Обязано ли ооо иметь офис

Обновлено: 18.05.2024

Сейчас, как правило, при регистрации ООО одного лица единственный учредитель стандартно назначает себя на должность генерального директора (директора) общества.

Однако, на сколько такая привычная конструкция оправдана, и возможно ли управление ООО вообще без единоличного исполнительного органа?

И да и нет. Разберем более подробно:

Кроме прав и обязанностей участника общества, поименованных в ст. 67, 67.1 ГК РФ, ст. 33 Федерального Закона №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", участник может обладать любыми иными правами и обязанностями в рамках закона, которые ему предоставлены Уставом общества. При этом, согласно ст. 40 того же ФЗ, к исключительной непередаваемой компетенции единоличного исполнительного органа (директора) общества относятся: представление интересов и заключение сделок, выдача доверенности и кадровые вопросы. При этом, даже данные полномочия закон не запрещает ограничивать Уставом общества (например одобрение сделок).

Вывод 1: Уставом ООО можно предусмотреть довольно широкий перечень полномочий участника общества. Например: согласование любых видов сделок, определение направления деятельности, распределение обязанностей среди сотрудников, прямое управление структурными подразделениями, представиление интересов общества перед третьими лицами по указанным вопросам, издание обязательных для исполнения распоряжений и т.д. и т.п., оставив Деректору функции кадровика. Спорным остается вопрос о таком полномочии Участнику как "выдача доверенности на представление интересов общества", на практике такое полномочие участнику при наличии директора мы не пробовали, однако описанное ниже немного прольет свет и на это.

Теперь обратимся к судебной практике.

У нас есть Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2010 года по делу № А65-3449/2010, в котором суд делает интересный вывод (вывод нижестоящего суда, который подтвержден ФАС):

В силу статьи 32 Закона общее собрание участников является высшим органом общества, из чего следует, что высший орган может принимать любое решение, относящееся к деятельности общества, независимо от наличия в обществе иных коллегиальных или единоличных исполнительных органов. Такие же полномочия принадлежат и единственному участнику общества.

Следовательно, единственный учредитель общества с ограниченной ответственностью имеет полномочия на подписание от имени общества договоров и прочих финансово-хозяйственных документов.

Есть так же еще более интересное Определение ВАС РФ от 20 июля 2011 г. № ВАС-8608/11, в котором Высший Арбитражный Суд указал, что:

Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) высшим органом общества является общее собрание участников общества.

В силу пункта 1 статьи 33 Закона компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В пункте 2 названной статьи сформулированы вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества.

Согласно подпункту 13 пункта 2 названной статьи к компетенции общего собрания может быть отнесено решение иных вопросов, предусмотренных уставом общества.

Статьей 39 Закона установлено, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно

Суды установили, что согласно пунктам 15, 15.1 Устава общества к компетенции общего собрания участников относится предоставление участникам дополнительных прав или возложение на участников дополнительных обязанностей.

Решением единственного участника общества от 20.06.2008 N 2 одобрена сделка поручительства по кредитному договору, полномочия по подписанию договора поручительства от имени общества возложены на участника общества - Хачатряна С.А.

Поскольку решением единственного участника сам участник возложил на себя полномочия по подписанию договора поручительства, и данное решение не противоречит Уставу общества и Закону, суды не нашли оснований для вывода о подписании договора поручительства ненадлежащим лицом.

Вывод 2: Действующее законодательство и судебная практика дают неограниченные полномочия управления, в том числе прямого управления Единственному участнику общества, как высшему органу управления Общества.

Так нужен ли вообще директор, особенно в ООО одного лица?

Давайте разберем, основываясь на вышеописанном.

С одной стороны у нас есть высший орган управления Обществом - Единственный Участник, который не нуждается в единоличном исполнительном органе, если он того не желает. Все функции и полномочия он имеет или может иметь и как единственный участник общества.

С другой стороны у нас есть ст. 40 ФЗ об ООО и Регламент ФНС. Так что на практике?

На практике, если Единственный Участник ООО хочет напрямую управлять компанией, минуя должность директора, соответствующее полномочие должно быть прописано в Уставе, а именно "единоличным исполнительным органом Общества является его единственный участник". Можно вариации на тему: "Единоличный исполнительный орган - директор Общества, назначается на должность Решением единственного участника. В случае отсутствия назначенного директора Общества, полномочия единоличного исполнительного органа исполняет единственный участник общества". При этом, при заполнении формы на регистрацию, в графе название должности вписывается "Единственный Участник" и соответственно данные единоличного исполнительного органа Общества заполняются данными участника Общества.

Вывод 3: Общество с ограниченной ответственностью может существовать без директора под прямым управлением Единственного участника.

В жизни каждого предпринимателя наступает момент, когда хочется открыть ООО. Не отказывайте себе в этом маленьком удовольствии, тем более что в этом нет ничего сложного (закрыть ООО в сто раз сложнее). А так нужно просто перепроверить документы по девятнадцать раз и следовать инструкции. Вот она.

Роман Норман

Выбираем название и адрес

Статья 4 закона 14-ФЗ — о наименовании и адресе ООО

Статья 11 закона 14-ФЗ — порядок учреждения общества

У компании может быть несколько названий: полное, сокращенное, название на иностранных языках или языках народов РФ. Полное должно быть по закону, остальные — по желанию:

полное фирменное наименование на русском и английском языках. На русском наименование будет в ЕГРЮЛе и на печати, его вы будете указывать в договорах, при общении с налоговой, контрагентами и властями.

сокращенное фирменное наименование на русском и английском языках. Его можно использовать вместо полного.

Еще можно иметь сокращенное и полное название на языках народа РФ. Например:

Полное на английском Limited Liability Company Wild Salmon

Сокращенное на английском LLC Wild Salmon

Теперь разбираемся с юридическим адресом.

Юридический адрес — это место, где ООО ведет свою деятельность. Это может быть офис в аренду, собственное здание, помещение или даже квартира по домашнему адресу. Его нужно будет указать в заявлении на регистрацию, поэтому сначала открыть компанию, а потом снять офис не получится.

По закону доказывать, где вы будете работать, не нужно, но на всякий случай лучше захватить с собой в налоговую:

  • если снимаете офис, гарантийное письмо от арендодателей, что они предоставят адрес по факту регистрации ООО. Еще можно заключить договор аренды на физлицо и взять его с собой, а после регистрации — перезаключить на ООО;
  • если здание в собственности или домашний адрес — копию свидетельства о праве собственности на квартиру или нежилое помещение.

Зарегистрировать компанию по адресу регистрации директора или учредителя может быть надежнее, чем указывать офис. Налоговая часто проверяет предпринимателей: действительно ли они работают по тому адресу, который указали в заявлении. Причем инспектор может прийти в обед, когда в офисе никого нет, и решить, что фирмы не существует. Если указываете адрес нежилого помещения, в здании должен всегда кто-то быть.

Выбираем коды деятельности

Коды ОКВЭД на сайте Консультанта

При регистрации компания выбирает коды деятельности ОКВЭД — они указывают на то, чем будет заниматься ООО. В заявлении можно указать 57 кодов — один основной и 56 дополнительных.

Главный код — по которому компания планирует получать основной доход.


Просто указать в заявлении код 58 нельзя — можно вписать минимум четырехзначные коды. Налоговой важно знать, чем конкретно собирается зарабатывать компания: издавать книги, открытки или видеоигры.

Поэтому выбираем дальше.


58.1 — не подходит, всё еще общо. 58.11 — подходит, можно вписывать. 58.11.1 — слишком конкретно, но если компания собирается работать только с бумажными изданиями, почему бы и нет.

Потом можно выбрать дополнительные коды. Бывает так: компания хочет издавать книги и издания, но в дальнейшем планирует открыть кафе или шить одежду. Тогда кажется логичным сразу вписать коды из разных разделов.

Но на практике это вызовет у налоговой вопросы — она может подумать, что одновременно печь пирожки и издавать журналы фирма не может. Зато так может делать фирма-однодневка, чтобы обналичивать деньги.

Поэтому лучше указать коды, максимально близкие к тому, что собирается делать фирма. Если она решит расширить бизнес, то коды можно в любой момент добавить новые.

Готовим решение единственного учредителя или проводим собрание

Если у компании один собственник, он готовит решение единственного учредителя или протокол общего собрания. В решении нужно:

  • указать ФИО и паспортные данные учредителя, полное и сокращенное фирменные наименования;
  • определить размер уставного капитала и способ его оплаты. Минимальный капитал можно вносить только деньгами, а выше минимума — имуществом;
  • утвердить устав ООО и назначить руководителя ООО. Можно себя или другого человека.


Если собственников несколько, нужно провести собрание учредителей. На нем будущие владельцы компании обсуждают, как они будут этой компанией управлять. На повестке дня будут такие вопросы:

  • учреждение ООО, утверждение организационно-правовой формы, наименования и места нахождения;
  • утверждение уставного капитала, размера и номинальной стоимости долей учредителей, и в каком порядке и сроке они будут их платить. То есть, кто сколько внесет в уставной капитал — от этого зависит размер доли.
  • утверждение устава ООО — да, у вас его пока нет, но вы все равно должны его утвердить;
  • назначение руководителя ООО.


Статья 181.2 ГК — принятие решения собрания и что обязательно должно быть в протоколе

По всем вопросам нужно проголосовать, причем единогласно. После собрания учредители составляют и подписывают протокол. Распечатать его нужно в нескольких экземплярах: по одному для каждого участника, один для регистрации и один для ООО.

Готовим устав ООО

Устав ООО — это главный документ компании. Он определяет всё: чем занимается компания, что могут и не могут делать участники, как распределяются доли и что с ними будет после выхода из общества, как распределяется прибыль, кто управляет ООО.

Устав в некоторых случаях выше, чем Закон об ООО — то, что не определяет закон, учредители прописывают в уставе, и руководствуются им, а не законом.

Правильно оформить устав — едва ли не самое главное, что нужно сделать при создании общества. Об этом мы рассказали в другой нашей статье.


Устав в ООО с несколькими учредителями

Заполняем заявление на регистрацию ООО

Заявление на регистрацию ООО — это то, что нужно проверить на ошибки раз десять. Ошиблись в одной букве в наименовании общества — придется подавать заявление заново, и еще раз платить госпошлину.

В заявлении — 24 страницы. Мы указываем те листы, которые нужно заполнить, если ООО открывает физлицо:

  • полное и сокращенное наименование ООО, адрес и размер уставного капитала — первая и вторая страницы;
  • сведения об учредителе-физлице — лист В, первая и вторая страницы;
  • кто может без доверенности действовать от имени ООО — лист Е, первая и вторая страницы;
  • коды ОКВЭД — лист И;
  • кто подает заявление на регистрацию — лист Н, страницы 1-3.

Заявление подписывают все учредители. Это можно сделать при подаче — приходят все учредители с паспортами и в налоговой подписывают заявление. Если кто-то из учредителей не может прийти в налоговую, нужно подписать заявление при нотариусе. Нотариус его пронумерует и сошьет. Для нотариуса нужно будет еще захватить с собой паспорта учредителей, договор об учреждении или решение учредителя, устав.

В заявлении нужно указать электронную почту заявителя. Налоговая с 2018 года отправляет документы, которые подтверждают регистрацию, только в электронном виде. Может и в бумажном, но надо их дополнительно попросить.

Берем нитки и иголку

В комментариях люди делятся опытом, чем лучше прокалывать дырки и как лучше шнуровать

Некоторые документы, которые получились более одной страницы, нужно прошить. В смысле, действительно взять обычные нитки и сшить страницы вместе, потом наклеить на узелок кусок бумаги и написать на нем, сколько листов прошито и пронумеровано, и поставить подпись. В сети есть видеоинструкции, как правильно сшивать и подписывать документы.

Вот что нужно прошить:

  • заявление о регистрации, если его подписывают в присутствии нотариуса. Подписывает каждый учредитель;
  • договор об учреждении, протокол общего собрания, устав ООО. Их прошивает и подписывает тот, кто подает заявление;
  • решение единственного участника. Оно обычно помещается на одну страницу, но если не получилось, то подписывать и прошивает учредитель.

Теперь остается оплатить пошлину и подать все документы в налоговую.

Оплачиваем госпошлину и относим документы в налоговую

Уплата госпошлины — сервис на сайте налоговой

Госпошлина за регистрацию юрлица в 2018 году — 4000 рублей. Ее можно заплатить в банке или на сайте налоговой. Если налоговая откажет в регистрации, пошлину не вернет.

  • лист записи из ЕГРЮЛа;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • устав с отметкой налоговой.

Обязательно нужно проверить, всё ли правильно заполнено в листе и свидетельстве. Бывает, что налоговая ошибается. Если это выяснится спустя несколько месяцев, то за внесение изменений в ЕГРЮЛ придется заплатить.

Открываем счет и вносим уставный капитал

Минимальный уставный капитал — 10 000 рублей. Есть виды деятельности, при которых уставный капитал больше, например, если вы собираетесь открывать банк, страховую компанию или производить водку.

Уставный капитал нужно внести на счет компании в течение четырех месяцев со дня регистрации. Его можно вносить только деньгами — заплатить свою долю золотыми ложками из бабушкиной коллекции или ноутбуком не получится. Правда, это ограничение касается только минимального капитала. Если капитал, например, 15 000 рублей, то можно оплатить имуществом ту часть, которая больше 10 000.

ИП или ООО: что лучше выбрать в 2021 году

Решить, что выгоднее открыть, ИП или ООО, не так просто. Во многом это зависит от ваших планов по развитию бизнеса и видов деятельности. Но есть много других нюансов. Чтобы вам было легче сделать выбор, разберём ключевые отличия ООО от ИП и для удобства сравним их плюсы и минусы в таблице.

  • Что лучше регистрировать — ИП или ООО
  • Что проще открыть — ИП или ООО
  • Отличия в отчётности для ИП и ООО
  • Ответственность перед наёмными сотрудниками
  • Ответственность и штрафы
  • Разница в ликвидации ИП и ООО

Что лучше регистрировать — ИП или ООО

Общество с ограниченной ответственностью — это юридическое лицо. Организовать его могут одновременно до 50 участников, причём это могут быть и физлица, и другие организации. Важные решения по работе компании они принимают на общем собрании путём голосования. Оформление ООО подойдёт для тех, кто планирует организовать бизнес вместе с партнёрами. Но учредить общество может и единственный участник. Состав собственников общества со временем может меняться — они имеют право выходить из компании, продавать, получать долю по наследству и т. д.

Ограничения на виды деятельности

ООО вправе заниматься любой не запрещённой деятельностью.

Для ИП есть ограничения. Например, нельзя заниматься:

  • частной охранной деятельностью;
  • производством, поставкой и продажей гражданам электроэнергии;
  • хранением, перевозкой и уничтожением радиоактивных отходов;
  • производством алкогольной продукции;
  • оптовой и розничной торговлей алкоголем (кроме пива, сидра и медовухи);
  • разработкой и производством фармпрепаратов;
  • теле- и радиовещанием и др.

Ответственность по обязательствам

При банкротстве ООО, задолженность перед кредиторами погашается за счёт ресурсов организации. Долги не взыскивают с владельцев. Но есть исключения.

Учредителей и руководителей ООО можно привлечь к субсидиарной ответственности, если они умышленно привели компанию к неплатёжеспособности. Когда ресурсов организации недостаточно для погашения долгов, и умышленные действия доказаны судом, расплачиваться личным имуществом придётся собственникам и ответственным сотрудникам.

ИП отвечает за долги всем своим имуществом. Есть только ограниченный список вещей, которые нельзя забирать за долги, например, единственное жильё семьи должника. Перечень приведён в ст. 446 ГК РФ.

После закрытия ИП долги никуда не денутся. Их придётся погасить и в статусе физлица.

Что проще открыть — ИП или ООО

Перед госрегистрацией будущему предпринимателю нужно только подобрать коды ОКВЭД, соответствующие его видам деятельности и решить, какой режим налогообложения ему подойдёт.

Для оформления ИП потребуется минимальный пакет документов:

  1. Заявление о государственной регистрации по форме № Р21001.
  2. Копия паспорта РФ.
  3. Копия документа о временной регистрации по месту пребывания, если в паспорте нет штампа о постоянной прописке.
  4. Копия свидетельства о рождении, если таких сведений нет в паспорте.
  5. Заявление по форме № 26.2-1 о применении УСН, если ИП выбрал эту систему налогообложения.

Перед регистрацией ООО нужно провести большую подготовительную работу:

  • выбрать название, соответствующее законодательству РФ;
  • определиться с количеством учредителей;
  • получить юридический адрес, по которому компанию поставят на учёт;
  • определить сумму уставного капитала (минимум 10 тыс. руб.) и решить, на какие доли его разделить между учредителями, если их несколько;
  • составить договор об учреждении ООО или оформить решение единственного учредителя;
  • назначить руководителя из числа учредителей или со стороны (можно после регистрации ООО);
  • определиться с видами деятельности и системой налогообложения.

В регистрирующую ИФНС нужно подать:

Плюс к этому налоговики могут запросить документы, подтверждающие юридический адрес компании и договор о создании общества.

Способы передачи документов для государственной регистрации одинаковы для ИП и ООО, можно выбрать любой:

Если подавать на бумаге, нужно ещё оплатить госпошлину и приложить оплаченную квитанцию к пакету документов. Размеры госпошлины за госрегистрацию предпринимателей и юрлиц отличаются:

При электронной отправке оплачивать госпошлину не нужно.

Итак, зарегистрироваться в качестве ИП проще, чем учредить ООО: достаточно лишь заявления, удостоверения личности и при необходимости — уплаты госпошлины.

За 15 минут подберём ОКВЭД и налоговый режим, соберём документы бесплатно.

Предпринимателей ставят на налоговый учёт только по месту жительства, указанному в паспорте. Зарегистрировать ИП по адресу своего офиса или другого нежилого помещения нельзя. Неважно, что ИП проживает и ведёт бизнес в другом месте, его всё равно зарегистрируют по прописке. Отчитываться нужно тоже в налоговую инспекцию, к которой относится адрес его регистрации.

Но бывает, что в паспорте не указано место проживания. Тогда оформить ИП можно по адресу временной регистрации на основании подтверждающего документа.

Есть исключения. Например, работать по патенту можно только на указанной в нём территории. Поэтому, когда ИП планирует применять патентную систему налогообложения не в регионе проживания, он обязан встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Для оформления ООО нужен юридический адрес. Его указывают в учредительных документах и в заявлении на госрегистрацию. Этот адрес будет использоваться для получения писем от госорганов. Сюда же они будут приходить с проверками.

В качестве юридического адреса можно использовать:

  • собственное или арендованное нежилое помещение;
  • адрес места проживания руководителя или учредителя.

Вывод денег из ИП и ООО

ИП, в отличие от ООО, может выводить прибыль в любое время и в любой сумме. Деньги, которые есть на счету или в кассе, принадлежат предпринимателю. По своему усмотрению он вправе их сразу снять, потратить или перевести на личную банковскую карту. ИП не нужно согласовывать вывод средств, отчитываться по потраченным на себя суммам и платить с них дополнительные налоги.

Участники ООО не могут так же свободно распоряжаться деньгами организации. Прибыль общества — это не личные доходы его собственников. В ООО есть варианты вывода денег, но во всех нужно оформлять документы и платить налоги, например:

Налоговые и страховые платежи

Есть спецрежимы, которые доступны только ИП – это патент и налог на профессиональный доход.

Ставка единого налога зависит от объекта налогообложения:

В регионах могут действовать льготные ставки.

4% — с доходов от физлиц.

6% — с доходов от организаций и ИП.

При любой системе налогообложения, кроме НПД, индивидуальный предприниматель обязан уплачивать взносы по собственному пенсионному и медицинскому страхованию. Они состоят из двух частей — фиксированной и дополнительной. Размеры платежей установлены в ст. 430 НК РФ. Всего за 2021 год нужно заплатить:

  • ИП из отраслей, пострадавших от коронавируса — 28 744 руб.;
  • остальным ИП — 40 874 руб.

Если годовые доходы ИП превысят 300 тыс. руб., то с суммы превышения нужно дополнительно рассчитать 1% пенсионных взносов. Но максимум за год нужно уплатить 259 584 руб., учитывая уплаченную фиксированную часть.

Если ИП стал самозанятым, перечислять страховые взносы за себя он уже не обязан.

Отличия в отчётности для ИП и ООО

Все организации, независимо от режима налогообложения, должны вести бухучёт и сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчётность.

Для ИП это не обязательно. Предпринимателям достаточно вести налоговый учёт и подавать налоговые декларации.

ИП могут по собственному желанию вести полный или упрощённый бухучёт. Но обязанности сдавать бухгалтерскую отчётность в налоговую инспекцию у них всё равно не появится.

ООО должны соблюдать кассовую дисциплину — оформлять приходные и расходные ордера, вести кассовую книгу. ИП от такой обязанности освобождены.

Какую налоговую отчётность сдавать, зависит не от формы бизнеса, а от системы налогообложения, на которой работает ИП или ООО.

Если есть хотя бы один наёмный работник, у всех работодателей появляется обязанность сдавать зарплатные отчёты в ИФНС, ПФР и ФСС.

Отчёты создаются автоматически на основе введённых вами данных. Вы получаете готовые документы без опечаток, неточностей и ошибок, которые часто бывают при ручном заполнении бланков.

Ответственность перед наёмными сотрудниками

Если у ИП и ООО есть работники, нужно соблюдать нормы ТК РФ и вести кадровый учёт — оформлять приказами увольнение и приём на работу, заключать трудовые договоры, составлять штатное расписание, график отпусков и т.д.

Все работодатели, независимо от формы бизнеса, обязаны организовать и оплатить специальную оценку условий труда (СОУТ) на всех рабочих местах, кроме дистанционных.

Когда ИП или ООО нанимают работников по трудовым или гражданско-правовым договорам, то обязаны исчислять и уплачивать с их доходов страховые взносы во внебюджетные фонды. Здесь различий между двумя формами бизнеса нет.

От начислений в пользу штатных сотрудников нужно заплатить примерно 30,2 – 38,5% обязательных страховых взносов:

  • пенсионных – 22 %;
  • медицинских – 5,1 %;
  • социальных (на случай временной нетрудоспособности) – 2,9 %;
  • от несчастных случаев на производстве – от 0,2 до 8,5 % в зависимости от класса риска (их устанавливает соцстрах по коду основного ОКВЭД).

По договорам ГПХ взносов чуть меньше — 27.1%. По ним обязательны только платежи на пенсионное и медицинское страхование.

Ответственность и штрафы

Штрафы за одни и те же нарушения для юрлиц больше, чем для ИП. Причём в ООО оштрафовать могут и саму компанию, и её должностных лиц — руководителей и ответственных сотрудников.

За административные правонарушения предпринимателей наказывают как должностных лиц. Также для ИП бывают установлены отдельные санкции — ниже, чем для юрлиц. Например, за нарушение порядка работы с наличкой предусмотрены штрафы (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):

  • для юрлиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для ИП — от 4 тыс. до 5 тыс. руб.

Пени за опоздание с уплатой налогов и взносов для предпринимателей и юрлиц рассчитывают по-разному:

  • для ИП — исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки;
  • для ООО — сначала так же, а с 31 дня просрочки уже вдвое больше, то есть исходя от 1/150 ставки рефинансирования.

Разница в ликвидации ИП и ООО

Если ИП решил сам закрыть бизнес, ему нужно заплатить госпошлину в размере 160 руб. и подать подать заявление по форме Р26001 в ИФНС. Расплатиться с кредиторами можно и после снятия с учёта.

Закрыть ООО сложнее и дольше. Процесс может затянуться на несколько месяцев. Это зависит от того, как закрывают организацию — добровольно или принудительно. Например, чтобы ликвидировать ООО в добровольном порядке, нужно:

  1. На общем собрании участников принять решение о ликвидации.
  2. Избрать ликвидационную комиссию или одного ликвидатора.
  3. Сообщить о решении контрагентам и в ИФНС по месту нахождения ООО.
  4. Предупредить службу занятости о будущих увольнениях.
  5. Составить промежуточный ликвидационный баланс и т. д.

Таблица отличий ИП и ООО

Минимальный список документов для госрегистрации.

Госпошлина — 800 руб

Нужно оформить больше документов, чем для регистрации ИП.

Госпошлина — 4 000 руб.

ИП отвечает по долгам всем своим имуществом.

При снятии ИП с налогового учёта задолженность по предпринимательской деятельности взыщут и с физлица.

Участники и руководители ООО не расплачиваются по долгам организации личным имуществом.

Но если доказано, что неплатёжеспособность ООО наступила из-за умышленных действий, собственников и руководителей бизнеса привлекут к субсидиарной ответственности.

Встать на налоговый учёт можно только по месту жительства, указанному в паспорте. Если нет штампа с пропиской, то оформить ИП можно по адресу временной регистрации.

Заработанные деньги ИП вправе снимать и тратить по своему усмотрению.

Снятие средств и траты на личные нужды не нужно подтверждать документами.

Деньги ООО можно тратить только на нужды организации. Все расходы нужно подтверждать документами.

Собственникам сложнее выводить прибыль.

ИП платит страховые взносы:

  1. С начисленных выплат работникам по трудовым и гражданско-правовым договорам.
  2. За себя.

Взносы на собственное страхование ИП должен перечислять, даже если ничего не зарабатывает.

Налоги зависят от режима налогообложения и наличия работников. У ИП больше выбора среди спецрежимов.

ООО перечисляет страховые взносы только с начислений в пользу работников.

Налоги, как и у ИП, зависят от выбранной системы налогообложения и наличия наёмного персонала.

ИП освобождён от бухгалтерского учета и бухотчётности.

Может не вести кассовые документы.

ООО обязано вести бухучёт и сдавать бухотчётность.

Есть обязанность соблюдать кассовую дисциплину.

Штрафы гораздо больше, чем для ИП.

Оштрафовать могут и ООО, и должностных лиц.

Часто задаваемые вопросы

Общество с ограниченной ответственностью - что это?

Большинство российских коммерческих компаний создаётся в виде ООО. Популярность этой организационно-правовой формы заключается в её простоте. В этой статье мы расскажем о том, что такое общество с ограниченной ответственностью, каковы его основные характеристики и особенности.

ООО — это коммерческая структура, созданная для получения прибыли. Партнёры объединяют свои усилия, ведут совместную работу и делят между собой доход, который остаётся после оплаты всех издержек и налогов. При чём тут ответственность и чем она ограничена? К этим вопросам вернёмся чуть позже.

Зарегистрируй бизнес онлайн

Коммерческая компания ведёт свою деятельность по нормам закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Закон определяет ООО как хозяйственное общество, имеющее разделённый на доли уставный капитал и созданное одним или несколькими лицами.

Участники ООО

Лица, которые организуют ООО, на момент открытия называются его учредителями, а далее — участниками. Это могут быть граждане России или других стран, а также юридические лица любой формы собственности. Запрет на участие установлен лишь для государственных и муниципальных органов.

Участники вправе управлять делами компании и получать часть заработанной прибыли. Приобретают они и определённые обязанности, например, вовремя внести свой вклад в уставный капитал и соблюдать коммерческую тайну. Участника, который не выполняет свои обязанности или вредит деятельности бизнеса, могут исключить из общества через суд.

В ООО может быть не более 50 участников. Ключевые вопросы решаются совместно путем голосования. Общество может быть организовано и одним лицом, тогда все решения принимаются им самостоятельно. Существует одно правило — в качестве единственного учредителя не может выступать организация, которая сама была образована всего одним лицом.

Состав участников общества со временем может меняться. Собственник вправе продать или подарить свою долю в бизнесе частично или полностью. Кроме того, он может выйти из ООО, если такое право закреплено в уставе. В этом случае доля передаётся обществу, а бывший участник взамен получает пропорциональную часть имущества компании. Остальные участники обязаны эту долю распределить между собой или реализовать. Если этого не сделать в течение года, долю придётся погасить.

Уставный капитал

Все участники общества должны внести первоначальный вклад в активы компании. Уставный капитал (УК) обеспечивает работу предприятия на первом этапе, а также служит гарантией для кредиторов. Законом определён минимальный размер УК, в общем случае это 10 000 рублей. Для некоторых сфер бизнеса капитал установлен в большем размере. Минимальный УК нужно внести только деньгами, а всё, что выше, можно внести имуществом или дополнить любой суммой денег.

Большинство ООО открывается с минимальным капиталом. Нередко этого бывает достаточно, но порой его приходится увеличивать, и причин для этого немало. Например, требование инвесторов, необходимость получить лицензию или желание продемонстрировать свою платёжеспособность. Ведь чем выше УК, тем надежнее выглядит фирма в глазах потенциальных контрагентов, а значит, у неё больше возможностей для сотрудничества. Несмотря на то что уставный капитал является страховкой для кредиторов, он не обязан лежать мертвым грузом на банковском счёте. Эти средства можно использовать для текущей работы компании.

Доли в УК

Уставный капитал поделен на доли по договоренности между учредителями. Допустим, если двое сделали одинаковые вклады в денежном выражении, то доля в УК каждого из них будет составлять 1/2 или 50%. Размер долей может быть разным, никаких ограничений закон не устанавливает. Например, одному бизнесмену может принадлежать 90% компании, а двум другим — по 5%.

Каждый участник должен оплатить свою долю УК самостоятельно, освободить его от этой обязанности нельзя. Внести вклад надо не позднее четырёх месяцев с даты регистрации общества с ограниченной ответственностью или раньше, если это оговорено в уставе. Если не оплатить долю в срок, она перейдёт обществу для дальнейшей продажи или распределения.

Управление обществом

В ООО довольно простая система управления. Высшим органом является общее собрание участников (ОСУ). Именно на нём решаются ключевые вопросы. Голоса считаются пропорционально долям голосующих в уставном капитале, но это правило можно изменить. Например, установить, что у каждого участника один голос вне зависимости от размера его доли. Чтобы это положение заработало, его нужно прописать в уставе. По некоторым вопросам участники должны принять решение единогласно. Например, так нужно проголосовать за продажу или распределение принадлежащей обществу доли, за ликвидацию или реорганизацию. Для решения других вопросов нужны 2/3 голосов или простое большинство.

В большинстве случаев работой организации управляет директор, которого выбирают участники. Им может стать как один из собственников, так и нанятый работник со стороны. Помимо него, можно предусмотреть коллегиальный исполнительный орган — Дирекцию или Правление. Как распределить руководящие полномочия, учредители решают самостоятельно. Кроме того, общество с ограниченной ответственностью может организовать для управления Совет директоров, но это встречается нечасто.

Устав ООО

Устав является учредительным документом общества, на основании которого оно ведёт хозяйственную деятельность. В уставе закрепляется базовая информация о компании:

  • наименование;
  • место нахождения;
  • размер УК;
  • сведения об органах управления;
  • права и обязанности участников;
  • порядок передачи доли;
  • правила хранения документов;
  • порядок информирования участников о деятельности общества.

При формировании устава действует много диспозитивных норм. Они будут применяться лишь в том случае, если их включить в документ. Если же такие положения не упомянуть, то они либо не будут работать вовсе, либо будут применяться так, как прописано в законе. В частности, к диспозитивным нормам устава относятся:

  • право участника на выход из ООО;
  • запрет на реализацию доли третьим лицам;
  • правила преимущественной покупки доли;
  • переход доли к наследнику только с согласия остальных участников.

Можно установить в уставе и свой порядок распределения прибыли. По умолчанию это происходит пропорционально долям, но допустимы и другие принципы деления. Можно предусмотреть дополнительные обязанности и права для всех участников или только для некоторых. Кроме того, устав может содержать особые нормы, регламентирующие правила крупных сделок, порядок проведения общего собрания и даже срок, на который создается компания.


Ответственность общества и его участников

А теперь вернёмся к началу и вспомним, что такое ООО. Повторимся, что расшифровка этой аббревиатуры — общество с ограниченной ответственностью. Это коммерческая организация, которая занимается бизнесом и несёт связанные с ним риски. Когда бизнес идёт успешно, всё хорошо: компания получает прибыль, а её владельцы — дивиденды. Но может случиться и так, что дело не пойдёт, как предполагалось. Например, привлечены заемные средства, накапливаются обязательства, которые нечем оплатить. В итоге договоры с партнерами не выполняются, растет налоговая задолженность, а компании грозит банкротство и ликвидация.

Какие риски при этом несёт учредитель ООО? Подразумевается, что участник не должен отвечать по обязательствам своей организации, то есть оплачивать её долги. А значит, он не может потерять больше, чем вложил в бизнес. Однако, есть и такое понятие, как субсидиарная ответственность. Суть его в том, что владельца доли всё же могут привлечь к расчету по долгам ООО. Но только лишь в том случае, если доказано, что его умышленные действия привел к банкротству компании. Если же не применять серые схемы и не проворачивать незаконные операции, то риск привлечения участников к субсидиарной ответственности невысок.

Проверьте контрагента

Итак, мы разобрались, что такое общество с ограниченной ответственностью, и описали его основные черты. Сегодня эта самая простая в организации и управлении форма юрлица для коммерческой деятельности. Она даёт возможность вести бизнес совместно с партнёрами и при этом ограничивает риски, связанные с предпринимательством.

Читайте также: