Обязаны ли быть на родительском собрании учителя предметники

Обновлено: 02.07.2024

Материалы по теме:

"Работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени". Конституция РФ, ст. 37

В этой статье мы ответим на следующие вопросы:

  • · Какова продолжительность рабочей недели учителя?
  • · Может ли администрация школы требовать обязательной отработки 6-ти часов в день, даже если нагрузка у учителя совсем небольшая?
  • · Какое максимальное количество часов нагрузки преподавателя в день?
  • · Какое допустимое количество "окон" в расписании? Что делать, если их много?
  • · Обязан ли учитель посещать еженедельные 1,5 часовые совещания, можно ли наказать за непосещение?
  • · Должен ли быть сокращен рабочий день у учителя в официальные предпраздничные дни?
  • · Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?
  • · Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен[4]. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку[5].. При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением.[6] Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.[7]

Основная правовая коллизия

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул. Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам[10], средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

  1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.
  2. Во время каникул - требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.
  3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.
  4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).
  5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотрудники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

  • Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.
  • Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю[14].
  • Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

  • · разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя
  • · в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя
  • · предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета
  • · расписание уроков составлять с учетом пожеланий учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

К сожалению, все это меры могут действовать только на уровне конкретной школы. Махинации с рабочим временем будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление правительства об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее само нынешнее деление на нормированную и ненормированную части. Подобное Постановление для профессорско-преподавательского состава вузов уже существует[15]. Но это уже проблема общероссийская, решаемая только при наличии мощного учительского движения.

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих. Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету. Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

Примечания

[2] Часть 1 статьи 333 ТК РФ

[4] Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

[5] Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".

[7] Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

[11] ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Положение о классном родительском собрании

Общие положения

Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе – созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

Классное родительское собрание:

Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;

Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию;

Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;

Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;

Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку;

Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;

Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;

Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов;

Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

Правила проведения собраний:

Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы;

Главным методом проведения собрания является диалог;

Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания;

Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее чем за 4 дня до проведения собрания;

Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя;

Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников;

Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета);

Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

Принципы проведения родительского собрания:

Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми;

Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет;

У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

По проведению родительского собрания

Собрание организуется один раз в месяц или четверть , в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки , для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Готовясь к собранию , желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится на обсуждение, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.

Важно заранее продумать оформление классной комнаты – подготовить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме.

Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание :

Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей;

Звонок по телефону;

Использование дружеских связей родителей;

Индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания;

Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте;

Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению;

Приглашение с помощью родительского комитета.

Как начать собрание и расположить родителей к разговору?

Использование цитат, эпиграфов; оформление доски;

Поприветствовать и поблагодарить родителей;

Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка);

Знакомство родителей с проблемой и регламентом;

Необычно рассадить родителей;

Выставка творческих работ учащихся;

Реклама педагогической литературы;

Видеоролик о жизни класса или выступление детей;

Начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей;

Отметить работу родительского комитета;

Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания;

Выразить радость от общения с родителями и их детьми.

Формы проведения собрания:

Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику);

Родительская конференция по обмену опытом воспитания;

Итоговое совместное собрание детей и родителей;

Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля;

Презентация семейного воспитания;

Правила составления выступления классного руководителя:

С хорошего начать и хорошим закончить;

Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей;

О плохом сказать в общем, не называя фамилий;

В плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех;

О хорошем - при всех, о недостатках – индивидуально;

Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий;

Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др.;

Награждение родителей грамотами;

Создание психологического портрета ребенка с помощью определенных значков, объясненных родителям;

Представление детей по номинациям;

Анализ дел (отметить каждого).

Необходимо учитывать, что на собрание родители часто приходят прямо с работы. Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока собираются все.

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток по теме родительского собрания.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Общение с ребенком

Помните, что если вы - человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы человек злой – злые.

Воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!

Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу – здесь всегда поймут и вас, и вашего ребенка.

Примерная структура родительского собрания

Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) - 5 минут;

Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему – 5-7 минут;

Выступление по теме собрания. Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 минут;

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.

Как учителю организовать беседу

Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе;

Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов;

Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя;

Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать;

Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя;

Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя;

Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию;

Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Родительские собрания нужны:

Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требованиям к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах;

Как консультативные по занятости детей в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям.

Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

Совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов;

Собрания – лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.

Уточнить регламент, продумать ход собрания.

Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.

Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе.

Продумать выставочный или информационный материал.

Определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить.

Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножечко праздник.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании

Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы и задачи, одни дети.

Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания

Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х классов.

Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.

Жестко определите регламент собрания. Беречь время родителей.

Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и т.п.)

Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Учителю на заметку

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей;

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т.д.

Школа и семья ответственны за обучение и воспитание детей, поэтому они должны находиться во взаимодействии. Встречи для педагогов и родителей — время, когда решаются организационные вопросы, проведение внеклассных мероприятий, вопросы усвоения учебного материала и т.п. Однако у родителей часто возникает вопрос: насколько необходимы родительские собрания в школе?

1 OM0oVTAxPa9aseZw9NSziA

Родительские собрания сегодня — основной способ взаимодействия семьи и школы. Как правило, они проводятся классным руководителем в соответствии с его должностными обязанностями раз в четверть.

Зачастую классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Тех, кто не явился, просят написать объяснительную записку или вызывают на беседу с директором школы. Насколько это законно?

Родители имеют право:

1.Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка (п.4 ч.3 ст.44).

Это право родителей как раз реализуется через информацию, полученную на родительском собрании. Особенно это актуально при переходе ребенка с одного уровня образования на другой.

2. Получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования (п.5 ч.3 ст.44 ).

3.Принимать участие в управлении организацией (п.6 ч.3 ст.44).

В конце каждого собрания подводятся итоги и принимаются решения всем коллективом присутствующих родителей. В основном такие решения касаются вопросов управления образовательной организацией.

Родители обязаны соблюдать:

1.Правила внутреннего распорядка организации.

2.Требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями)…(п.2 ч.4 ст.44).

Таким образом, родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей, но посещение родительских собраний в качестве обязанности родителей законодательно не закреплено.

Родительские собрания — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Школа не может штрафовать участников образовательного процесса за те или иные действия. Также школа не имеет права обязать родителей писать и объяснительные записки.

Если родитель по каким-либо причинам не может посетить родительское собрание, необходимо сообщить об этом учителю и договоритесь о встрече в другое время. Как правило, у педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни обучающегося.

Если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются обучением своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя. Педагог в данном случае сообщает о такой ситуации в компетентные органы.

Могут ли посещать родительские собрания иные родственники ребенка (бабушки, дедушки, тети и др.)?

Если родители заранее предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет тетя или бабушка, то это вполне возможно. Юридических оснований отказать в присутствии данных лиц на собрании нет.

Однако следует понимать, что официальными представителями ребенка являются родители, и только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения.

Есть решение

Большинство родителей сегодня имеет доступ в интернет, каждая образовательная организация имеет свой сайт, на котором размещается вся необходимая для родителей информация, у обучающихся есть электронные дневники.

Таким образом, сегодня родительское собрание может быть и нетрадиционным. На собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют взаимопониманию между родителями и учителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационная работа по подготовке родительского собрания

Подготовка родительского собрания начинается с определения его повестки и принятия решения о том, кого следует пригласить на собрание. Опыт показывает, что накануне собрания разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе. В противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка. Именно поэтому целесообразно подготовить сводные листы успеваемости, в которых будут отражены результаты учебы каждого учащегося. Каждый такой сводный лист посвящен только одному ученику. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит подчеркнуть маркером тот или иной ряд оценок. При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как известно, что дневник целостной картины успеваемости ученика, к сожалению, не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что нельзя ограничиваться только контролем записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:

• заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения;

• подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;

• заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.

Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания оформление классного помещения, в котором оно будет проводиться. Наверняка вам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в празднично оформленном, чисто убранном классе.

Разработка сценария проведения собрания

Не претендуя на оригинальность, следует заметить, что сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:

• Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

• Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

• Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.

Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.

• Личные беседы с родителями.

Советы классному руководителю по проведению собрания

• Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

• Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

• Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

• Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

• Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

• Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

• В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

• Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит

• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

• Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

• Давать негативную оценку всему классу.

• Переоценивать значение отдельных предметов.

• Избирать для общения назидательный тон.

Осмысление итогов родительского собрания

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:

• явка родителей, причины отсутствия;

• персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

• вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Тематика родительских собраний

Начальная школа

• Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

• Режим дня и его влияние на качество обучения.

• Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.

• Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.

• Роль игры в расширении кругозора ребенка.

• Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.

• Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.

• Шалость и хулиганство - есть ли различия?

• Роль семьи в формировании личности ребенка.

Средняя школа

• Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.

• Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.

• Когда легко учиться?

• Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.

• Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

• Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.

• Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.

• Особенности межличностных отношений подростков.

• Психологический стресс и подросток.

• Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.

• Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.

• Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.

Старшая школа

• Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.

• Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.

• Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.

• Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.

Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

Статья 44 посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.

Права и обязанности родителей в школе

права родителей школьников

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
  8. Принимать участие в управлении школой.
  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

заявление о смене учителя

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

родительский комитет

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Что делать в случае нарушения прав

Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.

Если это не помогло, или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.

Есть ли изменения в правах родителей в 2020 году

Нововведений в 2020 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.

Читайте также: