Обязано ли ооо предоставлять антимонопольному органу информацию составляющую его коммерческую тайну

Обновлено: 30.06.2024

Вправе ли антимонопольный орган потребовать от оператора мобильной связи представить информацию по конкретному абонентскому номеру физического лица, необходимую для рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе? Должен ли оператор выполнить это требование, если у него нет согласия абонента – физического лица на передачу персональных данных?

Про базу данных об абонентах операторов связи

К сведениям об абонентах относятся:

фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина;

наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица;

фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица;

адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования;

абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование;

сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

на соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

на реализацию права на доступ к информации.

Смотрим другой федеральный закон – Закон о рекламе

Антимонопольный орган в том числе:

предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения указанного законодательства.

представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде;

обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к подобной информации.

Представленный вывод согласуется с правовой позицией ВС РФ, изложенной в Постановлении от 13.08.2015 № 302-АД15-5169 по делу № А19-12482/2014, которую ФАС рекомендовал использовать в работе своим территориальным органам (см. Письмо от 28.08.2015 № АК/45747/15). Такая же позиция представлена в Постановлении ВС РФ от 03.08.2015 № 302-АД15-5171 по делу № А19-13140/2014.

Невыполнение требования антимонопольного органа по представлению сведений (информации) – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого наступает по ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ. Должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 2 000 до 10 000 руб., юридические лица – от 20 000 до 200 000 руб.

Если быть точнее, административная ответственность установлена за непредставление сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, представление недостоверных сведений (информации). Поэтому в случае исполнения оператором связи обязанности по представлению запрашиваемой информации с нарушением срока (до момента выявления данного факта) состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого определена ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, отсутствует (см. Определение ВС РФ от 29.01.2018 № 302-АД17-21401 по делу № А69-880/2017, п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Смотрим Закон о связи

В то же время в судебной практике есть примеры решения рассматриваемой проблемы иным образом (см., например, постановления ВС РФ от 04.03.2016 № 307-АД15-18844 по делу № А56-14802/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 № 09АП-36314/2014 по делу № А40-49700/14). Рассуждения таковы.

В силу п. 1.1 ст. 64 Федерального закона № 126-ФЗ операторы связи в случаях, установленных федеральными законами, обязаны представлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, иную информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на эти органы. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, устанавливается Правительством РФ (п. 4 указанной статьи).

На основании ст. 13 Федерального закона № 144-ФЗ на территории РФ право осуществлять оперативно-разыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям:

органов федеральной службы безопасности. Именно они осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-разыскной деятельности оперативно-разыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов;

органов внутренних дел РФ. В случае отсутствия у органов федеральной службы безопасности необходимых оперативно-технических возможностей для проведения оперативно-разыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, указанные мероприятия осуществляют органы внутренних дел;

федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

таможенных органов РФ;

службы внешней разведки РФ;

федеральной службы исполнения наказаний.

Как видим, антимонопольный орган не включен в число уполномоченных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Судьи добавляют: Федеральный закон № 144-ФЗ не содержит прямого указания на полномочие ФАС и ее территориальных органов запрашивать у операторов связи сведения об абонентах. Поэтому отказ оператора связи в представлении антимонопольному органу запрошенной в целях осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе информации, содержащей персональные данные физического лица, в отсутствие согласия абонента на их обработку и передачу является правомерным.

Антимонопольный орган в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе вправе потребовать от оператора мобильной связи представить информацию по конкретному абонентскому номеру физического лица. Оператору связи следует выполнить данное требование, в том числе и в ситуации, когда у него нет согласия абонента – физического лица на передачу персональных данных. Такой подход поддерживается судьями, но не всеми.

Читайте также: