественного питания.

❓ Часто задаваемые вопросы

С 2021 года в счет можно будет включить только плату за еду. Сегодня многие заведения продолжают включать в счет плату за обслуживание, музыкальное сопровождение и пр. При желании клиент может не платить за дополнительный сервис и обжаловать это.

Не оплачивать заказ допускается при нарушении технологии приготовления, несоблюдении температуры подачи блюда, подмене ингредиентов, при недовесе, при обнаружении в тарелке мухи или волоса, а также в случае, если блюдо приготовлено из испорченных продуктов.

Вы можете не оплачивать блюдо, которые не заказывали, но отказаться от него нужно до того, как вы его съели. Отказаться от блюда можно и в том случае, если ресторан не учел ваших пожеланий, например, вы просили не добавлять в салат зелень, но ее все равно добавили. Основания: п. 3 ст. 4 Закона о защите прав потребителей.

Favorite

В закладки

Как правильно давать чаевые в России. Кому и сколько надо

Хороший вопрос тут поднялся в редакции.

Вот гардеробщица повесила твою куртку. Донесли вещи в отеле. Починили кран дома. Благодарить или нет?

И ладно да/нет, а что делать с суммой чаевых – вообще атас. У каждого своё представление о том, сколько оставлять на чай. Кто даёт 5%, кто 10%, кто парится и даже 7% отсчитывает.

В общем, надо разобраться. Вот мы и решили это сделать. А чтобы тебе было вдвойне полезно, нашли пластиковую карту, которая позволяет давать чаевые бесплатно.

Частота и суммы варьриуются – нет общепринятых стандартов, нет законов, которые это регулируют. Поэтому нет понимания, кому давать и сколько.

Статистика по России: только половина из нас даёт чаевые. 25-30% не могут посчитать сумму. А 25% не дают чаевых. Не делайте так, это просто некрасиво.

Сколько чаевых принято давать в России

Точную сумму определяет куча факторов, и среди них: качество обслуживания, тип заведения (простое кафе, дорогой отель, элитный ресторан), мнение посетителя (щедрость, настроение, сложившаяся ситуация), сумма в чеке – скромный ланч на 300 руб. или банкет на 1 млн.

Если жалоб нет, просто оставляйте около 10%. Это стандарт.

Почему чаевые – это хорошо? В сфере обслуживания очень многие работают фактически за чаевые – и на минимально возможной зарплате.

Кому нужно давать чаевые

1476950513115287900

Официант в ресторане: нужно попросить счет, оплатить и получить сдачу. А после оставить необходимую сумму наличными. Оставляем 10%.

Ну и да, если официант самовольно забрал сдачу, которую вы ждёте, не стесняйтесь потребовать её.

Салон красоты: можно положить общую сумму на стойку администратору. Но лучше раздать тем, кто принимал участие в процессе. Больше 10% не оставляют.

Такси: ему можно оставить — 5-10%. Сейчас большинство сервисов предлагают оставить чаевые прямо в приложении, поэтому это стало совсем нетрудно. Кстати, например, в Греции и Бельгии чаевые таксистам не принято давать.

В отеле: чаевые горничной или швейцару не обязательны, их можно оставить по настроению, в зависимости от собственной оценки качества сервиса и статуса гостиницы. Консьержу, лифтеру, уборщику мусора чаевые не дают.

Доставщики, курьеры: за доставку воды, продуктов и заказы в ресторанах — по желанию, но не более 10%, и если доставка была бесплатной.

Точно не оставляют: стюардессе, гиду, переводчику, шеф-повару, попутчику в поезде за помощь с вещами, личному тренеру, психоаналитику, врачам.

Сколько приятно давать чаевых в разных странах мира

Отношение к чаевым в мире сильно различается, суммы тоже.

Стандартные чаевые – 10%. В США традиционно оставляют больше на 3-5% больше – до 15%, во Франции 10%, в Испании 7%, а в Египте вообще редко оставляют чаевые.

Следите внимательно! В некоторых государствах принято включать чаевые в счёт — в таком случае сверху оставлять что-либо вообще не надо.

Если вы столкнулись где-то в мире с особенными стандартами чаевых — поделитесь этим с нами в комментариях, поможем друг другу выглядеть вежливо в путешествиях.

Как возвращать деньги за чаевые (только сейчас)

Это важно, потому что действует только сейчас и до конца февраля. Вернуть можно до 11,5% со всех чеков! Без шуток, прямо в рублях и на ту же карту, с которой оплатил.

Тебе нужно заказать Смарт Карту . Это не просто пластиковая банковская карта. У неё есть как стандартный кэшбек на всё, так и особенный, тематический кэшбэк, который меняется раз в месяц.

openbank-10

Фактически Смарт Карта адаптируется к самым важным событиям каждого месяца, и поэтому выгодна именно тогда, когда нужна тебе больше всего.

В феврале действует дополнительный повышенный кэшбек 10% в:

  • ресторанах
  • кафе и кофейнях
  • барах
  • и других заведениях общественного питания. Даже за бигмак.

Кэшбек в промокатегориях (аж 10%!) всегда начисляется в дополнение к базовому кэшбэку по Смарт Карте – в 1% или даже в 1,5% (стандартный кэшбэк увеличивается до 1,5%, если в этом месяце ты потратишь по карте больше 30 000 рублей).

Сегодня я позавтракал сендвичем и кофе за 250 руб., потом пообедал скромным ланчем за 300 руб., а вечером позвал любимую в ресторан (заплатил за двоих 1900 руб., оно того стоило). Всего вместе получилось 2450 руб.

Вернули по Смарт Карте: 281,75 за один день (при условии, если кэшбек 1,5%, да и без него вернули бы 269,5 руб.)!

Больше 250 рублей – между прочем, это завтрак.

Помимо выгодного кэшбека, у карты есть другие выгодные условия: дают 7,5% годовых на накопительный счет, разрешают бесплатно снимать наличные до 50 тыс. руб. в месяц из любого банкомата, если выполнять минимальные условия (да и без них немного бесплатных снятий есть, без наличных в нужный момент точно не останетесь). Всегда есть кэшбек от 1 до 1,5% на любые покупки, независимо от актуальных акций.

Как заказать Смарт Карту

openbank-5-1

Как только карту привезёт курьер, ты активируешь её прямо в том же приложении – и всё, можно получать назад до 11,5% с каждого чека и радоваться, конечно :)

openbank-2

И многое другое.

В общем, хочешь кэшбек 11,5% в ресторанах – заказывай Смарт Карту с доставкой уже по 34 городам России. И после этого оставляй чаевые правильно – а в феврале ещё и бесплатно. Приятного аппетита вечером!

Favorite

В закладки

ab57b270cc177963acac.jpg

В этом материале наша редакция пыталась собрать ответы на самые волнующие вопросы о чаевых: мы изучили мировую практику, пообщались с работниками этой сферы (от официантов до владельцев заведений), чтобы никому не было неловко – ни официантам, ни посетителям.

Сколько оставлять чаевых?

Негласная традиция говорит, что в России принято оставлять 10% от суммы чека. Конечно, это распространяется на тех людей, которые беспокоятся о своей репутации среди обсуживающего персонала любимого заведения. Если же вас это не заботит, то размер чаевых зависит от вашего настроения: все понравилось и есть лишние деньги – пару мелких купюр достоинством в 50-100 рублей будет хорошим бонусом к зарплате официанта. Если же обслуживание было ужасным, а находиться в ресторане нет терпения – не давайте ничего, или оставьте мелочь и бегите оттуда.

Нужно ли вообще платить чаевые?

Мы спросили у владельцев Челябинских заведений, что они думают по этому поводу:

— Официант априори должен хорошо работать, никто не обязан оставлять на чай. Не нравится работа — ищи другую. Официант — профессия творческая: и стилист, и психолог, и математик. Если ты не такой — ты не официант, а подавальщик еды и напитков.

Должен ли официант хорошо обслуживать каждого гостя независимо от того, дали ли ему чаевые, или нет?

Но при этом, чаевые – не обязанность. Официальное законодательство не ограничивает ни клиентов в поощрении, ни официантов в получении дополнительных денег за обслуживание. Так как это противоречие трудно привести к однозначному решению, действовать необходимо так, как хочется.

— Да, я считаю, что официант, как и любой, кто стремится стать профессионалом в своем деле, должен априори работать без дополнительных стимулов. Однако официант должен понимать, что его старания имеют редкую возможность быть вознаграждены буквально сразу. Поверьте, это знание — превосходный стимул. Кто работал на линейных должностях в ресторане, меня поймет. Лично мой рекорд чаевых в должности бармена за сутки в одном известном развлекательном комплексе Одессы конца 90-х годов, составил десяток среднемесячных зарплат. Ради такого мы относились к Гостям очень внимательно и уважительно, — считает Алексей Носков.

Нужно ли оставлять чаевые на бизнес-ланчах?

Сколько и как давать чаевые бармену?

Одно дело, когда официант только приносит еду и обеспечивает комфортное пребывание в заведении, другое, когда бармен и готовит напитки, и сервирует, и принимает деньги, и общается. Однако подход к чаевым тот же: 10-15% от заказа, если бармен быстро обслужил, правильно подал и выслушал об очередных проблемах, как обычно показывают в фильмах.

— Все зависит от сезона. Летом зарплата преобладает над чаевыми, зимой все наоборот. Гости чаще заходят согреться горячительными напитками и садятся за барную стойку, и, соответственно, уже могут наградить тебя чаевыми за проделанную работу. Либо дать на чай за хороший диалог. Весна и осень практически всегда 50 на 50, — делится Кирилл.

Если дать бармену на чай, обслужит ли он быстрее?

Существует такое поверье, что бармен обслужит быстрее того, кто даст больше чаевых. На самом деле, бывает по-разному:

— На меня это не как не влияло, все делалось в порядке очереди, всех обслуживали одинаково, всегда старались работать как можно быстрее, и не забывали следить за качеством обслуживания и приготовления, – ответил Кирилл, бармен.

Размер чаевых при обслуживании банкета, большой компании?

Если же мы говорим про компании, которые просто приходят в ресторан отдохнуть семьями, то здесь так же, как и при одиночном посещении: 10% с чека, не важно, общий он, или индивидуальный.

Делятся ли официанты чаевыми с другими сотрудниками заведений?

Стоит ли оставлять чаевыми монеты или мелкие банкноты?

Сколько получает официант чаевыми в месяц?

Об этом мы спросили у официантов и владельцев заведений Челябинска.

— На нынешнем месте работы их практически нет, а на прошлом чаевыми я увеличивал зарплату вдвое. Все потому, что люди к нам ходили богатые и оставить могли большие суммы. Мог и 10 тысяч получить за десять минут работы, а можно было без чая совсем остаться за целый вечер. Но, как правило, в конце дня тысяча точно была в кармане. Это с тем условием, что чаевые делятся в нашей сети, – отмечает Никита Подкорытов.

— Чаевые – это не только личная заслуга официанта, это хороший сервис и совместная работа с кухней. Поэтому работодатель не имеет право учитывать чаевые при расчете официанта. У меня в ресторане была программа мотивации: 30 рублей в час и процент от личных продаж, плюс премии при выполнении плана и личные чаевые, — поделился своими наработками куратор кухни в ресторане PLOVE Тимур Жанайдаров.

Обижаются ли официанты, когда не оставляют чаевые?

Девушки расплачиваются в кафе

Традиция оставлять "на чай" зародилась в Англии и затем распространилась по всему миру. Но почему одни люди дают щедрые чаевые, а другие - не очень, и отчего в некоторых странах дополнительное вознаграждение работникам сферы обслуживания не приветствуется?

Понятие "чаевые" возникло в Англии в XVI веке. Именно тогда у англичан родилась традиция чаепития, и, если гости оставались ночевать в доме хозяина, то оставляли деньги его слугам.

Феномен чаевых давно вызывает неподдельный интерес у экономистов: ведь платить дополнительно, особенно если мы не обязаны делать это по закону, вроде бы противоречит нашим личным интересам?

Если вы много путешествуете, то наверняка знаете, что в каждой стране на этот счет существуют свои правила.

В Соединенных Штатах принято оставлять официанту или официантке 15-25% от суммы счета, в Бразилии - 10%, а в Швеции - 5-10%.

Культура чаевых на Востоке заметно отличается от принятой на Западе. В частности, неочевидна ситуация с чаевыми в Японии.

Общепринятое мнение таково: чаевых в этой стране не оставляют. Если, уходя, положить монету на столик, велика вероятность того, что официант бросится за вами, чтобы вернуть "забытое".

Автор фото, iStock

Чаевые позволяют заведению платить персоналу меньше и устанавливать более низкие цены в меню

"Исследования показывают, что нации, получившие высокую оценку по шкале экстраверсии, оставляют более щедрые чаевые", - отмечает Майкл Линн, профессор менеджмента общественного питания Корнельского университета. Практика чаевых входит в область исследований этого ученого.

Однако специфические черты национального характера - не единственная причина, почему в некоторых странах принято материально благодарить за труд, считает профессор.

Большую роль здесь играют социальные нормы, разница в зарплатах, а также традиция платить дополнительно за обслуживание.

Кроме того, на то, как работает система чаевых, может также влиять практика других культур. Так, исследование 2016 года показало, что после возвращения из поездок в США люди меняли свои привычки и оставляли на чай более значительные суммы.

"Практика дополнительного денежного вознаграждения, безусловно, связана с экономикой, но в ее основе лежат социальные нормы", - отмечает Эдвард Мэнсфилд, профессор в области международных отношений Пенсильванского университета и автор упомянутого исследования.

Автор фото, iStock

Есть несколько конкретных причин, по которым мы оставляем чаевые, подчеркивают психологи

По мнению профессора Линна, существуют вполне определенные причины, заставляющие нас оставлять на чай.

Это может быть либо попытка мотивировать персонал лучше обслужить вас в следующий раз, либо стремление отблагодарить за хорошую работу, либо получить одобрение со стороны окружающих.

Однако основной фактор, как показало исследование Линна, - это желание соблюсти установленные правила и избежать осуждения.

Причины, побуждающие нас оставлять чаевые, определяют, когда и за какие услуги мы готовы их давать.

Например, те, для кого чаевые являются подтверждением собственного социального статуса, чаще оставляют их за услуги, за которые не очень принято давать на чай - например, за работу автомеханика или ветеринара.

Те же, для кого главный мотив - желание отблагодарить персонал, оставляют чаевые представителям всех профессий, особенно тем, кто нечасто получает на чай.

Автор фото, iStock

Во многих странах бармены и официанты могут прожить только на чаевые

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

А вот оставляющие чаевые "по обязанности" обычно делают это только в общепринятых и давно регламентированных ситуациях - например, за парковку автомобиля.

Иногда рестораны указывают в счете рекомендованную сумму чаевых, которая может достигать 20%. Предложение оставить чаевые выше принятой в обществе нормы часто отталкивает клиентов, и в этом случае большинство может вообще ничего не оставить.

Однако те, кто все-таки дают на чай, часто оставляют больше, чем рекомендовано в счете - и в результате официанты получают значительное вознаграждение, объясняет профессор Линн, который с помощью мобильного приложения отслеживал сумму чаевых, которые оставляли клиенты прачечной.

Впрочем, можно ли считать эту практику правильной, целесообразной и вообще - честной? Все зависит от того, с какой точки зрения посмотреть, объясняет Линн.

От запрета чаевых, бесспорно, выигрывает правительство, ведь это - оборот наличности, который государство не может ни проконтролировать, ни обложить налогами.

Однако работникам сферы обслуживания лучше живется в обществе, где принято оставлять на чай.

"Например, официанты в ресторанах Нью-Йорка зарабатывают примерно 30 долларов в час. Тогда как повара [которые не работают напрямую с клиентами] в тех же заведениях получают вдвое меньше", - говорит Линн.

Автор фото, iStock

В тех заведениях, где приняты чаевые, повара порой зарабатывают вдвое меньше официантов

"Можно решить, что чаевые делают зарплату официантов неоправданно высокой", - комментирует он. Однако, с точки зрения ресторатора, чаевые позволяют меньше платить персоналу и, следовательно, устанавливать более низкие цены в меню.

С другой стороны, владельцы заведения не имеют доступа к системе чаевых и не могут перераспределять их между другими сотрудниками.

Политика в отношении чаевых влияет также на отношение клиентов. Так, одно исследование показало, что рестораны, в которых в счет вписывается сумма чаевых, получали низкие оценки в онлайн-рейтингах.

"Предложив чаевые, клиенты надеются получить обслуживание более высокого качества. Кроме того, в ресторанах без чаевых плату за сервис либо включают в счет, что не всегда нравится посетителям, либо в цены в меню, что сразу делает ресторан дороже", - объясняет Линн.

Автор фото, iStock

Оставляя чаевые, клиенты надеются в следующий раз получить обслуживание более высокого качества

Это правило, однако, не распространяется на рестораны премиум-класса, добавляет исследователь. Элитные рестораны, которые включали сервис в цены, не страдали от оттока клиентов.

"Дело в том, что в дорогих ресторанах обслуживание по определению должно быть на высшем уровне, даже в тех, где не предусмотрены чаевые. Кроме того, элитные рестораны обычно небольшие, в них один официант обслуживает меньше поситителей, и следовательно, руководству легче проконтролировать, чтобы официанты добросовестно выполняли свою работу", - говорит профессор Линн.

К тому же состоятельных посетителей подобных заведений, как правило, не волнуют более высокие цены. Кроме того, они чаще бывают в других странах, и их не удивляет, например, когда в ресторане платят ровно по счету.

Несмотря на эти сложности, некоторые заведения все же пытаются отказаться от чаевых, как это сделала нью-йоркская сеть ресторанов Union Square Hospitality Group. Целью было увеличить зарплату персонала, не задействованного в непосредственном обслуживании клиентов, и создать более понятную систему карьерного роста.

Воплотить в жизнь новую стратегию оказалось сложнее, чем предполагали. Впрочем, постепенно посетители ресторанов Union Square Hospitality Group приняли эти изменения, а текучесть кадров снизилась.

Как считает руководство, в долгосрочной перспективе отказ от чаевых обязательно принесет выгоду.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Capital .

Читайте также: